Общие выражения.

Как всё-таки все мы похожи. Неважно, где мы живём, к какой партии принадлежим, какое у нас вероисповедание, цвет кожи и национальность. Мы - люди. Кроме общего стремления всех нас к любви, добру и пониманию, у нас есть общие образы, похожие ассоциации и даже одинаковые устойчивые сочетания слов.Read more


Неуклюжий —набекрень

Разберем слова неуклюжий, нельзя, ненастье, набекрень. Все они стали в современном русском языке выражать отрицательные понятия:

Нельзя противопоставляется можно.

Неуклюжий — ловкому.

Ненастье, то есть дождливая погода,— погоде хорошей, солнечной.

А раньше существовали прямые понятия:Read more


Тайны цвета (по роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Цвет скрывает много интереснейших моментов, не различимых с первого взгляда.
Цветовая гамма делает мир объёмным, позволяет увидеть привычное другими глазами.
Например, знатоки "Мастера и Маргариты", наверняка, помнят одежду Понтия Пилата: белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат."
Белый плащ с кровавым подбоем - это исторические цвета одеяния римского прокуратора. Оценочный эпитет "кровавый" ассоциируется с властью, построенной на крови. Интересно, что в 18 главе романа плащ другого героя - Воланда - в одном из эпизодов похож на одежду Пилата: "траурный плащ с огненной подкладкой". Чёрный - своего рода канва романа (так часто он используется писателем).
Цветовая символика часто скрывает межлитературные ассоциации, которые возникают в процессе прочтения произведения. Исследователи романа находят интересную связь с "Симфониями" Андрея Белого.
"Огненным пятном горели одежды королевские пред троном, а кругом стояла гробовая тишина".
(А.Белый "Северная" симфония).
Кроваво-огненный оттенок красного сохраняется в описании, а чёрный, траурный, цвет ада, противопоставлен белому плащу Пилата. И это сопоставление цветовой гаммы одежды двух героев проводит "ниточку" между двумя персонажами и представляет оценку действиям прокуратора.
К вопросу о плащах и чёрном цвете. В "Северной" симфонии Белого героиня - женщина в черном одеянии - напоминает Маргариту после бала в накинутом на плечи плаще.
Стоит заметить, что чёрные плащи участников последнего полета тоже имеют свою символику: чёрный цвет - цвет не только траура, смерти, но это и цвет вечности.
Голубой хитон - большой голубой плащ из простого материала - обычное одеяние того времени в Палестине. Голубой цвет был любимым у иудеев и считался священным. Можно вспомнить некоторые иконы и роспись храмов, чтобы найти подтверждение этому. "По закону и каждый иудей должен был носить на всех углах своего таллифа кисти на голубых лентах в знак того, что он помнит все заповеди Господни и исполняет их".
"Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон," - таким предстаёт перед читателями Иешуа.
Голубой цвет появляется в романе не только в одежде главного героя. "Голубая дорога перед прокуратором провалилась", - читаем мы в конце произведения. Голубая лунная дорога - мост, соединяющий райскую обитель и земные просторы.
В "Северной" симфонии А. Белого герои тоже восходят к вершинам света - белой башне с террасой, с которой видна "голубая бесконечность":
Пала красная мантия на мрамор перил. Король, весь в белом шелку, весь в утренних, алмазных искрах, молился над ребенком своим.
И навстречу молитве сияла голубая бесконечность, голубая чистота восходящей жизни.

А вот ещё пример неожиданной параллели литературного пространства. Фраза "ещё платье полосатое" (эпизод, когда Мастер не может точно вспомнить имя своей первой жены - то ли Варенька, то ли Манечка), вызывает в памяти опять момент из симфонии А.Белого "Возврат": главный герой - ученый Евгений Хандриков, очутившись в психиатрической лечебнице, равнодушен к своей прежней жизни и не может вспомнить имя своей жены - только цвет ее платья.

Конечно, цветовая насыщенность романа М.А.Булгакова складывается из многих составляющих: и "белые фартуки" дворников, и "алая повязка вагоновожатой", и "глыба мрамора с золотою драконовой чешуёй", и "золотая подкова, усыпанная алмазами", и даже "сиреневый клиент" и т.д., и т.п.
Эта мозаика создаёт фон романа, за которым скрывается целый мир литературных параллелей и реалий.

Цвет-это не только колорит, краска, настроение. Это и тайна, за которой можно рассмотреть и неожиданные параллели, и волшебные ассоциации.

Материалы взяты из

интернет-журнала любителей русской словесности


Шальной

Слово шаль в значении теплого шерстяного платка настолько обрусело, что не отмечено в «Словаре иностранных слов», хотя оно в нашем языке и заимствованное.

По-французски, по-немецки и по-английски шаль звучит так же, как и по-русски, только по-разному пишется: châle, Schal, shawl.Read more


Сказочные птицы

А не поговорить ли нам о птицах? Да не о простых, а о сказочных!Read more


Лесть

В словаре Ушакова под словом лесть находим следующее определение:

« Лесть. Угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-, чем-нибудь, внушаемое корыстными побуждениями. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна» (Крылов)».

Всегда ли слово лесть имело такое значение?Read more


Нужный

До XVII века в русском языке слово нужный не значило «необходимый», а применялось в значении «трудный».

В одном замечательном автобиографическом письменном памятнике XVII века, «Житие протопопа Аввакума», автор его говорит о трудностях пути:Read more


Московские книжники XVIII-XIX веков

Еще недавно наша страна была самой читающей страной в мире. На каждом шагу можно было найти книжные и букинистические магазины, широко были открыты для детей и взрослых двери библиотек. Но настали смутные времена и в магазинах, и в руках читающего московского метро - весьма сомнительная продукция: глянцевые журналы, сборники анекдотов и кроссвордов, желтые газетки, низкопотребные романы. А где же серьезные издания? Где же произведения наших классиков? Неужели все это кануло в Лету, перестало пользоваться спросом, стало невыгодным? И в чем причина того, что наш читатель так опустился? Время такое, скажет кто-то. Миром правят деньги. Культура и нравственность не в моде. Время? А каким оно было раньше? И какими тогда были книги?Read more


Аспид

Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому: кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем сожжет. Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет, только головой покачал:Read more