Василий Андреевич Жуковский

      При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.

УРОК 4. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое». Личность и судьба Жуковского

      На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах: «Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 года: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

      В рассказе учителя о творческом пути В. Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества:

  1. Раннее творчество (до 1808 года).
    Этот период связан с дворянским сентиментализмом Н. Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен грустный, элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Поэт — мастер лирического пейзажа, создатель тонких эмоциональных состояний.
          Для создания эмоционального настроя урока можно организовать небольшой концерт из произведений Жуковского, подготовленных для выразительного чтения, прослушать дуэт Полины и Лизы из I акта «Пиковой дамы» П. Чайковского, написанный на слова Жуковского (фрагмент стихотворения «Вечер»).
  2. Второй период творчества (1808—1830 годы).
          Этот период связан с романтическими идейно-художественными исканиями поэта. Романтика таинственного и загадочного ярко проявляется в жанре баллады.
          Для анализа баллады «Светлана» можно предложить ряд предварительных индивидуальных домашних заданий исследовательского характера, а на уроке выслушать сообщения о наблюдениях школьников.
    Примерные задания:
  1. Сопоставьте два вольных перевода Жуковского баллады Г. Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808) и «Светлана» (1812). Найдите отличия в ходе событий, в изображении героев. Каково авторское отношение к героиням в первом и во втором переводе? Каковы отличия в ритмической организации баллад?
  2. Какие черты русского фольклора можно заметить вбалладе «Светлана»? Какой характер они придают повествованию? Какие черты русского народа, русской женцины воспевает Жуковский? Как поэт изображает душевное состояние героини? Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует?

      Школьникам будет интересен эмоциональный рассказ учителя о неразделенной любви В. Жуковского и М. А. Протасовой. Можно прочитать стихи, посвященные ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.

      Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, В. Жуковский в чине поручика Московского ополчения направляется на театр военных действий против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения «Певец во стане русских воинов». При чтении стихотворения следует обратить внимание учащихся на сочетание различных эмоциональных состояний «лирического я», соединение в стихотворении черт разных литературных направлений:

        Какие эмоциональные состояния характерны для основного настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?
  Как показана в стихотворении история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?
  Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте свое мнение.
  Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
  Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма? Каковы функции использования архаической лексики? Назовите черты, характерные для романтического стиля.

      В заключительной части урока можно прочитать стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…») (1818) и обратить внимание учащихся на черты романтического стиля и особенности жанра этого стихотворения. Оно посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась родной племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 году жене друга Жуковского Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 году Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в Чернь. Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения «…там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П. Елагиной: «Она [«Песня»] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое… воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок; настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело (следует стихотворение «Минувших дней очарованье…»). «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя слово «край» в последней строфе стихотворения. Такой биографический комментарий поможет читателям понять подтекст этого стихотворения. Следует также обратить внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить, какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив смерти и др.).

  1. Третий период творчества (с 1830 года).
    С начала 30-х годов Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В 1826 году он был назначен наставником наследника русского престола, впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте. В 1831 году Жуковский издает свои «Баллады и повести» и часто встречается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они работают над литературной обработкой народных сказок. Жуковского более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 году «Литературной газеты» А. Дельвига, имели сходные литературные позиции.

УРОК 5. «Жуковский — это литературный Коломб Руси». Обучение анализу лирического текста

      В качестве домашнего задания предыдущего урока можно предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа», и подумать над следующими вопросами:

К стихотворению «Море»

  1. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
  2. Какими способами поэт рисует образ моря?
  3. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
  4. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Как он помогает создать картину моря?
  5. Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?
  6. Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?
  7. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?
  8. Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какой смысл придает ему обилие обращений и вопросительных интонаций?
  9. Что общего между морем и лирическим субъектом стихотворения?
  10. В чем они различны?
  11. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?
  12. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

К балладе «Эолова арфа»

  1. Каким настроением проникнута баллада?
  2. Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
  3. Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? бедного влюбленного певца?
  4. Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?
  5. Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши?
  6. В чем основа романтического конфликта баллады?
  7. Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.
  8. Как отразились в балладе мифологические мотивы?
  9. Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
  10. Какова позиция автора баллады в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.
  11. Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?

      В заключение урока необходимо подытожить результаты наблюдений учащихся и определить основное значение творчества Жуковского для русской литературы. Оно в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает настроенность души, ее тонкую внутреннюю организацию. Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…»