Выросший в атмосфере непримиримой борьбы двух литературных направлений — классицизма и романтизма, — Рылеев так же, как большинство молодых литераторов в 10-20-е гг., отстаивал новые художественные принципы. Согласно им истинное искусство не терпит никакого насилия, отрицает неприкрытое назидание и нравоучительность, столь свойственные произведениям классицистов, не признает авторитетов и строгих жанровых ограничений. Оно рождается только в свободном вдохновении художника. Этих же убеждений придерживался и Пушкин. Однако по мере сближения Рылеева с радикально настроенными членами Северного общества — тайной организации декабристов в 1821-1825 гг. — их взгляды на предназначение литературы, и поэзии, в частности, разошлись. Поэты-декабристы видели в ней, в первую очередь, средство для пробуждения «чувств высоких и к добру увлекающих» и гражданской ответственности за судьбу своей страны и ее народа.

Рылеев организовал альманах «Полярная звезда» (его первый номер вышел в 1823 году), пропагандировавший идеи дворян-революционеров. Продолжая и развивая лучшие традиции отечественной лирики, они звали к активным действиям, находя в них основной смысл человеческой жизни. Одним из самых значительных произведений декабристов стало стихотворение Рылеева «Гражданин» («Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан…», 1825). Через два года, незадолго до восстания, отдельной книгой были изданы «Думы» поэта, в которых автор обратился к описанию выдающихся исторических личностей: Ивана Сусанина, Петра Великого, Ермака, Дмитрия Донского, Бориса Годунова и других. Образы прошлого перекликались с современностью, отзывались в настоящем:

Летим — и возвратим народу
Залог блаженства чуждых стран:
Святую праотцев свободу
И древние права граждан.
«Димитрий Донской», 1822

Книга получила широкое распространение в России, а «Смерть Ермака» стала народной песней. Созвучны «Думам» были и историко-героические поэмы Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко», законченные в 1825 году. Конечно, в них есть недостатки, свойственные, впрочем, произведениям многих поэтов, подчиняющих вдохновение пропаганде: герои поэм часто кажутся условным олицетворением гражданских добродетелей и рассуждают так, как рассуждали сами декабристы. Но иногда в их облике проступают совсем другие краски:

…лишь только мраком и тоской
Чело Мазепы обложилось.
Из-под бровей нависших стал
Сверкать какой-то пламень дикий…

В такие моменты они становятся сродни романтическим героям Пушкина или Байрона, поэтому и слова Рылеева, сказанные однажды, «Я не Поэт, а Гражданин» не стоит понимать буквально. Безусловно, он стремился к гражданственности, но кроме этого хотел быть и поэтом… И был им.

В конце 1824 года Рылеев вошел в состав верховной думы Северного общества, заменив собой Н. М. Муравьева, создателя умеренной политической программы реформ («Конституция» 1821-1825 гг.). Однако часть радикально настроенных членов организации (в том числе, и Рылеев) поддерживала другой проект государственного устройства России — «Русскую правду», разработанную руководителем Южного общества декабристов, П. И. Пестелем. Во время усиления радикального крыла в Северном обществе (1823- 1824 гг.) даже намечалась выработка единых программы и плана действий. Однако междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные военные выступления: восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге и бунт Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826).

К. Ф. Рылеев стал одним из руководителей восстания декабристов. После разгрома движения поэт был арестован и предан суду, по приговору которого 13 июля 1826 года повешен в Петербурге вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым и П. Г. Каховским.

Источник ruscenter.ru