ОБЭРИУ— группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927—начале 1930-е-х гг. в Ленинграде.

Ее основали молодые поэты Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. В состав входили И. Бехтерев, Б. Левин, А. Разумовский, Ю. Владимиров; к ней примыкали или участвовали в ее акциях Н. Олейников, Я. Друскин, Л. Липавский, К. Малевич, П. Филонов.

Название ОБЭРИУ явилось аббревиатурой слов «Объединение реального искусства». Буква «У» была добавлена в нарушение обычной логики аббревиатур – как элемент игры, вместо принятого для литературных движений «-изма».

ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности,  культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Объединяло обэриутов главное – нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активная борьба с “реализмом”. Реальность для них была в очищении подлинного таинственного смысла слова от шелухи его обыденных квазисмысловых наслоений.

“Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты,— честные работники своего искусства. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы — творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов. Наша воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывает ее со всех сторон. И мир, замусоленный языками множества глупцов, запутанный в тину «переживаний» и «эмоций», ныне возрождается во всей чистоте своих конкретных мужественных форм .”

Николай Заболоцкий.

Источники поэтики ОБЭРИУ:

  • заумь Велимира Хлебникова (основное отличие зауми обэриутов в том, что они играли не с фонетической канвой слова, как это любил делать Хлебников, а со смыслами и прагматикой поэтического языка);
  • русская домашняя поэзия второй половины ХIХ века  (Козьма Прутков и его создатели А.К. Толстой и братья Жемчужниковы);
  • детский инфантильный фольклор (недаром поэты ОБЭРИУ сотрудничали в детских журналах, и если их знали современники, то только как детских поэтов) с его считалками, “нескладушками” и черным юмором;
  • русская религиозная духовная культура (стихи ОБЭРИУтов  наполнены философско-религиозными образами и установками. Можно сказать, что это была самая философская русская поэзия).

ОБЭРИУ


Д.Хармс

Мама Няма аманя

Гахи глели на меня

сынды плавали во мне

где ты мама, мама Няма

мама дома мамамед!

Во болото во овраг

во летает тетервак

тертый тетер на току

твердый пламень едоку.

Твердый пламень едока

ложки вилки. Рот развей.

Стяга строже. Но пока

звитень зветен соловей

сао соо сио се

коги доги до ноги

некел тыкал мыкал выкал

мама Няма помоги!

Ибо сынды мне внутри

колят пики не понять

ибо гахи раз два три

хотят девочку отнять.

Всё.

4 августа 1928