Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 145*. Салтыков-Щедрин «создает произведения, в которых гротеск является не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру в целом» 1

Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода.

      Урок можно организовать в виде практикума по обучению сопоставительному анализу эпизодов и выявлению их роли в романе. Следует также обратить внимание на приемы развития речи и формирование умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие его более глубокому пониманию. Кроме того, необходимо обсудить финал романа, чтобы выявить его социальный и общечеловеческий смысл.
      Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы органчика — Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом. При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся уже определили смысл его идеи уравниловки всех глуповцев, выстраивания их по прямой линии.
      Вначале следует сосредоточить внимание учащихся на самом факте поломки органчика.
      Вопросы и задания для анализа фрагментов
      1. Есть ли реальная причина аварии этой «государственной машинки» — органчика? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища.
      Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П...п... плю!“ — наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».)
      2. Прокомментируйте необычные для сатирического описания детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка». Как они связаны с поломкой органчика? Почему Салтыков-Щедрин отказывается здесь от сатирического изображения пейзажа? (Когда градоначальник «улыбнулся», машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И сломалась.)
      3. Докажите, что гротеск в создании образа Брудастого является принципом его изображения на протяжении всей главы. Подтвердите свои мысли примерами.
      4. Как идея формальной государственности, упорядоченности и идея человечности живой природы, неестественности и «естества» отразились в эпизоде укрощения реки Угрюм-Бурчеевым? (В этом эпизоде несоответствие живой природы и формальной «жизни» доводится до предела. Результат — катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку — нет.) «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад».
      5. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Он оказался бессильным покорить природу, «естество». Природа отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота».) «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».
      6. В чем символический смысл образа реки? (Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку.) «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».
      7. Сравните изображение народа в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Как сама история помогает глуповцам излечиться от «упорного начальстволюбия»?
      8. Прокомментируйте финал угрюм-бурчеевской катастрофы? (Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в появлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел... История прекратила течение свое».)
      9. Что общего в двух катастрофах, происшедших с градоначальниками? Как в смене и крахе градоначальников отразилась «отрицательная эволюция» общества? Как в эпизодах «работает» прием щедринского гротеска?
      10. Индивидуальное задание. Докажите, что в изображении Непреклонска писатель развенчивает утопические идеи. Сравните Непреклонск Щедрина и Единое Государство Замятина. Есть ли здесь основания для сопоставления?
      Итоговые вопросы урока
      — О какой истории идет речь в финальной фразе романа? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
      Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. Первая и вторая трактовки иносказательные, третья — основана на конкретном художественном материале, четвертая — носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская, — связана с библейским подтекстом:
      1) появление «Оно» означает предсказание народной революции, так как активизировались «неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от „бывого прохвоста“»;
      2) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 г. (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е гг., когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция;
      3) «Оно» — это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня»;
      4) «Оно» — это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. «Оно» — это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозное и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем;
      5) «Оно» — это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим.
      Итог урока. А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, то есть о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»
      Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие, сыгравшее уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот... Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его живую душу.

Урок 146. «Пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя» 2

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

      Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества. Лекция учителя о личности и судьбе писателя и сообщения подготовленных учеников о его главных произведениях подчеркнут, что, стремясь к изображению в литературе праведников, писатель и сам обладал чертами праведника.
      В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
      — По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
      — Это у вас болезнь зрения.
      — Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
      Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель?
      Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято Господу».
      Тематика индивидуальных сообщений учащихся
      1. Карикатура на общественную жизнь России в романе «Некуда».
      2. «Соборяне» как роман о праведниках и богатырях духа.
      3. Любовь как критерий истины в повести «Несмертельный Голован».
      4. «Удивительные и даже невероятные люди» в сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах» (с обобщением ранее изученного).
      5. Тема праведничества в рассказе «Заячий ремиз».

Основные положения лекции учителя

      1. Незаурядность и сила личности родителей Лескова. Ранняя смерть отца.
      2. Невозможность юного Лескова получить систематическое образование.
      3. Трехлетняя служба в Орловской уголовной палате.
      4. Служба в Казенной палате в Киеве. Путешествия по России на службе у Шкотта.
      5. Переезд в Петербург. Нейтральная общественная позиция в борьбе консерваторов и революционеров-демократов в 1860-е гг. Разрыв с революционерами-демократами. Невозможность участвовать в передовой русской печати.
      6. Отъезд за границу. Полемические романы. (Сообщение учащегося о романе «Некуда».) Общественное одиночество Лескова.
      7. Жесткая критика творчества Лескова в статье Писарева «Прогулка по садам российской словесности». Публикации лесковских произведений в журнале «Отечественные записки». (Сообщение учащегося о романе «Соборяне».)
      8. Любовь в жизни Лескова. Глубокое чувство к Катерине Степановне Савицкой.
      9. Формирование своего, особого литературного стиля. «Лесковский человек». (Сообщение учащегося о повести «Несмертельный Голован».)
      10. «Удивительные и даже невероятные люди» в творчестве Лескова. (Сообщение о сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах».)
      11. Духовный кризис писателя в 1870-е гг. Разрыв с Катковым и журналом «Русский вестник». Вторая поездка за границу. Изменение отношения к Церкви. Гнев духовенства и правительственной администрации. Сближение с Л. Толстым.
      12. Сатирические тенденции в творчестве писателя в 1890-е гг. (Сообщение учащегося о рассказе «Заячий ремиз».)
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»?
      2. Возможно ли праведничество в наши дни?
      3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?
      Итог урока. Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».

Урок 147. «Русский человек со всем справится» 3

«Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

      В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом, внешней и духовной биографией главного героя. Важно помочь ученикам заметить, что композиция произведения совпадает с динамикой образа Флягина и посвящена эволюции героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.
      Проблемный вопрос урока
      — Прав ли философ В. В. Розанов, который утверждал: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому в грехе“». Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести «Очарованный странник» Ивана Флягина?
      Для выяснения этого вопроса можно на первом этапе предложить группам учащихся выделить ключевые эпизоды повествования и некоторые из них проанализировать.
      Группа 1. Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).
      Группа 2. История с кошкой и голубятами (глава третья).
      Группа 3. В няньках на воспитании девочки (глава четвертая).
      Группа 4. Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).
      Группа 5. Побег из татарского плена (глава девятая).
      Группа 6. Служба у князя конэсером (глава десятая).
      Группа 7. Цыганка Груша (глава тринадцатая)
      Группа 8. Смерть Груши (глава восемнадцатая).
      Группа 9. В рекрутах под именем Петра Сердюкова (глава девятнадцатая).
      Группа 10. В монастыре: прозрение (глава двадцатая).

Примерный план анализа эпизодов повести

      1. Озаглавить фрагмент.
      2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.
      3. Определить духовно-нравственное состояние героя.
      4. Выявить авторскую оценку образа.
      5. Сделать выводы.
      Учащимся можно предложить составить цитатный план и подготовить рассказ о «внешней» биографии Ивана Флягина, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни:
      1. «Моленный сын... сын обещанный».
      2. «Заплакал я и пошел в разбойники».
      3. «Взялся хранить дитя и берегу его».
      4. «Я с Савакиреем сяду потягаться на мировую».
      5. «Подщетинен я был после первого раза».
      6. «Как разбежался, всю степь перебежал».
      7. «Привезли меня в наш город, высекли в полиции и в свою губернию послали».
      8. «Лучше служи ты у меня конэсером».
      9. «Это называется магнетизм».
      10. «Поет ее голос, точно колокол малиновый».
      11. «Краса природы совершенство».
      12. «Ударь меня раз ножом против сердца».
      13.«Сдали меня там вместо сына в рекруты».
      14. «Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».
      15. «Мне за народ очень помереть хочется!»
      Подводя итоги урока, можно зафиксировать в таблице главные черты характера Ивана Флягина, которые были выявлены в процессе анализа ключевых эпизодов.

«Внешняя» биография и духовная эволюция Ивана Флягина

Характерные черты
Духовный рост
— Бездумность
— Слепой азарт
— Сила молодости
— Смелость
— Наивность
— Смекалка
— Доброта
— Любовь
— Живучесть
— Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)
— Пробуждение духа
— Осознание грехов
— Проповедь Николая Чудотворца и Христа
— Борение плоти и духа
— Праведность

      Итог урока. Повесть «Очарованный странник» делится на крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего. В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется!».

Урок 148*. «Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны» 4

Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения.

      Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий (от кучера до солдата и артиста), ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!
      Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», беглого крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
      Вопросы для обсуждения названия сказа
      1. Почему Флягин назван странником? (Странник — это не турист, не пассивный созерцатель окружающей жизни, не искатель приключений на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.) Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности — ничто в сравнении с высокой идеей бытия в Боге. Итак, странничество не cтолько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.
      2. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? (Жизнь для Флягина — чудо, которое он должен увидеть сам. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он захотел стать. Это окружающая странника природа; его страстный интерес ко всему живому; привязанность к ребенку, которого он нянчил; восхищение мужеством и духовной силой татар, вставших «наперекор» в сцене поединка; взволнованность музыкой и песней; восторг при любовании красотой женщины и ожидании любви; страстная привязанность к лошадям, не покидающая его всю жизнь; выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.)
      Исследование языка сказа и речевых характеристик героя в разных эпизодах учащиеся могут провести в группах, которые проанализируют необходимые для аргументации фрагменты текста, приведут примеры, сделают выводы и обобщения.
      Группа 1. Картины природы (выявление особенностей языка лесковского пейзажа).
      Группа 2. Интерес ко всему живому (речевая характеристика героя в истории с голубятами).
      Группа 3. Привязанность к маленькой девочке (речевая характеристика героя, находящегося «в няньках»).
      Группа 4. Восхищение поединком татар (речевые характеристики Флягина и его знакомца, мастерство Лескова в создании диалога).
      Группа 5. Тяга к музыке и песне, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон» (анализ состояния героя в эпизоде с гармонью; речевая характеристика героя в сцене пения Грушеньки).
      Группа 6. Трепет перед женщиной и любовью: «...вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется» (особенности авторского стиля и речевые характеристики Флягина в эпизодах с Грушенькой).
      Группа 7. Страстная привязанность к лошадям, их красоте и совершенству (работа с текстом).
      Группа 8. Спокойствие от приобщения к Богу (особенности авторского стиля и речевая характеристика Флягина в рассказе о жизни в монастыре).
      В итоговой беседе следует обобщить наблюдения учащихся над языком повести, а также выявить особенности ее жанра и композиции.
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.
      2. Чем произведение близко жанрам фольклора? Приведите примеры включения в текст элементов фольклорных жанров.
      3. Какой смысл имеет «диалоговый» характер повествования? Проанализируйте конфликт, реплики персонажей, особенности слов автора и подтекст одного из диалогов.
      4. Какой смысл придает лесковскому повествованию мотив странничества? Как он связан с философским смыслом темы пути в русской литературе (на примере 1—2 произведений)?
      5. Охарактеризуйте основные особенности языка произведения. Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?
      6. Критик Н. Михайловский считал, что композиционно в «Очарованном страннике» «есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою», а все в поведении Флягина случайно («Литература и жизнь». 1897). Критик С. Дмитриенко подчеркивал, что все истории с Флягиным — это «его попытки, пусть бессознательные, вырваться из-под чар предначертанной судьбы», и объяснял повороты в судьбе героя или становлением его личности, или давлением на него обстоятельств. Подтвердите или опровергните каждую точку зрения.
      7. Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?
      8. В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести. Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?
      9. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте судьбу странника Флягина и героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
      10. Индивидуальное задание 2. Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.
      Итог урока. Особенности жанра, композиции, языка и стиля повести «Очарованный странник» связаны с философскими размышлениями автора о судьбе русского человеке, о его богатырской натуре, поставленной в условия рабского существования. Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.
      Богат и своеобразен язык и стиль произведения, близкий русскому фольклору. Даже речь главного героя становится выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».

Урок 149*. Лесков «обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные» 5

Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека.

      На уроке внеклассного чтения могут работать творческие группы учеников:
      — актеры;
      — биографы;
      — теоретики и литературные критики;
      — языковеды и культурологи.
      Начать урок можно с инсценировки фрагмента из рассказа «Тупейный художник». Театрализация здесь вполне уместна, так как в сюжете рассказа важное место занимает повествование о крепостном театре, а рассказывает описанную автором историю бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна.
      Задания для творческих групп
      Группа актеров. Составить на основе шестой — девятой глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты:
      — Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);
      — граф Каменский;
      — его деревенский брат;
      — Аркадий Ильич, тупейный художник.
      Итоговый вопрос. Как в этом эпизоде отразился характер главного героя — тупейного художника Аркадия?
      В рассказе много слов и выражений, непонятных современному читателю, реалий жизни и быта крепостной России. Поэтому десятиклассники должны составить лексический и историко-культурный комментарий, помогающий понять жизнь, быт и язык людей начала XIX в.
      Группа языковедов и культурологов. Используя «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, составьте лексический комментарий к словам и выражениям: тупейный художник (тупейщик, тупей), цирульник, пела в хорах подпури, знала все роли наглядкою, камариновые серьги, святая Цецилия, дыба, струна, лобанчик обрезанный, сожгла на загнетке, плакончик и др.
      Итоговые вопросы. Какие слова включены в рассказ в искаженном виде? Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?
      В процессе подготовки к уроку десятиклассники, читая рассказ, должны выбрать из него информацию о главных героях произведения и составить дома сообщения о каждом из них. Учитывая «жанр» урока внеклассного чтения, можно информацию о главных героях рассказа произнести в форме эмоционального монолога персонажа о его собственной жизни.
      Группа биографов. Подготовьте повестования-монологи о главных героях рассказа от первого лица. Эмоционально произнесите эти монологи в классе.
      Итоговый вопрос. Какие факты жизни героев особенно важны для понимания их образов?
      Однако необходимо выявить смысл каждого из героев в системе образов рассказа, вскрыть авторские приемы создания каждого образа, прояснить особенности авторского пафоса и оценки героев в литературной критике. Это задачи для группы теоретиков и литературных критиков.
      Группа теоретиков и литературных критиков. Познакомьтесь с примерным планом анализа образа литературного героя. Используя те пункты плана, которые необходимы для характеристики Любови Онисимовны и Аркадия Ильича, составьте объективную характеристику каждого образа. Обратите внимание на их имена, поступки, образ мыслей, речевые характеристики.

План анализа образа литературного героя

      1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
      2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
      3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
      4. Авторские приемы создания образа:

           1)  смысл имени и фамилии героя;
  2) смысловая роль его первого появления в произведении;
  3) портрет; чьими глазами он дается;
  4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
  5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
  6) речь героя; особенности внутренних монологов;
  7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
  8) художественные детали, характерные для образа героя;
  9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

      5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
      6. Литературная критика об образе героя.
      7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
      Итоговый вопрос. Почему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием? В чем их трагедия?
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?
      2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?
      3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.
      4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.
      5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?
      6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?
      7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.
      8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?
      9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?
      Итог урока. Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России. Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона». В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру. Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.

Урок 150*. «Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины?..» 6

«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

      Урок внеклассного чтения можно начать с чтения по ролям или инсценировки двух фрагментов, относящихся к двум Катеринам: Катерине Кабановой и Катерине Измайловой. Это диалог Катерины Кабановой и Варвары из «Грозы» (действие первое, явление VII) и диалог Катерины Измайловой и Сергея из очерка «Леди Макбет Мценского уезда» (глава третья).
      Цель этой работы — в эмоциональном ключе начать сопоставление героинь, отвечая на вопрос: что показалось вам самым главным в характере каждой героини?
      Высказанные мнения можно записать на доске, обозначив круг общих черт и выявив различие образов.
      Это позволит включить учащихся в исследовательскую работу по сопоставлению героинь Островского и Лескова. Даже даты публикации обоих произведений близки: «Гроза» — 1860 г., «Леди Макбет Мценского уезда» — 1865 г.
      Проблемный вопрос урока
      Что сближает и что различает образы «двух Катерин»?
      Вопросы и задания для беседы
      1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?
      2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3). Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.
      3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?
      4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?
      5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.
      6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными? 
      7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?
      8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения? Как связано с судьбой Катерины Кабановой понятие гроза? Чем близка Катерина Измайлова шекспировской леди Макбет?
      Исследовательская работа по сопоставлению героинь Островского и Лескова дает возможность оформить наблюдения над текстом в виде опорной схемы.

Драма Островского
Очерк Лескова
Катерина Кабанова
Катерина Измайлова
Общее
— Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).
— Спокойное и свободное детство и отрочество.
— Замужество без любви и очарованности.
— Тоска в доме мужа.
— Отсутствие детей и желание их иметь.
— Отвращение к Домострою.
— Жажда настоящей любви и борьба за нее.
— Сила характера.
— Измена мужу; тайная и несчастная любовь.
— Душевная слабость избранников обеих героинь.
— Гибель в Волге
Различие
Отношение к жизни
Мечтательность
Скука
Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами
Раскрепощенность души Душевная и духовная неразбуженность
Жизнь в доме мужа
Подневольность
Одиночество
Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком
Цельность натуры и высокая нравственность Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни
Любовь
Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь
Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного
Гибель в Волге
Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея
«Горячее сердце», вечно чистая «Никогда не вспомнишь без душевного трепета»

      Итог урока. Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.
      Изучение темы завершается домашним сочинением.

Урок 151*. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла...» 7

Россия в 1880—1890-х гг. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX в.8

      Урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы. Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы (см. здесь).

      В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие, как «Левша» Лескова, стихотворения в прозе Тургенева, «После бала» Л. Толстого и др.
      Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.
      Примерная тематика сообщений учащихся
      1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».
      2. Философский характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
      3. Эпоха безвременья в творчества В. М. Гаршина.
      4. «Странные» типы людей в рассказах В. Г. Короленко.
      5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.
      6. «Общественный роман» в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.
      Рассказ учителя о поэзии 1880—1890-х гг. можно проиллюстрировать выразительным чтением стихов С. Надсона, А. Апухтина, К. Фофанова, К. Случевского, М. Лохвицкой.
      Вопросы для итоговой беседы
      1. Как общественная атмосфера 1880—1890-x гг. отразилась в прозе этого периода? Приведите примеры.
      2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?
      3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?
      Итог урока. Эпоха безвременья ярко отразилась в литературе 1880—1890-х гг. Реакционная атмосфера породила появление в литературе интереса к подсознательному, мистическому. Социально-бытовые проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания. Герои литературы мучаются сознанием сложности, непонятности жизни, их внутренний мир крайне запутан и усложнен. В поэтике художественных произведений преобладает внимание к «мелочам жизни». Однако в некоторых произведениях, например в рассказах Короленко, видно стремление писателя помочь человеку «безвременья» обрести нравственные ориентиры в тумане «прозы жизни». Повышенным трагизмом окрашена и поэзия «чистого искусства», наполненная пейзажной символикой.

Урок 152. «Поборник разума, добра и красоты» 9

Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова. Основные темы творчества. Сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»).

      Задачи урока — познакомить учащихся с представителем осетинской литературы, который проповедовал идеи освобождения народа; выделить основные направления его творчества; показать традиционность тем поэзии Хетагурова, связь с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
      В стихотворении «Завещание» поэт сам определил основное направление своего творчества и цель всей своей жизни:

Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей.
Но если б народу родному
Мне долг оплатить удалось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

      Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии. Рассказ о судьбе Коста Хетагурова десятиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены основные моменты жизни и творчества поэта.

Основные этапы судьбы и творчества Хетагурова

      1. Коста (Константин Леванович) Хетагуров (1859—1906) писал и на русском, и на осетинском языках. Мир его детства — мир Северной Осетии, где Коста родился 15 октября 1859 г. в горном ауле Нар. В поэме «Мать сирот» он пишет: «Спит на круче черной Нар, аул глухой». Здесь, у вечных ледников Главного Кавказского хребта, почти рядом с небом, слушал мальчик легенды и сказки о гордых и смелых людях. Таким был отец Леван Елизбарович, не терпящий лжи, хвастовства. Матери Коста не помнил, она рано ушла из жизни, оставив сына в грудном возрасте. Вы́ходила его подруга матери.
      2. Мир его творчества — мир Ставрополя и Петербурга. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии с 1871 по 1881 г. Любил рисовать, читать. Затем юноша поступает в Петербургскую Академию художеств. В Петербурге он знакомится с творчеством И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. Е. Репина, И. И. Сурикова. У них начинающий поэт учился служению народу.
      3. Мир его борьбы — тяжелое время 1880-х гг. Поэт знакомится с передовыми общественными идеями. 1880-е гг. — период выступлений и возмущений народных масс. Коста формируется как борец за интересы народа. Первая ссылка — 1891—1898 гг. Поэта два раза ссылали, сажали в тюрьму, запрещали стихи, но заставить замолчать не смогли.
      4. Мир родного аула — мир тяжелой жизни. Немногие плодородные земли на склонах гор захватили богатые. Некоторые крестьяне вообще не имели земли. Поэт слышал притчу о том, что осетин пришел обрабатывать землю, скинул бурку и земли не нашел, так как ее прикрыла сброшенная с плеч бурка. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля вдовы, у которой муж погиб под обвалом:

На полу холодном —
Кто в тряпье, кто так —
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.

      Женщина завидует мужу и мечтает о смерти, но плачут дети, хотят есть. Она ставит котелок с водой на огонь и «варит» воду, пока дети не уснут. Такую безотрадную картину часто наблюдал поэт в своем родном ауле.
      5. Мир его природы — мир красоты и силы. Горы, которые поднимались до самых небес, голубые ледники, очарование горной природы — все это нашло отражение в стихах первого осетинского поэта. Поэт Николай Тихонов в статье о творчестве Коста Хетагурова писал: «Во времена детства Коста Хетагурова это была... порядочная глушь, но глушь красочная, живописная, романтическая. Старые боевые башни стояли на скалах. Снежные горы поднимали свои строгие вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри, закутавшиеся в тяжелые бурки».
      6. Коста Хетагуров — это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. На русском языке создана книга «Стихотворения» (1895), на осетинском — «Осетинская лира» («Ирон фандыр») (1898).

Основные темы лирики Хетагурова

      1. Тема Родины, судьба родной земли, стремление быть полезным своей стране.
      2. Страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат.
      3. Обращение к народу с призывом подняться на борьбу.
      4. Обращение к молодому поколению.
      5. Тема любви.
      6. Слово благодарности русским писателям.

Своеобразие творчества Коста Хетагурова

      1. Связь с традициями русской литературы.
      2. Фольклорные мотивы.
      3. Своеобразие в изображении пейзажа: суровая красота гор.
      4. Образность и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность, емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
      Вопросы и задания
      по творчеству Коста Хетагурова

      1. Проанализируйте произведения о нелегкой доле народа («Мать сирот», «Песня бедняка», «Колыбельная», «Горе» и другие). Определите, какие приемы использует поэт для создания тяжелой картины жизни.
      2. Какие два начала можно увидеть в стихах о детях («Шалун», «Колыбельная»)? Как сочетаются в них горькие строки и слова любви?
      3. Как оценивает Хетагуров культурное значение русской литературы («Памяти Лермонтова», «Памяти Плещеева», «Перед памятником», «Памяти Грибоедова», «Памяти Островского»)?
      4. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ произведений Хетагурова и русских поэтов:
      — «Утес» Хетагурова и «Утес» Лермонтова;
      — «Памяти Плещеева» Хетагурова и «Памяти Добролюбова» Некрасова;
      — «Завещание» Хетагурова и «Газетная» Некрасова;
      — «Мать сирот» Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Некрасова;
      — «Колыбельная» Хетагурова и одноименные стихотворения Лермонтова и Некрасова.
      5. Найдите изобразительные приемы в стихах Хетагурова, определите их особенности.
      Вся жизнь поэта была посвящена своей Родине. В колыбельной «А-лол-лай» мать поет сыну:

Наша жизнь страшней могилы.
Только черный труд постылый
Знает твой отец...
Спи, птенец!..
Как умру — не вздумай в горе
Ты покинуть наши горы.
Ты люби свой край...
А-лол-лай!

      Итоги урока. Коста Хетагуров — это основоположник осетинской литературы, создавший свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа, творчество которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к своей стране, людям и отражении этого в поэтическом творчестве.


1 См.: Николаев Д. П. Сатира Щедрина и ее реалистический гротеск. — М., 1977.
2 См.: Лесков Н. С. Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви) // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.
3 См.: Лесков Н. С. Очарованный странник // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.
4 См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.
5 См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.
6 См.: Лесков Н. С. Соборяне // Н. С. Лесков. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1989.
7 Блок А. А. Возмездие // А. А. Блок. Сочинения в одном томе. — М.—Л., 1946. — С. 251.
8 Отдельный урок по этой теме проводится только в гуманитарном классе. В классах базового уровня лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской литературе второй половины XIX в. (урок 56).
9 См.: Хетагуров Коста. Памяти А. А. Плещеева // К. Херагуров. Осетинская лирика. — Владикавказ, 1974.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>