Основные виды сочинений по типу речи:
— сочинение-описание (характеристика);
— сочинение-повествование;
— сочинение-рассуждение.

Сочинение-описание
Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.

Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.

В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.

В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.

Например, в следующих темах описание составит основу всего сочинения:
1.      Портретная характеристика Печорина.
2.      Идейно-художественная роль сцены в Отрадном (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

А в следующих темах описание является составной частью:
1.      Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина.
2.      Счастливые минуты в жизни князя Андрея.
3.      Конфликт в драме Островского А. Н. «Гроза» и его развитие.

Сочинение-повествование

Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах  абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.

Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).

Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.

На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.

Сочинение-рассуждение
Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.

Рассуждения на литературную тему могут быть в различных  жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:

1)     Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.

Примеры таких тем:
1.      «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина» (экзаменующийся сам подбирает те произведения, о которых он будет рассказывать и которые будет анализировать. Главное в этой теме — показать эволюцию мировоззрения поэта).
2.      «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
3.      Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4.      «Мертвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
5.      Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
6.      Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова- Щедрина.
7.      Ранний романтизм А. М. Горького.

2)     Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.

Примеры таких тем:
1.      Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
2.      Был ли выход у Катерины Кабановой?
3.      Кто такой Базаров: человек дела или демагог?
4.      Почему доктор Старцев стал Ионычем?

3)     Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.

Примеры таких тем:
1.      Иван Северьянович Флягин — самобытный русский характер.
2.      «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь.
3.      Н. А. Некрасов — народный поэт.
4.      «Евгений Онегин» — роман, в котором отразился век.