Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ
УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА

       Ученик 7 класса должен уметь:
      — видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных эпох;
      — различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
      — видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
      — определять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находя аналог в собственном жизненном опыте;
      — видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
      — передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
      — видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
      — аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
      — выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
      — сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
      — оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
      — сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
      — стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
      — написать басню, стихотворение в прозе, письмо или дневник литературного героя, сочинение типа исповеди и проповеди.

Определение уровня литературного развития
учеников седьмого класса

      Составление картотеки чтения
      1. На карточку запишите названия книг, прочитанных за последнее время (2—3 месяца), и имена их авторов. Книга, которая произвела самое сильное впечатление, выделяется. На обороте карточки пишется обоснование, чем именно заинтересовала книга.
      2. Напишите сочинение на одну из тем: «Какими книгами я хотел бы пополнить свою библиотеку»; «Десять книг, которые я взял бы с собой на необитаемый остров»; «Книга, которая заставила меня задуматься»; «Книга, которую хочется перечитывать»; «Книга, о которой я хотел бы поговорить в классе».

      I. Определите автора, из произведения которого взят отрывок.
      № 1
      «Но самое замечательное в доме — были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет; но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный, дребезжащий, и вместе с тем, стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: „Батюшки, я зябну!“»

(Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»)

      № 2
      «Контр-адмирал поднял вверх свежевыбритый подбородок, внушительно кашлянул и вошел в зал... Тут его взорам представилась картина, способная смягчить и обратить в пепел даже камень. Посреди залы стоял большой стол, уставленный закусками и бутылками... За столом, на самом видном месте, сидел жених Любимский во фраке и белых перчатках. По его вспотевшему лицу плавала улыбка. Очевидно, его услаждали не столько предлежащие яства, сколько предвкушение брачных наслаждений. Около него сидела невеста с заплаканными глазами и с выражением крайней невинности на лице. Контр-адмирал сразу понял, что она добродетельна. Все остальные места были заняты гостями обоего пола».
(А. П. Чехов. «Свадьба с генералом»)

      II. Прочтите стихотворение, составьте «партитуру чувств» для выразительного чтения и ответьте на вопросы.

Ночной разговор

            — Мой конь притомился. Стоптались мои башмаки.
            Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
            — Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
            до Синей горы, моя радость, до Синей горы.
            — А как мне проехать туда? Притомился мой конь.
            Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
            — На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
            езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
            — А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
            Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
            — Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит,
            фонарщик-то спит, моя радость... А я ни при чем.
            И снова он едет один без дороги во тьму.
            Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
             — Ты что потерял, моя радость? — кричу я ему.
             И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...

Б. Ш. Окуджава



      1. Горечь или надежду вызывает у вас это стихотворение?
      2. Какими вы представляете себе собеседников? Словами опишите сцену их встречи.
      3. Почему стихотворение построено как непрерывная цепь вопросов и ответов? В каком месте, как и почему изменяется структура стихотворения?
      4. Кто ближе автору — путник или отвечающий на его вопросы? Почему вы так решили?
      5. Как вы понимаете в этом стихотворении слова «ночь подступила к глазам»?
      6. Что заставляет путника ехать «без дороги во тьму»? Что же, по-вашему, потерял герой?
      7. Какие образы-символы есть в этом стихотворении? Каково их значение?
      8. Как вы озаглавили бы это стихотворение?

     Теоретико-литературные знания
      1. Определите жанр произведения. Какие черты лирики и эпоса вы в нем находите?
      2. Определите ритмическую основу произведения с учетом длины стихотворной строки.

Синие гусары

                                         
               1
Раненым медведем
              мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер —
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
«Руку
на сердце свое
положа,
я тебе скажу:
ты не тронь палаша!
Силе такой
становясь поперек,
ты б хоть других —
не себя —
              поберег!»
               2
Белыми копытами
лед колотя,
тени по Литейному —
дальше летят.
«Я тебе отвечу,
друг дорогой, —
гибель нестрашная
в петле тугой!
Позорней и гибельней
              в рабстве таком,
голову выбелив,
              стать стариком.
Пора нам состукнуть
клинок о клинок!
В свободу —
сердце мое влюблено!»
               3
Розовые губы,
              витой чубук.
Синие гусары —
              пытай судьбу!
Вот они,
не сгинув,
              не умирав,
снова собираются
в номерах.
Скинуты ментики,
               ночь глубока,
ну-ка — вспеньте-ка
полный бокал! Нальем и осушим
и станем трезвей:
«За Южное братство,
за юных друзей!»
               4
Глухие гитары,
высокая речь...
Кого им бояться
и что им беречь?
В них страсть закипает,
                    как в пене стакан:
         впервые читаются
строфы «Цыган».
Тени по Литейному
                летят назад.
Брови из-под кивера
дворцам грозят.
Кончена беседа.
Гони коней!
Утро вечера —
                     мудреней.
                Что ж это,
           что ж это,
           что ж это за песнь?!
Голову
на руки белые
                   свесь.
Тихие гитары,
                   стыньте, дрожа:
              синие гусары
         под снегом лежат!
Н. Н. Асеев
                    
      Творческие работы
      1. Сочините монолог от имени литературного героя, чьи представления о смысле жизни наиболее близки вам.
        2. Напишите рассказ «Случай в поезде», а потом сделайте из него сценку с репликами героев и ремарками.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>