Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Уроки 124*—125*. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» 1

Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».

      Уроки можно провести в форме лекции с элементами беседы, включением небольших сообщений учащихся по проблемам данных произведений и рассказом о последних годах жизни Л. Н. Толстого.

Тематика индивидуальных сообщений учащихся
(для классов гуманитарного профиля)

      — Осуждение дворянского общества в романе «Анна Каренина».
      — Духовный кризис Л. Н. Толстого 1880-х гг.: проблематика произведений «Исповедь» и «Так что же нам делать?».
      — Духовное перерождение Нехлюдова в романе «Воскресение».
      — Социально-нравственные проблемы повести «Хаджи-Мурат».
      — Последние дни жизни писателя в изображении Бунина (по книге «Освобождение Толстого»).

Основные положения лекции учителя

      1. После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?». Он пробует ответить на него следующим образом:
      — нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью;
      — нужно понять эпоху, в которой «все переворотилось и только укладывается».
      Мечтая изменить человека с детства, Толстой начинает заниматься педагогической деятельностью. В январе 1872 г. он запишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «Азбука»; «Первая, вторая, третья, четвертая русские книги для чтения», созданные для начального обучения детей; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот плоды педагогической деятельности писателя.
      2. Пытаясь осмыслить современную ему эпоху, в 1873 г. он начинает работать над романом о 1870-х гг. «Анна Каренина». О чем этот роман? О смысле жизни, о судьбах дворянства и народа, о семье и браке, о жизни, о смерти, о любви.
      В романе дан широкий показ русского общества:
      — высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);
      — чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);
      — крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);
      — представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);
      — крестьяне, слуги.
      В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

Анна
Общество
Прекрасная женщина, с тонкой душой, не принимающая пустой светской жизни. Главное для Анны — искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским — пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского — смерть для Анны. «Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено... Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что» Общество, окружающее Анну, не понимает и не оправдывает ее любви, открытой всем. В лживом обществе можно поступать как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие прикрывает внутреннюю безнравственность. Каренин, муж Анны, — один из «столпов» высшего дворянства

      Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем — очень милый, добрый малый. Но более чем просто добрый малый... он и образован, и очень умен», — говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет Вронского, он понимает, что жил не так, ищет цель и смысл жизни. Его жизнь — это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, Вронский едет на войну в Сербию, ищет смерти.
      Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. Этот образ автобиографичен, в нем много от самого Толстого. (Сообщение учащегося по теме 1.)
      Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.
      3. Толстой приходит к мысли, что, поняв современную эпоху и общество, нужно уйти от него, если невозможно что-то изменить. У писателя зреет предчувствие назревающей катастрофы. В 1881 г. он пишет: «Революция экономическая не то что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет». Духовный кризис 1880-х гг. приводит писателя к разрыву со своим классом, с дворянством, начинается длительная и сложная полоса исканий. (Сообщение учащегося по теме 2.)
      Выводы. В результате тяжелых раздумий писатель приходит к отрицанию государства, Церкви, собственности, даже своего творчества, потому что главное, по Толстому, — нравственное перерождение. «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, науки, искусства — все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это — одно баловство, что искать смысла в этом нельзя» («Исповедь», 1879—1881).
      «Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» («Так что же нам делать?»).
      Отказ от творчества вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»
      4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.
      В 1891 г. писатель «стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи». Таким романом стало «Воскресение». (Сообщение по теме 3.)
      Выводы. Роман «Воскресение» — это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы судьи, Церковь, освящающая насилие. В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров. Важный нравственный смысл заключен и в самом названии романа.

Смысл заглавия романа «Воскресение»
Воскресение Катюши Масловой — падение и возрождение ее души, обретение смысла жизни Воскресение падшего человека — победа духовного начала над чувственным Воскресение Нехлюдова — путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием

      5. Толстой принимает решение: нужно уйти не от общества, а из общества. «И опять молюсь, кричу от боли, запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь», — напишет он в 1896 г.
      В 1900-е гг. появляется ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии», — писал редактор «Нового времени» Суворин. Священный Синод отлучает Толстого от Церкви.
      Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. (Сообщение по теме 4.)
      Выводы. В «Хаджи-Мурате» (1904) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании «татарина». Запутавшийся Хаджи-Мурат ищет выход и не может найти. Может быть, Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев).
      Примирение с этим миром для Толстого невозможно: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, облегчить, усовестить нет никакой возможности. И мне ужасно, ужасно тяжело. Зачем не дали мне хоть перед смертью пожить хоть год, хотя месяц собственной мне жизнью, вне той лжи, в которой я не только живу, но участвую и утопаю». (Сообщение по теме 5.)
      28 октября 1910 г. темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покинул Ясную Поляну. По пути он заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Л. Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.
      Итог уроков. В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.

Уроки 126*—127*.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

Урок 128. «Человек, который весь борьба» 2

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

      На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя, определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.
      Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
      — мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;
      — поведение Раскольникова после убийства;
      — поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;
      — встреча Раскольникова с Мармеладовым.
      В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.
      Вопрос для обсуждения
      — Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?
      Вывод. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
      С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».
      Вопросы для обсуждения
      — Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?
      — Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?
      — К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?
      Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.
      Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).
      Вопросы для обсуждения
      — Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?
      — Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
      — Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
      Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев. В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.
      Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.
      Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».
      Вопрос для обсуждения
      — Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
      «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.
      В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      — Какой путь изменения предлагает Достоевский?
      — Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)
      — Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?
      «Бедные люди» — 1845—1846 гг.
      «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.
      «Униженные и оскорбленные» — 1861 г.
      «Преступление и наказание» — 1866 г.
      «Идиот» — 1868 г.
      «Бесы» — 1870 г.
      (Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)
      Итог урока. Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».

Урок 129. «В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память о „Медном всаднике“ Пушкина» 3

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

      Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, сопоставляя изображение города в романе «Преступление и наказание» с произведениями других писателей и художников. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пушкина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих художников.
      Проблемные вопросы урока
      — Кто является героями романа «Преступление и наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)
      — Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?
      Работа проводится в группах.
      Группа 1. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.
      Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
      — Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
      — Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
      — Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
      Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.
      Группа 2. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Гоголя.
      Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».
      Группа 3. Образ Петербурга Достоевского глазами художника Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.
      Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пересекаются, даже открытая дверь ведет в закрытый двор, из которого нельзя выйти.
      Группа 4. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.). Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».
      У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
      Итог урока. В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Уроки 130—131. «Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его» 4

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

      Создание романа «Преступление и наказание» — это итог длительных раздумий автора над проблемами эпохи. Изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обостренным гуманизмом писателя.
      Проблема, поставленная автором, может быть определена строчкой из «Гамлета» Шекспира, взятой эпиграфом к уроку.
      Первый урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
      Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»
      Вопросы для обсуждения
      — Могла ли история преступления и наказания случиться действительно?
      — Как вы понимаете слова Достоевского «Я — дитя века»?
      — Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленный «маленький человек» и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита униженных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
      — Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)
      — Как развивался и изменялся замысел романа?
      1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
      2. 1855 г. — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
      3. 2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
      4. Конец 1865 г. «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
      5. 1866 г. — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
      — Как в романе «Преступление и наказание» соединились предыдущие замыслы?
      — Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время, когда выступали революционеры, проповедующие насильственный путь решения проблем, и либералы, стоящие за реформы?
      Вывод. Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.
      Форма работы на втором уроке — наблюдения над героями и слово защиты.
      1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи.
      — Как Мармеладов появляется в романе?
      — Какое впечатление он вызывает у окружающих?
      — Каким видит его Раскольников?
      — Каковы внешность и речь Мармеладова?
      — Что рассказал Мармеладов о своей семье?
      — Какова судьба Сонечки?
      — Как появляется в романе Катерина Ивановна?
      — Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?
      — Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
      — Кто виноват в такой судьбе героев?
      Вывод. Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»
      Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.
      2. Слово в защиту семьи Раскольниковых.
      — Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
      — Каковы отношения между членами семьи?
      — Что мы узнаем о матери Раскольникова?
      — Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?
      — Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
      Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Для Раскольниковых характерна жертвенность, герои готовы жертвовать собой ради других.
      3. Слово в защиту детей.
      — Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
      — На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
      — Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
      — Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
      Вывод. Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
      Итог уроков. Судьбы героев романа — это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием. Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным. В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное. В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.

Уроки 132—133. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» 5

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

      В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.
      Первый урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
      Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
      Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
      1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
      — взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
      — идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
      — тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
      — судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
      2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
      — состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
      — характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
      Следует обратить внимание учащихся на:
      — говорящую фамилию героя;
      — часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
      — нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
      — нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.
      На втором уроке может быть организована исследовательская работа с текстом. Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи
Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Ужас. «Да разве то будет?»
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

      Вопросы для итоговой беседы
      1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
      2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
      3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
      4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
      5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
      6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
      7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)
      Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.
      Итог уроков. Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

Урок 134. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они...» 6

«Двойники» Раскольникова.

      «Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов. На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе. «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории.
      Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
      — убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»;
      — взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
      — на эти деньги сделать много хороших дел.
      В романе герой смог воплотить только первый шаг.
      Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
      Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
      1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
      — Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
      — Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
      — Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
      — Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
      Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
      2. Петр Петрович Лужин.
      — В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
      — Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
      — Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
      — Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
      — Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
      — Почему Лужин боится полиции?
      — Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?
      — Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
      Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
      3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
      — В чем сложность и противоречивость этого образа?
      — Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
      — Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
      — Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
      — Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
      — О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
      — Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
      — Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
      — Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.) Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
      Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
      Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
      Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.

Урок 135. «Вечная Сонечка» 7

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони.

      В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая — ложна.
      Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.

Соня
Раскольников
Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя
У нее есть смысл жизни: любовь, вера У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

      Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, — ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
      Проблемный вопрос
      Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников — ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.)
      Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
      1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
      2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
      — Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
      — «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
      — «А с вами что будет?»
      — «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
      — «А коли вы теперь заболеете».
      — «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
      — «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
      3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда — его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.)
      4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.)
      5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
      Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
      1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
      2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
      3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

Раскольников — Соне
Соня — Раскольникову
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?» «И кто меня тут судьей поставил?»
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Ох, как вы мучаетесь!»
Признание «Нет тебя несчастнее никого»

      4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи — понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
      5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)
      Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.


1 См.: Толстой Л. Н. Анна Каренина // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
2 Письма Л. Н. Толстого 1848—1910. Собр. и ред. П. А. Сергеенко. — М., 1910. — Т. 1. — С. 146.
3 См.: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970.
4 Шекспир У. Гамлет // У. Шекспир. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 5. — С. 41.
5 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435.
6 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 436.
7 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 79.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>