ПОВТОРЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО

      Завершая курс литературы в седьмом классе, полезно организовать итоговое занятие так, чтобы школьники сумели не только повторить материал, но и сопоставить свои знания и умения с достижениями товарищей (знание необходимых сведений о писателях, из которых складывается суждение о личности, знание теории литературы, в чем должны помочь словари и небольшой раздел по теории литературы, помещенный в конце учебника, прикосновение к тайнам творчества писателя по материалам творческой лаборатории писателя, умение выразительно прочитать наизусть стихотворные тексты и пересказать прозаические, проявить себя в конкурсах, викторинах и пр.).

      В книге «Читаем, думаем, спорим…» седьмой раздел целиком посвящен повторению пройденного материала. Сюда включены вопросы, задания по теории литературы, кроссворды, изобразительные материалы по теме «Писатели читают свои произведения» (Пушкин, Гоголь, Маяковский), литературные игры («Из какого произведения…», «Кто он…», «Чей портрет…», «Ищем заглавие», «Читаем по ролям», «Ученый совет», «Организуйте викторины», «Назовите произведение…», «Как попасть в сказочное королевство», «Древо мудрости», «Дотошный ученик», «Чей дружеский шарж?», «Прочитайте и расскажите…», «Смех из Габрово»), шутки, рассказы, анекдоты. Заканчивается раздел рекомендацией книг для самостоятельного чтения.

      Важной работой при повторении будет отзыв на выразительное чтение товарищей, на пересказы одноклассников, на прочитанные самостоятельно рассказы и повести. Выразительное чтение или пересказы сопровождаются рассказами об авторе, его манере чтения (о чтении Пушкина и Гоголя, Горького и Маяковского).

      Рассматривая наиболее полюбившиеся стихотворения, рассказ, повесть, прочитанные в классе или самостоятельно, оценивая их, школьники пробуют дать на них отзыв, рецензию. Иногда учитель предлагает иное задание — сопоставить героев (например, какой из героев «Тараса Бульбы» нравится вам больше и почему) или темы рассказов. Чьи произведения особенно заинтересовали вас: Эдгара По, Пиранделло, О. Генри, Олдриджа, Брэдбери, Лондона?

      Рассказы каких авторов вы хотели бы видеть в хрестоматии или в книге для внеклассного чтения?

      На итоговых занятиях возможны такие вопросы и задания: бегло прочитайте незнакомый текст. Определите смысл хокку. Назовите рассказ по его началу или по именам его героев. Сформулируйте тему прочитанного рассказа…

      Назовите художественные особенности, которые помогают понять юмористические или сатирические произведения (покажите на примере произведений Салтыкова-Щедрина и Чехова).

      Назовите произведения, которые рассказали вам о взаимоотношениях взрослых и детей.

      Не менее интересно провести на подобных занятиях самые разные викторины, на которых в игровой форме выявятся знания учащихся: из какого произведения тот или иной эпизод, диалог, портрет героя, начало, конец, деталь, гипербола, сравнение, эпитеты, неологизмы, архаизмы и т. д., какова их роль в произведении?

      Интересны на итоговых уроках конкурсы на лучшее чтение стихотворений в прозе или японских хокку, на создание стихотворений в прозе или небольших трехстиший наподобие японских хокку, а также на лучшее сочинение года, эссе, рассказ или небольшое произведение любого жанра. Наиболее удавшееся активно обсуждается.

      Какие портреты, иллюстрации показались интересными? Что о них вы можете рассказать? Возможен конкурс на лучшие собственные иллюстрации к одному из произведений, на лучший рассказ об иллюстрации, о портрете писателя.

      На таком итоговом занятии в конце учебного года возможны сообщения о роли книг в жизни писателей или сообщения о жизни одного из авторов на основе воспоминаний, мемуаров (в этом случае подводится итог работе со словарем имен).

      Завершается работа и на лучшее знание пословиц всех стран мира (на одну из предложенных учащимися или учителем тем проводится конкурс с последующим обсуждением его результатов).

      Справочный раздел должен быть постоянно задействован учителем и учащимися.

      Раздел «Прочитайте летом» даст некоторую информацию, помогающую учащимся в выборе книг, а главное, не только обратит внимание на то, что еще можно прочитать по каждой теме и каждому разделу, но и побудит прибегнуть к мемуарам, воспоминаниям, небольшим высказываниям критиков, приобщая ребят к литературе и литературоведению.

      Причем работа по рекомендации новых книг может быть коллективной, т. е. в этом случае учитель рассказывает о творчестве писателя и его произведениях или об одном эпизоде, герое из нового произведения знакомого школьникам автора. Учитель побуждает ребят к дальнейшему самостоятельному чтению, предлагая им хорошие книги, заинтересовывая в чтении. Заранее подготовившиеся ученики тоже могут порекомендовать классу прочитать то, что им особенно понравилось, мимо чего они не советовали бы пройти своим товарищам. Известно, что самой действенной рекомендацией является совет товарища — лидера в классе или в школе, что мы и предлагаем использовать в такой работе-игре.

      Нам кажется важным и визуальное представление новой книги, повести, стихотворения, автора, т. е. ознакомление с портретом писателя, иллюстрациями, может быть, демонстрация фотографий усадьбы, литературных мест, связанных с именем представляемого автора, и пр. Это заинтересовывает семиклассников гораздо больше, чем любой список рекомендуемых произведений. Наблюдения показали, что подобная работа в школе имела несомненный успех в рекомендации новых книг, в возбуждении желания познакомиться с ними и их авторами.