Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины...»,

Д. С. Самойлов. Сороковые

      Урок, в центре которого будет обсуждение стихов о войне, можно приурочить к 9 Мая — Дню Победы в Великой Отечественной войне.
      Эмоциональным вступлением к уроку может стать прослушивание песен о войне, в которых отразились чувства защитников Родины, например знаменитой «Землянки» («Бьется в тесной печурке огонь...») на слова А. Суркова, или написанных позднее песен о войне, например, принадлежащих к жанру авторской песни.
      Разговор о стихотворениях К. Симонова и Д. Самойлова необходимо начать с кратких рассказов о поэтах, страницах их военной биографии, где следует подчеркнуть, что сами поэты сражались на фронтах Великой Отечественной, а также рассматривания их фотографий разных лет. Эти сообщения на 3—4 минуты могут быть подготовлены самими учащимися по материалам статьи учебника и дополнительной литературе, например по статье из биобиблиографического словаря «Русские писатели XX века». В рассказ о Симонове уместно включить чтение его стихотворения «Жди меня» или прослушивание песни на эти стихи.
      Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» обязательно должно быть прочитано вслух учителем. Беседа о стихотворении по вопросам учебника может быть дополнена выступлениями школьников, получивших групповые задания для работы над текстом стихотворения.
      Группа 1. Кому посвящено стихотворение Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. Суркове?
      В сообщение ученика может быть включено чтение стихотворения А. Суркова «Луна висит над опаленным садом...», которое стало своеобразным ответом на стихотворение Симонова.
      Группа 2. Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»?
      Для выполнения этого задания ученику нужно провести небольшую исследовательскую работу и сделать вывод о том, что Родина для лирического «я» стихотворения Симонова — это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают от врага русские солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, проселки, изба под Борисовом, пажити, леса. А с другой стороны, родина под пером поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Поэтому для описания Родины поэт использует обобщенные и символические образы: великая Русь, вся Россия, всем миром, самая милая, горькая земля, «где я родился». Символически поэт связывает образ Родины с образом терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасет солдата на трудной дороге войны.
      Группа 3. Какой смысл приобретает в стихотворении образ Дороги и образ Дома?
      Поэт не случайно называет военные дороги разными словами: дорога, тракт, проселки. Эти названия роднят поэта с исконной, деревенской Русью, богатой своим историческим прошлым. Для поэта понятие «дорога» становится и высоким понятием жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно. Поэтому и военная страда — это нелегкое испытание, выпавшее на долю целого народа, а поэт-солдат должен пройти этот путь вместе с Родиной. Вечной ценностью предстает в стихотворении и образ Дома, который нужно защитить.
      Группа 4. Стихотворение Симонова наполнено звуками, голосами. Определите, чьи голоса звучат в тексте и какой смысл это придает стихотворению.
      В стихотворении важную роль играют глаголы, обозначающие звуковые образы: шептали, называли, молятся, сказала, говорили, которые подчеркивают выдержку и спокойствие терпеливых русский жителей. Но в образной картине прощания с умершим на высокой ноте эмоционального напряжения динамика текста замирает. Пронзительно начинают звучать выражения, обозначающие неизбывное горе жителей российских деревень, которые оставлены отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мертвому плачущий девичий крик. Именно эти чувства становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жен, детей, родной дом они готовы умереть, «по-русски рубаху рванув на груди». Образ горькой и поруганной земли, горе в душах солдат создают и усиливают аллитерации на букву «р» в последних трех строфах стихотворения.
      Рассказ о поэте Давиде Самойлове, рассматривание его фотографии в учебнике должны подготовить шестиклассников к восприятию стихотворения и помочь им понять, что война — это такое событие, которое никогда не забывается, сколько бы лет ни прошло. Тогда информация о том, что стихотворение «Сороковые» написано много лет спустя после войны, станет близкой и понятной.
      Для анализа стихотворения следует использовать интересные задания учебника, а для наиболее подготовленных шестиклассников предложить индивидуальные задания повышенной трудности:
      1. Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны? Какую роль играет звукопись? Какие чувства эти слова и выражения вызывают у читателя?
      Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву «р»: «соРоковые», «Роковые», «фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы» (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.
      2. Как поэт создает в своем стихотворении образ времени?
      Образ времени помогает воссоздать композиция стихотворения, построенного по кинематографическому принципу. Первая картина — 1—2-я строфы — заканчивается многоточием, которое подчеркивает раздумья автора о войне. Фрагментарность описаний, общий план увиденных, как в кино, картин в 1—8-м стихах приводит читателя к мысли, что военные «кадры» поэт воссоздает в своей памяти уже после войны, когда он далеко не мальчишка, а закаленный жизнью человек. Вторая картина — 3—5-я строфы — рисуется с некоторой самоиронией. Зрелый человек вспоминает себя юным солдатиком, когда он для важности хотел показать себя старше. Приметы этой напускной взрослости — «табак в кисете», «мундштук наборный»; он и весело «с девчонкой балагурит», и хромает «больше нужного». С иронией звучит строка «и все на свете понимаю». Так старый солдат подшучивает над собой, вспоминая юность.
      3. Почему в 6—7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чем трагизм последних двух строк стихотворения?
      Поэт сожалеет об опаленной войной юности, когда в жертву войне были принесены жизни миллионов мальчишек. Поэт, как и они, был «худым, веселым и задорным», может быть, не осознавая тогда всего ужаса происходящего и осмыслив это только значительно позже. Но вместе с тем он понимает, что война — это школа жизни, и она закалила характер, научила стойкости, гуманизму и мудрости. Его юность совпала с войной, но ему повезло: его на войне не убили. Поэтому много лет спустя в нем «очнулись» воспоминания о войне, которая, наверное, и сделала его настоящим человеком. В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов напишет:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь вновь к ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты,
И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...

      Для усиления эмоциональности рассказа о поэте и его стихотворении можно предложить учащимся послушать песню «Сороковые, роковые...» на стихи Самойлова в исполнении музыканта и композитора Виктора Берковского.
      Во время обсуждения стихотворений можно записать в тетрадь по литературе ключевые слова и выражения для анализа этих поэтических текстов. Такие записи помогут потом в написании сочинений-интерпретаций.
      В заключительной части урока учащиеся могут познакомиться с фрагментом статьи Г. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца», найти в ней советы исполнителю и использовать их при подготовке выразительного чтения стихотворений. Стихи еще раз могут быть прочитаны учениками в заключительной части урока в виде монтажа-переклички, когда каждую новую строфу будет читать новый исполнитель.

В. П. Астафьев

Конь с розовой гривой

      Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей. Он дал это название всему сборнику рассказов, вышедшему в 1972 году.
      Рассказ «Конь с розовей гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора.
      Произведение В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее, случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю. Лощиц отмечает в ней главное: «...Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личностное творчество, а как стихийное самовыражение народного сознания, опыта многих поколений»1. Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к произведению Астафьева «Конь с розовой гривой».
      В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец — неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых. Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.
      С этим обстоятельством связано и внимание учителя на уроках литературы к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Вместе с тем язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.
      Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Они с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.
      Главная же трудность в работе над этим произведением заключается прежде всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны).
      Увлеченные сюжетом рассказа, школьники часто не совсем понимают, в каких условиях проходит детство героя и его сверстников, что стоит за деталями быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.
      Внимание именно к этим вопросам поможет понять характеры детей и взрослых, мотивы их поведения, затронуть глубокие нравственные проблемы, показать красоту и выразительность художественного слова писателя.
      На изучение рассказа В. Астафьева отводится два-три урока.
      Первый урок можно начать с краткого вступительного слова учителя, которое поможет ввести учащихся в атмосферу жизни, изображенной писателем, подчеркнет автобиографический характер этого произведения. Рассказ учителя можно заменить чтением вступительной статьи хрестоматии, сопровождая его небольшими комментариями.
      В произведении В. Астафьева, как об этом уже говорилось, живая разговорная речь, встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит. Поэтому, чтобы учащиеся почувствовали аромат народного слова, его выразительность, важно, чтобы рассказ прочел сам учитель (чтение занимает около 30 минут). Чтение нам представляется особенно ответственной частью работы над этим произведением. Иногда можно использовать заранее подготовленных учеников.
      В оставшееся время можно задать учащимся вопросы, которые дадут возможность проверить, как воспринят рассказ, что осталось в нем непонятным, обратить внимание на некоторые особенности композиции произведения. Вопросы эти могут быть примерно такими:
      1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
      2. Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов? Почему писатель, по-вашему, использовал их в своем произведении, а не заменил другими словами?
      3. От чьего лица ведется повествование?
      4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?
      Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):
      1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
      2. Сравните поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами. Что вы можете сказать о каждом из них?
      3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов. Желающие рисуют устно или письменно одну из иллюстраций к рассказу и озаглавливают ее.
      Цель следующего урока — продолжение анализа рассказа. В центре внимания семья Левонтьевых, характеристика рассказчика, его бабушки и в связи с этим постановка таких нравственных вопросов, как: что такое честность, долг, истинная доброта и требовательность к человеку.
      Урок можно начать с беседы по вопросам, которые во многом будут подготовлены домашним заданием. Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.
      1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком?
      2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей?
      3. Прочитайте отрывок, рисующий семью дяди Левонтия.
      Какое впечатление она оставила у рассказчика? Найдите детали текста, которые наиболее выразительно подчеркивают это впечатление бедности и бесхозяйственности («ничто не мешало смотреть на свет белый», «кое-как застекленные окна», «все исчезало в утробе русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»).
      4. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтьевым. Что привлекало его в этой семье?
      5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что они делали. Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям («левонтьевские орлы»). Вспомните подобные выражения в других эпизодах, которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае?
      6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его словами: «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?
      7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман?
      8. Проследите, как менялось его настроение после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя?
      9. Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано?
      10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
      11. А что вы можете рассказать о его бабушке?
      12. Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде?
      13. Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?
      Завершить урок можно рекомендацией учителя прочитать к уроку внеклассного чтения весь сборник рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и ответить на вопросы:
      1. Какой рассказ вам особенно понравился? и чем именно?
      2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов?

В. Г. Распутин

Уроки французского

      Среди методических работ есть опыт изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 8 классе2. Мы считаем, что рассказ этот вполне доступен шестиклассникам, так как вопросы нравственного воспитания, затрагиваемые в этом произведении, в равной мере интересны учащимся как среднего, так и старшего возраста. Недаром В. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
      Повесть В. Распутина интересна для юного читателя прежде всего духовными ценностями, которые в ней содержатся. Писатель не просто создает интересный характер героя, показывает его сложный внутренний мир, но помогает юному читателю обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.
      Основная цель уроков, посвященных рассказу В. Распутина, состоит в раскрытии этих духовных ценностей, которые делают человека богаче и щедрее.
      Урок можно начать с краткого сообщения о писателе. Для рассказа о нем можно использовать материалы в следующих изданиях: Распутин В. Повести (предисловие С. Залыгина); Распутин В. Избранные произведения. В 2 т. — Т. 1 (предисловие А. Овчаренко); Собеседник: Литературно-критический ежегодник (1981. — Вып. 1); Кузнецов Ф. Перекличка эпох: Очерки, статьи, портреты (М., 1980. — С. 289—301); Сидоров Е. На пути к синтезу (М., 1979. — С. 120—136); Солоухин В. Боль его и надежда (Огонек. — 1987. — № 13. — С. 23); Панкеев И. А. Валентин Распутин (М., 1990).
      Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет, а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем были написаны повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней.
      В. Г. Распутин удостоен Государственной премии.
      Вместо краткого рассказа о писателе можно ограничиться чтением статьи В. Распутина «Уроки доброты», помещенной в хрестоматии. Автор повествует об истории создания рассказа и приоткрывает некоторые факты своей биографии.
      Может быть, учащимся будет интересно узнать, почему в «Уроках французского» В. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку — Анастасии Прокопьевне. О том, кто она такая, ребята узнают из статьи самого писателя, которая дана в учебнике в сокращенном виде: «...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора.
      Рассказ „Уроки французского“ был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь“ в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой»3.
      После чтения статьи «Уроки доброты» можно спросить у ребят, как они понимают слова: «духовная память», «духовный опыт» человека.
      Далее читается рассказ «Уроки французского». Лучше, если он будет прочитан самим учителем. Отдельные фрагменты (например: «С французским у меня не ладилось из-за произношения...», «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне...» и др.), заранее подготовленные, могут быть прочитаны в классе учащимися.
      Дома ребята дочитают рассказ до конца и постараются ответить на вопросы:
      1. Какие мысли и чувства вызвал рассказ?
      2. Что главное в характере мальчика?
      3. Как автор относится к герою?
      В качестве индивидуальных заданий можно предложить подготовить рассказ о самостоятельной жизни мальчика вдали от родного дома, используя вопросы учебника: когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»? Расскажите об этом подробнее.
      Второе задание — подготовить рассказ о том, почему мальчик стал играть в «чику». (Вопросы: «Как относились к этой игре Вадик и рассказчик?», «Почему Вадик и Птаха избили мальчика?».)
      После небольшой беседы, в которой ребята делятся своими впечатлениями от рассказа, некоторые из них выступают с подготовленными сообщениями о самостоятельной жизни мальчика в районном центре, о том, как он начал играть на деньги в «чику».
      Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста. Важно обратить внимание на описание природы в тот момент, когда мальчик впервые выиграл. Природа как бы соответствует настроению героя: она передает его радость и удовольствие, и вместе с тем автор отдельными штрихами настораживает читателя, как бы предупреждает его, что что-то должно случиться: «Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы ýже»; «горьковатый, дурманящий запах сухой полыни».
      Отвечая на вопрос о том, почему герой рассказа стал играть в «чику», учащиеся должны подчеркнуть разницу мотивов поведения Вадика и юного героя, который постоянно испытывал голод. Ему было нужно выиграть рубль, чтобы купить баночку молока. «Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока... обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод...»
      Рассуждения учащихся завершаются ответом на вопросы: «Как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?» — и чтением следующих слов: «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбине, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал.
      Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Предлагается обратить внимание на пейзаж и его роль в этой сцене.
      Следующая часть урока — беседа по вопросам:
      1. Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, она объяснила ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
      2. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
      Очень важно при этом обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясно, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.
      Дома школьники готовят сообщение о герое по плану, предложенному в хрестоматии. Желающие могут попробовать самостоятельно составить на выбор цитатный план к рассказу о герое или составить план самого рассказа (простой или цитатный).
      Следующий урок начинается с обсуждения плана к рассказу о герое и плана произведения В. Распутина.
      Вот примерный план рассказа «Уроки французского»:

Простой план

1. Одиночество мальчика.
2. Драка.
3. Снова избили.
4. Занятия французским языком.
5. Игра в «замеряшки».
6. Лидия Михайловна уехала.

 Цитатный план

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».
4. «Я шел туда как на пытку».
5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

      Рассказ о герое завершается беседой с учащимися и ответом на вопросы: «Почему рассказ называется „Уроки французского“? В чем смысл этого произведения?»
      Для ответа на эти вопросы привлекается материал вступительной статьи «Уроки доброты», где В. Распутин заостряет внимание на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения.
      К уроку можно предложить шестиклассникам принести различные издания книги В. Распутина «Уроки французского», чтобы иметь возможность рассмотреть иллюстрации разных художников: В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко и др. Беседа проходит примерно по следующим вопросам: «Каким каждый из художников изобразил главного героя? Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрыл его характер?»
      Если дети видели телепостановку рассказа «Уроки французского», то можно предложить им подумать над вопросами: «Какие сцены вам показались особенно удачными? Какое впечатление произвел главный герой? Таким ли вы его представляли ранее? Совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?»
      Дома учащиеся пишут самостоятельную работу на тему по выбору:
      1. Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского».
      2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах.

Ф. А. Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла

      Мало кто из шестиклассников знаком с произведениями Фазиля Искандера. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы учащиеся могли познакомиться с этим интересным писателем, с его произведениями.
      Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг — по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
      В одном из интервью Искандер заметил об этом так: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. „Вот это интересно, — я говорю, — об этом интересно поговорить“. А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким»4.
      Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.
      Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Он пишет стихи и в 1951 году переходит в Литературный институт имени Горького, который заканчивает в 1954 году.
      В 1957 году вышла первая книга стихов Ф. Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
      Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет в «Юности» появляются два его новых рассказа — «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году восемь рассказов Искандера были включены в пятитомник «Библиотеки произведений советских писателей».
      Проза Искандера началась с рассказов о детстве.
      В небольших смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем главными в творчестве Ф. Искандера. Обращение к детству не снижает глобальности этих вопросов, а лишь делает их более близкими читателю.
      Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рекомендуется программой для чтения и обсуждения в классе. Поэтому все учащиеся дома прочитают его и постараются ответить на вопросы: «Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»
      Задача урока по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» не должна исчерпываться разговором только об этом произведении. Еще важнее познакомить учащихся с другими рассказами писателя, пробудить у них желание и интерес читать их. Поэтому учитель заранее советует желающим прочитать к уроку и другие рассказы писателя, например: «Рассказ о море», «Первое дело», «Мученики сцены», «Дедушка», «Лошадь дяди Казыма», «Запретный плод», «Петух» и др., чтобы затем высказать свое мнение.
      Такая беседа в классе имеет большое значение, так как она не только даст возможность высказать свои впечатления о прочитанном, но и явится хорошей рекомендацией для тех учеников, которые еще плохо знакомы с творчеством писателя. Если учитель имеет возможность, хорошо было бы на такую беседу отвести целый урок.
      Урок по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» может быть построен по-разному, это будет зависеть от желания учителя и возможностей класса. Но при всех обстоятельствах надо в начале урока познакомить с биографией писателя. В одном случае это будет краткое вступительное слово учителя, в другом — чтение (в сокращении) учителем или заранее подготовленным учеником интересного юмористического автобиографического рассказа «Начало» (чтение занимает 10—12 минут).
      Следующий этап урока — обмен впечатлениями от прочитанных дома рассказов Ф. Искандера. Хотелось бы при этом привести мнение критика: «К рассказам Искандера о детстве возможно два отношения... иной читатель воспримет их как пустяковые, юмористические легкие историйки, забавные эпизоды. И второе — понимание того, что за благополучием и юмором, за внешней „пустяшностью“ скрывается драматическая сущность, а художественная сила воздействия основана на противоречии между праздником и трагедией, „пустяком“ и проблемой, в которой увязаешь, как только начинаешь этот „пустяк“ распутывать»5.
      И еще: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы, соответственно, малы. Искандер обладает способностью не только „делать из мухи слона“, но и исследовать „муху“ так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика»6.
      Для того чтобы ученики не прошли мимо главного в прочитанных рассказах, можно беседу в классе сопровождать отдельными вопросами, например такими: «Какое настроение вызвал у вас „Рассказ о море“? Как можно было бы назвать его по-другому? Почему день, описанный в рассказе „Первое дело“, становится событием в жизни героя? Сформулируйте кратко, о чем рассказ „Мученики сцены“. Какова его главная мысль?»
      Было бы хорошо, если бы учитель выделил время и рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» был прочитан в классе. Это дало бы возможность почувствовать своеобразие прозы писателя, особенность его стиля, силу и обаяние юмора. Если же придется ограничиться домашним чтением рассказа, то очень важно так организовать работу в классе, чтобы постоянно звучал текст на уроке.
      Рассказ Искандера изучается в конце учебного года, когда учащиеся уже овладели необходимыми знаниями и литературными умениями.
      Поэтому анализ этого произведения будет своеобразной проверкой того, что знают и что уже умеют делать учащиеся. При этом следует отметить, что лишь на первый взгляд рассказ этот кажется простым. Он повествует вроде бы всего лишь о том, как мальчик пытался обвести вокруг пальца своего учителя, чтобы не получить двойку. Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех и как он противостоит обману, фальши, лжи. Понимание этого поможет правильно ответить на вопрос, в чем состоит главная идея этого произведения, и сформулировать ее.
      Останавливаясь на своеобразии этого рассказа, уместно обратиться к статье в учебнике «Юмор», предложить учащимся выделить юмористические эпизоды в рассказе и подумать, как, каким образом писателю удается в каждом конкретном случае вызвать смех.
      Обращаясь к вопросу, предложенному учащимся в качестве домашнего задания («Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа? Какое из прочитанных произведений вспоминается при этом?»), учащиеся говорят о мифах Древней Греции — «Двенадцати подвигах Геракла» — и делают вывод, что название этого произведения (как и отчество учителя — Диогенович) еще в большей степени увеличивает юмористическое его звучание.
      Завершить разговор можно следующим заданием: «Предположим, что этот рассказ будет иллюстрировать художник. Какие, на ваш взгляд, эпизоды выберет он, чтобы точно передать суть рассказа?»
      Дома учащимся предлагается написать сочинение о том, каким они представляют рассказчика. Предварительно нужно выделить эпизоды, поступки, слова, наиболее яркие для его характеристики. Сочинение следует озаглавить.

План (примерный)

      1. Кто такой рассказчик?
      2. Как он относится к товарищам по классу?
      3. Почему Харлампий Диогенович сравнил его с Гераклом?
      4. Как сам герой оценивает свои поступки?
      5. Каково авторское отношение к нему?

      В заключение урока учитель может сообщить учащимся о том, что есть у Искандера герой, который как бы наследует все лучшее, что было воплощено в характерах героев предшествующих рассказов. Его зовут Чик. Ф. Искандер создал целый цикл повестей и рассказов о Чике, которые складываются в отдельную книгу, где повести и рассказы, как главы, продолжают и дополняют друг друга. Учащимся рекомендуются эти книги для самостоятельного чтения: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Защита Чика», «Чаепитие и любовь к морю», «Животные в городе», «Чик на охоте», «Подвиг Чика».

Родная природа в стихотворениях
поэтов XX века

      Продолжая с шестиклассниками разговор о лирике природы, необходимо еще раз подчеркнуть, что главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Изображая картины природы, поэты прежде всего рассказывают читателю об этом мире и о себе.
      Картины окружающего мира в поэзии могут быть фрагментарными, но при этом они должны правдиво передавать внутренний мир человека, его мысли и эмоции.
      Если учитель отводит на изучение лирики поэтов XX века только один урок, то работу целесообразно организовать в группах. В этом случае каждая группа будет исследовать лирику природы одного из четырех поэтов: Блока, Есенина, Ахматовой и Рубцова — и сообщать классу о результатах своих наблюдений. Если на изучение темы отводится два урока, то на первом можно сопоставить стихотворения одного из поэтов — Блока или Есенина, а на втором — сравнить стихи разных поэтов: Ахматовой и Рубцова. В слабом классе, где задания для сопоставительного анализа сложны для всех учащихся, можно говорить о каждом из поэтов в отдельности, а сопоставить их ощущение природы и способы его выражения может сам учитель или специально подготовленные ученики.
      Вопросы и задания к стихотворениям Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном...»:
      1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока?
      В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует».
      2. Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нем?
      В первом стихотворении лирический герой спокоен и призывает своего собеседника смело умчаться в туман «навстречу ночи и луне», потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды, хотя некоторый намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны красный, подсвеченный последними лучами заката, а путь всадника не ясен из-за тумана. Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».
      3. Какие способы передачи чувств и мыслей использует поэт в стихотворениях?
      В обоих стихотворениях важную роль играют звуковые образы. Аллитерации на букву «л» в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а множество глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на буквы «у» и «о» во втором стихотворении дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.
      К интересным выводам могут привести наблюдения за глагольной лексикой. В первом стихотворении ее немного, природа лишена динамичных картин, разве только легкий порыв ощущается в последней строфе, где лирический герой использует по отношению к своему собеседнику глаголы в повелительном наклонении. Кроме того, в стихотворении всего одно восклицание, тоже в последней, самой динамичной строфе. А второе стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицательными конструкциями, которые передают смятение и тревогу лирического «я».
      Наблюдения за лексикой, обозначающей цвет и звуки, показывают, что стихотворение «Летний вечер» «окрашено» розовыми лучами заката, отраженными в красном диске луны, и если в начале стихотворения мир еще достаточно видим, то в конце стихотворения мир как бы «гаснет»: уже нет цветных картин, а вокруг туман, ночь и луна. Поэт подчеркивает и наступившую тишину, когда нет «ни ветерка, ни крика птицы», а единственный звук, который нарушает наступившую тишину, — это замирающая песня жницы. А в стихотворении «О, как безумно за окном...» вообще нет цветовых образов, а слова «тучи», «дождь», «ночь», «мрак» передают ощущение темноты и душевного дискомфорта. Здесь важную роль играют созданные поэтом «осязательные» образы: «объятья холода сырого», порывы ветра и злой бури, наполненной «мраком и дождем». Звуковая лексика дополняет картину разбушевавшейся стихии, наводящей ужас на человека. Буря «ревет», ветер «воет», многократно в тексте повторяются одни и те же слова: «бушует», «безумно», «ночь», «ветер», «дождь», усиливая ужасную картину.
      Сопоставительный анализ текста стихотворений помогает сделать вывод об общности человека с природой, явления которой вызывают в душах людей отклики и приводят к философским размышлениям о жизни и смерти, о вечности природы и временности человека, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей.
      Вопросы и задания к стихотворениям Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша»:
      1. Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека?
      В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых можно «поцеловать ножку». Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем. Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль».
      2. Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир?
      В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки». Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога».
      3. Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает при помощи лексики и синтаксических конструкций?
      Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором — главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны копыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во втором стихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна», «заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями «дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной, крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой».
      На уроках по изучению лирики учитель может использовать и знакомые формы работы с классом:
      —  выразительное чтение стихов и обучение ему;
      —  прослушивание музыкальных фрагментов, например «Ноябрь. На тройке» из «Времен года» Чайковского, или русских песен на «дорожную» тему;
      —  защиту рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
      —  чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе;
      —  сообщения учащихся о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.
      При изучении стихотворений А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» и Н. Рубцова «Звезда полей» стоит обратить внимание школьников на то, что в этих стихотворениях главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о жизни и смерти, о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем. Размышления учащихся о смысле этих стихов должны привести их к пониманию этих важных истин.
      Вопросы и задания к стихотворению Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»:
      1. Какова композиция стихотворения? Какой смысл выявляется при сопоставлении 1-й и 2-й строф и в том, что они не разделены пробелом?
      В стихотворении выделяются две части: 1—4-й и 5—8-й стихи. Они сопоставлены, так как в первой части изображается природа «перед весной», а во второй — человек «перед весной». 4—7-й стихи начинаются союзом «и». В общем ряду стоят выражения «и теплый ветер...», «и легкости...», «и дома...», «и песню...». Возможно, это многосоюзие помогает изобразить единство человека и природы и их нерасторжимую связь.
      2. Какие слова и выражения рисуют нам картину весны и состояние человека? Почему человек ощущает эту радостную картину и приподнятое состояние души «перед весной», т. е. тогда, когда она еще не наступила?
      В стихотворении есть такие слова, которые через описание деталей природы рисуют внутреннее состояние человека. В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья еще не оделись листвой, поэтому сухие, но от ветра весело шумят, поэтому появляется неожиданный эпитет «весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг». Эти приятные человеку ощущения можно объяснить радостью вечного обновления природы и ее весеннего возрождения. Близки им и слова о состоянии человека, которые «созвучны» весне: легкость, дивится, не узнаешь, новый, с волнением, поешь.
      3. Почему ожидание весны вызывает в человеке более сильные чувства, чем ее наступление?
      Когда человек чего-то очень хочет и в мыслях рисует радостную картину, то это более сильное волнение для души, чем само явление. Видимо, поэтому приближение весны волнует лирическую героиню Ахматовой больше, чем сама весна.
      4. Какие мысли о гармонии мира звучат в стихотворении Ахматовой?
      Лирический герой стихотворения Ахматовой не просто радуется приближению весны, а счастлив оттого, что новая весна несет ему обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне.
      Вопросы и задания к стихотворению Н. Рубцова «3везда полей»:
      1. Почему у стихотворения такое название? Есть ли в нем символический смысл? Возможно, для лирического героя стихотворения Рубцова «звезда полей» — это не просто звезда, которая горит над полями. Это и звезда тех жизненных полей, по которым идет человек, звезда, которая помогает ему одолеть жизненные пространства и трудности.
      2. В какие минуты жизни лирический герой Рубцова ищет на небе звезду своих полей?
      Звезда полей — это путеводная звезда человека. Она особенно нужна ему тогда, когда есть опасность заблудиться, сойти с верного жизненного пути. Это может произойти, когда «на часах двенадцать прозвенело», когда «сон окутал родину», т. е. ночью жизни, «в минуты потрясений» для лирического «я» и «для всех тревожных жителей земли».
      3. В чем живительная сила звезды полей? Почему лирический герой счастлив, пока горит его звезда?
      Сила звезды в том, что она «горит, не угасая», лучи ее приветливо касаются «всех городов, поднявшихся вдали». А «во мгле заледенелой», когда человеку особенно трудно, его звезда полей восходит «ярче и полней». Пока у человека есть звезда, он не заблудится на жизненном пути. Может быть, поэтому слово «горит» повторяется в стихотворении пять раз.
      4. Какие слова-синонимы можно подобрать к выражению «звезда полей»? (Любовь, родина, природа, надежда, вера, жизненный ориентир и др.)
      Для сопоставительного анализа стихотворений школьникам могут быть предложены вопросы и задания повышенной сложности.
      Вопросы и задания для сопоставительного анализа:
      1. Есть ли общее в размышлениях о человеке и природе в стихотворениях Ахматовой и Рубцова?
      У обоих поэтов природа — это та живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу.
      2. Обратите внимание на ритм и размер обоих стихотворений. Есть ли тут основания для сопоставления? Какие мысли приходят к вам при сопоставлении ритма и размера стихотворений Ахматовой и Рубцова, а также стихов русских поэтов XIX века, например стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у березы...».
      Торжественный пятистопный ямб наводит человека на размышления о смысле жизни, длинная стихотворная строка звучит размеренно и задумчиво. Может быть, поэтому стихи философского содержания часто имеют именно этот ритм и размер.
      Так как шестиклассники в течение учебного года уже неоднократно учились интерпретировать стихи русских поэтов, можно дать им задание написать о своем восприятии и оценке одного из стихотворений о природе, как изученных на уроках, так и прочитанных самостоятельно.


1 Лощиц Ю. У жизненных начал: Штрихи к портрету В. Астафьева // Литература в школе. — 1979. — № 1. — С. 6.
2 См.: Мишлимович М. Я. Уроки мужества и доброты (Рассказ В. Распутина «Уроки французского» в VIII классе) // Литература в школе. — 1985. — № 6. — С. 43—46.
3 Книжное обозрение. — 1987. — № 35. — 28 августа. — С. 6.
4 Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. — М., 1990. — С. 6.
5 Там же. — С. 89.
6 Там же. — С. 82.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>