Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

И. А. БУНИН.  «КОСЦЫ»

      Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его.
      В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах»:
      «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».
      Разумеется, важно, когда и где родилась у автора мысль написать произведение, когда оно было напечатано, что легло в основу этого рассказа. Это особенно интересно в связи с жизнью и творчеством И. А. Бунина, проведшего большую часть своей жизни в эмиграции и всегда помнившего свои ощущения, связанные с Россией.
      В то же время необходимо, чтобы этот рассказ был прочитан учителем, чтобы максимально было передано настроение, которым рассказ пронизан. Вот начало рассказа о том, как это было давно («это было бесконечно давно»). В самом деле автор написал этот рассказ в 1921 г. в Париже... И он хочет, чтобы читатель это осознал. Но как живы воспоминания о том, как они шли по большой дороге, а поблизости от нее косцы косили и пели... Вокруг лес, «еще не утративший своей красоты... глушь серединной, исконной России». Писатель рассказывает об этой красоте, которая окружала его и косцов. Кто же эти косцы? Что знает о них автор и что рассказывает нам? Что его удивляет в них, восхищает?
      В чем была прелесть этого пения? Как воспринималось каждое слово песни писателем и исполнителями-косцами? Почему автор вспоминает о родине, родной стороне, о сказках?
      После чтения необходимо, чтобы школьники высказали свое отношение к прочитанному, к услышанному ими. Важно осторожно навести их на мысль об особой восприимчивости песен — слов и мелодии — косцами и автором рассказа, попытаться, чтобы дети хотя бы отчасти прониклись особым сочувствием к певцам, поняв их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне, к родине, откликнулись сами на эти чувства и настроения.
      Дома школьники еще раз перечитают рассказ, научатся читать его выразительно, подготовят ответы на вопросы учебника.
      Как реагируют школьники на бунинский рассказ «Косцы»? Что им нравится, что удивляет, привлекает? Приведем примеры ответов учащихся московской школы № 1666 (учительница Е. В. Михайлова):
      «Мне понравилось в рассказе описание природы... Будто сидишь и слышишь пение косцов, которое льется через лес и поля...»
      «В своем рассказе И. Бунин передает чувство любви к родине, привязанность русского человека к своей земле. Кажется, где бы ни были косцы, в Рязанской или Орловской губернии, — везде слышится их протяжная песня, выражающая любовь к своей родине...»
      «Песня косцов вовсе и не была песней, а была самой душой России. Это было не пение, а вздохи груди, легкость и естественность, присущая только русскому человеку...»


В. Г. КОРОЛЕНКО.  «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

      Методические рекомендации по изучению рассказа «В дурном обществе» (а также под другим названием — «Дети подземелья») планируют ход уроков по-разному: в основе системы уроков — принцип анализа «вслед за автором», или тематический принцип, или пообразный анализ. Опыт подсказывает, что оптимальный вариант может включать в себя эти виды изучения рассказа, накладывая на канву целостного анализа текста по ходу действия две основные темы: изображение жизни обитателей подземелья и формирование характера и духовного роста Васи (Т. В. Чирковская). Последняя тема позволяет организовать сопоставление таких пар образов, как Вася и Валек, Соня и Маруся, судья и Тыбурций. Такой сопоставительный пообразный анализ М. А. Рыбникова рекомендовала в качестве итогового. Можно предложить, исходя из этого, следующее примерное планирование темы:
      1-й урок. Две семьи. Слово о В. Г. Короленко. Обмен впечатлениями учащихся от самостоятельного прочтения рассказа. Чтение учителем в классе 1-й и 2-й глав рассказа.
      2-й урок. Жизнь среди серых камней. Жизнь обитателей подземелья. Комментированное перечитывание фрагментов 3—6 глав рассказа.
      3-й урок. Васина дорога к правде и добру. «Дурное общество» и история Васи. Что способствовало изменению характера Васи и его отношения к людям? (Комментированное чтение фрагментов 7—8 глав и Заключения.)
      4-й урок. «Человек создан для счастья, как птица для полета». Итоговая беседа — сопоставительный анализ образов рассказа. Роль портретов, пейзажа, сравнений в композиции рассказа «В дурном обществе». Заключительное слово учителя.


Опережающие вопросы и задания

      Общие:

      — Самостоятельно прочитайте дома полный текст рассказа «В дурном обществе». Определите, какой смысл имеет название «В дурном обществе».
      — Определите, какие качества характеров героев рассказа представляются вам наиболее ценными и привлекательными.
      — Что изменилось в характере Васи с тех пор, как его «дорога пролегла через» обитателей подземелья?
      — Какое значение имели в жизни героев рассказа их дружба и взаимоотношения со взрослыми?

      Групповые:

      — Подготовьте выразительное чтение в лицах разговора Васи и Валека о булке и фрагментов из глав 3, 5, 7, 8.
      — Подготовьте письменные ответы на вопросы: что такое «серый камень», который высасывает жизнь? Зачем писатель рядом с Марусей изобразил сестру Васи Соню? Как вы понимаете слова Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
      — Подготовьте сопоставительный анализ образов: Васи и Валека; Сони и Маруси; судьи и Тыбурция.

      Индивидуальные:

      — Подготовьте краткие сообщения на темы «Детство и юность Короленко» и «Короленко — писатель и гражданин».
      — Подготовьте выступления на темы «Жизнь и смерть Маруси» и «Жизнь и характер Валека».
      — Подготовьте выразительное чтение заключительной сцены рассказа.

      Содержание вступительного слова о Короленко включает в себя, как правило, следующие важные сведения. Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона, но при этом находили, что было бы более «по-людски», если бы он принимал подношения. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.
      Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».
      В. Г. Короленко, окончив Ровенскую гимназию, стал студентом Петровской земледельческой и лесной академии, но был исключен из нее за протест против действий начальства. Тюрьма, этапы, ссылка вскоре стали для него своеобразными «университетами». Он овладевает сапожным ремеслом, работает на железной дороге и везде пишет. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).
      Однажды писателю сказали, что он мог бы стать террористом, но Короленко отвергал все крайности. По пути в ссылку он думал о только что убитом царе Александре II: смертельно раненного царя везут во дворец, поливая улицы его кровью. И Короленко жалеет его как человека. И тут же думает об участнике покушения Желябове. Улик на того не было, но он сам заявил о своей причастности к убийству. И писатель сблизил участи убийцы и жертвы, мечтая о примирении.
      Кто-то из современных литературоведов сказал о писателе: «Гениев у нас много, но для меня есть один человек — как воплощение нормы, воплощение добра, осуществленной духовности — Короленко... Поразительно, как он все видел — и назад, и вперед». У Короленко было любимое изречение: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Подводя итоги своей жизни, Короленко писал в «Истории моего современника»: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».
      Умер Короленко 25 декабря 1921 г. в Полтаве, где и был похоронен при огромном стечении жителей города и окрестных деревень.
      Одна из современных статей носит название «Возвращение к Короленко». Заглавие это многозначно. Сейчас публикуются гневные письма Короленко Луначарскому, долгое время скрытые от читателей. Возвратился он ныне и в школьный курс литературы. Рассказ «В дурном обществе» («Дети подземелья») долгое время входил в школьную программу, затем исчез из нее, а ныне вновь вернулся под своим первоначальным названием. Это закономерное восстановление справедливости. В. Г. Короленко «как будто отогревает от жестокости, царящей вокруг», «...он озаряет читателя светом, несмотря на то, что нерадостны его сюжеты, горька участь героев» (Н. Д. Петропавловская).
      Опыт изучения рассказа Короленко подсказывает, что анализ первых двух глав должен раскрыть экспозиционную функцию их в произведении. М. А. Рыбникова выделяет в них портреты Тыбурция и Валека, подчеркивает связь их с «дурным обществом» других бездомных нищих (1-я гл.), обращает внимание на «ужас одиночества» Васи в его семье (2-я гл.), что позволяет обозначить исходное противопоставление образов, выраженное уже в названии темы первого урока — «Две семьи». Итогом обсуждения на этом уроке может быть вопрос, предложенный В. А. Никольским:
      — Чем похожи эти семьи одна на другую и чем они не похожи?
      Второй урок посвящается жизни обитателей подземелья. Вопросы и задания имеют целью выделить ключевые эпизоды рассказа, например:
      — Что произошло во время первого посещения Васей старой часовни? Почему Вася и Валек встретились как враги, а расстались друзьями? (В. В. Голубков.) Почему Валек и Маруся вышли из часовни одной дорогой, а Вася — другой? (М. А. Рыбникова.)
      — Кем, вероятнее всего, может стать Валек? Зачем автор дает в рассказе сопоставление Маруси и Сони? Расскажите о жизни и смерти Маруси.
      — Что давала дружба Васе, Валеку и Марусе? (Н. Я. Мещерякова.) Как изменились ребята за время своей дружбы?
      Переход к третьему уроку может быть намечен следующим образом:
      — От чьего имени ведется рассказ? Какой характер это придает повествованию? (Г. В. Чирковская подчеркивает особенности рассказа-воспоминания взрослого человека о сильнейших впечатлениях своего детства.) Автобиографический характер рассказа позволяет учителю вместе с учащимися определить позиции писателя, авторское отношение к героям, в первую очередь к Васе. В связи с этим интересным может быть вопрос:
      — Почему в рассказе нет портрета Васи?
      Методисты считают важным выяснить, как и почему изменился Вася за столь короткий отрезок времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи (Г. В. Рыжкова), какую дорогу в жизни выберет Вася (В. А. Никольский)? «Судя по всему, сын судьи... не только не будет ревностно служить безжалостному „господину закону“, как его отец, но и вступит с ним в конфликт» (И. Каплан).
      В связи с этим беседа на уроке включает обсуждение семейных проблем, например:
      — Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына? Понимали ли они друг друга? Какими в действительности были Вася и его отец?
      — Как вели себя при встрече судья и Тыбурций? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи? Почему впоследствии отец Васи скажет, что был виноват перед сыном? (Н. Я. Мещерякова, В. А. Никольский и др.) Подвести итоги работы позволяют вопросы и задания более общего характера:
      — Как изображает писатель взаимоотношения между родителями и детьми?
      — Сравните поведение Тыбурция и судьи по отношению к детям.
      — Кому сочувствует писатель? А против чего он протестует?
      — Какие человеческие качества в людях утверждает в рассказе писатель? В чем именно вы видите у героев проявления доброты, милосердия, уважения к человеку? Почему Вася с отцом и Соней посещали могилу Маруси? О чем говорит то, что они посещали ее вместе? Какие обеты давали на этой могиле Вася и Соня?
      Завершением изучения рассказа могут быть письменные работы различного типа: «История Васи» (пересказ с элементами характеристики); «Что рассказал Тыбурций отцу Васи?»; «Какую дорогу в жизни выберет Вася?»; «Как повлияли на семью судьи события рассказа?» (ответы на вопросы); «Как дружба скрасила жизнь Васи, Валека и Маруси?» (домашнее сочинение).


А. И. КУПРИН.  «ТАПЕР»

      В программу 5 класса и в учебник включен небольшой рассказ писателя «Тапер». Тема открывается статьей о писателе. Учитель дополнит сведения о писателе сообщением о его сиротском детстве, когда после смерти отца ему и его матери пришлось поселиться в Московском вдовьем доме, затем о его проживании в Разумовском сиротском пансионе, учении в гимназии, обучении в военном училище, когда появилась первая публикация (рассказ «Последний дебют»).
      Многие рассказы А. И. Куприна уже известны пятиклассникам. Целесообразно провести беседу с учащимися об этом, рассказать, что первые его произведения были одобрены и поддержаны Н. Михайловским, В. Короленко. И все-таки Куприну в начале его самостоятельной трудовой жизни пришлось перепробовать многие профессии (репортер, управляющий при постройке дома, конторщик и т. д.). В 1896 г. появились сборник очерков («Киевские типы») и сборник рассказов («Миниатюры»). Репортерская работа на заводах Донбасса дала ему материал для повести «Молох». В 1902 г. писатель знакомится с М. Горьким, появляются повесть «Поединок», много рассказов, знаменитый шедевр «Гранатовый браслет». В 1920 г. он переезжает с семьей в Париж, в 1936 г. возвращается в Россию. Его творчество высоко оценили писатели и простые читатели («Почему он большой писатель? Да потому, что он живой... в каждой мелочи живой»).
      Рассказ «Тапер» может прочитать учитель, после чего выяснить, насколько он понят и понравился ли пятиклассникам.
      Школьники готовят пересказ статьи о писателе и пересказ рассказа.


П. П. БАЖОВ.  «МЕДНОЙ  ГОРЫ  ХОЗЯЙКА»

      Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
      — Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
      Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».
      Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
      «Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.
      Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения.
      В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
      В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
      Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).
      В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале.
      Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.
      Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).
      Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.).
      Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:
      — Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?
      — Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?
      — Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
      — Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?
      — Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
      — Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?
      — Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.
      — Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»?
      — Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.
      — Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?
      — В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».
      — Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?
      Закончить урок можно следующим сообщением: «На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как объясняют эти слова учащиеся?


С. Я. МАРШАК.  «ДВЕНАДЦАТЬ  МЕСЯЦЕВ»

      Работу над пьесой-сказкой Маршака «Двенадцать месяцев» многие методисты и учителя предлагают начать со знакомства с драмой как родом литературы. Так, Р. Н. Сац сопоставляла с учащимися сказки в прозе, в стихах, на картинах художников, в музыке, в театре, на экране. Возникали естественные вопросы:
      — Чем отличается пьеса от других произведений? Какие пьесы вы знаете, видели? Попробуем определить, чем отличаются драматические произведения.
      Драма (от греч. — действие) предназначена для постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею, показывая поступки, воспроизводя слова персонажей. Диалог (беседа, спор между персонажами) составляет основу действия драматического произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки (от франц. — замечания, примечания) — пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации. Перед актами (действиями), сценами в ремарках даются описания места действия, обстановки.
      При чтении драмы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы; облегчает такое восприятие пьесы выразительное чтение по ролям сцен из пьесы и даже исполнение ролей на сцене школьного театра. «Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В выразительном чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев» (В. П. Медведев).


Опережающие вопросы и задания

      Общие:

      — Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать месяцев». Выбрать роль, которую хотелось бы сыграть или прочитать в классе. Дать письменные ответы по инструкции «Мне поручена роль...».
      — Вспомнить известные ранее произведения Маршака для участия в викторине.

      Групповые:

      — Подготовить сцены из пьесы для исполнения в классе.
      — Подготовить по рядам ответы на вопросы:
      1-й ряд: Для чего нужна в пьесе первая картина 1-го действия? — Что сообщают нам ремарки в первой картине 1-го действия? Как одета падчерица? О чем рассказывает солдат падчерице? Какими изображены в 3-й картине первого действия старуха и дочка? Кто из них хуже, по вашему мнению?
      2-й ряд: Какими показаны в 3-м действии характеры королевы, придворных, старухи, дочки? О какой «сущей правде» говорит прокурор? Как раскрылась правда о доставленных подснежниках?
      3-й ряд: Как ведут себя в лесу королева, придворные, послы, старуха, дочка, солдат, падчерица и профессор? Как и почему исполнились пожелания королевы, профессора, солдата, старухи и дочки?

      Индивидуальные:

      — Подготовить сообщения о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
      — Подготовить анализ второй картины 1-го действия и второй картины 4-го действия.
      — Подготовить краткий пересказ первой и второй картин 2-го действия.
      Мне поручена роль... (инструкции для исполнения пьесы по ролям).
      — Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)?
      — Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого я исполняю?
      — Какими я представляю себе его внешность, манеру держаться, говорить?
      — В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
      — Как я себе представляю его прошлую жизнь?
      — Каковы его отношения с другими персонажами?
      — К чему он стремится, чего хочет достичь?
      — В каких сценах, судя по всему, «ваш» персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать при исполнении это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств друг другу?
      — Если «ваш» персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как именно и почему?
      — Как следует передать особенности этого персонажа в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?
      Первый урок по теме открывается вступительным словом учителя и его помощников-учеников о писателе Маршаке. Вот его возможное содержание:
      «В статье „О себе“ С. Я. Маршак сообщает, что он родился 22 октября 1887 г. по старому стилю (3 ноября по новому) в г. Воронеже. Отец его работал мастером на заводах в разных городах. Мальчик не без труда поступил в Острогожскую гимназию, а потом сумел перевестись в гимназию в Петербурге. Во время каникул Маршак случайно познакомился с известным критиком В. В. Стасовым, который отнесся к мальчику весьма радушно: подарил ему целую библиотеку классиков, водил его по музеям, познакомил юного поэта с писателем М. Горьким и великим певцом Ф. Шаляпиным.
      Горький пригласил юного Маршака жить в своей семье, но вскоре семья Пешковых покинула Ялту, и Маршаку пришлось, избегая ареста, вернуться в Петербург. Он и до этого писал стихи, а с 1907 г. стал печатать и даже читал их знаменитому поэту А. Блоку.
      В 1912 г. Маршак договорился с несколькими редакциями, что будет присылать им корреспонденции из Англии, куда он поехал учиться в университете. Во время каникул Маршак совершал походы по стране и познакомился с английским детским фольклором. Здесь он начал переводить полюбившиеся ему английские и шотландские народные баллады, стихи замечательных поэтов Уильяма Блейка и Роберта Бернса.
      С этого времени Маршак связал свою судьбу с детьми. Он придумывал для детей забавные и фантастические истории, а после революции заведовал секцией детских домов и колоний в Краснодаре. Здесь вместе с другими писателями, художниками, музыкантами он организовал один из первых в стране театр для детей. Первые сказки Маршака были написаны для этого театра.
      Писать для детей было непросто и небезопасно: на Маршака обрушились враги фантастики, сказок, веселых историй. Защитил детских писателей Горький, который спросил как-то Маршака: «Ну что, позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой?» И добавил совершенно серьезно: «Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они разговаривали. Ей-богу!»
      Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.
      Маршак по телефону сказал редактору: «Вы, наверное, слышали, я ослеп... Но гранки мне прочли... Гранки перед вами? Найдите страничку такую-то... Реплика царя. Разве царь может так говорить? Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку...» Разговор этот состоялся за день до смерти.
      После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:

Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

 (По С. Сивоконю, Н. Михайлову и др.).

      Методисты предлагают, начав уроки по данной теме со слова о писателе, продолжить работу беседой о произведениях Маршака, известных ребятам, сопоставлением пьесы-сказки с другими произведениями этого жанра, рекомендуют познакомить учащихся с первой картиной пьесы. Пересказ ее или инсценирование подготовят выполняющие опережающее задание для первого ряда. Беседа может опираться на вопросы и задания, приведенные нами.
      Особое внимание уделяется второй картине 1-го действия — «Королевский урок». Ученики на основе поведения королевы делают выводы о ее характере, продолжая затем свои наблюдения за изменениями его по ходу пьесы. Использовались следующие вопросы:
      — Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
      — Чему научилась королева, общаясь с падчерицей, солдатом, месяцами? Почему она захотела привести к новогоднему костру и своих придворных?
      — Как относятся к королеве другие действующие лица пьесы-сказки?
      Завершением работы могут быть вопросы более общего характера:
      — Можем ли мы сказать, как автор относится к своим героям?
      — Что можно сказать о самом сказочнике после чтения первых картин сказки?
      — Пьеса-сказка Маршака «Двенадцать месяцев» написана в годы Великой Отечественной войны и впервые опубликована в разгар ее, в 1943 г. Как вы объясняете, что в эти годы испытаний драматург взялся за эту светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
      — Известный писатель Корней Чуковский писал, что «пьесы Маршака — это не мертвое копирование детского устного творчества, не механическое использование готовых моделей. Это самобытное свободное творчество». (Использованы материалы Р. Н. Сац, В. П. Полухиной и др.)


А. П. ПЛАТОНОВ.  «НИКИТА»

      Особый мир платоновских героев откроется пятиклассникам впервые в рассказе «Никита». Быль и фантастика, одухотворение природы в воображении героя, жизнь как борьба добра и зла, радости и грусти, страдания и счастья, оптимистическое восприятие окружающего мира — все это в рассказе Платонова встретится детям, и им предстоит это воспринять и осмыслить.
      «Стоит открыть любой рассказ или повесть этого писателя — и вас вскоре пронзит печальный звук, томящийся над землей Платонова», — говорится в предисловии С. Семеновой к платоновскому роману «Чевенгур».
      «Поэтика писателя включает в себя самые различные элементы: от притчи до бытового эпизода, от иконы до лубка и плаката, от философского раздумья до лирического переживания. Изобразительность сочетается с советом, как жить, и выводом о законе жизни. За воодушевлением поэта и первопроходца проглядывает усмешка мудреца и аналитическая трезвость сатирика. А. Платонов оглядывается на свою юность с любовью и снисхождением... И отсюда всего один шаг до других произведений 26-го года, единых не по форме — по внутренней сути. В них в полной мере услышано от мира „его собственное имя из его же уст, вместо нарочно выдуманных прозваний...“
      По мысли писателя, „цель искусства — найти для мира объективное состояние, где бы сам мир нашел себя и пришел в равновесие и где бы нашел его человек родным...“. Мир и человек — центральные понятия А. Платонова-художника, выдающие в его литературном изображении присутствие философского взгляда» (Платонов А. П. Повести. Рассказы. Из писем / Сост. и подготовка текста М. А. Платоновой).
      Приступая к этой теме, учитель расскажет о трудной судьбе великолепного писателя, которого долгие годы не понимали, не принимали. И только в последние десятилетия он был по-настоящему оценен. Его необычный стиль захватил читателя, стали широко публиковаться его произведения на радость читающей публике.
      Поэтика его произведений, как и герои, совершенно уникальна и не похожа ни на какие произведения других писателей... Мир и человек — центральные понятия Платонова-художника.
      Вот и рассказ «Никита», который предстоит прочитать школьникам и осмыслить его содержание, как бы демонстрирует это понятие писателя — мир и человек.
      Небольшой рассказ прочитает вслух в классе учитель с тем, чтобы он был максимально понят пятиклассниками. Организуя беседу по прочитанному, учитель, разумеется, начнет с самого простого — содержания, сюжета прочитанного, героя и его поведения, общения с окружающим миром:
      — Почему так назван рассказ? Кто главный герой? Сколько ему было лет? Как вы понимаете фразу матери, которой она успокаивает Никиту («Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...»)?
      — Как же Никита жил один? Чем он занимался? Кого хорошо знал и кого хотел узнать? Кого увидел во дворе? Почему в сарае «оставались чистые стежки»? Кем казались Никите солнце, банька, петух? Чем заканчивается рассказ? О чем ему рассказывает отец? Как объясняет он то, почему один гвоздь оказался добрым?
      — Как вы понимаете концовку: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? О чем этот рассказ? Что им хочет сказать автор? Школьники готовят комментированное чтение.


В. П. АСТАФЬЕВ.  «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

      Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты перед собой? Не оттирал ли от дороги локтями слабых? Все ли делал для счастья других?» Приступая к детскому рассказу писателя «Васюткино озеро», учитель должен в доступной пятиклассникам форме сообщить ученикам, как бы предваряя предстоящее изучение рассказа, характеристику предельно искреннего и правдивого писателя.
      Этому предварительному знакомству будут способствовать и опережающие вопросы и задания:

      Общие:

      — Все самостоятельно заранее прочитайте рассказ «Васюткино озеро».
      — Подумайте над смыслом заглавия рассказа. Только ли потому он так назван, что Вася нашел это озеро?
      — Какое значение имеют картины природы в рассказе?
      — Определите, какие качества Васютки помогли ему не погибнуть в тайге.

      Групповые:

      — Подготовьте с товарищами пересказ истории с глухарем. Зачем она введена писателем в рассказ?
      — Подготовьте чтение по лицам эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец» (разговоры со старшиной Колядой, вахтенного матроса с дедом Афанасием).

      Индивидуальные:

      — Подготовьте сообщения о детстве писателя и начале его литературной деятельности.
      — Подготовьте справку об автобиографических произведениях В. П. Астафьева.
      Вступительное слово учителя об Астафьеве можно было бы начать утверждением критика Ал. Михайлова: «...хочется сказать, что он... много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном».
      Родился Виктор Петрович Астафьев в 1924 г. в крестьянской семье, в сибирском селе Овсянка, на Енисее. Трудным было сиротское детство и отрочество Астафьева. Множество профессий он переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был на фронте, где получил тяжелое ранение.
      Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении его характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
      Будущий писатель жил в единении с природой и деревенским бытом. Природа в произведениях писателя оживает, выступает как мера гармонии, становится активным участником повествования. Природа и человек, человек и природа — эта тема многих произведений Астафьева. Он писал: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте... Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 г., я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери — земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
      Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать... каждое деревце в лесу, каждый лист... И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»
      В детдоме преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Он часто задавал ученикам писать сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
      Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро». Беседу в классе по этому рассказу учитель может провести, используя следующие вопросы и задания:
      — Определите время и место событий, описанных в рассказе. В начале рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом читаем: «коротка августовская ночь». Как вы это объясняете?
      — Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? Чем он старался помочь взрослым, когда уловы не радовали?
      — Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?
      — Как ведет себя Васютка, потерявший затеси на деревьях? Как преодолевает подступающий страх? Почему он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»?
      — Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первой ночи в тайге? Почему Васютка искал среди темного хвойного леса желтую полоску лиственного? Чему научился мальчик у взрослых? А как проявляется его собственный характер? Как решает, куда идти? В какой момент и почему он расплакался?
      — Сравните лесное и озерное житье Васютки. Что ему больше нравилось и почему? Что обеспокоило его в третью ночь приключений? Подтвердите текстом, что мальчик сообразительный, не теряющийся в трудных обстоятельствах, хотя ему и страшно.
      — Как Васютка нашел дорогу к Енисею? Чем была тяжела ночь на Енисее?
      — Как встретились Васютка и его отец? Опишите, как вы себе представляете Григория Афанасьевича.
      — Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбное» озеро? А еще почему?
      — Почему уставший Васютка не сел в лодку? Как вы оцениваете его характер? Чем он заслужил то, что озеро назвали его именем?
      — Какие произведения русских писателей о своем детстве вы читали? Чем они отличаются от описания крестьянского мальчика в рассказе Астафьева?
      — Какие произведения вы читали о людях, оставшихся один на один с природой? Кто из вас знает о Робинзоне Крузо и что вы о нем знаете?
      — Нам еще придется познакомиться в этом году с книгой Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Вспомните тогда рассказ о Васютке и ответьте, почему приключения мальчика часто называют «робинзонадой».


ПИСАТЕЛИ  УЛЫБАЮТСЯ

      В учебник включены юмористические материалы. В «Румяной книжке» для детей Саши Черного есть два рассказа, как бы перекликающиеся с двумя темами учебника о кавказском пленнике и Робинзоне.
      Эти рассказы дадут представление пятиклассникам, как воспринимались произведения Л. Н. Толстого и Д. Дефо совсем маленькими детьми, еще не школьниками. Отдельные фрагменты этих юмористических рассказов школьники могут инсценировать в классе, кратко пересказать тексты, выполнить рисунки к этим произведениям.


САША  ЧЕРНЫЙ

      Учитель расскажет о писателе, затем учащиеся прочитают раздел, посвященный двум его рассказам.
      Настоящее имя Саши Черного Александр Михайлович Гликберг, родился он в Одессе в 1880 г. в семье провизора, агента торговой фирмы, в многодетной семье. Поступил в гимназию, но проучился там недолго. Он тяготился обывательской средой, мучился обстановкой в семье, где никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Пережив множество трудностей и приключений, став нищим-попрошайкой, вернулся домой, но отец и мать не приняли блудного сына. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Новый отец был высокопоставленным чиновником, страстно любившим поэзию. Он оказал на подростка благотворное влияние. Литературный дебют Саши Черного состоялся в 1904 г. (был опубликован «Дневник резонера» с подписью «Сам по себе»). Вскоре он отправился в Петербург, работал письмоводителем, затем снова занялся литературной деятельностью. В 1905 г. появился его псевдоним, он стал публиковать стихи и рассказы. В скором времени писатель уехал за границу. В 20—30 гг. появляются его «Библейские сказки», «Несерьезные рассказы», «Детский остров» и др. В России он снова пишет сатирические стихи, участвует в журнале «Сатирикон». С 1920 г. эмигрирует сначала в Берлин, затем в Париж, трагически ощущает разрыв с родиной, всеми силами способствует тому, чтобы его дети не забывали Россию.
      Саша Черный вошел в историю как юморист, поэт, сатирик... Умер Саша Черный от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. А. И. Куприн напишет о нем позднее: «Милый поэт, совсем своеобразный, полный доброго восхищенья жизнью, людьми, травами и животными, тот ласковый и скромный рыцарь, в щите которого, заменяя герольда, смеется юмор и сверкает капелька слезы» (Павловский А. И. // Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1998).
      Главной же работой и, может быть, самой трудной будет осмысление юмористического содержания рассказов. Что создает юмор в рассказах (речь детей, их «понимание» ситуаций, характеров героев, наивное восприятие происходящего, желание, чтобы все закончилось добром, чтобы никто из героев не пострадал).
      Можно ли согласиться с детьми, которые, наигравшись и придумав свою «интерпретацию», «версию» в постановке «Кавказского пленника», решили, что рассказ, прочитанный ими утром, — «превеселая штука»?
      То же можно сказать и о другом рассказе Саши Черного — почему и когда мальчик решил, что «тяжело быть Робинзоном»? Кто выручил мальчика из трудного положения? Как он это сделал? Как мальчик хотел назвать его? Какая награда ожидала «Пятницу»? Можно ли сказать, что такой смешной случай с Игорем дал всерьез почувствовать ситуацию, в которой может оказаться любой «Робинзон»?
      Словом, эта страничка поможет школьникам вернуться к временам своего раннего детства, играм, умению радоваться и горевать с детской непосредственностью и в то же время суметь понять, в чем юмор рассказов, почему писателю удается заставить читателя «улыбаться», радуясь детскому непосредственному восприятию прочитанного, увиденного и случившегося с ним.
      В процессе внеклассного чтения можно познакомить пятиклассников с книгой Саши Черного «Что кому нравится» (М., 1993).


«ТОЛЬКО  ДОБЛЕСТЬ
БЕССМЕРТНО  ЖИВЕТ...»

      В этот раздел включены два сюжетных произведения (А. Твардовский. «Рассказ танкиста» и К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»).
      Знакомство с Твардовским и Симоновым, рассказ о войне 1941—1945 гг. произойдет на первом уроке. Ребята узнают обо всем из повествования учителя. На втором уроке учащиеся сами расскажут о поэтах и об их произведениях о войне.
      Рассказы о поэтах могут быть самыми короткими, например: Симонов Константин (Кирилл) Михайлович родился в 1915 г. в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий». Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну. К. Симонов окончил семь классов, затем ФЗУ, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 г. стал публиковать свои стихи. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. П. Антокольский пишет о нем: «Когда говоришь о Симонове, война вспоминается прежде всего». Многие его стихотворения во время войны наши воины носили у себя на груди («Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Родина», «Майор привез мальчишку на лафете» и др.). Позднее К. Симонов писал пьесы, романы, воспоминания, а в последние годы жизни занимался кинодокументалистикой (Шошин В. А. // Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1998).
      Твардовский Александр Трифонович родился на хуторе Загорье в 1910 г. в семье кузнеца, всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного. Мать происходила из дворян однодворцев. Твардовский с самого раннего детства познакомился с русской классикой, когда в семье «целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги». Заветной книгой Твардовского становится томик Н. А. Некрасова. В 1922 г. заканчивает начальную школу. С 1924 г. начинает посылать заметки в местные газеты. В 1930 г. поступает в Смоленский институт. В 30-е гг. родителей раскулачивают и отправляют в ссылку. Поэт продолжает упорно работать (пишет стихи, статьи, поэмы). В 1936 г. он переезжает в Москву. Во время войны 1941—1945 гг. был военным корреспондентом, написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства (по В. А. Прокофьеву).
      Главное на уроке — восприятие прочитанных стихотворений, обучение выразительному чтению. Одни учащиеся учат наизусть стихотворение Твардовского, другие — Симонова.
      В книге М. Ф. Пьяных «Ради жизни на земле» читаем: «Всенародная борьба против фашистских захватчиков способствовала развитию в поэзии в первую очередь эпических жанров и мотивов, которые нашли свое художественное воплощение в творчестве А. Твардовского...» Алексей Сурков в первый день войны написал два стихотворения: «Присягаем победой» и «Песня смелых». Позднее публицистическая лирика Суркова намечает пути выхода за пределы собственно публицистической поэзии. Наиболее плодотворными в творчестве Суркова стали два направления: одно вело поэта к лирическому раскрытию образа Родины, а другое — к выявлению психологических черт современников, чаще всего фронтовиков...
      Вместе с потребностью выразить лирические чувства, в первую очередь любовь к родине и ненависть к захватчикам, поэты с самого начала войны стали осознавать необходимость показать в своих произведениях защитников Отечества. Для этой цели особенно подходили повествовательные жанры поэзии: рассказы и новеллы в стихах, баллады, сюжетные песни, поэмы («Песня о слепом баянисте» А. Суркова, «Майор привез мальчишку на лафете», «Сын артиллериста» К. Симонова, «Отец и сын», «Рассказ танкиста» А. Твардовского, «Бессмертие» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц, «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского).
      Пережитое на войне и память об этом пережитом по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, сказывались на творчестве поэтов фронтового поколения, способствуя развитию своего, личностного, неповторимого и своеобразного художественного мировосприятия, прежде всего лирического...
      Позднее школьники познакомятся со многими стихотворениями о войне различных поэтов, познакомятся с поэмами А. Т. Твардовского в 7—8 классах, более основательно — в 11 классе.
      В 5 классе с помощью учителя и статьи в учебнике важно воссоздать хотя бы некоторые картины страшного времени войны, которые предшествовали появлению многих произведений о войне, созданных во время военных событий, после них.
      — Какие «картины» военного времени создали Твардовский и Симонов? Кто герои этих «картин»? Чем интересны и значительны их поступки? Как относится к ним автор? По каким приметам можно догадаться об этом? Какое настроение сообщили вам эти произведения? Какое из них вам особенно понравилось?
      — Какие еще стихотворения о Великой Отечественной войне известны вам? О чем они? Кто их герои? Можете ли вы прочитать одно из этих стихотворений наизусть?
      — Известны ли вам иллюстрации к стихотворениям о войне? Попробуйте создать рисунки к одному из стихотворений, включенных в ваш учебник, и подготовить на конкурсное чтение выразительное чтение стихотворений Твардовского или Симонова (на выбор).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>