Чертов В. Ф. Литература. 5—11 классы


ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

(105/175 часов)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС; ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

      Виды деятельности:
      а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления.
      • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.
      б) анализ
      • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя в связи с литературным направлением.
      • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Выявление аллюзий в литературном произведении и объяснение их художественных функций.
      • Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в произведении.
      • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
      • Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении.
      • Целостный анализ эпического, драматического, лирического произведения.
      • Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией.
      • Определение жанровой разновидности произведения (по характеру тематики, проблематики и по структуре).
      • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
      в) развитие устной и письменной речи
      • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике индивидуального творческого метода и стиля писателя.
      • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
      • Сочинение о проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения.
      • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
      • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении.
      • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета.
      • Сочинение-эссе об актуальности содержания литературного произведения.
      • Письменный анализ небольшого по объему эпического, лирического, драматического произведения.
      • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах).
      • Конспектирование литературно-критической статьи.
      • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения.
      Термины:
      • Текст и произведение.
      • Контекст (исторический, биографический).
      • Литературный процесс.
      • Традиции и новаторство.
      • Творческий путь писателя.
      • Литературная полемика.
      • Эпические жанры (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, очерк).
      • Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).
      • Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).
      • Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира, стихотворение в прозе).
      • Утопия и антиутопия.
      • Художественный мир.
      • Художественный метод.
      • Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм).
      • Стиль.
      • Тропы (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет, ирония, перифраза).
      • Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, оксюморон, параллелизм, градация, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание).
      • Композиция («ретроспективная», «вершинная», «кольцевая»).
      • Форма дневника.
      • Форма исповеди.
      • Персонажи главные, второстепенные, внесценические.
      • Эпиграф.
      • Эпилог.
      • Психологизм (открытый и скрытый).
      • Внутренний монолог.
      • Сны героев.
      • Портрет.
      • Пейзаж.
      • Художественная деталь.
      • Подтекст.
      • Аллюзия.
      • Документализм.
      • Трагическое и комическое.
      • Идеал.
      • Пародия.
      • Лирический герой.
      • Лирический сюжет.
      • Ритмика, рифма. Строфика.
      • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.


ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
(вводный урок)

      Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы. Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
(повторение)

      Романтизм и реализм как доминанты литературного процесса в XIX веке. Художественные открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и их значение для развития русской литературы. Пушкинская и лермонтовская традиции в русской поэзии («чистая поэзия», «философская лирика»), гоголевское направление в русской прозе («натуральная школа»).

А. С. ПУШКИН

      Жизнь и творчество (повторение).
      Стихотворения «Погасло дневное светило...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Два чувства дивно близки нам...».
      Проблема периодизации творчества Пушкина. Художественные открытия поэта. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя. Отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
      Трагедия «Борис Годунов».
      Темы человеческой судьбы, власти и народа, греха и возмездия в трагедии. Борис Годунов в системе образов. Жанровое своеобразие и проблема художественного метода.
      Поэма «Медный всадник».
      Историко-философский конфликт в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра Первого. Своеобразие жанра и композиции произведения. Символика. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
      Теория литературы. Творческий путь. Художественный мир. Жанровое своеобразие. Документальная основа литературного произведения.
      Развитие речи. Сочинения-эссе о нравственно-философской проблематике произведений А. С. Пушкина.
      Внеклассное чтение. В. Ф. Ходасевич. «Колеблемый треножник». М. И. Цветаева. «Мой Пушкин».


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Жизнь и творчество (повторение).
      Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Журналист, читатель и писатель», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...».
      Своеобразие художественного мира Лермонтова. Особенности эволюции творчества. Романтические и реалистические тенденции в творчестве поэта. Развитие пушкинских тем, мотивов и образов.
      Поэма «Демон».
      Творческая история поэмы. Образ Демона. Развитие традиций западноевропейской и русской литературы. Тема добра и зла. Своеобразие композиции поэмы. Художественная функция диалога Демона и Тамары. Смысл финала поэмы.
      Теория литературы. Художественный мир романтической поэзии. Романтическая поэма.
      Развитие речи. Составление тезисов развернутого ответа на вопрос, связанный с целостным анализом лирического стихотворения или поэмы.
      Внеклассное чтение. Д. С. Мережковский. «М. Ю. Лермонтов — Поэт сверхчеловечеcтва».


Н. В. ГОГОЛЬ

      Жизнь и творчество (повторение).
      Повесть «Нос».
      Основные этапы творчества Гоголя. Романтические и реалистические тенденции в прозе писателя. Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в цикле «петербургских повестей». Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности.
      Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Реалистическая повесть.
      Развитие речи. Сочинение об особенностях реализма Н. В. Гоголя.
      Внеклассное чтение. А. Белый. «Гоголь» (из книги статей «Луг зеленый»).


«АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)

      Обобщение представлений о творческом пути писателя. Программные произведения в творчестве писателя. Черты индивидуального стиля в произведениях, созданных в разные периоды творчества. Примерный план анализа литературного произведения в контексте творчества писателя (на примере произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя).


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«РЕАЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

(обзор)

      Концепция мира и человека в реалистическом искусстве. Художественное осмысление действительности, основанное на принципе жизнеподобия. Изображение социально-бытовых обстоятельств. Социальная и психологическая мотивировка характеров героев. Типический герой. Особенности реалистического стиля. Реалистический пейзаж. Историзм. Документализм. Психологизм в реалистической литературе.

О. де БАЛЬЗАК

      Слово о писателе.
      Повесть «Гобсек».
      Сюжет и композиция повести. Социальная и нравственная проблематика. Образ ростовщика. Изображение человека и мира вещей. Тема денег. Семейные отношения.
      Теория литературы. Реализм. Повесть.
      Развитие речи. Устный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных произведений зарубежной литературы.
      Внеклассное чтение. О. де Бальзак. «Шагреневая кожа». Г. Флобер. «Госпожа Бовари».


Г. де МОПАССАН

      Слово о писателе.
      Новелла «Ожерелье».
      Сюжет и композиция новеллы. Отражение грустных раздумий автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
      Теория литературы. Реализм. Новелла.
      Развитие речи. Письменный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных произведений зарубежной литературы.
      Внеклассное чтение. Г. де Мопассан. «Милый друг».


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
(обзор)

      Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. «Натуральная школа». Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.


Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Цицерон», «Тени сизые смесились...», «Предопределение».
      Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
      Теория литературы. Художественный мир. Романтизм.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Подготовка историко-культурного комментария к стихотворению. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос о связи творчества поэта с романтизмом.
      Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «От жизни той, что бушевала здесь...», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной...».


А. А. ФЕТ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», «На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...», «На стоге сена ночью южной...».
      Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета, ее связь с искусством импрессионизма.
      Теория литературы. Художественный мир. «Чистое искусство».
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ стихотворения в контексте творчества поэта. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
      Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Как беден наш язык! — Хочу и не могу...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...».


И. А. ГОНЧАРОВ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Обломов».
      История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее художественная функция в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Обломов и «обломовщина». Образ Захара. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Фольклорные темы и образы. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Место образа Обломова в национальной культуре. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
      Теория литературы. Реалистический роман. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Функция сна в литературном произведении. Универсальное и национальное в образе персонажа.
      Роман «Обломов» в критике: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты). А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова» (фрагменты).
      Развитие речи. Сообщение о близости тематики и проблематики романов писателя, пушкинских и гоголевских традициях в его творчестве. Объяснение художественной функции фольклорных образов в романе. Конспектирование критических статей. Рецензия на кинофильм «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н. С. Михалков). Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».
      Внеклассное чтение. И. А. Гончаров. «Обыкновенная история».


«РАБОТА СО СПРАВОЧНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
(практикум)

      Систематизация сведений о работе со справочной и критической литературой. Подготовка тезисов критической статьи. Правила оформления конспектов. Работа над рефератом. Использование справочной и критической литературы при подготовке к занятиям, написанию сочинения. Оформление цитат из печатных источников и материалов, размещенных в Интернете.


А. Н. ОСТРОВСКИЙ

      Жизнь и творчество.
      Драма «Гроза».
      Психологический, семейный и социальный конфликт в драме. Основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов», трагических сторон купеческого быта. Образы Волги и города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Соединение драматического, сатирического, лирического и трагического в пьесе. Новаторство Островского-драматурга.
      Комедия «Таланты и поклонники».
      Жанр комедии в творчестве Островского. Тема искусства и образы провинциальных актеров в пьесах драматурга. Люди театра и актерский быт в комедии. Особенности конфликта. Система образов персонажей. Смысл названия комедии.
      Драма «Гроза» в критике: Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты). Д. И. Писарев. «Мотивы русской драмы» (фрагменты). А. А. Григорьев. «После „Грозы“ Островского» (фрагменты). А. В. Дружинин. «„Гроза“ Островского» (фрагменты).
      Теория литературы. Драма. Внутренний конфликт. Интерпретация произведения в критике.
      Развитие речи. Подготовка вопросов для обсуждения проблематики драмы, соотношения конкретно-исторического и вневременного в произведении. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». Рецензия на спектакль по пьесе А. Н. Островского.
      Связь с другими видами искусства. Театральные и кинематографические версии пьес драматурга.
      Внеклассное чтение. А. Н. Островский. «Бесприданница», «Лес».


«ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)

      Обобщение навыков анализа драматических произведений. Специфика анализа драматического произведения (характеристика сценического действия, списка действующих лиц, диалогов и монологов персонажей, авторских ремарок и др.). Проблемы интерпретации драматического произведения (использование театральных версий пьесы в процессе ее анализа). Подготовка тезисного плана целостного анализа пьесы А. Н. Островского (по выбору).


И. С. ТУРГЕНЕВ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Отцы и дети».
      Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
      Роман «Отцы и дети» в критике: Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени» (фрагменты). Н. Н. Страхов. «„Отцы и дети“ И. С. Тургенева» (фрагменты).
      Теория литературы. Творческий путь писателя. Индивидуальный стиль. Скрытый психологизм. Композиция. «Вечные» проблемы. Авторская позиция. Заглавие произведения. Речевая характеристика персонажей. Интерпретация произведения в критике.
      Развитие речи. Письменная работа по анализу эпизода. Составление тезисного плана ответа на вопрос об одной из «вечных» тем в произведении. Выборочное конспектирование (реферирование) критической литературы. Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Песнь торжествующей любви».


«КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВНЕВРЕМЕННОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)

      Соотношение конкретно-исторического и вневременного в литературном произведении. Исторический контекст и формы его обнаружения в тексте (заголовочный комплекс, посвящения, эпиграфы, прямые указания места и времени действия, описания реальных исторический событий и конкретных исторических лиц, упоминания о них, аллюзии). «Вечные» темы в произведении. Подготовка плана сочинения об одной из «вечных» тем в ранее изученных произведениях А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева.

Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Роман «Что делать?».
      Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Полемическая направленность произведения. Особенности жанра и композиции. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Художественная функция снов. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа. Место романа «Что делать?» в политической и литературной борьбе эпохи.
      Теория литературы. Полемика. Образ читателя. Эзопов язык. Утопия в литературном произведении.
      Развитие речи. План сопоставительной характеристики образов Базарова и Рахметова. Сообщения о связи романа с историческими событиями, идейной и эстетической борьбой.


Н. А. НЕКРАСОВ

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Рыцарь на час», «Сеятелям».
      Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
      Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
      История создания поэмы. Связь содержания произведения с историческими, политическими событиями, идейной и литературной борьбой. Сюжет, композиция, жанровое своеобразие поэмы. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
      Теория литературы. Фольклорные традиции. Гражданская поэзия. Стиль.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Устный ответ на вопрос о пушкинских традициях в поэзии Некрасова. Подбор цитат для устной характеристики стиля поэта. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
      Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Тишина».


«АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ АВТОРА»
(практикум)

      Повторение и обобщение сведений о стиле. Понятие индивидуального стиля. Анализ литературного произведения в аспекте стиля. Подготовка к сочинению о художественных особенностях творчества конкретного писателя (на материале творчества А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова).


Н. С. ЛЕСКОВ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Повесть «Очарованный странник».
      Особенности сюжета и композиции повести. Религиозно-филрсофская основа в содержании произведения и в его художественной форме. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
      Теория литературы. «Сквозные» мотивы. Сказ. Речевая характеристика.
      Развитие речи. Составление плана сочинения об особенностях композиции повести или образе главного героя, подбор цитат. Устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
      Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда».


А. К. ТОЛСТОЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
      Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Связь творчества поэта с идейными и эстетическими исканиями эпохи. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.
      Теория литературы. Художественный мир. Сатира.
      Развитие речи. Подготовка докладов по творчеству А. К. Толстого.
      Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Царь Федор Иоаннович».


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

      Жизнь и творчество (обзор).
      Роман «История одного города».
      Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и глуповцев. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Жанровое своеобразие «Истории...». Особенности композиции. Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории...». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина.
      Теория литературы. Сатира. Антиутопия. Гротеск.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о художественной функции гротеска в романе. Подбор цитат к сочинению, посвященному приемам сатирического изображения. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям писателя.
      Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы».


Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Преступление и наказание».
      Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов, снов и видений героев в романе. Язык романа. Злободневное, конкретно-историческое и вечное, вневременное в произведениях писателя. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
      Роман «Преступление и наказание» в критике: Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты). Д. И. Писарев. «Борьба за жизнь» (фрагменты).
      Теория литературы. Художественное своеобразие. Открытый психологизм. Полифонизм. Авторская позиция. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Портрет, пейзаж, интерьер, внутренние монологи, сны героев. Эпилог. Аллюзия.
      Связь с другими видами искусства. Экранизации и театральные постановки произведений Ф. М. Достоевского.
      Развитие речи. Подготовка материалов для обсуждения философских и социальных источников теории Раскольникова, соотношения конкретно-исторического и вечного в романе. Объяснение художественной функции аллюзий. Сообщение об особенностях стиля писателя. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.
      Внеклассное чтение. Ф. М. Достоевский. «Идиот», «Великий инквизитор» (из романа «Братья Карамазовы»).


«ПСИХОЛОГИЗМ КАК СТИЛЕВОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(практикум)

      Обобщение представлений о психологизме. Психологизм скрытый и открытый. Приемы психологического изображения: психологический анализ (в форме авторского повествования, описаний и комментариев) и самоанализ (в форме внутренних монологов, дневников, писем). Художественная функция снов и видений героев. Подготовка к сочинению об особенностях психологизма в ранее изученных произведениях И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского.


Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Война и мир».
      История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм романа. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
      Роман «Война и мир» в критике: П. В. Анненков. «Исторические и эстетические вопросы в романе графа Л. Н. Толстого „Война и мир“» (фрагменты). Н. Н. Страхов. «„Война и мир“ Л. Н. Толстого» (фрагменты).
      Теория литературы. Роман-эпопея. Композиция. Антитеза. Открытый психологизм. Внутренний монолог. Эпилог.
      Развитие речи. Письменный анализ эпизода (по выбору). Цитатный план ответа на вопрос о нравственных исканиях одного из героев романа-эпопеи. Подбор цитат из справочной, критической, научной литературы о жанровом своеобразии романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого.
      Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к роману. Кинофильм режиссера С. Ф. Бондарчука «Война и мир».
      Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Анна Каренина».


«АНАЛИЗ РОМАНА В АСПЕКТЕ ЖАНРА»
(практикум)

      Обобщение представлений о романе как об одном из самых распространенных эпических жанров и о жанровых разновидностях романа. Роман-эпопея, его основные жанровые признаки. Составление тезисного плана анализа жанрового своеобразия одного из изученных романов (И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого).


А. П. ЧЕХОВ

      Жизнь и творчество.
      Рассказы «Попрыгунья», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Дама с собачкой», «Невеста». Повесть «Палата № 6».
      Проблема периодизации творчества Чехова. Эволюция повествовательной манеры. Сочетание трагического и комического, высокого и низкого, идеального и обыденного в художественном мире Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности обыденной жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, импрессионистичность описаний, подтекст. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
      Теория литературы. Литературная традиция. Авторская позиция и способы ее выражения. Трагическое и комическое. Скрытый психологизм. Художественная деталь.
      Развитие речи. Доклад по биографии и творчеству А. П. Чехова. Подбор фрагментов из воспоминаний современников о писателе. Составление тезисного плана целостного анализа одного из рассказов А. П. Чехова.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Черный монах».
      Драма «Три сестры».
      Новаторство Чехова-драматурга. Своеобразие конфликта. Система образов. Тема неизменности жизни, ее обыденности. Мечты и реальность в пьесе. Тема будущего и ее своеобразное воплощение в монологах героев. Смысл финала пьесы. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст. Элементы поэтики абсурда.
      Теория литературы. Традиции и новаторство. Внутренний конфликт. Подтекст.
      Развитие речи. Рецензия на театральную постановку пьесы. Реферат о художественном своеобразии одной из пьес А. П. Чехова.
      Комедия «Вишневый сад».
      Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности диалога. «Подводное течение». Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Традиционное и новаторское в драматургии Чехова.
      Теория литературы. Жанровое своеобразие. Подтекст. Ремарки. Символика.
      Развитие речи. Подбор цитат и составление плана устной характеристики заглавного образа. Сопоставление речевых характеристик персонажей-«двойников». Анализ эпизода и характеристика психологического состояния его участников. Письменный ответ на вопрос об особенностях чеховского подтекста. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
      Связь с другими видами искусства. Театральные постановки пьес А. П. Чехова.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Чайка».


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«СИМВОЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЭЗИИ»

(обзор)

      Ш. Бодлер
      «Альбатрос», «Соответствия».
      А. Рембо
      «Ощущение», «Гласные», «Пьяный корабль».
      П. Верлен
      «Морское», «Искусство поэзии».
      С. Малларме
      «Лазурь», «Живой, нетронутый, прекрасный и поныне...».
      Значение творчества Бодлера для формирования концепции символизма. Традиции романтизма в эстетике французского символизма. Понятие символа. Основные темы, мотивы и образы символистской поэзии. Символизм в контексте культуры эпохи. Французский символизм и русский символизм.
      Теория литературы. Символ. Символизм.
      Развитие речи. Подготовка тезисов доклада о поэте-символисте по справочной литературе и с использованием ресурсов Интернета, подбор цитат к докладу.


Г. ИБСЕН

      Слово о писателе.
      Драма «Кукольный дом».
      Социальная и нравственная проблематика «драмы идей». Проблемы социального неравенства и прав женщины. Жанровое своеобразие драмы. Изображение жизни-игры, образ Норы и символический образ «кукольного дома». Ретроспективная композиция. Смысл финала драмы.
      Теория литературы. Психологическая драма.
      Развитие речи. Устный ответ на вопрос об актуальности социальных и нравственных проблем, поднятых в драме Г. Ибсена. Рецензия на театральную постановку пьесы зарубежного драматурга.
      Внеклассное чтение. Г. Ибсен. «Привидения».
<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>