Гавриил Романович Державин

      Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока.

УРОК 2. «Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина

      В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

      «Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного можно найти в судьбах Г. Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

Основные этапы жизни и творчества Державина

  1. 1743—1770 годы. «Ученичество».
    1. Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под предводительством Пугачева.
    2. «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
  2. 1776—1803 годы. «Особый путь».
    1. «Хотел парить и не мог… а для того в 1779 году избрал… совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
      Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ»:
      1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин?
      2) Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
      Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
    2. Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока:
    • Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
    • Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?

    Вопросы и задания для анализа оды «Бог»

    1. 

    Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?

    2. 

     Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

    3. 

    Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?

     

          В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).
    Итог анализа оды «Бог». Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.
  3. 1804—1816 годы. «Анакреонтические песни».
    В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

      Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
  2. Какие образные картины вам представились?
  3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
  1. Державин и Суворов.
    Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь». (Название дается в авторской орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

      Вывод урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

УРОК 3. «Где добродетель обитает…» Традиции и новаторство в творчестве Державина

      На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

      Вопросы и задания к оде «Фелица»

  1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  2. Объясните смысл названия оды.
  3. Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  4. Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  5. Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  6. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  7. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

      Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник».

Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

      Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».