Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


Жанр песни в русской литературе


Урок 82
Жанр песни в русской поэзии XIX века

  Задачи: познакомить учащихся с жанром песни в русской литературе XIX века; сопоставить народную песню и литературную песню.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказы о поэтах; чтение текстов песен; беседа по вопросам учебника; прослушивание песен.
  Термины: песня, романс, припев.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме урока и его задачах. Рассказ учителя может основываться на материалах статьи учебника, которую шестиклассники перечитают самостоятельно, обратившись к выделенным терминам и их толкованию. В начале урока можно прослушать несколько песен, созданных на стихи русских поэтов XIX века (лучше, если это будут те песни, тексты которых помещены в учебнике).
      II. Чтение и анализ песни А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...» с использованием вопросов и заданий 1—3 учебника.
      III. Чтение и анализ песни П. А. Вяземского «Еще тройка» с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.
      IV. Чтение и анализ песни И. И. Козлова «Вечерний звон» с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.
      V. Сопоставление текста песни и ее вокального исполнения. Возможно сопоставление впечатлений учащихся от сольного и хорового исполнения одной и той же песни (например, «Вечерний звон»).
      VI. Домашнее задание: подготовить сообщение о биографии одного из поэтов, авторов литературных песен (на материале статей учебника и дополнительных источников). Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору учащихся).

Урок 83
Жанр песни в русской поэзии XX века

  Задачи: расширить представления учащихся о литературной песне; познакомить с избранными страницами русской литературной песни XX века.
  Основные виды деятельности: чтение текстов песен; беседа по вопросам учебника; прослушивание песен; устные сообщения о поэтах.
  Термины: песня, припев, авторская песня, рок-поэзия.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: сообщения учащихся о жизни и творчестве русских поэтов, авторов известных литературных песен.
      II. Чтение и анализ песни В. С. Высоцкого «Кони привередливые» с использованием вопросов и заданий 1—4 учебника.
      III. Сопоставление текста песни и ее вокального исполнения предполагает скорее сопоставление впечатлений. Выводы о некоторых шероховатостях стиля, незаметных при прослушивании песен В. С. Высоцкого и других поэтов, могут быть лишь подготовкой к анализу феномена авторской песни и выводам о ее художественном своеобразии в 11 классе.
      IV. Прослушивание песен Б. Ш. Окуджавы (например, «Песенка об Арбате», «Ваше благородие, госпожа разлука...», «Белорусский вокзал») и беседа об их авторе и особенностях его песенного творчества (темы, настроения, образы).
      Примерные вопросы и задания:
      1. Что вам известно о биографии и творчестве Б. Ш. Окуджавы?
      2. Знакомы ли вам эти строки? В каких кинофильмах прозвучали песни на стихи Б. Ш. Окуджавы?
      «Сомнения прочь. Уходит в ночь отдельный, / Десятый наш десантный батальон...» («Белорусский вокзал»);
      «Не везет мне в смерти, повезет в любви...» («Белое солнце пустыни»);
      «Женюсь, женюсь. Какие могут быть игрушки...» («Соломенная шляпка»);
      «Бери шинель — пошли домой...» («Аты-баты шли солдаты»);
      «До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад...» («Не самый удачный день»);
      «Капли Датского короля пейте, кавалеры...» («Женя, Женечка и „катюша“»);
      «Ах Арбат, мой Арбат, ты моя религия...» («Покровские ворота»);
      «Давайте говорить друг другу комплименты...» («Ключ без права передачи»);
      «Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя...» («Приключения Буратино»);
      «Я сама была такою триста лет тому назад...» («Приключения Буратино»).
      3. Какие темы и настроения преобладают в песенном творчестве поэта?
      V. Домашнее задание: 1) используя рубрику «Мир в слове», подготовьте материал для такой рубрики, посвященный слову «романс»; 2) подготовьте выразительное чтение одного из романсов; 3) подберите аудио- или видеозаписи эпизодов из кинофильмов, в которых звучит романс.

Урок 84
Урок внеклассного ЧтениЯ,
посвЯщенный русскому романсу

  Задачи: обогатить представления о романсе как разновидности литературной песни; расширить круг чтения шестиклассников, познакомить их с отдельными песнями, ставшими частью литературных произведений.
  Основные виды деятельности: чтение текстов романсов; словарная работа; прослушивание романсов; просмотр кинофрагментов.
  Термины: романс.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о песнях, звучащих в литературных произведениях, кинофильмах, а также о романсах, которые практически всем знакомы, потому что они до сих пор широко исполняются певцами, в том числе и в современных аранжировках.
      II. Беседа об истории слова «романс» (отчет о выполнении домашнего задания) и о наиболее распространенных разновидностях романса (салонный, цыганский, городской).
      III. Прослушивание записей и просмотр кинофрагментов, подобранных учащимися. Здесь важно показать многообразие настроений и тем, которое характеризует романс как лирическое произведение без отчетливых жанровых признаков. Популярными романсами стали, например, многие стихотворения А. С. Пушкина: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я здесь, Инезилья...» и др.
      Учитель может принять участие в выборе кинофрагментов. Предпочтение, разумеется, нужно отдать классическим романсам и фильмам, ставшим классикой отечественного кинематографа, например: «Целую ночь соловей нам насвистывал...» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) из кинофильма «Дни Турбиных» (режиссер В. Басов), «А напоследок я скажу...» (слова Б. Ахмадулиной, музыка А. Петрова) из кинофильма «Жестокий романс» (режиссер Э. Рязанов).
      IV. Заключительное слово учителя о судьбе романса в русской литературе XX века, о том, как традиции классического романса, цыганского романса и городского романса находят отражение в современном кинематографе.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве Дж. Лондона; 2) найти в справочной литературе и источниках в Интернете интересную дополнительную информацию о писателе и его героях.


Дж. Лондон


Урок 85
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»

  Задачи: познакомить шестиклассников с фактами биографии и творчества Джека Лондона; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения, о жанре сказания.
  Основные виды деятельности: чтение статьи о писателе; викторина; ответы на вопросы учебника; чтение фрагментов рассказа; краткий пересказ.
  Термины: герой, рассказ, сказание.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово о Джеке Лондоне, человеке и писателе.
      II. Чтение статьи о писателе и ответы на вопросы 1—3 учебника помогут заинтересовать учащихся, подготовить их к восприятию и анализу рассказа.
      III. Викторина, построенная на основе прочитанной в классе статьи учебника, поможет активизировать материал о писателе. Примерные вопросы:
      1. Настоящее имя Джека Лондона. 2. Где родился писатель? 3. Как Джек Лондон оказался у берегов Японии? 4. За какой очерк писатель получил премию газеты в Сан-Франциско? 5. Какие художественные фильмы были сняты по сюжетам книг Джека Лондона? 6. Где писатель по-настоящему узнал цену человеческой жизни, получил огромный багаж впечатлений, во многом определивших сюжеты его произведений? 7. Назовите сборники и книги Джека Лондона.
      IV. Чтение и анализ фрагментов рассказа «Сказание о Кише». Важно остановиться на жанре, композиции произведения, художественных особенностях рассказа Джека Лондона и его герое Кише. Примерные вопросы:
      1. Каким вы представляете себе Киша? 2. Почему история о Кише сохранилась в народной памяти? 3. Чем интересен нам этот герой?
      Для чтения и анализа избирается вступление и фрагмент «Киш на совете».
      V. Беседа по вопросам учебника поможет выявить идейно-эмоциональное содержание рассказа, рассмотреть особенности создания образа героя.
      Дополнительные вопросы:
      1. Какие композиционные части можно выделить в рассказе?
      2. Что становится известно о жизни Киша из экспозиции? Какова роль экспозиции в рассказе?
      3. Что стало причиной выступления Киша на совете? Почему Киш считал, что имеет право высказать свое мнение?
      4. Как проявляет себя Киш, выступая на совете? Перечислите доводы, которые приводит герой, чтобы обосновать свою позицию.
      5. Опишите быт, нравы, уклад жизни племени, взаимоотношения людей.
      6. Почему Киш требует уважения к себе? Каким путем в племени можно было заслужить уважение, авторитет?
      VI. Работа над устной характеристикой героя может строиться как самостоятельная подготовка тезисов и подбор цитат из рассказа, посвященных наиболее значимым чертам характера героя.
      VII. Чтение и анализ фрагмента «Возвращение Киша». Примерные вопросы:
      1. Докажите, что после охоты Киш ведет себя как настоящий мужчина. 2. Как раскрывается психология мужчин и женщин племени в рассказе? Сопоставьте их отношение к герою. 3. Какие особенности северной охоты описаны в рассказе? 4. В чем люди видели сходство Киша с его отцом?
      VIII. Чтение по ролям диалога Уг-Глука и Киша. Важно до чтения обсудить интонации и позицию каждого из героев.
      IX. Краткий пересказ эпизода охоты Киша и ответы на вопросы:
      1. Что придумал Киш, чтобы обеспечить племя мясом? 2. Какие качества и черты характера помогли герою найти выход?
      X. Обобщение, рассмотрение вопроса о жанровом своеобразии рассказа (индивидуальное задание 3).
      XI. Домашнее задание: 1) составить кроссворд по рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише»; 2) ответить устно на вопросы 1, 2, 3 учебника.

Урок 86
Человек и природа в рассказе

  Задачи: рассмотреть образы человека и природы в рассказе; определить черты национального характера в образе Киша; подготовить учащихся к составлению киносценария по фрагменту рассказа.
  Основные виды деятельности: устное словесное рисование; выделение кадров для киносценария; ответы на вопросы учебника; характеристика одного из персонажей рассказа; работа с таблицей.
  Термины: образ человека, образ природы.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово о целях и теме урока. Для обобщения и систематизации представлений учащихся о герое рассказа, его отношении к людям можно использовать вопросы 1—3 учебника (проверка домашнего задания).
      II. Устное словесное рисование образа Киша будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Важно выделить значимые детали в создании образа, обратить внимание на портрет героя, его поступки, отношение к окружающим, речевую характеристику героя.
      III. Составление таблицы «Человек и природа в рассказе Дж. Лондона».

Художественный образ

Средства создания

Авторская позиция

Киш

 

 

Отец Киша

 

 

Уг-Глук

 

 

Клош-Кван

 

 

Женщины племени

 

 

Природа

 

 

      Следует обратить внимание на средства создания образа, подойти к вопросу характеристики отдельного персонажа (как раскрывается образ), системы персонажей в художественном произведении и отношений между ними. Далее можно обратиться к выполнению индивидуального задания 1.
      Работу по вопросам 4—6 учебника завершит разговор о чертах национального характера в образе главного героя рассказа.
      IV. Подготовку к созданию киносценария по рассказу необходимо начать с объяснения жанра киносценария, выделения кадров и сцен, приведения примера возможного кадра, обсуждения вариантов и моделей предполагаемых кадров. Внимание учащихся обращается на разработку интерьера кадра, портрета героев, описание их одежды, движений, речи. Попутно вводятся понятия «на переднем плане», «на заднем плане» и др.
      V. Презентация учителем книг Дж. Лондона, рекомендуемых для внеклассного чтения.
      VI. Домашнее задание: 1) создать несколько кадров киносценария (индивидуальное задание учебника 2, письменно); 2) подготовить рассказ об одном из героев книг писателя (по выбору учащихся).

Урок 87
Урок внеклассного ЧтениЯ по рассказам Дж. Лондона

  Задачи: познакомить шестиклассников с другими произведениями писателя; обобщить представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни.
  Основные виды деятельности: комментированное чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы; сопоставление описаний природы в рассказах; анализ образов героев.
  Термины: герой, художественная деталь.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о героях Дж. Лондона направлено на подготовку к анализу рассказа «Любовь к жизни», расширение представлений учащихся о жизненной позиции писателя, его восприятии мира и человека.
      II. Беседа о сюжете и героях рассказа «Любовь к жизни». Вопросы на восприятие могут быть связаны с уточнением деталей сюжета, обозначением основных проблем, поставленных в рассказе, указанием на время и место действия. Целью вопросов станет первоначальная организация ситуации коммуникации на уроке, вовлечение учащихся в размышления через постановку проблемных вопросов, обращение внимание на роль значимых деталей в повествовании. Примерные вопросы:
      1. Где и в какое время происходит действие рассказа? 2. Кто главные герои рассказа? 3. Как они оказались на берегу молочно-белой реки? 4. Что испытывает человек, оказавшийся в сложной ситуации крайнего изнурения? 5. Почему рассказ называется «Любовь к жизни»? 6. Какие жизненные этапы проходит каждый из героев? 7. Кто кому и что чему противопоставляется в рассказе? 8. Что помогает герою победить смерть? 9. О чем заставляет нас задуматься этот рассказ?
      III. Чтение экспозиции и завязки рассказа подготовит учащихся к предстоящей работе с текстом. Образы героев, природа, художественная деталь, внимание писателя к слову и состоянию человека, физическому и психологическому, будут в центре анализа. Важно обратить внимание на походку и детали портрета героев, картины окружающей природы, ее безучастности и суровости по отношению к человеку, устремившемуся на Аляску в поисках золота.
      IV. Работа по группам связана с описанием и сопоставительным анализом образов Билла и второго героя, имя которого не названо. Беседа поможет учащимся выразить свое видение героев рассказа. Возможные вопросы сопоставительного характера на этапе обобщения работы групп:
      1. В каком состоянии находился каждый из героев? 2. Что становится для них настоящим смыслом жизни? 3. Какая ситуация приводит героев к расставанию? 4. Как ведет себя Билл? 5. Проследите по тексту, что происходило в душе другого героя. 6. Почему Билл бросает товарища? 7. Что поддерживает второго в его желании жить (какие мысли, действия, черты характера)?
      V. Анализ образа природы в рассказе (на основе фрагментов «Солнца не было», «Встреча с оленем, куропатками», «Ловля пескаря», «Встреча с медведем», «Волк и человек»). Примерные вопросы и задания:
      1. Что подчеркивается писателем в описаниях природы? 2. Как показано отношение природы к человеку? 3. Как противопоставлены северная природа и мечты героя о юге? 4. Какова роль образа солнца в рассказе? 5. Подберите прилагательные и существительные, помогающие создать образ суровой северной природы. 6. Какую роль в повествовании играет образ времени? Обратите внимание на заводимые героем часы.
      VI. Комментированное чтение фрагментов рассказа станет подготовкой к выводам об особенностях пути героя как пути от золота, северной жестокой природы к людям, дому, обществу.
      VII. Беседа обобщающего характера поможет подвести итоги изучения рассказа:
      1. С какими трудностями и проблемами сталкивается герой Дж. Лондона? 2. Почему человек в условиях жестких ограничений все-таки сумел выжить? 3. С какими чувствами борется второй золотоискатель? Приведите примеры из текста, иллюстрирующие эти чувства (отчаяние, голод, страх, боль, одиночество). 4. Какую роль играет в произведении образ золота? Почему оно не помогает герою? 5. Перечитайте описание мыслей героя о жизни и смерти. Что такое «любовь к жизни»? Как раскрывается в рассказе мысль о том, что жизнь сильнее смерти? 6. Какие черты отличают героя Дж. Лондона? 7. Что является, по мысли писателя, истинным смыслом человеческого существования? 8. В чем сходство рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Дж. Лондона «Любовь к жизни»?
      VIII. Домашнее задание: 1) прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Я умею прыгать через лужи» А. Маршалла, «Сын волка» Дж. Лондона (по выбору учащихся); 2) написать отзыв об одном из этих произведений.


А. де Сент-Экзюпери


Урок 88
ПОВЕСТЬ-СКАЗКА А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

  Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. де Сент-Экзюпери; подготовить к восприятию необычного для учащихся произведения с философской проблематикой.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; чтение повести-сказки; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
  Термины: повесть-сказка.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя об Антуане де Сент-Экзюпери, его жизни и творчестве может быть дополнено чтением статьи учебника и ответами на вопросы, помещенные после статьи. На первом уроке, как и на последующих, должен звучать текст повести-сказки. В зависимости от конкретной ситуации учитель читает произведение сам или предлагает прочитать его учащимся. Текст (с точки зрения его языка) довольно прост, о чем пишет сам автор. В этом разделе учебника практически отсутствуют сноски и совсем немного пояснений в комментариях. Однако шестиклассникам с самого начала необходимо сказать о том, что эта повесть написана и для детей, и для взрослых, что при всей кажущейся простоте в ней поставлены сложнейшие жизненные, философские вопросы. На доске и в тетради следует записать слово «философия» и объяснение его значения и происхождения.
      II. Чтение посвящения и знакомство с комментариями, информацией о Леоне Верте. На данном этапе знакомства с текстом повести-сказки повторяется материал о заголовочном комплексе (заглавие, жанровое определение). Шестиклассники вспоминают, что может еще, помимо заголовочного комплекса, предшествовать тексту (эпиграфы, посвящения). Далее они отвечают на вопрос 1 учебника.
      III. Чтение и анализ первой главы повести «Маленький принц», знакомство с героем-повествователем, разговор об автобиографических элементах в этом произведении (вопросы 2 и 3 учебника).
      IV. Чтение и анализ второй главы повести, знакомство с описанием Маленького принца и рисунком, на котором он изображен, работа с вопросами 5 и 6 учебника.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы III и IV повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; 2) ответить на вопрос 7 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 3.

Урок 89
ФилософскаЯ проблематика
повести-сказки

  Задачи: познакомить учащихся с философской проблематикой повести-сказки; дать начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
  Термины: повесть-сказка, философская проблематика.

Этапы урока:

      I. Отчет о выполнении домашних заданий, ответы на вопросы по главам IV и V, индивидуальное задание 3 (постановка «вечных» вопросов в произведении).
      II. Чтение и анализ пятой главы повести-сказки «Маленький принц» с использованием дополнительных вопросов и заданий:
      1. Какому «твердому правилу» следовал Маленький принц? 2. Как вы понимаете выражение «привести в порядок свою планету»? 3. Как вы думаете, только ли о реальных баобабах идет речь в этой главе или о чем-то другом? 4. Вспомните, как называется образ, который служит условным обозначением какого-либо явления (или каких-либо явлений). Найдите этот термин в «Кратком словаре литературоведческих терминов».
      III. Чтение и анализ шестой главы повести-сказки и ответ на вопрос: «Какой философский вопрос поставлен в этой главе?»
      IV. Обсуждение философской проблематики повести-сказки:
      1. Над какими вопросами, поставленными в повести, вы уже задумывались? 2. Почему «вечные» вопросы иногда вызывают грусть? 3. Каков смысл определения «вечный» применительно к сложнейшим жизненным вопросам?
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы VII и VIII повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; 2) выписать из этих глав философские вопросы.

Урок 90
Образы «взрослых» в произведении

  Задачи: закрепить представления учащихся об образах людей в литературе; совершенствовать навыки связной письменной речи.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; беседа по вопросам учебника; самостоятельная исследовательская работа.
  Термины: образ человека.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, обсуждение жизненных вопросов, которые поставлены в главах VII и VIII повести-сказки. Учащиеся, подобравшие в тексте повести такие вопросы, предлагают своим одноклассникам ответить на них, например:
      — «Зачем нужны шипы?»
      — «Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом?»
      — «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня?»
      Работа с этим материалом вновь подводит к разговору о скрытых в этих простых вопросах размышлениях писателя (и его героев) о жизни, отношениях между людьми (в частности, между взрослыми и детьми).
      II. Самостоятельная исследовательская работа учащихся на тему «Образы „взрослых“ в произведении». Шестиклассники подбирают материал по теме, используя главы повести-сказки. Результаты работы они оформляют в виде письменных ответов на вопросы:
      1. Приведите примеры образов «взрослых» в повести-сказке. 2. Кто говорит о них, герой-повествователь или Маленький принц? Как они оценивают «взрослых»? 3. Что преобладает в описании «взрослых» в произведении (жалость, легкая ирония, открытая насмешка, презрение, понимание или др.)?
      III. Анализ письменных работ учащихся, чтение и обсуждение фрагментов.
      IV. Домашнее задание: дочитать повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Урок 91
СимволиЧеское знаЧение образа
Маленького принца

  Задачи: расширить представления учащихся о символических образах; подвести итоги изучения повести-сказки А. де Сент-Экзюпери; подготовить к письменной творческой работе.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
  Термины: символический образ, заглавный образ.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме и основной цели урока, посвященного заглавному образу повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
      II. Повторение сведений о заглавном образе литературного произведения и о том, какие образы могут быть вынесены в заглавие.
      Примерные вопросы и задания:
      1. Дополните своими примерами перечни литературных произведений, в заглавии которых вынесены:
      а) образ главного персонажа с указанием имени: «Гамлет» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Петр Первый» А. Н. Толстого ...........................
      б) образы двух или нескольких главных персонажей с указанием имен: «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова ................................
      г) образ главного персонажа без указания имени: «Последний из могикан» Ф. Купера, «Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Беглец» М. Ю. Лермонтова, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко ...............................
      д) образы двух или нескольких персонажей без указания имен: «Три мушкетера» А. Дюма, «Принц и нищий» М. Твена, «Мальчики» А. П. Чехова ...............................
      2. Вспомните, какие другие образы, помимо образов главных персонажей, могут быть вынесены в заглавие. Приведите примеры.
      3. Почему писатель особенно тщательно подбирает заглавие для своего произведения? У каких из ранее изученных или самостоятельно прочитанных вами литературных произведений в процессе их создания изменилось первоначальное название?
      III. Анализ заглавного образа повести-сказки «Маленький принц»:
      1. Какой образ вынесен в заглавие повести-сказки? 2. В чем необычность этого образа? 3. Можно ли сказать, что в заглавии произведения представлен образ человека? 4. Почему для автора особенно важно, что принц «маленький»? 5. Почему этот образ можно считать символическим? Какие явления нашей жизни (события, действия, мечты, настроения, состояния) воплощены в образе Маленького принца?
      IV. Домашнее задание: подготовить материал к работе по одному из вариантов индивидуального задания 5 учебника (по выбору учащихся).

Урок 92
Письменное соЧинение-миниатюра

  Задачи: закрепить знания учащихся о философской проблематике повести-сказки; развивать навыки самостоятельного подбора материала к сочинению по цитате из литературного произведения.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести-сказки; подбор цитат; письменная творческая работа.
  Термины: образ автора.

Этапы урока:

      I. Вступительная беседа о задачах урока, обоснование выбора варианта письменной работы, краткий комментарий учителя по всем трем темам:
      1. «Надо было судить не по словам, а по делам».
      2. «Странный народ эти взрослые».
      3. «...ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
      II. Индивидуальные консультации в процессе работы учащихся над черновиками.
      III. Выполнение письменной творческой работы.
      IV. Домашнее задание: прочитать одно из произведений А. де Сент-Экзюпери («Ночной полет», «Планета людей»). Индивидуальные задания: 1) подготовить презентации «Сент-Экзюпери: судьба летчика» или «Сент-Экзюпери и Россия» (с использованием слайдов и кинофрагментов); 2) подобрать известные афоризмы А. де Сент-Экзюпери.

Урок 93
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

  Задачи: формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о писателе и о герое литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении с использованием новейших информационных технологий.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; презентация с использованием компьютера; рассказ о герое литературного произведения; отзывы о прочитанном произведении.
  Термины: заглавный образ, герой, письменный отзыв.

Этапы урока:

      I. Постановка целей урока внеклассного чтения. Шестиклассники должны продемонстрировать умения представить самостоятельно подобранный материал о писателе и о героях его литературных произведений, дать устный отзыв о произведении, заинтересовать своим рассказом одноклассников.
      II. Краткие сообщения учащихся о самостоятельно прочитанных ими произведениях А. де Сент- Экзюпери.
      III. Рассказы о героях этих произведений с выразительным чтением фрагментов, представлением иллюстраций.
      IV. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий (с использованием компьютера).
      1. Презентация «Сент-Экзюпери: судьба летчика» может включать слайды, посвященные памятным местам, связанным с его детством и юностью (дом, где родился будущий писатель, и памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в городе Лионе; замок Сен-Морис, где прошло его детство, и др.), фрагменты документальных фильмов и новейших публикаций о последнем полете Сент-Экзюпери.
      2. Чтение афоризмов А. де Сент-Экзюпери, которые шестиклассники могут подобрать из художественных текстов писателя и на сайтах Интернета, используя поисковые системы.
      Примеры афоризмов А. де Сент-Экзюпери:
      «Видеть истину возможно только сердцем, сущность — это то, что невидимо для глаз».
      «Война — не приключение. Война — болезнь. Как тиф».
      «Надо много пережить, чтобы стать человеком».
      «Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».
      «Самая большая роскошь на свете — роскошь человеческого общения».
      3. Презентация «Сент-Экзюпери и Россия» может быть создана на основе материалов Благотворительного фонда «Мир Сент-Экзюпери в России» (www.saint-exupery.ru). В нее следует включить фрагменты из кинофильмов «Три тополя на Плющихе» (режиссер Т. Лиознова) и «Я вас любил» (режиссер И. Фрэз), по которым можно составить представление о необычайной популярности в нашей стране (в особенности в 1960-е годы) имени Сент-Экзюпери и его произведений.
      V. Подведение итогов работы учащихся на уроке.


Жанр повести
в русской литературе


Урок 94
Повесть H. В. ГоголЯ «Вий»

  Задачи: обобщить представления учащихся о жанре повести; подготовить к восприятию и анализу повести Н. В. Гоголя «Вий».
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение начала повести учителем; обмен впечатлениями; словарная работа.
  Термины: повесть, фольклор, фантастика.

Этапы урока:

      I. Вступительная беседа о повести и ее жанровых разновидностях, знакомых шестиклассникам (автобиографическая, сказочная, детективная, научно-фантастическая и др.).
      II. Рассказ учителя о Н. В. Гоголе и его творчестве с элементами беседы:
      1. Что вам уже известно о биографии Н. В. Гоголя? 2. Какие произведения писателя вы читали? 3. Как произведения писателя связаны с украинским фольклором? 4. Смотрели ли вы художественный фильм «Вий»1, созданный по одноименной повести Н. В. Гоголя?
      От ответа на последний вопрос во многом будет зависеть то, на каком этапе работы с текстом повести учитель привлечет фрагменты из кинофильма. Уже на первом уроке возможно включение небольшого кинофрагмента (начало фильма) после чтения соответствующих эпизодов.
      III. Чтение учителем начала повести Н. В. Гоголя поможет вхождению учащихся в сложный художественный мир, отчасти уже знакомый им по циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (повесть «Ночь перед Рождеством»). В ходе последующей беседы необходим попутный комментарий, объяснение непонятных слов.
      IV. Заключительное слово учителя, предлагающего учащимся самостоятельно дочитать повесть, и обсуждение вопроса о возможном финале произведения, о том, угадывается ли он уже в начале повести (если так, то по каким деталям).
      V. Домашнее задание: 1) прочитать повесть Н. В. Гоголя «Вий»; 2) подготовить рассказ о Хоме Бруте.

Урок 95
ИсториЯ Хомы Брута

  Задачи: познакомить учащихся с историей главного героя повести; закрепить представления учащихся о теме литературного произведения.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; выполнение практических заданий; устные рассказы о главном герое.
  Термины: тема, идея, тематика.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного судьбе главного героя повести.
      II. Устные рассказы учащихся о Хоме Бруте и ответы на вопросы:
      1. Какие силы вмешиваются в жизнь Хомы Брута? 2. Как ведет себя Хома, оказавшийся во власти этих сил? 3. В чем видят причину гибели Хомы его приятели? 4. Как автор оценивает эту ситуацию? Найдите подтверждение своей мысли в тексте повести.
      III. Анализ тематики произведения (выполнение задания 3 учебника).
      Здесь повторяется материал о тематике произведения. Шестиклассники отмечают, что в повести представлены темы природы, воспитания, образования, народной жизни, любви, дружбы. Однако главными здесь являются «вечные» темы борьбы добра и зла, веры и безверия, страха и бесстрашия.
      IV. Анализ имен собственных в повести «Вий» (выполнение задания 5 учебника). Учащиеся получают начальные представления о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Их внимание обращается на весьма необычные для русской литературы (и украинской жизни) имена персонажей (и сочетания имени и фамилии): Хома Брут, Тиберий Горобець, Халява и др. Подробно следует остановиться на имени и фамилии главного героя. Фамилия Брут напоминает об имени известного шестиклассникам римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома — о знаменитом средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском Фоме неверующем, одном из двенадцати апостолов Христа (олицетворение слабой веры).
      V. Домашнее задание: 1) перечитать финалы повестей Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий»; 2) подготовить примерный план сопоставительной характеристики кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

Урок 96
СопоставительнаЯ характеристика
образов кузнеца Вакулы и Хомы Брута

  Задачи: закрепить навык сопоставительной характеристики литературных персонажей; дать начальное представление о финале произведения как значимого для понимания авторской позиции элемента художественного текста.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов произведений; анализ финалов повестей; просмотр кинофрагментов.
  Термины: персонаж, авторская позиция, финал.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, представление учащимися примерных планов сопоставительной характеристики двух персонажей.
      II. Устные рассказы учащихся о кузнеце Вакуле и о Хоме Бруте.
      III. Чтение финалов повестей Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий».
      IV. Подготовка учащимися вопросов, связанных с анализом финалов двух повестей Н. В. Гоголя, и ответы на эти вопросы. Учитель может предложить и свои вопросы, например:
      1. Почему так по-разному заканчиваются две истории? 2. Случайно ли, что в финале двух повестей писатель обращается к образу церкви? Как описаны церкви в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Вий»? 3. Почему в финале повести «Вий» о церкви говорится, что «никто не найдет теперь к ней дороги»?
      V. Домашнее задание: 1) прочитать повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень»; 2) выполнить задание 1 учебника.

Урок 97
Повесть В. М. Шукшина
«Живет такой парень»

  Задачи: обогатить представления учащихся о жанре повести; познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества В. М. Шукшина.
  Основные виды деятельности: заочная экскурсия на родину писателя; демонстрация фотографий, слайдов, кинофрагментов; чтение повести; беседа по вопросам учебника.
  Термины: образ персонажа, повесть.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о В. М. Шукшине, писателе, режиссере и актере.
      II. Заочная экскурсия на родину В. М. Шукшина, алтайское село Сростки (такую экскурсию можно провести при помощи материалов, помещенных в Интернете).
      III. Чтение и анализ начала повести «Живет такой парень» с использованием вопросов 1—2 учебника.
      IV. Заключительное слово учителя о своеобразии повестей В. М. Шукшина, которые становились основой кинофильмов.
      V. Домашнее задание: подготовить устный рассказ о Пашке Колокольникове.

Урок 98
ИсториЯ Пашки Колокольникова

  Задачи: закрепить навыки устной характеристики литературного персонажа; закрепить представления учащихся о юморе в литературном произведении.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов кинофильма.
  Термины: заглавный образ, юмор.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, устные рассказы учащихся о Пашке Колокольникове. Особое внимание следует уделить сопоставлению первого впечатления от героя и описаний Пашки в финале повести.
      II. Чтение и анализ фрагментов повести с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника.
      III. Просмотр фрагментов кинофильма «Живет такой парень» (эпизоды «У тетки Анисьи» и «История с горящей машиной») и сопоставление впечатлений, полученных от чтения повести и просмотра кинофильма.
      IV. Анализ юмористических фрагментов повести, повторение сведений о несатирическом комизме и средствах создания комического эффекта в литературном произведении.
      При характеристике прочитанных (и просмотренных) эпизодов следует остановиться на такой важной особенности шукшинского юмора, как гармоничное сочетание серьезного, героического и смешного, низменного и даже грубого. Об этом еще раз можно сказать, обращаясь к финальным эпизодам повести (в больничной палате) на заключительном уроке.
      Шестиклассники должны обратить внимание на возраст героя, социальное происхождение, а также описание его действий, предшествующих героическому поступку. Особо стоит сказать о речевой характеристике Пашки, привести примеры его излюбленных словечек («пирамидон», «жельтмены» и др.), найти в тексте повести те оценки, которые дают Пашке окружающие его люди.
      V. Домашнее задание: написать небольшой рассказ с комическими ситуациями.

Урок 99
Смысл названиЯ повести

  Задачи: расширить представления учащихся о жанре повести; закрепить навык сопоставительной характеристики литературных персонажей.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
  Термины: повесть, образ персонажа, заглавный образ.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока, посвященного смыслу названия литературного произведения. В названии, как и в финале, можно увидеть проявление авторского отношения к героям и изображенным событиям.
      II. Анализ заглавия повести «Живет такой парень» (ответ на вопрос 6 учебника).
      III. Сопоставительная характеристика главных героев двух повестей, прочитанных шестиклассниками: Хомы Брута и Пашки Колокольникова. Примерные вопросы для работы на уроке:
      1. Что общего у этих героев, что их сближает? 2. Какие описания Хомы и Пашки позволяют сделать вывод о том, что перед нами интересные народные характеры? 3. Приведите примеры юмористических фрагментов, связанных с описаниями героев. 4. Чем отличаются, кроме принадлежности разным историческим эпохам, два героя? Чем отличаются два произведения? 5. Чем заканчиваются истории этих героев? 6. Какое преимущество есть у Пашки Колокольникова? 7. Как относятся к своим героям авторы?
      IV. Выводы о художественном своеобразии повести В. М. Шукшина «Живет такой парень» и о поднятых в ней проблемах народной жизни и цельного народного характера.
      V. Домашнее задание: написать письменный отзыв об одной из прочитанных повестей.

Урок 100
Письменные отзывы
о проЧитанных повестЯх

  Задачи: закрепить навык создания устного и письменного отзыва о прочитанном произведении.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов отзывов учащихся; выполнение работы над ошибками.
  Термины: отзыв о прочитанном произведении, повесть.

Этапы урока:

      I. Общая оценка письменных отзывов учащихся о прочитанных повестях русских и зарубежных писателей, чтение наиболее интересных отзывов.
      II. Анализ наиболее распространенных ошибок в отзывах шестиклассников.
      III. Индивидуальная работа над отзывами учащихся о литературном произведении, анализ недочетов в содержании и построении отзыва.
      IV. Домашнее задание: провести работу по совершенствованию отзыва о прочитанной повести.

Урок 101
Итоговый урок
Рекомендации книг
длЯ внеклассного ЧтениЯ

  Задачи: подвести итоги работы за год; наметить перспективы изучения в 7 классе сюжета литературного произведения; рекомендовать книги для классного и внеклассного чтения.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам; записи в тетрадях; взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения.

Этапы урока:

      I. Подведение итогов работы в 6 классе, обобщение изученного материала. Беседа о наиболее понравившихся учащимся литературных произведениях, запомнившихся персонажах.
      II. Знакомство учащихся с программой 7 класса, ее основной темой — «Сюжет как метафора жизни».
      III. Рекомендации произведений русской и зарубежной литературы для классного и внеклассного чтения, которые могут быть дополнены взаимными рекомендациями учащихся.
      Примерный список произведений для классного и внеклассного чтения может быть основан на программе литературного образования, которую учитель дополнит, включив в этот список преимущественно большие по объему произведения.

Урок 102
Резервный урок


1 Речь идет о фильме «Вий», ставшем классикой отечественного кинематографа (режиссеры К. Ершов, Г. Кропачев, 1967). Последний же фильм, снятый «по мотивам» повести Н. В. Гоголя, вряд ли следует рекомендовать шестиклассникам.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>