Н. А. НЕКРАСОВ

«Русские женщины»,
«Размышления у парадного подъезда»,
«Вчерашний день, часу в шестом…»

      Произведения Н. А. Некрасова пришли в школу давно. Стихотворения, поэму «Мороз, Красный нос» мы находим книге «Живое слово», составленной А. Я. Острогорским в Петрограде в 1917 году, иллюстрированной замечательным художником Б. Кустодиевым. В эту книгу включена и репродукция картины В. Перова «Похороны».

      Небольшие стихотворения Некрасова известны детям младшего возраста: они читают их дома, в начальной школе. В средних классах на уроках литературы изучаются «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», отрывок из поэмы «Русские женщины».

      Анализ «Размышлений у парадного подъезда» мы найдем в книге К. В. Мальцевой «Изучение произведений Некрасова в школе» и в других пособиях1. Менее всего уделялось внимание поэме Некрасова «Русские женщины». Анализируя это произведение, А. Г. Гукасова2 обращалась к его источникам, идейному смыслу, особенностям стиля. Автор отмечает, что Т. Г. Шевченко называл тему богатырской, а самих декабристов «невольниками святыми, понесшими свой крест в пустынную Сибирь во имя человеческой свободы» и «первозданными нашими апостолами».

      Исследователи, как и сам Некрасов, подчеркивают особую роль жен декабристов, утверждая их высокий нравственный подвиг:

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

      Гукасова пишет: «Пусть поэт не смог полностью осуществить намеченного им замысла, пусть «богатырская тема для писателя» Некрасовым не исчерпана, пусть в «Русских женщинах» Некрасов не «поет» так, как в других произведениях, но в своей поэме он воспел русских женщин, воспел мужество, героизм, подвиг жен декабристов, ставших гражданками»3.

      Рассматривая некоторые особенности стиля поэмы в связи с ее источниками и идейным смыслом, А. Г. Гукасова отмечает, что обе части поэмы построены в основном по одному и тому же плану (приготовления в дорогу, проводы, описание пути, препятствия, их преодоление и, наконец, у цели в «Княгине Трубецкой» или у цели в «Княгине М. Н. Волконской»), что детально разработаны вершинные эпизоды: в «Княгине Трубецкой» сцена с губернатором, в «Княгине М. Н. Волконской» сцена с отцом, что формирующим началом стиля обеих частей является прием контраста (прошлое и настоящее). Обращается внимание на неоднократное повторение слова дума (дум — ум, дум — шум, дум — угрюм и пр.). Исследовательница советует читать «Княгиню Трубецкую» «раздумчиво, протяжно-напевно», отмечая драматичность сцены разговора с губернатором, считает, что она усиливается настойчивым требованием княгини дать лошадей. В процессе подготовки выразительного чтения и анализа обратим внимание на отмеченные Гукасовой особенности поэмы, на необходимость усиления драматичности сцены, создавая при этом «героическую», «привлекательную», «исторически-правдивую фигуру жены декабриста».

      Итак, Н. А. Некрасов продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю народа. С горечью воспринимал писатель картины родных ему мест и крестьянские судьбы, печально знаменитую дорогу ссыльных — Владимирку, по которой шли осужденные на каторгу в Сибирь.

      Сознательная жизнь поэта началась с отказа от военной службы, своевольного поступления в университет, лишения родительской поддержки и помощи, что обрекло его на нужду, — так непросто начинался путь, который как бы готовил будущего защитника интересов народа, на себе испытавшего многие трудности жизни. Издание журнала «Современник», сотрудничество с Тургеневым и Герценом, Щедриным определило его судьбу. В произведениях Некрасова «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Дедушка», «Русские женщины» — везде слышатся страдания и горе, одновременно голос заступника народного — автора.

      Борьба автора сплеталась с поэтической работой, вот почему позднее он с грустью напишет:

Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом…

      Школьники выслушают рассказ учителя, вспомнят и сами о том, что знают о поэте, прочитают статью и высказывания о нем в учебнике, подумают над тем, какой личностью предстает перед нами Некрасов, обратят внимание на то, что он первый в печати прославил декабристов («Дедушка»), их самоотверженных жен («Русские женщины»).

      После прослушивания текста поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») в чтении учителя школьники размышляют над прочитанным и услышанным. Можно предложить классу и такие вопросы во время беседы: какими предстают перед вами герои поэмы «Русские женщины»? Как вы понимаете слова княгини Трубецкой, обращенные к отцу? Какие чувства скрываются за этими словами? Чем отличаются они от ее речи, обращенной к генералу? Прочитайте выразительно, объясните смысл интонаций:

Мне вам рассказывать смешно,
    Как я люблю отца,
Как любит он. Но долг другой,
    И выше и святей,
Меня зовет. Мучитель мой!
    Давайте лошадей…
Ужасна будет, знаю я,
    Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
    Не радостней его!..
…Я гордость, гордость в нем спасу,
    Я силы дам ему!..
…Нет! я не жалкая раба,
    Я женщина, жена!..

      Чем кончается противостояние генерала и княгини? В чем сила княгини и почему ее не смог переубедить генерал?

      Учащиеся говорят о героях, их словах и поступках, убеждениях, дают характеристику генералу и княгине, осмысливают позицию автора, стараются показать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

      Затем читают самостоятельно небольшое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» и «Размышления у парадного подъезда», определяют размеры стихотворений Некрасова, думают над тем, что добавляют эти произведения для осмысления личности и убеждений самого автора — певца народных страданий, выразителя общественного мнения передовых людей того времени, собственной боли и муки за совершаемую несправедливость.

      В самом деле, какие чувства и рассуждения возникают у читателя при чтении строк: «Стонет в собственном бедном домишке, Свету Божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке, У подъездов судов и палат», «И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: суди его Бог!», «Вороти их! в тебе их спасенье! Но счастливые глухи к добру».

      Обратим внимание на то, как сочувствие и сострадание автора по отношению к обездоленным, несправедливо обижаемым «людям безвестным», к терпящему унижение и нужду «бедному народу» сменяется иронией, негодованием, обличением, гневом в адрес «владельца роскошных палат», наконец, вопросом к народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил… —

и горестным неверием в это пробуждение:

Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

      Чтение стихотворения, ответы на вопросы учителя, подготовка выразительного чтения наизусть текста «Размышлений у парадного подъезда» будут особенно эффективными, если семиклассники внимательно не только проследят за тем, как развивается необычная ситуация у парадного подъезда, о которой рассказывается в стихотворении, но и отметят чувства писателя, развитие сюжета.

      Обратим внимание учащихся на то, что стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» посвящено «высокой» теме, а начинается разговор с самой обыденной сцены, намеренно сниженного сообщения об избиении кнутом крестьянки. Стоит подчеркнуть, что поэт сообщает точное время и место действия, что интонация нейтральна, не содержит ничего поэтического — нет ни гнева, ни жалости. Все прозаично, обычно. Однако второе четверостишие сменяет эту будничность, переключая тему на высокий лад. Здесь на первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»), и даже прозаический «кнут» сменяется символическим «бичом». Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов сохраняет интимный тон, устанавливая кровное родство между крестьянкой и Музой. В коротком стихотворении поэту удается подчеркнуть, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что он, Некрасов, поэт народа. Крестьянка символизирует весь народ. Так возникает новый в русской поэзии образ Музы — терпеливой, непреклонной, волевой, — как и крестьянка с занесенным над ней бичом4.

      Учитель может предложить школьникам подумать над тем, какие нравственные проблемы поднимаются поэтом, насколько они современны. Есть ли у вас заветное, самое любимое произведение Некрасова? О чем оно? Можете ли вы прочитать его наизусть?

      На уроках развития речи школьники принимают участие в конкурсах на лучшее сочинение, чтение, высказывание, эссе на любую из тем: «В лаборатории Некрасова», «Некрасов о подвиге жен декабристов», «Некрасов — поэт народной боли», «Княгиня Трубецкая», «Мое заветное произведение Некрасова» и пр. Затем учащиеся и учитель прослушивают подготовленные работы, анализируют, готовят устные или письменные рецензии.

      Особым сочинением или устным сообщением может быть высказывание семиклассников об особенностях творческой лаборатории писателя. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал: полагаю, не преувеличу если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы…» — писал Н. А. Некрасов.

      По-разному складывались отношения между писателями. Необычайно тесные отношения между Некрасовым и Тургеневым расстроились. Тургенев был недоволен тем, что Некрасов отдавал предпочтение политике перед художественным творчеством, искусством. Тургенев ушел из журнала «Современник», которым руководил Некрасов.

      Однако они всегда ценили друг друга. «Милый Тургенев, я тебя очень люблю...», «Я бескорыстно люблю твой талант, твою литературную известность», «У него огромный талант, и, коли правду сказать, — так он в своем роде стоит Гоголя», — писал Некрасов о Тургеневе, Известно, что стихотворение Н. А. Некрасова «Родина» потрясло Тургенева, а стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» привело его в восторг: «Скажите от меня Некрасову, — писал он Белинскому, — что его стихотворение… меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил…»

      Воспоминания о взаимоотношениях между писателями, критические статьи, заранее подобранные учителем с учетом возможностей и способностей учащихся, в седьмом классе уже должны, хоть минимально, входить в школьную жизнь подростков.

      В «Российской школьной хрестоматии» дан текст, который в некоторой степени продолжит работу учащихся над темами, включенными в учебные хрестоматии средних классов («Саша»), в учебном пособии «Читаем, думаем, спорим…» приведены материалы о первых творческих шагах Некрасова-писателя, разговор о взаимоотношениях писателей (Некрасова и Тургенева, Салтыкова-Щедрина), текст «Размышления у парадного подъезда», кроссворды, иллюстрации, воспоминания, задания и вопросы — все это поможет сделать работу по данной теме более насыщенной и интересной.



      1 См.: Мальцева К. Изучение произведений Некрасова в школе. — М.; 1953; Евгеньев-Максимов В. Некрасов в школе .— М.; Л., 1946; Чуковский К. Мастерство Некрасова. — М., 1952; Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 6 класс». — М., 1986.

      2 См.: Некрасов в школе. — М., 1960.

      3 Некрасов в школе. — М., 1960. — С. 223.

      4 См. подробнее в кн.: Коровин В. И. Русская поэзия XIX века. — М., 1983 и переиздание этой книги в издательстве РОСТ (М.,1997).