Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

РОБЕРТ  ЛУИС  СТИВЕНСОН.  «ВЕРЕСКОВЫЙ  МЕД»

      В биобиблиографическом справочнике «Зарубежные писатели», выпущенном издательством «Просвещение», дана довольно полная биография Роберта Луиса Стивенсона. Приведем ее в несколько сокращенном виде:
      «Английский писатель, литературный критик, поэт, основоположник и теоретик неоромантизма. Родился в семье потомственного морского инженера. Отец и дед Роберта Луиса — строители маяков, изобретатели. Самым большим делом в жизни Томаса Стивенсона, отца писателя, было строительство маяка Скерривор. Близость к морю, паруса и волны, суровые рифы — все это скажется впоследствии на творчестве Роберта Луиса.
      Единственный, крайне болезненный ребенок, он на протяжении всей своей жизни бывал надолго прикован к постели из-за „грудной болезни“; у него развился туберкулез, и он никогда не чувствовал себя вполне здоровым.
      К тринадцати годам здоровье мальчика немного окрепло, и его отправили в закрытую школу. Поездки по Шотландии во время летних каникул оставили глубокий след в душе мальчика: истории о кораблекрушениях, рассказы о безжалостных бурунах, горных вершинах питали воображение будущего писателя. Стивенсон страстно полюбил родной край, его природу и историю. Позже он напишет о Шотландии рассказы и очерки, стихотворения и романы, обработает народные поверья. Он с гордостью будет считать В. Скотта своим родственником. С чисто мальчишеской любовью к романтике и приключениям он тешил себя надеждой, что, быть может, ведет свой род от Роб Роя, Мак Грегора или хотя бы от его клана.
      В 1867 г. Стивенсон поступил в Эдинбургский университет и начал изучать юриспруденцию по настоянию отца, крайне огорченного отказом сына поддержать семейную традицию стать инженером.
      В студенческие годы (1867—1873) у Роберта Луиса крайне осложнились отношения с отцом. Стивенсон скандализировал своим богемным поведением «благопристойный» Эдинбург, небрежно одевался, посещал «убежища греха» — все это раздражало отца, и он в какой-то момент даже лишил его права на наследство.
      Состояние здоровья Стивенсона ухудшилось, и по настоянию врачей он едет на юг, во Францию. Неторопливо продвигаясь по незнакомым местам, от Дувра к Ментоне, Стивенсон начинает создавать свои первые путевые очерки. Оказавшись превосходным путешественником, обладая зорким взглядом на новое, даром сходиться с людьми, писатель в 1873 г. юношескими путевыми заметками начинает список своих публикаций. С этого времени и до самой смерти не будет ни одного года, чтобы в печати не появилось какое-либо его произведение.
      Жизнь во Франции была для Стивенсона счастьем. Среди многочисленных увлечений этого периода следует назвать средневековую поэзию.
      Смерть отца позволила Луису изменить свою жизнь. Вначале он с семьей переезжает в Америку, а затем нанимает яхту «Каско» и семь месяцев плавает по южным морям.
      Морское путешествие вернуло Стивенсона к жизни, он вновь обретает силу, может общаться с людьми, грести, ездить верхом, прорубать дорогу в зарослях леса, жизнь кажется Луису волшебной сказкой.
      В южных морях бушевали яростные штормы и шквалы, а плавание между островами было опасно... Но опыт показал, что, только живя близко к экватору, Стивенсон чувствует себя хорошо. Принимается решение купить участок земли. Он остановил свой выбор на Ваилиме (Пятиречье). И до конца своих дней Стивенсон остается жить среди туземцев, на острове Уполу, одном из островов Самоа. Он изучает местный фольклор, дружит с местными жителями, принимает участие в их судьбе, работает физически и много сидит за письменным столом.
      Еще при жизни Стивенсон становится легендой. Творцом этой легенды во многом был он сам. На острова Океании, где жил писатель, отправлялись толпы паломников. Подолгу в его доме гостили друзья. В торжественных случаях весь штат прислуги красовался в набедренных повязках королевских цветов. Интерес к личности Стивенсона, к его жизни на островах, к его приключениям был огромен. Стивенсон сотворил вокруг себя приключенческий мир, жизнь усиливала впечатление от его книг.
      13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, по этому поводу на острове состоялся праздник, а 3 декабря, занимаясь домашними делами, Стивенсон вдруг упал — кровоизлияние в мозг. Через два часа он умер. Похоронили писателя романтически — на вершине горы Веа, где морской горизонт простирается, насколько может охватить взор.
      Чтобы отдать последний долг писателю, местные жители медленно пробирались по крутым склонам горы в абсолютном молчании, прокладывая себе топорами и мотыгами путь наверх, к месту, которое было выбрано самим писателем.
      После смерти Стивенсона было издано 30 томов сочинений. Талант его богат и многогранен, он работал в самых различных жанрах — романы, рассказы, путевые очерки, повести, сборники стихотворений, эссе, пьесы.
      Мировую славу Стивенсону принес роман «Остров сокровищ». Книга относится к жанру приключенческой литературы для подростков и среди книг этого типа, несомненно, занимает почетное место.
      В «Острове сокровищ» Стивенсон нашел путь к успеху. Роман выдержал десятки изданий в нашей стране и включен в «Библиотеку мировой литературы для детей». Стивенсон — автор сборника «Сад стихов для детей». В нем чувствуется рука мастера, тронувшая детский рисунок. Как трогательно, просто, с милой беззаботностью Стивенсон пишет:

Повсюду дождь, он льет на сад,
На синий лес вдали,
На наши зонтики, а там —
В морях — на корабли.

      И кажется, будто достаточно взглянуть в окно, мысленно отвлечься от сырых листьев и знакомых зонтиков и увидеть морские просторы и паруса. Кажется, что для этого нужно только приподнять голову и оторвать взгляд от обыденности. Стивенсон спасает нас своими произведениями от суеты повседневности. Он любил поэзию, состязался в молодости с друзьями в создании виртуозных средневековых форм, писал стихи для детей. Несколько его стихотворений включено в антологии английской поэзии.
      Нравственные проблемы интересовали писателя на протяжении всей его жизни. В их решении он опирался как на традицию романтиков, так и в определенной мере на творчество Достоевского.
      Творчество писателя хорошо известно у нас в стране. Для нас он остается писателем для детей, автором одной книги — «Острова сокровищ». Лучший перевод романа сделан Н. Чуковским и появился впервые в 1935 г. под редакцией К. Чуковского, «дедушки Корнея» (по О. Рокаш).
      Самые важные и интересные сведения из этого очерка войдут в рассказ учителя, затем многие из этих сведений закрепятся в процессе чтения статьи учебника учащимися и беседы по основным вопросам (кто были родители Стивенсона? Когда он родился и умер? Обратим внимание школьников, насколько короткой была жизнь писателя и в то же время насколько много удалось ему сделать. Какие произведения принесли самую большую славу? Где он учился? Почему жизнь его стала легендой? Где прошла большая часть его сознательной жизни? Какие из его произведений вы читали?).
      Последний вопрос и станет переходом к новому небольшому произведению Стивенсона, которое включено в программу и учебник. «Вересковый мед» — произведение, которое рассказывает о мужестве, смелости, стойкости, верности своей идее, своей стране. Оно хорошо воспринимается школьниками, легко заучивается наизусть.
      Прочитать его в первый раз предпочтительно самому учителю, представив пятиклассникам героя, который пошел на крайнюю и страшную меру, пожертвовав сыном, чтобы не выдать тайны. Прав ли он? Восхищается им или осуждает его нынешний читатель, подросток и взрослый человек?
      Ответы на эти вопросы в большой степени зависят от чтения учителя, его интерпретации.
      После такой беседы учитель вместе со школьниками размышляет, как правильнее прочитать стихотворение выразительно. Дома школьники готовят выразительное чтение его наизусть и рассказ о писателе. Обратим внимание на то, что начало стихотворения спокойное, — рассказ о том, как давным-давно варили малютки-медовары из меда напиток, затем этот спокойный тон сменяется печальным рассказом о безжалостном короле, который затеял войну и прогнал пиктов. Бедные медовары нашли приют в горах, но тут их снова настигает злая воля короля. И вот центральная, решающая сцена — противостояние короля и медовара...
      Осмысление каждой части стихотворения поможет уловить их настроение, верно найти мелодику чтения, сосредоточиться на кульминационных моментах произведения.
      На следующем уроке проверяется выразительное чтение его наизусть, мотивируются особенности чтения, рецензируется товарищами.
      Стихотворение настолько яркое и эмоциональное, что школьники часто создают рисунки к нему, выражая своим рисунком отношение к героям и их поступкам.


ДАНИЕЛЬ  ДЕФО.  «РОБИНЗОН  КРУЗО»

      Утверждают, что для большинства читателей «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо навсегда остается детской книгой, чтение которой с благодарностью вспоминают и до старости. Но вот о личной жизни писателя сведения имеются весьма скудные. Неизвестно даже точное время его рождения: то ли 1660, то ли 1661 г. Следует в классе сообщить хотя бы то, что мы достоверно знаем.
      А знаем мы немногое о семье Дефо, образовании, профессиональных занятиях («галантерейщик из Сити»), о его банкротстве, о тюремном заключении в 1703 г. Последнее связано с политической борьбой, проходившей в Англии под видом религиозных конфликтов.
      Вся жизнь Дефо полна взлетов и падений, невероятных удач и столь же невероятных потерь. Сам Дефо писал об этом так:

Судеб таких изменчивых никто не испытал,
Тринадцать раз я был богат и снова бедным стал.

      Борясь с государственной церковью, Дефо написал издевательскую статью. Правительство объявило розыск автора, что сохранило для нас портрет Даниеля Дефо: «Он среднего роста, худощав, около сорока лет от роду; лицо смуглое, волосы темно-каштановые, носит парик; глаза серые; нос с горбинкой, подбородок острый, под углом рта большая родинка. Родился в Лондоне и долгое время держал чулочную лавку, а теперь владеет кирпичным заводом...»
      За сатиру против религиозных фанатиков Дефо по приказанию королевы был выставлен к позорному столбу с головой и руками, просунутыми в деревянные колодки. Но уличная толпа засыпала эшафот цветами. Дефо проводит в тюрьме полтора года. Тяжело больной, Дефо продолжает активно бороться со злом, о чем пишет:
      «Я пристал к правому делу и твердо держался за него всю мою жизнь; я не изменил ему, когда подвергался за него гонениям... И, слава Богу, нет еще такой партии и такого двора во всем христианском мире, которые были бы в состоянии купить меня и заставить изменить этому делу».
      В результате гонений больной семидесятилетний Дефо лишается рассудка, бежит от семьи и умирает 12 апреля 1731 г. в полном одиночестве. Квартирная хозяйка похоронила его, а вещи были проданы, чтобы заплатить за похороны.
      Все это было бы забыто человечеством, если бы не очень краткий период жизни и творчества Дефо. В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана Роджерса «Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 г.:
      «...Мы подошли к острову Хуан-Фернандес. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр Селькирк».
      Из оставленного ему ружья Селькирк ранил несколько диких коз, приручил их, питался молоком и растительной пищей. Селькирк стал на острове очень здоровым и набожным человеком: каждый день он читал оставленную ему Библию. Но он почти разучился говорить за это время.
      Вернувшись на родину, Селькирк заявил: «Теперь у меня капитал, но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни...»
      В апреле 1719 г. Дефо издает роман о Робинзоне Крузо, который стал даже в самых бедных семьях таким же обязательным чтением, как Библия. Дефо многое изменил в истории Селькирка, но выдумка оказалась убедительнее правды. В романе соседствуют полуфантастические рассказы, например история с Ксури, и необыкновенно достоверная история Робинзона. Именно последняя прославила имя Даниеля Дефо.
      Первый пересказ романа Дефо на русском языке был сделан учителем Яснополянской школы по просьбе Л. Толстого, очень ценившего эту книгу. По Толстому, Робинзон — это нормальный человек, которому не приходится выдумывать себе занятия, он живет в напряженной борьбе за существование. Именно поэтому Толстой читал ученикам «Робинзона» в своей Яснополянской школе.
      Ученики сначала не могли одолеть книгу, и тогда писатель прочел им немного сам, «чтобы ввести, натолкнуть их самих на желание дочесть до конца. Впечатление, произведенное чтением, было полное». Когда же писатель, поддавшись чувству успеха, стал читать до конца, один из учеников сказал с сожалением: «Дядинька, чего ты нам читал „Робинзона“? Мы бы лучше сами прочли».
      Эта история подсказывает учителю методическое решение: после вступительного слова о Дефо и его романе учитель читает в классе первую главу (в сокращении) и дает задания для самостоятельного чтения романа с последующим обсуждением прочитанного в классе и кратким его обобщением. Опережающие вопросы и задания могут быть примерно такими:

      Общие:

      — Всем прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» (в изданиях для детей).

      Групповые:

      — Подготовить по рядам сообщения на темы: 1-й ряд — «Как боролся Робинзон за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?»; 2-й ряд — «Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?»; 3-й ряд — «Как вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?»

      Индивидуальные:

      — Подготовить сообщения по биографии Дефо. Подготовить выразительное чтение описания внешности Дефо.
      На уроках важно выяснить с учениками, что же больше всего восхищало читателей романа Дефо, каковы главные его мысли. С самого начала особое внимание учеников должно быть обращено на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу, к обстоятельствам жизни, на утверждение им значения знаний, опыта, неутомимого труда, достижение успеха в самых, казалось бы, безнадежных условиях.
      Воспитание характера в одиночестве, в общении с природой — главная воспитательная идея книги. Это определяет вопросы и задания, лежащие в основе аналитической беседы на уроках:
      — Почему Робинзон назвал недобрым час, когда он взошел на корабль? Как он дальше распорядился своей судьбой?
      — Какие черты характера вы видите у молодого Робинзона? Что осуждает он сам в себе в начале своего рассказа?
      — В чем схожи отношения Робинзона с Ксури (в начале романа) и с Пятницей (на необитаемом острове) и чем отличаются они друг от друга?
      — Что, кроме удачи, помогло Робинзону во время кораблекрушения выбраться на берег?
      — Расскажите, как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на необитаемом острове.
      — Как Робинзон боролся с одиночеством?
      — Что изменилось в отношении Робинзона к жизни на третий год его пребывания на острове?
      — Как вы объясните себе то, что Дефо увеличил срок жизни Робинзона на острове по сравнению с Селькирком? Только ли для того, чтобы подробно рассказать об умелом ведении Робинзоном хозяйства?
      — Расскажите историю Пятницы. Какую роль он сыграл в истории Робинзона?
      — Что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний: как он развивался физически, умственно, духовно? Что прежде всего помогло Робинзону преобразовать необитаемый остров, изменив свою жизнь и свой характер?
      — Что вначале было целью путешествий Робинзона и к чему он пришел в результате своей жизни на острове?
      — Множество «робинзонад» появилось вслед за романом Дефо. Одна из лучших — книга Ж. Верна «Таинственный остров». Вспомните, что есть и в нашей детской литературе такая книга — «Васюткино озеро». Какие еще «робинзонады» вы знаете?
      История Робинзона Крузо похожа на историю развития всего человеческого рода, повторяет в чем-то ее основные этапы. Она подтверждает мысль о том, что труд оказался условием и способом не только спасения жизни Робинзона, но он же явился основой успешного развития всего человечества.
      Важно поэтому показать в итоге чтения и анализа романа Дефо, что Робинзон и его автор представляли свою эпоху и свое общество, но они сумели раскрыть всемирно-историческое и общечеловеческое значение истории борьбы людей, встретившихся один на один с природой, сумевших не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось, было не на что, но и доказать величие и силу творческого и мужественного Человека с большой буквы. Книга стала гимном в честь неисчерпаемых возможностей такого человека, для которого труд стал основой жизни. (По материалам М. Алексеева, Е. Боровского, Б. Турьянской, Д. Урнова и др.)


ДЖЕК  ЛОНДОН.  «СКАЗАНИЕ  О  КИШЕ»

      Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: «В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин». Стоит вспомнить об этом, когда будем говорить о рассказе «Сказание о Кише».
      Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.
      Свое первое дальнее плавание он совершил в 16 лет. Он узнал о многих несправедливостях и твердо решил бороться за права людей против нищеты и бесправия.
      Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос — они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад.
      ...Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды». Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише».
      Вступительное слово о писателе следует за предварительно данными ученикам заданиями и вопросами, которые мы называем опережающими:

      Общие:

      — Всем самостоятельно прочитать рассказ «Сказание о Кише».
      — Составить цитатный план рассказа, подготовиться к различным видам пересказа его содержания по плану.
      — Ответить на вопрос: как подросток Киш взрослеет? Примерный цитатный план может выглядеть следующим образом:
      1. Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш.
      2. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью.
      3. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я.
      4. И знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив.
      5. Он пришел с гордо поднятой головой.
      6. Дни шли за днями, и тайна... оставалась неразгаданной.
      7. И как-то раз Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве.
      8. Я рассказываю только то, что видели мои глаза.
      9. Это смекалка, а не колдовство.
      10. Он из самой жалкой йглу поднялся выше и стал вождем своего племени.

      Групповые:

      — Одна из групп готовит краткий пересказ, другая — от лица одного из персонажей, третья — близко к тексту одного из эпизодов рассказа.

      Индивидуальные:

      — Подготовить сообщение о жизни и творчестве Джека Лондона.
      — Подготовить рекомендации по самостоятельному чтению рассказов Джека Лондона (например, «Любовь к жизни», «Мексиканец»).
      Обсуждение прочитанного в классе рассказа может проходить на основе примерных вопросов различного характера: на воспроизведение содержания, на выяснение характера восприятия учениками рассказа, на мотивирование своих оценок и т. д.:
      — Мальчику Кишу было по северному счету «13 солнц». В рассказе говорится, что солнце поднимается над землей, чтобы люди могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Как вы понимаете эти слова?
      — Несмотря на то что «Киш был всего только мальчик, а его мать — всего только женщина», он выступил на совете мужчин, не сгибая ни перед кем спину. Почему охотники сочли его слова дерзостью? Чего требовал Киш? Что увидел Киш на совете, поглядев этим людям в лицо?
      — Так ли уж были дурны эти люди? Как вели они себя, когда поднялась пурга, а Киш не вернулся с охоты?
      — В чем состояла тайна Киша? Почему он ходил один, даже без собаки? Почему он охотился только на медведя? Только лишь из-за того, что на медведе много мяса?
      — Что больше всего отмечали люди в Кише, кроме его охотничьей удачи?
      — Какие качества характера Киша нравятся вам больше всего?
      — Джек Лондон выработал свою манеру писать так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. Приведите примеры такой манеры Дж. Лондона в этом рассказе.
      Заключительное слово учителя подчеркнет, что в северных рассказах Джека Лондона он не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, чем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым — это не только права, по и обязанности.


ХАНС  КРИСТИАН  АНДЕРСЕН.
«СНЕЖНАЯ  КОРОЛЕВА»

      Чтение и изучение сказки Андерсена «Снежная королева» представляет для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.
      Сказка объединила жанры романа, лирики, драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа;
      по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме. Она становилась все длиннее, превращаясь в повесть, в большую многоплановую новеллу;
      благодаря своей философичности и огромному подтексту пошла в «большую» литературу, ею зачитываются не одни дети, но и взрослые» (Л. Брауде).
      «Взрослый» смысл связан с более сложными человеческими отношениями и характерами, чем те, к которым привыкли дети в других сказках. В «Снежной королеве» любовь Герды и Кая ушла как бы в подтекст, обнаруживая себя лишь в простых отношениях названых брата и сестры.
      Сложен и характер Кая. Не только его дерзость, но и что-то другое привлекло к нему внимание Снежной королевы еще до того, как осколок зеркала тролля попал ему в сердце.
      В центре внимания учителя на каждом уроке мы считаем необходимым выделить одну задачу, наиболее важную в данном случае. Ее мы стремились обозначить заглавием-девизом каждой подтемы. Время на изучение каждой подтемы учитель определит самостоятельно.
      Ниже приводятся примерные планы изучения этих подтем:

      Подтема 1. «В цветущей Дании, где свет увидел я,
                              Берет мой мир свое начало». (X.-К. Андерсен)
      1. Вводное слово учителя о Хансе Кристиане Андерсене.
      2. Краткая беседа с учащимися о знакомых им сказках Андерсена.
      3. Вступление к чтению сказки «Снежная королева».
      4. Чтение сказки первой, в которой говорится о зеркале и его осколках.
      Вводное слово учителя об Андерсене может иметь самое разнообразное содержание, но оно должно подвести к основному — к пониманию детьми своеобразия Андерсена-сказочника, своеобразия, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой.
      Можно обратить внимание учащихся на сходство его биографии с сюжетом сказки «Гадкий утенок», например, следующим образом:
      «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось.
      Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...
      Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..
      И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем» (по Г. Цыферову).
      Здесь уместно было бы прослушать пересказ сказки «Гадкий утенок».
      Завершением этой вступительной части могло бы стать сообщение о том, что немецкий писатель Фриц Майхнер написал для детей книгу «Гадкий утенок». Подзаголовок у этой книги такой: «История жизни сказочника Ханса Кристиана Андерсена». Рассказ о жизни великого датского сказочника начинается со дня его рождения в семье бедного башмачника и прачки, с описания его безрадостного и тяжелого детства, от которого в душе писателя на всю жизнь остался горький след. А в конце жизни Андерсена земляки и весь мир признали в сыне башмачника и прачки великого поэта.
      И быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику, открытого в 1880 г. в Королевском саду Копенгагена, высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
      Беседа после чтения первой сказки может опираться на такие вопросы и задания:
      — Прочитайте начало сказки и ответьте, чем похоже это начало на народные сказки, известные вам, а чем нет.
      — Чему учили в школе тролля? Как сказочник относится к жизни и людям, а как тролль и его ученики?
      — Началось ли уже действие в сказке? Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке, зачем оно нужно?
      К следующему уроку нужно подготовить художественный пересказ первой сказки, ответить на вопросы: какими были ученики тролля? Какое зло причинило волшебное зеркало людям?

      Подтема 2. «Мальчик и девочка».
      Заглавие-девиз второй подтемы не просто повторяет название сказки второй. Оно позволяет понять, почему на уроке соединены две сказки (вторая и третья), что связывает Герду и Кая, в чем они противостоят друг другу.

      Примерный план занятий:
      1. Пересказ сказки первой.
      2. Чтение сказок второй и третьей.
      3. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
      4. Задание на дом.
      По ходу занятия учащимся предлагаются вопросы и задания, направленные на уяснение связи событий и мотивов поведения героев, например:
      — Кто такие Герда и Кай и где они жили? Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь? Как изменился Кай после того, как осколок зеркала попал в его глаза и сердце?
      — Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае?
      — Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей ее такой заботой? Как начинается рассказ о Снежной королеве? Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не вспоминает?
      — Попав в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать, Герда тоже многое забывает. Но что ее насторожило? Чем оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву? В чем разница между Каем и Гердой, попавшими в сходные обстоятельства?
      Задание на дом предполагает «инсценирование» сказок четвертой и пятой (подготовку выразительного чтения по лицам, обдумывание по группам учащихся декораций, костюмов, внешнего вида героев).

      Подтема 3. «В какой длинный путь она отправилась ради него...»

      Примерный план занятий:
      1. Рассказ о месте действия сказок четвертой и пятой, подготовленный группой «декораторов».
      2. Рассказ о внешнем виде героев сказки, подготовленный группой «костюмеров» и «гримеров».
      3. Выразительное чтение по лицам сказок четвертой и пятой.
      4. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
      Общий вопрос, который нужно решить на этом занятии, следующий: что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая? Конкретизацией этого вопроса будут другие вопросы и задания:
      — Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во дворце припеваючи?
      — Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере? Прочитайте описания разбойников. Как вы себе представляете сказочника по этим описаниям?
      Дома следует подготовить ответы на вопросы: что пришлось пережить Герде во время поисков Кая? Кто больше всех помог ей? Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и определите, чем схожа эта сказка со сказкой Андерсена «Снежная королева», а что отличает их друг от друга.
      5. Подготовка к беседе по прочитанным самостоятельно шестой и седьмой сказкам.

      Подтема 4. «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»
      Уроки должны дать ответ на главный вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

      Примерный план занятий:
      1. Пересказ: «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?»
      2. Чтение фрагментов из шестой и седьмой сказок.
      3. Беседа по содержанию прочитанного.
      4. Развитие понятия о литературной сказке. Сопоставление сказок А. С. Пушкина и Х.-К. Андерсена.
      Следует использовать проверенные и удачные задания методистов, например:
      — В чем видит мудрая финка силу Герды? Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
      — Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
      — О чем говорили Кай и Герда на обратном пути? Почему они снова вспомнили о розах?
      — Маленькая разбойница говорит при новой встрече Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
      Всем своим творчеством Андерсен утверждает: «Стоит!» Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем «пропащий».
      Задание на дом предполагает разноплановую работу учеников:
      — Ответить на вопросы: какая из семи сказок вам особенно запомнилась? Каким человеком представляется вам автор после внимательного прочтения сказки «Снежная королева»?
      — Подготовиться к уроку внеклассного чтения на тему «Сказочники в мире так прекрасно разны...». Какие сказки других писателей вы знаете?

Заключительный урок литературы,
посвященный сказке Андерсена «Снежная
королева», проведенный В. А. Болдиной.

      Итак, уроки по сказке «Снежная королева» имеют давнюю традицию изучения. Однако каждое новое поколение учителей вносит в разработки все новые приемы. В московской школе № 1666 учительница В. А. Болдина так организовала и провела последний, заключительный урок по этой теме:
      Слово  учителя:
      — Сегодня на уроке мы подведем итоги изученного, вспомним, что мы узнали нового об Андерсене, что писатель рассказал нам о своих героях...
      Учащиеся рассказывают об Андерсене: что родился он в Дании. Отец его — бедный сапожник. От матери и бабушки слышал удивительные истории, песни. Полюбил театр. Сам писал пьесы и разыгрывал перед ребятами. Взрослым много путешествовал, наблюдал жизнь, собирал сказки, по их мотивам создавал свои и т. д.
      — С какими произведениями Андерсена вы познакомились? («Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» и др. Книги Андерсена издаются во всех странах мира», — говорят школьники и показывают те, которые они принесли для выставки книг писателя и которые подготовлены к этому уроку. Рассказывают об иллюстрациях, оформлении.)
      Учитель. Сказки действительно принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут датским народом».
      — Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)
      К доске приглашается ученик. Он рисует карту-схему путешествия Герды в поисках Кая.
      Класс работает над предложенным учителем планом, который заранее написан на доске:
      1. Добрые герои сказки и их враги.
      2. Причина несчастий добрых героев.
      3. Разлука.
      4. Поиски.
      5. Помощники добрых и злых героев.
      6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.
      К какой из известных вам сказок может относиться такой план? Назовите («Сказка о мертвой царевне...», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», «Снежная королева» и др.).
      Учитель. Действительно, этот план подходит ко многим волшебным сказкам, народным и литературным. Почему многие литературные сказки мы тоже можем назвать волшебными? В них совершаются необыкновенные фантастические события — звери и птицы говорят человеческим голосом, герои умеют колдовать, время бежит необыкновенно быстро, как в жизни не бывает, и многие другие приметы волшебства.
      — А что значит сказка литературная? Это значит, у нее есть автор, писатель. Ее можно еще назвать писательской.
      — Какие события составляют основу сказки? (Похищение Кая и поиски его Гердой.)
      — Без каких помощников Герде не удалось бы найти Кая? (Школьники перечисляют помощников и рассказывают о них.)
      — Покажите свои рисунки-схемы поисков Кая Гердой. (Учащиеся рассказывают и показывают, каким был путь Герды и что встречалось ей в пути.)
      Далее школьники рассуждают, какие рисунки удачнее, какие даны с большими пропусками важных событий и встреч.
      — Почему Герда ушла от старушки?
      — Подумайте, почему мудрая финка отказалась варить для Герды питье, которое дало бы ей силу дюжины богатырей. (Прослушивается диалог финки и оленя.)
      — Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием Герды? (Надо было преодолеть чары Снежной королевы, не испугаться ее войска, преодолеть колдовские чары тролля.)
      — Подумайте, почему маленькая босая девочка оказалась победительницей сильных и злых врагов.
      — Почему, когда появляется Снежная королева, сразу же появляется беда? (Гибнут от жестокой и холодной королевы все: от ее дыхания гибнут птенцы, замерзают растения.) Какой ее увидел Кай?
      — Как Герде удалось сделать Кая прежним, добрым, как удалось разрушить чары Снежной королевы?
      — Какие качества характера помогли Герде? (Горячее сердце, верная любовь, мужество, самоотверженность, стойкость, доброта.)
      — В чем сходство королевы и умеющей колдовать старушки? (Эгоизм, они все делали для себя.)
      — Что же побеждает в сказке?
      Домашнее задание: придумать собственную небольшую сказку, в которой шла бы речь об осколках зеркала...


ЖОРЖ  САНД.  «О  ЧЕМ  ГОВОРЯТ  ЦВЕТЫ»

Интегрированный урок по теме
«Жорж Санд. «О чем говорят цветы»,
проведенный В. А. Болдиной.

      Открытый интегрированный урок по литературной сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы», впервые включенной в учебник литературы для 5 класса, провела В. А. Болдина (учительница московской школы № 1666) в классе, изучающем французский язык. Сказка несколько сложнее ранее изученных школьниками, поэтому отнесена к самому концу учебного года, для того чтобы проверить возможности учащихся, в течение целого года стремящихся с помощью учителя, учебника и уроков литературы приобрести навыки и умения грамотного, «талантливого» читателя, понять задуманное автором.
      На доске привычные и знакомые учащимся слова А. С. Пушкина:
      «Сказка ложь, да в ней намек!
      Добрым молодцам урок».
      Около доски — портреты Жорж Санд (в возрасте семи лет и уже взрослой, знаменитой, известной писательницы), небольшая выставка книг писательницы и книг о ней (например, книги Жорж Санд «Собака и священный цветок», «Сказки бабушки», Н. Трапезниковой «Романтизм Жорж Санд» и др.). На партах — учебники с рассказом об авторе, текстом сказки «О чем говорят цветы», вопросами к ней.
      Начав разговор с повторения народных и литературных сказок, В. А. Болдина сообщила, что им предстоит познакомиться еще с одной, совсем необычной литературной, или писательской, сказкой Жорж Санд. Показывает портреты, рассказывает о том, что Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и внуков.
      Далее учительница рассказывает о жизни Жорж Санд, о том, что в детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка, что с самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. Как и мать, девочка верила в Бога и вечную жизнь.
      Далее школьники, заранее прочитавшие сказку (возможен и другой вариант — прочитать сказку в классе), говорят, о чем сказка, кратко рассказывают ее содержание (девочка услышала в цветнике разговор цветов. Они дружно нападали на розу, не желая считать ее своей царицей. И шиповник, дальний родственник розы, обратился к ветерку, чтобы тот поведал всем, что роза заслуженно является царицей цветов). Далее учительница предлагает послушать, как звучит начало сказки на родном для писательницы языке -— французском (дети выразительно читают первый абзац сказки на французском языке). Далее беседа продолжается:
      — А теперь вместе отправимся вслед за героиней в цветник и познакомимся поближе с теми, чьи голоса услышала девочка. (Дети надевают шапочки с цветами — мака, астры, вьюнка, гвоздики, представляются на русском и французском языках.)
      — О чем говорят цветы в углу цветника? Послушаем их речи: мак не хочет признавать розу царицей. Не считает никого вправе называть себя более знатным, чем он. Астра утверждает, что она красивее розы, так как у нее больше лепестков. Вьюнок горд тем, что в его венчике отражается небесная лазурь, что роза может лишь завидовать ему. Полевой вьюнок считает, что у розы неприятный запах...
      Все цветы высмеивают розу, сравнивают ее даже с кочаном капусты.
      — Почему цветы так ополчились против розы? (Они ей завидуют.)
      — Что возмутило девочку в словах цветов? (Она думала услышать здесь поэзию, а нашла лишь зависть, соперничество.)
      — Почему девочка не согласна с цветами?
      — С чем обращается шиповник к ветерку? (Он хочет, чтобы тот познакомил всех обитателей цветника с историей розы, ее правом быть царицей.)
      — Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка.)
      — Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир.)
      — Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни.)
      Школьники рассказывают о ветерке, который царствовал с отцом и братьями на бесплодной Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины, новые формы жизни... Царь бурь посылает сыновей в бой...
      — Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Он увидел нежное, прелестное, изящное создание — розу. Она попросила пожалеть ее, такую красивую и кроткую. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом.)
      — Какую роль сыграли в судьбе ветерка царь бурь и дух жизни? (За сочувствие к розе царь отказался от сына, отправил его на Землю, толкнув его в бездонную пропасть. Дух жизни, увидев страдания ветерка, пожалел его, превратил в хорошенького румяного ребенка с крыльями. Растения ему должны были служить защитой.)
      — Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника? (Потому что созидание сильнее разрушения.)
      — Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Кротостью, красотой, грацией. Дал титул, провозгласил ее царицей цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы.)
      — Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (Всеобщая радость, воспевание, восхваление розы.)
      Звучит музыка Чайковского. («Вальс цветов» из «Щелкунчика».) Учащиеся читают стихотворения на французском языке о розе и цветах.
      — А теперь вернемся к словам Пушкина — какой урок преподает нам сказка Жорж Санд? (Добро побеждает зло.)
      — Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети приводят примеры из сказок, из собственной жизни.)
      Домашнее задание: придумать небольшую сказку, которую могли бы рассказать цветы.


РАЗВИТИЕ  УСТНОЙ  РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРЫ

      Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
      Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся — живое слово учителя.
      С 5 класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения. Это подражание в 5 классе более осознанно, нежели в начальной школе: появляется внимание детей к точному, интонационно богатому, содержательному и выразительному слову.
      Выбирая наиболее приемлемую форму изложения в зависимости от темы, учитель стремится сделать свой рассказ максимально эмоциональным и наиболее верно подводящим к теме. Например, можно по-разному начать рассказ о Лермонтове перед изучением «Бородино»:
      «М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Детство его прошло в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой...» Или:
      «Шел 1814 год.
      Русские войска возвращались из-за границы и вступали в спаленную пожаром Москву. Гремела музыка, развевались закопченные в дыму сражений знамена...
      В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком доме у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил...» 1
      В настоящем пособии дан еще один вариант вступительного слова. Выбирать следует тот, который ближе к анализу художественного произведения, избранному учителем.
      Очень важен пример учителя и в формулировке вопроса, ответа, короткой, но ясной и четкой рецензии по поводу прочитанного или рассказанного. Надо не только следить за точной формулировкой собственного вопроса, но и показывать, что важно учитывать школьникам при формулировании вопроса вообще. Учащиеся слушают вопросы учителя, читают вопросы, данные в учебнике, пробуют сказать сами.
      Не менее ответственным является слово учителя, дающего оценку работе школьника: каков ответ ученика, насколько он правилен, содержателен, эмоционален, чем интересна его речь, каковы его ошибки в чтении?
      К сожалению, устные рецензии учителя иногда сводятся к следующему: «Не очень выразительно прочитал, садись, три». В чем его ошибка или ошибки, ученик так и не выяснил. В другой раз он получит такую же оценку и ту же самую «исчерпывающую» рецензию.
      Слово учителя во многих случаях полезно закреплять чтением учащимися статей, помещенных в учебнике.
      Статьи учебника сделаны на основе трудов известных фольклористов, литературоведов, писателей. Важно услышать, как звучат те или иные слова, фразы, а услышанное — понять, осмыслить и ввести частично в свою собственную речь. Во многих статьях использованы слова в переносном значении, это приучает школьников осваивать такие слова до чтения художественного произведения.
      Каждая статья содержит определенную лексику. Читая о произведениях устного народного творчества, учащиеся усваивают и вводят в свою речь новые слова и выражения (устное народное творчество, передаваясь из поколения в поколение, сокровища народной поэзии), осваивают новые термины, определения (пословицы, поговорки, сказки, загадки).
      Кроме того, построение фраз и лексические особенности статей предостерегут учащихся от смешения слов, которые могут быть употреблены в одном рассказе о писателе или эпохе, но недопустимы в другом.
      Необычайно важной стороной совершенствования устной речи учащихся являются упражнения по выразительному чтению художественных произведений, постепенное усложнение и разнообразие этих упражнений. Например: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (выразительно прочитайте вслух отрывок, к которому относится рисунок. Прочитайте, как рассказывается... о трех сражениях Ивана — крестьянского сына) — задание настраивает на подготовку чтения фрагментов сказки, выборочное чтение, например прочитать описание природы, — в этом случае можно прибегнуть к более сложным упражнениям: во время подготовки выразительного чтения обратить внимание на описание природы, особенности этого описания.
      Неотъемлемой частью работы учителя литературы на каждом из уроков является словарная работа. Она проводится и во время рассказа самого учителя, включающего трудные слова в ткань повествования, и во время чтения статей о писателях, и во время анализа художественного произведения или пересказов учащихся.
      Проводя словарную работу, необходимо различать слова активной и пассивной лексики. Например, слова, которые нужно объяснить (тролль, сочельник, рогатка, стречка и др.), чтобы был понят смысл прочитанного, и слова, которые могут быть введены в активную речь (затужили, своенравна, мимоходом, студеная пора и др.), требуют различного подхода. Первая группа слов нуждается только в объяснении, вторая — в дополнительных упражнениях (введение в предложение, в пересказ, рассказ и др.).
      Кроме того, учителю важно проследить повторяющиеся в нескольких произведениях слова и обратить на них внимание учащихся. Например, слово «своенравная» впервые встретилось детям в пушкинской «Сказке о мертвой царевне...», затем в «Снежной королеве» Андерсена, впоследствии школьники активно используют это слово в работе с «Муму» Тургенева. Крайняя степень удивления передается словом «ахнул» и в «Царевне-лягушке», и в «Сказке о мертвой царевне...», и в «Кавказском пленнике». Вместе с тем каждый раз эти слова включают в себя особые смысловые оттенки.
      Обратим внимание на слова, которые помогают более глубоко и осмысленно воспринять художественное произведение, например: в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» объясните, почему Пушкин называет царицу сначала «царицей», потом «бабой гневной», «злою царицей», а затем «злой мачехой».
      В рассказе «Муму» найдите и прочитайте однокоренные слова (двор, дворник, дворецкий, придворный, дворня, дворянин, дворовый). Объясните значение этих слов.
      Таким образом, словарная работа, направленная на обогащение лексики учащихся, теснейшим образом связана с работой над словом во время анализа текстов литературного произведения.
      Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.
      Виды пересказов хорошо известны учителю: свободный (как запомнилось), художественный (с сохранением максимума из прочитанного текста, цитированием, передачей некоторых диалогов, правильным интонированием и др.), выборочный, краткий, от другого лица. Любой из перечисленных пересказов можно использовать при изучении любого произведения (кроме стихотворного). Но какой из этих видов пересказа целесообразнее всего использовать в том или другом случае?
      Попытаемся просмотреть программные произведения 5 класса под этим углом зрения. Например, сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» целесообразно предложить для свободного и выборочного пересказов, а «Царевну-лягушку» — для художественного. «Снежную королеву», сказку объемную и переводную, уместнее пересказывать кратко.
      В выборе пересказа для соответствующего произведения следует исходить из того, насколько дети подготовлены к нему, насколько сам текст дает материал для того или иного пересказа.
      Свободный пересказ — самый простой для учащихся, поэтому с него и начинается работа.
      К выборочному пересказу обращаемся в сказке, впоследствии берется текст большого произведения (расскажите историю Костылина из «Кавказского пленника»).
      Осторожнее всего следует относиться к пересказу от другого лица. Он нужен, чтобы определить, насколько понята учащимися психология героя, такое переключение очень сложно для детей данного возраста.
      Следует учитывать постепенное нарастание трудностей в совершенствовании пересказов. Например, краткий пересказ для учащихся труден, поэтому подготовка к нему ведется исподволь: выбор главного из того или иного абзаца, подробный и краткий план прочитанного, краткий пересказ эпизода, главы, сопоставление большого рассказа и формулирование его основной мысли пословицей и т. д.
      Для обогащения устной речи важны художественные пересказы, но к ним также следует идти постепенно: сначала элементы такого пересказа во время выборочного или свободного, затем художественный пересказ фрагментов, глав и т. д.
      Постепенно требования к пересказам учащихся усложняются: вводятся элементы описаний, рассуждений: расскажите, как Жилин и Костылин (из рассказа «Кавказский пленник») попали в плен. Сравните, как вели себя они в плену. Прочитайте описание природы.
      Обратим внимание на то, что в работе над пересказом этого произведения от учащихся требуется рассуждение и умение включить в рассказ описание, понять его роль в произведении.
      Элементы описания, рассуждения войдут в пересказы учащихся и при работе с рассказом Тургенева «Муму».
      Стихотворные произведения требуют от учащихся прежде всего выразительного чтения. Это относится к пушкинским сказкам, лермонтовскому «Бородино».
      «Прочитать как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение» 2, — писал Н. В. Гоголь.
      Каждое стихотворное произведение потребует от ученика особой работы мысли и чувства, а обучение выразительному чтению явится не только средством анализа художественного произведения, но одновременно и средством общего развития, развития мышления и устной речи школьника. В процессе обучения выразительному чтению дети учатся ценить слово, верно его произносить.
      Учебник помогает учащимся выделить наиболее важные направления поисков при подготовке выразительного чтения, например:
      А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Прочитайте в лицах разговор Елисея с солнцем, месяцем, ветром. Выразите в чтении тревогу и печаль королевича Елисея.
      Учитель имеет возможность использовать иллюстрации с целью углубления работы над художественным произведением 3.
      Подбирая текст к иллюстрации, рассказывая о впечатлении, которое она производит, сопоставляя ее с другой иллюстрацией, школьникам приходится отвечать на вопросы, формулировать ответы, пересказывать текст, следовательно, совершенствовать устную речь.
      Не менее интересно использовать картины. Известно, например, что портрета Арины Родионовны — няни Пушкина — не сохранилось, но картины «Пушкин слушает сказки своей няни» В. Кузнецова, «Пушкин и няня» Н. Ульянова, «Пушкин и няня» Ю. Непринцева, несомненно, сделают рассказ учителя о поэте значительно ярче и нагляднее, позволят провести беседу с учащимися по картине.
      К сожалению, не всегда время, да и сам материал позволяют учителю провести работу по развитию и закреплению навыков устной речи учащихся в 5 классе на обычных уроках литературы. Необходимо некоторое количество часов, специально отведенных для развития устной речи школьников. В старших классах эту роль выполняют факультативы, в средних — повторительные уроки после изучения той или иной темы, того или иного раздела.
      Эти уроки развития речи должны быть частью общей работы по литературе, итогом проведенных занятий. Материалом для них явятся художественные произведения, рекомендованные программой для классного и внеклассного чтения, — это предостережет учителя от случайности и надуманности в выборе материала и тематики подобных уроков.
      Уроки развития устной речи еще один из возможных путей реализации новой программы по развитию устной речи. Думается, что в течение года окажется возможным часть времени отвести на развитие письменной речи, а часть посвятить урокам развития устной речи. Последние могут быть проведены после раздела устного народного творчества и после раздела о родной природе.
      Вот несколько вариантов хода каждого из таких уроков: отрабатывается навык пересказывания, постепенно от урока к уроку усложняя виды пересказов, один урок целиком посвящается словарной работе, основанной на изученных текстах, другой — диалогической речи, третий — пересказам, четвертый — рассказам. Возможны и другие виды уроков, однако все они подчинены единой цели: проверить, насколько развивается у учащихся вкус к художественному слову, проследить, как формируется навык составления вопросов и ответов, навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов.
      Мы предлагаем построить уроки единообразно — так, чтобы они начинались словарной работой, за которой следовали бы упражнения, требующие от учащихся включения отдельных слов и выражений в предложения собственной конструкции. Затем от умения истолковать слово и включить его в предложение подвести к связному пересказу отрывка, эпизода, главы, всего рассказа, к различным видам конкурсных работ: викторинам, выразительному чтению стихотворных и прозаических произведений.
      В словарную работу, как бы контролирующую или подводящую итог предыдущим занятиям, могут входить упражнения: дать объяснение или определение тому или иному слову, подобрать синонимы, вспомнить, в каких произведениях встречались эти слова, ввести их в собственные предложения.
      Проводя уроки развития устной речи, следует помнить о постепенном усложнении материала на каждом из последующих уроков: по времени они отделены друг от друга, и учитель сможет рассчитывать на различное качество чтения учащихся (выразительность, беглость). Отмечая выразительность и беглость чтения учащихся, учитель на каждом уроке развития устной речи подчеркивает их достижения.
      Несколько усложняется словарная работа на первом уроке — это толкование новых слов, терминов, включение их в собственное предложение; на втором — внимание к словам, характерным для сказки, к словам, характеризующим героев уже прочитанных произведений (как эти слова можно объяснить, откуда они, кого характеризуют, как помогают раскрыть характер героев); на третьем уроке — осмысление многозначности слова, эпитетов в стихотворениях о природе, их роли в художественном произведении, введение в предложение; на четвертом уроке — осмысление сравнений и т. д.
      То же следует сказать и о пересказах: на первом уроке — свободный, выборочный, художественный, на втором — краткий пересказ, на третьем — рассказ по личным наблюдениям, выразительное чтение стихотворений, на четвертом — пересказ с элементами рассуждения, описания, собственный рассказ и т. д.
      Разумеется, учитель по своему усмотрению может сократить виды работ на уроках развития речи, видоизменить этапы урока, но не их последовательность. Важно только, чтобы многогранная работа, проводимая на каждом уроке литературы, закреплялась и поддерживалась специальными уроками развития устной речи.

      Литература:

      Мастерство устной речи / Под ред. В. В. Голубкова. — М., 1967.
      В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1966. 
      Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи. — М., 1996.
      Коровина В. Я. На подступах к риторике. — М., 1996.


1 Андроников И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов // Классики русской литературы. — М.; Л., 1953. — С. 161.
2 Н. В. Гоголь о литературе. — М., 1952. — С. 130.
3 А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. — М.: Просвещение, 1999; А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях / Сост. Е. Н. Колокольцев. — М.: Просвещение, 1999.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>