Индекс туманности Ганнинга

Индекс туманности Ганнинга (или Фог-индекс, англ. Fog Index) показывает уровень удобочитаемости текста.

Этот метод проверки комфорта восприятия текста назван по имени создателя Роберта Ганнинга. Вначале он предназначался для журналистов, чтобы избежать туманных формулировок в написанном. В настоящее время используется копирайтерами для определения степени простоты текста для читателей.

 

Индекс Ганнинга рассчитывается по формуле:

Fi = (Nws + Nwt) * 0,4
Nws – количество слов в предложении.
Nwt – количество слов в одном предложении длиной 3 и более слогов.

 

Исходная формула туманности Ганнинга:

Индекс туманности Ганнинга или Фог-индекс

Для текстов на русском языке применяется поправочный коэффициент 0,78.
Число сложных слов — слова с числом слогов больше четырёх.

Расчет определяет с точностью до класса образования, насколько читатель готов к пониманию написанного.

 

Приняты следующие значения Fog Index:

- 70 и выше – не требуется специальной подготовки;
- до 70 – среднее образование;
- до 60 – интеллектуальный уровень подготовки;
- до 30 – для понимания нужен научный уровень подготовки.

 

Проверив текст по данному методу на удобочитаемость, вы определите, не труден ли он для восприятия, не перегружен ли терминами, т.к. простота текста – значимый фактор его успеха. Нужно писать грамотно, со смыслом, но не забывать о «дружелюбности» к читателю.

 

Рассчитывается индекс так:

  • Вычленяется фрагмент текста от 100 до 200 слов.
  • Подсчитывается количество слов в предложениях. Как одно слово считаем числа и даты. Сложносочинённые предложения делим на 2 части.
  • Численность слов делим на численность предложений и получаем среднюю длину последних.
  • Учитываем число слов с 3-мя и более слогами (кроме составных слов, имён собственных, глаголов, усложнённых склонением, падежом, временем).
  • Число многосложных слов делим на общую численность слов. Получаем процент многосложных слов в фрагменте текста.
  • К полученной цифре прибавляем средний показатель длины предложения.
  • Это значение умножаем на 0,4.

 

 


Технологическая карта урока по ФГОС – новый вид конспекта

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

— наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;

— учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;

— критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта урока и её структура

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

  • должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
  • должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
  • должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
  • должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.

Благодаря технологической карте урока учитель может видеть и контролировать:

  • конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
  • соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
  • порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:

  • название темы занятия, общей тематики раздела с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • список предметных, личностных, метапредметных результатов учащихся;
  • метапредметные связи в рамках курса;
  • указание форм работы на уроке;
  • этапы изучения темы с указанием целей и прогнозируемых результатов (в т.ч. практические и диагностические задания).

Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна. Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.

 В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного материала.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • реализовывать на практике межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

  • этапы урока;
  • время;
  • деятельность учителя;
  • деятельность обучающихся;
  • методы, приемы и формы обучения;
  • прогнозируемый результат образовательной деятельности;
  • учебно-методическое обеспечение.

 

Этапы урока Время, мин. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы, приемы, формы обучения Прогнозируемый результат

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение
             

 

Второй вариант технологической карты предусматривает разделение деятельности учителя и учащихся. Деятельность учащихся разделяется на познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельности, каждая из которых, в свою очередь, делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
познавательная коммуникативная регулятивная
осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности
             

 

Третий вариант технологической карты урока может содержать:

  • этапы урока;
  • виды работы, формы, методы, приемы;
  • содержание педагогического взаимодействия делится на деятельность учителя и деятельность обучающихся;
  • формируемые УУД;
  • планируемые результаты.

 

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
           

 

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать универсальную карту. Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:

—  все известные типы уроков,

— все УУД,

— известные цели и задачи,

— общую концепцию хода урока.

В результате при подготовке технологической карты на урок можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока.

Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологических карт. Есть многокомпонентные модели: три карты на один урок, или конспект плюс технологическая карта, или одна карта на тему (на весь цикл уроков по теме). Есть карты, которые позволяют хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на описании специфики используемых учителем заданий. Появились карты, которые обращают внимание учителя на формирование метапредметных результатов как итога урока.

Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.

В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Алгоритм составления технологической карты

  1. Определить и сформулировать тему урока, место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
  2.  Сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, его воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

  1. Продумать уникальность урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников — одним словом то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффектный опыт, нестандартный подход уже к известному материалу.
  2. Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
  3. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

— что контролировать;

— как контролировать;

— как использовать результаты контроля.

  1. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

  1.  Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Рассмотрим рекомендации методистов по составлении технологической карты урока по ФГОС.

  1. Необходимо записать в технологическую карту общие сведения:

Предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

  1. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия.
  2. При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
  3. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
  4. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
  5. Следует помнить, что урок должен иметь воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
  6. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
  7. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

 

  Универсальная технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1.Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
2.Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3.Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
4.Конструирование нового способа действия Построение ориентированной основы нового способа действия Организует учебное исследование для выделения понятия Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5.Переход к этапу решения частных задач Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции Осуществляют работу по выполнению отдельных операций Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль
6.Применение общего способа действия для решения частных задач Коррекция отработки способа Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7.Контроль на этапе окончания учебной темы Контроль Диагностическая работа (на выходе):
— организация дифференцированной коррекционной работы,
— контрольно-оценивающая деятельность
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

 

Образец технологической карты урока по ФГОС

Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока, представленный ниже.

Образец

 

Список источников:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». – М.: Проспект, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образ-я и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Громова В.И.Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
  4. Зайцева И.И.Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/
  6. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
  7. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
  8. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007

Русский язык

Краткая теоретическая информация

QR-код к каждой теме

Во весь экран


К уроку литературы

 

К учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

Методические рекомендации 5 класс (с планированием)

Методические рекомендации 6 класс (с планированием)

Методические рекомендации 7 класс (с планированием)

Методические рекомендации 8 класс (с планированием)

Методические рекомендации 9 класс (с планированием)

 

Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. О.А. Ерёмина

Уроки литературы, 5 класс. Методическое пособие к учебнику под редакцией В. Ф. Чертова

Литература. 5 класс. Методические рекомендации по литературе для 5 класса под редакцией В. Г. Маранцмана

Уроки литературы в 6 классе. Пособие для учителей под редакцией В. Ф. Чертова

Литература. 5—9 классы. В.Г. Маранцман

Литература. 5—11 классы (базовый и профильный уровни) под редакцией В. Ф. Чертова

Методические рекомендации по литературе для 7 класса под редакцией В. Г. Маранцмана

Методические рекомендации по литературе для 8 класса под редакцией В. Г. Маранцмана

Методические рекомендации по литературе для 9 класса под редакцией В. Г. Маранцмана

Методические рекомендации по литературе для 10 класса под редакцией В. Г. Маранцмана

Методические советы по литературе для 10 класса. Пособие для учителя. Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова

Методические советы по литературе для 10 класса. Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская, В.А. Фаткуллова

Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя.Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская

Литература 10—11 классы под редакцией В.Г. Маранцмана (поурочные планирования, методические комментарии)

Поурочные разработки по литературе для 11 класса. Книга для учителя. О.А. Ерёмина

Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя (3-е издание) под редакцией В. П. Журавлева (В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская, С.Л. Страшнов, Н.И. Ласкина, И.И. Чернова, И.О. Шайтанов, Н.Л. Крупина, Т.А. Калганова)

Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

 

Литературные викторины. Л.Л. Бельская

Всероссийские олимпиады по литературе.Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова


К уроку русского языка

Культура русской речи речи. Методические рекомендации 10-11 класс. А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили черечи.» 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс (204 часа) по учебнику «Русский язык» 5 класс. Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комисарова Л.Ю.

Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс (204 часа) по учебнику «Русский язык» 5 класс. Авторы: Разумовская М.М. и другие.

Тематическое планирование уроков русского языка 6 класс (170 часов) по учебнику «Русский язык» 6 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В.

Тематическое планирование уроков русского языка 7 класс (170 часов) по учебнику «Русский язык» 6 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В.

Тематическое планирование уроков русского языка 7 класс (170 часов) по учебнику «Русский язык» 7 класс. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.

Тематическое планирование уроков русского языка 8 класс (102 часа) по учебнику «Русский язык» 8 класс. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.


Классификация ученических сочинений

Жанровые разновидности:

Сочинение-описание: Сочинение-повествование: Сочинение-рассуждение:
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение

Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.

Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.

 

Особенности сочинений различных жанров

Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

Сочинение-характеристика

Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).

Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.

В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).

Сочинение — литературный портрет

Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.

Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.

Сочинение-этюд

В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».

Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

Сочинение-эссе

Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице...», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые...». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.

Сочинение-рецензия

Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Сочинение-обозрение

Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.

В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

Сочинение-очерк

Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

Сочинение-дневник

Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).

Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя...» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».

Сочинение-письмо

Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение-интервью

Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.

Сочинение-исповедь

Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.

Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.


Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

С - Р

О- П - Г


Схема конспекта урока

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Аттестуемый педагог (ФИО)_______________________________

Предмет_______________________________Класс_______________________________

Тема урока_______________________________

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

1. Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, котораядолжна быть достигнутаучащимися на данном этапеурока (что должно бытьсделано учащимися, чтобы ихдальнейшая работа на урокебыла эффективной)

  • определение целей и задач,которых учитель хочет достичьна данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихсяна начальном этапе урока,настроя учеников на учебнуюдеятельность, предмет и темуурока (с учетом реальныхособенностей класса, скоторым работает педагог)

2. Опрос учащихся позаданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 5. Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.