Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 136. «Их воскресила любовь» 1

Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание».

      На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.

Примерный план анализа эпизода2

Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий
1. Сюжет эпизода 1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения
2. Речевой строй эпизода 2. Герои эпизода в системе образов произведения
Диалог Повествование Описание  
основной конфликт события и их динамика что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
речевые характеристики герои, их поступки чьими глазами дано описание
авторские ремарки взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи способы описания состояния
подтекст пространственно-временные связи роль художественных деталей
3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная 3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде 4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения
5. Эмоциональный пафос эпизода 5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля  6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов
Место эпизода в контексте творчества писателя
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре

      Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
      Основные вопросы урока
      1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
      2. В чем выражалась его болезнь?
      3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
      4. Как складываются его отношения с окружающими?
      5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
      6. Что для него страшнее каторги?
      7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
      8. Почему каторжники полюбили Соню?
      9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
      10. Что помогло возродиться Раскольникову?
      11. Как Раскольников помог Соне?
      12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
      Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

Уроки 137—138. «Общий дух романа... — это тайна автора» 3

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.

      На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:
      1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».
      2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
      3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
      4. Полифонизм романа.
      Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.
      1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание»
      — Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?
      — Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?
      — Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?
      — Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?
      — Какие позиции ближе всего вам?
      Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
      Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.
      Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.
      2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
      — Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это — плач над ним»?
      — Что позволяет автору статьи говорить о сострадании Достоевского своему герою?
      — Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».
      — Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?
      — Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».
      — Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, — такова была задача романа».
      — Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?
      — Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?
      — Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?
      — Как в статье трактуется идея «горя от ума»?
      — Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?
      Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» — приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».
      3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
      В. В. Розанов в статье «О Достоевском» писал: «Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) — чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого художества перемешиваются с чертами морали, философии, наконец, религии».
      Слова В. В. Розанова показывают, насколько сложен и глубок роман «Преступление и наказание», жанр которого так непросто определить.
      Определение жанра
      — Как можно определить жанр романа, исходя из цитаты В. В. Розанова?
      — Можно ли назвать роман детективом, хотя там нет тайны преступления?
      — Какую роль играют три беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем? Допрос ли это или что-то другое?
      — Докажите, что роман можно назвать психологическим, анализируя беседы преступника с сыщиком.
      — Можем ли мы считать роман социальным? Докажите свою точку зрения.
      — Какие события относят роман к философско-религиозному жанру?
      Особенности композиции
      — Как название романа связано с композицией? Как построение романа подчиняется названию?
      — Докажите, что название имеет конкретное воплощение в тексте романа и обобщенное звучание.
      — Кто является преступником в нравственном плане? Только ли Раскольников? Можем ли мы утверждать, что почти все герои совершают нравственные преступления? В каждом ли случае за преступлением следует наказание?
      — Докажите, что в романе Достоевский проводит мысль о преступности мира, а не одного человека.
      Своеобразие места и времени действия
      — Где происходит действие романа? Какую роль играет тот факт, что конкретное действие разворачивается в двух крайних точках: в Петербурге и в Сибири?
      — Как расширяет место и время действия обращение к Евангелию, ко времени раннего христианства?
      — Как связаны со временем и местом сны Раскольникова о детстве и о моровой язве, охватившей весь мир?
      — Определите временные рамки действия. Проследите конкретное время, в течение которого происходит убийство и признание (примерно две недели). Почему автор так точно определяет временные рамки конкретного действия?
      — О каком времени упоминается еще? (Статья написана за полгода до преступления, месяц Раскольников готовится к действию, чтение Евангелия, упоминание Страшного суда Мармеладовым.) Есть ли границы времени в романе?
      — Докажите, что в романе представлено прошлое, настоящее и будущее не только самого Раскольникова, но и всего человечества.
      Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер
      — Найдите в романе художественные детали и определите их роль (топор, говорящие фамилии, удар кнута, шляпа Раскольникова, ступени и т. д.).
      — Почему Достоевский так подробно описывает портреты своих героев? Какие отличительные детали портретов вы можете отметить? Почему именно их выделяет автор? Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? Докажите, что в романе именно психологические портреты.  
      — Какую роль играет пейзаж? Почему разные герои по-разному видят Петербург? Как природа и описание города связаны с героями: Раскольников видит пыльный и душный город, Свидригайлов — сумрачный и грязный?
      — Почему красивый город представляется только в мечтах Раскольникова, хотя на самом деле Петербург не только мрачный, но и прекрасный город, с парками и скверами?
      — Если город — это «лицо общества», то квартира — это «лицо человека». Что вы можете сказать о героях по их жилищу? Как характеризует Раскольникова его комната под самой крышей, с низким потолком; Соню — комната с вытянутым углом; Мармеладовых — проходная, закрытая старой простыней; старуху-процентщицу — чистенькая, убранная квартира, где все сундуки и шкафы заперты на замок?
      Выводы. Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека. Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.

      4. Полифонизм романа.
      М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа».
      — Как вы понимаете определение полифонии, данное Бахтиным: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского»?
      — Какие отношения между автором и героем существуют в романах Достоевского? Докажите, что герой занимает диалогичную позицию по отношению к автору.
      — Какой смысл вложен в слова «саморазвитие героя»?
      — Почему автор романа часто использует массовые сцены, собирая в одном месте множество героев, которые поднимают разные (свои) темы? Какова роль массовых сцен?
      — Бахтин говорит, что Достоевский любит создавать парных героев (двойников). Какова их роль в романе «Преступление и наказание»?
      — В основе романа — драматический принцип единства времени, поэтому время движется очень быстро (по определению Бахтина, в романе «вихревое движение» времени). С какой целью автор романа использует этот принцип?
      — Раскрывая понятие полифонии, Бахтин пишет: «Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли». Как вы понимаете это высказывание?
      Вывод. Полифонический роман — это жанр, где герои самостоятельны и являются не только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего слова». Каждый герой имеет свой голос, не сливающийся с другими.
      Итог уроков. «Колорит этого романа, и уже затем эпизоды его, весь он в своей неразрывной цельности — есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, продуманных человеком о себе», — писал В. В. Розанов.

Уроки 139—140. «В первый раз человека видела» 4

Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа.    

      Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот», знакомству с которым можно посвятить уроки внеклассного чтения.
      Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867— 1868 гг. тоскующим по Родине писателем. У романа две редакции: 1-я — князь-бунтарь; 2-я — «тихие» черти. Почему же Достоевский меняет характер главного героя? Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». Поэтому в герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
      Черты Дон Кихота
      — Смешной, невпопад действующий рыцарь.
      — Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.
      Черты Иисуса Христа
      — Внешность, поведение (не от мира сего).
      — Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
      — Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
      — Лишен плотского начала.
      — Произносит проповеди.
      Вопросы и задания для обсуждения
      1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)
      2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается в этом мире во зло.)
      3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
      4. Почему происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; скромная внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).)
      5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)

Дон Кихот мир его высмеяли
Иисус Христос мир его распяли
Князь Мышкин мир сходит с ума

      6. Можно ли считать князя жертвой этого мира? (Суть его натуры — человеколюбие, что роднит его с Иисусом Христом.)
      7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» (Настасья Филипповна); «Я с человеком прощусь» (Ипполит)?
      Вывод. Главные проблемы романа — это:
      — борьба добра со злом в жизни, во внутренней природе человека;
      — сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности;
      — эгоизм и самопожертвование;
      — жизненное призвание человека;
      — страдание и протест.
      Итог уроков. В романе «Идиот» изображены «все глубины души человеческой». Роман трагичен, идея «воспитания» мира по христианским законам человеколюбия терпит крах. Зло побеждает. Князь Мышкин сходит с ума, так как он не может постичь этот мир, мотив «горя от ума» по-иному претворяется в романе. Но появление князя Мышкина не осталось бесследным, его помнят и помнят его проповеди, его веру в человека. Князь Мышкин — это «Раскольников наоборот», не насилие, а терпение и доброта.

Уроки 141—142*. «Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет» 5

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина (обобщение ранее изученного)6.

      Первый урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы и включением в него сообщений учащихся. Начать урок можно с знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».
      Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка, изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение, Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
      «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.]
      — Ваше превосходительство... — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал.
      И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
      — Раб, предатель и...
      Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями...»
      Вопросы для беседы
      — Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)
      — Каким вам видится сатирик в рассказе Куприна?
      — Как понять смысл названия рассказа?
      У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».
      (Сообщение учащегося «Облик писателя в сказке Салтыкова-Щедрина „Приключение с Крамольниковым“».)
      Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.

Основные положения лекции учителя

      15 (27) января 1826 г. Родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Воздействие Евангелия на духовное развитие будущего писателя. Картины детства отразились в «Пошехонской старине», а родительского дома — в «Господах Головлевых».
      1836 г. Московский Дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
      1838 г. В числе лучших учеников Михаил Салтыков переведен в привилегированный Царскосельский лицей, где когда-то учился Пушкин. Но в 1840-е гг. здесь царствовали муштра и убогие знания, хотя в нем готовили высокопоставленных чиновников. Демократические убеждения М. Е. Салтыкова, страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике».
      1844—1848 гг. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Влияние на писателя личности Белинского. Участие в кружке М. В. Буташевича-Петрашевского до 1847 г. Арест общества петрашевцев. Повести «Противоречия» (М. Непалов) и «Запутанное дело».
      1848 г. Репрессии российского самодержавия, связанные с революцией во Франции.
      26 апреля 1848 г. За публикацию «Запутанного дела» лично Николай I подписывает приказ об аресте писателя и ссылке в Вятку.
      (Сообщение ученика о повести «Запутанное дело».)
      1848—1856 гг. 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.
      1856—1557 гг. Из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.
      (Сообщение ученика о повести «Губернские очерки».)
      1857—1863 гг. Циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.
      1858—1868 гг. Государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель Казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Разногласия М. Е. Салтыкова-Щедрина с Писаревым. Отрицательная оценка писателем романа Чернышевского «Что делать?». Закрытие «Современника».
      1868—1884 гг. Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова он становится редактором журнала. Борьба с цензурой. «Эзопов язык». Мысли о свержении существующего строя. Роман «История одного города». Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».
      (Сообщение ученика о цикле «Помпадуры и помпадурши».)
      1870-е гг. Болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.
      1880 г. Отдельное издание «Господ Головлевых».
      (Сообщение ученика о романе «Господа Головлевы».)
      1880-е гг. Раздумья над судьбой русского народа. Сказки — итог. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
      1884 г. Закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».
      (Сообщение ученика о романе «Пошехонская старина».)
      28 апреля (10 мая) 1889 г. Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.
      В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».
      Итоговые вопросы
      — Какова связь между стихотворением Пушкина и жизнью Салтыкова-Щедрина?
      — Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?
      Итог урока. Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне... Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII в., целиком посвятивших себя сатире... Вот к этой „фаланге великих насмешников“ и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин».
      Второй урок следует посвятить изучению проблематики и поэтики сказок Салтыкова-Щедрина и обобщить информацию о сказках, изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно.
      Сам писатель называл их сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько главных положений:
      1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 г.
      2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
      3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

Сказки Салтыкова-Щедрина
Сказки русского народа
Общие черты
зачин
сказочный сюжет
фольклорные выражения
народная лексика
сказочные персонажи
концовка
Отличительные черты
сатира
сарказм
смешение категорий добра и зла
нет положительного героя
уподобление человека животному
юмор
гипербола
победа добра над злом
положительный герой
очеловечивание животных

      4. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? («Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.) Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина:
      — правительственные круги и господствующее сословие;
      — обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
      — бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
      — бездуховность.
      5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
      а) разные способы смеха:
      — ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
      — сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;  
      — гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
      б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;
      в) «эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
      г) гипербола — чрезмерное преувеличение.
      Учащиеся могут вспомнить сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», изученные в 7 классе, или другие сказки, прочитанные самостоятельно, и найти в них объекты сатиры Салтыкова-Щедрина и сатирические приемы, использованные в сказках писателем. Эта информация может быть изложена и в форме индивидуальных сообщений учащихся, обобщающих ранее изученное.

Примерный план анализа сказок

      1. Основная тема сказки (о чем?).
      2. Главная мысль сказки (зачем?).
      3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
      4. Особенности образов сказки:
      — образы-символы;
      — своеобразие животных;
      — близость к народным сказкам.
      5. Сатирические приемы, использованные автором.
      6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
      7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
      При наличии времени можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».
      Начать следует с лексического комментария к слову «трущоба», отметив общеупотребительное значение этого слова и особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина.

Трущоба
В словаре русского языка С. И. Ожегова В сказке Салтыкова-Щедрина
а) труднопроходимое место (лес, бурелом); б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет больший смысл, а лексическое значение расширяется за счет подтекста, так как использован «эзопов язык»

      Вопросы и задания для анализа
      сказки «Медведь на воеводстве»

      1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок? (В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.)
      2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина? (Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.)
      3. Почему же сказка была под запретом до 1906 г.? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)
      4. Вспомните отрывок из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», изученный в 8 классе. Что общего можно заметить в сказках писателя и отрывке из романа? (Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; лесные мужики — глуповцы.)
      Можно предложить учащимся, используя материалы урока, выполнить дома на выбор одно из индивидуальных заданий.
      Индивидуальные задания для самостоятельной работы
      1. Самостоятельный анализ одной из сказок писателя, прочитанной дома (на основе плана анализа сказки).
      2. Анализ библейского контекста сказок Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь».
      3. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
      4. Написание собственной сказки с использованием стилистики Салтыкова-Щедрина.
      Итог урока. Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в них могут быть записаны в виде таблицы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Проблематика
Художественные особенности
— самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»);
— отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
— положение народа («Коняга», «Кисель»);
— подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»);
— трусость обывателя («Премудрый пискарь»);
— правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
— фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика);
— гротеск (переплетение фантастики и реальности);
— «эзопов язык» (иносказание и метафоричность);
— социальная сатира (сарказм и реальная фантазия);
— обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности);
— гиперболизация

Уроки 143—144. «Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования» 7

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

      Урок можно начать с лекционного вступления, в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

Основные положения вступительного слова учителя

      1. Замысел и история создания романа.
      2. Особенности его названия.
      3. Конфликт произведения.
      4. Основные проблемы романа.
      5. Принципы художественного историзма автора.
      6. Особенности композиции романа.
      7. Пародирование известных древнерусских памятников.
      8. Фольклорное начало в романе.
      9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.
      Вопросы и задания к главе
      «Опись градоначальникам»

      1. Что обозначает слово «опись»?
      2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? (Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)
      3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста? (Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)
      4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.
      5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?
      6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?
      7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?
      8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?
      9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.
      10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции. (Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)
      Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
      В центре уроков — размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.
      Группа 1. Дементий Варламович Брудастый.
      Группа 2. Семен Константинович Двоекуров.
      Группа 3. Петр Петрович Фердыщенко.
      Группа 4. Василий Семенович Бородавкин.
      Группа 5. Иван Пантелеич Прыщ.
      Группа 6. Эраст Андреевич Грустилов.
      Группа 7. Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа образов градоначальников

      1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).
      2. Внешность и черты характера.
      3. Методы управления.
      4. Жизнь народа в период правления градоначальника.
      5. Исторические аналогии.
      6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.
      7. Авторская позиция.
      В ходе исследований школьники должны выявить приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:
      1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
      2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
      3. Пародирование законодательных документов.
      4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
      5. «Эзопов язык».
      Итог уроков. Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев.
      В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город». Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.


1 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 558.
2 Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: Искусство побеждать. — М., 2006. — С. 12.
3 См.: Розанов В. В. О Достоевском // Наше наследие. 1991. № 6.
4 Достоевский Ф. М. Идиот // Ф. М. Достоевкий. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 6. — С. 179.
5 Салтыков-Щедрин М. Е. Пиключение с Крамольниковым // М. Е. Салтыков-Щедрин. Избр. соч. — М. — Л., 1946. — С. 577.
6 В уроки по изучению творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина включены материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой.
7 См.: Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М., 1999.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>