Монах Альберих из Трех Источников в своей “Хронике” XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал:

“II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда…”

Доля , Среча, Сряшта (серб.), Встреча, Счастье – пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.

Недоля , Несреча, Несряшта (серб.), Злосчастье – пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.

Итак, сама Макошь:

  • Богиня всей Судьбы.
  • Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние).
  • Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
  • Защитница и покровительница хозяек.
  • В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
  • Хозяйка Живой Природы.

Xopвaтcкaя cкaзкa “Солние-Сват и Нева-невестушка”

… Однажды, как раз под Новый год, в лютый мороз, подошла к мельнице убогая старушка. Мельница стояла в роще у ручья, и никто не видел, откуда она пришла.

А была это не простая старуха, а волшебница по имени Moкошь. Она могла обернуться и птицей, змеей, и кpacной девицей. И еще она умела творить добро и зло. Горе тому, кro ее обидит Жила Мокошь среди топей на кpaю болота, кyдa осенью спускалось Солнце. У Мокошь оно и проводило все долгие зимние ночи. Волшебница заботилась об ослабевшем зимнем Солнышке, лечила его целебными травами да заговорами, и к весне оно опять становилось сильным и могучим…

Параскева Пятница

Параскева Пятница с предстоящими Екатериной и Варварой Начало XVIII века .
Иконография с. Параскевы, венчаемой ангелами, известна в иконописи и деревянной скульпуре с XVI- XVII в. В Пермской скульптуре фигурки ангелов не сохранились.

Фигура Параскевы Пятницы несколько укорочена, плечи широкие. Над головой – круглый посеребренный нимб. На голове – высокий венец, покрытый тонкой серебряной басмой с геометрическим орнаментом. В поднятых и разведенных в стороны руках – восьмиконечный крест и развернутый свиток с символом веры; текст выполнен вязью – черной краской по белому фону. Все объемы уплощены и заовалены по краям.

На овальном лике выделяется рельефный нос и надбровные дуги. Белый убрус расписан орнаментальными геометрическими фигурками. Коричневато – красный плащ скреплен на груди круглой запоной, зеленый хитон препоясан и украшен по подолу желтой орнаментированной каймой. Одеяния имеют рельефный левкас, причем выступающие части орнамента обозначены более темными оттенками того же цвета.

Параскева Пятница

Непосредственным продолжением образа Maкoши после принятия православия стала Параскева Пятница. Пятница — тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в посвященный ей день — в пятницу. За нарушение запрета она может сурово наказать: истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку.

Пapacкева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой. Она покровительстаовала святым целебным источникам и колодцам. Известны “пятницкие родники”. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель. Этот обряд назывался Moкpидa.
В народных верованиях Пятница являлась не только богиней-пряхой, но и почиталась как подательница благ, покровительниц плодородия, ее молили об урожае особыми обрядами.

У Калинского И. П. в “Церковно-всенародном месяцеслове на Руси” написано: “Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем. По общему древнерусскому верованию, св. Параскева признаваема была покровительницей полей и скота”. В день св. Параскевы (14 октября/27 октября) “приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах как священные предметы”.

Интересно, что к этому божеству можно подобрать по смыслу одну из скандинавских рун Старшего Футарка – руну Перт. Это руна выпавшего жребия и деторождения, самих плодов и того, что их рождает, а не плодородия (также руна судьбы, в той или иной степени).