УРОКИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Урок развития устной речи учащихся
в связи с изучением произведений А. С. Пушкина
и М. Ю. Лермонтова

      Строить этот урок нужно исходя из требований к умениям учащихся седьмого класса уметь выборочно пересказывать и давать развернутые ответы на вопросы, не только относящиеся к содержанию произведения, но и требующие характеристики героя; уметь выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, выбранных самостоятельно; уметь под руководством учителя выявлять авторское отношение к героям и событиям; уметь характеризовать героя литературного произведения на основании его поступков, поведения, биографии, портрета, речи, взаимоотношений с другими героями, авторской характеристики, окружающей обстановки по плану, составленному с помощью учителя; уметь подмечать юмористическое и сатирическое в изображении героев; уметь сопоставлять разных по характеру героев или героев разных произведений (например, Остап и Андрий, Тарас Бульба и герои былин); уметь видеть в тексте художественные средства и объяснять их роль в произведении; уметь давать устный и письменный отзывы о самостоятельно прочитанной повести с рекомендательной целью; уметь оценивать рассмотренные иллюстрации и картины, связанные с изучаемыми произведениями; уметь оценивать актерское и авторское чтение изученных произведений и пр.

      Начать урок целесообразно со словарной работы, во время которой следует обратиться к наиболее трудному и важному для совершенствования устной речи из прочитанных произведений. Вспомните, из какого произведения взяты эти стихотворные строчки. Объясните значение выделенных слов и прочитайте выразительно эти отрывки.

      Подбирая текст для подобной работы, необходимо помнить связи с уроками русского языка, на которых можно продолжить эту работу. В частности, осмысляя метафоры, эпитеты, учащиеся могут вспомнить различные значения этих слов, найти их толкование в словарях. Например, слово «гореть» (словарь синонимов: ярко пылать, пламенеть, полыхать, медленно тлеть, истлевать, без пламени светиться, сверкать, увлекаться, изнашиваться; словарь Пушкина: горит лицо, взор ее горит, лампа горит, горит письмо, свободою горим, глаза горят и пр.). Учащиеся сами могут придумать предложения со словами: печка горит, закат горит, щеки горят, человек на работе горит и пр. То жесо словом «лететь» (пролетать, отправляться, бегать, ехать, падать — словарь синонимов; предложения школьников: орел летел, мальчик пролетел мимо, время летит, часы летят, годы летят).

ГОРИТ восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки, дым БАГРОВЫЙ
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.

Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы,
Волнуясь, конница ЛЕТИТ;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.

      Назовите произведение, из которого взяты эти строки, приведите синонимы к выделенным словам. Объясните, какие литературные приемы сделали эти картины особенно яркими и запоминающимися.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью ЛАЗУРНОЮ, цепью ЖЕМЧУЖНОЮ
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную...

      Объясняя слова, читая отрывки, вспоминая название произведения, мысленно представляя себе картину, которая нарисована поэтом, учащиеся приближаются к устному рисованию на основе прочитанного.

      После словарной работы учащимся целесообразно предложить рассмотреть картину-мозаику М. В. Ломоносова «Полтавский бой» и иллюстрации К. Рудакова. В. Серова, рисунок И. Репина к поэме А. С. Пушкина «Полтава».

      Одни учащиеся внимательно рассматривают картины н иллюстрации, сами формулируют вопросы к ним, другие отвечают на вопросы своих товарищей, вспоминают строфы, которые наиболее близки изобразительному материалу, устанавливают взаимосвязи, сходство, различие в изображении битвы, обращают внимание на портрет Петра, сопоставляют с портретом, который нарисован Пушкиным в поэме.

      Эта работа может быть очень увлекательной, так как учащиеся рассматривают мозаику Ломоносова, появившуюся задолго до пушкинской поэмы, и иллюстрации к поэме, — все это даст пищу для раздумий, размышлений. Учебники предыдущих лет могут напомнить о пройденном. Вот, например, несколько строчек из учебника истории для четвертого класса: «Ломоносов вместе со своими учениками создал огромную мозаичную картину «Полтавская битва». Нелегкое это было дело — пришлось за 3 года проделать три тысячи опытов, для того чтобы выплавить множество кусочков стекла самых разнообразных цветов и оттенков».

      Итак, учащиеся вспомнили и прочитали строки из знакомых им стихотворений, поделились впечатлениями, которые остались у них от картин и иллюстраций, тем самым ближе подошли к текстам изученных произведений.

      Центральной частью урока является конкурс на лучшего чтеца стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Об этом конкурсе школьники должны знать заранее, готовиться к нему в течение всех предыдущих уроков. Для конкурса можно заранее выбрать одно, два или три стихотворения, с тем чтобы каждое из них прозвучало несколько раз в устах разных учеников. Не страшно, если для этого всем классом будет выбрано одно стихотворение и даже такое, которое не раз было прочитано ранее. Например, если это будет «Полтавский бой», снова перечитанный учащимися, воспринятый ими глубже и правильнее, то конкурс может пройти интересно и живо. Как учащиеся передадут патриотические чувства, которыми пронизан этот отрывок? Как передадут напряжение боя и его стремительность? Как сумеют в чтении передать разность поступков и поведения Петра и Карла на поле битвы?

      После устного рецензирования учителем чтения учащихся уместно предложить прослушать звукозапись отрывка «Полтавский бой» в исполнении заслуженного артиста России А. И. Шварца, великолепно оттеняющего главные мысли отрывка, и попросить высказать свои суждения по поводу прослушанного чтения.

Урок развития устной речи учащихся
в связи с изучением произведений
Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева

      Урок проводится после изучения произведений Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева в седьмом классе. Целесообразно подготовить к такому уроку иллюстрации к произведениям Гоголя и Тургенева, изучаемым в седьмом классе, портреты писателей и, может быть, высказывания этих писателей о русском языке, в которых видна любовь к нему, выраженная в особой, присущей каждому из них манере.

Н. В. Гоголь

  И. С. Тургенев

      «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

      «…Берегите наш язык. наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

      Словарная работа, которой начинается урок, включает в себя слова и выражения из тургеневских и гоголевских текстов. Оттолкнувшись от чтения и осмысления сказанного писателями о русском языке, можно обратиться к картинам, нарисованным писателями.

      1. Нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении благодаря одной-двум фразам Тургенева и Гоголя условие: это должен быть устный рассказ, по характеру близкий к стилю каждого писателя). Выделенные слова используйте при составлении рассказа.

Н. В. Гоголь   И. С. Тургенев

      «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

 

      «…Утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем».

      «Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха».

 

      «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков: золотисто-серых, с нежными краями».

      Словарная работа, от которой мы отталкиваемся каждый раз при проведении подобных уроков как от истоков, учит школьников относиться к каждому слову вдумчиво, помогает ввести новые слова и выражения, которыми так богаты художественные произведения, в активную речь учащихся.

      Вслед за словарной работой школьникам предлагается принять участие в конкурсе на лучший художественный пересказ фрагментов из прочитанных в седьмом классе произведений Гоголя и Тургенева. В оценку таких конкурсных пересказов будут входить следующие требования: последовательность, связность, выразительность, умение использовать характерные слова и выражения избранного текста (описания, портретной характеристики героев и пр.).

      Продолжением общей направленности работ на этом уроке будет опознавание принадлежности текста тому или иному писателю по наиболее характерным для них признакам.

      2. Что помогло вам определить автора описания?

Н. В. Гоголь   И. С. Тургенев

      «По небу, изголуба-темному, как будто исполинской кистью, наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался к щекам».

 

      «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день, и кругом одинаково нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь».

      Во время такой работы учитель прочитает отрывки, акцентируя особенности стиля того и другого писателя, чтобы учащимся было легче определить гиперболически-яркий, сочный колорит описания Гоголя и лирически-тонкий, акварельный, на полутонах отрывок из тургеневской прозы. Такую же работу можно провести и на портретах, взяв их вместо описаний, например:

      «…Бурсаки вдруг преобразились: на них явились вместо прежних запачканных сапогов сафьяновые красные с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прикреплены были длинные ремешки с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь… Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом…»

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

      «…Лицо третьего… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под новенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши…»

(И. С. Тургенев. «Бежин луг»)

      Работа с иллюстрациями возможна на основе более тщательного рассматривания и толкования иллюстраций и картин, помещенных в учебнике, ибо художники Е. А. Кибрик, Т. Г. Шевченко, В. Е. Маковский, К. В. Лебедев также позволяют подчеркнуть разницу в манере описать героев того и другого писателя.

      Завершением работы на уроке будут служить чтение отрывков и короткие художественные пересказы текстов того и другого писателя, избранные по усмотрению учителя так, чтобы была ясна разница в стиле писателя даже во время пересказа учащихся.

Урок развития устной речи учащихся
в связи с изучением произведений
М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, М. Горького

      В качестве наглядных пособий к уроку можно подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям этих писателей, плакаты с высказываниями писателей о языке. Например: «Краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов); «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры» (М. Горький).

      Оттолкнувшись от этих высказываний, обратив внимание учащихся на то, какое огромное значение придавали Чехов и Горький чистоте, правильности, образности, краткости и смысловой точности языка, учитель предлагает задания по словарной работе. Учащимся предстоит найти в произведениях Щедрина, Чехова, Горького такие слова и выражения, которые нечасто употребляются в современной речи, но весьма характерны для изученных школьниками произведений.

      Найти такие слова в тексте, подобрать к ним синонимы, объяснить, почему автор избрал именно эти слова, а не другие для изображения той или другой ситуации, сцены, эпизода, — вот первое задание, которое можно выполнить на тексте щедринской «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

      а) «Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге…»

      б) «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. Начали искать север, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли».

      Кроме того, можно предложить учащимся определить, в речи каких героев встречались выделенные нами слова и выражения. Что по речевым особенностям можно сказать о самих героях?

М. Горький. «Детство»   А. П. Чехов. «Хамелеон»

      «По миру пущу… Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, — в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет — это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! ты думаешь, меня не били? Меня… так били, что ты этого в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам Господь Бог глядел — плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, — старшиной цеховым сделан, начальник людям».

 

      «По какому случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал? Чья собака?.. Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, то он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот. Я ему покажу кузькину мать».

      На уроке русского языка полезно проделать и другие упражнения со словами, которые вошли в эти отрывки. Например, можно объяснить другие значения слова «мир», ввести его в предложения «На миру и смерть красна», «С миру по нитке — голому рубашка», «Мы за мир», «В доме установился мир». В этом случае уместно вспомнить пословицы, поговорки, фразеологические сочетания и простые предложения, в которые свободно вводится слово «мир».

      Не менее интересно на этом уроке предложить на основании сопоставления отрывков из произведений Чехова и Горького рассмотреть описание города в рассказе Чехова и описание берегов Волги и городов, наблюдаемых как бы издали, в повести Горького «Детство». Внимание учащихся обращается в этом случае и на лексику, и на изобразительные средства языка. Вот эти отрывки из произведений:

А. П. Чехов. «Хамелеон»   М. Горький. «Детство»

      «Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих…»

 

      «Незаметно плывет над Волгой солнце; каждый час все вокруг ново, все меняется; зеленые горы — как пышные складки на богатой одежде земли: по берегам стоят города и села точно пряничные издали, золотой осенний лист плывет по воде».

      От наблюдений над словом, от объяснения слов, наблюдений над стилем и художественными особенностями того или иного автора можно перейти к кратким пересказам отдельных фрагментов произведений Чехова, Салтыкова-Щедрина, Горького. Особенно важно на этом уроке услышать такие пересказы, в которых была бы очень коротко, лаконично передана сюжетная линия отрывка, а рассказы учащихся сопровождались бы рассуждениями по поводу того, какую роль выполняет смех в произведениях Щедрина и Чехова.

      Во время пересказов учащиеся могут воспользоваться иллюстрациями Кукрыниксов, Н. Муратова, Д. Кардовского к избранным для пересказов произведениям.