Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


Практикум.
Сообщение о жизни
и творчестве писателя


Урок 42
Сообщение о жизни
и творЧестве писателЯ

  Задачи: познакомить учащихся с особенностями биографии как литературного жанра; подготовить к выступлению с сообщением о биографии и творчестве писателя.
  Основные виды деятельности: чтение раздела учебника; чтение и анализ фрагментов из биографий; формулирование выводов; создание фрагмента текста биографического характера.
  Термины: биография, биографический очерк.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о роли биографии в изучении литературы, о задачах сообщения о жизни и творчестве писателя. Важно подчеркнуть, что биография, как и любой другой жанр, создается по определенным правилам, законам, которые помогают реализовать его основные задачи: раскрыть особенности личности писателя, его творческого пути, осмыслить те события, которые оказали воздействие на взгляды и убеждения писателя.
      II. Определение основных признаков биографии и целей биографических описаний. На данном этапе урока можно обратиться к материалам главы учебника и предложить учащимся ответить на такие вопросы:
      1. Часто ли вы читаете биографии известных людей? С какой целью мы обращаемся к биографиям? Интересно ли читать такую литературу?
      2. Какие из прочитанных вами биографий (в том числе и тех, что помещены в учебнике) вам особенно запомнились?
      3. Приведите примеры того, что вам особенно понравилось в жизнеописаниях известных людей.
      Ответы на эти вопросы подготовят школьников к чтению и анализу материалов учебника. Результаты работы должны стать основой для первых выводов, которые формулируются с помощью дополнительных вопросов:
•  Чем биография отличается от других литературных жанров?
•  Какую роль играет изучение биографий в жизни людей?
•  Приведите примеры вашего подробного знакомства с чьей-либо биографией и ее влияния на ваши взгляды, убеждения, настроения.
      III. Анализ структуры биографии. Учащимся предлагается проанализировать биографии известных писателей и определить, из каких частей они могут состоять. Для этого можно использовать материалы учебников, учебных пособий, вступительных статей к сборникам произведений писателя или энциклопедические издания, включая источники в Интернете. В ходе анализа учащиеся определяют структурные части биографии, убеждаются в том, что их количество и объем каждой из них варьируются в зависимости от того, кому адресована биография, с какой целью она написана и т. п. Чтение фрагмента главы учебника «Из каких частей состоит биография» позволит обобщить наблюдения школьников, сделать необходимые выводы о том, как планировать сообщение о жизни и творчестве писателя.
      IV. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Определяя пути подготовки к сообщению, нужно обратить внимание учащихся на то, что оно является устным выступлением. Следовательно, важно не только собрать и последовательно расположить материал, не только литературно его обработать, но и позаботиться о том, чтобы сообщение было интересно слушать. А для этого необходимо общаться со слушателями: интонацией подчеркивать и выделять главное; быть не только информативным, но и эмоциональным, то есть передавать свое отношение к материалу; использовать интересные для данной аудитории факты, примеры.
      Выполнение предложенных в учебнике заданий будет способствовать усвоению учащимися некоторых приемов, способствующих решению этих задач.
      Дополнительно могут быть привлечены для анализа биографии, написанные нестандартно, с учетом особенностей читателей и слушателей. Пример такой биографии — предисловие к сборнику рассказов В. В. Бианки «Лесные были»1.
      Текст биографии анализируется в ходе беседы со школьниками, которые отвечают на следующие вопросы:
      1. Можно ли назвать данный текст биографией? Докажите.
      2. Кому он адресован?
      3. Какова основная цель этого текста?
      4. Какие части текста развернуты более подробно? Почему?
      5. Сопоставьте начало и конец текста. Как они связаны друг с другом?
      6. На основе данного текста подготовьте сообщение о жизни и творчестве В. В. Бианки. Какие изменения (дополнения, сокращения) необходимо внести в содержание биографии? С какой целью?
      7. Прорепетируйте свое выступление, записав его на видеокамеру. Послушайте, как звучит ваш голос, каков темп произнесения высказывания. Проанализируйте, как вы общаетесь со слушателями: смотрите ли на них, помогаете ли интонацией, жестами, мимикой передать свое отношение к содержанию высказывания.
      Последнее задание может быть предложено в качестве домашнего задания к одному из уроков, на котором будет рассматриваться биография писателя.
      V. Подведение итогов урока, ответ на вопрос о том, как подготовиться к сообщению о жизни и творчестве писателя.
      VI. Домашнее задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве А. П. Чехова.


А. П. Чехов


Урок 43
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества А. П. Чехова; прочитать и прокомментировать рассказ «Толстый и тонкий»; дать начальные представления о комическом в литературе.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ рассказа; анализ художественных деталей.
  Термины: комическая ситуация, юмористическое произведение, речевая характеристика, художественная деталь, антитеза.

Этапы урока:

      I. Устные сообщения учащихся об А. П. Чехове и его творчестве, подготовленные на основе статьи учебника и дополнительных источников. Знакомство с личностью писателя и его эпохой может быть дополнено чтением фрагментов статьи учебника и воспоминаний современников, а также работой с вопросами и заданиями 1, 4 учебника.
      II. Чтение и анализ рассказа «Толстый и тонкий». Рассказ может быть прочитан учителем или заранее подготовленным учеником. В процессе анализа произведения используются вопросы и задания 1—7 учебника.
      Для облегчения понимания прочитанного шестиклассникам можно предложить записать в тетради краткую информацию о том, какие существовали в дореволюционной России классы чиновников, дать фрагменты «Табели о рангах», принятой Петром Первым и существовавшей в чеховские времена в несколько измененном виде. Школьникам часто будут встречаться в последующем (и уже встречались) в произведениях русской литературы наименования штатских чинов: 1. Канцлер. 2. Действительный тайный советник. 3. Тайный советник. 4. Действительный статский советник. 5. Статский советник. 6. Коллежский советник; военный советник. 7. Надворный советник. 8. Коллежский асессор. 9. Титулярный советник. 10. Коллежский секретарь. 11. Корабельный секретарь. 12. Губернский секретарь. 13. Провинциальный секретарь; сенатский регистратор; синодский регистратор; кабинетный регистратор. 14. Коллежский регистратор.
      Шестиклассникам стоит напомнить о чинах некоторых известных персонажей русской литературы. Самую блестящую карьеру сделал Каренин, муж главной героини романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», он дослужился до тайного советника (более высокие чины в литературе, в реальности бывшие весьма редкими, не представлены). Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», был коллежским советником. У Хлестакова, героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», был самый низкий чин коллежского регистратора.
      III. Сопоставительная характеристика «толстого» и «тонкого», которую учащиеся проводят письменно, подбирая детали в тексте рассказа. Итогом работы станет вывод о том, что объем характеристики очень важен для понимания авторской позиции. Писателя интересует не столько «толстый», сколько «тонкий», который без всякой надобности (по привычке) ведет себя с бывшим одноклассником так нелепо.
      IV. Закрепление навыка выявления в тексте художественных приемов с использованием материала статьи о писателе. Учащимся предлагается начать работу над таблицей «Художественные приемы в рассказах А. П. Чехова» и внести в нее примеры из текста рассказа «Толстый и тонкий», подводящие к предварительным выводам о некоторых средствах создания комического эффекта. Данная работа может быть продолжена на следующих уроках или выполнена самостоятельно.

Рассказ

Художественные особенности

«Толстый и тонкий»

«Хамелеон»

(по выбору)

Прямые обращения к читателю

 

Восклицания

«Вот сюрприз!..» и др.

«Нынче не велено
кусаться!..» и др.

 

Экспрессивно-оценочные слова

«Милый мой!..» и др.

«каждый свинья», «болван» и др.

 

Сравнения

«как спелые вишни», «как китаец»

«как голодные пасти»

 

Междометия и частицы

«Ах ты Господи!..», «Хо-хо...» и др.

«А... а!»

 

«Говорящие» фамилии

Очумелов, Хрюкин

 

Просторечная лексика

«Не пущай!», «цигаркой ей в харю...»

 

Словесные штампы, шаблоны

«приятно ошеломлены»

 

Комические афоризмы

 

      V. Подведение итогов урока, выводы об особенностях комического в литературе. Здесь важно, как и на следующих уроках по произведениям А. П. Чехова, отметить, что за внешним комизмом у писателей очень часто скрываются грустные раздумья о несовершенстве человеческих отношений.
      VI. Домашнее задание: прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору).

Урок 44
Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»

  Задачи: обогатить представления учащихся о комическом и средствах его создания; развивать навыки сопоставительного анализа произведений и персонажей.
  Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрацией; составление цитатного плана.
  Термины: заглавный образ, комическая ситуация, диалог, «говорящая» фамилия, художественная деталь.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока, на котором предполагается расширить представления шестиклассников о юмористических рассказах А. П. Чехова, закрепить навыки анализа заглавного образа и сопоставительного анализа произведений.
      II. Чтение и анализ рассказа «Хамелеон» (по вопросам 1, 2, 4 учебника). Рассказ читают учащиеся, уже познакомившиеся с его содержанием. На данном этапе проводится также словарная работа, уточняются значения неизвестных шестиклассникам слов и выражений.
      III. Выполнение письменной работы — составление цитатного плана, наглядно демонстрирующего стремительные перемены в состоянии Очумелова (задание 3 учебника). Учащиеся должны выбрать фразы Очумелова, которые указывают на то, к какому решению он склоняется в тот или иной момент. Перед данной фразой (или в скобках) может быть указано, после какой информации было принято такое решение. Пример оформления записи:
      1. Первая реакция: «А собаку истребить надо. Немедля!»
      2. После предположения кого-то из толпы о том, что это собака Жигалова: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать».
      3. После слов городового о том, что у генерала таких собак нет: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить!»
      4. После слов городового о том, что он видел такую собаку во дворе у генерала: «Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
      5. После слов генеральского повара Прохора о том, что таких собак у генерала отродясь не бывало: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и все».
      6. После слов Прохора о том, что это собака не генерала, а его брата: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец!»
      По результатам обсуждения итогов проведенной работы можно перейти к характеристике заглавного образа рассказа и вернуться к многозначности слова «хамелеон».
      Дополнительные вопросы:
      1. Вспомните встречу двух бывших приятелей, описанную в рассказе «Толстый и тонкий». Кого из персонажей этого рассказа можно назвать «хамелеоном»? До какого момента он вел себя естественно? Как изменились его поведение и речь потом?
      2. Почему обычная ситуация, описанная в начале рассказа «Хамелеон», тоже стала нелепым, комическим случаем?
      3. Почему для полицейского надзирателя так важно, чья это собака? Как это характеризует человека, который стоит на страже закона, перед которым равны все? Почему так и не был составлен протокол?
      4. Что вы можете сказать о позиции автора? Над кем он смеется? Кому сочувствует? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш ответ.
      IV. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий (индивидуальные задания 1 и 2 учебника) могут стать продолжением работы с текстом рассказа «Хамелеон». Внимание шестиклассников обращается на особую функцию художественных деталей в выявлении авторской позиции и на близость двух чеховских рассказов по тематике, образам и художественным приемам. В частности, сообщения учащихся дополняются примерами, которые может найти в тексте рассказа учитель: «новая шинель», «узелок в руке», «конфискованный крыжовник», «выражение тоски и ужаса» в глазах щенка и др. Можно попросить шестиклассников прокомментировать фрагмент описания базарной площади и показать на возможность неоднозначного толкования слов автора: «На площади ни души».
      V. Подведение итогов урока, обсуждение вопроса о том, в каких жизненных ситуациях мы обычно вспоминаем рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», и об огромной силе смеха.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Радость»; 2) завершить работу над таблицей «Художественные приемы в рассказах А. П. Чехова». Индивидуальные задания: 1) рекомендовать одноклассникам один из рассказов А. П. Чехова, подготовить его краткий пересказ; 2) подготовить чтение по ролям рассказа А. П. Чехова (по выбору учащихся).

Урок 45
Урок внеклассного ЧтениЯ
по рассказам А. П. Чехова

  Задачи: обогатить представления учащихся о юморе и юмористических рассказах А. П. Чехова; развивать интерес к творчеству писателя.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказов; краткие пересказы; чтение по ролям; самостоятельная работа с таблицей.
  Термины: заглавный образ, художественная деталь.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока внеклассного чтения и об основных видах деятельности на этом уроке.
      II. Чтение и анализ рассказа «Радость». Примерные вопросы и задания:
      1. Что делает ситуацию, описанную в рассказе «Радость», комической? На каком несоответствии создается комический эффект? 2. Обратите внимание на время действия (после полуночи). Разделят ли радость главного героя рассказа Макаровы и Иваницкие, к которым он побежал с номером газеты? 3. Как можно оценить позицию автора рассказа? Есть ли в произведении прямые авторские оценки происходящего? Как оценивает автор понятное желание Мити прославиться, оказаться известным? Был ли в действительности у героя повод для радости и торжества? Докажите, что в названии рассказа скрыта авторская ирония.
      III. Чтение и анализ рассказа «Злоумышленник». Примерные вопросы и задания:
      1. Показался ли смешным этот рассказ? 2. Объясните смысл заглавия произведения. Является ли его главный герой настоящим злоумышленником? Как описанная в рассказе ситуация приобретает не только комический, но и драматический характер? 3. Как относится к описанной истории и к ее участникам автор? Сочувствует ли он кому-нибудь? 4. Какой рассказ, «Радость» или «Злоумышленник», вам больше понравился?
      IV. Чтение по ролям одного из рассказов А. П. Чехова («Радость», «Злоумышленник» или др.) заранее подготовленными учащимися. На данном этапе урока повторяются сведения о выразительном чтении (в том числе и чтении по ролям) как способе интерпретации литературного произведения. Своеобразным интерпретатором выступает и тот, кто пересказывает произведение: он отбирает наиболее значимые с его точки зрения фрагменты, привносит в пересказ свое личное отношение к тому, о чем рассказывает.
      V. Краткие рекомендации для самостоятельного чтения других ранних произведений А. П. Чехова (например, рассказов «Записки сумасшедшего математика», «Случай с классиком» и др.). Чтение фрагментов из этих рассказов может стать началом работы по теме «Нонсенс и абсурд в литературе».


Нонсенс и абсурд в литературе


Урок 46
Нонсенс и абсурд в английской поэзии

  Задачи: дать начальное представление о литературном творчестве как одной из форм словесной игры; познакомить учащихся с явлением нонсенса в английской поэзии; развивать навык работы со словом в художественном тексте.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказы о писателях; чтение стихотворных текстов.
  Термины: нонсенс, абсурд, лимерик.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме урока, о литературе как форме словесной игры, поэтическом творчестве как виде соревнования (напоминание об отдельных эпизодах из истории поэтических состязаний). Знакомство с явлением нонсенса и абсурда в литературе можно предварить чтением фрагментов из рассказа А. П. Чехова «Загадки сумасшедшего математика» и вопросом о том, в каких жизненных ситуациях мы используем в качестве их оценки слова «нонсенс» или «абсурд».
      II. Чтение статьи учебника «Литература нонсенса и абсурда».
      III. Рассказы учителя об английских писателях Э. Лире и Л. Кэрролле (на материале статей учебника и с привлечением дополнительного материала).
      IV. Чтение и анализ фрагментов произведений Э. Лира и Л. Кэрролла (по вопросам и заданиям, помещенным в учебнике). При анализе лимериков Э. Лира особое внимание учащихся следует обратить на тематику и образы, а также на строгую форму стихотворений, повторить сведения о ритме и рифме, подготовить шестиклассников к самостоятельному составлению лимериков. Можно рекомендовать сайты в Интернете, на которых размещены результаты конкурсов лимериков (например, портал «Русские рифмы»).
      Анализ фрагмента сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» можно дополнить сопоставлением двух его переводов: «Верлиока» (пер. Т. Л. Щепкиной- Куперник) и «Бармаглот» (пер. Д. Г. Орловской).
      V. Домашнее задание: 1) написать лимерик на тему школьной жизни (задание 3 учебника), 2) прочитать рассказ Д. Хармса «Столяр Кушаков».

Урок 47
Анализ творЧеских работ

  Задачи: продолжить знакомство учащихся с литературой нонсенса и абсурда; проанализировать творческие работы шестиклассников.
  Основные виды деятельности: чтение и анализ стихотворения; ответы на вопросы учебника; конкурс лимериков; анализ творческих работ.
  Термины: нонсенс, абсурд, лимерик.

Этапы урока:

      I. Чтение и анализ произведений Д. Хармса, рассказа «Столяр Кушаков» и стихотворения «Амфибрахий» (по вопросам и заданиям учебника). В дополнение к текстам, помещенным в учебнике, можно прочитать небольшой рассказ писателя или его стихотворения («Из дома вышел человек», «Кошки», «Удивительная кошка» и др.).
      II. Конкурс лимериков, подготовленных шестиклассниками на темы школьной жизни (с использованием рисунков к лимерикам).
      III. Анализ письменных работ учащихся.
      IV. Подведение итогов работы во второй четверти.

Урок 48
Резервный урок


Автобиографические произведения русских писателей


Урок 49
Повесть Л. Н. Толстого «Детство»

  Задачи: обогатить представления шестиклассников об автобиографических произведениях; познакомить с отдельными фактами биографии и творчества Л. Н. Толстого; рассмотреть изображение детства как особой поры в жизни человека; обратить внимание на картины русской жизни в повести.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов и глав повести; ответы на вопросы учебника.
  Термины: автобиографическое произведение, повесть.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя об автобиографических произведениях русских писателей и о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Важно с самого начала остановиться на интересе писателя к человеку, психологии личности, тайнам человеческого характера. В повести «Детство», о которой пойдет речь, писатель, используя прием самоанализа происходящего, раскрывает внутренний мир подростка, показывает, как формируется его отношение к миру и людям.
      II. Проведение викторины по ранее изученным учащимися басням, рассказам, былям Л. Н. Толстого. Составление на доске и в тетрадях краткого библиографического списка произведений писателя для детей.
      III. Чтение статьи учебника о писателе. Разговор о дворянской усадьбе, быте дворянской семьи будет продолжен при анализе отдельных глав повести.
      IV. Вступительная беседа, подготовка к чтению и анализу повести может начаться с беседы:
      1. Чем отличается период детства?
      2. Что означают выражения «детская непосредственность», «сохранил детство в своей душе»?
      3. Как происходит становление характера ребенка? Что влияет на этот процесс?
      На доске выписаны цитаты о детстве, которые нуждаются в пояснениях:
      «Знайте, что ничего нет выше, полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» (Ф. М. Достоевский).
      «Запас покоя и радости, которые уносит человек из своего детства, главное его богатство. Оно помогает ему на всех перепутьях, во всем трудном, что встречается в жизни, а ведь такой судьбы, которую миновало бы отчаянье, горе, потери, пожалуй, на свете нет» (Ф. А. Вигдорова, роман «Семейное счастье»).
      V. Чтение учителем главы XV повести («Детство») поможет погрузиться в особый мир детства, представленный в восприятии ребенка. К отдельным фрагментам этой главы можно вернуться и на заключительном уроке по повести (например, к фрагменту «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?..»).
      VI. Чтение комментариев к повести необходимо дополнить сообщением о том, что впервые в русской литературе внутренний мир ребенка был показан как бы изнутри, увиден глазами самого ребенка. Писатель сумел соотнести взрослое переосмысление детского мира и искренность подростковых эмоций и чувств. Л. Н. Толстой показал, что в душе ребенка есть свои весы правосудия — нравственный контроль происходящего, да и сам юный герой дан в развитии, движении чувств, переживаний, мыслей и эмоций, в его сознании идет постоянная внутренняя борьба. Попутно рассматриваются понятия «повесть», «автобиографическая повесть», говорится об отличии повести от рассказа, соотносятся факты биографии писателя и его героя.
      VII. Чтение первой главы повести.
      Вопросы на выявление первичного восприятия повести:
      1. О чем повесть Л. Н. Толстого? 2. Кто ее герои? 3. От чьего лица ведется повествование? 4. Сколько лет Николеньке? 5. Что можно рассказать о герое повести и его семье?
      Индивидуальная работа по карточкам2:
      1. Каковы особенности а) быта дворянской семьи; б) занятий, распорядка дня; в) развлечений; г) воспитания и обучения детей?
      На данном этапе изучения повести начинается работа над анализом образа Карла Иваныча, особенно важного при обсуждении нравственной проблематики повести. Примерные вопросы и задания:
      1. Какая роль в семье Николеньки отведена Карлу Иванычу? 2. Опишите портрет Карла Иваныча. 3. Проследите, как меняется Карл Иваныч в зависимости от происходящего. Сопоставьте эпизоды: а) утро, пробуждение детей, б) Карл Иваныч — наставник, в) Карл Иваныч за чаем с maman. 4. Как Карл Иваныч относится к детям, домочадцам, другим в доме Иртеньевых, к своим обязанностям? 5. Выпишите необычные слова, которые использует в своей речи Карл Иваныч. 6. Как в самом облике Карла Иваныча проявляется отсутствие у него настроения? 7. Чем был так расстроен учитель? 8. Почему Карл Иваныч так близко к сердцу воспринимает свое увольнение? 9. Докажите, что жизнь героя — искреннее, добросовестное служение, преданность и самоотдача. 10. Что означает для Карла Иваныча отсутствие благодарности? Какое значение вкладывает он в слово «благодарность»? 11. Какой жизненный закон записывает Николенька под диктовку Карла Иваныча? 12. Опишите характер Карла Иваныча, подтвердите свои характеристики примерами из текста.
      VIII. Подведение итогов урока.
      IX. Домашнее задание: 1) дочитать оставшиеся главы повести по учебнику; 2) подготовиться к устному рассказу о Карле Иваныче (характеристика героя).

Урок 50
Образ Николеньки Иртеньева

  Задачи: продолжить знакомство с главами повести Л. Н. Толстого и ее главным героем; показать особенности изображения внутреннего мира героя в произведении.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; пересказ фрагментов повести; чтение фрагментов повести; характеристика героя.
  Термины: герой.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, устные характеристики Карла Иваныча. Еще раз обращается внимание учащихся на необходимость включения в характеристику героя его портрета, указания на его социальное положение, художественные детали, характеризующие героя, его речь, отношения с окружающими, значение образа данного героя для раскрытия авторского замысла.
      II. Объявление темы урока поможет обозначить основную линию беседы. Учащимся предлагаются вопросы и задания, позволяющие выявить особенности первоначального восприятия ими образа главного героя повести: 1. Докажите, что именно Николенька является главным героем произведения. 2. Что вы узнали о нем из первых глав повести? 3. Что вам больше всего запомнилось в описании одного дня из жизни Николеньки Иртеньева (вопрос 1 учебника)?
      III. Выразительное чтение фрагментов и цитат, в которых раскрывается образ Николеньки, показан процесс становления его характера. Для подготовки примерного плана описания главного героя можно использовать вопрос 5 учебника.
      IV. Работа над лексикой повести, приемами передачи настроений и чувств героя необходима для обучения шестиклассников глубокому, медленному и вдумчивому прочтению текста, развития у них эмоциональной отзывчивости, умения понимать внутреннее состояние героя.
      Вопросы и задания:
      1. Выпишите из повести слова, словосочетания, предложения, которые передают эмоции радости, счастья, возмущения, стыда, равнодушия. 2. Какие другие состояния героев показаны в произведении? 3. Как выражаются в повести состояния понимания, заинтересованности, негодования, внимания, доброго отношения? 4. Проследите на примере событий внешней жизни и внутренних переживаний героя, какие чувства он испытывает. 5. Какие приемы использует писатель для передачи мыслей и чувств героя? 6. Докажите взаимосвязь внешней и внутренней жизни Николеньки.
      Далее можно обратиться к вопросу 6 учебника.
      V. Беседа обобщающего характера об образе главного героя может пройти по таким вопросам:
      1. В чем сходство и в чем различие Николеньки и других детей?
      2. Какая атмосфера окружает героя в семье? Какую роль играет внешняя жизнь и внутренние раздумья в формировании характера героя?
      3. Какие эпизоды анализирует герой и к каким выводам он приходит?
      4. Как Николенька относится к Карлу Иванычу? За что стыдит себя герой?
      5. Какие двойственные чувства охватывают героя, узнавшего о предстоящей поездке в Москву?
      6. Вопрос 8 учебника.
      7. Что можно сказать о герое? Как его характеризуют раздумья о Карле Иваныче, об отце?
      8. Вопрос 10 учебника.
      VI. Выполнение письменной творческой работы «Мое представление о Николеньке Иртеньеве», в которой шестиклассники должны рассказать о том, каким они увидели главного героя повести, что в его внешнем облике и характере им больше всего запомнилось. Выполнение этого задания способствует закреплению материала об образе главного героя повести. Учащиеся читают свои работы, обмениваются впечатлениями и сопоставляют свои представления об образе Николеньки, соотнося их с имеющимися у них знаниями о биографии самого писателя, прототипа главного героя произведения.
      VII. Обобщение и выводы. Учитель еще раз останавливается на той атмосфере, в которой формируется характер героя. Муки совести не дают герою быть несправедливым. Николенька мучает себя за свои неправильные мысли о добрейшем Карле Иваныче. Он добр, сострадателен, раним, глубоко переживает происходящее. Л. Н. Толстой показывает, что его герой анализирует свои поступки, а это является стимулом к развитию личности и души человеческой. Николенька открыт миру, любит свою семью. Его детская душа стремится к справедливости и согласию. Николеньке важно, чтобы самые близкие люди понимали друг друга.
      VIII. Домашнее задание: написать письмо другу и рассказать в нем о Николеньке Иртеньеве.

Урок 51
Образы родителей

  Задачи: продолжить знакомство с повестью Л. Н. Толстого, изображением семьи Николеньки; развивать навыки сопоставительного анализа.
  Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов повести; сопоставительный анализ глав повести; ответы на вопросы учебника.
  Термины: внутренняя речь.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания. Одни учащиеся читают (по желанию) письменные домашние сочинения. Другим предлагается выступить с устными отзывами о прослушанных работах, с целью развития навыков анализа, умения внимательно слушать, выделять сильные стороны работы, значимые детали, высказывать пожелания, касающиеся содержания и речевого оформления работы.
      II. Чтение и анализ фрагментов глав, посвященных образам родителей, строится на основе подбора фрагментов и цитат, выделения значимых деталей, характеризующих тот или иной образ.
      Примерные вопросы и задания, которые могут быть предложены учащимся:
      1. Прочитайте описание матушки. Какие приемы и детали использует писатель для создания ее образа? 2. Обратите внимание на движения, улыбку, глаза, описание взаимоотношений Натальи Николаевны с окружающими (дополнительно вопрос 3 учебника). 3. Какой вы себе представляете Наталью Николаевну? 4. С каким чувством вспоминает рассказчик образ маменьки? Почему упоминание об улыбке маменьки так важно писателю? Прокомментируйте слова рассказчика: «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». 5. В чем различие восприятия ребенка и рассказчика, от лица которого ведется повествование? 6. Как показаны в повести чувства любви, тепла и заботы? 6. Как раскрывается образ отца в главе «Папа»? 7. Перечитайте главу. Прокомментируйте позицию отца.
      Дополнительно можно использовать также вопросы 3, 4 учебника.
      III. Сопоставительный анализ глав «Maman» и «Папа» поможет глубже раскрыть образы родителей, обратить внимание на построение повествования и принцип контраста (спокойствие, умиротворенность матушки и нервность, горячность отца). Вопросы и задания:
      1. Сравните образы родителей, отношения maman и Карла Иваныча, главы семейства и приказчика, а также то, как общается каждый из родителей с детьми. 2. О чем говорит тот факт, что конверт для Карла Иваныча передается через приказчика? 3. Сделайте вывод о роли женщины и роли мужчины в дворянской семье. 4. Какие мысли и чувства порождает у героя общение с отцом? 5. Как меняется мироощущение героя при общении с каждым из родителей? 6. Как внутренняя речь характеризует состояние Николеньки?
      IV. Анализ главы «Юродивый» также важен для понимания взаимоотношений родителей. После чтения фрагментов главы проводится словарная работа. Учащиеся объясняют, кто такие юродивые и почему к ним так по-особому относились в дореволюционной России. Зачитывается описание портрета героя. Приводятся примеры из русской истории (известный юродивый Василий Блаженный). Далее можно обратиться к вопросу 9 учебника.
      V. Заключительная беседа обобщающего характера может начаться с повторного чтения фрагмента главы XV («Детство»).
      Вопросы для заключительной беседы: 1. В чем особенности раскрытия мира ребенка в повести? 2. Какие нравственные проблемы подняты в произведении?
      VI. Домашнее задание: 1) написать сочинение «Один из эпизодов моего детства»; 2) прочитать первые главы повести М. Горького «Детство».

Урок 52
Повесть М. Горького «Детство»

  Задачи: развивать представления учащихся об автобиографическом произведении на примере повести М. Горького; рассмотреть особенности изображения внутреннего мира ребенка; познакомиться с главными и второстепенными персонажами повести, образом повествователя.
  Основные виды деятельности: чтение главы учебника; выразительное чтение фрагментов повести; ответы на вопросы учебника; комментированное чтение.
  Термины: автобиографическая повесть, трилогия, главные и второстепенные персонажи.

Этапы урока:

      I. Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького может быть продолжен чтением вступительной статьи учебника, работой по вопросам:
      1. Каким было детство писателя? 2. Почему именно псевдоним Горький выбирает писатель?
      Дополнительно можно обратиться к рассмотрению портрета писателя, рассказать о людях, окружавших писателя в детские годы.
      II. Чтение комментариев к повести можно дополнить сообщением о посвящении книги сыну, а также чтением фрагментов глав повести, их пересказом. Важно обратить внимание на то, что рассказ о детстве начинается с описания смерти, что в повести М. Горького описана совсем иная социальная среда, здесь много темных, жестоких моментов. Можно ввести понятие «свинцовые мерзости жизни» и попытаться объяснить смысл этого страшного образа. Возможен просмотр фрагментов кинотрилогии по автобиографическим произведениям М. Горького3.
      Далее следует беседа по вопросам: 1. Вопрос 1 учебника. 2. Кого из персонажей повести вам было особенно жалко? 3. Кто из персонажей повести больше других и почему близок Алеше? 4. Как чувствует себя Алеша в доме деда Каширина? 5. От чьего лица ведется повествование в произведении?
      III. Словарная работа направлена на объяснение слов и выражений, которые необходимы для анализа проблематики повести: «внутренний мир», «мироощущение», «гуманизм», «жизнелюбие», «одаренность», «мудрость» и др.
      IV. Чтение и анализ фрагментов повести. Выразительное чтение IV главы можно предварить указанием на наличие в повести двух голосов, двух взглядов на жизнь: ребенка и взрослого. Здесь важно понаблюдать, в чем позиция взрослого повествователя и ребенка сходятся, а в чем расходятся.
      Вопросы и задания: 1. Расскажите о семье деда, особенностях взаимоотношений в его доме. 2. Вопросы 2, 3 учебника. 3. Назовите главных героев повести. 4. Сколько частей можно выделить в прочитанной главе? 5. Как связано повествование в первой и второй частях главы? 6. Как вы думаете, почему Горький хотел назвать повесть «Бабушка»? 7. Какую роль в формировании мироощущения Алеши сыграла бабушка? 8. Какие истины уже с детских лет усвоил Алеша? 9. Какие события жизни, образы остаются в памяти героя навсегда? 10. Почему нравился герою бабушкин Бог? 11. Какие интонации звучат в рассказе героя, в молитве бабушки? 12. Какие сильные стороны характера бабушки раскрываются в ее молитве за дом, в общении с дедом, в сцене пожара?
      V. Обобщение представлений учащихся об автобиографическом произведении. Можно предложить учащимся еще раз обратиться к чертам автобиографических произведений: теме детства, изображению становления характера, наличию реальных прототипов, отражению событий биографии самого писателя, особой роли образа повествователя.
      Сопоставление двух автобиографических произведений можно провести по следующим вопросам: 1. В чем сходство и в чем различие в изображении детства в повестях Л. Н. Толстого и М. Горького? 2. Что находится в центре внимания каждого из писателей в его повести? 3. К каким выводам приводят читателей Л. Н. Толстой и М. Горький?
      VI. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из героев повести М. Горького «Детство». Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Урок 53
Образы бабушки и деда Каширина

  Задачи: рассмотреть смысл названия повести и приемы создания образов бабушки и деда Каширина; развивать представления учащихся об автобиографическом произведении; закрепить навык составления речевой характеристики персонажа.
  Основные виды деятельности: ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями к повести; сопоставительный анализ образов персонажей; работа с цитатами.
  Термины: речевая характеристика, портрет.

Этапы урока:

      I. Обсуждение смысла названия повести можно начать с чтения воспоминаний, фрагментов писем писателя, обращения к фактам его биографии:
      1. К какому сословию относилась семья Кашириных? 2. Кем был дед писателя? 3. Какие черты характера деда в повести правдиво описаны Горьким? 4. Чем запомнилась внуку бабушка? 5. Кем была бабушка в молодости? 5. Почему именно бабушка и дед оказали огромное влияние на внука? 6. Чем жанр автобиографической повести был интересен для писателя?
      Важно остановиться на том, что в доме деда для будущего писателя началась новая жизнь. Грубое озорство, издевательства над слабыми, бессмысленная, пьяная жестокость отличали быт мещанства. Эти нравы царили и в семействе Каширина, хозяина красильного предприятия, в котором работали и два его взрослых сына. Отца будущего писателя не любили, как и его сына, но Алеша Пешков, как мог, сопротивлялся нравам семьи Кашириных. Бабушка Горького, Акулина Ивановна Каширина, была светлым образом. В молодости она была балахнинской кружевницей; кружевницы эти славились в равной мере и своим ремеслом, и своими песнями. Память ее удерживала огромное количество стихов, и мальчик любил слушать ее песни, сказки и были. Бабушка познакомила его с истоками народного творчества, поэтическими образами и глубокими мыслями. М. Горький вспоминал: «...я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов». Мать не имела большого влияния на жизнь сына. Она надолго уходила из семьи Кашириных, оставляя его на попечении деда. Мальчик обучался здесь церковнославянской грамоте. Дед был доволен успехами внука, находя, что «память у него — каменная, коли что высечено на ней, так уж крепко!». Однако и мать приложила руку к его обучению: купила «Родное слово», и по этой книге Горький «одолел в несколько дней премудрость чтения гражданской печати». Но мать стала требовать, чтобы он все больше заучивал стихов на память, и с этого начались их взаимные огорчения: «...память моя все хуже воспринимала эти ровные строки, и все более росло, все злее становилось непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова... — ненужные слова являлись целыми роями и быстро спутывали обязательное, книжное». Народную словесность, ту, что он слышал от бабушки, мальчик запоминал легко и в очень большом объеме. Он мог на память читать народные сказания и былины.
      II. Анализ образов бабушки и деда Кашириных можно начать с описания дома Кашириных. Здесь стóит провести заочную экскурсию в музей «Домик Каширина»4, еще раз остановиться на вопросах о том, где и как жила семья, какова была общая атмосфера в доме.
      При рассмотрении образов бабушки и деда можно разделить класс на две группы, попросив подобрать фрагменты, характеризующие героев, отметить значимые детали в создании образов. Рассмотрение иллюстраций к повести, чтение фрагментов, в которых раскрываются образы бабушки и деда (история героев, портрет, отношение к миру и окружающим, особенности речи и движений) помогут выделить приемы создания образов, отметить главные черты характеров. Учителем могут быть подобраны и другие фрагменты повести, помогающие более глубоко понять анализируемые образы (пляска бабушки, портрет бабушки в первой главе и др.). «Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая: очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
      Обсуждение подготовленных материалов можно начать с постановки задачи — не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши. В процессе работы учащиеся постоянно возвращаются к тексту повести, осуществляется активная коммуникация:
      1. Докажите, что бабушка действительно напитала внука «крепкой силой для трудной жизни».
      2. Обоснуйте губительность власти, грубости и жадности деда Каширина. Объясните, в чем проявляется неоднозначность этого образа.
      Можно использовать вопросы 4—8, 10 учебника, а также дополнительные вопросы и задания:
      1. Что является определяющим в отношении бабушки к жизни? 2. Перескажите историю жизни бабушки. Меняется ли бабушка на протяжении жизни? 3. В чем истоки ее жизнелюбия, доброго отношения к миру и людям, умения стойко переносить несчастья, быть надежной опорой другим? 4. Каким качествам характера можно учиться у Акулины Ивановны? 5. Что привлекало Алешу в бабушке? 6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину. 7. Подумайте, почему свою семью в повести бабушка называет «неразумным племенем». 8. Как можно объяснить жестокость деда Каширина? 9. Чье отношение к жизни ближе и понятнее герою?
      III. Анализ речевой характеристики персонажей необходимо начать с объяснения того, как через речь раскрываются черты характера героя. Работу можно начать с ответа на вопрос 9 учебника. На доске выписаны слова: «По миру пущу... Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня... так били, что ты этого в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям».
      Какому персонажу повести они принадлежат? Что можно сказать по речи об этом персонаже?
      Подберите пример речевой характеристики бабушки. Чем отличаются друг от друга эти две характеристики?
      В заключение отмечается, что к речевой характеристике относится и непосредственно речь героя, и ее восприятие повествователем.
      IV. Обобщение и выводы можно сделать на основе таблицы, иллюстрирующей результаты сопоставительной характеристики бабушки и деда Каширина (портрет, характер, речь, отношение к окружающим, отношение друг к другу, восприятие героя-рассказчика, авторское отношение к героям). Отчет о выполнении индивидуального задания 4 также подведет к выводу о том, как доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.
      V. Домашнее задание: перечитать эпизоды, характеризующие отношение Алеши к жизни и к дому Кашириных. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 (устно), 4 (письменно).

Урок 54
Образ Алеши

  Задачи: рассмотреть образ главного героя повести и средства его создания; развивать представление об авторской позиции и способах ее выражения в произведении.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; подбор цитат; характеристика героя; викторина по содержанию повести.
  Термины: повесть, главный герой, второстепенные персонажи, идея произведения, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Рассказы учащихся о главном герое повести от третьего лица могут опираться на записанный на доске план:
      1. Алеша — главный герой повести.
      2. Жизнь в семье деда Каширина.
      3. Общение с бабушкой, отношение к бабушке.
      4. Восприятие героем других членов семьи Кашириных и отношение к ним героя.
      5. Общение Алеши с дедом Кашириным, отношение мальчика к нему.
      II. Проверка домашнего задания, чтение фрагментов, характеризующих отношение героя к жизни и к дому Кашириных, поможет понять характер Алеши.
      Дополнительные вопросы для обсуждения:
      1. Какие события особо запечатлелись в памяти мальчика? 2. В чем особенности повествования героя о происходящем? 3. Что нравится Алеше в бабушке? В чем Алеша не мог понять бабушку? 4. О чем говорит отношение героя к бабушке? Важно отметить, что несовпадение слов бабушки («Все хорошо!..») с действительной атмосферой в доме, по мнению Алеши («Трудно было признать, что в доме все хорошо...»), дает герою возможность размышлять. Можно остановиться на двойственном отношении героя к мастеру Григорию, отметить, что унижение, слабость и бессилие порождают страшного тирана и мучителя в человеке, которого постоянно унижают. 5. Почему бабушка не озлобляется на мир, несмотря на тяжелую жизнь? 6. Что Алеша активно не принимает в своем деде? 7. Попытайтесь объяснить слова писателя: «И ведь не про себя я рассказываю...» (М. Горький).
      Далее следует обратиться к проверке индивидуального задания 1, сопоставлению того, как раскрывается тема детства в повестях Л. Н. Толстого и М. Горького.
      III. Викторина на знание текста повести М. Горького «Детство».
      1. Какие обращения звучат в речи бабушки, когда она говорит с внуком? (Разбойник, голуба душа, Редькин сын, Олеша, Лёня.)
      2. В какие дни всегда особенно долго молится бабушка? (В дни огорчений, ссор и драк.)
      3. Чего больше всего на свете боялась бабушка? (Черных тараканов.)
      4. Продолжите текст о том, как дед сообщает бабушке о пожаре в их доме: «Ну, мать...» («посетил нас Господь, — горим!»)
      5. Кого бабушка во время пожара называет «мышонком»? (Лошадь.)
      6. Продолжите, что дед Каширин сказал бабушке после пожара: «Милостив Господь бывает до тебя...» («большой тебе разум дает».)
      IV. Подведение итогов урока.
      V. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Образ бабушки в повести М. Горького „Детство“».

Урок 55
Составление цитатного плана характеристики персонажа

  Задачи: формировать навыки подбора цитат для характеристики персонажа; обучать навыкам работы над сочинением.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов текста; подбор цитат; беседа по вопросам.
  Термины: цитата, характеристика, персонаж.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя. Основная цель составления цитатного плана характеристики персонажа на этом уроке — выделение наиболее существенных черт в образе героя.
      II. Проверка домашнего задания, чтение сочинений на тему «Образ бабушки в повести М. Горького „Детство“». Шестиклассников просят обратить внимание на использование цитат при раскрытии образа бабушки. Отмечается особая роль цитат в сочинении, обращается внимание на то, как при помощи цитат письменный анализ образа наполняется аргументацией. Прочитанные сочинения комментируются с точки зрения логичности и последовательности изложения мысли, а также наличия цитатного материала.
      III. Объяснение нового материала можно начать с введения понятий «цитата полная» и «цитата неполная», представления вариантов оформления цитатного материала в письменной работе. Внимание учащихся обращается на то, что работа над составлением цитатного плана, выбором особой последовательности цитат помогает осознать роль образа в произведении, выстроить композицию образа, динамику в его описании, отметить средства выразительности, использованные для создания образа, демонстрирующие авторское отношение к герою.
      IV. Работа с текстом повести, составление цитатного плана анализа образа. Шестиклассники учатся находить в тексте эпизоды, связанные с выбранным для характеристики персонажем, в том числе отмечая среди них ключевые эпизоды, иллюстрировать их цитатами, продумывать последовательность расположения цитатного материала.
      V. Составление устного сочинения-характеристики образа персонажа на основе подготовленного цитатного плана.
      VI. Беседа обобщающего содержания о характеристике персонажа в большом по объему эпическом произведении.
      VII. Домашнее задание: 1) прочитать одно из автобиографических произведений русских писателей («В людях» М. Горького, «Детство Темы», «Гимназисты» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Школа» А. П. Гайдара, «Ленька Пантелеев» Л. Пантелеева или др.); 2) познакомиться с биографией писателя, найти в выбранном произведении автобиографические черты.

Урок 56
Урок внеклассного ЧтениЯ
по автобиографиЧеским произведениЯм
русских писателей

  Задачи: обобщить представления шестиклассников об автобиографическом произведении; продолжить знакомство с темой становления личности в литературе; развивать интерес учащихся к произведениям русских писателей.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам; представление автобиографических произведений; творческая работа; выполнение тестовых заданий.
  Термины: автобиографическое произведение.

Этапы урока:

      I. Объявление задач урока внеклассного чтения поможет учащимся настроиться на предстоящую работу, осознать целевую установку занятия, завершающего изучение темы «Автобиографические произведения русских писателей». Важно, основываясь на знаниях учащихся, повторить известный им материал, закрепляя необходимые теоретические сведения об автобиографических произведениях. Повторение может проходить в форме беседы по вопросам:
      1. Какие произведения относят к автобиографическим? 2. Дайте определение понятия «прототип в автобиографическом произведении». 3. Как соотносятся вымысел и достоверность в автобиографическом произведении? 4. Вспомните одно из первых в русской литературе автобиографических произведений.
      Автор автобиографического произведения является прототипом его героя. Основой сюжета становятся реальные факты жизни писателя обычно в их хронологической последовательности. В центре внимания автора прямой разговор с читателем о человеке, этапах и периодах жизни, становлении характера. Очевидна установка на достоверность, хотя писатель в той или иной степени прибегает к художественному вымыслу и перестраивает факты собственной биографии в соответствии с определенной задачей. В связи с этим нельзя рассматривать автобиографическое произведение как основной источник биографических сведений о писателе.
      II. Презентации автобиографических произведений, которые назовут шестиклассники, будут дополнены учителем и станут возможным списком для самостоятельного чтения. Учащиеся представляют прочитанные ими автобиографические произведения (главного героя, события, те выводы, которые были значимы для автора-повествователя и героя). Подробнее они могут остановиться на отдельных эпизодах, способах передачи внутреннего мира героя, особенностях восприятия им окружающих его людей и событий.
      III. Углубление представлений учащихся о специфике автобиографического произведения. Шестиклассникам сообщаются сведения о разных жанрах автобиографических произведений (мемуары, дневники, исповеди), вводится понятие художественно-документального произведения, отмечается, что одно произведение может быть автобиографическим, а другое — только содержать черты автобиографизма. Учитель обращает внимание на то, что автобиографические произведения, возникшие примерно около 200 лет тому назад, создавались обычно в прозаической форме и были широко распространены. Следует вспомнить, однако, о том, что факты биографии могут стать лишь поводом для создания художественной картины, что элементы автобиографизма присутствуют и во многих знакомых школьникам лирических произведениях. Шестиклассники легко могут продолжить приводимый ниже перечень стихотворений: «Няне» А. С. Пушкина, «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова и др.
      Целесообразно остановиться на изученной ранее сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», носящей черты автобиографического произведения.
      IV. Выполнение тестовых заданий. При проведении этого этапа урока важно проверить обязательный объем знаний учащихся по теме, степень усвоения ими понятия «автобиографическое произведение». Для работы на уроке можно использовать задания с пропуском или выбором правильного ответа.
      Материалы для работы на уроке:
      1. Главным материалом художественного творчества в автобиографическом произведении является ... (биография писателя).
      2. Автобиографические произведения могут быть написаны в жанре ... (повести, рассказа, романа, поэмы).
      3. Автобиографическое произведение (отличается/не отличается) от биографии реального человека и (допускает/не допускает) возможности художественного вымысла и переосмысления событий.
      4. Главные и второстепенные персонажи в автобиографическом произведении имеют реальных ... (прототипов).
      5. Прототипы в автобиографическом произведении — это ... (реально существовавшие лица, обычно сам автор, его родственники, знакомые, друзья).
      6. Одно из первых произведений автобиографического характера в русской литературе — ... (сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).
      7. Назовите известные вам автобиографические произведения и их авторов.
      V. Подведение итогов урока.
      VI. Домашнее задание: прочитать рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».


1 Бианки В. В. Лесные были: рассказы и сказки / худ. Е. И. Чарушин. — М., 2006.
2 Учащиеся, получив карточки, готовятся к ответу устно, в тетради записывают опорные слова текста повести, необходимые для ответа.
3 Фильм «Детство Горького» (режиссер М. Донской, 1938).
4 Музей открыт 1 января 1938 года в Нижнем Новгороде. Здесь воссоздана композиция дома деда и бабушки писателя, где он жил с 1871 по 1872 год.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>