Л. Н. ТОЛСТОЙ

«Детство»

 

Ему было близко все человечество.

В. Брюсов1

      С именем Толстого школьники встречались в самом раннем детстве. Вспомним вместе с учащимися их первые встречи с этим большим писателем. Когда это было впервые? Какие еще его произведения были прочитаны вами в школе? Какой герой Толстого заставил задуматься над каким-то важным для вас вопросом? Далее под руководством учителя последует чтение статьи о писателе, рассказ учителя о нем, сообщения учащихся о том, что им известно по самостоятельному чтению, затем осмысление того, как важен для Толстого период детства.

      Как отразились впечатления детства в произведениях писателя? Почему так важна была для него Ясная Поляна? В седьмом классе школьники познакомятся с отрывками из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна». В процессе чтения семиклассникам важно осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье. Душа главного героя — Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков.

      Прочитать небольшие главы из «Детства», продумать, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми, ответить на вопросы, предложенные в учебнике, рассказать текст прочитанного, дать характеристику герою, поделиться впечатлениями о самостоятельно прочитанной повести «Детство» во внеурочное время — вот примерный ход работы по этой теме.

      К этим главам немного иллюстраций, но и о них учащиеся смогут поговорить, высказать свои суждения, соотнести их с текстом Толстого.

      Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?

      Понаблюдаем внимательно вместе с учащимися за тем, как рассказывает герой об одном из эпизодов, когда он был наказан: «Карл Иванович рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было его любимое слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

      Николенька слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька? «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

      Разговор о преданности Натальи Савишны вызывает размышление героя о том, какая это была чудесная старушка, что «вся жизнь ее была любовь и самопожертвование». «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов, а что, счастлива ли она? довольна ли?» Сцена со скатертью кончается обидой, потом извинением Натальи Савишны, затем раскаянием Николеньки: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушки; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда…»

      Важно, чтобы школьники всерьез задумались над вопросами: как проявляются характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне автор и читатель? Как приходит к герою раскаяние? Художественный пересказ небольших фрагментов и подготовленное школьниками комментированное чтение помогут им осмыслить, как происходит духовное совершенствование героя и что Толстого интересует не столько поступок, сколько его нравственный смысл.

      В новое издание учебника-хрестоматии для седьмого класса и в «Российскую школьную хрестоматию» для внеклассного чтения (7-й класс) включены и другие главы из «Детства», поэтому школьники могут подготовить рассказы о новых героях (о маменьке, например).

      Появится материал для рассуждений по поводу того, что Толстого интересует не столько поступок, сколько его нравственный смысл. Важно и рассуждение писателя о том, какое огромное значение имели чувства, пережитые в детстве, и какой огромный след оставили они в его душе. Могут ли семиклассники проанализировать собственное восприятие прочитанного и чувства, вызванные им?

      Семиклассники отмечают особенности речи героев. Это полезно для того, чтобы вернуть незаслуженно забытые слова в нашу разговорную речь. Затем, описывая дом своего раннего детства, вспоминают отношения со взрослыми, которые их радовали или огорчали. Учащиеся в этом возрасте могут всерьез осознать, что каждый поступок, встреча, разговор у человека думающего рождают размышление, сомнение, радость или огорчение, критическое отношение прежде всего к себе. Школьники могут включить в сообщение слова и выражения из повести «Детство»: не в духе, вытвердить, учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный, привязан, потакать во всем, льстить, сочувствовать, восстановить согласие, рассердиться.

      Рассказывая о героях «Детства», размышляя над тем, как относился Толстой к детям, как много свидетельств особого отношения к ним со стороны писателя (и беседы, и создание школы для яснополянских детей, создание «Азбуки», детских книг и т. д.), учащиеся оценят еще одну из важнейших сторон деятельности великого русского писателя.

      Как относился Толстой к писательскому труду? Что характерно для его стиля? Каково его отношение к творчеству других писателей?

      Вот некоторые из высказываний Л. Н. Толстого о языке и литературном труде знакомых ему писателей:

      «Взял историю Карамзина и читал ее отрывками. Слог очень хорош».

      «У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию — любовь и потому знание истинных интересов жизни народа» (письмо М. Е. Салтыкову-Щедрину).

      «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде».

      «Вечер читал Горького… прекрасный язык, т. е. говор людей…»2

      Прочитать эти и другие высказывания, характеризующие отношение Л. Н. Толстого к творчеству других писателей, их характерам, учитель сможет и по воспоминаниям, по книгам «Русские писатели о языке», «Русские писатели о литературном труде» и пр. Учитель может рекомендовать ребятам интересную книгу Игоря Смольникова «Середина столетия»3.

      Высказывания Л. Н. Толстого о языке, вопросы и задания, углубляющие понимание героев «Детства», способствующие работе над характеристикой героев, над иллюстрациями произведения, над «толстовскими эпитетами», наконец, помогающие приблизиться к пониманию личности Толстого, школьники найдут в книге «Читаем, думаем, спорим…».

      Разумеется, уже в седьмом классе или после его окончания школьники прочитают всю повесть «Детство», но и тогда им понадобятся советы учителя и книг, которые посвящены творчеству гениального писателя.


      1 Брюсов В. Я. На похоронах Толстого // Русские писатели о литературном труде. — Л., 1956. — Т. 4 — С.  297.

      2 Русские писатели о языке. — Л., 1954. — С. 588—593.

      3 См.: Смольников И. Середина столетия. — Л., 1977.