Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


А. И. Куприн


Урок 57
Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»

  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. И. Куприна и особенностями святочного рассказа.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; работа над техникой чтения; беседа по вопросам учебника.
  Термины: прототип, святочный рассказ.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве А. И. Куприна, о реальной основе его рассказа «Чудесный доктор».
      II. Чтение статьи учебника о биографии и творчестве А. И. Куприна.
      III. Чтение и анализ рассказа «Чудесный доктор» с использованием вопросов и заданий 1, 4, 5 учебника. Чтение комментариев может быть дополнено сведениями о реальном прототипе главного героя, возвращением к материалам статьи о писателе, разговору о том, что основой для многих литературных произведений стали подлинные события, свидетелем которых становился писатель.
      Проверку техники и темпа чтения можно совместить с анализом композиции произведения, разделив его примерно на равные части, к каждой из которых следует подобрать вопросы, проверяющие степень усвоения содержания прочитанного:
      1. В каком городе происходит действие рассказа? 2. Как мальчики оказались у витрины магазина? 3. О каком празднике напоминает украшенный город? 4. Как далеко от освещенного огнями центра живут мальчики? 5. Как давно семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении? 6. Сколько детей в семье? 7. Как зовут детей? 8. Какое поручение матери не было выполнено и почему? 9. Что прочла жена в глазах вернувшегося домой мужа? 10. С чего начались беды семьи? 11. Какова была главная цель блужданий Мерцалова по городу? 12. Где оказался неожиданно для себя Мерцалов? 13. Какая страшная мысль пришла ему в голову? 14. Что в словах незнакомца привело Мерцалова в состояние «отчаянной злобы»? 15. Почему Мерцалов доверился незнакомцу? 16. Что в голосе незнакомца заставило и Елизавету Ивановну подчиниться ему? 17. Какой сюрприз ждал Мерцаловых после ухода незнакомца? 18. Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? 19. Как сложились в дальнейшем судьбы членов семьи Мерцаловых?
      IV. Заключительное слово учителя об особенностях святочного рассказа и признаках святочного рассказа в «Чудесном докторе».
      V. Домашнее задание: выполнить задания 6, 7 и 8 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 или 2 (по выбору учащихся).

Урок 58
Заглавный образ в рассказе
«Чудесный доктор»

  Задачи: повторить сведения о заглавном образе литературного произведения; закрепить навыки работы над сочинением о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.
  Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; отзывы о сочинении одноклассника; чтение фрагментов святочных рассказов.
  Термины: заглавный образ, прототип, святочный рассказ.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий, посвященных традиции святочного рассказа в русской литературе.
      II. Чтение фрагментов святочных рассказов, знакомых и незнакомых шестиклассникам («Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, «Зверь» Н. С. Лескова, «Тапер» А. И. Куприна, «Елка» К. М. Станюковича и др.). Можно вспомнить о том, что Святки, период с Рождества до Крещения, были всегда самым большим праздником, особенно любимым детьми, что эти праздничные дни связаны со знаменательными событиями библейской истории, произошедшими в Вифлееме.
      III. Чтение и анализ сочинений учащихся о «чудесном докторе» с выражением собственного отношения к герою.
      IV. Заключительная беседа о заглавном образе рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор».
      V. Домашнее задание: прочитать один из святочных рассказов и нарисовать иллюстрации к этому рассказу.


Практикум.
Сочинение о персонаже
литературного произведения


Урок 59
СоЧинение о персонаже литературного произведениЯ

  Задачи: обогатить представления учащихся о сочинении на литературную тему, его основных видах; формировать навыки подбора и расположения материала в сочинении о персонаже литературного произведения.
  Основные виды деятельности: чтение раздела учебника; выполнение практических заданий учебника; составление плана сочинения.
  Термины: сочинение, персонаж, цитата.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о видах сочинений на литературную тему и о том, в какой форме может быть сформулирована тема сочинения. Шестиклассникам нужно сказать о важности формируемых при работе над сочинением навыков, которые могут пригодиться в самых разных сферах деятельности: сформулировать тему своего высказывания, составить его план, подобрать примеры, аргументы для раскрытия темы, выразить свое отношение к описываемому событию или герою, сделать выводы.
      II. Чтение разделов учебника «Что такое сочинение по литературе» и «Как подготовиться к написанию сочинения о персонаже литературного произведения», выполнение практических заданий, помещенных в этих разделах.
      III. Работа над примерным планом сочинения о персонаже литературного произведения, запись этого плана в рабочей тетради (с использованием материалов, помещенных в разделе учебника «Как составить примерный план сочинения о литературном персонаже»), выполнение практических заданий.
      IV. Подведение итогов работы.
      V. Домашнее задание: составить развернутый план сочинения об одном из персонажей рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»; подобрать несколько цитат, необходимых для характеристики этого персонажа.

Урок 60
Анализ соЧинений

  Задачи: проанализировать письменные работы учащихся по изученным ранее темам; провести работу над ошибками.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов ученических сочинений; работа над ошибками.
  Термины: сочинение, цитата.

Этапы урока:

      I. Отчеты учащихся о выполнении домашнего задания, представление развернутых планов сочинения об одном из персонажей рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» (Мерцалов, его жена, один из сыновей). О второстепенных персонажах в рассказе говорится очень мало, поэтому сочинения о них предполагают работу воображения школьников, которые должны по незначительным деталям восстановить образ персонажа. Оценивается также то, насколько интересно сформулирована учеником тема сочинения и насколько удачно подобраны цитаты, необходимые для характеристики этого персонажа.
      II. Анализ сочинений учащихся, написанных по ранее изученным темам: «Автобиографические произведения русских писателей» и «А. И. Куприн». Учитель зачитывает наиболее удачные фрагменты сочинений, обращая особое внимание на то, как соотносятся в сочинении вступление (подход к теме) и заключение (выводы, обобщения, выражение собственного отношения к литературному персонажу).
      III. Работа над ошибками может быть начата под руководством учителя. Важный момент в работе — оформление цитат, полных и неполных.
      IV. Домашнее задание: 1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Блока; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после этой статьи.


A. A. Блок


Урок 61
СтихотворениЯ А. А. Блока
«Лениво и тЯжко плывут облака...»
и «Встану Я в утро туманное...»

  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. А. Блока; обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и поэзии как форме художественной речи.
  Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение главы учебника; выразительное чтение стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в стихотворении.
  Термины: лирическое стихотворение, лирический герой, адресат, символ, ритм.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного поэзии А. А. Блока, с чьим творчеством школьникам еще предстоит познакомиться в старших классах, чьи стихотворения наполнены сложной символикой, не всегда доступной и понятной читателю.
      II. Устные сообщения учащихся о поэте (с использованием материалов статьи учебника и дополнительных источников, в том числе и воспоминаний о поэте его современников). Сообщения могут быть проиллюстрированы фотопортретами А. А. Блока и фрагментами из стихотворений поэта, которые прочитает учитель (например, «О, я хочу безумно жить...»).
      III. Чтение и анализ стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...» и выполнение заданий 1—4 учебника. Внимание шестиклассников обращается на особое настроение стихотворения и перемену в настроении, которую необходимо выделить при чтении. Попутно можно вспомнить о жанре баллады и о народной песне, помогавшей преодолеть жизненные трудности.
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Встану я в утро туманное...» и выполнение заданий 1—3 учебника. Используя материалы, помещенные в статье о поэте и в комментариях к стихотворению, следует особо остановиться на адресате стихотворения. В данном случае достаточно упоминания о Прекрасной Даме, которой поклоняется поэт и в которой он видит идеальный образ. Можно обратить внимание на символические образы утра, ветра и солнца в стихотворении, особое состояние лирического героя, ждущего приближения «подруги желанной», с которой он связывает обновление жизни. Сложная символика книги «Стихи о Прекрасной Даме» еще недоступна шестиклассникам, однако общее настроение стихотворения и состояние лирического героя они вполне смогут почувствовать и передать при чтении.
      V. Наблюдение над ритмом стихотворений А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...», выполнение индивидуальных заданий 1 и 2, повторение сведений о стихосложении (ритм, стихотворный размер, рифма). Шестиклассники должны попытаться на слух определить двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей), которыми написаны стихотворения, а также способ рифмовки.
      VI. Домашнее задание: выучить одно из стихотворений А. А. Блока наизусть. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Блока из книги «Стихи о Прекрасной Даме» (по выбору учащихся).

Урок 62
Выразительное Чтение стихотворений
А. А. Блока

  Задачи: развивать навыки выразительного чтения как способа интерпретации литературного произведения; обогатить представления учащихся о литературе как искусстве слова и о поэзии А. А. Блока.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; конкурс творческих работ.
  Термины: стихотворный размер, рифма.

Этапы урока:

      I. Постановка задач урока, на котором предполагается продолжить знакомство с произведениями одного из самых ярких и сложных поэтов XX века.
      II. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...» (по выбору учащихся).
      III. Выразительное чтение стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Задача данного этапа урока не постижение глубинных философских смыслов, заложенных в стихотворениях поэта, не расшифровка сложнейшей символики, а определение основного настроения лирического героя, состояния его души. Учитель также может прочитать выбранные им стихотворения поэта (например, «Ты прошла голубыми путями...», «Ночью вьюга снежная...»).
      IV. Закрепление знаний учащихся о лирике как роде литературы и о поэзии как форме художественной речи (на материале стихотворений А. А. Блока).
      Задача данного этапа урока — обогатить представления шестиклассников о лирике как особом роде литературы, обращающем читателя к сфере чувств, переживаний, эмоций. Важно создать установку на эмоциональное восприятие лирических стихотворений, отметить такие специфические свойства художественного образа (в особенности характерные для лирики), как метафоричность, экспрессивность, многозначность, неисчерпаемость, незавершенность, недосказанность, предполагающие сотворчество читателя, работу его воображения и сопереживание. Шестиклассники делают первые шаги в изучении необычайно сложного художественного мира А. А. Блока. Вряд ли стоит создавать у них иллюзию постижения этого мира, часто недоступного пониманию даже для «читателей со стажем». Следует обратить внимание учащихся на то, что приближение к скрытым, глубинным смыслам, заложенным в лирической поэзии, — это процесс еще более сложный, нежели понимание идейного содержания эпического произведения.
      Примерные вопросы и задания:
      1. Перечитайте первые строки стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» (или «Встану я в утро туманное...»). Что делает эти строки поэзией? Попытайтесь свое рассуждение подтвердить аргументами, обратив внимание на особый ритм, выбор и порядок слов. 2. Удалось ли вам на слух определить, что стихотворение написано трехсложным размером? Какой это размер? 3. Что изменится, если вы поменяете местами отдельные слова или замените хотя бы одно из слов синонимом? 4. Как проявилось в этих стихотворениях поэта такое свойство художественного образа, как недосказанность? Что в эмоциональном состоянии и переживаниях лирического героя показалось понятным, а что вызвало вопросы, сомнения?
      V. Подведение итогов урока.
      VI. Домашнее задание: прочитать статью учебника о В. В. Маяковском и ответить на вопросы, помещенные после статьи.


В. В. Маяковский


Урок 63
Стихотворение В. В. МаЯковского
«Хорошее отношение к лошадЯм»

  Задачи: дать представление об особенностях стиха В. В. Маяковского; подготовить учащихся к дальнейшему знакомству с творчеством поэта-новатора.
  Основные виды деятельности: слово о поэте; чтение и анализ стихотворения; сравнительная характеристика поэтического текста и фрагмента прозаического текста.
  Термины: лирический герой, стихотворный ритм, звукопись, рифма, неологизм.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о В. В. Маяковском, создание установки на разговор о необычном поэте и его новаторских поисках в области русского стихосложения.
      II. Устные сообщения учащихся о жизни и творчестве В. В. Маяковского (на материале статьи учебника и дополнительных источников с использованием известных фотопортретов поэта).
      III. Чтение и анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (по вопросам и заданиям 1—5 учебника).
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Прочитайте начало стихотворения. Как описывается здесь городской пейзаж?
      2. Найдите слова, передающие звук копыт. Какие звуки, сочетания звуков повторяются? Какой эффект достигается в результате этого?
      3. Почему каждое слово расположено на отдельной строке? Попробуйте разместить их на одной строке и прочитайте получившийся текст. Подумайте, что изменилось.
      4. Прочитайте вторую часть стихотворения (начиная со слов «Лошадь на круп грохнулась...»). Какое событие описано в этой части? Как на него реагируют окружающие? Как описаны эти люди? Все ли реагируют одинаково? Чего не видят и не понимают обыватели, но видит лирический герой произведения? Подтвердите свои наблюдения цитатами из текста.
      5. Прочитайте заключительную часть стихотворения. Что помогло старой лошади подняться и пойти? Как изменилось ее настроение? Какими деталями передано это изменение? Найдите соответствующие глаголы, прилагательные. Какие необычные слова и рифмы употребляет здесь автор? Какую роль выполняют они в произведении?
      6. Сравните стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с отрывком из очерка М. Горького «В большом городе». Что общего и чем различаются эти произведения?
      Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было опубликовано в 1918 году на страницах газеты «Новая жизнь», которую выпускал М. Горький. В том же номере Горький опубликовал очерк «В большом городе», где рассказал о реальном событии — происшествии на улицах Петрограда:
      «Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала... Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Ее окружает толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбочку, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: „Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже“».
      Таким образом, поводом для создания двух произведений (лирического и повествовательного) стал один и тот же реальный факт. Важно увидеть, как преображается этот реальный факт в поэтическом тексте.
      IV. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору учащихся).

Урок 64
Образ лириЧеского героЯ
в стихотворениЯх А. А. Блока
и В. В. МаЯковского

  Задачи: обогатить представления учащихся о лирическом герое; сопоставить стихотворения А. А. Блока и В. В. Маяковского.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; работа с иллюстрациями; наблюдение над ритмом стихотворений.
  Термины: герой, лирический герой.

Этапы урока:

      I. Повторение сведений по теории литературы, обращение к понятиям «герой» и «лирический герой», вступительная беседа:
      1. В каких литературных произведениях герои описываются подробно, представлен их портрет, описывается не только внутренний мир, но и внешний облик?
      2. Есть ли такие подробные описания в драматических произведениях?
      3. Что мы можем узнать о главном герое лирического стихотворения?
      4. Если бы вы не видели портреты А. А. Блока и В. В. Маяковского, смогли бы вы догадаться об их внешнем облике по их стихотворениям? Что вы смогли узнать о поэтах, прочитав их стихотворения?
      II. Краткий рассказ учителя об А. А. Блоке и В. В. Маяковском, поэтах-современниках, бывших свидетелями одних и тех же исторических событий, но очень по-разному художественно воплотивших эти события в своем творчестве.
      А. А. Блок в годы создания «Стихов о Прекрасной Даме» только начинал свой творческий путь. Его поиски были связаны с идеальным образом Прекрасной Дамы, навеянным философскими трудами и юношеской любовью к Л. Д. Менделеевой, ставшей потом женой поэта. Стихотворения, вошедшие в эту книгу поэта, как и многие более поздние его произведения, отличает романтическое поклонение женщине, героические интонации в монологах лирического героя.
      В. В. Маяковский после 1917 года захвачен ритмами победившей революции, голосами народных масс, улицы. На этом мажорном фоне неожиданным кажется стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», никак не связанное с революционной тематикой. Поэт с самого начала своего творческого пути стремился к преодолению разлада с миром, разобщенности, непонимания, неуважения к человеку. Это сближает «Хорошее отношение к лошадям» со многими ранними стихотворениями поэта. Тот же конфликт (толпа — и «один я»), тот же мотив непонятости, страдания и сострадания. Маяковский в своем творчестве опирается на гуманистические традиции отечественной классики. Стихотворение позволяет увидеть черты, характеризующие творчество Маяковского как поэта-романтика.
      III. Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока и В. В. Маяковского (по выбору учащихся).
      IV. Устные рассказы учащихся о лирическом герое (на материале поэзии А. А. Блока и В. В. Маяковского).
      На данном этапе урока шестиклассникам предлагается подготовить краткие сообщения о лирическом герое стихотворений А. А. Блока (или В. В. Маяковского), используя тот план, над которым они работали при создании характеристики героя литературного произведения.
      В прочитанных лирических стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского перед нами тоже литературные герои, имеющие свою судьбу, характер, проявляющие свое отношение к миру и окружающим людям. Однако информация, которую мы получаем о герое из текста лирического произведения, минимальна. Рассказ о лирическом герое может оказаться слишком кратким, состоящим только из оценки его эмоционального состояния и предположений относительно возраста, происхождения, судьбы, социального положения, рода занятий, характера, отношения к миру и людям. С учетом того, что лирический герой — это образ поэта, его своеобразный «двойник», можно существенным образом развернуть характеристику, обратившись к биографии и другим произведениям поэта. Однако эта задача сложна даже для старшеклассников, зачастую прямо связывающих факты биографии поэта и анализ художественных образов лирического стихотворения.
      V. Домашнее задание: подобрать интересные факты биографии и творчества А. А. Блока или В. В. Маяковского, используя дополнительные источники.


Практикум.
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения


Урок 65
ТониЧескаЯ и силлабо-тониЧескаЯ
системы стихосложениЯ

  Задачи: обобщить представления учащихся о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения; закрепить навыки определения стихотворного размера и способа рифмовки.
  Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в произведении.
  Термины: тоническая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, ритм, рифма, стихотворный размер, акцентный стих.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах практикума «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения». Во-первых, нужно отметить, что многое из того, о чем будет сказано на уроке, ребятам уже знакомо (например, после сопоставления только что прочитанных стихотворений А. А. Блока и В. В. Маяковского). Во-вторых, данный практикум только подводит учащихся к последующему самостоятельному знакомству с другими системами стихосложения (например, с восточной поэзией).
      II. Чтение раздела учебника «Какие системы стихосложения существуют в русской поэзии» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе. На данном этапе работы обобщаются знания учащихся, полученные ими в начальной школе и в текущем учебном году, в том числе на уроках по темам «Фольклор» (ритм в народной песне), «М. Ю. Лермонтов», «А. А. Блок» (силлабо-тоническая система стихосложения) и «В. В. Маяковский» (тоническая система стихосложения).
      III. Чтение раздела учебника «Как определить способ стихосложения» и выполнение заданий, помещенных в этом разделе.
      IV. Подведение итогов урока, заключительное слово учителя о том, что существует особый раздел науки о литературе — стиховедение и что со многими новыми фактами из истории русского (и не только русского) стиха учащимся еще предстоит познакомиться.
      V. Домашнее задание: повторить материал о двусложных размерах стиха. Индивидуальные задания: 1) подготовить план-проспект поэтической антологии «Ямб в русской поэзии», написать вступительную статью к ней (задание для групп); 2) выучить наизусть стихотворение русского поэта, написанное ямбом.

Урок 66
Урок внеклассного ЧтениЯ
«Ямб в русской поэзии»

  Задачи: развивать интерес учащихся к русской поэзии и совершенной стихотворной форме; обогатить представления о ритмико-интонационных возможностях ямба.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; краткие сообщения учащихся; чтение литературных пародий; беседа по вопросам; обсуждение плана-проспекта поэтической антологии.
  Термины: ритм, стихотворный размер, ямб, хорей, пародия.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о ямбе как одном из самых распространенных в русской поэзии стихотворных размеров.
      II. Чтение эпиграфов к уроку, записанных на доске, и комментарий учителя к приведенным строкам:
      а) Высокой страсти не имея
          Для звуков жизни не щадить,
          Не мог он ямба от хорея,
          Как мы ни бились, отличить.
                (А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»)

      б) Четырехстопный ямб мне надоел:
          Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
          Пора б его оставить...
                (А. С. Пушкин, поэма «Домик в Коломне»)
      III. Рассказ учителя об истории ямба и о споре двух поэтов М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского. Примерный план рассказа:
      1. Ямбические (ругательные) стихи в Древней Греции. Деление поэзии у древних греков на героическую и ямбическую (сатирическую). Оценка Аристотелем ямба как «насмешливого метра» и «самого близкого к разговорной речи». По утверждению Аристотеля, слово «ямб» происходит от глагола «ямбидзей», т. е. осмеивать. Вторая версия: по имени Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана. Третья версия: по имени служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни.
      2. Спор M. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского о ямбе и хорее.
      События, связанные с реформой русского стихосложения, фрагменты полемики, развернувшейся в середине XVIII века, можно восстановить на уроке.
      Реформа русского стихосложения начинается с книги В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735), автор которой, характеризуя основные двусложные стопы, отдает предпочтение хорею, видя в нем одну из необходимых примет героического стиха — «приятное и легкое падение».
      М. В. Ломоносов в письме «О правилах российского стихотворства» (1739) с приложенной к нему «Одой на взятие Хотина», написанной ямбом, дал более широкое обоснование принципов русской силлабо-тоники и высказал прямо противоположную точку зрения, предпочитая использовать при написании торжественных стихотворений не хорей, а ямб: «Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают».
      Позиции двух поэтов («приятное и легкое падение» и движение «тихо вверх») можно наглядно продемонстрировать на схемах ямбической и хореической стопы.
      Позднее В. К. Тредиаковский в трактате «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) выдвинул тезис о том, что прямой связи между стихотворным размером и содержанием стихотворного произведения не существует, «что ни хорей не нежен, ни ямб не благороден сам по себе, но что та и другая стопа и благородна и нежна по словам».
      По предложению А. П. Сумарокова поэты провели своеобразное соревнование, отдав на суд читателей переводы псалма 143, которые Ломоносов и Сумароков выполнили ямбом, а Тредиаковский — хореем. Спор этот не мог быть решен, однако вся дальнейшая история русской поэзии подтвердила правоту последнего высказывания В. К. Тредиаковского.
      Впрочем, мнение о том, что ямб в высокой поэзии приличнее хорея, оказалось очень живучим. История русского стиха в XIX веке свидетельствует о наступлении ямба, который подчиняет себе практически все жанры, приемлет любое содержание.
      IV. Представление планов-проспектов поэтических антологий «Ямб в русской поэзии», подготовленных группами учащихся (представление обложки, чтение вступительной статьи, чтение отдельных стихотворений, включенных в антологию, рецензии на поэтическую антологию, подготовленную одноклассниками).
      V. Выразительное чтение стихотворений, написанных ямбом (по выбору учащихся). Учитель может прочитать свои любимые стихотворения, в том числе и написанные не ямбом, а хореем пародии Козьмы Пруткова «Осень», «Путник», «Перед морем житейским» (запланированный розыгрыш, напоминающий о первом эпиграфе к уроку).
      VI. Домашнее задание: прочитать сказку-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца».


М. М. Пришвин


Урок 67
Сказка-быль М. М. Пришвина
«КладоваЯ солнца»

  Задачи: познакомить учащихся с фактами биографии и творчеством М. М. Пришвина; выявить особенности восприятия шестиклассниками идейно-эмоционального содержания повести.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; чтение статьи о писателе; выбор заглавий для глав сказки-были; просмотр кинофрагментов; знакомство с комментариями к повести.
  Термины: художественный мир писателя.

Этапы урока:

      I. Чтение статьи учебника о М. М. Пришвине может быть дополнено приведением выдержек из дневника писателя. Дополнительно для обсуждения предлагается вопрос 1 учебника.
      II. Работа с дополнительными материалами, высказываниями современников о М. М. Пришвине и фрагментами из его произведений поможет раскрыть отношение писателя к явлениям действительности. Шестиклассники поясняют следующие высказывания:
      «Все прекрасное на земле — от солнца, а все хорошее — от человека» (М. М. Пришвин).
      «Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский» (М. М. Пришвин).
      «Первое условие для сближения — искренность» (М. М. Пришвин).
      «Бойся думы без участия сердца» (М. М. Пришвин).
      «Охранять природу — значит охранять родину» (М. М. Пришвин).
      «Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармонического сочетания любви к земле и знания о ней, как вижу и чувствую у вас» (М. Горький о М. М. Пришвине).
      Особое внимание учащихся обращается на философский характер творчества писателя, его интерес к природе, попытки осмыслить взаимоотношения человека и природы. Можно использовать фотографии природы, сделанные М. М. Пришвиным или специально подобранные.
      III. Проверка домашнего задания: вопрос 2 учебника, выразительное чтение фрагментов произведений писателя может быть прокомментировано учителем или учащимися.
      IV. Просмотр кинофрагментов «Помните, у Пришвина» (продолжительность всего фильма — 20 минут) поможет осмыслить ту задачу, которую ставил перед собой писатель, — «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». В фильме представлены факты биографии Пришвина: учеба в Елецкой гимназии, «побег в Азию», арест, встреча со скульптором С. Т. Коненковым, фольклорная экспедиция в Карелию, знакомство с П. Л. Капицей, изучение московского края. Чудесные картины природы, виды Переславля-Залесского, Загорска, Усолья подтверждают звучащие в сопроводительном тексте слова: «Природа — это сначала храм, а потом уже мастерская». Шестиклассникам можно сказать о том, что эти слова — своеобразный спор с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым (с этим романом они познакомятся в старших классах).
      Фильм ориентирован на формирование чувства бережного отношения к природе, сохранения ее богатств. В нем переданы размышления Пришвина о природе. Чудесный рассказ о Плещеевом озере, где при Петре I во время нереста рыбы запрещали звонить в колокола, резко контрастирует с документальными кадрами, иллюстрирующими экологическую обстановку в России сегодня.
      V. Беседа по вопросам, направленная на выявление первичного восприятия повести «Кладовая солнца», поможет сориентироваться в степени понимания учащимися прочитанного, оценить уровень постижения ими идейно-эмоционального содержания этого произведения:
      1. Кто главные герои повести? 2. О чем рассказывается в произведении? 3. Почему дети заблудились? 4. Что помогло Насте и Митраше найти дорогу домой и помириться? 5. Почему произведение называется «Кладовая солнца»?
      VI. Чтение комментариев к повести. Важно обратить внимание шестиклассников на то, что в повести идет размышление о дорогах, которые выбирает человек (герои ищут каждый свою дорогу к ягоде), о жизни, о взаимоотношениях людей, о природе. Писатель стремился показать гармонию в отношениях природы и человека, увидеть в жизни природы то, что родственно миру человека.
      VII. Работу с сюжетом повести можно начать с задания, направленного на создание целостного восприятия произведения — озаглавить основные фрагменты повествования.
      VIII. Обсуждение возможных иллюстраций к озаглавленным фрагментам повести.
      IX. Домашнее задание: 1) нарисовать иллюстрацию к одному из озаглавленных фрагментов повести; 2) ответить устно на вопросы 1—4 учебника.

Урок 68
Образы Насти и Митраши

  Задачи: закрепить навыки анализа образов персонажей и средств их создания, работы с деталью в художественном повествовании; дать представление о нравственной проблематике повести.
  Основные виды деятельности: пересказ фрагментов сказки-были; работа над портретом и характеристикой героя; беседа по вопросам учебника; презентация иллюстраций к повести.
  Термины: портрет, портретная деталь, герой.

Этапы урока:

      I. Представление учащимися иллюстраций сопровождается дополнительными вопросами к их содержанию, что поможет учащимся увидеть новые стороны в содержании, проблематике повести.
      II. Анализ образов Насти и Митраши на основе вопросов 2—5, 8—12 учебника. Учащиеся еще раз вспоминают озаглавленные эпизоды. Далее следует выборочное выразительное чтение эпизодов, их комментирование, выделение значимых деталей повествования. Работу с первым фрагментом повести «Жизнь детей в селе» можно начать с анализа портретной детали. Зачитывается описание внешности Насти и Митраши, выделяется понятие «портретная деталь» (вопрос 3 учебника).
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Какие слова повторяются в описании Насти? Что такое портретная деталь? 2. Какие черты подчеркнуты в описании Митраши? 3. Как жили ребята в селе? 4. Какую роль играет труд в жизни героев? Как в работе раскрываются герои? 5. Что помогало детям в их непростой жизни? 6. Как окружающие относились к ребятам? 7. Раскройте авторское отношение к детям (вопрос 4 учебника). 8. В чем разница характеров героев?
      В ходе анализа второго фрагмента повести «Сборы детей в лес» можно использовать вопросы 1, 5 учебника.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Как дети собираются в лес? 2. Какое значение в повести имеет упоминание о родителях героев? 3. С какой целью отправляются Настя и Митраша в дорогу? 4. Какие полезные советы вспоминают дети? Вспомните рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Какие советы родителей использовал Васютка в лесу? В чем можно сравнить историю Васютки и события, описанные в повести М. М. Пришвина? 5. Почему не Настя, а Митраша становится проводником в походе? 6. Какой рассказ Митраши не услышала Настя?
      Фрагмент «Ель и сосна» можно на этом этапе пропустить, обозначив его только в сюжетном ходе повествования. Разговор о нем пойдет позже. Для обсуждения следующего фрагмента повести «Блудово болото» используются вопрос 7 учебника и дополнительные вопросы:
      1. Какая атмосфера царит на Блудовом болоте? 2. Как нерадостный вой Серого Помещика на Сухой речке дополняет тягостную картину? 3. Какой (по отношению к человеку) показана здесь природа?
      При анализе фрагмента «Ссора детей» нужно перечитать сцену выбора героями пути, можно использовать вопросы 8, 9 учебника для обсуждения, а также остановиться на вопросах:
      1. Почему Настя настаивает на том, чтобы «пойти по большой тропе, куда все люди идут»? 2. На чем и почему настаивает Митраша? 3. Какие две жизненные позиции представлены в споре Насти и Митраши? 4. Чем первоначально заканчивается спор детей? 5. В какой момент Настя перестает доверять брату? 6. Какие особенности в характерах детей приводят к ссоре? 7. Какую роль играет в повести образ Лежачего Камня?
      Для обсуждения дальнейших эпизодов можно предложить учащимся пересказать произошедшее от лица каждого из героев (Насти, Митраши).
      Дополнительные вопросы:
      1. Какие чувства испытывал каждый из героев в момент ссоры и решения идти своей дорогой, оставив другого? 2. Каково внутреннее состояние героя, оставшегося один на один с природой, понимающего, что рассчитывать можно только на себя? 3. Что видели и чего не видели дети, пойдя каждый своим путем? 4. Какие запреты были нарушены героями? 5. Почему Митраша попадает в беду? 6. В чем причина того, что Настя забывает о брате? Какая человеческая черта и отчасти сказочный мотив здесь используются? Вспомните, какие здесь возникают сравнения со сказочными сюжетами. 7. Кто приходит на помощь герою?
      Здесь же используется вопрос 11 учебника.
      III. Подведение итогов, обобщение.
      Для обобщения можно обратиться к вопросу 12 учебника, а также к вопросам: 1. Как показано взаимодействие природы и человека в произведении? 2. Какой смысл заключен в названии Блудова болота? 3. Что значит «заблудиться» в переносном смысле? 4. Чему учит повесть М. М. Пришвина «Кладовая солнца»? К каким выводам приводит нас писатель? 5. О каких дорогах ведет разговор писатель в повести?
      IV. Домашнее задание: 1) написать миниатюру «Описание Блудова болота»; 2) ответить устно на вопрос 10 учебника.

Урок 69
ИсториЯ Травки и АнтипыЧа,
рассказ о ели и сосне

  Задачи: показать роль истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне в повествовании, раскрытии характеров героев и идейно-эмоциональном содержании произведения.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам; творческая работа; сопоставительный анализ.
  Термины: символический образ.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, чтение миниатюр «Описание Блудова болота». Еще раз необходимо обратить внимание на описание как тип речи и на использование описания для изображения какого-либо явления действительности, в том числе пейзажа. При анализе работ шестиклассников следует отметить их обращение к простым предложениям (часто к назывным, неполным), употребление существительных, прилагательных, глаголов несовершенного вида, позволяющих передать статичность, вневременность описания.
      II. Выразительное чтение учителем рассказа о ели и сосне поможет начать разговор о философском звучании произведения, символических образах деревьев в повести. Желательно рассмотреть в классе фотографию, сделанную М. М. Пришвиным: «Ель и сосна на Блудовом болоте».
      Вопросы для обсуждения:
      1. О каких деревьях рассказывает писатель? 2. Как они оказались на Блудовом болоте? 3. Почему так тяжела жизнь ели и сосны? 4. Какова роль ветра в истории деревьев? 5. Подумайте, только ли ветер виноват в их тяжелой судьбе. 6. Какая мысль важна М. М. Пришвину, включившему рассказ о деревьях, растущих вместе, в повествование о Насте и Митраше? 7. Какой прием использует писатель, соединяя мысль о деревьях, сосуществующих в нелегкой борьбе друг с другом, с мыслью о человеке, его жизни? 8. Почему глава заканчивается описанием борьбы двух деревьев, которой, кажется, нет конца? 9. Дайте определение понятия «символический образ». 10. Что такое притча? В чем близость рассказа о ели и сосне к притче? 11. Сопоставьте рассказ о ели и сосне со сказкой В. М. Гаршина «Attalea princeps». Как в сказке писателя было показано противоборство деревьев? Объясните, почему рассказ о деревьях дан перед ссорой детей? Далее следует обращение к индивидуальному заданию 4.
      III. Пересказ фрагмента «Жизнь Травки и Антипыча». Внимание учащихся обращается на последовательное повествование о событиях, необходимость выделения завязки, развития действия, кульминации и развязки в этой истории. С целью развития коммуникационных навыков можно предложить шестиклассникам составить несколько основных вопросов, направленных на раскрытие образов Травки и Антипыча, ответы на которые будут найдены в классе. Далее учитель обращается к проверке вопроса 10 домашнего задания.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Сопоставьте прежнюю жизнь Травки у лесника и существование собаки без хозяина, ее противоборство с волком. 2. В чем видела Травка смысл жизни? Почему она искала Антипыча? 3. Как раскрывается образ Травки в повествовании? 4. Какую роль играют образы Травки и Антыпыча в повести? 5. В чем заключалась мудрость слов Антипыча?
      IV. Выразительное чтение в классе кульминации повести, эпизода «Травка спасает нового Антипыча». Беседа по вопросам:
      1. Почему Травка приходит на помощь человеку? 2. В чем причина того, что после смерти Антипыча в каждом человеке Травка пыталась увидеть своего хозяина? 3. Какую правду шепнул Антипыч собаке? 4. Какие силы природы пугают, а какие спасают детей? 5. Поясните, какие моменты учитывает Митраша, чтобы быть теперь осторожным и действовать обдуманно, увидев Травку. 6. В чем заключается сила любви и веры? 7. Почему Травка поверила, что перед ней «прежний прекрасный Антипыч»?
      Для обсуждения образа Серого Помещика в повести можно использовать выборочный пересказ (Митраша о Сером Помещике, победа над Серым Помещиком и ее символическое значение). Примерные вопросы:
      1. В чем заключалась сила волка? 2. Кто противостоит Серому Помещику в повести? 3. После чего удалось Митраше справиться с Серым Помещиком? 4. Вопрос 11 учебника. 5. Почему Митрашу стали называть героем?
      V. Выполнение творческой работы по цитате «Правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
      Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвященной закреплению материала о философском звучании повести, поможет учащимся попытаться выразить видение автором сути человеческой жизни. На уроке могут быть прочитаны начальные варианты работы, окончание работы может быть продолжено дома.
      VI. Обобщения и выводы по уроку, ответы на вопросы: 1. Какие важные выводы прозвучали в сказке-были? 2. Какие значимые законы жизни переданы писателем через символические образы повести?
      VII. Домашнее задание: ответить устно на вопросы 1, 2, 13, 14 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся).

Урок 70
Смысл названиЯ и жанрового
определениЯ произведениЯ

  Задачи: рассмотреть жанровое определение произведения; показать сочетание реальности и фантастики в повести; закрепить навык анализа авторской позиции в произведении.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов; комментирование финала произведения; работа с символическими образами; викторина.
  Термины: сказка-быль, жанр, заглавный образ, символический образ.

Этапы урока:

      I. Обсуждение финальных глав повести «Кладовая солнца», выразительное чтение фрагмента «Настя на палестинке». Вопросы для обсуждения: 1. О чем заставляет задуматься М. М. Пришвин, изображая путь Насти, ее поведение на палестинке? 2. Как ведет себя Настя среди россыпи ягод? 3. Каков смысл эпизода встречи Насти с лосем? 4. Какое чувство овладевает героиней? 5. О чем напоминает Насте появление Травки?
      II. Беседа о жанровом своеобразии произведения. После возвращения к вопросу 1 учебника о времени и действии произведения можно привести примеры, подтверждающие жанровое определение произведения как были (герои, события, детали, черты времени). Примерные вопросы и задания: 1. Для чего необходимо писателю указание на реальность произошедшего? 2. Найдите в произведении черты сказки (мотивы, образы, нарушение запретов, помощь других героев, родительские советы, звери-помощники, злые силы, победа добрых сил). Какую роль играет сказочное начало в произведении? Какие выводы, связанные с реальностью и сказочными началами произведения, важны писателю?
      III. Раскрытие притчевого звучания рассказа о ели и сосне. Нужно вспомнить одно из мифологических представлений о мире и человеке в нем как образе мирового ясеня: все люди и все существа составляют единое дерево. Счастливое состояние возможно, только если каждая веточка, каждый человек будут в гармонии друг с другом, будут счастливы. Рассказ о ели и сосне можно связать с притчевым началом в произведении. Несчастная судьба деревьев усугубляется их разобщенностью, эгоистическими устремлениями, желанием утвердиться за счет других. Можно познакомить учащихся с записью в дневнике писателя: «...великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки». Далее им предлагается ответить на вопрос о том, каким должен быть человек, по мысли писателя, в нашем мире, чтобы быть счастливым.
      IV. Обсуждение смысла названия произведения.
      Для понимания смысла названия и идейного звучания произведения, связанного с заглавием, можно обратиться к вопросам: 1. Как образ солнца связан с образами детей? 2. Какова роль образа солнца в повествовании? 3. Каково символическое звучание этого образа в повести? 4. От чьего лица ведется повествование? 5. О какой кладовой говорится в финале повести? 6. В каких значениях используется писателем словосочетание «кладовая солнца»? 7. О каких богатствах идет речь в произведении? Выполнение индивидуального задания 3.
      V. Выразительное чтение подготовленных дома фрагментов повести (индивидуальное задание 5) можно связать с пояснением идей, заложенных в каждом из фрагментов повести.
      VI. Подведение итогов, вопрос 2 учебника. Дополнительно можно предложить задание: раскрыть на примере повести мысль писателя: «Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять». Организация обратной связи возможна при проведении индивидуальной рефлексии: «Что было осознано мною при чтении повести М. М. Пришвина?»
      VII. Домашнее задание: 1) выписать из повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» 4—5 понравившихся высказываний, дать к ним свой комментарий; 2) выписать цитаты для плана сочинения, характеризующие а) Настю и Митрашу; б) Травку и Серого Помещика (по выбору учащихся).


Практикум.
Сопоставительная характеристика персонажей


Урок 71
Подготовка к соЧинению,
посвЯщенному сопоставительной
характеристике персонажей

  Задачи: развивать представления учащихся о характеристике литературных персонажей; формировать навыки сопоставительной характеристики персонажей; закрепить навык подбора цитат из текста.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам; составление плана сопоставительной характеристики; чтение раздела учебника.
  Термины: характер, портрет, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах сочинения сопоставительного характера. Нужно объяснить композицию сочинения-сопоставления, сообщить об учете принципа сходства и различия при сопоставлении героев, умении находить в тексте произведения необходимую информацию о героях и авторской позиции.
      II. Беседа no вопросам, направленная на выявление сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей (например, Насти и Митраши). Важно обратить внимание на характеры героев, на то, что взаимоотношения их друг с другом и с окружающими обусловлены складом их личности, взглядами, целями, убеждениями, а также на отношение автора к персонажам и на смысл сопоставления (противопоставления) персонажей в произведении.
      III. Составление таблицы, подбор цитат, обсуждение последовательности расположения материала. Коллективно составляется план сочинения, комментируются приводимые цитаты и их оформление. Объясняются принципы построения фрагментов сочинения и логика повествования в сочинении сопоставительного характера, а также выбор пути сопоставления: параллельно (по абзацам), последовательно (попеременное сравнение героев по предложениям).
      IV. Формулировка идеи сочинения — выводов, к которым будет подведена исследовательская работа, посвященная сопоставительной характеристике персонажей. Предварительные выводы записываются.
      V. Обсуждение алгоритма построения вступления в сочинении, посвященном сопоставлению персонажей (сопоставляемые герои, их роль в произведении, ситуация, в которой сравниваются герои, цель сопоставления). Составляются пробные варианты вступления под руководством учителя, они зачитываются и корректируются.
      VI. Домашнее задание: 1) написать сопоставительный этюд «Ель и сосна в повести М. М. Пришвина „Кладовая солнца“»; 2) написать вступление к сочинению «Сопоставительная характеристика Насти и Митраши в повести М. М. Пришвина „Кладовая солнца“».

Урок 72
СоЧинение, посвЯщенное сопоставительной характеристике персонажей

  Задачи: закрепить навыки написания вступления, работы над основной частью и заключением сочинения.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам; выполнение практических заданий; составление плана сочинения; формулирование темы сочинения; подбор цитат.
  Термины: цитата, вступление, заключение, аргументация, тезис.

      Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: чтение сочинений «Сопоставление ели и сосны в повести М. М. Пришвина „Кладовая солнца“». При анализе работ выделяются наиболее удачные места, указывается на необходимость следования определенному алгоритму сочинения, закрепляются представления о замысле, композиции сочинения, посвященного сопоставлению.
      II. Объяснение назначения вступления в сочинении, посвященном сопоставительной характеристике персонажей; обоснование учащимися выбора темы, раскрытие замысла работы, идеи сочинения (предварительные выводы); чтение вариантов заготовленных дома вступлений, их корректировка.
      III. Повторение алгоритма изложения мыслей (тезис — развитие тезиса, пример — объяснение примера — обобщение-вывод); создание вариантов основной части работы; чтение вариантов основной части отдельными учащимися; выделение удачных вариантов, коллективная корректировка речевых ошибок и недочетов.
      IV. Написание заключения и его чтение в классе.
      VI. Домашнее задание: 1) завершить работу над сочинением; 2) прочитать один из рассказов сборника «Золотой луг» М. М. Пришвина.

Урок 73
Анализ соЧинений

  Задачи: познакомить учащихся с критериями оценки сочинений; проанализировать наиболее характерные ошибки, соответствие вступления, основной части, заключения теме сочинения.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов сочинений учащихся; анализ наиболее характерных ошибок; работа над ошибками.
  Термины: аргументация, фактические и речевые ошибки.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о требованиях к письменной работе, посвященной сопоставлению двух персонажей; сообщение о результатах успешности класса в работе над сочинением.
      II. Чтение наиболее удачных вариантов сочинений, фрагментов работ учащихся с необходимыми комментариями.
      III. Обозначение основных проблем, типичных ошибок, связанных 1) с неполным, неудачным раскрытием темы, уходом от темы сочинения, 2) отсутствием цитатного материала, его неправильным введением, 3) отсутствием абзацного членения в работе. Учитель приводит примеры речевых, фактических, логических ошибок. При этом обязательно предлагается исправленный вариант, проводится сопоставление первичного и окончательного варианта работы. Далее каждым учащимся изучаются рецензии учителя и его исправления в тексте сочинения.
      IV. Знакомство учащихся с фрагментами книги К. Г. Паустовского «Золотая роза» (глава «Михаил Пришвин»).
      V. Отзывы учащихся о самостоятельно прочитанных рассказах М. М. Пришвина.
      VI. Викторина по творчеству М. М. Пришвина:
      1. Чем увлекался М. М. Пришвин?
      (Фотографией, агрономией, философией, путешествиями.)
      2. Главная тема творчества М. М. Пришвина:
      а) жизнь животного мира,
      б) природа и человек,
      в) человек и общество.
      3. Отличительные черты творчества писателя:
      а) осмысление темы детства,
      б) раскрытие вопросов, связанных с поиском личности своего места в жизни,
      в) философские размышления о взаимодействии человека и природы.
      4. Назовите известные вам сборники рассказов писателя или его отдельные рассказы.
      («Золотой луг», «Зверь бурундук», «Лисичкин хлеб», «О чем шепчут раки», «Лесной хозяин» и др.)
      5. В каком году была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1941, 1945, 1950.)
      6. Как называлось в повести топкое место в болоте?
      (Слепая елань.)
      7. Кем был Антипыч?
      (Лесником.)
      8. Как первоначально писатель назвал свою повесть «Кладовая солнца»?
      («Друг человека».)
      9. Народное название приятного местечка в лесу.
      (Палестинка.)
      10. Прибор, которым пользовался Митраша в лесу.
      (Компас.)
      VII. Домашнее задание: 1) прочитать стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей», «Листья осенние»; 2) подобрать музыкальные произведения, которые отражают настроение этих стихотворений поэта, или иллюстрации к стихотворениям (по выбору учащихся).


Н. М. Рубцов


Урок 74
СтихотворениЯ Н. М. Рубцова
«Звезда полей» и «ЛистьЯ осенние»

  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Н. М. Рубцова; закрепить представление об образе родины в пейзажной лирике.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения.
  Термины: лирика, лирический герой.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о Н. М. Рубцове. Учитель напомнит о стихах русских поэтов, в которых тема родины раскрывается через описание русской природы. Эта традиция была продолжена Рубцовым — одним из крупнейших русских поэтов XX века. Учитель может прочитать стихотворения Рубцова и провести работу по каждому из них отдельно с кратким заключительным словом в конце. Возможен следующий вариант урока: стихотворения читаются разными учениками одно за другим, а затем начинается работа по сопоставлению текстов, выявлению общих настроений, образов, средств выразительности.
      II. Чтение вступительной статьи о писателе и ответы на вопросы, помещенные после статьи.
      III. Чтение и анализ стихотворения «Звезда полей» с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие образы вы представляли во время чтения?
      2. Какой пейзажный образ является центральным? Найдите в тексте описание звезды. Какими качествами наделен этот образ?
      3. Почему свет звезды необходим лирическому герою? Только ли ему нужен этот свет? Почему так дорога поэту не просто звезда, а «звезда полей»?
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Листья осенние» с использованием комментариев после текста, вопросов и заданий 1—4 учебника.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какое время года описывает автор? Какими словами передает поэт состояние природы? Соответствует ли ему состояние души человека? Докажите свою мысль цитатами из текста.
      2. Объясните смысл выражения «Сладко в избе коротать одиночества время». Почему лирическому герою дорого одиночество? Долго ли длится это состояние в природе, в жизни человека?
      3. Обратите внимание на название стихотворения. Привычно ли такое расположение слов? Поменяйте слова местами. Что изменится? Найдите в тексте примеры необычного расположения слов, попробуйте объяснить их значение.
      V. Работа над выразительным чтением стихотворений Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».
      VI. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
      В основе стихотворений Н. М. Рубцова — образ «тихой», «светлой» родины, с ее неброской красотой и тысячелетней историей. Лирика Рубцова продолжает традиции Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, сумевших приоткрыть таинственную жизнь мироздания. От С. А. Есенина пришел в лирику Рубцова мотив единства всего живого. В стихах поэта запечатлен нравственный кодекс народа: преданность добру и красоте, трудолюбие, любовь и уважение ко всему окружающему. Не случайно в его произведениях широко используется свойственная философской лирике абстрактная лексика («красота», «увяданье», «страданье» и т. д.), образы, создающие впечатление скрытой в мире тайны («ночь», «тишина», «сон», «луна», «ветер»), и усиливающие это ощущение эпитеты («светлая печаль», «грустно», «странно», «таинственная сила» и др.). Один из излюбленных образов Рубцова — свет. Это свет покоя, гармонии («В горнице моей светло...»), доброты, веры и стойкости («Русский огонек»), свет родной земли («Звезда полей»).
      Есть еще один значимый для понимания лирики Рубцова образ — душа. Поэт сумел запечатлеть в своих стихах высокий труд души, ее сложнейшие состояния, процесс постижения человеком себя самого и открытие тайн мира.
      «Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений», — так определил свое понимание лирики H. М. Рубцов.
      Стихи Рубцова отличаются простотой и органичностью формы. В них нет ярких красок, броских деталей. Здесь чаще всего — полутона, не цвет, а неяркий свет. Природа описана в пограничных состояниях — на грани дня и ночи, осени и зимы. Пейзаж в стихах Рубцова не просто фон для описания настроений человека.
      Лирический герой — часть природы, его состояние созвучно состоянию окружающего мира.
      Стихи мелодичны. Часто используются различные повторы, придающие стиху особую напевность.
      VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Н. М. Рубцова (по выбору учащихся).

Урок 75
Выразительное Чтение стихотворений Н. М. Рубцова

  Задачи: расширить представления учащихся о лирике Н. М. Рубцова; закрепить навыки выразительного чтения произведения как способа его интерпретации.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; представление музыкальных и живописных иллюстраций.
  Термины: лирика, лирический герой, интерпретация.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока выразительного чтения, повторение материала о выразительном чтении произведения как способе его интерпретации.
      На этом уроке, к которому учащиеся подбирают музыкальные и живописные иллюстрации к изученным стихотворениям Н. М. Рубцова, можно ввести понятие «художественная интерпретация». Такими интерпретациями могут стать иллюстрации к стихотворениям поэта, а также песни, написанные современными композиторами на стихи Н. М. Рубцова.
      II. Выразительное чтение наизусть стихотворений Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние».
      III. Презентация музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворениям Н. М. Рубцова.
      На уроке могут прозвучать стихотворения Н. М. Рубцова в исполнении автора (эти записи сохранились, вполне доступны, в том числе размещены в Интернете). Стихотворение «Звезда полей» оригинально интерпретировано известным современным музыкантом и певцом Александром Градским.
      Более 150 стихотворений поэта стали популярными песнями и романсами. Вышло несколько дисков с записями песен, в том числе «В горнице моей светло», «Окунись, душа, в чистую волну...» и др. Среди исполнителей песен на стихи Н. М. Рубцова — Борис Штоколов, Ренат Ибрагимов, Сергей Захаров, Александр Градский, Геннадий Заволокин, Александр Барыкин и др.
      IV. Домашнее задание: прочитать статью учебника о В. Г. Распутине.


В. Г. Распутин


Урок 76
Рассказ В. Г. Распутина
«Уроки французского»

  Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества B. Г. Распутина; закрепить представления об автобиографическом произведении и о герое-рассказчике.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; чтение фрагментов рассказа.
  Термины: герой-рассказчик, рассказ, автобиографическое произведение, публицистика.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о писателе и человеке В. Г. Распутине важно дополнить чтением и обсуждением фрагментов его статей и выступлений. Далее можно предложить шестиклассникам прочитать статью учебника, на основе которой дома они составят проект «Слово о писателе». Важно обратить внимание на многоаспектность творчества и деятельности писателя: проза, драматургия, публицистика, выступления, встречи с читателями, интервью.
      II. Представление учащимся произведений писателя, написанных для детей: «Мы с Димкой», «Мама куда-то ушла», «Рудольфио». Зачитываются фрагменты рассказов, демонстрирующие, в частности, мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев, восприятия ими окружающего мира.
      III. Чтение комментариев к рассказу «Уроки французского» необходимо продолжить разговором о причинах обращения писателя к автобиографическому повествованию как к чему-то большему, чем просто сюжет, к тому, что было выстрадано, знакомо до боли. Зачитываются фрагменты воспоминаний писателя, воссоздающие атмосферу времени, суровой реальности 1940-х и 1950-х годов: «Вернувшись с фронта в орденах и медалях, отец не пошел в колхоз, а заступил на должность начальника почты. Деревня наша хоть и была небольшой, но считалась центральной среди полдюжины еще меньших, раскиданных по Ангаре. В ней располагались сельсовет, почта, сберкасса, медпункт, сельпо. По почте пересылались денежные переводы, велись иные мелкие расчеты. И когда у заснувшего на пароходе отца во время его служебного отъезда срезали сумку, денег в ней много находиться не могло. Но в те времена в расправе не мелочились» (из очерка В. Г. Распутина «Откуда есть пошли мои книги»).
      Писатель перечитал все книги из школьной библиотеки и по вечерам рассказывал из них всякие истории, больше добавляя от себя: «Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые... За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, — будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре» (из воспоминаний В. Г. Распутина).
      Важно отметить значимые для понимания содержания рассказа «Уроки французского» факты биографии писателя: послевоенное голодное детство; первый класс в 1944 году; обучение в районном центре за пятьдесят километров от дома. Все это станет для будущего писателя настоящим испытанием на зрелость и выносливость.
      IV. Беседа по вопросам поможет вспомнить сюжет и выявить особенности восприятия шестиклассниками описанных в рассказе событий. Примерные вопросы и задания:
      1. Где и когда происходит действие рассказа? 2. От чьего лица ведется повествование? 3. Восстановите последовательность описываемых в рассказе событий. 4. Какие чувства и мысли возникли у вас при чтении?
      Внимание учащихся обращается на то, что действие происходит в голодном 1948 году в деревне. В произведении от лица главного героя (пятиклассника) рассказывается о том, как он поступил в городскую школу, как ему пришлось уехать из семьи к далеким родственникам и жить там впроголодь. Просмотр первых кадров кинофильма «Уроки французского» (режиссер Е. Ташков, 1978) оживит впечатления учащихся, подготовит их к анализу рассказа (по вопросам 1—4 учебника).
      V. Выразительное чтение фрагментов рассказа, подбор цитат для аргументации ответов помогут осмыслить описываемые в рассказе события на новом уровне. Примерные вопросы и задания:
      1. Найдите в тексте и прочитайте фрагменты, где описывается чувство голода, которое испытывал главный герой. 2. Почему в рассказе нет упоминания имени главного героя? Намеренно ли делает это автор? Обратите внимание на общность судеб многих мальчишек военного времени. 3. Для чего мальчик начинает играть на деньги? 4. Как вы считаете, плохо или хорошо он поступает? 5. С какой целью играли другие ребята? 6. Почему они избивают главного героя? 7. Как показано столкновение героя с миром и окружающими его людьми? 8. Как ведет себя мальчик в сложившейся ситуации? 9. На какие моменты, связанные с игрой и поведением героя, обращает наше внимание писатель?
      VI. Продолжение просмотра первой части кинофильма «Уроки французского».
      VII. Подведение итогов урока.
      VIII. Домашнее задание: 1) устно ответить на вопросы 5, 6 учебника; 2) подготовить презентацию-проект «Слово о писателе».

Урок 77
Образ главного героЯ рассказа

  Задачи: закрепить навыки анализа образа литературного персонажа; рассмотреть особенности повествования от первого лица.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; анализ художественной детали.
  Термины: герой, персонаж, портрет, художественная деталь.

Этапы урока:

      I. Сообщение темы и целей урока настроит учащихся на работу по осмыслению образа главного героя рассказа.
      II. Проверка домашнего задания, ответы на вопрос 5 учебника. Шестиклассники должны выделить характерные детали портрета героя, вспомнить о том, что такое деталь в художественном произведении, обратить внимание на то, что рассказ построен в форме воспоминаний, роль которых будет еще больше понятна при сопоставлении времени повествования и времени, изображенного в рассказе.
      III. Чтение и анализ эпизода «Избиение героя». Вопросы для анализа: 1. Вспомните, как объясняет главный герой тот факт, что его избили. 2. Как вы думаете, нужно ли настаивать на своем или лучше всегда быть таким, как все? 3. Как ведет себя герой в конце драки? 4. Действительно ли он проигрывает? Ответьте на вопросы 7, 8 учебника. 5. Найдите в тексте и прокомментируйте фрагмент, который представляет некий закон жизни, открывшийся герою после драки. 6. Почему мальчик продолжает настаивать на своем, не отступается, несмотря на жестокость окружающих? 7. Объясните, в чем причина того, что никто не смеет остановить Вадика. 8. Понаблюдайте, совпадает ли описание природы с состоянием героя. Отметьте, что герою особенно важно то, что он имеет свое мнение, которое отстаивает, что правда на его стороне.
      IV. Чтение и анализ фрагмента «Урок в классе» (предательство Тишкина), обсуждение вопроса о том, почему Тишкин выдает и тем самым предает героя. Вопросы для анализа: 1. Что такое предательство? 2. Как вы относитесь к поступку Тишкина? 3. Почему предательство считается одним из самых тяжких грехов? 4. Как реагирует на предательство Тишкина учительница? 5. Что подчеркивается писателем в поведении Тишкина? 6. Кого и почему наказывает Лидия Михайловна? Обратите внимание на то, что Тишкин торопится выдать своего одноклассника, ведь предавать слабых и одиноких всегда легко: их некому защищать. Героя могли выгнать из школы за этот поступок, но Лидия Михайловна все понимает. Тишкин делает вид, что совершает «доброе дело», он занимает позицию «мстителя».
      V. Проверка домашнего задания, ответы учащихся на вопрос 6 учебника.
      VI. Обобщение и подведение итогов работы:
      1. Какими чертами характера обладает главный герой рассказа? 2. Какими представлениями руководствуется герой в жизни? 3. Как автор относится к герою?
      VII. Домашнее задание: 1) подобрать иллюстрации к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» (В. Я. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко), подготовиться к анализу одной из иллюстраций; 2) устно ответить на вопрос 9 учебника.

Урок 78
Образ уЧительницы

  Задачи: рассмотреть образ учительницы Лидии Михайловны, приемы создания этого образа; раскрыть смысл названия рассказа, показать роль посвящения и способы выражения авторской позиции в произведении.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; анализ образа; ответы на вопросы учебника; устные пересказы.
  Термины: герой, персонаж, авторская позиция, заглавный образ.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: выступления учащихся с устным анализом иллюстраций к рассказу. Иллюстративный материал, подобранный учащимися, можно выстроить, следуя за ходом развития действия в произведении.
      II. Анализ портрета учительницы, проверка домашнего задания (вопрос 9 учебника).
      Вопросы для анализа: 1. Какие чувства вызывает у вас описание портрета Лидии Михайловны? 2. Какие чувства вызывала Лидия Михайловна у героя? 3. Что тяготит героя, мучительно ожидавшего после драки разговора с Лидией Михайловной?
      Важно отметить, что для героя Лидия Михайловна — учительница загадочного французского языка, от нее исходит что-то особенное, почти сказочное, «неподвластное любому-каждому». Герой стесняется своего вида, но учительница внушает доверие, в какой-то степени стремится заменить ему, находящемуся вдалеке от дома, мать.
      III. Пересказ эпизодов: «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка», «Игра на деньги». Вопросы для обсуждения:
      1. Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке? 2. Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою? Почему он отказывается от посылки? Как вы считаете, правильно ли он поступает? 3. Раскройте позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка. 4. Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?
      Здесь важно обратить внимание учащихся на чувство собственного достоинства у мальчика и на стремление учительницы помочь ему, поддержать его. Попытка Лидии Михайловны использовать хитрость приводит к результату.
      IV. Чтение и анализ эпизода «Неожиданное появление директора».
      Вопросы для анализа эпизода: 1. Какую роль играет в повествовании директор школы? 2. В чем прав и в чем не прав директор? 3. Вопрос 10 учебника.
      V. Обобщение и подведение итогов урока:
      1. Только ли французскому языку учила Лидия Михайловна мальчика? 2. Как учительница относилась к своим ученикам? Какие черты характера сближают Лидию Михайловну и ее ученика? 3. Вопрос 11 учебника.
      VI. Домашнее задание: выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4 (устно, по выбору учащихся). Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 письменно.

Урок 79
НравственнаЯ проблематика в рассказе «Уроки французского»

  Задачи: закрепить представления учащихся о проблематике произведения; подготовить к проведению письменной работы.
  Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; творческая работа; диспут.
  Термины: тема, идея, проблематика, нравственная проблематика.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: выполнение индивидуального задания 2 (чтение предполагаемого письма Лидии Михайловне).
      II. Обсуждение нравственной проблематики рассказа можно провести на основе индивидуальных заданий 1, 3, 4.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Объясните слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». 2. Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»? О каком чувстве говорит писатель?
      III. Обсуждение посвящения к рассказу после его анализа будет более осмысленным. Можно использовать комментарии к рассказу и слова писателя: «Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора... Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой»1.
      IV. Письменная работа о нравственном содержании образа учительницы Лидии Михайловны, развернутый аргументированный ответ на один из вопросов:
      1. Какими чертами характера обладала Лидия Михайловна?
      2. Красота человеческой души... Моя оценка образа Лидии Михайловны.
      V. Домашнее задание: 1) дайте характеристику идейного содержания рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»; 2) прочитайте один из рассказов писателя (по выбору); 3) приготовьте презентацию «Слово о писателе», включив в нее представление прочитанного вами рассказа В. Г. Распутина (тематика, главный герой, проблематика и идейное содержание).

Урок 80
Итоговый урок.
Анализ письменных работ

  Задачи: подвести итоги работы по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»; проанализировать письменные работы учащихся.
  Основные виды деятельности: беседа; диспут; просмотр фрагментов кинофильма; анализ письменных работ.
  Термины: идейное содержание, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: обсуждение идейного содержания рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
      II. Диспут «Прав ли директор?» поможет вернуться к вопросу о нравственной проблематике рассказа и об образе Лидии Михайловны.
      Вопросы для ведения диспута: 1. Почему позиция учительницы нам близка и понятна? 2. В чем гуманистическое значение поступка Лидии Михайловны? 3. В чем драматизм произошедшего? 4. Если бы Лидия Михайловна знала, что директор неожиданно узнает о ее поступке, отказалась бы она от помощи своему ученику?
      III. Обсуждение авторской позиции и способов ее выражения в рассказе.
      IV. Презентация «Слово о писателе» и обмен впечатлениями о самостоятельно прочитанных учащимися рассказах В. Г. Распутина.
      V. Анализ письменных работ учащихся.
      VI. Подведение итогов работы в третьей четверти.

Урок 81
Резервный урок


1 Книжное обозрение. — 1987. — № 35. — 28 августа. — С. 6.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>