Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс


Словесники — робинзоны

      Урок литературы в современной школе — дело трудное и часто обреченное на неудачу, потому что потребность чтения разбужена далеко не в каждом ученике. И даже если эта потребность существует, мотив, ведущий к чтению, часто сомнителен. Иной читает, «чтоб только время проводить», иной — чтобы забыться, третий — чтобы похвастаться своей осведомленностью. И потому не всякий раз чтение рождает необходимую потребность обдумывания, без которой искусство не побеждает калейдоскоп реальных впечатлений, не открывает неба над головой, не прорубает для человека русла судьбы. Калининградские учителя решили завоевать юных читателей на пороге выхода из школы. Их книга с небольшим вкраплением опыта петербургских педагогов не просто пособие для учителя, а реальный способ определить для выпускника школы ценностные ориентации личности: где добро и где зло, где искусство, а где подделка.
      И преподано это в такой энергичной манере, что ученику не отвлечься от урока. Сцепление проблемных ситуаций задано четко, проясняет сознание и увлекает неустанным поиском истины. В 60—70-е годы почти каждое лето я читал в Калининграде лекции о проблемном обучении. Семена проросли, и всходы шумят радостно. Этого могло бы не случиться, если бы тонкий филолог и педагог, редкой душевности и такта человек Лия Георгиевна Максидонова не отдала бы всю жизнь делу воспитания учителей. Дело не ограничивалось лекциями в университете и Институте усовершенствования учителей. Лия Георгиевна жила тревогами и радостями своих учеников и несла им вдохновение. Она читала курс древнерусской литературы и занималась XVIII веком, она ходила с ними на концерты, выставки, обсуждала театральные премьеры и фильмы. Она жила нашим временем и сохраняла все обаяние русской культуры как естественную природу современного человека. Результат, как вы увидите, поразительный. Книга эта рассматривает современную литературу с высоких позиций русской культуры и страстно вовлекает выпускников школы в водоворот времени, не давая возможности сфальшивить, пропустить поэзию жизни.
      Может быть, не со всеми оценками литературных явлений каждый из нас согласится, читая эти уроки. Но в них есть здоровые дрожжи, на которых учитель поднимет свой урок, научившись здесь искусству общения с художественным текстом, механизму педагогического языка, энергичности и последовательности операций урока, современной манере разговора, не терпящего «ваты» и скуки. Решительно защищая те или иные позиции, резко очерчивая особенности литературных явлений, авторы уроков не навязывают ученикам свое мнение, а предлагают им выбор. Это не только демократично, это умно, потому что юность всегда строптива, а нынешнее поколение менее всего расположено к доверчивому послушанию. Да и чего стоит напрокат взятое мнение? Оно сдувается первым встречным ветром, а школа отвечает за основания личности.
      Учителя озабочены тем, чтобы развить сознание, формирующее позиции. И современная литература становится прямым материалом нравственного воспитания. Иногда эти формулы-оценки слишком однолинейны, категоричны. Но это, пожалуй, не только просчет учителей, а свойство поколения, которое они воспитывают, заражаясь его болезнями. Конечно, в уроках учителя стремятся раскрыть эстетическую сущность искусства слова. Они обостряют слух учеников вниманием к художественной детали и к именам героев, они показывают отличие авторского голоса от реплик героев, они прослеживают сплетения времени и пространства в композиции произведения, они раскрывают многозначность смысла произведения искусства сопоставлением мнений критиков и литературоведов. Но главная забота анализа — привести читателя-школьника к самостоятельной интерпретации текста. Порой эта самостоятельность интерпретации текста читателем ограничивается самовыражением школьника. Да, уроки литературы должны дать возможность исповеди каждому ученику. Но литература не просто зеркало для читателя, а способ вхождения в широкий мир, не ограниченный личностным существованием. В некоторых из представленных уроков приоритет самовыражения все же доминирует. Но педагог, читающий эту книгу, тоже оказывается вовлеченным в проблемную ситуацию и делает выбор между уроками разного типа. С этой целью мы помещаем в некоторых случаях уроки разных учителей на близкую тему.
      В то же время учителя, не беря на себя миссию пророков, ведут школьников к осознанию собственной личности, анализу времени и сопоставлению нынешнего с прошлым. Это создает перспективу движения и, пользуясь выражением одного из авторов сборника, разгоняет «туман, в котором мы бредем неизвестно куда и зачем».
      Драматизм литературного материала, который учителя вводят в школьный оборот, не их прихоть. Это не заданное стремление видеть лишь изъяны жизни. Скорее это свойство современной литературы, которая часто обходится без катарсиса. И в этой сложной ситуации учитель, чтобы остаться педагогом, а не репортером, фотографирующим действительность, находит на уроках дорогу к ясному сознанию, оправданному выбору позиции и свету не только истины, но веры в добрые и справедливые основания жизни.

В. Г. Маранцман,
доктор педагогических наук,
профессор, член-корр. РАО,
зав. кафедрой методики преподавания
русского языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена


Памяти Учителя
Лии Георгиевны Максидоновой

От составителя

      Учителя, преподающие литературу в старших классах, знают, как непросто отобрать произведения для курса современной литературы. Часто в качестве современной литературы изучается литература 60—70-х годов, уже ставшая классикой. Иногда новые имена авторов и их произведения недоступны для загруженного и лишенного возможности знакомиться с новыми именами учителя. Бывает так, что в конце года на это не остается времени.
      Еще одна трудность в преподавании этого периода — невозможность выстроить целостную концепцию литературного процесса: он распадается на две части — «до» и «после» перестроечного времени. Как же быть учителю? Какой путь в изучении современной литературы выбрать?
      Результатом раздумий над этими вопросами и стал сборник конспектов уроков, созданный учителями для учителей. Сборник состоит из трех частей: в первую вошли прозаические произведения известных авторов, вторая представлена драматургией, третью составляет поэзия. Каждая часть предваряется обзорным уроком-лекцией об особенностях современной литературы последней трети XX — начала XXI века.
      Возможность ведения факультативных занятий по современной литературе представлена темой «Русская проза конца XX — начала XXI века» в конце первого раздела книги.
      Мы не стремились ответить на все вопросы и выстроить полный учебный курс преподавания литературы. Здесь отобраны лучшие уроки, многократно проведенные в классах, обсужденные на заседаниях методических объединений учителей, в лаборатории «Вуз — школа», на курсах повышения квалификации учителей Калининграда и Калининградской области.
      В нашей книге представлен опыт работы учителей над произведениями, входящими в Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта («Утиная охота» А. Вампилова, «Хлеб для собаки» В. Тендрякова и многие другие), и малоизвестными произведениями известных авторов («Яшка-лось» В. Астафьева, «Кролики и удавы» Ф. Искандера), над произведениями, ранее не изучавшимися в школе, но очень актуальными («Новые Робинзоны» и «Мост Ватерлоо» Л. Петрушевской, «Цинковые мальчики» С. Алексиевич, «Кавказский пленный» В. Маканина).
      Обратите внимание на то, что в сборнике конспектов уроков представлены произведения не только разной тематической направленности (так называемая «литература факта»: о войне, о деревне, о голоде в стране, о временах «застоя»), но и разножанровые (пьеса А. Вампилова, рассказы В. Астафьева, В. Тендрякова, Л. Петрушевской, Т. Толстой, сказка Ф. Искандера, роман М. Веллера, стихи Н. Рубцова, И. Бродского). Объединяют эти произведения их несомненная значительность, своевременность, талантливость.
      Создатели конспектов уроков литературы стремились выбрать для анализа самые яркие произведения известных писателей, которые сумеют не только привлечь внимание современных, зачастую мало читающих учеников, но и заставить их думать, рассуждать, сопоставлять. Не менее важно и то, что эти произведения невелики по объему.
      Старшеклассникам предстоит принять участие в коллективном комплексном анализе художественных произведений, как прозаических, так и драматических и поэтических. Этап за этапом им будет предложено исследовать биографию автора, черты эпохи, название произведения, характеры героев, особенности жанра, композиции, языка и т. п.
      Учитель сможет использовать не только материал для подробного литературоведческого анализа каждого произведения, но и методическую структуру одного или двух уроков, а также подробное описание методических приемов.
      Многие из представленных уроков велики по объему, но благодаря прозрачности их структуры (они состоят из нескольких учебных ситуаций, каждая из которых содержит проблемный вопрос) их при желании легко моделировать: менять логику урока, последовательность, сокращать или расширять те или иные этапы.
      Ознакомившись с краткой информацией об авторах настоящего сборника в конце книги, вы увидите, что в работе над этой книгой приняли участие как опытные, так и молодые педагоги.

Т. Ю. Угроватова,
учитель высшей категории,
Отличник просвещения Российской Федерации

 

<Содержание>

Следующий раздел>>