Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 класс. Методические советы


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

      В 9 классе учителю важно впервые дать общее представление об эпохе, когда начинает формироваться так называемая новая литература. Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:
      «I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
      II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.
      III период (1760-е — первая половина 70-х годов) — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
      IV период (последняя четверть века) — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций» 1.
      В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны жанры, бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).
      Особое значение приобрел жанр повести («гистории») — «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.
      Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.
      Второй период (1730—1750) был отмечен именами известных писателей, среди которых и автор сатир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. К сожалению, автору не удалось увидеть свои сатиры напечатанными («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько басен, переводов. В. И. Федоров считает, что поскольку прогрессивные завоевания петровского времени оказались под угрозой, то русский классицизм начинался с «плода осеннего» — с сатиры.
      Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».
      Другое значительное имя этого периода — В. К. Тредиаковский (1703—1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение — «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».
      Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711—1765) — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» 2. Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии — одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
      Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии — магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая — с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.
      Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717—1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий — «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них — борьба страсти и разума, долга и личных чувств.) Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен — «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», — писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. — М., 1956. — Т. X. — С. 124).
      В третий период (1760-е — первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения — суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» 3. Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм.
      В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).
      В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» — русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
      Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
      К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743—1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».
      Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» 4.
      С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749—1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769—1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее — «Модная лавка», «Урок дочкам»).
      Н. М. Карамзин (1766—1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» 5.
      Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».
      И. И. Дмитриев (1760—1837) — автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).
      «Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», — пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.
      Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим — чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.
      Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.
      Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.
      Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:
      I период — литература петровского времени.
      В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?
      II период — формирование классицизма, создание новой жанровой системы.
      В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?
      Кому из авторов не дано было увидеть свои сатиры напечатанными? Сколько сатир им было написано? Каковы его достижения?
      Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?
      В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?
      Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)
      III и IV периоды — эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.
      В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.
      Кто автор «Недоросля»? Кто автор стихотворения «Властителям и судиям»? Против кого и против чего направлены такие произведения, как «Недоросль», «Властителям и судиям»?
      Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?
      Кто из писателей был автором повести-романа, критических статей, исторических повестей, посвящал себя изучению истории? Кого называли русским Лафонтеном?
      Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?
      Какие еще писатели XVIII века вам известны?
      Какие произведения каких авторов удалось вам прочитать? Проведем конкурс на лучшее выразительное чтение одного из произведений XVIII века.
      Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.
      Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?

Советуем прочитать

      Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.
      Москвичева Г. В. Русский классицизм. — М., 1986.
      Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985.
      Орлов П. А. Русский сентиментализм. — М., 1977.
      Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. — М., 1981.
      Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. — М., 1996.
      Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. — М., 1958.
      Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. — М., 1985.
      Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. — Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века — Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).
      Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. — М., 1972.

М. В. ЛОМОНОСОВ

      Уроки, посвященные М. В. Ломоносову, начинать лучше с повторения того, что уже известно школьникам по средним классам и самостоятельному чтению, так как произведения этого поэта вошли в программу 7 класса, многое было прочитано самостоятельно благодаря хрестоматиям для внеклассного чтения.
      Самые простые вопросы учителя настроят школьников на беседу о М. В. Ломоносове, например:
      — Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какими талантами наградила его природа?
      — Какие произведения Ломоносова вам известны, какие из них вы читали на уроках, какие были прочитаны вами самостоятельно по советам родных и близких? Что вы могли бы рассказать об этом чтении?
      — Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великого ученого и поэта.
      Кроме более подробного рассказа учителя, можно использовать заранее подготовленные рассказы учащихся о Ломоносове — ученом, поэте, художнике.
      Закрепляется работа чтением рассказа о поэте, подготовленного по Г. П. Макогоненко.
      В программу и учебник 9 класса включены две оды: «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». После чтения первой оды выясняется, как учащиеся понимают ее тему, как осмысливают начало, конец, отдельные фрагменты, например:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

      Тщательно комментируется текст учителем и учащимися. Следует пояснять и переводить устаревшие слова, например: несчетны солнца, не льдисты ль мещут огнь моря, се хладный пламень, быстрый зрак, мятет, что зыблет ясный ночью луч, твердь разит, являет естества устав, дуть престал зефир, коль пространен свет, несведом тварей вам конец, коль велик Творец...
      То же самое относится и к другой оде. Подумаем вместе с учащимися, как они понимают тему «Оды на день восшествия...». Когда и в связи с чем написана? Каким настроением и чувством пронизана? Что хочет сказать поэт государыне? Как понять устаревшие слова и выражения этого произведения: градов ограда, злато и порфиру, и зрак прекраснее Рая, как в понт пловца способный ветр, яры волны, брег, престаньте, изволила Елисавет, се хощет лира восхищенна, Зиждитель, искони, препятства, венчанну, попранну, зря, взирая, оного, тщание, жестокая судьбина, отторжен роком, восстенали, в небесну дверь пресветлый дух, праведной печали, в толикой горести, клики, щедроты отчи превышают, толикое земель пространство, напояет, простирать, воздать, се мрачной вечности, запону, Минерва ударяет, Зиждитель сохранит...?
      Школьники не только объясняют слова и некоторые строчки, но и читают, комментируют текст, учат наизусть отрывок, готовят доклады.

Г. Р. ДЕРЖАВИН

      Данная тема также требует повторения ранее изученного. Повторив материалы средних классов, учащиеся рассказывают, где родился Державин, где учился, служил, когда начал писать стихи, особые сообщения можно посоветовать сделать о деятельности Державина как губернатора Олонецкой, затем Тамбовской губерний, о качествах характера поэта, о своеобразии державинской поэзии.
      Учитель обобщит сказанное девятиклассниками.
      Вполне уместно чтение таких стихотворений, как «Признание», «На птичку», последние стихи Державина. Школьники прочитают вслух статью, построенную на материалах трудов Г. П. Макогоненко, ответят на вопросы, помещенные после нее в учебнике, затем прочитают и прокомментируют столь характерные для творчества Державина стихи — «Властителям и судиям», «Снигирь», «Памятник».
      Задание на дом — выучить наизусть и прокомментировать одно из этих стихотворений.
      Понимают ли учащиеся, в чем пафос стихотворения «Властителям и судиям»? Кого осуждает поэт? Почему он так непримирим в своих суждениях, обращенных к «властителям и судиям»? Придают ли устаревшие слова больший пафос (без обороны сирот и вдов не оставлять, исторгнуть бедных из оков, покрыты мздою очеса, зыблет, падете, внемли)?
      Что же можно сказать о стихотворении «Снигирь»? Пусть его прокомментируют школьники самостоятельно.
      Особая  роль принадлежит стихотворению «Памятник». В чем его смысл? Кто еще из русских поэтов обращался к этой теме? Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Почему памятник «металлов тверже» и «выше пирамид» и почему, по мнению поэта, слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных»? Как вы понимаете четверостишие:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить?..

      Дома школьники учат наизусть одно из стихотворений или готовят комментарий.
      На следующем уроке учащиеся постараются воссоздать с помощью биографических сведений личность поэта, читают одно из стихотворений наизусть. Можно организовать конкурс на лучшее чтение.
      Вторым этапом на уроке будет чтение и осмысление материала учебника «В творческой лаборатории», а дома — по хрестоматии знакомство с другими произведениями поэта.

Н. М. КАРАМЗИН

      Начиная уроки, посвященные Н. М. Карамзину, учителю важно, на наш взгляд, самому подготовить небольшой, но емкий рассказ о писателе, включив в него оценку В. Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» 6.
      Хорошим материалом для такого рассказа может служить книга В. И. Федорова «Русская литература XVIII века» 7. Обратите внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее. Примерная структура:
      Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем — симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 года — военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» — масонства и просветительства. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
      Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма — «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII — начале XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза».
      И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью.
      Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.
      Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний еще более последовательно отразится в поэзии Карамзина («Поэзия», «Послание к Дмитриеву», песня «Прости»).

Любовь и дружба — вот чем можно
Себя под солнцем утешать...—

писал поэт в «Послании к Дмитриеву».
      Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А. С. Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»
      Рассказ учителя подкрепляется чтением учащимися небольшой статьи в учебнике о Карамзине и энциклопедической справки о сентиментализме, ответами на вопросы, помещенными после этих статей. Дома школьники прочтут повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», подготовятся к пересказам и беседе в связи с прочитанным.
      Второй урок посвящается повторению сведений об авторе, осмыслению понятия «сентиментализм», анализу прочитанного дома.
      В целях воспитания патриотизма, интереса и любви к российской истории педагогу очень важно пробудить интерес учащихся к самостоятельному чтению если не в полном объеме «Истории государства Российского», то ее фрагментов. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, порекомендуйте прочитать книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений», «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс», «Российская школьная хрестоматия» (9 класс).
      Карамзин преобразовал, сблизил литературный и разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.
      Старшеклассники, подготовившие сообщения, расскажут о жизни писателя, значении его творчества («Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом», — писал А. С. Пушкин), и о «Бедной Лизе», и о главном его труде «История государства Российского», который по выходе покупался нарасхват всеми слоями общества. К сентиментализму или классицизму относим мы «Бедную Лизу»? Чем интересна сегодняшнему читателю «История государства Российского» или «Записка о древней и новой России» в ее политическом и гражданском отношении?

А. Н. РАДИЩЕВ

      Важно поощрять самостоятельную «исследовательскую работу» школьников. Весьма интересным может быть их рассказ о личности А. Н. Радищева, сказавшего о себе: «Я тот же, что и был и буду весь свой век: / Не скот, не дерево, не раб, но человек!»
      В какой семье воспитывался А. Н. Радищев? Каково влияние на его становление родственника матери М. Аргамакова — ректора Московского университета? Любопытные сведения можно сообщить и о Пажеском корпусе, где уделялось внимание юридическим наукам и нравственному воспитанию, и об учении будущего писателя в Лейпциге.
      Вся служба Радищева была посвящена борьбе с несправедливостью, этим же стремлением пронизаны ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Рассказы учащихся дополняются учителем. Какое впечатление производят эти произведения на читателей сегодня? Попросите школьников высказать свои суждения (что испытывают они, читая страшные истории, рассказанные писателем в «Любани», где крестьянин пашет на двух лошадях, чтобы дать роздых животным, сам же не имеет возможности отдохнуть, или в «Медном», где барин продает своего «дядьку»; как перенес Радищев осуждение и ссылку, болезнь и смерть близких; что помогло ему не изменить своим убеждениям).
      Именно так может произойти обзорный разговор-экскурс в творчество А. Н. Радищева.

Д. И. ФОНВИЗИН

«Недоросль»

      Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «Недоросль».
      Весь раздел «Литература XVIII века» в программе обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина.
      Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской литературе XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова:
      1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием.
      2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать.
      3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров.
      Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль».
      Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами комедии.
      Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров:
      1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи).
      2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы.
      3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие).
      4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен.
      5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное чтение по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение.
      6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации.

      Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой книги могут составить содержательный план:
      1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин).
      2. Езда в Елагин остров.
      3. Урок царям.
      4. Умри, Денис!
      5. Неугодный собеседник.
      6. Через два года родится Грибоедов.
      Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир“ был комедией о наших нравах; „Недоросль“ стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило...
      „Недоросль“ — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез».
      Система уроков по драматургии построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений.
      Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы:
      1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е).
      2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название.
      3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены?
      4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над речевыми выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.)
      5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия?
      6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами?
      При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой):
      — Сколько лет Тришке? Почему его так зовут?
      — Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп?
      — Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему?
      — Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка?
      — Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях?
      Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов.
      Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта.
      Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия.
      Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа.
      Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям.
      В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям.
      «Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях».
      Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным:
      — Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь?
      — А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин?
      — Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин?
      Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например:
      — Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста.
      — Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол?
      — Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение?
      — Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.)
      Последние вопросы можно уточнить:
      — Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»?
      — Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит?
      — Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»?
      Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера:
      — Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?
      — Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.)
      — В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. Г. Качурин.)
      — Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
      В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы:
      1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина.
      2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»?
      3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»?
      4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»?
      5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»?
      6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»?
      7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?
      8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами?
      9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей?
      10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»?
      11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»?
      Можно предложить темы для письменных работ:
      1. «Вот злонравия достойные плоды».
      2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
      3. «Времен новейших Митрофан».

Советуем прочитать

      Благой Д. Д.  Д. И. Фонвизин. — М., 1945.
      Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.
      Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.
      Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.


1 Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990. — С. 6.
2 Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.— С. 97.
3 Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века.— М.; Л., 1961. — С. 26.
4 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. — М.; Л., 1955. —Т. 7.— С. 117 или в кн.: Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.
5 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 12.— С. 72.
6 Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1982. — Т. VIII. — С. 164.
7 См.: Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>