Теория литературы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 021500 – Изд. дело и редактирование, 021600 – Книгораспространение / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 228, [1] с.; 21 см.


 
От авторов

Цель данного учебного пособия – дать знания в области теории литературы, познакомить студентов нефилологических специальностей (редакторов, книговедов, журналистов, библиотекарей, культурологов) с наиболее важными и актуальными методологическими и теоретическими проблемами, научить анализу литературно-художественных произведений.

В учебном пособии раскрываются основные понятия теории литературы: сущность искусства и специфика художественной литературы как одного из его видов, целостность литературного произведения, роды и виды литературы, фабула, сюжет, композиция, художественное время и пространство, своеобразие художественной речи в поэзии и прозе, теория стиха.

В конце каждого раздела учебного пособия даны список учебно-методических материалов по изучаемой в разделе теме, а также вопросы для самостоятельной работы студентов.

Методологической основой данной книги является представление о теории литературы как открытой научной дисциплине, базирующейся на многовековых литературных и философско-эстетических традициях и опыте современных художников слова и литературоведов. Это обусловило опору на классические труды в области теории литературы – Аристотеля, Гегеля, Ю. Тынянова, М. Бахтина. В учебном пособии в значительной мере учитываются и концепции представителей московской теоретико-литературной школы – В.Е. Хализева («Теория литературы». М., 1999), С.И. Кормилова («Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам» М., 1999), В.В. Кожинова («Размышления об искусстве, литературе и истории». М., 2001), Ю.Б. Борева («Эстетика: В 2 т». Смоленск, 1997). В учебном пособии нередко излагаются и обсуждаются и новейшие теоретико-литературные понятия, связанные, к примеру, с новым видом хронотопа деревня или открытой недавно формой полифонии.

Примеры берутся из произведений западноевропейской и русской классической и современной литературы.

Учебное пособие может использоваться преподавателями вузов, аспирантами и студентами-гуманитариями (прежде всего факультетов книжного дела и рекламы и журналистики).

В основу учебного пособия положены оригинальные концепции лекционных курсов, которые В.А. Пронин и Т.Т. Давыдова читают в Московском государственном университете печати на протяжении более, чем десяти лет. Автор I – III, V и VI глав Т.Т. Давыдова, VII и VIII глав – В.А. Пронин. Наиболее объемистая в учебном пособии IV глава написана в соавторстве: разделы «Роды литературы» и «Жанры» – Т.Т. Давыдовой, «Основные понятия стихосложения и жанры лирики» – В.А. Прониным, «Жанры эпоса» и «Жанры драмы» Т.Т. Давыдовой и В.А. Прониным.