Константин Николаевич Батюшков

      На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит решить несколько методических задач: познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского, а также продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинению. При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых в лирике поэта множество. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями.

УРОК 6. «И в радости взываю: о музы! Я пиит!» К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова

      На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики. Урок можно начать погружением в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в IX классе. Для этого возможен концерт-миниатюра, где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона). Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал…» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь, и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «Talis hominibus fuit oratio: qualis vita» — речь людей такова, какой была их жизнь.

      Вопросы классу для выявления первичного восприятия (вопросы могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него)

  1. Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова? Что было непонятно, требовало комментариев?
  2. Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?

      Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи:

18 мая 1787 года — в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев.

1803 год — поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1805 год — первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

1807 год — вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.

1808 год — участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.

1809—1812 годы — сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.

1814 год — участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»).

1815 год — выход в отставку. Переезд в Москву.

1817 год — опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.

1821 год — создание последних стихов.

1822—1855 годы — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 года — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

      В центре урока — изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805—1812 годы). Это период «легкой поэзии». Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта. В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий.

      Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes penátes» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта-классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий.

      Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты»

Индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе

  1. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты». (При составлении комментариев можно воспользоваться следующими источниками: Русские поэты XVIII—XIX веков. — М., 1985. — Т. 6. — С. 673—676. — (Библиотека мировой литературы для детей). Батюшков  К. Н. Сочинения / Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1979. — С. 374—396.)

Приводим примерный вариант комментария:

Пенаты — боги-покровители домашнего очага (рим. миф.). Перен. — дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны.

Пермес — ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.).

«Богинь пермесских дар» — вдохновение.

Лары — души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.).

Лилета — вымышленное имя возлюбленной.

Аония — область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч. миф.).

Сретать — встречать (старосл.). Отсюда «сретение» — встреча.

Стигийские берега — т. е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч. миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной.

Парнасский исполин — Г. Р. Державин, автор стихотворений «Лебедь», в котором он вольно подражал Горацию, и «Соловей» — образцов интимной лирики.

Пиндар — древнегреческий поэт. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны». На реке Суне в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».

Платон и Агатон — в пьесе Карамзина «Афинская жизнь» изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон.

Колыбель славы — в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его».

Сильф — дух воздуха (герм. миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька».

Мелецкий — Ю. А. Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен.

Федр — латинский баснописец I века н. э.

Пильпай (Бидпай) — древний индийский баснописец.

Дмитриев — И. И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в «легком», горацианском роде.

Хемницер — И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность.

Феб — Аполлон, бог искусств.

Хариты — три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.).

Пиериды — музы.

Фортуна — богиня судьбы (рим. миф.).

«Сложи печалей бремя» — намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой.

Вакх — бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч. и рим. миф.).

Аристипп — греческий философ-гедонист V—IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. «Аристиппов внук» — здесь имеется в виду П. А. Вяземский, названный так за прославление культа наслаждений.

«Пока бежит за нами Бог времени седой» — образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто.

Парки — богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.). При обрыве нити человек умирал.

«Наемных ликов глас» — имеется в виду хор, отпевающий покойников.

Цевница — пастушья свирель. Перен. — поэзия вообще.

  1. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.).
  2. Найдите в тексте стихотворения слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.).

      Вопросы и задания для фронтальной работы с классом

  1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить? Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы?
  2. Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?
  3. Почему Батюшков считает, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище «роскошной» действительности? Как это его характеризует?
  4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта?
  5. Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями?
  6. Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?
  7. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?
  8. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.
  9. Подтвердите текстом характеристику стихотворения «Мои пенаты», данную Пушкиным: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна». (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — 1958. — Т. 7. — С. 581.)
  10. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления?

      Вывод. В стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, — это любовь и творчество. В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей — Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской».

      Вопросы и задания к стихотворению «Радость» (вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти, итальянского поэта (1721—1803)

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста?
  2. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии?
    Любимец Кипридин — любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре.
    Лира Тиисская — по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч. миф.).
    Камены — богини-покровительницы искусств и наук (рим. миф.).
    Грации — то же, что хариты.
    Филлида — условное имя возлюбленной.
    Цитера — одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты.
    Пафос — город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа.
  3. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.
  4. Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему?
  5. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков «р» и «л»?
  6. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение Батюшкова «Радость» и стихотворение Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Есть ли здесь основания для сопоставления?

      В заключительной части урока можно проанализировать с классом стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским (см. «Сочинения Александра Пушкина», статьи 2,  3). Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э. Парни «Déguisements de Venus» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть…»

      Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка»

  1. Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились?
  2. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы?
    Эригона — дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию.
    Эвр — теплый юго-восточный ветер.
    Нагло — здесь: внезапно.
    Ланиты — щеки.
    Тимпан — древний ударный музыкальный инструмент.
    Эвоэ! — дикий крик, издававшийся участниками вакханалий.
  3. Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?
  4. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?
  5. Каков образ лирического субъекта стихотворения?
  6. Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»?
  7. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха?
  8. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста?
  9. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

      Выводы урока. Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи — образец художественного мастерства, они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха». «Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!»

УРОК 7. «Только дружба обещает
мне бессмертия венок…» Философские элегии Батюшкова

      На уроке необходимо охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе. Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. Он пишет послание «К Дашкову» (1813), историческую элегию «Переход через Рейн» (1814). Можно поручить специально подготовленным ученикам сравнить эти произведения со стихотворением Жуковского «Певец во стане русских воинов».

      Тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он начинает разочаровываться в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он больше начинает размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит. Он становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроением мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.

      На уроке учащиеся познакомятся с элегиями «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «К другу».

      Вопросы и задания к стихотворению «На развалинах замка в Швеции» (вольный перевод элегии Ф. Маттисона «На развалинах старого горного замка»)

  1. Как стихотворение связано с биографией Батюшкова?
  2. Как в нем отражаются реалии скандинавского эпоса? Дайте к ним историко-культурный комментарий.
    Оден (Один) — верховное божество в скандинавской мифологии, покровитель воинов.
    Гела (Хель) — хозяйка царства мертвых (сканд. миф.).
    Нейстрия — западные области средневековой империи франков.
    Альбион — древнее название Англии.
    Валкала (Вальхалла) — дворец Одена, загробное местопребывание храбрых воинов, павших в битве.
    Скальды — скандинавские народные певцы.
  3. Какие образные картины предстают взору лирического героя? Каким настроением проникнуты эти описания?
  4. Каковы рассуждения лирического героя о философии жизни и смерти? Каковы его мысли о воинах, павших в битве?
  5. Как отражаются в стихотворении патриотические настроения Батюшкова? Как в тексте сочетаются история и современность?
  6. Охарактеризуйте стилистическую манеру текста. Какой смысл придает ему разностопность стихов, длинный стих?
  7. Какую роль играют в тексте старославянизмы?
  8. Каков смысл финала стихотворения? Почему Батюшков спорит с утверждением «Все время в прах преобратило…»? Как воплощаются в стихотворении тема памяти и тема бессмертия?

      Вопросы и задания к стихотворению «Тень друга»

      Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти друга Батюшкова И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. Стихотворение записано во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 года. Эпиграф к нему взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — богиня Диана, луна (рим. миф.).

  1. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению.
    Гальциона — дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу (чайку), чтобы сопровождать утонувшего мужа.
    Вежды — веки.
    Плейсские струи — Петин был убит близ реки Плейсы.
    Беллона — богиня войны.
  2. Найдите в тексте старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?
  3. С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга?
  4. Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?
  5. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в стихотворении?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?
  7. Какими чувствами проникнут монолог лирического субъекта, обращенный к духу погибшего друга?
  8. Прокомментируйте эпиграф к стихотворению. Как в нем решается философская проблема смерти и бессмертия?
  9. Охарактеризуйте языковые и стилевые особенности текста. Как в ритмической структуре проявляются особенности жанра элегии? Какие еще особенности жанра вы заметили?
  10. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из песни I «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона. Есть ли в них основания для сопоставления?

      Вопросы и задания к стихотворению «К другу»

      Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому, поэту, одному из близких друзей Батюшкова и Пушкина. Дом Вяземского в Москве сильно пострадал во время пожара в 1812 году.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Как понять выражения: «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»? (Фалерн — историческая область, известная своим вином. Фалернское вино прославлялось римскими поэтами, в частности Горацием. Клио — муза истории.)
  3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
  4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
  5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?
  6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?
  7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?
  8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?
  9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?
  10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?
  11. Индивидуальное или групповое домашнее задание. Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и что различает?

      В заключение урока возможно прослушать фонограмму романса Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на слова стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки» («Подруги милые!..»).

      Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма: в «Подражании древним» (1821) он, пытаясь преодолеть душевную депрессию, восклицает:

Ты хочешь меду, сын? так жала не страшись;
Венца победы? — смело к бою!
Ты перлов жаждешь? — так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец,
Лишь смелым перлы, мед иль гибель… иль венец.

      Выводы урока. Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные, драматические тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков. В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!» И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.

      После изучения лирики Державина, Жуковского и Батюшкова можно предложить учащимся домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.