Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


А. С. Пушкин


Урок 22
Стихотворение А. С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»

  Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии А. С. Пушкина, исторической основой стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; расширить представления учащихся о жанре баллады.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов вступительной статьи; выразительное чтение стихотворений; сопоставление легенды и художественного произведения; беседа по вопросам учебника.
  Термины: баллада, летопись, ирония.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его творчества, в котором представлены произведения, принадлежащие трем литературным родам: эпосу, лирике и драме. Шестиклассники познакомятся не только со стихотворениями поэта, но и с большим по объему эпическим произведением — романом «Дубровский».
      II. Отчеты учащихся о выполнении домашнего задания, которые можно разделить на две группы: 1) краткие сообщения учащихся о детстве поэта (на материале вступительной статьи учебника и с небольшими дополнениями учителя), 2) биографические справки о друзьях поэта И. И. Пущине и П. А. Плетневе, 3) устные ответы на вопросы 2—3, помещенные после статьи учебника. Целесообразно использование на этом уроке фотографий, репродукций, альбомов, связанных с детством поэта, его семьей, друзьями, годами учения.
      III. Чтение и анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге». Возможно несколько вариантов работы:
      1. Чтение стихотворения учителем, знакомство с его исторической основой и обсуждение иллюстраций к «Песни о вещем Олеге».
      2. Чтение фрагмента «Повести временных лет», чтение стихотворения и их сопоставительный анализ.
      3. Представление иллюстраций В. М. Васнецова к «Песни о вещем Олеге», беседа о знакомом многим шестиклассникам сюжете (легенде о князе Олеге и его коне), чтение и анализ стихотворения.
      Работу с текстом стихотворения направят вопросы и задания 1—7 учебника. Организуя сопоставительный анализ фрагмента из летописи и стихотворения «Песнь о вещем Олеге», необходимо вспомнить об особенностях летописи как жанра древнерусской литературы, о характере повествования в русских летописях. Шестиклассники уже знакомы с отдельными фрагментами «Повести временных лет». Легенда о смерти Олега следует за известным им отрывком, посвященным основанию Киева и киевским князьям:
      «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?“ И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!“ Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше“. И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?“ Тот же ответил: „Умер“. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив“. И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его“. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?“ И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и хоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».
      Вопросы, которые могут направить сопоставительный анализ летописного фрагмента и стихотворения:
      1. Чем различается характер повествования в летописи и в стихотворении Пушкина?
      2. Каким нарисован образ Олега в летописи и в стихотворении Пушкина? Какая оценка героя дается в двух произведениях? Почему в летописи невозможна была даже легкая ирония по отношению к герою?
      3. Какие темы преобладают в летописном фрагменте об Олеге? Какие темы становятся более важными для поэта? Почему Пушкин особенно подробно пишет о беседе Олега с кудесником?
      IV. Работа над выразительным чтением стихотворения «Песнь о вещем Олеге». Учащиеся читают стихотворение, пытаясь передать основные интонации, воспроизвести ситуацию своеобразно продолжающегося диалога Олега с кудесником. Здесь еще раз обращается внимание на смысл названия стихотворения и скрытую в названии легкую авторскую иронию.
      V. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся, в том числе и тех, кто выполнял индивидуальные задания.
      VI. Домашнее задание: выучить стихотворение «Песнь о вещем Олеге» наизусть. Индивидуальные задания: 1) прочитать шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...»; 2) сравнить их содержание, языковые особенности, построение, ритм, способ рифмовки.

Урок 23
Стихотворение А. С. Пушкина
«Ворон к ворону летит...»

  Задачи: дать начальное представление об особенностях стихотворного перевода; сопоставить шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; сопоставление текста шотландской народной баллады и его стихотворного перевода.
  Термины: баллада.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя. Основная цель анализа стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...» не столько продолжение разговора о жанре баллады, сколько сопоставление оригинала народной баллады на английском языке и ее стихотворного перевода на русский язык.
      Учащиеся уже проводили наблюдение над поэтическим переложением легенды в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Теперь перед ними ставится более сложная задача. Они должны попытаться соотнести текст народной баллады (весьма сложный для подстрочного перевода) и его перевод — стихотворение «Ворон к ворону летит...», воссоздающее лишь первые три строфы оригинала.
      II. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Песнь о вещем Олеге».
      III. Чтение и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...» (прочитать его могут заранее подготовленные учащиеся). Примерные вопросы и задания:
      1. Что в этом стихотворении напоминает вам о жанре баллады? Какова его общая атмосфера?
      2. Что необычного в этой балладе?
      3. Какие фольклорные образы использует поэт в стихотворении? Чем напоминает эта баллада народную песню, былину?
      4. Рассмотрите внимательно репродукцию картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Что общего у этой картины со стихотворением Пушкина? Можно ли назвать эту картину иллюстрацией к стихотворению?
      IV. Сопоставление народной баллады и стихотворения А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...» (сообщения учащихся, выполнявших индивидуальные задания). Вряд ли возможно требовать от учащихся 6 класса детального сопоставления сложного в языковом отношении текста народной баллады и стихотворения Пушкина, которое не вызывает особых затруднений при чтении. Можно обратить их внимание на то, что язык пушкинского стихотворения более лаконичен, что поэт многие подробности, присутствующие в тексте оригинала, опускает и вообще опирается только на первые три четверостишия народной баллады. Учащиеся заметят также, что Пушкин сохраняет способ рифмовки, использованный в балладе.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы I—III романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 1—3 учебника.

Урок 24
Образы помещиков Дубровского
и Троекурова в романе «Дубровский»

  Задачи: подготовить учащихся к восприятию художественного мира романа А. С. Пушкина; обменяться первыми впечатлениями о сюжете и героях произведения.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; работа с текстом.
  Термины: роман, повествователь, эпизод, завязка, эпиграф.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя об истории создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (с использованием материалов, помещенных в комментариях) и о своеобразном художественном мире произведения, посвященного жизни русских дворян начала XIX века. Здесь важно заинтересовать ребят необычным сюжетом романа и судьбой его главного героя, молодого человека, решавшего сложные жизненные вопросы.
      II. Беседа по вопросам, выявляющим особенности первоначального восприятия романа, первые впечатления. Можно использовать вопросы 1—3 учебника и дополнительные вопросы:
      1. Знакомы ли вы с сюжетом «Дубровского»? Из каких источников почерпнули информацию? Видели ли вы фильм, экранизацию романа?
      2. Вспомните, что такое завязка в литературном произведении. Какой эпизод стал завязкой конфликта между двумя помещиками — Дубровским и Троекуровым?
      III. Чтение и анализ фрагментов романа (эпизод на псарне, письмо Дубровского, покровские мужики в березовой роще Дубровского, беседа Троекурова с Шабашкиным и др.) необходимо связать с основной темой урока. Важно не только подготовить устные характеристики двух помещиков, но и показать, как конфликт между ними, который можно было уладить мирным путем, привел к драматическим событиям, смерти одного из участников конфликта и крестьянскому бунту.
      Анализ конфликта между двумя помещиками следует предварить необходимым историческим комментарием, поставив перед учащимися такие вопросы:
      1. Определите примерное время действия в романе, учитывая время создания произведения и указание повествователя на то, что описываемые в романе события происходили «несколько лет тому назад».
      2. Что вам известно об этом времени из уроков истории и уроков литературы?
      3. Что такое крепостное право? Как складывались отношения между дворянами-помещиками и их крепостными крестьянами?
      4. Мог ли крепостной крестьянин безнаказанно пошутить над своим помещиком? Мог ли он позволить себе такое же отношение к соседнему помещику?
      5. Как должен был реагировать помещик на шутку в его адрес со стороны крепостного крестьянина? Понятна ли реакция старого Дубровского на поведение одного из псарей Троекурова?
      Учащиеся могут вспомнить о том, как строились отношения между барином и крепостным крестьянином, на примере повести И. С. Тургенева «Муму». Важно показать, что у конфликта Дубровского и Троекурова были реальные основания, обусловленные историческим временем. Другое дело, что этот конфликт не обязательно должен был привести к столь печальным последствиям.
      Далее необходимо прочитать и проанализировать эпизод, обозначивший завязку конфликта, и остановиться на описании последующих событий. Примерные вопросы и задания:
      1. Внимательно перечитайте эпизод на псарне. Почему один Дубровский не восхищался псарней Троекурова? Какое слово объясняет его «суровую» оценку?
      2. Что в словах псаря оказалось особенно обидным для Дубровского? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (в частности, из письма Дубровского).
      3. Как вели себя после эпизода на псарне Дубровский и Троекуров? Пытался ли кто-то из них уладить дело мирным путем?
      IV. Комментированное чтение главы IV (возможно чтение романа учителем или учащимися). Следует объяснить роль эпиграфа к этой главе, предупреждающего читателя о скорой кончине старого Дубровского. Особо нужно остановиться на описании внутреннего состояния Троекурова, в котором совесть «роптала» (учащиеся подбирают синонимы к этому слову: «заговорила», «возмущалась»).
      V. Заключительное слово учителя о завязке конфликта между двумя помещиками и предположения учащихся о возможной развязке этой ссоры.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать главы IV—VII романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 7—10 учебника. Индивидуальные задания: подготовить краткий пересказ одного из эпизодов романа (с участием Троекурова или старого Дубровского) и ответить на вопрос о роли этого эпизода в раскрытии образа героя.

Урок 25
Владимир Дубровский
в родительском доме

  Задачи: формировать первоначальные навыки анализа эпизода как одного из средств раскрытия образов персонажей; подготовить учащихся к неожиданному сюжетному ходу в романе.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; краткий пересказ эпизода; ответы на вопросы учебника.
  Термины: роман, эпизод, сюжет.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, краткие пересказы эпизодов с ответом на вопрос о том, какую роль каждый эпизод играет в раскрытии образов старого Дубровского и Троекурова.
      Можно предложить учащимся примерный план ответа на предложенный вопрос (более подробный план анализа эпизода будет рассматриваться в 7 классе):
      1. Назовите главных участников эпизода.
      2. Как ведут себя главные герои романа в этом эпизоде?
      3. Что нового мы узнали о них: об их характере, отношении к другим людям?
      4. Как изменилось наше отношение к этим героям после данного эпизода?
      II. Чтение и анализ фрагментов романа, связанных с образом Владимира Дубровского (приезд Троекурова в имение Дубровского, бунт крестьян, пожар в Кистеневке). Начало работы над характеристикой героя можно начать с ответа на вопрос 5 учебника: «Вспомните, когда и в связи с чем повествователь впервые упоминает о главном герое романа? Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из третьей главы?»
      Далее характеристика главного героя романа будет дополнена в ходе чтения и анализа отдельных эпизодов из глав IV—VI. Здесь важно отметить те черты героя, которые вызывают симпатию, сочувствие к нему, и те, которые заставляют вспомнить о характере его отца:
      1. Почему Владимир приказал «выгнать со двора» Троекурова, который уже решил помириться со старым приятелем? Какую роль здесь сыграло стечение обстоятельств?
      2. Прочитайте фрагмент главы V «Владимир Дубровский в незнакомом лесу». Почему Владимир не пошел на поминальный обед и удалился в «чащу дерев»? Как описание природы помогает раскрыть состояние героя?
      3. Почему Владимиру сначала удалось остановить взбунтовавшихся крестьян? Собирался ли он просить милости у государя? Или он просто хотел успокоить мужиков?
      4. Прочитайте начало главы VI и вспомните, как называется такая форма речи героя. Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из его внутреннего монолога? Почему портрет матери «в белом утреннем платье» вызвал в уме героя «страшные мысли»? Изменились ли его мысли после чтения писем матери или он только на время «позабыл все на свете»? Как вы думаете, когда Владимир принял решение поджечь дом, теперь ему уже не принадлежащий? Подтвердите примерами из текста.
      III. Чтение и анализ эпизода «Кузнец Архип во время пожара» (финал главы VI).
      Поведение кузнеца может быть непонятно современным школьникам. Архип, который запер дверь на ключ, чтобы четыре судебных чиновника (исправник, заседатель, стряпчий и писарь) сгорели заживо, пожалел кошку, оказавшуюся на крыше. С образом Архипа связана тема бунта, заявленная уже в первом томе романа. Внимание ребят следует обратить на несколько раз произнесенную кузнецом фразу: «Как не так!» (Можно привести более понятный школьникам вариант: «Как бы не так!») По этой фразе учащиеся легко определят главного зачинщика бунта в сцене встречи крестьян с судебными чиновниками.
      1. Что в поведении судебных чиновников сразу вызвало недовольство крестьян? Приведите примеры из текста.
      2. Понимают ли крестьяне, что решение суда было несправедливым? Как характеризует крестьян то, что они сочувствуют своему «несчастному господину»? Какие другие примеры преданности слуг, их привязанности к своему хозяину вы можете привести из литературных произведений?
      3. Как вы думаете, можно ли назвать кузнеца Архипа верным слугой и человеком с добрым сердцем? Почему он не послушал Егоровну, которая просила его спасти «окаянных»?
      IV. Подведение итогов работы, оценка работы учащихся.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы VIII—XII романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 12 и 13 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5 или 6 (по выбору учащихся).

Урок 26
Владимир Дубровский
в доме Троекурова

  Задачи: обогатить представления учащихся о сюжете и композиции (построении) литературного произведения; закрепить навыки составления плана и подбора цитат к письменному ответу на вопрос о литературном персонаже.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов; беседа по вопросам учебника; выбор названий к главам романа; письменный ответ на вопрос учебника о литературном персонаже.
  Термины: сюжет, композиция, эпизод, портрет.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного новому этапу в жизни главного героя романа «Дубровский», ставшего «благородным разбойником».
      II. Проверка техники и выразительности чтения, чтение глав VIII и IX учащимися. Главу IX заранее подготовленные шестиклассники могут прочитать по ролям, стремясь передать при чтении интонации, характерные для повествователя, Троекурова, Антона Пафнутьича, Анны Савишны и исправника (индивидуальное задание 5 учебника). Анализ того, как была «исполнена» роль Троекурова, даст материал для дополнительных выводов, связанных с выразительным чтением произведения как способом его интерпретации (в данном случае речь идет о представлении своего понимания характера литературного героя).
      III. Беседа по вопросам учебника, направленная на углубление понимания прочитанного, рассмотрения особенностей сюжета и композиции романа. Работу с текстом направят вопросы и задания 11—15 учебника, а также дополнительные вопросы и задания, в том числе и рассчитанные на проверку знания текста:
      1. Вспомните историю превращения Дубровского в Дефоржа. Был ли настоящий Дефорж учителем? К какому роду деятельности он готовился? Почему решил стать учителем?
      2. Найдите в тексте объяснение тому, что Дубровский не поджег имение своего врага. Почему он не совершил этот «первый... кровавый подвиг»?
      3. Как характеризует состояние Троекурова после исчезновения Дефоржа (глава XII) песня «Гром победы раздавайся»? Вспомните, когда впервые в романе упоминается об этой песне? В какой главе Троекуров снова начинает «сердито насвистывать» ее (индивидуальное задание 6 учебника)?
      IV. Чтение фрагментов романа (начало главы XIII), готовящее к анализу финала произведения о «благородном разбойнике».
      Внимание учащихся обращается, в частности, на отдельные высказывания князя Верейского о «славном разбойнике» и «романтическом герое», которые не понравились Троекурову, как не понравился и вопрос о «погорелом строении», бывшей усадьбе Дубровских. Здесь же можно вспомнить о жене смотрителя, ругавшей мужа, который не дал ей «хоть взглянуть» на Дубровского. Симпатии и сочувствие многих персонажей романа явно на стороне молодого героя. Разговор на заключительном уроке по роману будет направлен на выявление авторской позиции и отношения читателей к главному герою, который в главе XV говорит Маше, «горько вздохнув», о своей «бедной... участи».
      V. Домашнее задание: 1) прочитать главы XIII—XIX романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 17—20 учебника. Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 7 учебника.

Урок 27
Финал романа «Дубровский»

  Задачи: завершить работу с текстом романа и проанализировать его финал; подвести итоги работы за первую четверть; проверить навык выразительного чтения; проанализировать письменные творческие работы учащихся.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
  Термины: роман, эпизод, авторская позиция, интерпретация.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о содержании уроков литературы в первой четверти, основных темах (образ человека в фольклоре и литературе, героический эпос, баллада, образы русской классической литературы XIX века).
      II. Выразительное чтение фрагментов романа (две последние встречи Дубровского и Маши).
      III. Беседа по вопросам учебника о смысле финала романа (вопросы 18—20). Важно обратить внимание учащихся на то, что в финале произведения образ Дубровского сохраняет черты романтического героя, благородного и вызывающего симпатии читателя. Сцена последней встречи Дубровского и Маши нуждается в комментировании и ссылке на известное высказывание другой пушкинской героини — Татьяны Лариной:

Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

      Заключительные слова Дубровского, обращенные к разбойникам, свидетельствуют не только о том, что герой решил «навсегда оставить» их и саму идею мести Троекурову, но и о вполне определенной авторской позиции относительно «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Шестиклассникам можно сказать о других произведениях поэта, в которых нашли отражение те же вопросы, что и в «Дубровском»: о верности долгу («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), о русском бунте («Капитанская дочка», «История пугачевского бунта»).
      IV. Работа с иллюстрациями к роману (художник Б. Кустодиев) или просмотр фрагментов кинофильма «Дубровский» (режиссер И. Яницкая). На данном этапе урока закрепляются представления учащихся об интерпретации литературного произведения (может быть введено понятие «художественная интерпретация»). Шестиклассники обмениваются впечатлениями, отвечают на вопросы:
      1. Соответствуют ли иллюстрации к роману и исполнители главных ролей в кинофильме вашим представлениям о героях романа, сложившимся при чтении?
      2. Какая иллюстрация показалась вам самой удачной, более всего напоминающей описанную в романе историю?
      3. Кто из актеров, снимавшихся в кинофильме, лучше всего, на ваш взгляд, смог передать характер своего героя?
      V. Анализ письменных творческих работ учащихся, выполненных ими в первой четверти.
      VI. Подведение итогов работы в первой четверти.

Практикум.
Портрет в литературном
произведении


Урок 28
Портрет в литературном произведении

  Задачи: дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа.
  Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий учебника; сопоставление портретов двух персонажей; сопоставление словесного и живописного (графического) портрета.
  Термины: портрет статический, портрет динамический, портретные детали, персонаж.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о теме и об основных задачах урока-практикума. На данном уроке осуществляется также повторение уже изученного в 5 классе литературного материала. Шестиклассники подводятся к парадоксальному выводу о том, что читатели, всегда с интересом рассматривающие живописные, графические и иные портреты знакомых и не знакомых им людей, часто пропускают портретные описания в литературных произведениях, упуская при этом очень важную информацию о персонажах и об авторском отношении к ним.
      II. Работа с живописными (графическими) портретами. Учитель подбирает несколько портретных изображений, созданных разными художниками и представляющих, по возможности, знакомых учащимся исторических личностей или литературных героев. Важно предусмотреть сочетание разного типа изображений людей: от парадных портретов и портретов, написанных с явной симпатией или сочувствием, до дружеских шаржей и откровенных карикатур. Примерные вопросы:
      1. Что говорит портрет о человеке (его происхождении, социальном положении, роде деятельности, возрасте, чертах характера, привычках и т. д.)?
      2. Что можно сказать по портрету о том, как относится художник к своему герою?
      3. Случалось ли вам ловить себя на мысли о том, что изображенное на фотографии знакомое лицо смотрится лучше или хуже, чем в действительности? С чем это может быть связано? Есть ли в вашем семейном альбоме отретушированные (подрисованные, улучшенные) фотографии? В каких случаях художник (или писатель) намеренно старается сделать портрет героя (героини) особенно ярким, привлекательным? Приведите примеры.
      III. Чтение фрагмента главы учебника «Что такое портрет в литературе» и выполнение практических заданий, помещенных в этом разделе.
      IV. Чтение фрагмента главы учебника «Какие бывают портреты в литературном произведении», сопоставление статического и динамического словесного портрета (описаний спящей Ассоль в повести А. С. Грина «Алые паруса» и спящего Вани Солнцева в повести В. П. Катаева «Сын полка»).
      V. Чтение фрагмента главы учебника «Как охарактеризовать портрет литературного героя», знакомство с понятием «портретные детали» и выполнение заданий 2 и 3, помещенных после этого раздела.
      VI. Домашнее задание: подобрать портретные описания и детали, характеризующие Владимира Дубровского (задание 1 учебника).

Урок 29
Описание портрета
литературного персонажа

  Задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, подбора цитат по заданной теме; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа.
  Основные виды деятельности: сравнительный анализ делового документа и художественного описания; работа над описанием портрета литературного персонажа.
  Термины: портрет, портретные детали.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока и о вариантах выполнения письменной работы, посвященной описанию портрета литературного персонажа.
      II. Подготовка к написанию письменной работы, описанию портрета литературного персонажа, сопоставление делового документа и художественного описания портрета:
      а) стилизованного под документ описания словесного портрета Владимира Дубровского (в главе IX);
      б) подлинного словесного портрета преступника (можно подобрать на сайтах Интернета, посвященных криминалистике);
      в) художественного описания портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
      Можно познакомить учащихся с примерным планом словесного портрета, который используется в криминалистике:
      1) признаки, характеризующие особенности анатомического строения человека (рост, вес, лицо и др.);
      2) функциональные или динамические признаки (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.);
      3) так называемые «особые приметы» или «броские признаки» (шрамы, родинки и др.);
      4) признаки, характеризующие одежду и вещи, принадлежащие человеку.
      Далее продолжается начатая дома работа с портретными деталями, характеризующими Владимира Дубровского. Учащиеся отмечают, что таких деталей в романе очень мало, и это во многом связано с сюжетом произведения. Однако они могут дополнить помещенные в тексте романа «Приметы Владимира Дубровского» (глава IX), например:
•  военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III);
•  «звучный голос», «величественный вид» (глава V);
•  «приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII);
•  «был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX);
•  «наружность, обличающая силу» (глава X);
•  «в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).

      Можно предложить также задание по подбору определений для создания словесного портрета:
      1. Дополните ряд определений.
      Рост (высокий, средний, ..., ..., ...).
      Телосложение, фигура (стройный, полный, ..., ..., ...).
      Лицо (круглое, овальное, ..., ..., ...).
      Глаза (большие, красивые, темные, ..., ..., ...).
      Взгляд (задумчивый, грустный, усталый, ..., ..., ...).
      Волосы (волнистые, черные, светлые, прямые, ..., ..., ...).
      Нос (прямой, тонкий, курносый, ..., ..., ...).
      2. Отметьте те из определений, которые не годятся для документа (например, для словесного описания портрета преступника), требующего точности и конкретности.
      III. Выполнение письменной работы по одной из предложенных учителем тем:
      1. «Характеристика портрета Владимира Дубровского» (по плану, помещенному в учебнике).
      2. «Словесный портрет Владимира Дубровского», расширенный вариант «Примет Владимира Дубровского, составленных по сказкам бывших его дворовых людей» (по плану, предложенному на уроке).
      IV. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью о М. Ю. Лермонтове; 2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника.


М. Ю. Лермонтов


Урок 30
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

  Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства и юности) М. Ю. Лермонтова; закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
  Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий.

Этапы урока:

      I. Вступительная беседа о М. Ю. Лермонтове, его жизни и творчестве (на основе ранее изученного и новых материалов о биографии поэта, помещенных в учебнике):
      1. Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы помните? Можете ли вы привести отдельные строки из стихотворений поэта?
      2. Что вы узнали о детстве поэта? Чем оно было омрачено?
      II. Чтение вступительной статьи учебника, посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, а также дополнительных материалов.
      III. Чтение и анализ стихотворения «Парус» (по вопросам 1—8 учебника).
      Не все смыслы и мотивы стихотворения «Парус» можно и нужно объяснять шестиклассникам. Особое состояние лермонтовского лирического героя, вечно ищущего и стремящегося к недостижимой гармонии («бури» — «покоя»), часто приводит его (в других стихотворениях) к «мировой скорби». Об этом предстоит говорить в 9 классе, при изучении романтизма и романтических образов и мотивов в поэзии М. Ю. Лермонтова. В 6 классе достаточно обратить внимание учащихся на то, как через красочное описание природных образов передаются настроения, мечты и устремления человека (об этом уже шла речь, в частности, на вводном уроке «Образ человека в литературе», где в качестве примера приводилось стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...»).
      IV. Выразительное чтение стихотворения «Парус» учащимися как представление собственной его интерпретации. Примерные вопросы для обсуждения:
      1. Как вы думаете, какие интонации преобладают в стихотворении: бодрости, энергичного действия, тоски, грусти, отчаяния?
      2. Какие слова вы бы выделили при чтении особо? Как вы объясните свой выбор?
      3. Сравните образ паруса в стихотворении и на рисунке М. Ю. Лермонтова, репродукция которого помещена в учебнике. Представьте проект (эскиз) своей иллюстрации к стихотворению «Парус».
      V. Домашнее задание: 1) выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» наизусть; 2) подобрать или нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».

Урок 31
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок»

  Задачи: закрепить навык определения тематики литературного произведения; формировать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и формулирования выводов.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть; сравнительный анализ художественных текстов; работа с таблицей; беседа по вопросам учебника.
  Термины: тема, тематика, образ, символ.

Этапы урока:

      I. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» (проверка домашнего задания).
      II. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного еще одному стихотворению М. Ю. Лермонтова, во многом близкому «Парусу» по тематике и образному строю.
      III. Чтение и анализ стихотворения «Листок» (по вопросам 1—6 учебника). В ходе анализа проводится работа над выразительным чтением стихотворения, обращается внимание на воссоздание необычной ситуации диалога между «листочком дубовым» и экзотической чинарой (высокое красивое дерево с густой кроной, растущее в Азии).
      IV. Сопоставительный анализ стихотворений «Парус» и «Листок», работа с таблицей, наглядно демонстрирующей близость тематики и образной системы двух произведений поэта, созданных в разные периоды творчества (первая колонка таблицы может быть заполнена учащимися совместно с учителем, вторая и третья — самостоятельно). Вопросы для сопоставительного анализа:
      1. Что общего вы видите в заглавных образах двух стихотворений? Случайно ли здесь использованы существительные мужского рода единственного числа?
      2. Какие строки стихотворений «Парус» и «Листок» связаны с отмеченными в таблице темами и образами? Выпишите их.
      3. Внимательно изучите результаты проведенной работы и заполненную вами таблицу. Сделайте вывод о близости тематики и образов двух стихотворений поэта.
      4. Чем отличаются два образа — паруса и листка? Какими новыми настроениями проникнуто стихотворение «Листок»? Покажите на конкретных примерах. При ответе на последний вопрос воспользуйтесь комментариями к стихотворениям.

Темы
и образы

«Парус»

«Листок»

одиночества

«парус одинокой»

«один и без цели»

родины

«кинул он в краю родном»

«оторвался от ветки родимой», «вырос в отчизне суровой»

далекой страны

«что ищет он в стране далекой»

«пришелец», «приюта на время он молит», «странник»

покоя

«как будто в бурях есть покой»

«увял я без сна и покоя»

ветра

«ветер свищет»

«шепчется ветер»

моря

«в тумане моря голубом»

«докатился до Черного моря», «холодное море»

бури

«просит бури, как будто в бурях есть покой»

«жестокою бурей гонимый»

      V. Заключительное слово учителя об использовании природных образов для передачи внутреннего состояния человека в лирике М. Ю. Лермонтова и о самых известных из них — листке («Листок»), утесе («Утес»), пальме и сосне («На севере диком стоит одиноко...»).
      VI. Домашнее задание: прочитать поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец». Индивидуальные задания: 1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и сравнить его со стихотворением «Листок» (тематика и образы); 2) подобрать факты биографии поэта и фрагменты его произведений, посвященные Кавказу.

Урок 32
Урок внеклассного ЧтениЯ по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»

  Задачи: обогатить представления учащихся о поэзии М. Ю. Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения; повторить материал о народной песне.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; устные сообщения учащихся; анализ текста поэмы; беседа по вопросам.
  Термины: герой, антигерой, поэма.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» и его сопоставление со стихотворением «Листок»; сообщения учащихся о фактах биографии и творчества М. Ю. Лермонтова, связанных с Кавказом (на основе материалов учебника и справочной литературы, а также с использованием фрагментов произведений поэта).
      II. Обобщение учителя по итогам проверки домашнего задания, дополнительная информация о биографии и творчестве поэта, чтение фрагментов из поэмы «Мцыри» (фрагмент «Внизу глубоко подо мной...») и романа «Герой нашего времени» (описание Койшаурской долины).
      III. Чтение и анализ фрагментов поэмы «Беглец». Примерные вопросы и задания:
      1. Как вы определите основную тему поэмы «Беглец»?
      2. Объясните смысл подзаголовка «горская легенда». Что в поэме напоминает о произведениях народного творчества? Обратите внимание на прием троекратного повтора и включенную в поэму «песню старины».
      3. Как уже в первых строках поэмы создается образ беглеца? Какие приемы использует поэт для того, чтобы нарисовать этот образ?
      4. Вспомните значение понятия «антигерой». Докажите, что в поэме «Беглец» представлен характерный тип антигероя (труса, предателя). Найдите в толковом словаре значение слова «гяур». Какие другие слова использует мать в оценке своего сына, со страхом бежавшего с поля битвы?
      IV. Заключительное слово учителя о теме Кавказа и о фольклорных традициях в поэзии М. Ю. Лермонтова. В частности, можно сказать об особом интересе поэта к восточным сказаниям (стихотворение «Три пальмы») и к жанру народной песни (стихотворение «Казачья колыбельная песня», поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), прочитать фрагменты из указанных произведений.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью об А. В. Кольцове в учебнике; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после статьи.


А. В. Кольцов


Урок 33
СтихотворениЯ А. В. Кольцова
«ПеснЯ пахарЯ» и «Не шуми ты, рожь...»

  Задачи: познакомить шестиклассников с художественным миром поэзии А. В. Кольцова; сопоставить стихотворения поэта и народные песни.
  Основные виды деятельности: сообщения учащихся о биографии поэта; комментированное чтение; словарная работа; беседа по вопросам учебника.
  Термины: фольклор, народная песня, ритм, рифма.

Этапы урока:

      I. Сообщения учащихся о биографии и творчестве А. В. Кольцова (на материале вступительной статьи учебника и дополнительных источников).
      Знакомство с поэтом, его биографией и впечатлениями детства и юности, послужившими в последующем основой для создания стихотворений, можно провести и в форме беседы по материалам вступительной статьи (фрагменты статьи могут быть прочитаны на уроке).
      II. Чтение и анализ стихотворения «Песня пахаря» необходимо предварить небольшим комментарием, обратив внимание учащихся на просторечную лексику и формы слов, характерные для народной речи и широко используемые поэтом. Работу с текстом стихотворения направят вопросы 1—5 учебника.
      Современному школьнику непросто представить картину тяжелого труда пахаря, поэтому следует обратиться к иллюстративному материалу, вспомнить, например, о былинном богатыре Микуле Селяниновиче, изображенном на знаменитом панно И. Я. Билибина.
      III. Чтение и анализ стихотворения «Не шуми ты, рожь...» станет продолжением разговора о своеобразии тематики, образов и языка поэзии А. В. Кольцова. Здесь целесообразно остановиться на основных смысловых частях стихотворения и форме обращения-просьбы (вопросы 1 и 2 учебника), учесть материалы, помещенные в комментариях к стихотворению, вспомнить о том, как реальная жизненная ситуация может стать основой для создания художественного произведения.
      IV. Наблюдение над ритмом прочитанных стихотворений А. В. Кольцова, повторение сведений по стихосложению:
      1. Что в форме прочитанных вами стихотворений Кольцова показалось необычным, напоминающим народные песни?
      2. Вспомните, как называются стихи без рифмы. Перечитайте еще раз стихотворения «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...». Найдите случайно рифмующиеся строки. Обратите внимание на начала стихотворных строк. Какую роль в создании особого ритма играют повторы?
      3. Сложно ли вам было при чтении воспроизводить ритм стихотворений поэта?
      4. С какой целью поэты вновь и вновь обращаются к незамысловатому ритму и простому языку народной песни?
      V. Домашнее задание: прочитать стихотворения А. В. Кольцова «Урожай», «Молодая жница», «Раздумье селянина», «Хуторок». Индивидуальное задание: выучить наизусть одно из стихотворений поэта (по выбору учащихся).

Урок 34
Образ России в поэзии А. В. Кольцова

  Задачи: обогатить представления шестиклассников о художественном мире поэзии А. В. Кольцова; повторить ранее изученные литературные произведения, посвященные теме России.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам; викторина.
  Термины: образ, фольклор, песня.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, выразительное чтение наизусть стихотворений А. В. Кольцова.
      II. Чтение стихотворений «Урожай», «Молодая жница», «Раздумье селянина», «Хуторок» и беседа по вопросам:
      1. Что объединяет эти стихотворения? Докажите, что они близки по тематике, образам, построению, языку прочитанным ранее стихотворениям «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      2. Вспомните содержание стихотворения «Хуторок». Известен его подзаголовок «Русская баллада». Что сближает это стихотворение с балладами?
      III. Викторина по произведениям русских поэтов XIX и XX веков, посвященным России. Примерные вопросы и задания:
      1. Назовите автора этих строк. Из какого произведения они взяты?
      а) Если крикнет рать святая:
      «Кинь ты Русь, живи в раю!»
      Я скажу: «Не надо рая,
      Дайте родину мою».
      («Гой ты, Русь, моя родная...» С. А. Есенина)

      б) Это ты, моя
      Русь державная,
      Моя родина
      Православная!
                        («Русь» И. С. Никитина)

      в) Москва... как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нем отозвалось!
      («Евгений Онегин» А. С. Пушкина)

      г) Гой ты, родина моя!
      Гой ты, бор дремучий!
      Свист полночный соловья,
      Ветер, степь да тучи!
      («Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого)

      д) О России петь — что стремиться в храм
      По лесным горам, полевым коврам...
      («Запевка» И. Северянина)

      е) Хотя проклинает проезжий
      Дороги моих побережий,
      Люблю я деревню Николу,
      Где кончил начальную школу!
      («Родная деревня» Н. М. Рубцова)

      2. Кто из известных вам русских поэтов родился в Москве?
      И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов.
      3. Назовите произведения, в заглавии которых присутствуют слова «Россия», «Русь», «Родина».
      «Русь» И. С. Никитина, «Родина» М. Ю. Лермонтова, «Родина» H. А. Некрасова, «Россия» А. А. Блока.
      IV. Заключительное слово учителя, подведение итогов урока.
      V. Домашнее задание: выписать из стихотворения А. В. Кольцова «Урожай» просторечные слова и формы слов.


Ф. И. Тютчев


Урок 35
СтихотворениЯ Ф. И. ТютЧева
«Какое дикое ущелье!..»
и «С полЯны коршун поднЯлсЯ...»

  Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии Ф. И. Тютчева; развивать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; устное словесное рисование.
  Термины: художественный образ, параллелизм, эпитет, антитеза.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания (просторечные слова и формы слов в стихотворении А. В. Кольцова «Урожай»).
      II. Чтение учителем стихотворений Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...» и др. и беседа, обращающая шестиклассников к их предшествующему читательскому опыту:
      1. Кому принадлежат эти стихи?
      2. Что вам известно об их авторе?
      3. Что объединяет эти стихотворения? Какая тема особенно часто привлекала внимание этого поэта?
      4. Какие строки из стихотворений Ф. И. Тютчева вам больше всего запомнились?
      III. Чтение статьи учебника о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и ответы на вопросы, помещенные после статьи.
      IV. Чтение и анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...» с использованием вопросов учебника.
      Особое внимание уделяется близости стихотворений по тематике и идейно-эмоциональному содержанию, а также центральным образам в двух художественных картинах, нарисованных поэтом: образу человека и образу природы.
      V. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся).


А. А. Фет


Урок 36
СтихотворениЯ А. А. Фета «ЛастоЧки»
и «УЧись у них — у дуба, у березы...»

  Задачи: расширить представления учащихся о художественном мире поэзии А. А. Фета; развивать навык выявления приема параллелизма в художественном тексте и объяснения его художественной функции.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
  Термины: лирический герой, лирический адресат, параллелизм, эпитет.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о биографии и поэзии А. А. Фета, чьи стихотворения уже знакомы шестиклассникам, чье имя часто ставится рядом с именем Ф. И. Тютчева. Учащихся можно попросить ответить на вопросы:
      1. Почему имена Ф. И. Тютчева и А. А. Фета мы нередко встречаем в одних и тех же справочниках, сборниках, антологиях?
      2. Какие темы и образы объединяют этих поэтов?
      В 6 классе стоит ограничиться разговором именно о близости, сходстве лирических произведений двух русских поэтов. К сопоставлению философской проблематики лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета целесообразно приступить чуть позже, например в 7 классе.
      II. Чтение статьи учебника о жизни и творчестве А. А. Фета и беседа по вопросам, помещенным после статьи.
      III. Чтение и анализ стихотворений А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...» с использованием вопросов учебника.
      Анализ стихотворения «Ласточки», работу над словом в сложном для шестиклассников поэтическом тексте могут направить такие вопросы:
      1. Как характеризует себя лирический герой стихотворения в самых первых строках? Как вы объясните значение словосочетания «праздный соглядатай»?
      2. В стихотворении дважды употребляется словосочетание «стихия чуждая». О какой стихии идет речь в первом случае («...гладь стекла / Стихией чуждой не схватила / Молниевидного крыла»)? Чем рискует ласточка, стремительно приближаясь к воде? О какой стихии говорит герой во втором случае, имея в виду уже себя, свои дерзкие мечты и устремления? С чем сравнивается «дерзновенье» ласточки?
      3. Обратите внимание на то, что два особенно важных в стихотворении слова рифмуются («дерзновенье» — «вдохновенье»). С каким видом деятельности человека обычно связывается слово «вдохновенье»? Докажите, что герой стихотворения — творческая натура (поэт, художник). Почему он сравнивает себя с «сосудом скудельным»? Найдите значение этого выражения в комментариях к стихотворению.
      Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...» более доступно учащимся с точки зрения его лексического строя, однако при этом более сложно по проблематике. Если стихотворение «Ласточки» напомнит отчасти об энергичном юношеском порыве и стремительном движении, запечатленных в «Парусе» М. Ю. Лермонтова, то состояние человека, уже многое пережившего и перестрадавшего («скорбящая душа»), им менее понятно. В данном случае достаточно показать, как прием параллелизма помогает нам представить картину природы, пробуждающейся после зимнего холода, и состояние человека, ждущего «ясных дней» и «новых откровений», которые придут на смену «холоду лютому». Можно задать шестиклассникам такие вопросы:
      1. Что означают распространенные в нашей речи выражения «холодные отношения» («прохладные отношения»)?
      2. Только ли в природе возможен «холод лютый»?
      3. К чему прямо призывает герой стихотворения? Выберите для ответа на этот вопрос существительные из приведенного ниже ряда.
      Терпение, мужество, решительность, стойкость, смирение, смелость, надежда, настойчивость, вера.
      IV. Работа над выразительным чтением стихотворений А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...» (подготовка к уроку-отчету по теме «Стихотворения русских поэтов XIX века»).
      V. Домашнее задание: 1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета); 2) выучить одно из помещенных в учебнике стихотворений Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета) наизусть. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5 учебника (по выбору учащихся).

Урок 37
Выразительное Чтение стихотворений
русских поэтов XIX века

  Задачи: развивать навык выразительного чтения, рассматриваемого как способ интерпретации литературного произведения; повторить сведения о стихосложении.
  Основные виды деятельности: сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); отчеты о выполнении индивидуальных заданий.
  Термины: лирический герой, лирический адресат, ритм, рифма, строфа, стихотворный размер, ямб.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, устные сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, отчеты о выполнении индивидуальных заданий.
      Индивидуальные задания 3 и 4 связаны друг с другом. Вопрос о прямом и образном выражении авторской позиции весьма сложен для шестиклассников. Однако стихотворение А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы...» достаточно наглядная иллюстрация того, что автор может использовать и формы косвенного выражения своей позиции (сравнение «холода лютого» в зимнее время с холодом в человеческом обществе), и формы прямого призыва к читателю («Учись у них», «молчи», «верь»).
      II. Повторение сведений о стихосложении целесообразно соединить с отчетами учащихся о выполнении индивидуальных заданий. Дополнительные задания:
      1. Продекламируйте стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, помещенные в учебнике. Что общего в ритмике этих стихотворений? Определите стихотворный размер.
      2. Какое из недавно прочитанных стихотворений М. Ю. Лермонтова также написано ямбом?
      3. Вспомните, как можно определить стихотворный размер, используя условные обозначения ударных и безударных слогов (стоп). Определите по первым двум строкам стихотворный размер в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок».
      4. Что такое строфа? Какие виды строф вам известны? Что общего в строфике прочитанных вами стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?
      5. Вспомните ранее изученные и самостоятельно прочитанные вами стихотворения. Какая строфа в них представлена особенно часто?
      На данном этапе изучения лирической поэзии можно познакомить учащихся с наиболее распространенными видами строф. Записи в тетрадях шестиклассники дополнят дома примерами, подобранными самостоятельно.
      Двустишие: «Саша» Н. А. Некрасова, «Запевка» И. Северянина, «Над окошком месяц. Под окошком ветер...» C. А. Есенина и др.
      Трехстишие, весьма редко встречающееся в русской поэзии: «И чувства нет в твоих очах...» Ф. И. Тютчева и др.
      Четверостишие, самый распространенный вид строфы: «Парус» и «Листок» М. Ю. Лермонтова, «Песня пахаря» А. С. Кольцова, «Весенняя гроза» и «Весенние воды» Ф. И. Тютчева, «Нивы сжаты, рощи голы...» С. А. Есенина, «Густой зеленый ельник у дороги...» И. А. Бунина и др.
      Пятистишие: «Чародейкою Зимою...» и «Первый лист» Ф. И. Тютчева и др.
      Шестистишие: «Песнь о вещем Олеге» и «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Три пальмы» М. Ю. Лермонтова и др.
      Семистишие, один из самых редких видов строфы: «Бородино» М. Ю. Лермонтова и др.
      Восьмистишие: «Зимний вечер» А. С. Пушкина, «Фонтан» Ф. И. Тютчева и др.
      III. Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов XIX века можно провести как конкурс чтецов, подготовив заранее программу конкурса, избрав жюри, определив критерии оценки выступлений (с учетом тех требований к выразительному чтению, которые были сформулированы на уроках по теме «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации»).
      IV. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.


Н. С. Лесков


Урок 38
Сказ Н. С. Лескова «Левша»

  Задачи: познакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Н. С. Лескова; обогатить представления учащихся об особенностях жанра сказа.
  Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассмотрение иллюстраций к сказу и презентации «Портреты писателя»; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов художественного фильма.
  Термины: сказ.

Этапы урока:

      I. Рассказ о биографии и творчестве Н. С. Лескова. Знакомство с биографическим материалом возможно на основе чтения статьи учебника, которое желательно дополнить презентацией портретов писателя. Важно обратить внимание на то, что жизненный опыт Лескова, его любовь к России, переживание отношений власти и человека — основа творчества писателя.
      На уроках необходимо, используя имеющиеся знания учащихся о жанре сказа, познакомить их с особенностями сказовой манеры Н. С. Лескова, а также подготовить школьников к разговору о русском национальном характере, о проблеме взаимоотношения народа и власти. Особое значение приобретает на этом вступительном занятии исторический комментарий и специальная работа с необычной лексикой сказа. Стоит сказать и о том, что сам Лесков был левшой.
      II. Повторение понятия «сказ» (вопрос 13 учебника) поможет учащимся настроиться на сказовую манеру лесковского повествования. Возможные вопросы:
      1. С каким произведением, созданным в традиции жанра сказа, вы познакомились в прошлом году?
      2. Что такое сказ? В чем отличие сказа от сказки?
      3. Объясните, почему произведение Н. С. Лескова «Левша» относят к жанру сказа.
      Нужно напомнить учащимся, что сказ относится к эпическому роду литературы, опирается на народные предания и легенды, сочетает в себе описание народного быта и нравов, реальные события и сказочно-фольклорный элемент. Сказ отличает и особая манера повествователя. Кроме того, для сказа обязателен образ повествователя.
      Чтение комментария к сказу «Левша» может быть дополнено сообщением о том, что существовала такая прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Она стала, по-видимому, основой сюжета сказа Н. С. Лескова.
      III. Работа с лексикой сказа может вестись по главам путем объяснения не только значения слов, этимологии, но и их художественной функции. Учащимся следует указать на особую роль лексики в создании комического, обличительного эффекта в сказе, сказать о задачах использования словесной игры, отметить, что в сказе встречаются необычные, придуманные автором слова. Можно ввести понятия «этимология» и «народная этимология», говоря о происхождении отдельных слов.
      IV. Комментированное чтение первых глав и беседа по вопросам учебника (вопросы 1, 2, 3). Здесь возможно обращение к портретам атамана Платова, Александра I, Николая I, просмотр фрагмента художественного фильма «Левша» по мотивам сказа Н. С. Лескова (режиссер С. Овчаров).
      V. Исторический комментарий. При рассмотрении исторических личностей и реальных событий, изображенных в произведении, можно обратиться к историческим справкам, которые учащиеся подготовят самостоятельно по образцу, предложенному учителем.
      Материалы для справок:
      Александр I (1777—1825).
•  Годы правления — 1801—1825.
•  Открыл ряд гимназий, педагогический институт, университеты в Казани и Харькове.
•  Создал министерства.
•  Победоносно завершил войну с Наполеоном.
•  Разрабатывал проекты отмены крепостного права.
•  Один из руководителей Венского конгресса (1814—1815).
      Атаман Платов, Платов Матвей Иванович (1751—1818) — герой Отечественной войны 1812 года.
•  Отличившись в Русско-турецкой войне (1768—1774), был произведен в офицеры, командовал казачьим полком.
•  Служил на Кубани и в Крыму под командованием А. В. Суворова.
•  При Павле I был сослан в Кострому по подозрению в заговоре.
•  При Александре I был возвращен.
•  В Отечественную войну 1812 года командовал казачьими полками.
      Венский конгресс 1814—1815 годов.
•  Международный конгресс, завершивший войны с наполеоновской Францией.
•  Участвовали представители всех европейских государств.
•  Ведущую роль играли Россия, Великобритания и Австрия.
•  Важнейшие задачи: восстановление феодальных порядков, борьба с революцией, создание гарантий против возвращения к власти Наполеона и возобновления Францией завоевательных войн.
      Крымская кампания 1853—1856 годов.
•  Война России с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за Османское наследие, господство в бассейне Черного моря, на Кавказе и на Балканах.
•  В 1853—1856 годах боевые действия против России велись под Севастополем, на Кавказе, Камчатке, Балтийском и Баренцевом морях. Отстреливаться из пушек приходилось даже со стен Соловецкого монастыря.
•  В 1855 году был взят Севастополь.
•  18 марта 1856 года Парижский мир был заключен на условиях, болезненно воспринятых в России (с 1711 года страна не подписывала акта о поражении), но все же приемлемых. Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию. В обмен на турецкую крепость Каре союзники оставили Севастополь. Был разоружен Черноморский флот.
      На уроке нужно отметить хронологические рамки событий, изображенных в сказе. События начинаются в 1815 году после Венского совета при Александре I и заканчиваются после казни декабристов в начале 1826 года уже при императоре Николае I.
      Учащимся предлагается составить цитатную характеристику, позволяющую сравнить образы Александра Павловича, Платова и Николая Павловича.

Александр Павлович

Атаман Платов

Николай Павлович

«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»

«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»

«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

      VI. Подведение итогов урока и обозначение перспектив дальнейшей работы с текстом сказа, рассмотрения образов русских умельцев и авторской позиции.
      VII. Домашнее задание: 1) сопоставить на основе таблицы образы Александра Павловича, Николая I и Платова в сказе Н. С. Лескова «Левша». Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 3, 9 (по выбору учащихся).

Урок 39
Образы русских умельцев

  Задачи: рассмотреть образы русских умельцев и средства их создания; проанализировать портрет левши в сказе; выявить особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши».
  Основные виды деятельности: чтение сказа; ответы на вопросы учебника; инсценирование; описание портрета героя.
  Термины: портрет.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово проблемного характера о смысле названия произведения и об образе русского человека в сказе, продолжение беседы о взаимоотношении народа и власти, о трагичности судьбы простых русских умельцев.
      II. Вопросы на повторение и активизацию прочитанного:
      1. Как и при каких обстоятельствах блоха из «аглицкой стали» оказалась в России?
      2. Чем была примечательна иностранная диковинка?
      III. Чтение и анализ главы 3 сказа «Левша». Учащимся предлагается понаблюдать за речью Николая I и подумать, действительно ли слова царя звучат искренне, является ли он истинным защитником и покровителем народа, патриотом, каким предстает в сцене приема во дворце.
      IV. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий. Для продолжения разговора об образе умельцев в сказе возможны следующие вопросы и задания:
      1. Что означает слово «умелец»?
      2. Перечислите народных умельцев, изображенных в сказе.
      3. Как описаны умельцы в сказе?
      4. Охарактеризуйте лесковских умельцев: а) мастеров, б) Левшу.
      V. Инсценирование фрагментов сказа (главы 5). Вопросы и задания для продолжения разговора об образах народных умельцев в сказе:
      1. Как отнеслись мастера к слову императора? 2. Как раскрываются характеры народных умельцев в разговоре с Платовым? Почему умельцы взялись за выполнение столь трудной работы? 3. Куда отправились мастера? С какой целью совершают они свое путешествие? 4. Расскажите, какие действия предпринимались окружающими, чтобы узнать о том, чем заняты мастера. Почему никому не удалось выведать секрета мастеров, закрывшихся в доме? 5. Как герои относятся к порученной им работе? Почему мастера не показали Платову своей работы? 6. Какие особенности характера русских мастеров отмечены в сказе? 7. Какие фольклорные элементы использованы для создания образов русских умельцев?
      VI. Анализ образа главного героя сказа можно начать с описания портрета Левши. Следует обратить внимание на детали портрета, а затем остановиться на имени героя, обобщенном значении образа левши, близости героя всем русским мастерам (преданность делу, чувство внутреннего достоинства, одаренность, исключительность, патриотизм, самопожертвование). Вновь зачитываются фрагменты сказа, подбираются цитаты, учащиеся работают с вопросами и заданиями 5—12 учебника.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Почему Левша оказался у императора?
      2. Как ведет себя герой во время беседы с государем?
      3. В чем заключается мастерство русских людей, умеющих противостоять чужеземным диковинкам?
      4. Чем гордится и о чем переживает писатель, рассказывая о судьбах русских мастеров?
      5. Прокомментируйте слова Н. С. Лескова: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“!»
      6. Какие чувства вы испытали при чтении финала сказа?
      VII. Творческое задание: а) записать в тетради, опираясь на анализ образов народных умельцев в сказе, черты, передающие особенности русского национального характера; б) написать краткую зарисовку — портрет русского мастера.
      VIII. Выводы об изображении народных умельцев в сказе, о гордости писателя за русский народ, трудолюбивый и талантливый.
      IX. Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос 14 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 2, 11 (по выбору учащихся).

Урок 40
АвторскаЯ позициЯ в сказе «Левша»

  Задачи: обобщить представления учащихся об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения; рассмотреть образ повествователя и авторскую позицию в сказе.
  Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов сказа; наблюдение над лексикой и синтаксисом; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника; сопоставительный анализ позиций автора и повествователя.
  Термины: повествователь, авторская позиция.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово о задачах заключительного урока по сказу «Левша», выбор в классе трех исследовательских команд: команды повествователей, команды авторов, команды читателей. Каждая из команд будет принимать участие в работе научного конгресса «Лесковский Левша глазами повествователя, автора и читателя» по предложенным заданиям.
      II. Разминка команд: 1. Почему Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего»? 2. Что роднит лесковских умельцев с былинными богатырями? Выступление представителей каждой команды оценивается баллами.
      III. Первый тур: «Жанровые особенности сказа».
      1. Объясните, почему произведение названо автором «сказом».
      2. Поясните, в чем был прав писатель, говоря о басенном складе произведения. Здесь учащимся предлагается подумать над тем, что есть поучительного в сказе, привести примеры проявления реальности и фантастики в сказе.
      3. Найдите черты разных жанров в повествовании: анекдота, повести, сказки. Покажите, в чем наблюдается несовпадение произведения с законами данных жанров.
      4. Чем близок сказ произведениям устного народного творчества? Какие фольклорные образы нашли отражение в сказе (индивидуальное задание 4)?
      IV. Слово учителя об образе повествователя и авторской позиции в художественном произведении. Важно еще раз разграничить понятия «автор», «образ автора», «повествователь». Несовпадение позиций автора и повествователя помогает читателю понять идейное звучание произведения, оттеняет существующие взгляды на происходящее. Повествователь может быть просто рассказчиком, иногда резко отличающимся по своим взглядам на мир от автора, иногда — участником событий.
      Записи в тетрадях:
      «Повествователь — герой, от лица которого ведется повествование, сообщается о произошедших в прошлом событиях.
      Образ автора в произведении — голос писателя, выражение его отношения к описываемому, взгляд на события и героев».
      V. Второй тур: выразительное чтение начальных глав и заключительной главы сказа. Оценивается техника чтения, участников просят обратить внимание на лексику, синтаксис, подумать об авторском отношении к народу, левше, чиновникам, императорам, атаману Платову.
      VI. Третий тур: «Образ повествователя и авторская позиция в сказе».
      1. От какого лица ведется повествование? Что можно сказать о социальном положении этого человека? Кем является повествователь в сообщаемой им истории?
      2. Может ли совпадать позиция автора и повествователя? Какие черты отличают речь повествователя? Что характерно для речи автора, его замечаний в тексте сказа? Сделайте вывод о простоте, разговорных интонациях, народном словотворчестве, искажениях понятий в речи повествователя и о литературной речи автора.
      3. Каким вы видите сказителя? Нарисуйте его словесный портрет.
      4. Как передает картину происходящего, жизни народа повествователь? О чем здесь же сказал бы автор?
Делается вывод о том, что повествователь активно обращается к слушателям, привносит свою личностную оценку в описываемые события, он больше рассказывает о событиях, чем выражает свои чувства. Повествователь передает облик действующих лиц, обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героев, характеризует героев. Следует обратить внимание на то, что в первой части сказа преобладает позиция повествователя, а в финале произведения все более отчетливо звучит голос автора.
      Завершение работы: 1. Самостоятельно озаглавьте и прокомментируйте несколько смешных и грустных страниц сказа. 2. Поразмышляйте над тем, в чем причина трагедии Левши. Предположите, как на этот вопрос ответили бы повествователь, автор. Что думают по этому поводу читатели?
      Далее учащимся предлагается перейти к обсуждению иллюстраций Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова.
      VII. Домашнее задание: 1) подготовиться к зачету по сказу «Левша» (индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 учебника); 2) прочитать рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах».

Урок 41
Урок внеклассного ЧтениЯ по рассказу Н. С. Лескова «Человек на Часах»

  Задачи: обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях русской литературы; раскрыть многообразие идейного содержания рассказа.
  Основные виды деятельности: беседа по вопросам; анализ внутренней речи героя; межтекстовый анализ.
  Термины: рассказ, ирония.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания (индивидуальные задания учебника 4, 5, 7, 8) и чтение послания от имени героя к императору (индивидуальное задание 10) помогут оценить понимание шестиклассниками сказа «Левша» и обобщить основные проблемы, поставленные в произведении. Важно обратить внимание учащихся на то, что судьба Левши — это пример равнодушия власти к народу в целом и к личности конкретного человека. В то же время Левша Лескова, не произнося громких слов, добросовестно служит Отечеству, которое для него связано со словами «дом», «семья», «родители», «вера», со всем укладом жизни русского человека. Царю не докладывают о словах Левши потому, что каждый из тех, кто мог это сделать, боялся за свое положение. О похожем в чем-то случае страха за себя, ложного патриотизма, равнодушия к человеку, готовности закрывать глаза на очевидные вещи во имя собственного спокойствия и карьеры идет речь и в другом произведении Н. С. Лескова — рассказе «Человек на часах».
      II. Чтение учителем первой главы рассказа и беседа, направленная на осмысление экспозиции рассказа, позиции героев, мотивации их поведения в произведении. Примерные вопросы:
      1. С чего начинается рассказ «Человек на часах»?
      2. От чьего лица ведется повествование?
      3. О чем говорится в предисловии к рассказу?
      4. Как вы думаете, является ли герой рассказа героическим лицом, а его история и ее развязка оригинальными? Свой ответ обоснуйте.
      5. Почему автор, с одной стороны, указывает на произошедшую историю как на исторический анекдот, а с другой — говорит о том, что в рассказе нет никакого вымысла?
      6. В какое время происходит действие в рассказе? Найдите в тексте указание на то, к какому времени относятся описываемые в рассказе события.
      7. Что вы знаете об эпохе, упоминаемой повествователем?
      Важно отметить указание на вымышленность событий, которые, подобно сказке («Сказка — ложь, да в ней намек...»), придуманы автором, но передают при этом подлинную атмосферу времени. Авторская ирония подчеркивает трагизм происходящего.
      III. Пересказ содержания рассказа необходим, чтобы восстановить последовательность событий, причинно-следственные связи. Здесь можно остановиться на жанровой природе произведения.
      1. К какому жанру можно отнести произведение писателя «Человек на часах»?
      2. В чем «анекдотичность» случившегося?
      3. Какой эпизод положен в основу рассказа?
      4. Какие поступки героев, на первый взгляд, оказываются странными, лишенными смысла?
      5. Поясните слова «офицер инвалидной команды» (офицер, дежурящий по району), «гуманист», «карцер», «обер-полицмейстер» (начальник полиции), «лазарет», «либерализм» и дайте толкование образным выражениям «пойдет горячка», «всякая вина виновата», «сам владыка», «выйти сухим из воды», без которых понимание произведения будет неполным.
      IV. Беседа по вопросам поможет понять поступки и состояние персонажей:
      1. Подумайте, чем встревожен каждый из героев.
      2. Что объединяет всех «провинившихся»?
      3. Как мог быть решен вопрос с Постниковым, спасшим человека?
      4. Как на самом деле была разрешена ситуация? Познакомьтесь с комментариями к рассказу.
      5. Почему подвиг другого офицера в рассказе был представлен царю как спасение им погибающего?
      6. Какие чувства испытывает каждый из героев рассказа?
      7. Как сложилась судьба Постникова? Почему наказан герой?
      8. Для чего подполковник Свиньин навещает героя в лазарете и дает ему фунт сахару и четверть фунта чаю? Почему солдат доволен и благодарен?
      V. Обобщение и подведение итогов урока. Следует в заключение остановиться на смысле названия, объяснить, почему оно было изменено (вместо «Спасения погибавшего» — «Человек на часах»), пояснить авторскую позицию: «Я думал о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы оно ни было».
      VI. Подготовка к письменной работе сопоставительного характера: «Левша и Постников: сходства и различия».
      Примерные вопросы для сопоставления персонажей:
      1. Какими людьми были левша и Постников? При ответе на этот вопрос используйте цитаты из рассказов.
      2. В каких поступках выявляются лучшие качества героев?
      3. О чем хотел сказать читателю Н. С. Лесков, повествуя о судьбах своих героев Левши и Постникова?
      4. Какие чувства вызывают рассказы о судьбах Левши и Постникова?

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>