Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 класс. Методические советы


ВВЕДЕНИЕ

      Первый вводный урок литературы в 9 классе
      Новый курс 9 класса предполагает обязательную первую беседу, в которой учитель рассказывает о программе года и самостоятельной работе школьников при ее освоении, знакомит их с учебником «Литература. 9 класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и пособием «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс» (сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина), «Хрестоматией художественных произведений „Литература. 9 класс“» (сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин).
      Знакомя девятиклассников с этими книгами, следует рассказать, какие разделы есть в учебнике, хрестоматиях, пособии; что поможет освоению темы (вопросы, задания, литературоведческие и справочные материалы, очерки, статьи); какую роль могут сыграть портреты писателей, иллюстрации к произведениям; какие произведения и имена писателей для учащихся совершенно новы, а какие — давно известны.
      Итак, рассмотрим внимательно книги, которые будут использоваться в течение всего учебного года, прочитаем «Слово к девятиклассникам», высказывание В. Г. Белинского.
      Порекомендуем учащимся повторить дома материал по древнерусской литературе, изученный в предыдущих классах. Его можно заранее распределить и по индивидуальным заданиям, с тем чтобы сообщения школьников были более подробными и серьезными.
      Вводные уроки в 9 классе по новой программе были проведены в школе № 1666 учителями В. А. Болдиной, Е. В. Ключниковой, Е. В. Михайловой, Т. И. Максимовой.
      В. Болдина начала урок с разговора об искусстве, художественной литературе, их роли в жизни человека, о том, что изучалось в предыдущих классах, какие произведения особенно запомнились, какие художественные особенности помогают писателю передать читателю портрет героя, описать пейзаж...
      Школьники рассказывают о прочитанном в 5—8 классах, пересказывают особенно понравившиеся эпизоды из произведений, дают характеристику героям, читают стихотворные произведения. После знакомства с учебником 9 класса учитель просит рассказать о впечатлениях от разделов учебника, писателях, произведениях, оценить роль автора, редактора, художника. Дома учащиеся готовят письменный отзыв о прочитанной летом книге.
      Учителя обращают внимание на то, что литература — это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет человека, который бы, взрослея, не становился читателем. Затем знакомят с вопросами, которые ставят писатели в своих произведениях (из включенных в программу 9 класса). Школьники тоже рассматривают учебник 9 класса, с которым им предстоит работать в течение целого года, рассказывают о своих наблюдениях, запоминают авторов, художников, готовятся к первой теме данного курса.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

      На втором уроке приступаем к первой теме года — «Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного характеристике древнерусской литературы, затем идет беседа или повторение пройденного ранее.
      Звучат рассказы учащихся о том или ином произведении, пересказы текстов, характеристики героев, может быть, диалоги школьников на основе прочитанного — их впечатления.
      Предметом их пересказов, комментариев, рассуждений служат произведения: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты очерка Б. Зайцева), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
      Полезно прочесть на уроке вслух небольшой отрывок из текста Л. Дмитриева «Литература Древней Руси», составить план или законспектировать эту статью. Иногда составляют коллективный план или тезисы:
      — Возникновение русской литературы (конец X в., принятие христианства, появление церковно-служебных и историко-повествовательных произведений на церковно-славянском языке).
      — Темы литературы XI — начала XIII в.: вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной.
      — С началом русской литературы связано летописание: «Повесть временных лет. 1113 г.» (Нестор), «Слово о Законе и Благодати» (митрополит Иларион), «Описание паломничества в Палестину» (игумен Даниил).
      — Жанры древнерусской литературы — летописание, житие, ораторская проза, поучение, хождения («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» Кирилла Туровского и т. д.).
      — Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI—XII вв. «Слово о полку Игореве».
      — Большое значение в литературе приобретает идея сильной власти («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского»).
      — Литература XIV—XV вв. отражает постепенное формирование Русского централизованного государства.
      — Вторая половина XV в. — начало XVI в. — появляются повести («Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). В середине XVI в. — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в XVI в. — «Великие „Четьи-Минеи“», «Домострой».
      — В XVII в. зарождается литература Нового времени. События Смуты и крестьянской войны изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. В демократической сатире осмеиваются государственные и церковные порядки, пародируется судопроизводство, изменяется характер житий («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»). XVII век завершает историю древнерусской литературы.
      Практически первая часть урока построена таким образом, что в ее центре — повторение, работа со статьей учебника и вопросами к ней.
      Второй частью этого урока станет небольшой рассказ учителя, вводящий в историю рукописи «Слова о полку Игореве», об особенностях и значении замечательного памятника древнерусской литературы. Затем — чтение статей известных исследователей древнерусской литературы — Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева.
      Учитель или учащиеся читают текст «Слова о полку Игореве» в оригинале («Российская школьная хрестоматия». Древнерусская литература. Хрестоматия для 6—9 классов) или в переводе Н. Заболоцкого (учебник «Литература. 9 класс»).
      Дома школьники перечитывают текст статьи учебника, готовятся к пересказу, комментированию этого текста, к выразительному чтению наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» («Плач Ярославны», например), работе с вопросами к тексту.
      Следующий урок, посвященный «Слову...», должен закрепить осмысление учащимися текста, можно сопоставить различные переводы, статьи ученых, занимающихся древнерусской литературой, поработать с вопросами, данными в учебнике после текста памятника.
      «Это объединение всей русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению», — пишет Д. С. Лихачев.
      Такими словами можно начать работу над текстом «Слова...», далее учащимся предстоит рассказать об истории нахождения текста, об исследователях (Д. Лихачев, В. Адрианова-Перетц, М. Цявловский, А. Потебня), о переводчиках (В. Жуковский, И. Козлов, А. Майков, И. Новиков, Н. Заболоцкий и др.).
      Начало занятия может быть как лекцией учителя, так и монтажом, т. е. рассказом преподавателя и заранее подготовившихся с помощью учителя девятиклассников, выступающих с сообщениями.
      Новым этапом работы на уроке станет пересказ статей о «Слове...» и чтение самого текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого.
      Чтение поможет озвучить картину, нарисованную автором текста, затем с помощью вопросов осмыслить идею, детали, композицию, особенности характеров, поступков и героев.
      Текст «Слова о полку Игореве» поможет школьникам ответить не только на вопросы учебника, но и на дополнительные вопросы учителя.
      Вот, например, книга В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» (М., 1956). В ней множество любопытных вопросов: какие упоминания об оружии есть в тексте? Какие это виды оружия? Каковы причины поражения полка Игорева? Автор приводит различные названия рек (Кагальник, Кальмус, Быстрая, Мокрые Ялы). Пусть школьники познакомятся с этим изданием, подготовленным генерал-лейтенантом инженерно-технической службы профессором В. Г. Федоровым, подумают над его вопросами. Не менее интересны и издания литературоведов Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева, В. И. Федорова, В. А. Кожевникова и др. Работу над текстом дополняет просмотр иллюстративного материала к «Слову...» (например, имеющийся в школах «Раздаточный иллюстративный материал. 8 класс» В. Я. Коровиной и Т. К. Молчановой, где приведены иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина к различным эпизодам текста). Какими видят художники тот или иной эпизод, на что они обращают внимание в тексте? А как нам представляются эти эпизоды и герои «Слова...»? Кто из художников, по мнению девятиклассников, ближе подошел к замыслу автора и чья иллюстрация показалась более интересной?
      «Слово о полку Игореве» будет звучать на уроке развития речи или на уроке риторики. Например, к уроку развития устной речи в IX классе, проведенному В. А. Болдиной на материале замечательного памятника русской культуры «Слово о полку Игореве», учительница вместе со школьниками подготовила выставку книг, посвященных «Слову...» (И. Шкляревский, Д. Лихачев, Н. Гудзий и др.), иллюстрации В. Фаворского, Н. Рериха, В. Васнецова и других художников, фонозапись фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь», принесла текст «Слова...» в переводе Лихачева, Майкова, Заболоцкого, учебники.
      Урок начинается со вступительного слова учителя.
      «Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь, — обращается к классу учительница. — Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, чтобы выразить свои чувства, настроение, состояние души? Почему порой недостает слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души, —

словно к нам обращается В. Солоухин.
      Работая над текстом „Слова...“, мы все время прислушивались к автору, к великолепному языку этого произведения. Перед нами предстали, словно живые, яркие образы. Мы восхищались сравнениями, метафорами, свободно текущей речью, разнообразной мелодией „Слова...“ — то плачущей, то рокочущей, грозной, стремительно бегущей, наполняющей гулом пространство... Перед нами подлинная поэзия!.. Назовите слово, которое неоднократно повторяется автором и обозначает причину страданий русской земли. Верно, слово это „крамола“...»
      Школьники произносят, прислушиваются к звучанию слова, подбирают к нему синонимы (междоусобица, усобица, раздор, разлад, распря, вражда...), находят строки, содержащие эти слова.
      — Какие слова можно использовать, рассказывая о горе, обрушившемся на русскую землю (страдание, скорбь, печаль, тоска, смерть, обида)? Кто, по мнению автора, виноват в страданиях Руси? В чем вина Игоря?
      Учитель просит школьников самих сформулировать вопросы и ответить на лучшие и самые интересные из тех, что учащиеся подготовят дома.
      Следующий момент занятия — работа с репродукциями картин Н. Рериха «Поход князя Игоря» и В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
      — Какое впечатление оставляют у вас картины?
      — Это впечатление подавленности, обреченности. Во всем чувствуется трагизм.
      — Картина Н. Рериха поразила своей необычностью. У воинов унылый вид, их знамена перекошены, а сами они идут неровным строем, беспорядочно. На стенах города стоят жены и матери, которые пришли попрощаться со своими мужьями и сыновьями и, может быть, увидеть их в последний раз... Усугубляет эту мрачную картину затмение. У воинов червленые щиты, во тьме они приобретают багровый цвет, цвет крови. Все вокруг неестественно и зловеще.
      — Как в «Слове о полку Игореве» показана обреченность войска Игоря? И как об этом рассказывает картина В. Васнецова?
      — Мы видим на картине В. Васнецова, что рядом лежат поверженный в бою старый воин и юноша, может быть впервые принявший бой. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела — не успел еще сойти румянец с его щек... Над полем два орла, сражающихся между собой. Возможно, это аллегория. Два орла — два народа. Вся картина написана в тяжелых темных тонах. Будто скорбь земли Русской разлилась по полю, усеянному телами ее сыновей... Художнику, мне кажется, удалось создать возвышенный образ доблестных сынов русских, сынов отчизны, павших смертью храбрых, защищая родную землю.
      — Художник правдиво показал исторические детали. Картина Васнецова не похожа ни на одну другую картину на эту тему. Ни у одного автора я не встречала такое переплетение творческой фантазии и великолепного умения использовать пейзаж для передачи общего настроения... Эта картина, как и «Слово о полку Игореве», — история моей страны, и мне было очень интересно познакомиться с ней...
      Затем класс слушает рассказы о наиболее понравившихся эпизодах «Слова...»:
      — Я с огромным удовольствием прочитала «Слово о полку Игореве». Думаю, что мне еще не раз придется вернуться к нему, перечитать, чтобы до конца понять то, что хотел сказать автор. Больше всего мне понравился образ Ярославны и эпизод ее плача в «Слове...». Автор, как мне кажется, представил не одну женщину — жену князя Игоря, а всех жен воинов... Внимательно прочитав плач Ярославны, понимаешь, что испытывают все русские женщины. Они страдают, что нет с ними их любимых, их защитников. Ярославна, как лебедушка, потерявшая друга-лебедя... Сцена наполнена горечью потери, печалью... Этот эпизод произвел на меня неизгладимое впечатление...
      — Мне понравился эпизод накануне битвы с половцами. Вся природа словно пытается предупредить об исходе битвы. Уже с самого раннего утра все предвещает поражение Игоря. Ночь прошла, и кровавые зори возвещают бедствие... Трепещут синие зарницы, вспыхивают молнии с утра. Зори говорят о той крови, которая скоро прольется, и она будет русской. Природа помогает автору показать, что войско Игоря обречено. Создается мрачное, тяжелое настроение. Автор очеловечивает землю: она — мать и страдает, чувствуя печальный исход сражения... Автор «Слова...» умело использует художественные средства для создания запоминающихся образов, картин.
      — Полная печали и безысходности, Ярославна готова пожертвовать всем, что у нее есть, для того, чтобы ее лада, ее любимый муж, вернулся живым и невредимым. А пока он в плену, пока его нет рядом, она должна быть мужественной, сильной и выдержать испытания, которые выпали на ее долю... И все же в ее сердце живет надежда, она смотрит вперед, мечтая увидеть Игоря...
      На уроке звучали различные переводы «Слова о полку Игореве». Учащиеся обосновывали выбор отрывков для выразительного чтения, сопоставляли различные переводы.
      Завершая урок, учительница рекомендовала для самостоятельного чтения книги литературоведов, наиболее интересные с ее точки зрения.
      Урок позволил учителю проверить знания, умения учащихся, а школьникам — попробовать свои силы в пересказе и рассказе о художнике, герое изучаемого произведения, в создании собственного произведения. Ребята учились комментировать свои рисунки, оценивать свои и чужие высказывания, выразительное чтение, сочинения товарищей.
      Оформление уроков, приподнятая атмосфера, даже праздничность, создают особое настроение у школьников, вызывают желание проявить свои таланты, умения, способности.
      Учащимся важно уяснить, что войти в мир «Слова о полку Игореве» не так просто. Б. Рыбаков в статье «Как вникнуть в сущность „Слова о полку Игореве“» (Литература в школе. — № 4. — 1990) пишет: «Автор „Слова о полку Игореве“» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т. е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII в. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
      Статья Б. Рыбакова поднимает множество проблемных вопросов, связанных с текстом «Слова...», с историей давно прошедшего времени, с упоминанием некоторых исторических событий в разных текстах летописей. Порекомендуйте школьникам познакомиться с этой статьей и другими, посвященными «Слову о полку Игореве».

 

<Содержание>

Следующий раздел>>