Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы


ВАРИАНТ  ПРИМЕРНОГО
ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ  УРОКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ  В  5  КЛАССЕ

(68 часов)

№ урока

План урока

Тема урока
Основное содержание

 

 

I четверть

1.

 

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе.

2.

 

Миф «Сотворение Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире. Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе (начальные представления).

3.

р/р

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

4, 5, 6.

 

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки.

7, 8.

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа.

9.

в/ч

Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»:
— Мой любимый герой народной сказки.
— Почему я люблю читать сказки?
— Добро и зло в народных сказках.

10, 11.

 

Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.

12.

 

Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астрóнома в пиру» как юмористическое нравоучение.

13.

в/ч

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).

14, 15.

 

И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне.

16.

 

В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка.

17.

 

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.

18.

р/р

А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению.

19.

 

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

20.

 

Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского.

 

 

II четверть

21.

в/ч

Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

22.

р/р

Подготовка к сочинению по сказкам Пушкина. Письменная классная или домашняя работа на одну из тем:
— Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1—2 сказок).
— В чем превосходство царевны над царицей?
— Что помогло Елисею в поисках невесты?

23.

 

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

24.

р/р

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Обучение выразительному чтению.

25.

 

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

26.

 

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

27.

 

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

28.

р/р

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению.

29.

 

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

30.

 

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.

31.

 

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

32.

р/р

Тургенев — мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Урок-практикум.

33.

р/р

Классное сочинение по рассказу «Муму» на одну из тем:
— Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
— Друзья и враги Герасима.
— В чем вина и беда барыни?

 

 

III четверть

34.

 

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

35.

 

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

36.

р/р

Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»:
— Друзья и враги пленного Жилина.
— Жилин и Костылин: разные судьбы.

37.

 

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария.

38.

в/ч

Рассказы Антоши Чехонте.

39, 40.

р/р

Русские поэты о Родине и родной природе (А. Пушкин, И. Никитин, И. Суриков и др.). Анализ лирического произведения.

41.

 

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

42.

 

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

43.

 

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

44.

р/р

Изображение города и его обитателей в повести. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению на одну из тем:
— Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
— Два отца: Тыбурций и судья.
— Маруся и Соня: два детства.
— Вася и отец: от вражды к пониманию.

45, 46.

 

А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд.
Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.
Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного.

47, 48.

 

П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

49, 50.

 

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.
Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

51, 52.

 

A. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
Душевный мир главного героя. Его отношения с природой.

53, 54.

 

B. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения.

55.

р/р

Игры детей в рассказах Саши Черного. Сочинение. «Мои сверстники в русской литературе XIX—XX вв.» (на примере любимых литературных героев).

 

 

IV четверть

56, 57.

р/р

Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению.

58.

 

К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война.

59.

 

А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

60.

 

Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

61.

в/ч

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя.

62, 63, 64.

 

Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом.

65.

в/ч

Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению на одну из тем:
— Моя любимая сказка Андерсена.
— О чем мечтал Андерсен в своих сказках?
— Герда против Снежной королевы.
— Добро и зло в сказках Андерсена.
— Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными?

66.

в/ч

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

67.

в/ч

Дж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы».

68.

в/ч

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам (письменно или устно):
— Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?
— Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>