Чертов В. Ф. Литература. 5—11 классы


ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

(105/140 часов)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР; НАПРАВЛЕНИЕ; КОМПОЗИЦИЯ

      Виды деятельности:
      а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
      • Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений одного жанра.
      • Чтение литературно-критических статей, мемуарной и справочной литературы.
      б) анализ
      • Общая характеристика художественного мира литературного произведения (писателя, направления).
      • Анализ предметного мира литературного произведения, образа предмета и его художественной функции в произведении.
      • Выявление признаков эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
      • Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
      • Выявление текстов других жанров и определение их роли в литературном произведении.
      • Анализ особенностей композиции литературного произведения.
      • Выявление в тексте признаков «ретроспективной», «вершинной», «кольцевой» композиции.
      • Соотнесение произведения с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом).
      • Целостный анализ лирического произведения.
      • Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром, композицией и литературным направлением.
      в) развитие устной и письменной речи
      • Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира произведения в соотнесении с литературным направлением.
      • Составление плана и подбор цитат к устной характеристике предметного мира произведения.
      • Письменный ответ на вопрос о художественной функции образа предмета в произведении.
      • Сочинение о жанровом своеобразии литературного произведения.
      • Сочинение об особенностях композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
      • Устное рассуждение о сочетании черт разных литературных направлений в произведении.
      • Сообщение об особенностях художественного мира писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
      • Сочинение-эссе по нравственным проблемам, поднятым в произведении.
      • Письменный анализ лирического произведения.
      • Конспектирование литературно-критической статьи.
      • Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.
      Термины:
      • Художественная форма и художественное содержание.
      • Тематика, проблематика, идейное содержание.
      • Литературный род (эпос, лирика, драма).
      • Жанр.
      • Эпические жанры (роман, повесть, рассказ, новелла).
      • Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).
      • Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).
      • Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня).
      • Художественный мир.
      • Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм).
      • Тропы (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет, ирония, перифраза).
      • Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, оксюморон, параллелизм, градация, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание).
      • Композиция и ее виды («ретроспективная», «вершинная», «кольцевая»).
      • Лирические отступления.
      • Форма дневника.
      • Форма исповеди.
      • Персонажи главные, второстепенные, внесценические.
      • Посвящение.
      • Эпиграф.
      • Психологизм.
      • Документализм.
      • Трагическое и комическое.
      • Виды комического (юмор, сатира, сарказм).
      • Идеал.
      • Стилизация.
      • Пародия.
      • «Онегинская строфа».
      • Лирический герой.
      • Лирический сюжет.
      • Ритмика, рифма.
      • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.
      • Вольный стих.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР. НАПРАВЛЕНИЕ
(вводный урок)

      Развитие представлений о художественном мире литературного произведения. Особенности художественного мира автора и литературного направления. Разграничение понятий «стиль» и «направление». Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Проблемы соотнесения художественного мира произведения с литературным направлением.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
«РОМАНТИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

(обзор)

      Концепция мира и человека в романтическом искусстве. Противопоставление действительности («страшного мира») романтическому идеалу, миру мечты (романтическое двоемирие). Романтическая фантастика. Романтический герой. Осознание героем недостижимости идеала (романтическая ирония). Романтический историзм. Система жанров в литературе романтизма. Особенности романтического стиля. Романтический пейзаж. Психологизм в романтической литературе. Использование формы дневника, исповеди. Фольклорные традиции в искусстве романтизма.


Э. Т. А. ГОФМАН

      Слово о писателе.
      Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
      Особенности романтического двоемирия в новелле. Мир пошлости и обыденности. Сатирическое изображение обывателей. Образ крошки Цахеса. Прием гротеска. Мир сказочной природы и поэзии. Образ студента Бальтазара. Сказочные образы в новелле. Смысл финала новеллы. Романтическая ирония и ее роль в новелле. Гофман и русская литература.
      Теория литературы. Романтический художественный мир. Романтическое двоемирие. Романтическая ирония. Романтическая новелла. Гротеск.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об авторской позиции и способах ее выражения.
      Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман. «Кавалер Глюк», «Дон Жуан». А. Шамиссо. «Удивительная история Петера Шлемиля».


Дж. Г. БАЙРОН

      Слово о поэте.
      Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
      Своеобразие романтической поэзии Байрона, ее основные темы и настроения. «Мировая скорбь». Байронический герой. Герой и общество. Автор и герой. Историческая и биографическая основа поэмы. Смысл названия. Байроническая поэма. Трагический характер романтической любви. Роль лирических вставок (прощание героя с Британией «Прости, прости! Все крепнет шквал...» и романс «Инесе»). Байрон и русская литература.
      Теория литературы. Романтический герой. Романтическая поэма.
      Развитие речи. Тезисный план характеристики романтического героя. Письменный ответ на вопрос об особенностях художественного мира поэмы как произведения романтизма.
      Внеклассное чтение. Дж. Г. Байрон. «Корсар». В. Скотт. «Айвенго».


«ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ»
(обзор)

      А. де Ламартин
      «Одиночество».
      А. де Мюссе
      «Майская ночь» (фрагменты).
      В. Гюго
      «Девяносто третий год».
      А. Дюма
      «Королева Марго».
      Национальное своеобразие французского романтизма. Интерес к истории и фольклору. Жанры литературной сказки, новеллы, исторического романа, авантюрно-приключенческого романа. Тема «болезни века» и образ «сына века». Форма исповеди.
      Теория литературы. Романтизм. Романтический герой.
      Развитие речи. Рецензия на одно из самостоятельно прочитанных произведений французского романтика.


«АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ»
(обзор)

      Ф. Купер
      «Последний из могикан».
      Э. А. По
      «Падение дома Ашеров», «Ворон».
      Г. Мелвилл
      «Моби Дик».
      Г. Лонгфелло
      «Песнь о Гайавате» (фрагменты).
      Национальное своеобразие американского романтизма. Утверждение национальной самобытности и независимости. Особая роль описаний не тронутой цивилизацией природы. Индейская тема.
      Теория литературы. Романтизм.
      Развитие речи. Реферат по творчеству одного из зарубежных романтиков.


«РАБОТА НАД РЕФЕРАТОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
(практикум)

      Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
(обзор)

      Русская литература и ее связь с национальной историей. Осмысление русской литературой ценностей западноевропейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Зарождение реализма в русской литературе. Национальное самоопределение русской литературы. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века (свобода, нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека, образ «маленького человека»). Литературная жизнь в первой половине XIX века. Литературные общества, кружки, журналы. Роль литературы в формировании русского литературного языка.

К. Н. БАТЮШКОВ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Последняя весна», «Пробуждение».
      Поэзия Батюшкова и ранний этап развития русского романтизма. Переход поэта от жизнеутверждающих, анакреонтических мотивов к трагическому переживанию дисгармоничности мира, элегическим мотивам одиночества, разочарования, тоски. Тема трагической, несчастливой любви. Черты классицизма и сентиментализма в лирике. Батюшков и русская поэзия.
      Теория литературы. Элегия.
      Развитие речи. Подбор цитат к сообщению об особенностях художественного мира Батюшкова. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии стихотворения.
      Внеклассное чтение. К. Н. Батюшков. «Мои пенаты».


В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Певец во стане русских воинов», «Невыразимое», «Море», «Я Музу юную, бывало...».
      Основные темы, мотивы и образы поэзии Жуковского. Своеобразие художественного мира. Традиции сентиментальной литературы в лирике поэта. Патриотическая тема в стихотворении «Певец во стане русских воинов». Лирический герой, его восприятие мира. Темы любви и поэтического вдохновения. Нравственно-философская проблематика. Своеобразие романтизма Жуковского. Жанровое многообразие творчества поэта. Жуковский-переводчик.
      Теория литературы. Лирический герой. Романтизм.
      Развитие речи. Подбор цитат к сообщению о лирическом герое поэзии Жуковского. Сочинение-эссе о нравственной проблематике стихотворения.
      Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Видение».


«ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)

      Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского и др.).


А. С. ГРИБОЕДОВ

      Жизнь и творчество.
      Комедия «Горе от ума».
      История создания и публикации комедии. Прототипы. Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Жанровое своеобразие. Смысл названия и проблема ума в комедии. Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Чацкий как необычный «резонер» и предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ Софии и женские образы в комедии. Образ социальной среды. Фамусовское общество, его основные представители. Художественная функция второстепенных и внесценических персонажей. Своеобразие композиции. Особая роль монологов в комедии. Герои-«антиподы» и герои-«двойники». Отсутствие классической развязки. Смысл финала. Авторская позиция и способы ее выражения. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик героев. Традиции басен И. А. Крылова, вольный стих. Конкретно-историческое и вневременное в комедии. «Вечные» темы и «вечные» образы. «Горе от ума» на русской сцене.
      Комедия «Горе от ума» в критике: И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
      Теория литературы. Комедия. Конфликт. Главные, второстепенные и внесценические персонажи. Проблематика. Речевая характеристика персонажа. Вольный стих.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть и анализ одного из монологов Чацкого или Фамусова. Составление речевой характеристики одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос о жанровом своеобразии комедии. Устный отзыв о театральной постановке пьесы. Работа над конспектом статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
      Связь с другими видами искусства. Портреты драматурга. Вальс А. С. Грибоедова. Иллюстрации к комедии. Сценическая история пьесы.
      Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Молчалины».


А. С. ПУШКИН

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Мадона», «Бесы», «Осень», «Поэту», «Эхо», «Поэт и толпа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике (ода, сатира, элегия, послание). Основные темы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Поэтические манифесты Пушкина. Лирика Пушкина и романтизм. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы в поздней лирике. Проблема нравственного идеала. Реалистическое осмысление действительности. Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Традиции античной поэзии, классицизма, романтизма и реалистические тенденции в поздней лирике Пушкина. Мотивы и образы пушкинской лирики в русской поэзии.
      Теория литературы. Художественный мир. Лирические жанры. Новаторство. Тематика. Лирический герой.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Письменный анализ жанрового своеобразия стихотворения. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение по одной из «вечных» тем в лирике А. С. Пушкина.
      Поэма «Цыганы».
      «Цыганы» как романтическая поэма. Конфликт между «естественной» жизнью «диких» людей и цивилизацией. Своеобразие сюжета. Тема любви. Образ Алеко. Эпическое и лирическое в поэме. Приемы драматизации повествования. Роль диалогов. Смысл эпилога.
      Теория литературы. Романтическая поэма. Романтический герой. Романтический пейзаж.
      Развитие речи. Составление плана устного ответа об особенностях композиции поэмы.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Кавказский пленник».
      Трагедия «Моцарт и Сальери».
      «Вечные» темы в трагедии. Образы Моцарта и Сальери. Своеобразное решение темы творчества. Нравственная проблематика произведения. Образ «черного человека». «Моцарт и Сальери» в контексте цикла «маленьких трагедий».
      Теория литературы. Трагедия. Новаторство.
      Развитие речи. Устный ответ на вопрос о своеобразии решения «вечных» тем в одной из «маленьких трагедий».
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь», «Каменный гость».
      Роман в стихах «Евгений Онегин».
      История создания романа, первоначальный замысел и его эволюция. Своеобразие жанра и композиции «свободного романа». Единство эпического и лирического начал. Основные темы лирических отступлений. Сюжетные линии романа. Художественная функция «Отрывков из путешествия Онегина». Роль эпиграфов, предисловия, посвящения, писем героев, сна Татьяны. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор и герои романа. Образ читателя. Нравственно-философская проблематика произведения. Темы любви, дружбы, творчества, природы в романе. Смысл финала. Реализм и энциклопедизм романа. Картины жизни русского общества. «Онегинская строфа». Особенности языка романа, сочетание высокой и низкой лексики.
      Роман «Евгений Онегин» в критике: В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина», статьи восьмая, девятая (фрагменты). Ф. М. Достоевский. «Пушкин».
      Теория литературы. Роман в стихах. Лирические отступления. «Онегинская строфа». Эпиграф. Реализм.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из романа. Составление плана устного ответа об особенностях композиции романа в связи с его жанром. Подбор цитат к сочинению по одной из тем пушкинской лирики, получивших развитие в романе. Выписки из статей В. Г. Белинского к устной характеристике одного из образов романа. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
      Связь с другими видами искусства. Портреты А. С. Пушкина работы художников О. А. Кипренского, В. А. Тропинина и др. Рисунки А. С. Пушкина. Иллюстрации к произведениям поэта. Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».


«ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».


«ОБРАЗ ПУШКИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      В. А. Жуковский
      «Он лежал без движенья...».
      В. К. Кюхельбекер
      «Тени Пушкина».
      Ф. И. Тютчев
      «29-е января 1837».
      М. Ю. Лермонтов
      «Смерть Поэта».
      И. А. Бунин
      «26-е мая».
      А. А. Блок
      «Пушкинскому Дому».
      М. И. Цветаева
      «Стихи к Пушкину» («Бич жандармов, бог студентов...»).
      А. А. Ахматова
      «Смуглый отрок бродил по аллеям...».
      В. В. Маяковский
      «Юбилейное».
      С. А. Есенин
      «Пушкину».
      А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Образ Пушкина в художественной литературе. Произведения, посвященные гибели поэта. Пушкинские темы, образы и мотивы в русской литературе.
      Теория литературы. Мемуары. Дневники.
      Развитие речи. Тезисы статьи, посвященной творчеству А. С. Пушкина.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк».
      Основные мотивы и настроения поэзии Лермонтова. Тоска по духовной свободе и идеалу. Жажда любви и гармонии. Поэтические манифесты Лермонтова. Лирика Лермонтова и романтизм. Философская глубина и исповедальный характер лермонтовской лирики. Природа и человек. Тема родины. Пушкинские темы и образы в лирике Лермонтова. Реалистические тенденции в творчестве. Своеобразие лирического героя лермонтовской поэзии. Образ поэта. Романтическая символика. Мотивы и образы лермонтовской лирики в русской поэзии.
      Теория литературы. Художественный мир. Мотив. Исповедь. Символ.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Подбор цитат к устной характеристике внутреннего мира лирического героя. Целостный анализ лирического стихотворения. Сочинение о своеобразии романтической символики в лирике М. Ю. Лермонтова.
      Роман «Герой нашего времени».
      Смысл заглавия. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Жанровое своеобразие романа. Особенности повествования. Композиция произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Художественная функция предисловий. Печорин в ряду других героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вулич). Прием двойничества. Тема любви и женские образы в романе. Мастерство пейзажных описаний, портретных характеристик. Приемы психологического изображения. Смысл финала. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин.
      Роман «Герой нашего времени» в критике: В. Г. Белинский. «„Герой нашего времени“, сочинение М. Лермонтова» (фрагменты).
      Теория литературы. Романтизм. Реализм. Социально-психологический роман. Психологизм. Форма исповеди. Форма дневника. «Вершинная» композиция. «Кольцевая» композиция. Психологический портрет. Пейзаж.
      Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к сочинению о художественной функции пейзажа в романе.
      Подготовка вопросов к дискуссии по повести «Фаталист». Конспектирование статьи В. Г. Белинского. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
      Связь с другими видами искусства. Портреты М. Ю. Лермонтова. Автопортрет. Рисунки поэта. Иллюстрации к роману «Герой нашего времени». Экранизация романа.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».


«КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)

      Обобщение знаний о композиции литературного произведения. Основные части (структура) произведения, их последовательность и принципы соединения. Композиция повествования. Композиция сюжета. Построение системы образов. Ведущий композиционный принцип. Примерный план анализа композиции эпического произведения (на материале изученных произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова).


«ЛЕРМОНТОВСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ
В ПОЭЗИИ РУССКОГО МОДЕРНИЗМА»

(обзор)

      Д. С. Мережковский
      «Одиночество».
      Ф. К. Сологуб
      «Мы — плененные звери...».
      К. Д. Бальмонт
       «К Лермонтову».
      А. А. Блок
      «Усталость».
      Лермонтовские традиции в поэзии русского модернизма. Романтическая символика в лермонтовской поэзии и поэзии русских символистов.
      Теория литературы. Модернизм. Символизм. Серебряный век русской поэзии.
      Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте.


«ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ»
(обзор)

      Е. А. Баратынский
      «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплен я музою моею...»), «Болящий дух врачует песнопенье...».
      А. А. Дельвиг
      «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
      Д. В. Давыдов
      «Песня старого гусара», «Гусарский пир».
      В. К. Кюхельбекер
      «Участь русских поэтов».
      П. А. Вяземский
      «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат...».
      Д. В. Веневитинов
      «Три участи», «Элегия» («Волшебница! Как сладко пела ты...»).
      А. В. Кольцов
      «Разлука», «Лес».
      Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Картины русской жизни. Тема поэта и поэзии.
      Теория литературы. Золотой век русской поэзии.
      Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры.


Н. В. ГОГОЛЬ

      Биография и творчество.
      Повесть «Шинель».
      Повесть «Шинель» в контексте цикла «петербургских повестей». Образ Петербурга. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина и тема «маленького человека». Конфликт мечты и действительности, человеческого (гуманного) и бюрократического (бездушного). Обобщенный образ «значительного лица». Шинель как образ-символ. Смысл фантастического финала. Гуманистический пафос повести. Авторская позиция и способы ее выражения. Роль художественной детали.
      Теория литературы. Повесть. Цикл. Тема «маленького человека».
      Развитие речи. Подбор цитат к устной характеристике заглавного образа. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике повести и об авторской позиции.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Портрет».
      Поэма «Мертвые души» (первый том).
      История создания поэмы. Ориентация на традицию авантюрно-приключенческого и плутовского романа и трехчастную композицию «Божественной комедии» Данте Алигьери. Своеобразие жанра и композиции. Тематика лирических отступлений. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Чичиков в системе образов персонажей. Образы помещиков и чиновников, средства их создания. Художественная функция «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика. Образ Руси. Образы крестьян. Картины народной жизни. Символическое значение образа дороги. Гоголевская программа духовного возрождения России, авторская интерпретация поэмы в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Художественные особенности прозы Гоголя (художественная деталь, прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Гоголь и русская литература.
      Теория литературы. Замысел и воплощение. Жанровое своеобразие. Поэма. Художественный мир произведения. Сюжет. Композиция. Лирические отступления. Вставные тексты. Символ. Оксюморон.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента лирического отступления. Подбор цитат по указанной теме. Письменный ответ на вопрос, связанный с проблематикой поэмы. Составление плана анализа эпизода. Устная характеристика предметного мира произведения (на примере отдельной главы). Подготовка реферативных сообщений об истории создания поэмы, об авторской интерпретации своего творения. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя.
      Связь с другими видами искусства. Портреты Н. В. Гоголя работы художников И. Е. Репина, Ф. А. Моллера, А. А. Иванова. Иллюстрации П. М. Боклевского, А. А. Агина к «Мертвым душам». Обложки к первому и второму изданию поэмы «Мертвые души» по рисунку Н. В. Гоголя. Театральные и кинематографические версии поэмы.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями (фрагменты). Авторская исповедь.


«ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(обзор)

      Г. Р. Державин
      «Приглашение к обеду».
      А. А. Бестужев-Марлинский
      «Часы и зеркало».
      Н. В. Гоголь
      «Старосветские помещики».
      Общая характеристика предметного мира литературного произведения. Образ предмета в эпических и лирических произведениях. Предмет как одно из средств создания образа человека. Предмет как символ.
      Теория литературы. Образ предмета. Художественная деталь. Символ.
      Развитие речи. Устная характеристика предметного мира одного из литературных произведений.


«АНАЛИЗ ВСТАВНОГО ТЕКСТА В ЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.


«ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

      Ф. М. Достоевский
      «Бедные люди».
      Н. С. Лесков
      «Тупейный художник».
      Ф. К. Сологуб
      «Маленький человек».
      И. С. Шмелев
      «Человек из ресторана».
      Обобщение сведений о традиционных темах, образах и мотивах в русской литературе. Гуманистический пафос произведений русской классики. Человек и социальная среда. Тема «маленького человека». Образы правдоискателей, мечтателей, талантливых русских людей. Поиск незыблемых нравственных ценностей в народной жизни.
      Теория литературы. Традиция.
      Развитие речи. Письменная работа об особенностях решения одной из традиционных тем в литературном произведении.


«ТРАДИЦИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

      А. П. Чехов
      «Драма».
      Д. Хармс
      «Елизавета Бам».
      Тэффи
      «Взамен политики».
      А. Т. Аверченко
      «Корибу».
      В. М. Шукшин
      «Ораторский прием».
      Ф. А. Искандер
      «Кролики и удавы».
      Обобщение сведений о традиции смеховой культуры в фольклоре и литературе. Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Юмор и сатира. Ирония. Сарказм.
      Теория литературы. Комическое. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм.
      Развитие речи. Рецензия на одно из сатирических или юмористических произведений современного писателя.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>