Число семь с древнейших времен играло важную роль, считалось волшебным, таинственным у самых разных народов мира.

Индийская философия древности учила, например, что Вселенная состоит из семи элементов. Древние египтяне полагали, что солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницам и проходят семь ворот. Знаменитый философ Древней Греции Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. Самая главная, высшая, седьмая сфера получила название “Седьмое небо”. Кстати, именно отсюда идет современное шутливое выражение быть на седьмом небе (от счастья), то есть “находиться на верху блаженства”.
Число семь вошло в легенду о сотворении мира в течение семи дней. Древние говорили о семи чудесах света. Рим был основан на семи холмах. К библейским источникам восходят общеизвестные выражения “книга за семью печатями” – о чем-то непонятном, неясном никому, “семь смертных грехов” и некоторые другие.

Рассказывая о мистическом числе семь (древнерусское седмь) в старинных народных поверьях и в схоластических церковных догматах, С. В. Максимов в книге “Крылатые слова” напоминает известный исторический факт: “Когда Галилей после открытия четырех спутников Юпитера по целым ночам любовался системой этой планеты, противники его не только не верили открытиям, но и утверждали, что они невозможны. Ученое невежество говорило: “Как в неделе семь дней, так и на небе семь планет (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) и больше быть не может. Соединение малого мира человека с безграничным миром Вселенной происходит при помощи наших органов чувств, расположенных в семи отверстиях головы: два глаза, два уха, две ноздри и рот. Как нет более таких отверстий в голове, точно так не может быть и на небе более семи планет“. Так утверждали семь кардиналов инквизиции, осудившие Галилея на заточение в 1633 году. По этому поводу писатель добавляет не без иронии: “Впоследствии оказалось, что у семи нянек дитя всегда без глазу, как и у этих семи совершенно слепых мудрецов мировая истина“.
Если мы обратимся к сказкам и песням русского и других народов, то мы найдем в них и огнедышащего змея о семи головах (семиголовую гидру), и семимильные сапоги-скороходы, и сказочного храбреца, который “одним махом семерых побивахом”, и такие выражения, как “у семи царей по семи дочерей”, и шуточное “было у тещеньки семеро зятьев”.
С числом семь мы встречаемся и теперь. Но уже не считаем его таким таинственным и мистическим, каким оно было в представлении наших далеких предков. Известные объективные явления природы лежат в основе того, что, скажем, спектр состоит из семи основных цветов, а в музыке выделяются семь тонов (нот) звукоряда. Математики давно обратили внимание на то, что 7 – это самое большое простое число в первом десятке. Это математическое объяснение проливает свет на древнее обожествление числа семь – самого большого из простых однозначных. Именно с величиной, размером связаны по смыслу многие старинные русские пословицы и поговорки, в которые входит число семь:

  • семеро одного не ждут – за большинством право, большинству уважение;
  • семь раз отмерь, один раз отрежь – много, хорошенько подумай, прежде чем решиться на что-нибудь;
  • за семь верст киселя хлебать – отправляться в далекий и трудный путь по пустому делу;
  • седьмая вода на киселе – шутливо, об очень дальней родне;
  • он семи пядей во лбу – об очень умном, мудром, буквально широколобом человеке;
  • работать до седьмого пота, или пока семь потов не сойдет – упорно, не жалея сил;
  • семи смертям не бывать, а одной не миновать;
  • семь бед – один ответ;
  • один с сошкой – семеро с ложкой;
  • у него семь пятниц на неделе – о непостоянстве характера, невыполнении обещаний;
  • семь верст до небес – шутливое “поговорить, наобещать” и т. п.

Есть среди таких поговорок и редкие, вышедшие теперь из живого употребления. Например: семерицею воздать кому-нибудь – теперь обычно: воздать сторицею; такой год, что на день семь погод и некоторые другие.
Впрочем, как замечает шутливо тот же С. В. Максимов, “если подводить полный счет всем случаям, где придается мистическое значение цифре “седмь”, можно и конца не найти“.