Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Уроки 153—154*. «Мы — поэты заката, упадка, гибели» 1

Символизм в Европе. А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг.

      Уроки могут быть проведены в виде лекции с элементами беседы и включать в себя сообщения учащихся и исследовательскую работу по изучению лирики А. Рембо.

Основные положения вводной лекции учителя

      1. Рождение «декаданса» имело в своей основе антибуржуазную направленность. Однако творчество декадентов носило крайне индивидуалистические формы, когда отрицалось не только «торжествующее свинство» буржуазии, но и способности человека переделать уродливый мир с помощью разума и общественной борьбы. Декаденты отрицали воспитательную роль искусства, провозглашали равнодушие к социальным проблемам, отводя главное внимание к изображению субъективного мира в сочетании с необычной художественной формой. (Показ и комментирование репродукций картин французских художников-импрессионистов.)
      2. Символизм как литературное направление появился во Франции в 1870—1880-е гг. и стал особенно популярен на рубеже XIX—XX вв. К зачинателям символизма относят французских поэтов Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, а также бельгийского драматурга М. Метерлинка. (Сообщения учащихся о сборнике Бодлера «Цветы зла», стихах Верлена и Малларме и пьесе Метерлинка «Синяя птица». Выразительное чтение стихотворений «Альбатрос» и «Падаль» Бодлера; «Парижский набросок», «Женщина и кошка» и «Осенняя песня» Верлена; «Лебедь» Малларме. Чтение по ролям или просмотр в видеозаписи сцен из спектакля по пьесе Метерлинка «Синяя птица» в Московском художественном театре.) Может прозвучать и стихотворение Метерлинка «Моя душа больна весь день...»

Моя душа больна весь день,
Моя душа больна прощаньем,
Моя душа в борьбе с молчанием,
Глаза мои встречают тень.
И под кнутом воспоминанья
Я вижу призраки охот.
Полузабытый след ведет
Собак секретного желанья.
Во глубь забывчивых лесов
Лиловых грез несутся своры,
И стрелы желтые — укоры —
Казнят оленей лживых снов.
Увы, увы! везде желанья,
Везде вернувшиеся сны,
И слишком синее дыханье...
На сердце меркнет лик луны.

      3. В 1880—1890-е гг. художественные идеалы символизма стали формироваться на русской почве. Их целью был выход из мировоззренческого тупика литературы «безвременья». Идеологической основой русского символизма стало религиозно-мистическое учение богослова и поэта Владимира Соловьева. Сущность его теории в воплощении космическими силами идеи Прекрасного в различных формах земной материи с помощью созидательной энергии творческого духа, одухотворение земных явлений светом Красоты и Вечной Женственности. (Чтение и комментирование стихотворений В. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею полоненный...», «В тумане утреннем неверными шагами...», «В Альпах» — по выбору учителя.)
      4. Свою концепцию религиозно-культурного обновления пропагандировал А. Л. Волынский на страницах журнала «Северный вестник». Главной задачей искусства теоретик считал «созерцание жизни в идеях духа, в идеях божества и религии». Именно эти теоретические предпосылки привлекли в журнал литературных идеологов русского символизма. (Чтение отдельных стихотворений Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Минского, Ф. Сологуба.)
      На втором уроке учащиеся познакомятся с личностью и творчеством французского поэта Артюра Рембо, проанализируют его стихотворение «Пьяный корабль».

Основные положения рассказа учителя

      1. Творчество А. Рембо (1854—1891) положило начало тенденциям эстетики символизма. Рембо при жизни не был так известен, как Малларме и Верлен. Рембо умер совсем молодым, не дожив и до 40 лет, о чем в медицинской книге марсельской больницы было записано: «Артюр Рембо, негоциант, 37 лет», а о его поэтической профессии даже не упомянуто.
      2. Артюра Рембо впоследствии назвали Франсуа Вийоном своего времени. Он также мало прожил, столь же мало известна и местами просто загадочна его биография, и удивительна поэтическая судьба. О его творчестве спорят до сегодняшнего дня. Во французском литературоведении появился даже термин, отражающий сложность отношения к его поэтическому наследию — «миф Рембо».
      3. Разорванность и хаотичность поэтического стиля Рембо отразили сложность общественной жизни Франции после поражения Парижской Коммуны. Его эстетика, безусловно, зависит от мировоззрения и социального бытия поэта, от наследуемых литературных традиций, особенностей дарования и обстоятельств личной жизни.
      4. Детство и юность Рембо прошли в строгой буржуазной семье маленького провинциального городка Шарлевиля. Уже в самом раннем, почти детском творчестве мы видим яростное отрицание скучной мещанской среды, в которой он рос. Он несколько раз бежал из дома, его влекли путешествия, мерещилась великая судьба. Его необычный внешний вид: растрепанные длинные волосы, огромная трубка в зубах — противоречили принятым нормам поведения и давали повод к насмешкам. Рембо, узнав о революции в Париже, спешит туда, но попадает в столицу только после разгрома Коммуны. Там он знакомится с Верленом, и они начинают вместе странствовать, предпочитая образ жизни богемы.
      5. В поэтическом творчестве он пытался создать особую поэтику ясновидящего с его обостренным ощущением мира и занимался «алхимией слова». Его первые поэтические и прозаические опыты вылились в сборники фрагментов «Лето в аду» (1873) и «Озарения» (1873—1875). Это были короткие, не всегда объяснимые тексты, которые он сам в 1878 г. стал называть ошибочными.
      6. Не сумев стать провидцем в поэзии, он решает отказаться от поэзии вообще, не мысля для себя возвращения к ее общепринятым нормам. Им овладела «охота к перемене мест», он стал искать землю, куда бы не проникла ненавистная для него буржуазная цивилизация, где он мог бы стать сильным и свободным. Таким местом ему представлялась Африка. Перед отъездом он написал: «Я вернусь с железными руками, смуглой кожей, бешеным взглядом». Однако на родину он вернулся умирать.
      7. Поэтическое творчество Рембо продолжалось всего около 10 лет. В его поэзии переплелись лиризм и ирония, ставшая, как заметил А. Блок, выражением одиночества человека в мире конца XIX в. Первой темой стихов ученика шарлевильского колледжа стала тема романтического бунта, основанного на отрицании всех сторон общественного бытия Второй империи. Рембо клеймит религиозное ханжество, тупость чиновников, бесчеловечность франко-прусской войны. (Выразительное чтение стихотворений «Наказание Тартюфа», «Заседатели», «Зло».) Поиски героического и влияние романтизма В. Гюго приводят Рембо, который видел в народе грозную и справедливую силу, к теме революции, к стихам о Парижской Коммуне. (Выразительное чтение стихотворений «Париж заселяется вновь» и «Руки Жанны-Марии».)
      8. Главные черты поэтического стиля Рембо — это:
      — взволнованная лирическая интонация;
      — смелость образов, образы-воплощения (Париж — «красная блудница», Парижская Коммуна — «пожаров прилив» и др.);
      — подчеркнутая грубость деталей, отсутствие запретных тем и запретных слов;
      — ломка привычных размеров, привычных границ дозволенного, шокирующая поэзия;
      — свободный перенос строфы, одной строки в другую;
      — субъективизм, тяготение к символическим образам, подчеркнутая музыкальность и живописность стихов. Выразительное чтение и анализ сонета «Гласные» («Цветной сонет»).
      Стихотворение «Пьяный корабль» написано шестнадцатилетним Рембо в Шарлевиле. В нем отразилось стремление юного поэта к опасным приключениям, известным ему из книг «Труженики моря» Гюго, «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, экзотических описаний Шатобриана.
      Вопросы и задания к стихотворению «Пьяный корабль»
      1. Что необычного в названии стихотворения? Докажите, что образ пьяного корабля — это пространная метафора. Прочитайте фрагменты из стихотворения, где поэт отождествляет себя с кораблем.
      2. Сквозная метафора «Пьяного корабля» и его главная мысль трактовались критиками по-разному: «хочу все познать, все перечувствовать»; «жизнь человеческая подобна пьяному кораблю»; «жизнь поэта — плавание в безбрежном море». Пользуясь текстом, подтвердите или опровергните каждую из точек зрения.
      3. Охарактеризуйте цветовой колорит стихотворения. Докажите, что цвет корабля и окружающего мира находится в движении, в постоянных переходах и переливах. Какой художественный смысл при этом выявляется?
      4. Проследите движение человека-корабля в пространстве. Какие изменения с ним происходят? Как это влияет на настроение стихотворения? Приведите примеры, показывающие, что картина мира в стихотворении создает ощущение головокружения, потерянности. Как это связано с названием стихотворения?
      5. Можно ли утверждать, что в стихотворении показана сложность и многоцветность жизни, или текст изображает невыносимость мира, наполнен щемящей тоской много пережившего и повидавшего человека? Приведите примеры в защиту той или иной позиции.
      6. Какой «водоем» становится у поэта символом Европы в финале стихотворения?
      7. Почему финал стихотворения называли пророческим? Чем он созвучен биографии самого поэта?
      8. Индивидуальное задание (для классов с углубленным изучением французского языка). Сопоставьте французский оригинал первой и второй строф стихотворения «Пьяный корабль» с его переводами. Укажите, как переводчики пытаются передать необычную стиховую форму оригинала, его цветовые и музыкальные образы.

LE BATEAU IVRE
Poème d’Arthur Rimbaud, 1871

Comme je descendais des Fleuves impassibles,
Je ne me sentis plus guidé par les haleurs:
Des Peaux-rouges criards les avaient pris pour cibles,
Les ayant cloués nus aux poteaux de couleurs.

J’étais insoucieux de tous les équipages,
Porteur de blés flamands ou de cotons anglais.
Quand avec mes haleurs ont fini ces tapages,
Les Fleuves m’ont laissé descendre où je voulais.

Пьяный корабль (1—2-я строфы)

Перевод В. Набокова

В стране бесстрастных рек спускаясь по теченью,
хватился я моих усердных бурлаков:
индейцы ярые избрали их мишенью,
нагими их сковав у радужных столбов.

Есть много кораблей, фламандский хлеб везущих
и хлопок английский, — но к ним я охладел.
Когда прикончили тех пленников орущих,
открыли реки мне свободнейший удел.

Перевод П. Антокольского

Между тем как несло меня вниз по теченью,
Краснокожие кинулись к бичевщикам,
Всех раздев догола, забавлялись мишенью,
Пригвоздили их намертво к пестрым столбам.

Я остался один без матросской ватаги.
В трюме хлопок промок и затлело зерно.
Казнь окончилась. К настежь распахнутой влаге
Понесло меня дальше, — куда все равно.

Перевод В. Головина

Я спускался легко по речному потоку
Наспех брошенный теми, кто шел бичевой.
К разноцветным столбам пригвоздив их жестоко,
Краснокожие тешились целью живой.

И теперь я свободен от всех экипажей,
В трюме только зерно или хлопка тюки...
Суматоха затихла. И в прихоть пейзажей
Увлекли меня волны безлюдной реки.


      Итог уроков. Поэзия символизма стала реакцией на буржуазные нормы жизни, ее лживую мораль и нравственность. Поэты-символисты обогатили литературу новыми, неожиданными темами и образами, интонациями и метафорами, утвердили в поэзии новые формы стиха, например верлибр. Вместе с тем эта поэзия несет на себе отпечаток «больной эпохи», почти физически болезненного ощущения жизни. Многие поэты-символисты стали создателями пророческих произведений, рисующих трагедии и катастрофы грядущего XX в.

Урок 155. «Большой, умный, ко всему внимательный человек» 2

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг.

      Задачи урока — знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки его своеобразного творчества; определить, в чем своеобразие рассказов 1880-х гг.
      Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: „Скверно вы живете, господа!“»
      Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человеком был необыкновенным, главными чертами которого являлись интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «...Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.
      Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.
      Группа 1. «У меня в детстве не было детства». Детство и юность писателя.
      Отец — торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям без всякой надобности — только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая». Но было что-то еще, помогающее сохранить в себе человека:
      — порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;
      — жажда творчества;
      — победа над жестокостью, над собой.
      Группа 2. Изучение рассказов Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька». Поиск автобиографических фактов.
      Группа 3. Изучение жизни Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов. Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

Справка о псевдонимах Чехова

      Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них.
      — Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.
      — Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.
      — Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» («гибрид» полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы»).
      — Чехов подписывался Лаэрт, Улисс.
      — Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
      Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички»3.
      Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.
      Группа 4. Чехов-врач и отражение этой темы в творчестве писателя.
      Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды по медицине, например «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и... писателя. Он так и остался в русской культуре — врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил на хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря ничего за свои труды. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.
      Группа 5. Сообщения о некоторых рассказах, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.
      В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература — две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.
      Группа 6. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.
      Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка», связанной с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч.». Это чеховские взгляды на роль художника.
      Группа 7. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.
      В 1890 г. писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и, как врач, знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин» и причиной написания ряда рассказов (например, «Палата № 6»).
      Группа 8. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви». Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя...» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по перекличке Чехова и Авиловой.
      «Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», — Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль...» — Авилова в дневнике.
      Итогом разговора о судьбе А. П. Чехова может стать стихотворение Ю. Левитанского:

Шампанским наполнен бокал.
Июльская ночь на ущербе.
Прощай, Баденвейлер, ich sterbe!
И допит последний глоток.
Немецкий уснул городок.
Подумай, какая досада!
Лишь ветки вишневого сада
Белеют в июльской ночи.
Колеблется пламя свечи.
Актриса известная плачет.
Не знаю, зачем она прячет
Последние слезы свои.
К чему здесь сейчас соловьи!
Последние слезы горючи.
Шиповника стебли колючи.
Крыжовника иглы остры.
И будут рыдать три сестры
И многие сестры иные,
Немногие братья родные
И множество братьев иных.
...Немецкий уснул городок.
Но он уже скоро проснется.
Его это тоже коснется,
Но только потом и не там.
Зачем эти розы цветут?
Как все в этом мире похоже.
И на Новодевичьем тоже
Такие же розы, как тут.
Я тоже уеду туда,
К тем розам, к березам и к вербе.
Ich sterbe,
Ich sterbe,
Ich sterbe —
И это уже навсегда.

      Разговор о творчестве Чехова 1880-х гг. может быть организован на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые». В 1888 г. он напишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь, не знаю». 1880-е гг. для молодого писателя — это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 г.: «Я газетчик... но это временно... Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.
      1880-е гг. в общественной жизни России — это эпоха реакции, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883—1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884—1885). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, близок к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.
      Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта влияют друг на друга. На уроке это можно показать при обсуждении рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые», иллюстрирующих обе тенденции творчества.
      Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:
      1. Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? («Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) — и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) — комический эффект несоответствия.)
      2. Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? («Проиграл восемь рублей — экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги — дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес».) Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?
      3. Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин — «лучше бы подати исправно платил», лошадка — «кляча — кляча и есть», бразды — «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик — «лучше бы дрова колол или Священное Писание читал», жучка — «и собак тоже развели», мать — «лень во двор выйти да наказать», Пушкин — «чудак какой-нибудь».)
      4. К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».) Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?
      Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».
      Вопросы и задания для обсуждения рассказа
      1. Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?
      2. Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?
      3. Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?
      4. Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?
      5. О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова? Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить доктора?
      6. Сравните начало I, II и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?
      7. Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?
      8. Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?
      9. Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60 тысячах приданого?
      10. Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?
      11. Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?
      12. Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?
      Итог урока. Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от богатства к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпалась теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям — не теряйте в себе человека.

Урок 156. «Беспринципным писателем я никогда не был...» 4

Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент».

      Задача урока — ответить на вопрос: в чем своеобразие рассказов 1890-х гг. по проблематике и системе образов, чем они отличаются от раннего творчества Чехова.
      29 апреля 1892 г. в письме к Л. А. Авиловой Чехов писал: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствует женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию». Так сообщал Чехов о повести «Палата № 6», написанной в 1892 г., замысел которой возник после поездки на остров-каторгу Сахалин. В этой повести отразились новые взгляды писателя: в 1890-е гг. он стал проявлять симпатию к демократическим и либеральным выступлениям. «Палата № 6» имеет остросоциальную направленность. Критики считают, что в ней есть герой, высказывающий радикальные революционные взгляды, — это сумасшедший Громов, у которого и болезнь-то тоже напоминает действия революционеров (мания преследования).
      Работу по анализу рассказа лучше проводить постепенно, углубляясь в содержание и сопоставляя основных героев.
      Описание места действия
      1. Найдите наиболее характерные слова и словосочетания, которые характеризуют место действия.
      — Флигель: «окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли», «крыша ржавая», «труба наполовину обвалилась», «ступеньки сгнили и поросли травой», «от штукатурки остались одни следы», «серый больничный забор с гвоздями», «эти гвозди обращены остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек». Неслучайно рядом с этой больницей находится тюрьма.
      — Сени: «рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах».
      — Сторож: «испитое лицо», «выражение степной овчарки», «убежден, что их надо бить», «он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».
      — Комната: «стены вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе», «зимой дымят печи и бывает угарно», «окна обезображены решетками», «воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком», «как будто вы входите в зверинец».
      Трудно сразу определить, о каком заведении идет речь: то ли тюрьма, то ли зверинец...
      Нет, здесь находятся обиженные судьбой, да и другими людьми люди. Это больница для умалишенных. Мы читаем в повести: «...люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это — сумасшедшие». Гуманист Чехов на первое место в своем предложении поставил слово «люди». Они, несмотря ни на что, люди!
      Вопросы и задания на выявление читательского восприятия
      — Кто же находится в этой палате? Перечислите пациентов.
      — Как они попали сюда?
      — На самом ли деле они сумасшедшие?
      Результаты работы с текстом по сопоставлению основных героев: Громова и доктора Рагина — зафиксированы в таблице:

Герои
Иван Дмитрич Громов, сумасшедший
Андрей ефимыч Рагин, доктор
Кто они такие Из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь... Из семьи врача, отец был хирург... мечтал о духовной карьере...
Внутреннее состояние Он всегда возбужден, взволнован и напряжен Отнесся к беспорядкам, по-видимому, довольно равнодушно
Внешность Лицо бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом душу... тонкие черты разумны и интеллигентны, и в глазах теплится здоровый блеск... вежливый, услужливый и необыкновенно деликатный Наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая...
напоминает трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержанного и крутого...
глаза маленькие, нос красный...
у него громадные руки и ноги...
но поступь у него тихая и походка осторожная...
он всегда первый остановится, чтобы дать дорогу...
Отношение автора Мне нравится его лицо...
нравится мне он сам...
Но в чем-то автор его осуждает
Автор осуждает и оправдывает героя
Отношение горожан В городе его любили... Замечательный человек в своем роде
Суждения о людях и жизни О горожанах он всегда отзывался с презрением К чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный процесс каждого...
Речь Беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах, и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее Не басом, как ждешь, а тонким, мягким тенорком говорит: «Виноват!»
Что волнует Говорит о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости Чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право
Прошлое Есть подробный авторский рассказ о прошлом, и сам герой рассказывает о себе Тоже есть подробный авторский рассказ, и сам герой рассказывает о себе
Отношение к чтению Читал он очень много.
Чтение было одною из его болезненных привычек
Читает он очень много и всегда с большим удовольствием. Половина жалованья уходит у него на покупку книг
Вывод Его речь осознанна и глубока. Он видит социальную несправедливость мира, готов выступать против нее. Сложно назвать этого героя сумасшедшим Он понимает, что его жизнь пуста.
Прошлое противно, лучше не вспоминать о нем. А в настоящем то же, что в прошлом.
Он понимает это, но ничего не делает

      Таким образом, это люди, которые находятся по разные стороны решетки, но в них так много общего и привлекательного, что, безусловно, они попытаются найти общий язык.
      Вопросы для обсуждения
      1. За что Громов осуждает Рагина? В чем он его упрекает? Как относится к нему? (Громов осуждает Рагина за то, что: 1) тот не страдал и не может его понять; 2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная. Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».)
      2. Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его? (Рагин тянется к Громову потому, что: 1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов; 2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова. Он спокойно и уважительно относится к собеседнику.)
      3. Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6? В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее? (Их отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся. Фактически из-за Громова доктор и попал сюда.)
      4. О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?
      5. Сравните их реплики, попытайтесь по ним понять, кто больше приспособлен к жизни в любых условиях. В ком больше силы? Действуют ли здесь закон и права?

Громов
Рагин
Значит, я идиот, так как я страдаю, недоволен и удивляюсь человеческой подлости. И я реагирую!.. Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы... Холод и всякую боль можно не чувствовать...
Покой и довольство человека в нем самом... Страдания понимает только тот, кто сам испытал его Рагин не страдал в жизни и поэтому, по мнению Громова, не может понять и страдания человека, и страдания Христа
Нас держат здесь за решетками, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этою палатой и теплым удобным кабинетом нет никакой разницы Меня приятно поражает в вас склонность к обобщению, а моя характеристика, которую вы только что изволили сделать, просто блестяща...
Никогда нас не выпустят! Сгноят нас здесь! Где же справедливость? Слабы мы, дорогой. Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни прикоснуться ко мне, как я пал духом...
Как они смеют держать нас здесь? В законе, кажется, ясно сказано, что никто не может быть лишен свободы без суда! Это насилие! Произвол Конечно, произвол! Он не имеет права
И что горько и обидно, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал Потом все исчезло, и Андрей Ефимыч забылся навеки. Пришли мужики, взяли его за руки и за ноги и отнесли в часовню. Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его

      6. Каково отношение автора к своим героям? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Как бы вы оценили противостояние героев?
      Автор осуждает Рагина за нежелание действовать, изменять эту жизнь, тем более, что это было в его силах, но защищает доктора, показывая, что у него чувствительная душа, он тянется к духовному, он способен понять человека, а его философия не примитивна, и если у врача нет опыта страдания, то и у Громова нет опыта Рагина. Автор ценит доктора за то, что, попав в палату № 6, он понимает бесчеловечность своей философии и безнравственность своей жизни. Рагин, попав в больницу, погибает, он не может здесь жить.
      Автор осуждает Громова за ограниченность его философии, за упреки Рагину в отсутствии опыта, за агрессивность, неспособность понять другого человека, но защищает за его деятельную натуру, за понимание ужасного состояния общества. Громов не смог жить в мире Рагина, там он стал сумасшедшим.
      7. Что представляет собой город, в котором происходит действие? Почему город не имеет названия? Как развиваются отношения между героями и городом? (Рагин и Громов противостоят городу, провинциальному городу «без имени», обобщенному образу всех городов русских конца XIX в.) Н. С. Лесков писал: «„В палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия»5. Город — это:
      — сами жители, которые, узнав, что доктор ходит к сумасшедшему, стали и его считать сумасшедшим;
      — скудные интересы, скука, унылое однообразие;
      — почтмейстер Михаил Аверьянович, напускной оптимист, любитель грубоватых историй, лишенный деликатности;
      — молодой самоуверенный врач Хоботов, агрессивный и пошлый; он готов любыми путями добиваться «теплого местечка».
      Рагин и Громов являются жертвами этого мира.
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте в рассказе состояния человека и картины природы. В чем они сходны? Подтвердите свои мысли цитатами:
      — «...осенним утром... шлепая по грязи...» — «настроение у него [Громова] было мрачное...» (глава 3);
      — «...весной, когда сошел снег, в овраге нашли два трупа...» — Громову «хотелось спрятаться в хозяйкин погреб...» (глава 3);
      — «В один из весенних вечеров, в конце марта, когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы...» — «он [Рагин] пошел во флигель, где познакомился с милым человеком» (глава 9);
      — «В саду уже тропинки...» — [Рагин и Громов]: «Теперь бы хорошо проехаться в коляске куда-нибудь за город» (глава 10);
      — «Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна...» — [Рагин в палате № 6]: «Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе» (глава 18);
      — «Там он лежал на столе с открытыми глазами, и луна ночью освещала его» — смерть Рагина (глава 19).
      Вывод. Эта повесть отражает состояние Чехова в начале 1890-х гг.: социальные проблемы, вопросы о жизни, о справедливости. Повесть наполнена образами-символами: символичен и город, и палата, и сторож, и герои. Чехов показывает ужасающее положение в России и говорит о том, что нужно что-то делать.
      Совсем другим по настроению является рассказ «Студент», написанный в 1894 г. И. А. Бунин вспоминает слова А. П. Чехова: «Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — „Студент“»6.
      Рассказ интересен и при внешней простоте глубок. К его анализу можно подходить, учитывая его трехчастную композицию.
      Часть 1. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты. Автор описывает его настроение и мировосприятие. Кругом темно, холодно, и только где-то далеко впереди виден огонь.
      Часть 2. Встреча на вдовьих огородах с двумя женщинами, разговор с ними. Возможность погреться у костра (огонь оказался костром). Изменение настроения Ивана.
      Часть 3. Дальнейший путь домой. Совершенно другое настроение и мировосприятие. Огонь костра теперь провожает студента.
      Критик В. Б. Катаев писал о начале этого рассказа: «Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют уже в первых абзацах. Эти три стихии — природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе — это холод, побеждающий весну; в повседневности — лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории (и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре) — дурная бесконечность... все эти ужасы были, есть и будут»7.
      Вопросы для обсуждения
      1. Найдите в рассказе три части. Докажите, что именно так нужно композиционно разделить его.
      2. Найдите в каждой части «три стихии»: природу, быт и историю. Докажите, что они связаны между собой и влияют друг на друга.
      3. Как «три стихии» влияют на Ивана? Что происходит с ним в течение этого ночного пути?
      4. О каком времени (временах) повествуется в рассказе? Найдите время суток и время года, время современное и время историческое. Какова смысловая роль образа времени?
      5. Найдите в рассказе символы или символические события. Объясните их роль.
      6. Зачем студент рассказывает о последних днях Христа? Почему говорит не языком Евангелия, а очень поэтично? Как реагируют на его рассказ женщины?
      7. Что начал понимать студент? Почему у него изменилось настроение?
      В ходе работы с текстом школьники записывают основные положения беседы. В результате может получиться такая запись.
      Часть 1
      Природа: «подул с востока холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой», «внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие», «самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо», «кругом было пустынно и как-то особенно мрачно».
      Быт: бесконечный голод, «по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть».
      История: «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».
      Вывод. Мы видим, что все «три стихии» взаимосвязаны, и студент, ощущая их, чувствует безысходность, так как жизнь, двигаясь по кругу, не изменится в будущем. Оттого так печальны его мысли: мир постоянно обречен на такое же существование, бедное, голодное, неуютное. Впереди виден огонь, но он где-то так далеко, что сложно понять, какой это огонь.
      Часть 2
      Природа: «Вот вам и зима пришла», «И опять наступили потемки», «Дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима».
      Быт: «Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха», «ее дочь, Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки».
      История: рассказ студента о последних днях Христа. Сухому, хронологическому повествованию он противопоставляет живое, эмоциональное, понятое им и прочувствованное. «Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!.. Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел... Его, связанного, вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой... предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...»
      Вывод. Накануне Пасхи студент, случайно встретивший в поле женщин, рассказывает им то, что сам понял и осознал. Женщины не просто слушают, они переживают. После слов студента «В Евангелии сказано: „И исшед вон, плакался горько“. Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...» «Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам», «а Лукерья... покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
      Иван понимает что-то очень важное. Все пережили чувство сострадания, сопереживания, сочувствия. Поэтому изменилось мироощущение Ивана Великопольского. Природа та же, быт так же убог, но ощущение безысходности мира пропало. И костер рядом.
      Образ огня имеет несколько значений:
      — это костер, у которого можно погреться. «Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю»;
      — это костер, у которого грелся апостол Петр. «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр»;
      — это костер-свет, открывающий что-то скрытое. Именно при свете костра узнали Петра. «С ними около костра стоял Петр». «Одна женщина узнала его»;
      — костер — это символ света, озарившего студенту тьму ночи и мысли.
      Часть 3
      Природа: «...глядел на свою родную деревню и на запад, где узкой полосой светилась холодная багровая заря».
      Быт: своя деревня.
      История: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого, и ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
      Костер провожает студента — «одинокий огонь спокойно мигал в темноте». Но уже другое состояние: надежда на то, что мир будет стоять, — «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
      Кажется, в рассказе ничего не произошло, но на самом деле глубокие изменения коснулись души студента. Четыре времени соединились: прошлое, настоящее, будущее и вечное — и помогли понять, что все будет по-другому.
      Главная мысль рассказа — в последнем предложении: «...думал он о том, что правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
      Вопросы для обсуждения
      1. Какую роль играют похожие начало и конец рассказа?
      2. Повествование А. П. Чехова называют «слитным». Что «сливается» в рассказе?
      3. Как меняется настроение Ивана?
      4. Сравните описание последних дней Христа в Евангелии (26: 36—75) и в рассказе. О чем говорит такое повествование Ивана? Что это: проповедь, притча, поучение или что-то совсем другое?
      5. Как показан Петр в рассказе студента?
      6. Есть ли в рассказе чудо?
      Вывод. Люди поняли друг друга, испытали похожие чувства, значит, будет то, что объединит людей, что поможет подняться над дисгармонией природы, повседневности и человека. Правда и красота направляют человеческую жизнь.
      Итог урока. В рассказах «Палата № 6» и «Студент» Чехов побуждает читателя к размышлениям о дисгармонии современной жизни. Смысл первого рассказа в том, что нельзя становиться «рабом» ненормальной жизни, нужно что-то делать. Второй рассказ говорит о необходимости осмысления своего места не только в бытовом, но в бытийном масштабе. Что-то изменить в мире можно, только разобравшись в себе самом. Писатель-психолог ставит перед нами вопросы, на которые каждый должен ответить сам. Не случайно Чехов говорил, что не дело художника давать ответы, его задача — ставить вопросы.

Урок 157. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» 8

Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка».

      Задачи урока — помочь школьникам, размышляя о героях чеховских рассказов, понять сущность человеческих отношений; разобраться, какими способами изображены герои, в чем своеобразие их жизненной позиции; уяснить, почему писатель разоблачает «теорию малых дел»; объяснить трагическое начало в этих произведениях.
      1890-е гг. в России — это подъем общественной жизни. У Чехова — потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. 1890-е гг. — мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа. «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой.
      На уроке рассматриваются рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» (1895—1903). В них — образы людей, которых можно уважать, в них — мир, который окружает или губит этих людей. В 1892 г. появляется «Палата № 6». Она символ эпохи, времени.
      Работу над рассказами можно организовать в группах.
      Группа 1. «Дом с мезонином».
      Вопросы и задания для обсуждения

      1. От чьего лица ведется повествование? Какой смысл в том, что рассказчик — художник?
      2. Что придает воспоминанию лирическую тональность? Почему современники называли рассказ «тургеневским»?
      3. Каков смысл названия рассказа?
      В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где также текла праздная жизнь. В этом мире художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».
      Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Художник — сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне... начинает казаться, что мы встретимся», но по воле каких-то внешних сил. Мисюсь — мечта, надежда на счастье.
      Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же делать что-нибудь». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы: «Лида опять говорила о земстве... о школьных библиотеках». Она постепенно теряет женственность.
      Во фразе «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.
      Группа 2. «Дама с собачкой».
      Вопросы и задания для обсуждения

      1. Охарактеризуйте Гурова. Как вводится в рассказ Анна Сергеевна? Что мы узнаем о ней?
      2. Как относился Гуров к женщинам? Как характеризует его мнение о женщинах: «Низшая раса!»?
      3. Какое мнение составил Гуров о незнакомке после первого знакомства? Испытал ли он смятение сердца?
      4. Как меняются отношения через неделю? Как ведут себя герои? Понимают ли, что это серьезно?
      5. Почему Гуров не мог забыть это знакомство? Как оно изменило Гурова? Что он увидел в окружающем мире?
      6. Почему он поехал в город С., где жила Анна Сергеевна? «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему, первый раз в жизни». Счастье ли это?
      7. Найдут ли решение герои рассказа?
      8. Они живут тайно и явно. Где истинная жизнь?
      Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.
      Группа 3. «Попрыгунья».
      Вопросы и задания для обсуждения

      1. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?
      2. Зачем Ольга Ивановна пытается оправдать свой «мезальянс»?
      3. В рассказе два мира, две жизненные позиции. Как показана каждая?

Мир доктора Дымова
Мир Ольги Ивановны и ее друзей
Много работает, небогат, имеет почти самый низкий чин. Мог бы заняться частной практикой, это выгодно, но практика дает одностороннюю специализацию. Работает внештатным ординатором, то есть бесплатно вскрывает трупы. Это человек науки Мир знаменитостей: артист, чтец, певец, художник, литератор. «Артистичная, свободная и избалованная судьбой компания». В убранстве квартиры примитивность вкусов Ольги Ивановны
Он называет Ольгу Ивановну  мама Она называет его Дымов
Дымов работал. Он не понимал искусства, но не отрицал его Ольга Ивановна ехала к портнихе, затем к актрисе, к художникам или на выставки. «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях»
Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал о его существовании Главное — поиск знаменитостей. По средам — вечеринки
Поездка на дачу. Он скучал по жене, мечтал побыть с ней Ольга Ивановна отправила его в город за платьем и цветами, чтобы быть на свадьбе телеграфиста
Чистый, деликатный мир Дымова. «А Дымов? Милый Дымов! Как кротко и детски-жалобно он просит ее в своих письмах поскорее ехать домой! Каждый месяц он высылал ей по семьдесят пять рублей, а когда она написала, что задолжала художникам сто рублей, то он прислал ей и эти сто» Нечистый мир Ольги Ивановны, построенный на лжи. «Что Дымов? Почему Дымов? Какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?»; «Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил». Нечистый мир Рябовского «и вся эта жизнь... показались ей теперь ужасными»
Догадываясь об измене, он, «как будто у него была совесть нечиста, не мог уже смотреть жене прямо в глаза, не улыбался радостно при встрече с нею» «Она подняла лицо, красное от обиды, и поглядела на него виновато и умоляюще, но страх и стыд помешали ей говорить правду»
Он утешает Ольгу Ивановну, когда та плачет от ревности к Рябовскому Она не смогла даже порадоваться за него, когда он защитил диссертацию
«Умирает, потому что пожертвовал собой... Какая потеря для науки... Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!.. Это был такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь». «А какая нравственная сила!.. Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки» «Ей вдруг стало до боли жаль Дымова, его безграничной любви к ней, его молодой жизни». «Прозевала! Прозевала!.. Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх»

      Дымов, простой врач, выше мира пошлости. По Чехову, можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.
      Группа 4. «Душечка».
      Вопросы и задания для обсуждения

      1. Почему рассказ называется «Душечка»?
      2. Без чего Ольга Семеновна не могла жить? (Ольга Семеновна «постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любила папашу, тетю, учителя французского языка.)

Ольга Семеновна
Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи» Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева Смирнин, полковой ветеринарный врач Сын Смирнина Саша
Полюбила Полюбила Нашла счастье Привязалась
«Мы с Ванечкой» «Мы с Васечкой» «Володечка» «Сашенька»

      3. Почему героиню называют душечкой?
      4. Как автор относится к ней?
      5. Хорошо ли, что она живет чужими интересами?
      6. Можно ли уважать Ольгу Семеновну?
      Итог урока. Рассказы этого периода неоднозначны, трудно определить авторскую позицию, оценку героев и решение основной проблемы. Автор ставит перед нами вопросы, а решать придется самим, в этом весь Чехов — он дает свободу выбора. Но все герои не находят своего счастья.

Урок 158. «Он [Чехов] овладел своим представлением жизни и... освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения» 9

Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах».

      М. Горький, вспоминая о Чехове, писал: «Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний»10.
      Задачи урока — помочь школьникам увидеть этот «тонкий скептицизм» в очень разных произведениях.

      «Скучная история» (1889)
      Повесть написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов.
      Сам Чехов писал А. Плещееву: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость» (из письма Чехова от 3 сентября 1889 г.). Ему же в письме от 30 сентября: «Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе».
      Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали ее необычность: «...у Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь...» (из письма А. Плещеева Чехову от 27 сентября 1889 г.). «Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в „Северном вестнике“ за весь год» (Плещеев — Чехову от 5 ноября 1889 г.).
      Возможно опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений:
      1. Расскажите о духовном кризисе писателя.
      2. Прокомментируйте письма А. Н. Плещеева и А. П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?
      3. Найдите возможные прототипы героев повести. Материалы о прототипах можно найти в книге Б. М. Шубина «Дополнение к портретам» (М., 1989).
      Вопросы для обсуждения
      1. В чем своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности ее формы и композиции?
      2. От чьего лица ведется повествование? (Рассказ ведется от лица старого профессора (ему 62 года), прожившего яркую, интересную, насыщенную жизнь. Он известен и в России, и за границей. Можно говорить, что он полностью воплотился в своей работе, которую любит, без которой не может жить, — это его прошлое.)
      3. Зачем автор использует повествование от первого лица?
      4. В каких двух временных планах ведется повествование? Как показано прошлое и настоящее?
      5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?
      6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, «просматривает» ее заново?
      7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?
      8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.
      9. Что заставляет его видеть все в черном цвете? («Насколько блестяще и красиво мое имя, настолько тускл и безобразен я сам». Герой все видит сквозь призму смертельной болезни. Он знает, что скоро умрет и поэтому пытается подвести своеобразные итоги. Он видит, что сам безобразен; жена — «старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха»; «я холоден, как мороженое, и мне стыдно»; когда дочь целует, «я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела»; «мысли о детях отравляют меня» и т. д.)
      В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Герой смотрит на мир через болезненные ощущения:
      — жена (раздражает);
      — дочь, сын (могли бы помочь родителям);
      — университетские ворота (давно не ремонтированы);
      — дворник (скучающий);
      — сад (я его не люблю);
      — швейцар Николай (хранитель университетских традиций);
      — прозектор Петр Игнатьевич (трудолюбивый, скромный, но бесталанный);
      — лекции (испытываю наслаждение);
      — товарищ (стремимся показать, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга);
      — студент, не сдавший экзамен (скучно);
      — молодой доктор, пришедший за темой для диссертации (сердито кричу);
      — Катя (люблю, как дочь);
      — Гнеккер, жених дочери (раздражение).
      Итоговые вопросы
      — Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?
      — С кем он испытывает положительные эмоции? (Швейцар Николай, потому что он тоже по-своему предан науке; при чтении лекций — это самое дорогое дело жизни; Катя — она не притворяется.)
      — Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?
      — Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей? («Что ж я могу сказать? Ничего я не могу. Ничего я не могу сказать тебе, Катя. По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать».)
      Выводы. В финале повести есть такие слова: «Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям. И поэтому так печален итог: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искушенный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека... Я побежден».
      «Черный монах» (1895)
      Это самая загадочная повесть с элементами фантастики и мистики. Л. Н. Толстой, прочитав, воскликнул: «Это прелесть! Ах, какая прелесть!» (Г. А. Русаков приводит эти слова в письме к Чехову от 14 февраля 1895 г.).
      Сам же автор, отвечая на упреки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 г.: «...если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. „Черного монаха“ я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне».
      В эти годы Чехов создает своеобразных героев, сложных, неоднозначных.
      Вопросы для обсуждения
      1. Кто же такой Коврин, магистр философии, которому является Черный монах? Сумасшедший? Или гений, способный общаться с другим миром?
      2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?
      3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.
      4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?

Песоцкие
Коверин
Занимаются садом, говорят об утренниках. «У нас только сад, сад, сад — и больше ничего. Штамб, полуштамб... апорт, ранет, боровинка, окулировка, копулировка. Вся, вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится, кроме яблонь и груш», — говорит Таня. Статьи о садоводстве «Читаю психологию, занимаюсь же вообще философией». Легенда о Черном монахе: он думал о нем, и тот стал приходить. Герой испытывал радость от появления необычного гостя, не пытался ничего объяснить. «Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла, значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного»
Часто ссорились и говорили друг другу неприятности. Давили гусениц руками Появление Черного монаха связывалось с пением скрипок, с поющими голосами
Возня с приданым Когда вылечился, то стал несчастлив
Любят Коврина, считают его гением Монах говорил только о нем, о его гениальности, это было приятно
Свадьба Тани и Коврина. Результат — оба несчастливы Свадьба с Таней, оба несчастливы
Итог — письмо Тани, где она проклинает Коврина Кафедра, чахотка. Перед смертью опять видит монаха, зовет Таню, сад, но на лице счастливая улыбка

      5. Как раскрывает характер героя диалог с Черным монахом в 5-й главе? (Гений сродни умопомешательству.)
      6. Как воспринимает свои галлюцинации герой? Почему радостно?
      7. Почему Черный монах говорит только о нем? (Это второе «я».)
      8. Почему Коврин страдает, когда его вылечили? Замечает ли он страдания близких?
      9. Можно ли подтвердить слова автора, что эта повесть о больном манией величия?
      10. На чьей вы стороне, чей мир вам ближе? Практичный мир Песоцких, хотя и связанный с природой, садом, или мир фантазий Коврина?
      Вывод. Повесть неоднозначна. Можно принять мир Коврина, а можно — мир Песоцких. Герою хорошо в мире галлюцинаций, но как быть тем, кто рядом и кому там плохо? Ведь Коврин не отказался от женитьбы на Тане, повел ее в свой мир, но в какой?
      Можно принять мир Песоцких, здоровый, полный забот и работы, им там неплохо, но как быть Коврину, которому там плохо? Правда, Таня, согласившись на замужество, не знала, что он болен, потом пыталась его лечить. Таня честнее Коврина.
      «Случай из практики» (1898)
      Вопросы для обсуждения

      1. Какой смысл выявляется в названии рассказа? (Важно само название — «Случай...», то есть что-то случайное, случившееся неожиданно. Это говорит о неглубокой проблеме. Но если сравнить все три произведения, то этот окажется самым оптимистичным. Достаточно заглянуть в конец: Лиза по-праздничному в белом платье, с цветком в волосах. А начиналось все с вызова доктора.)
      2. Почему вызвали доктора? Кто болен? Серьезно или нет?
      3. На какие мысли наводит сравнение: природа — фабрика?
      4. О чем думает доктор? Как связывает фабрику и хозяев?
      5. В записных книжках Чехова есть фраза, которая вошла в рассказ, она отражает отношение самого писателя к фабрике, рабочим и хозяевам: «Взглянешь на фабрику где-нибудь в захолустье. И тихо, смирно, но если взглянуть вовнутрь, какое непроходимое невежество хозяев, тупой эгоизм, какое безнадежное состояние рабочих, дрязги, водка, вши». Сравните запись Чехова с рассказом. Воплотил ли он свой замысел? (Пожалуй, герой рассказа выражает мысли самого автора. Но главная тема — другая: не стремление изобразить бесчеловечные условия, а просто показать человека, которому плохо, потому что он один.)
      6. Какими видит хозяек доктор Королев? Понимает ли он, чем больна Лиза?
      7. Как меняется Лиза, когда плачет? Почему она становится красивее?
      8. Как меняется мать, переживая за дочь?
      9. Какую роль играет гувернантка? Как вы понимаете мысли Королева: «Ляликова и ее дочь несчастны, на них жалко смотреть. Живет в свое удовольствие только одна Христиана Дмитриевна, пожилая, глуповатая девица в пенсне. И выходит так, значит, что работают все эти пять корпусов и на восточных рынках продается плохой ситец для того только, чтобы Христиана Дмитриевна могла кушать стерлядь и пить мадеру?»
      10. Почему доктору стало скучно?
      11. Как помогает доктор Лизе? Как можно объяснить его слова о «почтенной бессоннице»?
      12. В чем оптимизм рассказа? Какой двойной смысл в нем?
      13. Почему доктор испытывает утром радость?
      14. Что было бы, если бы приехал профессор, а не доктор Королев?
      Вывод. Только человек может помочь человеку. Если в «Скучной истории» герой не может помочь и на просьбу Кати беспомощно разводит руками, если в «Черном монахе» герой отказывается от помощи и даже обижается, когда ему помогают, то здесь доктор Королев понял состояние Лизы, понял, что ей просто нужно поговорить с человеком, который ее выслушает, и помог девушке. Потому-то у него радостно на душе.
      Итог урока. 1890-е гг. — это стремление Чехова понять жизнь, поэтому так разнообразны произведения этих лет. «Скучная история» — это философские раздумья о смысле жизни, переоценка ее. «Черный монах» — это психологическое исследование больной души, которой хорошо в ее болезни. «Случай из практики» — это социально-психологический рассказ: в нем сопоставлены фабрика, орудие угнетения и подавления, и Лиза, тяготящаяся своим положением владелицы фабрики и не знающая, что делать.
      В рассказе «Случай из практики» есть замечательная фраза, сказанная доктором: «Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят». Ради этой хорошей жизни и творил писатель Чехов.


1 См.: Мореас Жан. Манифест символизма. Газета «Фигаро». — Париж, 1886.
2 Горький М. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1950. — Т. 5. — С. 429.
3 См.: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М., 1980.
4 См.: Чехов А. П. Собр. соч.: В 20 т. — М., 1944—1951. — Т. 15.
5 Цит. по: А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1947.
6 См.: Бунин И. А. Полн. собр. соч. — Птг., 1915. — Т. 6.
7 См.: Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998.
8 Письмо А. П. Чехова сестре М. П. Чеховой от 16 мая 1890 г. из Томска // А. П. Чехов. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1963. — Т. 11. — С. 427.
9 Горький М. См.: По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» // М. Горький. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 23.
10 Горький М. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1950. — Т. 5. — С. 418.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>