В.В. Виноградов

История слов

Пронять

ПРОНЯТЬ

У слов однотипного морфологического состава, особенно при наличии в их структуре синонимических морфем, нередко наблюдается внутренняя однородность семантического развития, параллелизм раскрытия их семантического «потенциала». Примером может служить развитие значений у слова пронять – пронимать, соотносительное с семантической эволюцией слов пробрать, прохватить и отчасти продернуть.

В современном русском языке глагол пронять – пронимать – принадлежность лексики разговорно-фамильярного стиля. Он употребляется лично и безлично (ср. у Гоголя: «Его так и проняло страхом»). Современное значение этого слова можно определить так: «сильно подействовать на кого-нибудь»; «произвести впечатление». Например: Его ничем не проймешь; Эти слова и убеждения проняли его до слез.

Менее ощутительно в современном языке и кажется областным, народным значение «пробрать, прохватить»: Ветер пронимает насквозь. Очевидно, что значение «сильно подействовать» – не основное, не первоначальное конкретное значение данного слова. Этимологический его состав (про-н-имать) подсказывает, что пронимать – пронять должно собственно значить: «брать, протаскивать через что-нибудь»; ср. про́ймы. Ср. также пробрать, прохватить. Действительно, в словарях Академии Российской отмечались такие значения этого глагола: «1) «Прокалывать, проверчивать что». Пронять мочки в ушах. 2) «Бить, сечь больно». Пронять упрямого лозами. 3) «Действовать, иметь силу над чем». Мороз, ветер пронял в дороге. Нужда, бедность, голод его проняли» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 593–594).

Те же значения зарегистрированы и словарем 1847 г., хотя и сформулированы здесь несколько иначе: «1) «Прокалывать». Пронимать мочки в ушах. 2) «Исправлять наказанием». Ленивого проняли розгами. 3) «Давать себя чувствовать; прохватывать». Пронимает голод. Пронял мороз». Очевидно, круг значений этого слова в литературном языке XVIII – первой половины XIX в. был шире.

Пронимать – пронять проникло в русский литературный язык еще в древний период из языка народного и сначала выражало очень конкретные значения. По-видимому, уже в древнерусском оно было очень употребительно в простом стиле. Акад. И. И. Срезневский отметил в своих «Материалах»: «проимати в значении «проделать в чем-либо отверстие, разобрать». В «Повести временных лет» (6523 г.): «Ночью же межю клѣтми проимавше помостъ, wбертѣвше в коверъ, и оужи съвѣсиша на землю» (Срезневский, 2, с. 1532). Можно предполагать, что не менее древним является и значение «протаскивать, пропускать сквозь что-нибудь» (ср. примеры в тех же «Материалах» Срезневского).

С. В. Максимов в очерках «Неведомая сила» пишет о народном лечении детских болезней: «Если священник не соглашается ”пронять“ больного ребенка сквозь ризу или поставить под престол на несколько часов кувшин с водой, чтобы потом окачивать из него больных, то на такие случаи имеются общедоступные дупла, испытанные в дарах исцеления: через отверстия их «пронимают», т.  е. протаскивают несколько раз детей, а иногда пролезают и сами взрослые с одного бока целебной сосны на другой. Конечно, наибольшим почтением и известностью пользуются те деревья, на которых отразилась игра природы, и раздвоившийся ствол оставляет свободным широкое отверстие, удобное для проемов и пролазов (так наз. ”воротца“). Таких деревьев не особенно много и они все на счету, но почитание их еще настолько же действительно, насколько и почтенно по своей древности. Так, в Житии Адриана, Пошехонского чудотворца (ум. 1550 г.), записано: ”Бысть некогда в Пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо растяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же и священницы из близ лежащих весей и приносяху образ святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, молебная пения совершающе. Людие же, для получения здоровья, сквозь оное дерево пронимаху дети своя, инии же, совершеннаго возраста, и сами пролазаху и получаху исцеления“. Тут же примечание: «”Пронимают” больных ребят, протаскивая их сквозь ступени сквозных (не подшитых досками) лестниц. А насколько этот прием считается действительным, можно судить по тому, что во многих местах вылупившихся из яйца цыплят продевают сквозь ступицу колеса, чтобы куры лучше вышли и больше неслись» (Максимов, 1912, 12, с. 289–290).

Это употребление относится к сфере основного конкретного значения. Оно в словаре В. И. Даля характеризуется так: «”проколоть, пронзить, пронизать, пронозить»; «делать в чем дыру, скважину, отверстие»; «протыкать или проходить насквозь, проникать». Пронять рыбу острогой. Пронять быку больницу, кольцо в носовой хрящ. Пронять мочки, пронять уши, для серег. Пронять стену, «пробить, сделать проем”» (сл. Даля 1882, 3, с. 500). Древнее значение глагола пронимать (проимать) отчасти отражается и в возвратной форме – проиматься: «проходить с трудом, или преодолевая препятствия; пробираться, прокрадываться». Например, в «Актах исторических» (III, 14): «А стали де тѣворы на Сотѣ рѣкѣ… а проиматься де имъ къ Ивашку Заруцкому» (см. сл. 1867–1868, 3, с. 1125–1126). На основе этих значений сложилось и значение «прохватить, пробрать, сильно подействовать, как бы взять насквозь, пробить». Ср. примеры у Даля в словаре: Пронять розгами. Его и дубьем не проймешь. Меня мороз насквозь пронял. Голод пронимает, проймет. Проймет голод, появится и голос. Не пройми кнутом, а пройми языком. Пронял, как плетью по воде (сл. Даля 1882, 3, с. 500). Ср. у А.  Н.  Островского в драме «Грех да беда на кого не живет» (в речи лавочника Краснова): «Как пошла это она к нему, жду я ее полчаса – нейдет, жду час – нейдет, так меня лихорадка проняла, зубы у меня застучали».

В литературном языке это значение приобретает и более отвлеченный оттенок: «произвести впечатление, сильно подействовать» – в зависимости от словесного выражения. В повести Тургенева «Степной король Лир»: «Действительно, я полагаю, никакое лекарство не могло бы пронять Мартына Петровича. Он же никогда и болен не бывал».

Некоторую семантическую аналогию представляет развитие значений в словах пробрать – пробирать (ср.: 1) пробрать коноплю, рассаду…;пробрать волосы; 2) Мороз пробрал меня до костей; Мы народ прокаленный, нас ничем не проберешь. Тургенев, Отцы и дети; Я желал бы их, проклятых, хорошенечко пробрать. Некрасов) и прохватить – прохватывать:

[1] «пронизать насквозь, пронять». В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены (Лермонтов);

[2] «схватив, пронзить, прокусить насквозь» (простореч.). Дворняжка вцепилась в ногу и прохватила сапог.

[3] «разоблачая в чем-н., подвергнуть критике» (фам.)… Прохватили в газете (Ушаков, 3, с. 1038).

Пробрать в бурсацком языке означало: «наказать розгами, сечь». В «Записках сельского священника» читаем: «Когда же учителю хотелось какого-нибудь бородача пробрать, как говаривал он, то он кричал: ”Эй, Фавматургов, Ексцеллентеров, Копенгигенов! Ну-ка, задайте!“ И из-за развалившейся печки, с полу, три-четыре силача подымаются с глупыми и заспанными рожами… Это были палачи, в полном смысле этого слова. Но и тот, которого учителю, для разнообразия и развлечения, без всякой особой причины, вздумалось пробрать, был такой же силач, как и его палачи, и даться живым в руки не хотел» (Русск. старина, 1879, ноябрь, с. 434–435). Ср. также продернуть
– продергивать.

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (8 ветхих листков разного формата). Печатается по рукописи. – ИУ.

История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет “Рус. яз.”. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М., 1999. – 1138 с. ISBN 5-88744-033-3