Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

В. М. Шукшин

Срезал

      Одна из книг с рассказами Шукшина вышла с послесловием, которое называлось «Растревоженная душа». Оно начинается так: «Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставил нас потрясенно спросить: „Что с нами происходит?“» Писатель не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух и быть понятым!
      Сам В. М. Шукшин считал, что он сделал очень мало: «Ну, какой результат! За 15 лет несколько книжек куцых... мало сделано, слишком мало!» На самом деле это не так!
      Вспомним, что короткая жизнь писателя началась необыкновенно трудно: голодное детство, отец репрессирован. Шукшин рано начал работать. Он работал в колхозе, затем маляром, грузчиком, слесарем, строителем мостов, служил на флоте и т. д. Позднее сдал экзамены на аттестат зрелости, работал директором школы, закончил ВГИК. Началась жизнь Шукшина-актера, писателя, режиссера... Сыграны замечательные роли в фильмах «Два Федора» и «Алешка», написано множество самобытных рассказов, поставлены фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная» и т. д. Шукшин торопится, как будто чувствует, как мало ему осталось времени до трагической гибели на съемках фильма «Они сражались за Родину».
      Удивительны его рассказы, удивительны герои его произведений. Писатель активно выступает против «людей-винтиков», против злобных демагогов (Глеб Капустин в рассказе «Срезал»). В. Литвинов в библиографическом словаре пишет: «...более всего Шукшина занимает ситуация и характеры „маргинальные“. Когда у человека оборваны старые сельские корни, а новая городская цивилизация усвоена только поверхностно, — потому и суетится народ, что в массе своей стал полузнайкой, „межкультурьем“, люди, простодушные и по-своему даровитые, чувствуют неприкаянность, несоответствие веку, мучаются этим („В профиль“, „Критики“ и др.)» — и далее приводит слова самого Шукшина, подтверждающие эту мысль: «Так у меня вышло к сорока годам, что я — ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не поплыть нельзя, и плыть вроде страшновато... Но в этом положении есть свои плюсы. От сравнений, от всяческих „оттуда — сюда“ и „отсюда — туда“ невольно приходят мысли не только о деревне и о городе — о России» («Нравственность есть Правда»).
      В. М. Шукшиным сделано не просто много. Его наследие, его личность необычайно значимы для сегодняшнего поколения — людей самого разного возраста. Вот почему нам кажутся справедливыми слова писателя С. Залыгина о нем: «Шукшин в отличие от всех нас дает нам образ, обладающий своей собственной, а не нашей логикой, своими, а не нашими понятиями, — в этом и заключается его большое художественное открытие».
      В классе можно провести беседу, в ходе которой учащиеся ответят на вопросы: как вы воспринимаете героев Шукшина? Считаете ли вы Глеба Капустина демагогом и «полузнайкой»? Как относитесь к неприкаянным и полуграмотным его слушателям? Любит ли автор своих героев или только осуждает? Если осуждает, то за что? В чем состоит «открытие» Шукшина? Как вы относитесь к высказываниям литературоведов и писателей о многогранности таланта Шукшина, об особенностях героев его произведений?
      Совершим заочную экскурсию в его родное село Сростки (см. 2 часть учебника), рассмотрим скромный дом его матери, который купил ей сын. Познакомим школьников с некоторыми изданиями: Горн В. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. — М., 1993; Литвинов В. Шукшин Василий Макарович: Русские писатели XX века. — М., 2000.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдула Тукай

Родная деревня, Книга

      Впервые в программу включены произведения писателей народов России. Короткий рассказ о Тукае даст представление школьникам о его жизни и творчестве. Шестиклассники прочитают о нем вслух текст, помещенный в учебнике, подготовят пересказ, ответы на вопросы. Учитель познакомит шестиклассников со стихотворениями «Родная деревня» и «Книга». Стихотворения небольшие и вполне доступные данному возрасту, поэтому школьники сразу же могут их обсудить, прокомментировать, ответить на вопросы (найдите ответы в тексте стихотворения). За что же поэт любит свою деревню? Что ценит в своей деревне поэт? Что ему памятно? Перекликается ли это стихотворение с какими-то произведениями русских поэтов? С какими именно?
      Не менее велика любовь поэта к книге. В чем она помогала ему? Как объяснить выражения «нетленные страницы», «я исцелен», «отрада из отрад»? Какие чувства пробуждает книга в поэте? Когда поэт обращается к спасительной силе книги? Ответы на эти вопросы, вопросы из учебника и самих учащихся, принимающих участие в беседе о прочитанных стихотворениях Тукая, помогут подготовить выразительное чтение этих стихотворений.

Кайсын Кулиев

«Когда на меня навалилась беда...»,
«Каким бы малым ни был мой народ...»

      Второй поэт, с которым познакомит учитель шестиклассников, балкарский поэт Кайсын Кулиев. О нем расскажет учитель, а школьники прочитают статью в учебнике. Учитель познакомит со стихотворениями Кулиева, в которых сильно звучит тема Родины как источника преодоления любых трудностей. Учащиеся ответят на вопросы: как помогает поэту в тяжелые времени родимый край? Почему он считает себя его должником?
      Возможны и другие варианты построения уроков: учитель готовит несколько групп учащихся, которые затем на уроках читают тексты, комментируют, отвечают на вопросы. Интересен и вечер, посвященный стихотворениям о Родине, родной природе, созданным поэтами народов России.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

      Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства.
      Задача учителя литературы — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства.
      В свою очередь, это поможет использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних.
      В программе 6 класса представлены мифы Древней Греции.
      Учитель вправе рассмотреть и другие мифы народов мира, например древнейшие предания Индии, скандинавские мифы или мифы североамериканских индейцев. Вполне понятно, что для этого потребуется больше времени. С этой целью можно использовать уроки внеклассного чтения.
      Раздел требует небольшого вступления. Это сделает сам учитель, или будет прочитана соответствующая статья в учебнике. Необходимо подчеркнуть, что миф — это произведение, созданное фантазией народа. В нем рассказывалось о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
      Далее следует подчеркнуть, что поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл.
      Мифы Древней Греции представлены двумя подвигами Геракла: «Скотный двор царя Авгия» и «Яблоки Гесперид». Учитель, конечно, не ограничится этим. В классе найдется немало ребят, которые самостоятельно прочитали летом «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна. Поэтому начать разговор можно с вопроса о том, какие подвиги Геракла произвели на них самое сильное впечатление: это победа Геракла над немейским львом, лернейской гидрой, погоня за ланью, путешествие за яблоками Гесперид.
      Следующий этап работы — чтение учителем мифа «Скотный двор царя Авгия». После чтения возможен пересказ близко к тексту.
      Далее читается миф «Яблоки Гесперид».
      Вопросы и задания в хрестоматии ориентированы на прочтение всех 12 мифов о подвигах Геракла, поэтому дома учащимся предлагается прочитать эти мифы.
      Следующий урок начинается с беседы по вопросам:
      1. Объясните происхождение и смысл следующих выражений: «авгиевы конюшни», «прикоснуться к земле, как Антей».
      2. Когда и при каких обстоятельствах были учреждены Олимпийские игры? Где и как они проходили?
      3. Почему двенадцатый подвиг Геракла был самым трудным? Какие препятствия пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас? Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?
      4. Какой подвиг Геракла вы считаете самым великим?
      5. За что же греки почитали героя, почему он завоевал бессмертие?
      6. Что означает имя Геракл?
      В учебнике дана иллюстрация, изображающая все 12 подвигов Геракла. Предлагается рассмотреть эту иллюстрацию и рассказать, в какой момент и как изображен Геракл.
      Не менее важна и работа со словом. Так, можно обратить внимание учащихся на хорошо знакомые слова арифметика, тетрадь, библиотека, фонетика, морфология, мелодия, оркестр, космос, атом и др., которые пришли из античного мира.
      Продолжить эту работу можно, обратившись к именам, названиям, образным выражениям, которые вошли в нашу речь из древнегреческой мифологии. Так, можно предложить объяснить происхождение крылатых выражений: яблоко раздора, ахиллесова пята, сизифов труд, бочка данаид; привести другие выражения и указать, с каким мифом они связаны (троянский конь, танталовы муки, панический страх и др.).
      Домашним заданием может быть подготовка урока внеклассного чтения по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Одно из заданий к нему — составление викторины. Вот, например, какую викторину составили ученики одной из школ Санкт-Петербурга по 12 подвигам Геракла:
      1. Какое имя Геракл получил при рождении?
      2. С какими героями он был в родстве?
      3. Кто и почему спрятался от Геракла в медный чан?
      4. Названия каких созвездий связаны с подвигом Геракла?
      5. Почему Геракла особенно почитали спортсмены?
      6. Какой из подвигов Геракла довершил Тесей?
      7. В память о каком подвиге Геракла воздвигнуты геркулесовы столпы?
      8. Как объясняли древние происхождение ядовитых растений?
      9. Кто указал Гераклу путь к садам Гесперид?1
      Можно предложить шестиклассникам нарисовать рисунки к подвигам Геракла, а затем устроить выставку и конкурс рисунков2.
      Дома учащиеся читают «Легенду об Арионе» и отвечают на вопросы, предложенные в учебнике.
      В подготовке к уроку учитель может использовать следующие книги: энциклопедия «Мифы народов мира» (М., 1980—1981, 1987—1988); Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции; Легенды и сказания Древней Греции / Сост. А. А. Нейхардт. — М., 1987; Мифы и легенды Древней Греции / Сост. А. И. Немировский. — М., 1991; Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М., 1982.

Урок внеклассного чтения по теме
«Мифы Древней Греции»

      Урок внеклассного чтения можно провести по книге «Легенды и мифы Древней Греции» (составитель Н. А. Кун).
      Учащиеся в классе прочитали о двух подвигах героя Древней Греции Геракла в главах «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) и «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг). Урок внеклассного чтения можно посвятить знакомству с другими подвигами Геракла.
      Если позволяют возможности, на уроке внеклассного чтения можно познакомить учащихся с другими легендарными героями Древней Греции. В этом случае дома учащиеся читают всю главу «Герои» из книги «Легенды и мифы Древней Греции». С отдельными героями можно познакомить учащихся в классе. С этой целью желательно подготовить выразительное чтение некоторых легенд, например «Прометей», «Сизиф», «Тантал» и др. Чтение и обмен мнениями о прочитанном завершаются беседой по вопросам типа литературной викторины, например:
      —  За что Прометей был наказан Зевсом?
      —  С каких пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень? («Прометей».)
      —  Что обозначает слово «Пандора» (наделенная всеми дарами) и каково было ее предназначение? («Пандора».)
      —  Кто и почему после смерти стал по воле богов судьей в подземном царстве? (За свою справедливость.) («Эак».)
      —  Каким образом удалось Персею избежать взгляда горгоны Медузы и победить ее? («Персей убивает горгону Медузу».)
      —  Как Атлас (Атлант) превратился в гору, которая держит весь небесный свод со всеми его созвездиями? («Персей и Атлас».)
      —  Почему на груди, на сверкающем панцире Афины Паллады появилась голова горгоны Медузы? (Подарил Персей.) («Персей в Аргосе».)
      —  Какое наказание и за что несет Сизиф в загробной жизни? («Сизиф».)
      —  «У царя Тантала был избыток во всем. Он мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление». Чем навлек на себя Тантал кару богов? («Тантал».)
      —  Какой сон приснился Европе и в чем был его смысл? («Европа».)
      Урок внеклассного чтения можно провести и по главе «Боги», содержание которой представляет большой интерес для понимания многих произведений мирового искусства. Вот примерные вопросы для беседы:
      —  Кто был одним из первых правителей в мире (Уран) и чем кончился его конфликт с детьми?
      —  Каким образом Крон (время) низверг своего отца Урана и отнял у него власть? («Происхождение мира и богов».)
      —  Чем закончилась борьба богов-олимпийцев с титанами за власть над миром? Что помогло Зевсу в этой борьбе? («Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами».)
      —  Как распределили боги-олимпийцы свою власть над миром после окончательной победы над Тихоном? (Зевс взял небо, Посейдон — море, Аид — подземное царство душ умерших, Земля осталась в общем владении. Над всеми царит повелитель неба Зевс, он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.) («Борьба Зевса с Тифоном».)
      —  Что делает в подземном царстве Аида трехглавый пес Кербер? (Сторожит выход.)
      —  Кто из богов самый могучий в царстве Аида? (Гипнос) («Царство мрачного Аида».)
      —  Почему Ио в бешеном беге неслась из одной страны в другую и как освободилась она от преследования Геры? («Ио».)
      —  Кем, когда и в связи с чем было произнесено заклинание: «Пусть же венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!»? («Дафна».)
      —  Покровителем чего считался бог Гермес и как называли его римляне? («Гермес».)
      —  «Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды». Что произошло после этого? («Нарцисс».)
      —  Когда и при каких обстоятельствах был нарушен заведенный в мире порядок и бог солнца не выезжал на колеснице, чтобы светить людям?
      —  «Это тебе не по силам. Ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице». Чьи это слова и к кому они обращены? («Фаэтон».)
      В заключительной части урока проводится работа с иллюстрациями. С этой целью можно обратиться к различным альбомам, а также к книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1980—1981). Иллюстрации можно показать при помощи эпидиаскопа и провести по ним небольшую викторину (отгадать, кто из богов изображен и покровителем чего он является. Учащиеся рассказывают при этом наиболее интересные истории, связанные с ними).
      Древнегреческая мифология питала творчество поэтов и художников многих народов мира. Русские писатели, художники, композиторы и скульпторы тоже обращались к этому источнику. К уроку внеклассного чтения учитель, а также учащиеся подбирают репродукции разных художников на сюжеты древнегреческой мифологии, а затем устраивают из них выставку.

Гомер

Одиссея

      Прежде чем приступить к чтению и анализу поэмы Гомера «Одиссея», необходимо кратко охарактеризовать историческую и социальную обстановку того времени. «Надо переселиться в век Гомера, — писал еще Н. И. Гнедич в своем „Предисловии“ к „Илиаде“, — сделаться его современником, жить с героями, чтобы хорошо понимать их». Учитель, конечно, не имеет возможности сделать это в полной мере, но бросить хотя бы беглый взгляд на эпоху, когда создавались великие поэмы Гомера, совершенно необходимо.
      Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV—XIV веках до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 года до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).
      Война с Троей требовала большой армии, а следовательно, объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.
      Незадолго до 1200 года до н. э. Троя была полностью разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.
      Такова историческая основа Троянской войны.
      В мифах и легендах это объясняется по-другому. Причина войны — похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.
      Парис был судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты — за звание самой красивой. Он должен был одной из них вручить золотое яблоко (яблоко раздора).
      Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая.
      В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, — на десятом году сражений была взята и разрушена Троя.
      В поэме описаны приключения Одиссея на пути домой. Десять лет длилось путешествие героя. Держала его в плену нимфа Калипсо. Она полюбила Одиссея, хотела, чтобы он женился на ней, обещая дать ему бессмертие. Побывал Одиссей в стране лотофагов, где некоторые из его спутников, вкусив плодов лотоса, забыли обо всем на свете и не хотели возвращаться на родину; сражался с чудовищным циклопом Полифемом. Посетил Одиссей бога ветров Эола, который дал мех с ветрами, а спутники, уже находясь в виду Итаки, развязали его и выпустили заключенные в нем ветры. Корабли были отнесены обратно. Одиннадцать кораблей и большинство товарищей Одиссея погибли от рук людоедов-лестригонов, а сам он с одним уцелевшим кораблем прибыл на остров волшебницы Кирки (Цирцеи).
      Далее следуют рассказы об отъезде Одиссея с острова Кирки и о других приключениях: как он благополучно миновал остров сирен, заманивающих мореходов своим пением, как потерял нескольких товарищей, проезжая между чудовищами Сциллой и Харибдой, как на острове Фринакии его товарищи зарезали священных быков Гелия, бога Солнца, и как за это Зевс разбил корабль, после чего все спутники Одиссея погибли, и только сам он, уцепившись за обломок судна, спасся.
      Феакийцы, выслушав рассказы Одиссея, одарили его и снарядили в путь. К берегу Итаки корабль подошел ночью. Благодаря своему мужеству, находчивости и хитрости Одиссей выдворил бесчинствовавших в его доме «женихов» Пенелопы и обрел счастье и покой.
      На уроке следует познакомить учащихся с содержанием поэмы «Одиссея». Конечно, учителю не надо предлагать шестиклассникам прочитать всю поэму. В лучшем случае это сделают единицы. Как правило, уместен будет краткий рассказ учителя. В сильном классе можно заранее дать домашнее задание: 1—2 ученикам приготовить пересказ «Одиссеи» по «Легендам и мифам Древней Греции» в переложении Н. А. Куна. Можно воспользоваться также пересказом содержания многосерийного телефильма А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея», который был показан по телевидению.
      Было бы хорошо, если бы учитель использовал слайды или репродукции храмов и скульптур, чтобы в какой-то мере учащиеся могли почувствовать то время, представить эпоху Древней Греции.
      Никаких биографических данных о Гомере нет, а то, что известно, лишено достоверности. Но отсутствие сведений не дает основания отвергать возможность его существования, а сами произведения заставляют думать об их авторе. Много догадок о личности Гомера было уже в древности. Некоторые высказывали мнение, что имя Гомер есть нарицательное слово, которое имело значение или «сопровождающий», или «провожатый», или «слепец».
      Делались попытки найти этимологическое значение слова «Гомер». Имя Гомер как будто состоит из двух частей — «Гом» и «ер»: первая означает «вместе», вторая — «прилаживать». Так получается представление о человеке, который что-то прилаживает или объединяет разрозненные песни в одно целое. Но все это только догадки.
      В. Г. Белинский сказал: «Его [Гомера] художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом»3.
      Особое внимание учитель обратит на чтение поэмы Гомера. Она написана гекзаметром, была предназначена для устного исполнения. Чтение должно быть заранее подготовленное, спокойное, уважительное к слову, ритму, образу. Чтение всего отрывка поэмы, помещенного в хрестоматии, занимает примерно 40 минут, так что учитель успеет в начале урока произнести лишь небольшое вступительное слово.
      Дома учащиеся готовят сообщения об исторической обстановке в Древней Греции периода создания поэм Гомера, причинах Троянской войны, которые легли в основу этих произведений, а также сведения о Гомере, используя рассказ учителя и материалы учебника.
      Учащиеся также готовят выразительное чтение отдельных сцен и эпизодов из поэмы, примерные названия которых можно заранее написать на доске:
      1. Первый день Одиссея и его спутников на острове циклопов.
      2. Жилище циклопа Полифема, его портрет.
      3. Встреча с циклопом.
      4. Ослепление Полифема.
      5. Одиссей и его товарищи покидают пещеру.
      Следующий урок посвящается работе с текстом поэмы. Теперь должны читать учащиеся. Очень важно, чтобы они почувствовали неповторимость, богатство и красоту поэмы Гомера. «Гомер не описывает предмета, но как бы ставит его перед глазами: вы его видите. Это волшебство производят простота и сила рассказа», — писал Н. И. Гнедич в «Предисловии» к переводу «Илиады». Понять и почувствовать это можно, обращаясь к тексту поэмы. Поэтому после проверки домашнего задания можно предложить такие вопросы, которые заставят вновь обратиться к тексту и вслух прочитать его:
      1. Как провели первый день Одиссей и его спутники, прибыв на остров, где жили циклопы?
      2. Что увидели Одиссей и его товарищи в пещере?
      3. Какова была первая встреча с циклопом Полифемом?
      4. Каким образом Одиссею удалось обмануть циклопа?
      5. Почему Полифему не помогли другие циклопы?
      6. Как Одиссей и его спутники выбрались из пещеры?
      Чтение текста и размышления над предложенными вопросами дадут возможность перейти к следующему этапу — работе над характеристикой героя.
      Одиссей изображен как многострадальный герой, борющийся со всевозможными опасностями, спасающийся благодаря своему хитроумию. Он о себе так и говорит: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». После ослепления циклопа Полифема Одиссея будет постоянно преследовать бог морей Посейдон. В эпизоде с циклопом Одиссей предстает как человек смелый, ловкий, находчивый, первый идет навстречу опасностям, защищает своих товарищей. С хитростью Одиссея соединяется обаяние его речи. Люди могут слушать его целые дни и ночи.
      Он очень любит свою родину, не согласен променять ее даже на бессмертие, которое обещает ему нимфа Калипсо («Я же не ведаю края прекраснее милой Итаки»; «Сладостней нет ничего нам Отчизны и сродников наших»).
      Осознать поступки и характер героя помогут следующие вопросы и задания:
      1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
      2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
      3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
      4. Как встретил он гостей? Какое впечатление произвел? Прочитайте соответствующие строки.
      5. Гомер называет Одиссея хитроумным, многострадальным, постоянным в бедах, богоравным. Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
      6. Каким предстает Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчеркиваются?
      7. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
      8. Каково отношение автора к своему герою?
      9. Обратите внимание на некоторые повторения, которые встречаются в тексте, например: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторений и постарайтесь объяснить их роль.
      10. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?
      Дома учащимся предлагается: а) приготовить устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». При этом обратить особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания; б) выбрать отрывок и приготовить его выразительное чтение.

Илиада

      В центре урока — чтение вслух фрагментов из «Илиады», помещенных в учебнике, и беседа о тексте. Думается, чтение нужно предварить краткими историко-культурными и лексическими комментариями к поэме, которые расширят информацию, данную в сносках. К этой работе можно привлечь самых слабых учеников, которые с помощью учителя найдут в нужных словарях и энциклопедиях толкование непонятных слов и сделают карточки-информаторы к следующим именам, названиям и понятиям: Ахилл, Фетида, Гефест, Агамемнон, Елена, Парис, Афродита, яблоко раздора, Плеяды, Гиады, Орион, Медведица, Океан, Гименей, руно, Кнос, хитон, поножи (по выбору учителя).
      Перед чтением вслух следует сообщить учащимся о жанре эпической поэмы, ее основном содержании, особенностях языка и стиля, дать понятие о гекзаметре.
      Чтение описания щита Ахилла можно условно разделить на несколько смысловых частей, которые на уроке будут актуализированы с помощью вопросов учебника и дополнительных заданий. Работа может быть организована в творческих группах:
      Группа 1. Описание центральной части щита (стихи 478—489). Как греки представляли себе устройство Вселенной?
      Группа 2. Описание греческого города в мирное время (стихи 490—508). О каких характерных событиях из жизни древних греков узнает читатель, знакомясь с описанием первого города? Сделайте вывод о мирной жизни ахейцев.
      Группа 3. Описание греческого города в период войны (стихи 509—540). Докажите, что вооруженные столкновения были неотъемлемой частью жизни греков. Каковы были причины их конфликтов?
      Группа 4. Описание мирного труда ахейцев: пахота, жатва, сбор винограда (стихи 541—589). Почему картины сельского труда сопровождаются описанием пения, плясок и игры на музыкальных инструментах? Какое настроение вызывают у читателя эти картины? Каков пафос авторского повествования?
      Группа 5. Описание отдыха древних греков (стихи 590—606). Как автор вызывает эстетическое наслаждение у зрителей, наблюдающих за пляской греческих юношей и девушек?
      Группа 6. Описание крайней части щита Ахилла и его других доспехов (стихи 607—617). Почему на краю щита был изображен Океан, названный рекой? Как в этой детали отразились представления греков о географии своей страны? Что, кроме щита, входило в военное обмундирование греческого воина?
      Подводя итоги урока, учитель должен сообщить школьникам об идейном содержании поэмы Гомера в целом, его взглядах на жизнь и оценках занятий древних греков. Следует подчеркнуть особенности эпического стиля поэмы, которая проникнута мыслями о месте человека в коллективе, о превосходстве общего над личным, индивидуальным, что было характерно для античного восприятия жизни.
      Изучение отрывка из поэмы Гомера должно сформировать у школьников важные представления об античном мире, его литературе и в широком смысле о человеческих отношениях в разные эпохи — в древности и в современном мире. Школьники усваивают, что «Илиада» — это часть троянской мифологии и истории (десятого года Троянской войны). В изображении войны Гомер доходит до осуждения ее сущности, называя воюющих людей лишь пешками в руках богов. Симпатии автора не на стороне Ахилла, вступающего в бой ради мести, а на стороне Гектора, защищающего свою родину. По мысли автора, человек должен быть гражданином своего города, страны, обладать острым чувством родины, являться частью общего дела, иначе он достоин только осуждения и презрения.
      Особенность поэмы Гомера и в объективном изображении жизни, когда внимание сосредоточено на внешней стороне событий. Человек античности осознает постоянство жизни и царящих в ней законов, и, чтобы стать героем, он должен им подчиниться. Отсюда неторопливость, медлительность и величавость рассказа о событиях, изображение самых характерных и существенных эпизодов жизни людей. Вместе с тем автор «Илиады» с глубоким чувством трагизма изображает гибель лучших воинов: Патрокла, Гектора, скорбь Менелая и Приама. Особенность поэмы и в том, что в ней не мирный труд сравнивается с войной, а военный быт перемежается с картинами мирной жизни. Примером мифологического сознания греков становится и тот факт, что все в мире совершается по воле богов, которые вершат человеческие судьбы.
      Необычен и язык гомеровской поэмы, полный повторов, неожиданных эпитетов и сравнений, язык гекзаметров, сочетающих в себе вековые традиции эпоса и певучую речь исполнителей.
      В заключительной части урока можно начать работу над созданием письменных проектов, которые будут завершены дома.
      Задания для самостоятельной творческой деятельности:
      Напишите сочинение-миниатюру с использованием цитат из поэмы Гомера (по выбору учителя и учащихся):
      1. Устройство Вселенной и место Греции на земле (панорама мыслей древних греков).
      2. Жизнь греческого города в мирное время (защита проекта кадров диафильма).
      3. Осада греческого города (защита проекта киносценария).
      4. Сельский труд ахейца (описание изображений на греческих вазах).
      5. Народное искусство в Древней Греции (словесное описание пения, танцев, игры на музыкальных инструментах).

Мигель де Сервантес Сааведра

Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский

      Знакомство шестиклассников с книгой Сервантеса «Дон Кихот» может быть организовано в режиме урока внеклассного чтения. Однако при наличии учебного времени на изучение романа полезно отвести два-три урока, на которых следует прочитать и обсудить его главные эпизоды.
      Во вступительном слове учителя о писателе и его романе можно подчеркнуть, что о нем со дня его появления не утихают споры. Это произведение было недостаточно оценено современниками и принесло автору лишь посмертную славу. Только критики XIX—XX веков объявили роман величайшим созданием человеческой мысли, но из-за чрезвычайно глубокого и сложного идейного смысла книга вызвала несметное множество толкований, часто несходных и противоречивых.
      Слово о Сервантесе должно включать в себя биографические сведения, изложенные в учебнике. Этот материал может быть прочитан вслух. Следует сообщить, что Сервантес написал также много пьес и новелл, но «Дон Кихот» навсегда остался его главной книгой. Сам роман учащиеся читают дома самостоятельно, но ввиду его значительного объема и сложности следует порекомендовать для обязательного чтения при подготовке к урокам прочитать главы I—IV, VI—VII, XVII, XXVII, XL, L—LII, LVII.
      Значительную помощь в восприятии атмосферы романа может оказать знакомство школьников с иллюстрациями к нему французского художника Гюстава Доре.
      В классе интересно показать и одно из лучших современных изданий романа4, выпущенное в серии «Литературные памятники». Оно содержит множество литературоведческих комментариев, с которыми полезно познакомиться и учителю, и его воспитанникам.
      При выборочном чтении и обсуждении глав романа необходима значительная словарная работа, которую могут провести заранее подготовленные ученики с использованием карточек-информаторов. Несомненно, что уже в главах I—IV в толковании нуждаются следующие слова и выражения: идальго, Амадис Галльский, Пальмерин Английский, Сид Руи Диас, непобедимый Роланд, Буцефал, Бабьека Сида, Феб, паладин, посвящение в рыцари, реал и др.
      Работа с текстом может быть организована в форме фронтальной беседы или в творческих группах, включая различные виды пересказов, чтение по ролям, инсценирование, составление киносценария отдельного эпизода, дискуссии о героях романа.
      Вопросы и задания к главам I—IV:
      1. Что привлекало дон Кихота в рыцарских романах? Какие атрибуты рыцарства он решил создать для себя? Как он мастерил свои доспехи?
      2. Опишите внешний вид дон Кихота. Почему он так смешон?
      3. Какие факты его пребывания в гостинице вызывают смех?
      4. Инсценируйте обряд посвящения дон Кихота в рыцари. В чем комизм изображенной ситуации?
      5. Почему заступничество дон Кихота не помогло мальчику Андресу?
      6. Как сам дон Кихот объяснял свое поражение в столкновении с купцами?
      Вопросы и задания к главам VI—VII, XVII:
      1. Почему Санчо Панса поступил на службу к дон Кихоту?
      2. Перескажите эпизод битвы дон Кихота с ветряными мельницами.
      3. Докажите, что рыцарь и его оруженосец видят окружающий мир по-разному.
      4. Как стремление дон Кихота защищать обездоленных и угнетенных было развенчано в эпизоде с каторжниками?
      Вопросы и задания к главам XXXVIII, XL:
      1. Составьте киносценарий эпизода встречи дон Кихота с дамой его сердца. Прокомментируйте поведение рыцаря, Санчо Пансы и Дульсинеи в этом эпизоде.
      2. Как в Санчо Пансе проявляется здравый смысл и крестьянская сметка оруженосца?
      3. Прочитайте по ролям диалог дон Кихота, Санчо Пансы и возницы в происшествии со львами (гл. XL).
      4. Что, по-вашему, общего у дон Кихота и Санчо Пансы?
      Вопросы и задания к главам L—LII, LVII:
      1. Какие проблемы между людьми разрешил Санчо Панса, когда был губернатором? Какие черты его характера привлекательны для автора?
      2. Почему так стремившийся к губернаторской должности Санчо Панса все же отказывается от нее?
      3. Как при этом проявляется мудрость и нравственная позиция автора романа?
      4. Что, по-вашему, главное в завещании дон Кихота, составленном им перед смертью?
      5. Какой смысл вы видите в том, что в финале романа он перестал быть безумцем, а закончил свой жизненный путь «в здравом уме»?
      На уроке возможна и викторина на лучшее знание текста романа, включающая в себя вопросы различной сложности:
      1. Каковы настоящие имена дон Кихота и Дульсинеи Тобосской? (Алонсо Кехана и Альдонса Лоренсо.)
      2. Из чего Дон Кихот сделал свой рыцарский шлем? (Из картона и железных пластинок.)
      3. Что обозначала кличка его лошади? (Кличка Росинант составлена из сочетания слов rosin (кляча) и antes (раньше), что означало «бывшая кляча».)
      4. Какие профессии были у его главных приятелей? (Священник и цирюльник.)
      5. Сколько было ветряных мельниц, которых дон Кихот принял за великанов? (Тридцать или сорок.)
      6. Как звали жену Санчо Пансы (Тереса Панса.)
      7. Кто украл у Санчо Пансы его серого? (Плут и вор Хинес де Пасамонте.)
      8. Как звали отца Дульсинеи Тобосской? (Лоренсо Корчуэло.)
      9. Из чего дон Кихот сделал четки для чтения молитв в горах Сиерра Морены? (Он оторвал полосу от подола своей рубахи и сделал на ней одиннадцать узелков, один из которых был крупнее остальных.)
      10. Как дон Кихоту удалось одержать победу над свирепым львом? (Лев не вышел из клетки, и было объявлено, что он струсил и побежден.)
      11. Какой способ был предложен, чтобы расколдовать Дульсинею Тобосскую? (Для этого Санчо Панса должен был нанести себе три тысячи триста ударов плетью.)
      12. Как назывался остров, губернатором которого был назначен Санчо Панса? (Баратория.)
      13. Сколько дней Санчо Панса управлял островом? (Десять дней.)
      14. Какое условие в наследственном завещании поставил дон Кихот для будущего мужа своей племянницы? (Чтобы он не был знаком с рыцарскими романами.)

      Итоговые вопросы уроков
      1. Какие положительные черты характера дон Кихота показывает автор в романе?
      2. В чем комизм приключений рыцаря? Только ли смех вызывают его похождения?
      3. От чего спасает героя уход в воображаемый мир? Можно ли считать героя только безумным мечтателем?
      4. В чем смысл образа Санчо Пансы? Как он понимает правду жизни?
      5. Почему роман Сервантеса называют пародией на рыцарские романы?
      6. Какое место в жизни человека должны занимать мечтательность и рассудительность? Докажите, что в романе автор развенчивает как безумные фантазии рыцаря, так и «здравый смысл» его слуги. Возможно ли разумное сосуществование мечты и реальности?
      В заключение урока можно познакомить учащихся с высказываниями о великом романе его знаменитых читателей — Ф. Достоевского и И. Тургенева.
      «Смерть дон Кихота, — писал Тургенев, — навевает на душу несказанное умиление. В это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому».
      «Идеал странствующего рыцаря столь велик, столь прекрасен и полезен и так очаровал сердце благородного дон Кихота, — заметил Достоевский, — что отказаться верить в него совсем уже стало для него невозможностью, стало равносильно измене идеалу, долгу, любви к Дульсинее и человечеству»5.
      Подводя итоги уроков, следует подчеркнуть, что нравственный смысл романа Сервантеса высоко оценили потомки. В образе дон Кихота под видом безумца, очарованного рыцарскими романами, постоянно попадающего в комические ситуации и терпящего неудачи, писатель представил человека, который не умеет и не хочет считаться с реальными условиями жизни. Его влечет быть заступником обиженных и угнетенных, он стремится искоренить в мире насилие и гнет, утвердив на земле царство справедливости и свободы. Главный герой Сервантеса обладает лучшими человеческими качествами: самоотверженностью, мужеством, смелостью, твердостью духа. Он благороден в своих стремлениях, искренен в убеждениях, беззаветно предан своему делу, готов терпеть лишения и неудачи. Но к достижению высоких целей он, к сожалению, идет ложными, фантастическими путями, не чувствуя веяний времени, которое ниспровергло прежние идеалы и ценности. Дон Кихот живет в своем особом, призрачном мире, далеком от реалий жизни. Поэтому все его «подвиги», сталкиваясь с реальной жизнью, заканчиваются печально и для него самого, и для тех, кому он пытается помочь. Поэтому роман наполнен авторской иронией и является блестящей пародией на канувшие в прошлое рыцарские романы.
      Важен в романе и образ верного оруженосца Санчо Пансы, который обладает всеми положительными качествами человека из народа: оптимизмом, жизненной стойкостью, мудростью, проницательностью и правильным ощущением жизни. Если вначале он становится спутником Дон Кихота из корыстных соображений (желает стать губернатором острова), то, испробовав эту должность на себе, мудро изрекает, что каждый человек должен делать то дело, для которого родился, и отказывается от губернаторства. Под влиянием дон Кихота душа Санчо Пансы становится тоньше, возвышеннее, его корыстный «здравый смысл» уступает место народной мудрости, герой понимает, что «делать добро всегда правильнее, нежели зло».
      В романе звучит вера автора в неисчерпаемую мощь духовных возможностей человека, его способности к ясному и трезвому познанию действительности.
      В заключение может быть прочитано стихотворение Д. Мережковского «Дон Кихот», фрагмент которого помещен на форзаце учебника для 6 класса.

Иоганн Фридрих Шиллер

Перчатка

      Начать урок можно с рассказа учителя о Шиллере или с чтения статьи учебника. Можно включить в разговор о писателе и сообщения учащихся об отдельных эпизодах его жизни. Сообщения могут быть подготовлены с использованием Детской энциклопедии или других популярных литературно-биографических материалов.
      Обобщая эту работу, следует подчеркнуть, под влиянием каких факторов у писателя сформировались свободолюбивые черты личности, бесстрашие и стремление к справедливости.
      Учителю следует рассказать и о юном Лермонтове, который перевел «Перчатку» в 15-летнем возрасте, и о переводческой деятельности Жуковского, в 1831 году уже известного автора стихов и баллад, многие из которых имели немецкие первоисточники.
      Оба перевода должны быть прочитаны в классе вслух. Во фронтальную беседу по выявлению восприятия следует включить вопросы и задания 1 и 2, предложенные в учебнике, а также следующие:
      1. Как объяснить название баллады? Связано ли оно, по-вашему, с ритуалом вызова на дуэль — бросить перчатку?
      2. Дайте характеристику рыцарю и его даме. Как бы вы объяснили мотивы их поступков?
      3. На чьей стороне автор? Аргументируйте свою позицию.
      4. Разделите балладу на значимые фрагменты. Озаглавьте каждый фрагмент. (Король со свитой. Выход льва. Выход тигра. Падение перчатки. Подвиг рыцаря.)
      В центре урока — исследовательская работа по сопоставлению двух переводов. Ее можно провести в группах, сравнивающих фрагменты по заданному плану. Особенно интересна такая работа в классе с углубленным изучением немецкого языка. Тогда школьники могут сами увидеть достоинства каждого перевода. Как вариант может быть использован русский подстрочник.

      План сопоставительного анализа фрагментов:
      —  Кто действует в эпизоде?
      —  Какие изобразительно-выразительные средства использует каждый переводчик?
      —  Как проявляется в эпизоде позиция автора? В каких словах и выражениях она подчеркивается?
      —  В чем сходство и различие фрагментов в разных переводах?
      —  Прочитайте выразительно свои фрагменты. С какими интонациями, паузами, логическими ударениями их следует прочитать? Объясните свою позицию.

Группа учащихся

Текст Шиллера на немецком языке

Русский подстрочник

Перевод Лермонтова

Перевод Жуковского

Группа 1. Король со свитой

 

 

Ст. 1—6

Ст. 1—8

Группа 2. Выход льва

 

 

Ст. 7—16

Ст. 9—20

Группа 3. Выход тигра

 

 

Ст. 17—30

Ст. 20—36

Группа 4. Падение перчатки

 

 

Ст. 31—40

Ст. 37—46

Группа 5. Подвиг рыцаря

 

 

Ст. 41—55

Ст. 47—60

      В финальной части урока может состояться разговор о жанре «Перчатки». Для этого школьники выполняют задание 3 учебника: ищут в литературоведческом словаре определения понятий «баллада», «повесть», «рассказ», выявляют их характерные признаки, находят признаки жанра в стихотворении «Перчатка».
      Следует рассмотреть и помещенную в учебнике иллюстрацию художника Б. Дехтерева, а также другие иллюстрации к произведению, которые школьники подберут из разных изданий. В заключение оба перевода могут быть выразительно прочитаны специально подготовленными школьниками. Дома учащиеся готовятся к выразительному чтению одного из переводов (по выбору) (задание 4) или выучивают его наизусть.

Проспер Мериме

Маттео Фальконе

      Рассказ о Проспере Мериме на основе информации, предложенной в учебнике, может включать в себя чтение и пересказы отрывков из новелл писателя, например «Таманго», «Венера Илльская», «Коломба», «Кармен». Эту работу стоит поручить заранее подготовленным учащимся. Неожиданные, яркие и драматические сюжеты его новелл помогут шестиклассникам понять, что перед ними чрезвычайно интересный писатель, творчество которого достойно внимания и привлекает уже многие поколения читателей. Знакомство с писателем можно дополнить прослушиванием фрагментов из оперы «Кармен», чтобы эмоционально настроить класс на экспрессивную волну увлекательной прозы Мериме.
      Учителю следует особенно подчеркнуть, что Мериме знал русский язык, русскую литературу. Он перевел на французский новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы» Пушкина, ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался. Мериме изучал русскую литературу и создал критические работы «Александр Пушкин», «Литература в России: Николай Гоголь», «Иван Тургенев», а также предисловие к французскому переводу его романа «Отцы и дети». Совместно Мериме и Тургенев выпустили сборник переводов «Московские новеллы». Кроме того, Мериме — автор статей о Степане Разине и Богдане Хмельницком.
      Перед обсуждением новеллы «Маттео Фальконе», которую школьники прочитают дома, необходимы исторические, биографические и обязательно лексические комментарии к тексту. Следует познакомить школьников со сносками, помещенными в учебнике, и при необходимости дополнить словарную работу толкованием некоторых других понятий, например:
      —  Маки — участок, покрытый густым кустарником. Впоследствии так стали называться скрывающиеся в маки партизаны.
      —  Экю — старинная французская монета.
      —  Обыватель — здесь: мирный житель, не участвующий в военных действиях.
      Главные эпизоды новеллы могут быть прочитаны по ролям, например «Разговор Фортунато с солдатами» со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков...» до слов «Искушение было слишком велико...» и «Рассказ сержанта о предательстве Фортунато» со слов «Наконец он принял смелое решение...» до слов «...быстрым шагом двинулся к равнине».
      Для выявления восприятий новеллы можно предложить школьникам ответить на некоторые вопросы и выполнить задания учебника:
      —  Почему новелла так называется?
      —  Что вас удивило в отношении Маттео Фальконе к своим родственникам?
      —  Что в характере Маттео Фальконе корсиканцы считали самым главным?
      Обсуждение новеллы можно провести в форме диспута, используя для этого такие вопросы:
      1. Почему корсиканцы считали Маттео Фальконе «таким же хорошим другом, как и опасным врагом»?
      2. Почему рождение дочерей приводило Фальконе в ярость? Чем был для Маттео его сын Фортунато?
      3. Почему Маттео Фальконе не отплатил за оскорбление, когда Санпьеро назвал его жилище домом предателя?
      4. Как относился Маттео к своей жене? Какие факты в их отношениях вызывают ваше удивление и непонимание?
      5. Что чувствовал отец, узнав о предательстве сына? Подтвердите свои аргументы текстом.
      6. Какие бы доводы вы привели в защиту Фортунато? В чем его вина и беда? Хотел ли он выдавать беглеца?
      7. Всегда ли нужно помогать голодному и раненому человеку? Мог ли десятилетний мальчик сам уверенно ответить на этот вопрос?
      8. Может быть, Маттео Фальконе не прав и бандита следовало отдать властям?
      9. Почему отец все же убивает мальчика? Можно ли понять и оправдать его поступок?
      10. Исследователь зарубежной литературы А. С. Дежуров так пишет о поступке Маттео Фальконе: «Корсиканец Маттео Фальконе, узнав, что его сын, надежда семьи, выдал властям беглого каторжника, без сожаления убивает его. Этот поступок возмущает просвещенного читателя, но по размышлении нельзя не согласиться, что Маттео следует нравственному закону общества, в котором воспитан и живет»6. Что позволило литературоведу дать такое объяснение поступка Маттео Фальконе?
      В заключительной части урока школьники прочитают фрагмент статьи Г. В. Артоболевского «Художественное чтение», помещенный в учебнике. Шестиклассники должны провести небольшой сопоставительный анализ фрагментов прозаического и стихотворного переводов новеллы и выявить их сходство и различие. Необходимо ответить на вопросы:
      1. Какой из фрагментов ярче подчеркивает драматизм ситуации?
      2. С какими чувствами и интонациями произносят имя Фортунато его отец, мать, дядя?
      3. Какой пафос придают поэтическому переводу Жуковского стихотворные переносы?
      4. Какие слова переводчик ставит в конце каждой стихотворной строки и как они подчеркивают трагедию героев новеллы?
      Продолжить исследование новеллы учащиеся смогут дома, выполнив письменно одно из заданий (на выбор):
      1. Расскажите о нравственных законах корсиканцев. Как бы вы оценили их с позиций современной морали?
      2. Составьте краткие цитатные характеристики главных героев новеллы: Маттео Фальконе, его жены Джузеппы и сына Фортунато. Что в их характерах вызывает ваше восхищение, а что осуждение?

Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери

Маленький принц

      Изучение философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно условно разделить на две части: теоретическую, где будет рассказано о замечательном французском писателе-летчике и его книгах; и практическую, в которой шестиклассники будут путешествовать с Маленьким принцем с планеты на планету и вместе с ним постигать такие простые и такие сложные истины человеческих взаимоотношений.
      Знакомство со сказкой можно организовать в режиме урока внеклассного чтения и использовать в работе с ребятами игровые формы учебной деятельности. В первой части занятия, конечно, необходим рассказ об исключительной личности А. де Сент-Экзюпери, его жизненных подвигах: о романтическом стремлении писателя в небо, открытии новых воздушных трасс, тяжелых авариях и травмах, защите Родины в годы войны и др.
      Шестиклассникам будет интересно познакомиться не только с фотографиями писателя, но и с самолетами, на которых он летал. В качестве индивидуального задания можно предложить одному из учащихся найти изображения этих самолетов и кратко рассказать о них. Это нужно для того, чтобы дети почувствовали в писателе-летчике первооткрывателя, который на заре авиации, пренебрегая опасностями, летал на еще маленьких несовершенных самолетах.
      Возможна и интеграция рассказа о страницах биографии писателя с географической информацией, показом на географической карте мест, где летал Сент-Экзюпери.
      В рассказе о писателе обязательно должны прозвучать названия его главных книг и их краткая характеристика. Шестиклассники могут найти эту информацию во вступительной статье учебника. Это его произведения «Летчик», «Ночной полет», «Планета людей», «Военный летчик», «Письма к заложнику», «Южный почтовый». Можно обратить внимание школьников на романтический характер названий этих книг.
      Главное место на занятии должны занять размышления учащихся о сказке «Маленький принц». Так как сказка достаточно большая по объему, а главное, написана не на русском языке, и мы знакомимся с ее переводом, следует главное внимание уделить не стилю писателя, не словам, которые он подбирает для создания своих образов, а его мыслям, его философским размышлениям о жизни.
      Путешествие на самолете с Маленьким принцем от одной планеты к другой учащиеся могут проделать в игровой форме, работая в группах. В обсуждение раздумий писателя о человеке и мире можно включить практически весь класс, разбив его на группы по 3—4 человека. Каждая группа получит групповые и индивидуальные задания по определенному фрагменту текста сказки («путевые листы»), а после небольшой самостоятельной работы группы обменяются впечатлениями и мыслями о прочитанном.
      Группа 1. Автор и рассказчик (гл. I).
      1. О каких проблемах взаимоотношений детей и взрослых размышляет автор в главе I сказки?
      2. О чем он сожалеет, вспоминая себя ребенком?
      3. Что, по мнению автора, необходимо, чтобы дети и взрослые понимали друг друга?
      4. Индивидуальное задание. Зачем, по-вашему, автор предпослал своей сказке такое пространное посвящение? За что он извиняется перед своим читателем?
      Группа 2. Маленький принц и Летчик (гл. II—III).
      1. Что чувствовал Летчик, совершивший вынужденную посадку? Подтвердите свои мысли словами из текста.
      2. Почему Маленькому принцу понравился именно барашек в ящике? Почему маленький принц не хочет привязывать своего барашка? В чем символический смысл этого признания?
      3. Чем похожи и чем различаются Летчик и Маленький принц?
      4. Индивидуальное задание. Оцените рисунки автора в его сказке. Нарисуйте сами сюжет из рассказов Маленького принца, который вам больше всего понравился.
      Группа 3. Маленький принц и Роза (гл. VII—VIII).
      1. В чем символический смысл рассказа Маленького принца о своей Розе? Почему он любит свою Розу, хотя сам видит ее недостатки? Какие жизненные ситуации в отношениях людей напоминает рассказ о Розе?
      2. Почему Маленький принц разволновался, рассказывая о человеке с багровым лицом?
      3. Почему рассказчик, успокаивая Маленького принца, чувствовал себя «неловким, неуклюжим»?
      4. Индивидуальное задание. О каких человеческих ценностях говорит нам автор в финалах глав VII и VIII?
      Работа остальных групп требует знания полного, а не хрестоматийного текста сказки, поэтому может быть организована только с группами, хорошо знающими весь текст.
      Группа 4. Маленький принц, король и честолюбец (гл. X—XI).
      1. Что в поведении короля вызывает вашу улыбку? Почему? В чем, по его мнению, состоит мудрость правителя?
      2. Почему Маленький принц не понимает мотивов поведения честолюбца?
      3. Какие ценности кажутся самыми главными королю и честолюбцу? Разделяет ли их мнение Маленький принц?
      4. Индивидуальное задание. В чем смысл истории про старую крысу? Почему ее надо беречь?
      Группа 5. Маленький принц, пьяница и деловой человек (гл. XII—XIII).
      1. Почему Маленькому принцу непонятны мотивы поведения пьяницы и делового человека?
      2. Почему ему кажется странным стремление владеть звездами?
      3. В чем символический смысл встреч с пьяницей и деловым человеком? Подтвердите свои мысли примерами из текста.
      4. Индивидуальное задание. Почему обе главы, как и две предыдущие, заканчиваются почти одинаково?
      Группа 6. Маленький принц, фонарщик и географ (гл. XIV—XV).
      1. Каков смысл слов фонарщика: «Уговор есть уговор»? В чем символический смысл истории фонарщика?
      2. Какие человеческие ценности считает самыми главными географ? Почему Маленький принц с ним не соглашается?
      3. В чем символический смысл этих глав?
      4. Индивидуальное задание. Что в беседе с географом заставило Маленького принца пожалеть, что он покинул Розу?
      Группа 7. Маленький принц и Лис (гл. XXI).
      1. Какую мудрость понимает Маленький принц в разговоре с Лисом?
      2. В чем автор видит смысл жизни и истинные ценности?
      3. Можно ли правила общения и поведения людей, которые провозглашает в сказке Сент-Экзюпери, использовать в реальной жизни? Аргументируйте свое мнение.
      4. Индивидуальное задание. В чем сказка «Маленький принц» помогает увидеть привычные явления действительности по-другому? Подтвердите свои мысли примерами из текста.
      В заключительной части урока можно коллективно составить «Свод заповедей Маленького принца», а дома красиво его оформить, нарисовав героев сказки и их планеты.
      В этот свод следует записать такие «заповеди», как:
      1. Привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету (гл. V).
      2. С каждого нужно спрашивать то, что он может дать (гл. X).
      3. Человек — тот, «кто думает не только о себе» (гл. XIV).
      4. Нельзя бросать то, что тебе дорого, потому что это может скоро исчезнуть (Маленький принц бросил любимую Розу на своей планете, не зная, что она эфемерна и может скоро исчезнуть) (гл. XV).
      5. Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу... Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи его (гл. XX).
      6. Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь (гл. XX).
      7. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил (гл. XX).
      В заключительной части занятия должны прозвучать выводы, проясняющие главную тему сказки и ее философский смысл. Не случайно Маленький принц неоднократно восклицает: «Взрослые очень странные люди...» Он боится непонимания, разрыва связей между поколениями. Поэтому сказка — это прежде всего предостережение и назидание взрослым, которые забыли свое детство. Если слышать голос детства постоянно, тогда в поступках взрослых будет больше ответственности и здравого смысла.
      Аллегории и символика сказки помогают увидеть, как бессмысленно живут люди, если их существование не связано с бытием, с законами мирозданья, с Вселенной. Люди хотят власти, как король славы, как честолюбец, хотят алкоголем заглушить голос совести, как пьяница, и хотя бы на бумаге владеть звездами, как делец. Только фонарщик симпатичен Маленькому принцу, потому что он честно соблюдает уговор и может видеть закат, тысячу четыреста сорок раз в сутки. А географ вселяет в голову Маленького принца мысль о том, что нельзя бросать то, что тебе дорого, потому что все — и красота, и радость — эфемерны и может скоро исчезнуть. Потому Маленький принц и возвращается на свою планету, что он оставил там то, за что несет ответственность.
      Разобраться в сложности человеческих отношений Маленькому принцу помогает Лис, который формулирует для него самые гуманные и ответственные законы человеческого существования: научись видеть сердцем, «приручи» друга и всю жизнь неси ответственность за него.
      Мудрость сказки в том, что человек должен беречь и украшать свою планету, любоваться закатом, выращивать барашка, разводить цветы и любовно относиться ко всему, что подарено тебе природой. Чтобы сохранить мир, нужно видеть его глазами ребенка, а не воспринимать его через призму цифр и условностей, которые придумали взрослые.
      В связи с этим можно ввести понятие «притча» и предложить школьникам найти примеры притчевого начала в сказке. Это иносказательная манера повествования, обсуждение философских, социальных или этических проблем, которые, безусловно, присутствуют в повествовании. И самое главное, это объяснение сложных законов бытия на простых и доступных примерах.
      Дома учащиеся могут написать о своем понимании мудрой сказки писателя-летчика, размышляя на одну из предложенных тем:
      1. По каким законам бытия должен жить человек?
      2. Почему все мы родом из детства?
      3. Как решают проблему смысла жизни и ее истинных ценностей герои сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?
      4. Почему «заповеди» Маленького принца можно считать вечными?


1 См.: Селиванова И. В. Мифология и искусство Древней Греции на уроках внеклассного чтения в 5 классе // Литература в средней школе. — Л., 1966. — С. 224.
2 Графика Нади Рушевой. — М., 1976.
3 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. — М., 1955. — Т. 7. — С. 404.
4 См.: Сервантес Сааведра Мигель де. Дон Кихот. — М.: Наука, 2003.
5 Там же.
6 Литература в школе от А до Я. — М.: Дрофа, 2006.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>