Чертов В. Ф. Литература. 5—11 классы


ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

(105/175 часов)

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС; ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО;
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

      Виды деятельности:
      а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления.
      • Чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.
      б) анализ
      • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
      • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Анализ традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
      • Выявление черт литературного направления (реализма, модернизма) в произведении.
      • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
      • Анализ стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в литературном произведении.
      • Целостный анализ эпического, драматического, лирического, лиро-эпического произведения.
      • Анализ эпического, драматического, лирического, лиро-эпического произведения в заданном аспекте.
      • Анализ интертекстуальных связей литературного произведения.
      • Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
      в) развитие устной и письменной речи
      • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведения, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
      • Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
      • Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
      • Сочинение о тематике и проблематике (исторической, философской, социальной, нравственной) литературного произведения.
      • Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
      • Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
      • Реферат об особенностях индивидуального стиля писателя с использованием научной, справочной литературы и ресурсов Интернета.
      • Сочинение-эссе о соотношении злободневного и вневременного в содержании литературного произведения.
      • Письменный анализ эпического, лирического, драматического, лиро-эпического произведения.
      • Сочинение на литературоведческую тему (анализ произведения в разных аспектах).
      • Конспектирование литературно-критической статьи.
      • Рецензия на театральную постановку (инсценировку) или кинематографическую версию драматического (эпического) произведения.
      Термины:
      • Текст и произведение.
      • Контекст (исторический, биографический).
      • Интертекст.
      • Литературный процесс.
      • Традиции и новаторство (развитие представлений).
      • Творческий путь писателя, писатель и эпоха (развитие представлений).
      • Эпические жанры (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, очерк).
      • Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).
      • Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).
      • Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира, стихотворение в прозе).
      • Художественный мир.
      • Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм), течения (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), группы (ОБЭРИУ).
      • Литературный манифест.
      • Стиль.
      • Тропы (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет, ирония, перифраза).
      • Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, оксюморон, параллелизм, градация, алогизм, риторический вопрос, риторическое восклицание).
      • Композиция («ретроспективная», «вершинная», «кольцевая»).
      • Персонажи главные, второстепенные, внесценические.
      • Эпиграф.
      • Эпилог.
      • Психологизм (открытый и скрытый).
      • Внутренний монолог.
      • Портрет.
      • Пейзаж.
      • Художественная деталь.
      • Подтекст.
      • Аллюзия.
      • Реминисценция.
      • Документализм.
      • Трагическое и комическое.
      • Идеал.
      • Пародия.
      • Лирический герой.
      • Лирический сюжет.
      • Ритмика, рифма.
      • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.
      • Верлибр. Дольник.


«ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ
В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

(вводный урок)

      Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного произведения. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Г. АПОЛЛИНЕР

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание».
      Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Г. Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Эксперименты в области стихотворной формы.
      Теория литературы. Новаторство в области поэтической формы. Поэтический эксперимент.
      Развитие речи. Подбор материалов о творчестве поэта в справочной литературе и с использованием ресурсов Интернета.
      Внеклассное чтение. Г. Аполлинер. «Заколотая горлинка и фонтан».


Ф. КАФКА

      Слово о писателе.
      Новелла «Превращение».
      Концепция мира и человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета. Особенности повествования. Использование фантастических, гротескных изобразительных форм. Своеобразие стиля Кафки.
      Теория литературы. Модернизм. Гротеск.
      Развитие речи. Реферат по творчеству одного из зарубежных писателей XX века.
      Внеклассное чтение. Ф. Кафка. «Приговор».


Дж. Б. ШОУ

      Слово о писателе.
      Пьеса «Пигмалион».
      Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
      Теория литературы. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии.
      Развитие речи. Рецензия на театральную постановку пьесы одного из зарубежных драматургов XX века.
      Внеклассное чтение. Дж. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
(обзор)

      Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу.


«РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ»
(обзор)

      Д. С. Мережковский
      «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (фрагменты).
      Ф. К. Сологуб
      «Мелкий бес».
      В. Я. Брюсов
      «Юному поэту», «Грядущие гунны».
      К. Д. Бальмонт
      «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты).
      А. Белый
      «Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без возврата», «Невский проспект»).
      Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма.
      Теория литературы. Символизм. Модернизм.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). Конспектирование программных статей русских символистов (по выбору).

А. А. БЛОК

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы».
      Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века.
      Поэма «Соловьиный сад».
      Автобиографическая основа поэмы. Своеобразие сюжета и композиции поэмы. Романтический конфликт мечты и суровой реальности. Развитие темы возмездия. Полемика с идеалом «личного уюта». Философская трактовка темы счастья.
      Поэма «Двенадцать».
      История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Система образов. Развитие образа двенадцати. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Проблема художественного метода Блока.
      Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Целостный анализ лирического или лиро-эпического произведения. Подготовка сообщения об интерпретациях финала поэмы «Двенадцать». Сочинение по творчеству А. А. Блока.
      Связь с другими видами искусства. Иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме «Двенадцать».
      Внеклассное чтение. А. А. Блок. «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта».


«ТРАДИЦИОННОЕ И НОВАТОРСКОЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Обобщение представлений о традициях и новаторстве в художественной литературе. Современное понимание традиции как творческого наследования культурного опыта. Анализ соотношения традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения (на примере изученных произведений А. А. Блока, других поэтов-символистов).


И. А. БУНИН

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».
      Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.
      Рассказы «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
      Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие стиля Бунина.
      Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика.
      Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя. Сочинение по творчеству И. А. Бунина.
      Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева».


А. И. КУПРИН

      Жизнь и творчество (обзор).
      Рассказ «Гранатовый браслет».
      Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
      Теория литературы. Психологизм. Эпиграф.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна.
      Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Олеся», «Гамбринус».


«СИМВОЛ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(практикум)

      Обобщение представлений о символе в произведениях художественной литературы. Символические образы в романтической и реалистической литературе. Символ в эстетике символистов. Проблемы истолкования символа. Художественная функция символа в литературном произведении (на примере ранее изученных произведений А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна).


Л. Н. АНДРЕЕВ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Повесть «Иуда Искариот».
      Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Образ Иуды и проблема любви и предательства. Изображение трагических противоречий бытия. Тема отчуждения, одиночества человека в мире. Проблема свободы личности. Экспрессивность стиля Андреева. Выразительность художественной детали и роль лейтмотива в повести.
      Теория литературы. Интерпретация библейского сюжета. Лейтмотив.
      Развитие речи. Тезисный план ответа на вопрос о своеобразии стиля Л. Н. Андреева.
      Внеклассное чтение. Л. Н. Андреев. «Красный смех».


М. ГОРЬКИЙ

      Жизнь и творчество.
      Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш».
      Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Особенности стиля. Горький и русская литература XX века.
      Пьеса «На дне».
      Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
      «Несвоевременные мысли» (фрагменты).
      Горький как публицист и общественный деятель. История создания цикла статей «Несвоевременные мысли». Проблематика и стиль.
      Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство.
      Развитие речи. Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького.
      Связь с другими видами искусства. Театральные постановки пьес М. Горького.
      Внеклассное чтение. М. Горький. «Двадцать шесть и одна», «Васса Железнова».


«ЦИТАТЫ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ
В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

(практикум)

      Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах интертекстуальности. Художественные функции цитат и реминисценций. Проблема художественных взаимодействий и своеобразных диалогических отношений между текстами. Постижение скрытых смыслов как одна из основных задач анализа интертекстуальных связей литературного произведения (на примере ранее изученных произведений А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, М. Горького).


«МОДЕРНИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
(обзор)

      Концепция мира и человека в искусстве модернизма. Отражение кризиса сознания, ощущение краха верований и духовных ценностей. Особый интерес к личностному, нетипичному. Отрицание реалистических принципов изображения. Элитарные концепции искусства. Формальные эксперименты. Идея радикального обновления художественного языка. Многочисленные течения, школы и группы в искусстве модернизма. Основные течения в литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».


«ПОЭЗИЯ АКМЕИЗМА»
(обзор)

      М. А. Кузмин
      «О прекрасной ясности» (фрагменты), «Мои предки».
      Н. С. Гумилев
      «Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты), «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
      О. Э. Мандельштам
      «Утро акмеизма», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков».
      Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева. Лирический герой. Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
      Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм.
      Развитие речи. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте.


«ЛИТЕРАТУРНЫЕ МИСТИФИКАЦИИ»
(обзор)

      Литературная мистификация как художественный и/или жизнетворческий эксперимент. Из истории литературных мистификаций («Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, Козьма Прутков). Одна из наиболее известных мистификаций в литературе XX века — поэзия Черубины де Габриак, воплощение символистской идеи «творимой легенды».


А. А. АХМАТОВА

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля».
      Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
      Поэма «Реквием».
      Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Художественная функция аллюзий и реминисценций.
      Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник.
      Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического произведения. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
      Связь с другими видами искусства. Портреты А. А. Ахматовой.
      Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Поэма без героя».


«РУССКИЙ ФУТУРИЗМ»
(обзор)

      И. Северянин
      «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава».
      В. В. Хлебников
      «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...».
      Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Иванов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.
      Теория литературы. Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество.
      Развитие речи. Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для устной характеристики их художественного мира. Анализ стихотворения в заданном аспекте.


В. В. МАЯКОВСКИЙ

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
      Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, элементы эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики Маяковского.
      Поэма «Облако в штанах».
      Композиция поэмы, ее связь с идейным содержанием. Исторический, биографический и историко-культурный контекст. Мотив трагического одиночества поэта. Оригинальное решение тем любви, искусства, религии. Художественная функция метафоры и гиперболы, многочисленных аллюзий и реминисценций.
      Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих.
      Развитие речи. Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной, мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете. Тезисы ответа на вопрос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвященному анализу одной из глав поэмы «Облако в штанах». Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.
      Внеклассное чтение. В. В. Маяковский. «Клоп».


«НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ»
(обзор)

      Н. А. Клюев
      «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
      С. А. Клычков
      «Печаль, печаль в моем саду...», «Милей, милей мне славы...».
      П. В. Орешин
      «Ночь», «Дулейка».
      Продолжение традиций русской реалистической поэзии XIX века в творчестве новокрестьянских поэтов. Идея богоизбранности крестьянина и идеализация крестьянского мира. Связь новокрестьянской поэзии с художественными исканиями символизма.
      Теория литературы. Художественный мир поэта. Стилевое своеобразие. Фольклорная и литературная традиции.
      Развитие речи. Устный ответ на вопрос о фольклорной традиции в творчестве одного из новокрестьянских поэтов.


C. А. ЕСЕНИН

      Жизнь и творчество.
      Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...».
      Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. Образ русской деревни в ранней и поздней лирике. Антитеза «город — деревня». «Сквозные» образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
      Поэма «Анна Снегина».
      Историческая и автобиографическая основа поэмы. Изображение предреволюционной и послереволюционной деревни. Смысл названия поэмы. Особенности композиции. Соотношение лирического и эпического начал. Художественная функция диалогов. Смысл финала.
      Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный анализ лирического произведения. Реферат об особенностях стиля поэта. Сочинение по творчеству С. А. Есенина.
      Внеклассное чтение. С. А. Есенин. «Черный человек».


М. И. ЦВЕТАЕВА

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог», «Куст».
      Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
      Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис.
      Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте.
      Внеклассное чтение. М. И. Цветаева. «Пригвождена».


Б. Л. ПАСТЕРНАК

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...».
      Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
      Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
      История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.
      Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл.
      Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака.
      Внеклассное чтение. Б. Л. Пастернак. «Нобелевская премия».


«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Обобщение сведений о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Антропонимы и топонимы. Имя собственное в заглавии произведения. Имя и фамилия персонажа как своеобразный ключ к подтексту, средство актуализации интертекстуальных связей произведения, постижения скрытых смыслов. Подготовка сообщений о роли имен собственных в ранее изученных произведениях А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Б. Л. Пастернака.


М. А. БУЛГАКОВ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Белая гвардия».
      Историческая и автобиографическая основа романа. Образы Города и Дома. Изображение событий гражданской войны. Образы белогвардейцев. Реалистические и романтические традиции в создании образов Турбиных. Особенности композиции. Роль эпиграфов в романе. Библейские мотивы и образы. Смысл финала. Художественная функция снов. Своеобразие художественного метода.
      Роман «Мастер и Маргарита».
      История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы романа.
      Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод.
      Развитие речи. Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя. Тезисный план сочинения о соотношении конкретно-исторического и вневременного в романе. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
      Связь с другими видами искусства. Экранизации и театральные постановки произведений М. А. Булгакова.
      Внеклассное чтение. М. А. Булгаков. «Бег».


«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920—1930-х ГОДОВ»
(обзор)

      А. А. Фадеев
      «Разгром».
      И. Э. Бабель
      «Мой первый гусь», «Соль».
      И. А. Ильф и Е. П. Петров
      «Двенадцать стульев».
      Н. А. Островский
      «Как закалялась сталь».
      М. А. Светлов
      «Гренада», «Песня о Каховке».
      А. Н. Толстой
      «Петр Первый».
      Н. Ф. Погодин
      «Человек с ружьем».
      В. В. Набоков
      «Машенька».
      И. С. Шмелев
      «Лето Господне» (фрагменты).
      Г. В. Иванов
      «В ветвях олеандровых трель соловья...».
      В. Ф. Ходасевич
      «Не матерью, но тульскою крестьянкой...».
      Особенности литературного процесса. Развитие литературы в СССР и русском зарубежье. Основные события литературной жизни. Литературные группы и объединения (Пролеткульт, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, «Серапионовы братья», ОБЭРИУ и др.). Создание Союза писателей СССР. Дискуссии о социалистическом реализме. Берлин и Париж как центры литературы русской эмиграции. Журнал «Современные записки». Тема России и судьбы человека в переломную историческую эпоху. Многообразие художественных трактовок событий революции и Гражданской войны. Философская и нравственная проблематика произведений. Стилевое многообразие. Традиции романтизма в поэзии и прозе. Сатирические произведения. Исторические романы. Автобиографические произведения русских писателей.
      Теория литературы. Социалистический реализм. Традиции и новаторство. Исторический роман. Сатирический роман.
      Развитие речи. Подготовка сообщения о биографии и творчестве одного из писателей. Составление коллективной антологии «Тема России в поэзии русской эмиграции», подготовка вступительной статьи к ней.


«ПОЭЗИЯ И ПРОЗА „САТИРИКОНА“»
(обзор)

      А. Т. Аверченко
      «Автобиография», «Поэт».
      Н. А. Тэффи
      «Бабья книга», «Взамен политики».
      Саша Черный
      «Смех сквозь слезы», «Два толка», «Рождение футуризма».
      Традиции отечественной смеховой культуры в творчестве поэтов и писателей, публиковавшихся в журнале «Сатирикон». История издания журнала. Развитие традиций чеховской юмористики.
      Теория литературы. Виды комического. Сатира. Юмор. Пародия.
      Развитие речи. Устный ответ на вопрос об авторской позиции и способах ее выражения в одном из юмористических произведений.


Е. И. ЗАМЯТИН

      Жизнь и творчество (обзор).
      Роман «Мы».
      История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа. Особенности композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа. Жанр антиутопии в мировой и русской литературе.
      Теория литературы. Антиутопия.
      Развитие речи. Сообщения об утопии и антиутопии в мировой и русской литературе.
      Внеклассное чтение. Дж. Оруэлл. «1984». В. Ф. Одоевский. «Город без имени».


«ПОЭЗИЯ ОБЭРИУ»
(обзор)

      Д. И. Хармс
      «Шарики сударики», «Олейникову», «Я гений пламенных речей...».
      А. И. Введенский
      «Мне жалко, что я не зверь...», «Элегия».
      Н. М. Олейников
      «Карась», «Прощание».
      Манифест «Поэзия обэриутов». Провозглашение нового поэтического языка и нового ощущение жизни. Влияние «заумного языка» В. Хлебникова. Сочетание внешнего комизма и трагического мировосприятия.
      Теория литературы. Традиции и новаторство. Трагическое и комическое. Поэтика абсурда.
      Развитие речи. Устное сообщение о соотношении трагического и комического в творчестве одного из поэтов-обэриутов.


А. П. ПЛАТОНОВ

      Жизнь и творчество.
      Повесть «Котлован».
      Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира. Идея «общей жизни» как основа сюжета повести. Конкретно-исторический и условно-символический планы в произведении. Герои Платонова. Тема детства и тема смерти в повести. Символический образ котлована. Самобытность стиля писателя.
      Теория литературы. Утопия и антиутопия. Символ. Стиль.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об индивидуальном стиле А. П. Платонова.
      Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Возвращение».


М. А. ШОЛОХОВ

      Жизнь и творчество.
      Роман «Тихий Дон».
      История создания романа. Широта эпического повествования. Авторская позиция. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Роль народных песен. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.
      Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя. Характеристика особенностей стиля писателя. Анализ документализма как одной из стилевых доминант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
      Внеклассное чтение. М. А. Шолохов. «Они сражались за родину».


Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».
      Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Философская проблематика. Своеобразие художественного воплощения темы природы. Художественный мир поэзии Заболоцкого.
      Теория литературы. Художественный мир.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ проблематики лирического стихотворения.
      Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Метаморфозы».


«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»
(обзор)

      Э. Хемингуэй
      «Старик и море».
      Дж. Сэлинджер
      «Над пропастью во ржи».
      У. Эко
      «Имя розы».
      Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века. Развитие реалистических традиций. Философская, социальная и нравственная проблематика. Проблемы отчужденности, самопознания, нравственного выбора. Обращение писателей к парадоксам бытия. Взаимодействие реального и фантастического, современности и мифа.
      Теория литературы. Миф в литературном произведении.
      Развитие речи. Доклад об одном из зарубежных писателей — лауреатов Нобелевской премии в области литературы.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

      Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 1960-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
      Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).


А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...».
      Фольклорные и литературные традиции в поэзии Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики. Исповедальный характер поздней лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Историческая тема и тема памяти.
      Теория литературы. Лирический герой. Исповедь.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского.
      Внеклассное чтение. А. Т. Твардовский. «Теркин на том свете».


«ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      В. Л. Кондратьев
      «Убиты под Москвой».
      В. О. Богомолов
      «В августе сорок четвертого».
      В. В. Быков
      «Сотников».
      Г. Н. Владимов
      «Генерал и его армия».
      Изображение событий военного времени в произведениях писателей и поэтов, участников Великой Отечественной войны. Лирика и публицистика военных лет. Своеобразие «лейтенантской» прозы. Художественное исследование психологии человека в условиях войны. Документальная проза о войне. Военная тема в литературе русской эмиграции.
      Теория литературы. Документализм.
      Развитие речи. Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне.


«СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
РУССКОЙ ПРОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

(обзор)

      В. Т. Шаламов
      «Последний замер», «Шоковая терапия».
      В. Г. Распутин
      «Прощание с Матерой».
      А. В. Вампилов
      «Утиная охота».
      В. П. Астафьев
      «Царь-рыба» (фрагменты).
      Литературный процесс во второй половине XX века. Основные тенденции в развитии русской литературы, ее социальная и нравственная проблематика. Литература и публицистика. «Лагерная» тема: личность и государство, характер и обстоятельства. Проблемы народной жизни в «деревенской» прозе.
      Теория литературы. Проблематика. Публицистика.
      Развитие речи. Сочинение-эссе на тему, связанную с проблематикой литературного произведения.


В. М. ШУКШИН

      Жизнь и творчество (обзор).
      Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
      Изображение народного характера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
      Теория литературы. Рассказ. Повествователь.
      Развитие речи. Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшина.
      Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Беседы при ясной луне».


А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

      Жизнь и творчество (обзор).
      Повесть «Один день Ивана Денисовича».
      Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
      Теория литературы. Повесть. Повествователь.
      Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении исторического и биографического контекста для понимания идейного содержания произведения.
      Внеклассное чтение. А. И. Солженицын. «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).


«РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»
(обзор)

      Н. М. Рубцов
      «Видения на холме», «Листья осенние».
      Р. Гамзатов
      «Журавли».
      Е. А. Евтушенко
      «Со мною вот что происходит...».
      Б. Ш. Окуджава
      «Полночный троллейбус», «Живописцы».
      Б. А. Ахмадулина
      «По улице моей который год...».
      «Тихая» поэзия и «эстрадная» поэзия. «Вечные» темы. Особенности «бардовской» поэзии 1960-х годов. Традиции романтизма, акмеизма в поэзии.
      Теория литературы. Традиция и новаторство.
      Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения.


И. А. БРОДСКИЙ

      Жизнь и творчество (обзор).
      Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
      Лирический герой, своеобразие поэтического мышления и стиля Бродского. Оригинальная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Жанровое своеобразие лирических стихотворений. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Бродский и постмодернизм.
      Теория литературы. Лирический герой.
      Развитие речи. Письменная работа о сочетании традиционного и новаторского в поэзии И. А. Бродского.
      Внеклассное чтение. И. А. Бродский. «Рождественская звезда».


«ПОСТМОДЕРНИЗМ»
(обзор)

      Постмодернизм как эстетический феномен в искусстве второй половины XX века. Концепция мира и человека в искусстве постмодернизма. Отражение глобального мировоззренческого кризиса. Взгляд на мир как на хаос (постмодернистская чувствительность). Сочетание разных жанров и разных эпох в одном литературном произведении. Эссеистичность. Концептуализм как одно из основных течений в литературе русского постмодернизма.


«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ»
(обзор)

      Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
      Теория литературы. Литературный процесс. Авангардизм.
      Развитие речи. Рецензия на одно из произведений современной литературы.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>