Схема конспекта урока

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Аттестуемый педагог (ФИО)_______________________________

Предмет_______________________________Класс_______________________________

Тема урока_______________________________

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

1. Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, котораядолжна быть достигнутаучащимися на данном этапеурока (что должно бытьсделано учащимися, чтобы ихдальнейшая работа на урокебыла эффективной)

  • определение целей и задач,которых учитель хочет достичьна данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихсяна начальном этапе урока,настроя учеников на учебнуюдеятельность, предмет и темуурока (с учетом реальныхособенностей класса, скоторым работает педагог)

2. Опрос учащихся позаданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 5. Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


Орфографический режим в школе

Правила ведения тетрадей и оформления работ учащимися

Общие требования к ведению тетрадей
Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:

  1. писать аккуратным, разборчивым почерком
  2. единообразно выполнять надписи на обложке тетради
  3. указывать название предмета, класс, фамилию и имя
  4. соблюдать поля и красную строку
  5. указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 09.09.01)
  6. указывать, где выполняется работа (классная или домашняя)
  7. писать на отдельной строке тему урока
  8. указывать вид выполняемой работы (план, конспект, лабораторная работа и т.д.)
  9. выполнять задания аккуратно, подчеркивая условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости - с применением линейки
  10. исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам

Русский язык
Для выполнения всех видов работ лицеисты должны иметь следующее количество тетрадей:

  1. по две рабочие тетради в 7 - 9 классах
  2. одну тетрадь в 10 - 11 классах
  3. одну тетрадь для контрольных работ
  4. одну тетрадь для творческих работ

В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое сентября). Обозначается номер упражнения. Между датой, наименованием вида работы, заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строка не пропускается. Между заключительной строкой текста одной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускаются две строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Иностранный язык
Для выполнения всех видов работ по иностранному языку лицеисты должны иметь:

  1. по две тетради в 7 - 9 классах
  2. одну тетрадь в 10 - 11 классах
  3. одну тетрадь как словарь для записи иностранных слов в 7 - 11 классах
  4. одну тетрадь для контрольных работ

Тетради подписываются на изучаемом языке, число и месяц записываются словами.
Поля в тетрадях по иностранному языку располагаются слева.

Примерные требования к оформлению реферативных работ
Реферативная работа учащегося оформляется следующим образом:

  1. на титульном листе указывается название учебного заведения, название (тема) реферата, класс, автор, научный руководитель и его Ф.И.О., город и год
  2. в оглавлении приводится перечень основных частей реферата: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, - и указываются страницы
  3. введение должно включать в себя обоснование актуальности избранной темы, описание целей и задач, которые ставит перед собой автор
  4. основная часть должна представлять собой целостный (сплошной) текст, разделяемый лишь на смысловые блоки (разделы)
  5. основные положения разделов подытоживаются обязательными выводами
  6. заключение содержит общие выводы реферата, которые не должны повторять выводы по разделам
  7. список используемой литературы должен включать в себя не менее 5 наименований
  8. после списка используемой литературы в реферат может быть добавлен раздел Приложения (иллюстрации, таблицы, схемы, графики и т.п.)
  9. при дословном цитировании в тексте необходимы кавычки в начале и в конце цитаты; если автор реферата пересказывает чью-либо мысль своими словами или близко к тексту, кавычки не обязательны
  10. при цитировании или пересказе "чужих" мыслей обязательны сноски на ту литературу (автора), откуда эта мысль, вывод, положение взяты
  11. сноски оформляются единообразно - либо внизу каждой страницы ( нумерация на каждой странице должна начинаться с единицы), либо в конце реферата (нумерация должна начинаться с единицы и продолжаться до конца работы)
  12. справочно-вспомогательный аппарат должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (фамилия, инициалы автора; название книги, статьи; место и год издания; номера страниц)

Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

1.2. Виды письменных работ учащихся

Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значительных тем программы;
  • в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

1.3. Количество итоговых контрольных работ

Предметы

Вид работы

Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год

по классам

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Русский язык
диктанты

8

8

6

5

3

-

-

изложения

2

2

2

2

-

-

-

сочинения

2

2

2

3

3

-

-

Литература
классные сочинения

4

3

2

2

3

4

4

домашние сочинения

1

2

3

3

3

3

3

Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку:

Класс

Словарный диктант

Контрольный диктант

Изложение (подробное)

Объём ученического сочинения

V

10 – 15

(15 – 20)

90 – 100

100 – 150

0,5 – 1 стр.

VI

15 – 20

(20 – 25)

100 – 110

150 – 200

1 – 1,5 стр.

VII

25 – 30

110 – 120

200 – 250

1,5 – 2 стр.

VIII

30 – 35

120 – 140

(150)

250 – 350

2 – 3 стр.

IX

35 – 40

140 – 160

(150 – 170 )

350 - 450

3 – 4 стр.

X

до 50 слов

180 - 190

XI

до 50 слов

180 - 190

При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:

Класс V

VI

VII

VIII

IX

Количество орфограмм

12

16

20

24

24

Количество пунктограмм

2 – 3

3 – 4

4 – 5

10

15

В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).

Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Количество страниц

1 – 1,5

1,5 – 2

2 – 2,5

2,5 – 3

3 – 4

4 – 5

5 – 7

(за 2 часа)

Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.

Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.

4.Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

I. по русскому языку:

  • в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
  • во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
  • в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

II. по литературе:

в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
  • сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;

(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.

Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)

  • при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
  • подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
  • после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

4.7. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности;
  2. этап обучения;
  3. объём работы;
  4. чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

5. Выведение итоговых оценок

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.


Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Филология (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ФИЛОЛОГИЯ

(русский язык как государственный, русский язык как родной, литература)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

I Введение

1.Общие сведения о русском языке. Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Проблемы двуязычия. Место и роль русского языка в современном обществе. Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

II Система русского языка

Основные уровни русского языка. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, грамматика. Орфография и пунктуация. Обобщение пройденного.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Текст.

Предложение простое и сложное.

Синтаксическая синонимия.

Способы передачи чужой речи. Средства межфразовой связи. Способы связи предложений в тексте: связь цепная, параллельная, смешанная.

Орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

  • Речь.

 

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация в тексте. Структура текста. План содержания и план выражения. Зависимость выбора языковых средств от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля).

Функционально-смысловые типы речи (текста) - описание, повествование, рассуждение, их структура и средства связи.

Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики.

Язык художественной литературы.

Деловой стиль в системе русского языка как государственного.

Виды речевой деятельности.

Чтение и аудирование. Ознакомительное, поисковое и просмотровое чтение текстов разных стилей и жанров. Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста.

Говорение и письмо. Участие в диспуте, беседе на общественно-политические, морально-этические темы. Вопросы перевода с родного языка различных по стилю отрывков из небольших произведений.

Русский язык как родной

I.Введение.

1. Общие сведения о языке.

Язык и культура. Язык и история народа.

Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

2. Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.

П. Система русского языка.

Язык как система. Основные уровни русского языка.

Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис. Лексикография. Орфография и пунктуация . Повторение изученного.

Ш. Речь.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их основные особенности.

Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Нормативное употребление форм слова, слов и фразеологизмов. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.

Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Нормы русского правописания. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

Выразительные словообразовательные средства. Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова . Стилистическая окраска слова и фразеологизма. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки и использование их в речи.

Выразительные средства грамматики.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические функции порядка слов. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

ЛИТЕРАТУРА

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и "всечеловечность".

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

Биографические сведения (основные факты) о других писателях-классиках XIX в. и выдающихся писателях XX в., включенных в обязательный минимум.

Творческая история романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир".

Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся русских критиков Х I X-XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, мировоззренческая, историко-культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Из литературы конца XVIII - I половины XIX века

Г.Р.Державин. Стихотворения, например: "Властителям и судиям", "Ключ", "Фелица", "Русские девушки", "Снигирь", "Соловей", "Памятник", "Бог".

В.А.Жуковский. Стихотворения, например: "Певец во стане русских воинов", "Песня” (“Минувших дней очарованье...”), "Море", "Эолова арфа".

А.С.Пушкин. Стихотворения, например: "Пророк", "Поэту", "Осень", "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Отцы-пустынники и жены непорочны...", "На холмах Грузии...", "Я вас любил...", “Погасло дневное светило...”, “Безумных лет угасшее веселье...”. "Маленькие трагедии", например: "Моцарт и Сальери", "Каменный гость".

Роман "Евгений Онегин".

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения, например: "Дума", "Родина", "Поэт", "Я не унижусь пред тобою...", "Как часто пестрою толпою окружен...", "Молитва” (“В минуту жизни трудную...”), “Выхожу один я на дорогу...”, “Пророк”. Роман "Герой нашего времени".

Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".

Из литературы II половины XIX века

А.Н.Островский. Пьеса "Гроза" или "Бесприданница".

И.А.Гончаров. Роман "Обломов" (обзорное изучение)*.

И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети" или "Дворянское гнездо".

Ф.И.Тютчев. Стихотворения, например: "Silentium", "Не то, что мните вы, природа...", "Еще земли печален вид...", "Как хорошо ты, о море ночное...", "Я встретил вас...", "Эти бедные селенья...", “Нам не дано предугадать...”.

А.А.Фет .. Стихотворения, например: "Еще майская ночь...", "Шепот, робкое дыханье...", "Облаком волнистым...", "Еще весны душистой нега...", "Заря прощается с землею...", "Это утро, радость эта...", "Поэтам", "На железной дороге", "Сияла ночь. Луной был полон сад...".

Н.А.Некрасов. Стихотворения, например: “Поэт и гражданин”, “Элегия” (1874 г.), “Пророк”, “Зине”(“Ты еще на жизнь имеешь право...”), “Рыцарь на час”, "Я не люблю иронии твоей...”, "Умру я скоро...", стихи из цикла “О погоде”.

Н.С.Лесков. Повесть “Тупейный художник” (обзорное изучение).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман "История одного города" или “Господа Головлевы” (обзорное изучение).

Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание" или "Идиот".

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея "Война и мир".

Из литературы конца XIX - начала XX в.

А.П.Чехов. Рассказы, например: "Попрыгунья", "Душечка", "Случай из практики", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Ионыч". Пьеса "Вишневый сад" или "Три сестры".

И.А.Бунин. Рассказы, например: "Антоновские яблоки", “Господин из Сан - Франциско”, "Легкое дыхание", рассказы из сборника "Темные аллеи". Стихотворения, например: "Крещенская ночь", "Одиночество", "Последний шмель", "Песня" ("Я простая девка на баштане..."), "Ночь".

А.И.Куприн. Рассказы и повести, например: "Олеся", "Гранатовый браслет", "Гамбринус".

Избранные стихотворения поэтов серебряного века, например: И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта, Ф.К.Сологуба, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилева, В.Хлебникова, О.Э.Мандельштама, М.И.Цветаевой, И.Северянина.

Из литературы XX века

М.Горький. Пьеса "На дне". Роман “Фома Гордеев” или “Дело Артамоновых” (обзорное изучение).

А.А.Блок. Стихотворения, например: "Вхожу я в темные храмы...", "Незнакомка", "Русь", "О доблестях, о подвигах, о славе...", "На железной дороге", "На поле Куликовом", из цикла "Кармен"; поэма “Двенадцать”.

В.В.Маяковский. Стихотворения, например: "Нате!", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Дешевая распродажа", "Сергею Есенину", "Юбилейное", “Письмо Татьяне Яковлевой”. Поэмы "Облако в штанах", "Во весь голос".

С.А.Есенин. Стихотворения, например: "Русь", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Письмо матери", “Пушкину”, “Спит ковыль. Равнина дорогая...”, “О красном вечере задумалась дорога...", “Запели тесанные дроги...”, “Мы теперь уходим понемногу...". Из цикла "Персидские мотивы".

А.А.Ахматова. Стихотворения, например: "Песня последней встречи", "Перед весной бывают дни такие...", "Заплаканная осень, как вдова...", "Мне ни к чему одические рати...", "Не с теми я, кто бросил землю...", "Приморский сонет", "Родная земля", “Муза”. Поэма "Реквием".

М.А.Шолохов. Роман "Тихий Дон" или “Поднятая целина”(обзорное изучение).

А.П.Платонов. “Сокровенный человек”.

М.А.Булгаков. “Белая гвардия” или “Мастер и Маргарита” (обзорное изучение).

Б.Л.Пастернак. Стихотворения, например: "Про эти стихи", "Любить иных - тяжелый крест...", "Никого не будет в доме...", "Сосны", "Иней", "Июль", "Снег идет", "На ранних поездах", стихотворения из романа "Доктор Живаго".

А.Т.Твардовский . Стихотворения, например: "Я знаю никакой моей вины...", "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "К обидам".

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения, например: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идет”.

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например:

Ф.А.Абрамова, В.П.Астафьева, В.М.Шукшина, В.И.Белова, В.П.Некрасова, В.Г.Распутина, А.И.Солженицына, В.В.Быкова, К.Д.Воробьева, Ю.В.Трифонова, Е.А.Евтушенко, А.В.Вампилова, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, И. А. Бродского, Н. М. Рубцова Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого и др.

Из зарубежной литературы избранные произведения, например: В.Шекспира “Гамлет”, И.-В.Гете “Фауст”, Э.-Т.-А. Гофмана “Крошка Цахес”, О.Бальзака “Гобсек” или “Отец Горио”, Б.Шоу “Пигмалион”, Г.Уэллса “Война миров”, Э.Хемингуэя “Старик и море”, Э.-М.Ремарка “Три товарища” и др. (обзорное изучение).

* Обзорное изучение в отличие от текстуального не предполагает детального углубления в текст произведения.

ЛИТЕРАТУРА

для общеобразовательных учреждений

с родным (нерусским) языком обучения

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и "всечеловечность".

Основные биографические сведения о писателях-классиках XIX в. и выдающихся писателях XX века.

Изучение вершинных произведений русской классической литературы XIX, XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения.

Основные особенности литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, историко-культурная проблематика русской литературы. Человек и его отношение к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, личность и государство; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Типологическая общность и национальное своеобразие русской и родной литератур, проблемы их взаимоотношений и взаимосвязей.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ

Из литературы конца XVIII - I половины XIX века

Г.Р.Державин. Стихотворения: "Властителям и судиям", "Снигирь".

А.Н.Радищев. Роман “Путешествие из Петербурга в Москву” (“Слово о Ломоносове”)

В.А.Жуковский. Стихотворения: "Певец во стане русских воинов" (фрагмент от слов “Любви сей полный кубок в дар...” до слов “Есть жизнь и за могилой...”; фрагмент от слов “Отчизны кубок сей друзья!...”до слов “Мы здесь - и Бог наш - мщенье...”); "Море", баллада "Лесной царь".

А.С.Пушкин. Стихотворения: “Друзьям”, ода “Вольность” (фрагмент от слов “Лишь там над царскою главой...” до слов “Но вечный выше нас Закон...”), “К морю”, “Сожженное письмо”, “Арион”, “Стансы”, “Безумных лет угасшее веселье”, “Из Пиндемонти”, “Пред гробницею святой...”.

Поэма “Медный всадник” (вступление).

Трагедия “Борис Годунов”( сцены: “Келья в Чудовом монастыре”, “Царские палаты”, “Площадь перед собором в Москве”)

Роман "Евгений Онегин".

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: “Предсказание”, "Дума", "Три пальмы”, , "Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...”).

Роман "Герой нашего времени" (“Княжна Мери”, “Фаталист”).

Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души" (гл.5 “Ноздрев”, гл.7, гл.11 “Птица- тройка”).

Из литературы II половины XIX века

А.Н.Островский. Пьеса "Бесприданница" (действие 1, явл. 2,4, действие 4, явл. 5,7,11,12).

И.А.Гончаров. Роман "Обломов" (ч.1, гл.9 “Сон Обломова”).

Н.Г.Чернышевский. Роман “Что делать?” (гл.3 “Особенный человек”, гл. 4 “Четвертый сон Веры Павловны”).

И.С.Тургенев. Роман "Отцы и дети" (гл. 1-4, 10-11, 21, 27-28)

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Silentium", "Еще земли печален вид...", "Я встретил вас...", "Эти бедные селенья...", “Нам не дано предугадать...”, “Наш век”, “Как хорошо ты, о море ночное...” .

А.А.Фет . Стихотворения: "Шепот, робкое дыханье...", "На железной дороге", "Сияла ночь. Луной был полон сад...", “Еще майская ночь...”, “Я пришел к тебе с приветом...”.

А.К.Толстой. Стихотворения: “Средь шумного бала, случайно...”, “То было раннею весной...”.

Н.А.Некрасов. Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной...”.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (гл. “Савелий, богатырь святорусский”, “Губернаторша”)

Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание" (ч.1 гл.2 “Исповедь Мармеладова”, ч.1, гл. 5 “Сон Раскольникова”, Эпилог).

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея "Война и мир": т.1, ч.3, гл.16,19 (“Битва при Аустерлице”); т.2, ч.3, гл.1-3 (“Поездка в Отрадное”); т.2, ч.3, гл.15-17 (“Первый бал Наташи Ростовой”); т. 2, ч.4, гл.7 (“В гостях у дядюшки”); т.3, ч.2, гл.15,16,24 (“Бородинское сражение”); т.3, ч.3, гл.4 “Военный совет в Филях”); т.4, ч.3, гл.1 (“Народная война”).

Из литературы конца XIX - начала XX в.

А.П.Чехов. Рассказ "Ионыч".

Пьеса "Вишневый сад" ( действ. 1; действ. 2 (от прихода Раневской до появления прохожего); действ. 3 (от прихода Лопахина до конца действия); действ. 4 (от прихода Пищика до конца действия).

И.А.Бунин. Рассказы: "Антоновские яблоки", “Господин из Сан - Франциско”.

Стихотворения: "Одиночество", "Надпись на чаше”, “Слово”.

Из литературы XX века

М.Горький. Пьеса "На дне".

А.А.Блок. Стихотворения: "Незнакомка", "На железной дороге", "На поле Куликовом", “Предчувствую тебя. Года проходят мимо...”.

В.В.Маяковский. Стихотворение: "Послушайте!"

Поэма "Во весь голос" (вступление).

С.А.Есенин. Стихотворения: “Песнь о собаке”, "Русь советская", "Письмо матери", “Корова”, “Не жалею, не зову, не плачу...”.

А.А.Ахматова. Стихотворения: "Мне ни к чему одические рати...", "Не с теми я, кто бросил землю...", “Нам свежесть слов и чувства простоту...”.

Поэма "Реквием" (эпилог).

М.А.Шолохов. “Донские рассказы” (“Родинка”, “Червоточина”).

Роман-эпопея “Тихий Дон” (фрагменты: кн.1, ч.1, гл.9 “Сенокос”, кн.4, ч.8, гл.17 “Смерть Аксиньи”).

А.П.Платонов. Рассказ “Песчаная учительница”.

М.А.Булгаков. “Белая гвардия” (ч.2, гл.1, 20).

М.И.Цветаева. Стихотворения: “Кто создан из камня, кто создан из глины...”, “Стихи растут как звезды и как розы...”, “Моим стихам, написанным так рано...”.

Б.Л.Пастернак. Стихотворения из романа "Доктор Живаго" (“Гамлет”, “Август”, “Гефсиманский сад”), из цикла “Когда разгуляется” (“Во всем мне хочется дойти...”, “Быть знаменитым некрасиво...”).

А.Т.Твардовский . Стихотворения: "Я знаю никакой моей вины...", "Я убит подо Ржевом...".

Из русской литературы 60-90-х годов ХХ века

Произведения 2-3 писателей по выбору: Ф.А.Абрамова, Ч.Айтматова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, Ю.В.Бондарева, И.А.Бродского, В.В.Быкова, А.В.Вампилова, В.С.Высоцкого, В.Г.Распутина, В.С.Розова, Н.М.Рубцова, И.А.Солженицына, Ю.В.Трифонова, Н.И.Тряпкина

.

Избранные произведения из зарубежной литературы: В.Шекспира “Гамлет”(сцены); И.-В.Гете “Фауст” (Пролог II, действ. 1, сцена “Фауст и Вагнер. День.”; сцена “За городскими воротами”); Дж.-Г.Байрон “Паломничество Чайльд-Гарольда”(Песнь 1).

 


Оснащение кабинета русского языка и литературы

2.9. Кабинет русского языка и литературы.

2.9.1. Санитарно-гигиенические требования.

2.9.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».

2.9.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.9.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

2.9.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.9.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028×40, ЛП002-2Х40, ЛП034 4×36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125) ( «кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.9.1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске — 500 лк.

2.9.1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.9.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.

2.9.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

2.9.1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

2.9.1.11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

2. 9.2. Требования к помещениям кабинета русского языка и литературы

2.9.2.1. Для кабинетов русского языка и литературы должна быть отведена классная комната площадью не менее 50 кз.м

2.9.2.2. Количество кабинетов определяют путем деления общего количества недельных учебных часов по русскому языку и литературе на 30 (оптимальная нагрузка учебного кабинета).

Допускается организовывать отдельные кабинеты для русского языка и для литературы или объединенные кабинеты русского языка и литературы.

2.9.2.3. При наличии в школе нескольких кабинетов русского языка и литературы возможно оборудование лаборантских помещений. Рекомендуется оборудовать, как минимум, одну комнату, которая обслуживает все кабинеты по данным предметам.

2.9.2.4. Допускаются разные варианты планировки мебели в кабинетах: трехрядная расстановка ученических столов, расположение столов полукругом, расположение столов буквой «П» (в зависимости от выбранной организационной формы работы).

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее — 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами — О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены — около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски — 8,6 м.

2.9.2.5. В конце кабинета должно быть предусмотрено 1-2 рабочих места для работы с компьютером.

2.9.2.6. Вдоль задней стены должны быть размещены секционные шкафы для хранения учебного оборудования (от 8 до 18 секций в зависимости от площади помещения).

2.9.2.7. На передней стене должны быть расположены классная доска, подвесной экран, часть постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора должна быть подведена антенна.

2.9.2.8. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

2. 9.3. Требования к комплекту мебели в кабинетах русского языка и литературы

2.9.3.1. В комплект мебели должны входить мебель и приспособления для:

— организации рабочих мест учителя и обучающихся;

— для рационального размещения и хранения средств обучения;

— для организации использования аппаратуры;

— демонстрации печатных пособий;

— для систематизации имеющегося учебного фонда.

2.9.3.2. Мебель для оборудования рабочих мест обучающихся должна обеспечивать комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Мебель должна быть легкой, мобильной для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной).

Помимо мобильных рабочих мест следует оборудовать стационарные рабочие места (1-2) для работы с компьютером. Площадь стола должна быть достаточной для размещения аппаратуры и для письма.

2.9.3.3. Для оборудования рабочих мест обучающихся необходимы столы и стулья разных ростовых групп: двух для девятилетней школы (№ 4 и № 5 в равном соотношении) и трех для средней школы

№ 4 — 30%, № 5 — 60%, № 6 — 10%).

2.9.3.4- Стол для учителя должен иметь поверхность достаточной площади для размещения нескольких книг, отделение для комплектов тетрадей, отделение для комплектов раздаточного материала, используемых на конкретном уроке.

2.9.3.5. Для работы над почерком часть классной доски должна быть разлинована. Наиболее благоприятным цветом доски является темно-зеленый; для разлиновки рекомендуется светло-желтый. Поверхность доски должна быть матовой.

2.9.3.6. Специфика предметов «Русский язык» и «Литература» предполагает использование и нестандартной мебели. Это — кафедра, трибуна для докладчика, оратора, мягкие кресла для посетителей литературной гостиной, слушателей в кабинете риторики.

2.9.3.7. Мебель и приспособления для хранения средств обучения должны учитывать специфику данных предметов.

По задней стене кабинета устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций (по ГОСТ 18666-95):

— нижняя (с цоколем) с глухими дверками — 3-6 шт.;

— верхняя (устанавливается на нижнюю)

с остекленными дверками — 3-6 шт.;

— верхняя (устанавливается на остекленную)

с глухими дверками — 3-6 шт.

2.9.3.8. Для размещения книжного фонда в секциях должны быть предусмотрены полки, установленные на регулируемой высоте.

2.9.3.9. Для размещения крупноформатных репродукций картин и таблиц в кабинете должны быть предусмотрены специальные ящики.

2.9.3.10. Для обеспечения демонстрации диафильмов, слайдов необходимо иметь 2-3 столика или тележки для проекционной аппаратуры.

2.9.3.11. В кабинете должны быть экспозиционные стенды для организации выставки тетрадей, книг, справочных таблиц, карточек со словами для запоминания, календаря знаменательных дат. Это могут быть открытые стенды и закрытые застекленные витрины для обеспечения сохранности ценных экспонатов.

2.9.4. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

2.9.4.1. В кабинетах русского языка и литературы целесообразно предусмотреть аппаратуру:

— для демонстрации экранных пособий: диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, транспарантов;

— для демонстрации на экране печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий;

— для звукозаписи и ее воспроизведения;

— для осуществления магнитофонной записи и видеозаписи;

— для работы с компьютерными программами.

2.9.4.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у классной доски, другая -на противоположной от доски стене лаборатории, третья — на стене, противоположной окнам.

2.9.4.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.

2.9.4.4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяют следующие зоны ее размещения:

— у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов

— в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);

— в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).

2.9.4.5. Проекционная аппаратура для работы в кабинете русского языка и литературы должна иметь достаточный световой поток, чтобы не требовалось затемнения и оставалась возможность для чтения и письма.

2.9.4.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов -не более 8,6 м.

Высота нижнего края экрана над полом не менее 0,9 м.

Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола 1,2-1,3 м.

2.9.4.7. Графопроектор должен располагаться на расстоянии не менее 1,8 м от доски.

2. 9.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

2.9.5.1. Кабинеты русского языка и литературы комплектуются в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений России», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.9.5.2. Учебное оборудование должно быть ориентировано на разные виды восприятия и разные организационные формы работы: печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал.

2.9.5.3. Состав печатных, экранных, звуковых и экранно-звуковых пособий определяется для каждого кабинета в зависимости от возрастного состава обучающихся и задач конкретной программы, по которой работает учитель-словесник.

2.9.5.4. В кабинетах русского языка и литературы необходим книжный фонд для воспитания культуры речи и чтения и для формирования навыков самостоятельной работы.

2.9.5.5. Книжный фонд для уроков русского языка должен включать словари школьного типа, адресованные обучающимся (орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др.); для занятий по литературе — комментарий к художественным произведениям, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники (пособия для обучающихся серии «Литература. Справочные материалы.», «Литература учит» и др.), облегчающие организацию самостоятельной работы обучающихся.

2.9.5.6. В кабинетах русского языка и литературы должен быть комплект научно-методических книг, которые также используются непосредственно на урочных и внеклассных занятиях. К этой группе книг относятся программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы.

2.9.5.7. В кабинете целесообразно предусмотреть фонд самодельных пособий, отражающих краеведческие особенности и специфику преподавания в конкретном общеобразовательном учреждении.

2.9.5.8. Для оптимального использования имеющегося в кабинете учебного оборудования должны быть составлены картотеки: систематические, тематические, поурочные.

В первой картотеке средства обучения распределяются, систематизируются по видам (книги, печатные наглядные пособия, экранные, звуковые); во второй и третьей — по темам и вопросам программы.

2.9.5.9. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

2.9.6. Требования к организации рабочего места учителя и обучающихся

2.9.6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

2.9.6.2. Площадь стола должна быть достаточной для размещения книг, тетрадей, раздаточного материала, используемых на конкретном уроке.

2.9.6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.9.6.4. Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц.

2.9.6.5. Для рациональной организации рабочего места обучающихся должны быть соблюдены следующие условия:

— достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ;

— удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

— соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

— необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

Группа мебели Высота переднего края сиденья стула, мм Группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм
4 380 1460 - 1600 Красный 640
5 420 1600 - 1750 Зеленый 700
6 460 1750 - 1800 Голубой 760

2. 9. 7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования

2.9.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

— сохранность средств обучения;

— постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

— быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования — по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2.9.7.2. Учебное оборудование должно размещаться так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

2.9.7.3. Книжный фонд (словари, справочники, научно-популярная и художественная литература) должны храниться в секционном шкафу на специально выделенных полках.

2.9.7.4. Часть средств обучения русскому языку и литературе, составляющая точный материал (текстовой и изобразительный) должна храниться в приспособлениях типа каталожных ящиков, соответствующих формату изданных карточек.

2.9.7.5. Репродукция картин и таблицы, наклеенные на картон, должны храниться в специальных ящиках под классной доской или установленных отдельно под экспозиционными щитами. Таблицы размещаются в секциях по классам и темам с указанием списка и номера таблиц.

2.9.7.6. Диапозитивы хранят в картонных коробках, диафильмы — в пластмассовых коробках в специально изготовленных гнездах-укладках из дерева или пенопласта; транспаранты — в полиэтиленовых конвертах. Все экранные средства должны храниться в секциях с глухими дверками вдали от отопительных сооружений.

2.9.7.7. Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.

Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке.

Графопроектор также устанавливают на передвижной тележке.

2. 9.8. Требования к оформлению интерьера кабинета

2.9.8.1. Необходимо правильно подобрать цветовую гамму окраски стен кабинета. Наиболее благоприятными для работы являются холодные цвета: зеленый, голубой, сине-зеленый и их оттенки.

Оформление экспонируемых материалов должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели.

2.9.8.2. В кабинете целесообразно разместить стенды: рабочие, относящиеся к какой-либо теме программы; справочные (длительного пользования); юбилейные, не имеющие прямого отношения к программам.

Основу экспозиции учебного кабинета составляют рабочие стенды. Содержание этих стендов может быть связано с разными аспектами в изучении языка и литературы.

2.9.8.3. Справочно-информационный и инструктивный материал целесообразно распределить между стендами; он может экспонироваться и на специальном щите.

2.9.8.4. Рабочие стенды размещают в центре боковой стены свободной от различных приспособлений. Для юбилейных экспозиций используют верхнюю часть задней стены.

2.9.8.5. Стенд не должен быть перегружен экспонатами: на нем целесообразно поместить 3-4 карточки (формат машинописной страницы) и 2-3 книги.

2.9.8.6. Специфику экспозиции в кабинете русского языка и литературы отражает выставка лучших тетрадей и литературный календарь, который может включать материал по искусству в целом.


Рекомендации по созданию презентаций

Эти рекомендации не стоит воспринимать как требования, ничего страшного, если вы им не будете строго следовать. Главное правило типографики также применимо и к созданию слайдов: любое правило может быть нарушено, но не все сразу.

Время

  • Количество слайдов примерно соответствует длине доклада в минутах. Если у вас слайдов намного больше, чем времени, то вы просто не успеете показать все слайды, либо будете показывать их слишком быстро и аудитория не поймет доклада. Если у вас слайдов слишком мало, то это означает, что вы не эффективно их используете.
  • Чаще всего времени не хватает.
  • Лучше рассказать полностью об одной теме, чем не успеть рассказать о двух. Вне зависимости от степени важности второй темы.

 

Доклад

  • Повествование должно быть последовательным и логичным.
  • Возврат к старому слайду – зачастую не удачное решение.
  • Доклад следует делить на разделы.
  • Если доклад длится более 15-20 минут, следует перед каждым разделом давать его краткий план.
  • В каждом разделе не должно быть более 4-5 параграфов (иначе к тому времени, как вы дойдете до последнего параграфа, аудитория успеет забыть план этого раздела).
  • Названия разделов и параграфов должны быть краткими и ёмкими.
  • Начинайте доклад с пояснения, о чем вы будете рассказывать.
  • Завершайте свой доклад обобщением уже сказанных основных тезисов в более короткой и понятной форме. Люди наиболее внимательны в начале и конце доклада. Итоги – это ваш второй шанс донести главную мысль до слушателя.

 

Слайд

  • Каждый слайд должен иметь заголовок.
  • На каждом слайде в верхнем колонтитуле должно быть название конференции и название доклада. В нижнем колонтитуле – автор и номер страницы.
  • Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Обычно, в слайде должно быть от 20 до 40 слов. Разумный максимум – 80 слов.
  • Делайте слайд проще. У аудитории всего около 50 секунд на его восприятие.
  • Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.
  • Не показывайте в слайдах то, о чем не будете рассказывать.
  • Избегайте сплошной текст. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки.
  • Не используйте уровень вложения в списках глубже двух. Лучше используйте схемы и диаграммы.
  • Используйте краткие предложения или фразы.
  • Не переносите слова.

 

Шрифты

  • Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).
  • Не используйте для заголовков и текста похожие шрифты.
  • Не используйте для основного текста и заголовков декоративные, рукописные, готические, моноширинные шрифты.
  • Шрифт в схемах и диаграммах должен совпадать с основным шрифтом текста.
  • Размер шрифта стоит выбирать так, чтобы на слайде умещалось около 10-15 строк, не более.
  • Для смыслового выделения текста используйте цвет или полужирную интенсивность.

 

Цвета

  • Аккуратно используйте цвета. Для добавления каждого нового цвета у вас должна быть веская причина.
  • Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно зеленого. То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон.
  • Используйте контрастные цвета. Нормальный текст должен быть черным на белом фоне, или как минимум, чем-то темным на чём-то очень светлом. Никогда не используйте такие сочетания как «светло-зеленый текст на не-слишком-темно-зеленом фоне».
  • Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому что это выглядит «красивей».
  • Инверсные цвета (светлый текст на темном фоне) могут стать проблемой в светлых (не затемненных) помещениях. Инверсные цвета также тяжелее воспроизводятся в раздаточном материале и на прозрачках.

 

Графика

  • Графика чаще всего раскрывает концепции или идеи гораздо эффективнее текста: одна картинка может сказать больше тысячи слов (бывает и наоборот – одно слово может сказать больше тысячи картин).
  • Если есть возможность – вставляйте картинки в каждый слайд. Визуализация сильно помогает аудитории.
  • Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-на-право, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.
  • Графика должна иметь ту же самую типографику, что и основной текст: шрифты, начертание.
  • Фотографии вполне могут быть полноцветными, а векторная графика (диаграммы, схемы, графики) должны соответствовать основной цветовой схеме (например, черный – обычные линии, красный – выделенные части, зеленый – примеры, синий – структура).
  • Как и в случае текста, вы должны объяснить все элементы графики.

 

Анимация и переходы

  • Используйте анимацию для пояснения динамики системы. алгоритмов и т.д.
  • Не используйте анимацию для привлечения внимания аудитории.
  • Не используйте эффекты смены слайдов, как например «диссоциация», если только у вас нет на это веских причин.