Из далёкой истории

Смайлы как вид тайнописи появились вслед за иероглифами в Древнем Китае. Первые источники смайлов, датируемые XVI столетием до Рождества Христова, выглядят довольно несовременно (что, в общем-то, и понятно), но тем не менее основную свою функцию они выполняли c уверенностью. Суньцзянский предгорный монастырь оставил нам свидетельства в виде наскальных смайлов, рукописных смайлов (на бамбуковой бумаге, причем некоторые их детали дошли до нашего времени со значительными искажениями), смайлов на подковах лошадей древних землепашцев (споры в Академии наук именно вокруг этих изображений, выгравированных с интересным изяществом, закончились тем, что суньцзянские кузнецы были признаны самой оригинальной кастой того времени, хотя и до того считалось, что все ремесленники Поднебесной были неоправданно грамотны), на узелках гамаков (столь ветхих ныне, что о присутствии некоторых смайлов можно только догадываться), на веере некоей Линь Гунь (находка 1895 г., р-н Гуандалиньмянь, рядом с её же ночным горшком, на котором никаких смайлов обнаружено не было), и, наконец (решающий экспонат, позволяющий датировать смайлы искомой древностью), — на коре дерева «буксорт», истреблённого до последнего ростка фанатиками средневековой секты из-за фаллических наростов в средней части ствола. Кору именно этого дерева монахи вышеуказанного монастыря применяли для составления списков жителей провинции по заданию местного в то время властителя.

Смайлы на коре составляют ныне основную музейную ценность выставки при монастыре (экскурсии можно заказать в Пекине, доставка групп вертолётом — 16 часов, или в Шанхае, прогулка по реке Янцзы — 2 дня), все образцы запротоколированы комиссией ЮНЕСКО в 1976 году, с развитием компьютерного хранения введены в электронную библиотеку Конгресса США («Chinese ancient Smileys. Recovery, Snapshots, Researches», ISBN 5-900617-01-7).

Основной характеристикой данных смайлов является их фактически полное сходство с существовавшим тогда суньцзянским диакритическим начертанием иероглифов. Феноменом связей диакритических знаков с подсистемой первых смайлов первым в 20-е — 60-е гг. заинтересовался тайский ученый Тианук Срумлен, в 1976 г. павший жертвой кампучийского холокоста. Он же впервые обратил внимание на диаметральный контраст между древней диакритикой и современным смайлописанием. И хотя он был первым и, по некоторым оценкам, единственным смайловедом в Юго-Восточной Азии, тем не менее в результате десятилетнего труда из-под его пера вышла замечательная книга, приоткрывающая завесу тайны над древними знаками. В настоящее время книгу можно приобрести в издательстве «Палея», правда, издание прошло через серию переводов и исследование утратило изначальный размах, тем не менее все фотографии остались, и даже по ним можно судить о глубине научных интерпретаций.