Маранцман В. Г. Литература. 10—11 классы


Раздел III. Война и мир

      В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда» — 2 (3) ч.
      Литература военных лет как первый за годы идеологической цензуры росток правды. Возрождение в отечественном искусстве общечеловеческих идеалов, развитие традиций классической русской литературы в изображении человека на войне. Послевоенная «фронтовая проза» (1946—1951) как продолжение литературы военных лет.
      Жизнь и литературная судьба В. П. Некрасова. История создания и появления в печати романа «В окопах Сталинграда». Перипетии в отношениях писателя и власти в 60—70 гг. Изгнание В. Некрасова из СССР в 1974 г. «Реабилитация» книг писателя на родине в конце 80-х гг.
      Роман «В окопах Сталинграда» как честное, умное, суровое повествование о Великой Отечественной войне с точки зрения рядовых ее участников и как автобиографическое произведение, открывающее отношение В. Некрасова к миру, войне, людям, самому себе.
      Рассматривание военных фотографий, чтение писем писателя военных лет, эпизодов из рассказа «Как я стал шевалье». Беседа по вопросам: «Почему медаль „За отвагу“ стала Для Некрасова самой дорогой? Что заставляет его вновь и вновь возвращаться мыслями к „адскому котлу“ войны? Какие черты Некрасова-человека раскрывают его письма?»
      Беседа, выявляющая первичное восприятие романа, выяснение отношений учащихся и автора к героям.
      Анализ композиции произведения. Двухчастная структура как отражение художественного замысла писателя: 1-я часть — «Отступление» и 2-я часть — «Оборона». Время и пространство в романе. Рассматривание фотографий Сталинграда до и после великой битвы: Мамаев курган, Волга, тракторный завод, дома горожан. Чтение эпизодов романа, описывающих город летом, осенью и зимой. Изменение облика природы и города. Поиск деталей, подтверждающих, что разрушенный город не покорен. Составление киносценария по эпизодам романа.
      Сталинградская битва в размышлениях персонажей романа. Стереоскопичность звука и изображения как художественная особенность романа. Воспроизведение стереоскопичности звука в ролевом чтении учащимися эпизода переправы через Волгу (ч. 1, гл. 18).
      Исторический комментарий о Сталинградской битве; значение сражения для исхода войны. Обсуждение проблемного вопроса: «Почему в романе о крупнейшей битве основное место уделено размышлениям, диалогам рядовых участников войны, их воспоминаниям и быту, а не описанию военных операций?»
      Проблемы войны и мира. Привычки мирной жизни человека на войне как спасение от жестокости, бесчеловечности. Образ ординарца Валеги как выразителя русского характера. «Окопная» правда как правда народная. Присоединение Керженцева к этой правде. Неприятие народом бессмысленных жертв, отрицание методов, которыми ведут войну люди, подобные Абросимову.
      Керженцев и герои повествования. Образ главного героя: изменение от начала к концу романа, переход от замкнутости к открытости. Проявление этого в его разговорах с героями, увеличение продолжительности диалогов к концу романа. Диалоги как средство раскрытия человеческой сущности героев, их переживаний и мыслей, отражение драматизма переживаемых героями моментов. Чтение диалогов героев: Керженцева и Чумака, Керженцева и Фарбера, Керженцева и капитана-надсмотрщика.
      Подготовка радиоспектакля по главам 9—15 части II (атака и захват немецких окопов). Групповая работа: создание плана-сценария, сюжета радиоспектакля, продумывание звукового силуэта роли того или иного героя, шумового фона. Защита сценарных планов и выбор лучшего. Коллективная работа по осуществлению постановки и записи радиоспектакля.
      Теория литературы. Два поколения военной прозы. Война глазами ее участников и потомков.
      Повторение. Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».
      Внеклассное чтение. Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»; Э.-М. Ремарк. «На западном фронте без перемен».
      Литературное творчество. Рецензия на экранизацию романа — фильм А. Иванова «Солдаты» (1957).

      А. Т. Твардовский — 2 (3) ч.
      Творческий путь поэта. Становление самобытного художественного стиля. Некрасовские традиции. Поэтизация свободного крестьянского труда в «Стране Муравии». Трансформация светлой фантастики русской сказки. Диспут о поэме. Предостережение от грядущей беды — отлучения от земли.
      Фронтовая хроника. Классическое совершенство стихотворений «Перед войной, как будто в знак беды...» и «Немые». Военная лирика Твардовского. Разработка жанра послания и баллады. Традиции лермонтовского «Бородина» в «Балладе о Москве».
      Трагедийность поэмы «Дом у дороги» (1946). Ее внутренняя музыка, сквозной мотив и звукопись. Дом и мир, тишина и война как полярные начала в творчестве Твардовского. Лирическая сила стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «В тот день, когда окончилась война...». Конкурс чтецов, исполняющих произведение Твардовского.
      Поэма «За далью — даль» (1960). Кристаллизация замысла и история создания. Своеобразие жанра: лироэпическая поэма, дневник путешествия и эпопея с широкими философскими раздумьями. Название и многогранность понятия «даль». Дорожные впечатления как внешняя канва сюжета. Внутренняя тема поэмы. Образ автора. Чувство истории и многоплановый мотив дороги. Сопряжение образов: Волга и Москва, две кузницы, трудовая панорама Сибири и образ Родины. Раздумья о природе поэтического творчества. Движение времени и постоянство человеческих ценностей. Три композиционных звена в поэме.
      Сатирический эксперимент поэта в «Теркине на том свете» (1963). Тема «дантова ада» в комедийном освещении. Условность формы и персонажа. «Тот свет» как модель «этого». Опыт сценического воплощения поэмы в Театре сатиры и обсуждение его учащимися.
      Поэма «По праву памяти» (1966—1969). Необычность судьбы произведения. Соотнесенность его со временем 60-х гг. и актуальность для последующих десятилетий. Поэма как акт сопротивления беспамятству. Связь с главой «Так это было» из поэмы «За далью — даль». Аналогия с некрасовскими правдоискателями, отправляющимися в путь. Контраст безмятежной идиллии «беды черной». Судьба мужика и правителя в контексте русской классической традиции. Родственность стихам А. Ахматовой «Мне голос был...». Вызов тирании и деспотизму. Обращение к читателям «из другого поколенья». Гневный монолог, саркастический язык поэмы и афористичность слова.
      Деятельность А. Твардовского — редактора журнала «Новый мир». Привлечение воспоминаний А. Солженицына, В. Лакшина, А. Кондратовича. Лирика последних лет. Внутренний диалог с эпохой.
      Теория литературы. Понятие о литературно-художественном журнале.
      Повторение. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; А. Твардовский. «Василий Теркин».
      Самостоятельное чтение.А. Твардовский. «Теркин на том свете», «Дом у дороги».
      Литературное творчество.Обращение редактора современного журнала к читателям.

      В. Быков. «Сотников» — 1 (1) ч.
      Развитие военной темы в отечественной литературе 70—80-х гг. Нравственная оценка современного человека с высоты духовного прозрения, обретенного в годы Великой Отечественной войны.
      Изображение «обочины» войны в произведениях В. Быкова. Сосредоточение внимания писателя не на внешней стороне войны (описание знаменитых битв, военных действий кадровой армии, деятельности крупных военачальников), а на внутреннем мире человека в экстремальных условиях.
      Повесть «Сотников» как исследование природы героизма и предательства. Анализ начального эпизода: физическая немощь героя как реальная угроза успешности дела. Подтверждение этому в эпизоде с Дёмчихой: невольная вина Сотникова за арест женщины.
      Готовность к смерти, невозможность компромисса с совестью как проявления высокого, героического в Сотникове и стремление выжить любой ценой, следование инстинкту жизни, цепь компромиссов как путь к предательству, нравственной гибели Рыбака.
      Спор Сотникова и Рыбака на страницах повести. Параллельное описание портретов, мыслей, реакций, поступков героев как прием раскрытия их внутреннего мира и сопоставления. Размышления об истоках героизма и предательства. Сопоставительный анализ детских воспоминаний героев: Сотникова об отцовском маузере (гл. 16) и Рыбака о спасении им детей и лошади (гл. 15). Создание проблемной ситуации при помощи вопроса: «Почему Сотников, поступивший малодушно в детстве, вырос героем, а Рыбак, совершивший смелый поступок, стал предателем?»
      Осознанное отношение к жизни, нравственная строгость к самому себе как опора духовности Сотникова; импульсивное, стихийное восприятие жизни, самодовольство как проявление духовного «изъяна», нравственной неполноценности Рыбака.
      Словесное рисование портретов юных Сотникова и Рыбака в следующий после поступков момент и ответы на вопросы: «С какими мыслями, чувствами, убеждениями герои выйдут в жизнь? Как это отражается на выражении их лиц, глаз?»
      Анализ финала повести: «диалог» взглядов Сотникова и мальчика в буденовке как утверждение автором бессмертия духовного подвига человека.
      Повесть «Сотников» и кинофильм Л. Е. Шепитько «Восхождение» (1976). Актуализация режиссером философского подтекста повести, усиление ее этических мотивов. «Восхождение» как неопритча о Христе и предавшем его Иуде.
      Просмотр и анализ кинопортретов героев (крупный план замерзающего у дерева Сотникова, крупный план Рыбака во время спора с Сотниковым в подвале). Ответы на вопросы: «Как в облике героев проявляется их духовная сущность? С какими образами ассоциируются у режиссера Сотников и Рыбак?»
      Просмотр эпизода допроса Сотникова. Идейный спор Сотникова и Портнова о человеческой природе как главный философский конфликт фильма. Просмотр финального эпизода и ответ на вопрос: «Как финал картины подтверждает истинность убеждений Сотникова и опровергает человеконенавистническую идеологию Портнова?» Итоговая беседа по фильму, организованная вопросами: «О каком восхождении размышляет режиссер? Кто и почему смог совершить это восхождение?»
      Теория литературы. Психологизм и экстремальные ситуации в художественной прозе.
      Внеклассное чтение. Б. Лавренев. «Сорок первый».
      Литературное творчество. Внутренний монолог мальчика в буденовке.

      В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка» — 2 (2) ч.
      Ю. Бондарев. «Берег» — 2 (3) ч.
      Роман «Берег» (1970) — сопоставление двух эпох жизни человека — юности, зрелости как двух мироотношений. Редкое для литературы эпохи застоя отсутствие грубой односторонности в оценке писателем противоположных социальных укладов. Сообщения учащихся, подводящие итог размышлениям русских писателей о юности и зрелости, войне и мире, России и Европе от Пушкина и Чаадаева до Л. Толстого и Чехова. Роман Бондарева — попытка сохранить ценности русской литературы в искаженном войнами и тоталитарными режимами XX в. Размышления учеников над вопросом о названии романа: «Где „берег, милый“ для героя?» Проблемный анализ романа, протекающий как оправдание названий каждой его части. Первая часть романа «По ту сторону», разграничивающая пространство быта и пространство вечности. Писатель Вадим Никитин, находящийся по ту сторону государственной границы и по ту сторону памяти о юности. Дискуссия: «Что дает повод надеяться, что встреча с юностью произойдет?» Стопроцентно советский спутник Никитина, осторожный и подозрительный Самсонов. Неотступное желание Никитина войти в жизнь, разгадать ее тайну и страх перед воспоминаниями о юной любви, не позволяющий сразу узнать Эмму в госпоже Герберт. Вторая часть романа «Безумие». Проблемный вопрос: «Что для Никитина безумие: война или любовь?» Разрешение цепи вопросов: «Почему Эмма в минуты нежности называет Вадима „бабочкой“? В чем символичность этого образа и его сходство со стихотворением Фета? Почему лейтенант Княжко отвергает любовь на войне, а Никитин отдается ей? В чем близость Княжко к Андрею Болконскому, а Никитина к Ростовым? Зачем Бондарев прямо следует за Л. Толстым в мотиве зовущего неба, оценке войны и отношении к врагам? Почему Меженин и Гранаутов пытаются все объяснить низко и свести честность к тщеславию, любовь к инстинкту, благородство к высокомерию? В чем права, а в чем наивна юность?» Групповая работа: написание киносценария по эпизоду «Смерть лейтенанта Княжко». Создание диптиха «Эмма и госпожа Герберт». Третья часть романа «Ностальгия». Проблемные вопросы: «По чему тоскует Никитин: по дому или по времени войны и любви? Почему Никитин умирает, возвращаясь на родину?» Цинизм Самсонова и поэтичность Никитина. Образ счастья на римской площади Навона. Лиризм прозы Бондарева.
      Повторение. И. Тургенев, А. Фет, Л. Толстой.
      Самостоятельное чтение. К. Федин. «Города и годы».
      Литературное творчество. Сочинение «Встречи с юностью в русской поэзии и прозе».
      Внеклассное чтение. А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

      Э.-М. Ремарк. «Три товарища» — 1 (2) ч.
      Урок 1. Роман «Три товарища»
      Увлечение романом «Три товарища» (1938), перевод которого на русский язык появился в середине 50-х гг. в России. Лирический герой в послевоенные годы — тема, очень понятная советскому читателю, только что прошедшему, пережившему Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. Поиски примет быта, создающие художественный образ в представлении читателя. Объяснение реплики Ленца (гл. 4): «Диковинно!.. Почему это устанавливают памятники разным людям, а почему бы не поставить памятник луне или цветущему дереву?» Отчего мир для них безысходный, тупиковый? Почему мирная жизнь оборачивается для молодых героев романа и читателей губительной стороной? Поиски в тексте и комментирование алогизмов, не вызывающих у героев удивления:
      «— Ты любишь меня? — спросил я.
      Она отрицательно покачала головой.
      — А ты меня?
      — Нет. Вот счастье, правда?
      — Большое счастье».
      Почему героев романа Ремарка называют «потерянным поколением»? Что делает героев романа действительно товарищами? Объяснение анализом эпизодов смысла названия романа.

      Урок 2. «Потерянное поколение» в романе «Триумфальная арка»
      Главный герой романа — лирический герой писателя. Обнажение сущности вынужденной эмиграции как состояния души. Проблема героя — в потере родины, исчерпавшей себя. Образ Германии, проходящий через весь роман, как образ неотвратимо надвигающегося будущего. Бегство Равика как единственно оставшийся жизненный путь. Невостребованная жизнь, полная несбывшихся надежд. Одиночество героя, упрочившееся в нем, и попытки сохранить себя в пространстве всеобщего непонимания.
      Равик и Жоан Маду. Любовь — спасение от несущегося времени и слепой политики. Поиск и анализ причин неверия Равика в возможность счастья, гармонии. Время для героя — эмигранта — недолгий антракт между войнами, мир — чужая территория без государственных границ. Анализ парижских сцен романа. Париж — место перемены декораций, город несостоявшегося маскарада, резкие звуки телефонных звонков, не дающих даже на время отключиться от воюющего мира. Обсуждение телефона как образа-символа в романе. Триумфальная арка во мраке в финале романа как символ довлеющей над героями бездушной судьбы.
      Внеклассное чтение. Э.-М. Ремарк. «Триумфальная арка».

Раздел IV. Самопознание человека
и жизнь общества. Обзор литературы 40—90-х гг. — 2 (2) ч.

      1. Общественно-литературная ситуация конца 40-х — начала 50-х гг.
      Литература периода Великой Отечественной войны и литература о войне последующих десятилетий.
      Партийные постановления 1946—1948 гг., требующие от литературы лакировки действительности, бесконфликтности, воспевающие советский строй и советского человека. Выступления А. Фадеева, М. Шолохова о «катастрофическом» падении качества литературы.
      Книга «Золотая роза» К. Паустовского и философские миниатюры М. Пришвина «Глаза земли» как произведения высокой литературы, сохраняющие дух интеллигентности и побеждающие «текущее время». «Русский лес» Л. Леонова как роман идей, выходящих за пределы соцреалистических канонов. Героико-романтический пафос повести «Звезда» Э. Казакевича и психологический натурализм (Л. Аннинский) повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
      Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, отражающий «исторический образ России за последнее сорокапятилетие» и философские воззрения художника на «искусство, на Евангелие, на жизнь, на человека в истории».

      2. Литература периода «оттепели» (1953—1968)
      Общественно-политическая ситуация в стране: от доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС до ввода русских войск в Чехословакию. Перелом в сознании общества: от убежденности в незыблемости советской системы к утрате надежды на построение справедливого государства при тоталитарном режиме. «Первое» возвращение к читателям произведений Цветаевой, Булгакова, Олеши, Мандельштама и других «запрещенных» поэтов и писателей. «Приоткрытие» «железного занавеса»: знакомство с лучшими произведениями зарубежной литературы (Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра).
      Творческий подъем в различных видах искусства: театре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Театр «Современник» О. Ефремова. Спектакли А. Эфроса, Г. Товстоногова, Н. Любимова. Фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» М. Калатозова, «Гамлет» Г. Козинцева. Фильмы И. Таланкина и Г. Данелия, Л. Кулиджанова, Э. Рязанова. Музыка Д. Д. Шостаковича, А. Шнитке.
      Противоречивость и неоднозначность явлений политической и общественной жизни страны. Деятельность А. Т. Твардовского как главного редактора журнала «Новый мир». Журнал «Юность» (главный редактор В. Катаев). Возникновение самиздата. «Возобновление» публицистического жанра. Лиризм прозы и драматургии периода «оттепели». Расцвет «неофициальной» литературы.
      Соцреализм с человеческим лицом
      Лекция учителя, сообщения учащихся, работа по группам, привлечение материалов внелитературного контекста периода «оттепели». Попытка самостоятельного осмысления исторического и художественного портрета времени.
      Поэзия. Новое поэтическое поколение — поэзия шестидесятников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского): правдивость, экспрессивость, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского, относительное понимание свободы поэтами. Поэзия шестидесятников как яркое выражение нового мироощущения человека периода «оттепели». Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной. Прослушивание записей стихотворений в исполнении авторов, песен Окуджавы.
      Поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», «За далью даль», «По праву памяти». Трансформация концепции личности «простого советского человека» в произведениях Твардовского.
      Проза. Поиски «правды жизни» в публицистических произведениях С. Смирнова («Брестская крепость»), В. Овечкина («Районные будни»), рассказы и повести В. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Кончина»).
      Раскрытие национального характера, психологизм повествования, отсутствие тенденциозности, свойственной канонам соцреализма, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Образ героя в произведении М. Шолохова, в фильме С. Бондарчука в контексте произведений искусства тех лет (рассказ Э. Казакевича «При свете дня», фильм Г. Чухрая «Баллада о солдате»). Произведение Шолохова как возвращение русской литературы к теме вечных человеческих ценностей. Жанр «монументального рассказа» в русской литературе последующих десятилетий.
      Повести П. Нилина «Жестокость» и Ч. Айтматова «Джамиля»: противоречия между жизнью и установившимися догмами, которые обнаруживают герои произведений, специфика авторского повествования. «Рефлектирующий герой» в «исповедальной прозе» А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Аксенова. «Производственные романы» Д. Гранина, В. Попова. Уклонение от канонов сложившегося советского жанра «производственного романа». Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» как «ревизия» соцреалистической идеологии. Конфликт в романе «Жизнь и судьба» как «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства» (В. Гроссман).
      Фронтовая лирическая повесть (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Воробьев). Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые». Великая Отечественная война в русской литературе в контексте «становления темы» (40—80-е гг.).
      Рассказы А. Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерная проза В. Шаламова. Сопоставление авторских позиций Шаламова и Солженицына в раскрытии «лагерной темы». Роман А. Солженицына «В круге первом» как острая полемика с канонами соцреализма.
      Лирические дневники В. Солоухина («Владимирские проселки»), О. Берггольц («Дневные звезды»), Ю. Смуула («Ледовая книга») как исповеди об открытии других истин, другой жизни.
      Драматургия. Развитие жанра мелодрамы в советской драматургии. Драматизм повседневности, тонкий лиризм, раскрытие внутреннего мира героя, «спрятанного» за стандартными формулами жизни советского человека, выражение романтического мироощущения молодежи 60-х гг. в пьесах А. Володина «Пять вечеров», В. Розова «В добрый час», А. Арбузова «Иркутская история», Э. Радзинского «104 страницы про любовь». Просмотр отрывков из спектаклей, знакомство с театральными рецензиями тех лет.

      3. Литература 70-х — первой половины 80-х гг.
      Общественно-литературная ситуация
      Отклонения государства от курса демократии. Введение советских войск в Чехословакию. Жизнь в атмосфере открытой лжи. «Двойная мораль» и «двойное сознание» в обществе. Дискредитация прежней веры. Очевидная несостоятельность существующей политической системы. Придумывание «лесенок» социализма (развитой социализм и т. д.). Суды над деятелями культуры. Диссидентское движение. Самиздатовский журнал «Хроника текущих событий». Деятельность А. Д. Сахарова и Солженицына как открытая оппозиция режиму.
      Проза. «Народные эпопеи» Ф. Абрамова (тетралогия «Братья и сестры») и П. Проскурина («Судьбы») как «поиск гармонии между человеком и миром» (Н. Л. Лейдерман). Исторические романы В. Пикуля и Ю. Семенова как произведения массовой культуры, удовлетворяющие требованиям советской историософии. Неопубликованный роман В. Дудинцева «Белые одежды». Попытка воскресить подлинные идеалы революции в романе С. Залыгина «Соленая падь». Романы Ч. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», отражающие острейшие социальные и нравственные конфликты современности, создающие образы людей «трудолюбивой души». Трагедийность судьбы человека «трудолюбивой души» как отражение острейших противоречий в устройстве системы советского государства.
      «Деревенская проза» В. Белова, В. Распутина как «возрождение традиционной нравственности» (А. Солженицын). Стремление к осмысленности жизни, к истине, гармонии с миром героев рассказов В. Шукшина. Проблема «лада» и «разлада», тема войны в творчестве В. Астафьева.
      Эпическая модель мира, «традиции карнавального юмора и волшебной сказки» в дилогии В. Войновича «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина». Философская сказка «Кролики и удавы» Ф. Искандера как выражение разочарования автора в народной системе ценностей.
      Интеллектуальная проза. Художественно-документальное расследование А. Адамовича «Каратели». Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» как осмысление пережитой личной трагедии. Повести В. Быкова «Сотников», «Карьер».
      Фантастика братьев Стругацких как своеобразное исследование возможных утопических версий. Антиутопия Стругацких «Пикник на обочине» и фильм А. Тарковского «Сталкер». «Мовизм» В. Катаева («Алмазный мой венец», «Уже написан Вертер»).
      Литература «эстетического андеграунда». Культурологический роман А. Битова «Пушкинский дом» как отражение нравственных конфликтов времени, рожденных сталинской эпохой. Поэма «Москва — Петушки» В. Ерофеева — парадоксальное сочетание «блатного» стиля и трагичности смысла изображенного, исповедь человека, находящегося «по ту сторону жизни», поэма о безысходности и тупике. Роман Саши Соколова «Школа для дураков» как диалог с хаосом и диалоги хаосов; «обаятельная, трагическая и трогательная книга» (В. Набоков).
      Поэзия. «Тихая лирика» Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина как противопоставление темам, идеям, поэтике «громкой лирики» шестидесятников.
      «Голос и совесть эпохи»: творчество В. Высоцкого и А. Галича. Прослушивание песен в исполнении авторов. Попытка прочувствовать время и личность поэтов.
      Традиции акмеизма в творчестве А. Тарковского. Акмеистская поэтика и элегическая традиция в лирике Б. Ахмадулиной, А. Кушнера.
      Драматургия. Трагикомедии А. Вампилова о «потерянном поколении». Зилов («Утиная охота») как герой своего времени. Пьесы А. Гельмана «Обратная связь», «Мы — нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми», исследующие разные варианты поведения «деловых» советских людей.

      4. Литература конца века (вторая половина 80-х — 90-е гг.)
      Период перестройки. Распад СССР. Раскол Союза писателей. «Журнальная война». Острая литературная полемика. Статья Вик. Ерофеева «Поминки по советской литературе» (Лит. газ. — 1988. — 3 августа. — С. 5) о «новой литературе», идущей на смену традиционным потокам периода «застоя»: официальному, либеральному, «деревенскому»; об отказе «новой литературы» от соцреалистической эстетики. Полемика вокруг статьи.
      Процесс возвращения литературы: произведений писателей первой половины века, запрещенных советским режимом; произведений периода «оттепели»; литературы русской эмиграции; литературы «эстетического подполья». Учреждение литературных премий (Букеровская, немецкая премия им. Пушкина, премия «Триумф», Антибукер, премия Солженицына и др.).
      Стремительный рост публикаций «задержанных» произведений. Споры вокруг шестидесятников. Дискуссия о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе. Условное разделение литературы на «традиционалистскую» и «экспериментальную».
      Проза. Размышления учащихся о том, что им открыла «возвращенная литература». Написание рецензий на одно из прочитанных произведений.
      Обсуждение в классе прочитанных произведений литературы последних лет.
      Автобиографизм и «литературность» прозы С. Довлатова. «Драматическое противоборство индивидуального и роевого, хорового, начал в душе человека» (А. Агеев) как центральная тема произведений В. Маканина (роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»). Роман В. Пелевина «Generation P» — роман о власти, вытесняющей поиск свободы. Язык, стиль и идея романа Т. Толстой «Кысь». «Сердечные» повести Токаревой. Грустные сатиры М. Жванецкого. «Литературный проект» Б. Акунина.
      Поэзия. Творчество И. Бродского.
      Постмодернистские тенденции в поэзии. Сообщения учащихся: «за» и «против» постмодернистского стиля в поэзии.
      Драматургия. Парадоксальность и новизна драматургического языка Л. Петрушевской, сочетание в ее пьесах тонкого реалистического психологизма с поэтикой абсурда.
      Постмодернистские тенденции в драматургии. Драматургия Коляды. Театр Нины Садур. Обзор театральных рецензий. Обмен зрительскими мнениями.

      В. В. Набоков. «Дар» — 5 ч.
      Словесное рисование портрета писателя по впечатлениям от изученных в курсе основной школы произведений «Лестница», «Обида», «Пильграм». Сравнение получившегося портрета с описанием облика писателя в романе «Другие берега». Фотографии В. В. Набокова с детства до старости.
      Изменение внутреннего мира писателя от безоблачного детского открытого лица к суровому и отстраненному лицу швейцарского периода — лицу знаменитого, но очень грустного писателя. Чтение учителем фрагментов романа «Другие берега», характеризующих «рай» набоковского детства и юности. Заочная или очная экскурсия в Рождествено — родовое имение матери писателя, где он провел годы детства. Чтение учениками стихов Сирина (псевдоним раннего Набокова).
      Эмиграция и берлинский период творчества Набокова. Опережающее задание по группам: чтение берлинских романов писателя «Машенька» (1926), «Защита Лужина» (1930), «Подвиг» (1932), «Приглашение на казнь» (1938). Обсуждение впечатлений учеников от прочитанных произведений. Выстраивание их в хронологическую цепочку — цикл. Выявление лейтмотива цикла: поиски «потерянного рая»? Отождествление автора с героем. Исследование путей изгнания из рая в романах этого цикла (работа в группах с последующим обобщением мнений учеников).
      Обсуждение вопроса: «Как изменяется автор-герой в берлинских романах?» В результате обсуждения ученики приходят к выводу, что во всех романах этого периода автор мучительно ищет путь возвращения в рай или замены его, вырастание цикла в один метароман. Чтение фрагмента статьи В. Ерофеева о берлинском метаромане Набокова.
      Опережающее задание: прочитайте роман «Дар» и поразмышляйте над путями обретения рая Годуновым-Чердынцевым. Чем его путь отличается от решений других героев Набокова? Роман «Дар» (1937) в цепочке метаромана. Юность Годунова-Чердынцева и юность автора. Сравнение фрагментов романов «Другие берега» и «Дар» (Литература: 11 кл. — М.: Классикс-Стиль, 2002. — С. 280—281). Как изменил Набоков случай из своей жизни в романе «Дар» и почему?
      Анализ романа «Дар» по вопросам, предложенным в учебнике (с. 281—282). Дискуссия в классе: «Диалог XIX и  XX веков в романе „Дар“». Какая эпоха ближе автору романа, а какая его герою Годунову-Чердынцеву? Просмотр фрагментов экранизаций романов «Защита Лужина», «Машенька» и обсуждение киноинтерпретаций.
      Роман «Лолита» — самый знаменитый роман Набокова. Просмотр кинофильма и обсуждение интерпретаций образов героев романа. Дискуссия в классе: «В чем закономерен и в чем катастрофичен выход человека из рая? Почему в романе Набокова Лолита из загадочной нимфетки превратилась в обыкновенную красивую женщину?»
      Внеклассное чтение. В. В. Набоков. «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг», «Приглашение на казнь», «Лолита».
      Творческое задание. Сочинение «Сумел ли Годунов-Чердынцев сохранить свой дар?».
      Теория литературы. Философский роман.
      Внеклассное чтение. Т. Манн. «Волшебная гора»; В. В. Набоков. «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

      Е. И. Замятин. «Мы» — (2) ч.
      Урок 1. Утопии и антиутопии в русской литературе XIX в.
      Работа на уроке по предварительно подготовленным сообщениям учащихся на темы: «Западноевропейские утопические учения», «Истоки и основы русского утопизма», «Отражение утопических идей в произведениях русских писателей XIX века».
      Заманчивость и опасность практической реализации утопий. Размышления учащихся над словами русского философа Н. Бердяева: «Утопии страшны тем, что они сбываются».
      Утопия — «замысел спасения мира самочинной волей человека» (С. Франк).
      Представления об идеальном государстве и идеальном правителе в утопических произведениях Платона, Кампанеллы и Т. Мора. Структура идеального политического государства: принадлежность власти мудрым — философам; деление общества на три слоя — властителей, охранителей чистоты идеи и производителей; беспрекословное подчинение рядовых членов общества власти мудрых. Функции каждого слоя.
      Утопические учения в русской философской и эстетической мысли. Рационализм западноевропейского утопизма и нравственный максимализм русских утопических идей: поиск путей переустройства общества в соответствии с принципами разума и преображение общества по законам социальной Истины, по законам Евангелия. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева как своеобразная утопия, направленная на защиту естественного права человека (гл. «Спасская полесть»), пронизанная верой писателя-революционера в справедливого царя.
      Утопическая теория социалистического устройства общества Н. Г. Чернышевского: критика концепций, предполагающих двойственность человека, и антропоцентризм утопических идей писателя. Осознание необходимости социального переустройства общества и игнорирование эмоциональной природы человека. Рациональность и механистичность принципов «разумного эгоизма». Структура счастливого общества по Чернышевскому. «Особенный человек» Рахметов и нигилист Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сравнение авторских позиций в романах Н. Г. Чернышевского и И. С. Тургенева, сопоставление финалов произведений.
      Неприятие Ф. М. Достоевским революционных идей насильственного переустройства общества, понимаемых писателем как стремление убить в человеке Бога. Идеал Достоевского как противоречивое соединение в жизни общества нравственного максимализма христианства с элементами социалистических преобразований. Антиномичность философской мысли Достоевского: вера в нравственное совершенство человека и осознание его двойственной природы, трагизма человеческой свободы, которая приводит к преступлению («Бесы», «Братья Карамазовы», гл. «Бунт», «Легенда о Великом инквизиторе»).
      Самостоятельные размышления учащихся на тему: «Приятие гуманистических идеалов Пушкина и сомнение в нравственных основах человеческой природы в произведениях русских писателей XIX века» (тема сформулирована плохо, но мысль эта мне кажется важной).

      Урок 2. Структура и смысл романа Е. И. Замятина «Мы»
      Образ революции и нового мира в творчестве русских художников 20—30-х гг. XX в.: К. Ф. Юон. «Новая планета» (1921); Б. М. Кустодиев. «Большевик» (1920), «Праздник на площади Урицкого» (1921); К. С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) и др.
      Слово о писателе. Открытая оппозиционность Е. И. Замятина сталинскому режиму. Воспоминания художника Ю. Анненкова о писателе. Судьба романа «Мы» (1920).
      Статья Е. И. Замятина «Завтра» (1919—1920) — человеческий и гражданский манифест писателя («Человек забыт — ради субботы; мы хотим напомнить другое: суббота для человека. <...> На защиту человека и человечности зовем мы русскую интеллигенцию»).
      В центре анализа — проблемный вопрос: «Почему „бездушная машина Единого Государства одолевает“ (В. Воздвиженский) своих противников?» В чем смысл финала произведения?
      Герой романа — нумер Единого Государства, Д-503, строитель Интеграла, живущий по великому «Расписанию» («Часовой скрижали»). Форма романа — художественный конспект — отражение механистичности и обезличенности существования человека в стеклянном рае. Словесное рисование учащимися портрета Д-503.
      «Прямая» («мудрейшая из линий») и «несвободное движение» — идеалы «математически совершенной жизни» Единого Государства. «Математизация» и упорядочение стихии любви. Стена — величайшее из всех изобретений. Стилистический и смысловой анализ записи 9-й, конспекта: «Литургия. Ямбы и хорей. Чугунная рука». Смысл названия романа. Придумывание (или поиск) герба и гимна для государства, в котором живут нумера.
      Внутреннее раздвоение Д-503, постепенное осознание им своей отчлененности от единого государственного организма. Составление монолога героя: «Кто — я? Какой — я?», отражающего внутреннюю борьбу героя со всем, что выходит за пределы конспекта, и попытки Д-503 завинтить всего себя. Любовь и душа как истоки начавшегося бунта Д-503. Героини романа. Поиск музыкальных и цветовых ассоциаций для характеристики образов О-90 и I-330.
      Анализ записи 36-й конспекта: «Пустые страницы. Христианский бог. О моей матери». Философия Благодетеля и философия Великого инквизитора. Отражение в романе Замятина философско-художественных исканий Достоевского. Благодетельное иго — механизм насильственного счастья в Едином Государстве.
      Приметы исторического времени в романе и художественное предвидение писателем итогов революции. «Мы» Е. И. Замятина и поэма В. В. Маяковского «150 000 000». Размышления учащихся на тему: «Какому времени в большей степени принадлежит роман?» Жанр антиутопии и его последующее развитие в русской и зарубежной литературе.
      Теория литературы. Роман-антиутопия.
      Самостоятельное чтение. В. Войнович. «Мы лучше всех» (можно предложить и другие антиутопии конца XX в. — Маканина, Петрушевской — или зарубежное: Дж. Оруэлл).
      Литературное творчество. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему все утопические теории обречены?» или «Чем актуален сегодня роман Е. Н. Замятина „Мы“?»

      А Платонов. «Котлован» — 3 (3) ч.
      Тернистый путь художника в XX столетии. Андрей Платонов: от утверждения необходимости революционного переустройства мира («Епифанские шлюзы», «Родина электричества» и др.) к трагическим прозрениям 30-х гг. («Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»). Литературный монтаж по публицистическим, художественным произведениям, дневникам и письмам писателя с элементами лекции учителя и использованием произведений искусства 20—30-х гг. (например, картины Дейнеки, «Песня о встречном» Д. Шостаковича и музыка И. Дунаевского).
      «Котлован» — повесть-миф о духовной и социальной катастрофе эпохи. Подавление личности во имя общественного плана, трудовая повинность и насаждение атеизма как пути, ведущие к социальной и нравственной нивелировке человека, превращению его в «ничто» (А. Платонов). Приметы времени в повести.
      Организация пространства и времени (хронотоп) в повести А. Платонова: от котлована для «будущего общепролетарского дела» к могиле, утопические мечты о счастливом будущем и царство смерти в настоящем, разрыв с духовными традициями прошлого, уничтожение памяти и действительность. Размышления учащихся о символике пространства и времени в «Котловане».
      Система образов в повести: «живые» и «мертвые» души Андрея Платонова. «Человек и его судьба во времени и вечности» — групповая работа учащихся по характеристике образов произведения.
      Неповторимая индивидуальность художественного мира А. Платонова: единство трагического и комического в изображении жизни и обрисовке образов, особенности языка и стиля писателя как проявление его социально-философской и нравственной позиции, представление писателя о духовной нерасторжимости материального и нематериального мира, прошлого, настоящего и будущего, мифологизация действительности как способ постижения будущего. Анализ ключевых эпизодов повести (например: «Чиклин, Ивачев и Вощев у могилы Насти», «Чиклин у тел убиенных Козлова и Сафонова» и др.), символизм сюжета и образов произведения.
      Андрей Платонов после «Котлована». «Афродита», «Возвращение» и другие произведения по выбору учителя. Сообщения учащихся. Вечное во временном, сопричастность человека космической жизни мира в произведениях Андрея Платонова.
      Сочинения: «Порыв жить и умирание души в „Котловане“ Платонова», «Утопия и реальность в „Котловане“ Платонова», «Высокопарность невежества и косноязычие душ в повести А. Платонова „Котлован“».
      Теория литературы. Миф и притча как способы художественного осмысления жизни в литературе XX в.
      Повторение. М. Е. Салтыков-Щедрин.
      Внеклассное чтение. У. Фолкнер. «Шум и ярость», «Особняк».
      Литературное творчество. Надгробная речь одному из умерших героев. Рецензия на один из фильмов по сюжету Платонова.

      Ф. Абрамов — 2 (3) ч.
      Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова. Феномен деревенской прозы и ее особенности в произведениях Ф. Абрамова. Абрамов — писатель об исконных проблемах и стремлениях русского деревенского человека. Образ народа в произведениях Абрамова. Организация проблемного повторения по мотиву: «Образ народа в произведениях Тургенева, Некрасова, Л. Толстого и Абрамова».
      Роман «Две зимы и три лета». Конфликт природной и социальной жизни в романе, поэтизация людей, близких земле, нравственная чистота и духовная сила народа.
      Просмотр фрагментов и их обсуждение с учениками спектакля Малого драматического театра «Братья и сестры» как театральной интерпретации прозы (режиссер Л. Додин).
      Теория литературы. Феномен «деревенской прозы» в советской литературе.
      Литературное творчество. Сочинение-размышление: «Народ в произведениях Ф. Абрамова» или Рецензия на спектакль по произведениям Ф. Абрамова.

      В. Шаламов. «Колымские рассказы» — 2 (2) ч.
      Слово о писателе. Трагедия судьбы В. Шаламова — трагедия народа. Беседа по читательским впечатлениям, организованная вопросом: «„Колымские рассказы“ — документ эпохи или литература на все времена?» Отрицание гуманистической традиции литературы XIX в. и изображение человека в «состоянии зачеловечности» в рассказах В. Шаламова. Жизнь, ставшая смертью, и смерть, превратившаяся в жизнь, — трагический парадокс лагерной жизни. Жертвы и их палачи в рассказах «Калигула» и «Васька Денисов, похититель свиней». Утрата человеческого в человеке — общее свойство и жертв, и палачей.
      Разрешение проблемной ситуации, организованной вопросом: «Рассказы Шаламова — развенчание гуманистических иллюзий или единственная в своем роде антроподицея (оправдание человека)?»
      Сближение жизни и смерти и размывание границы между ними в рассказах «Надгробное слово», «Шерри-бренди», «Последний бой майора Пугачева». Смысл жизни, открывшийся героям лагерных рассказов: надежда на бунт, вызов («Надгробное слово»), бунт и утверждение свободы («Последний бой майора Пугачева»), творчество и вдохновение («Шерри-бренди»). Утверждение свободы — пафос лагерных рассказов В. Шаламова.
      «Последний бой майора Пугачева». Дискуссия в классе: «Потерпел поражение или одержал победу майор Пугачев в своем последнем бое?» Безнадежность и выверенность побега в изображении Шаламова. Выявление причин, толкнувших на побег героев рассказа. Соединение хладнокровной жестокости и благородства в их поступках. Бессилие власти перед стремлением человека к воле. Символизм пейзажных зарисовок в рассказе.
      Рассказы «Шерри-бренди» и «Афинские ночи» — гамбургский счет искусству. Пайка хлеба как истинное мерило ценности жизни в рассказе «Шерри-бренди». Размышления учащихся над вопросом: «Доказательством или опровержением этого тезиса является рассказ „Шерри-бренди“?» «Шерри-бренди» — рассказ не о Мандельштаме, а «ради Мандельштама, это рассказ о самом себе», по признанию Шаламова. Отражение стихотворений О. Э. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» и «Я скажу тебе с последней...». Искусство как игра в жизнь и искусство как смысл жизни, ее сокровенное содержание в рассказе. Анализ заключительной фразы рассказа и обсуждение вариантов ее истолкования.
      Итоговая дискуссия: «Лагерь — „слепок мира“, „лагерь мироподобен“ или это трагическое заблуждение человека, чья судьба была искалечена временем?»
      Теория литературы. Документальность прозы.
      Внеклассное чтение.
      Литературное творчество. Сочинение-эссе по рассказам В. Т. Шаламова и лагерной прозе XX в.: «Никто не забыт и ничто не забыто».

      А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» — 2 (4) ч.
      «Красное колесо» века — чтение учителем фрагментов книги А. И. Солженицына «Бодался теленок с дубом» — иллюстрация трудной и противоречивой судьбы писателя и его книг.
      История написания и судьба рассказа «Один день Ивана Денисовича» (анализ статьи в учебнике Литература: 11 кл. — М.: Классикс-Стиль, 2002). Монтаж отзывов о рассказе от 1962 до 1974 г. Изменения в общественной жизни — изменения в судьбе писателя. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» по вопросам учебника (с. 314).
      «Архипелаг ГУЛАГ» — «коллективный подвиг советской интеллигенции» (Л. К. Чуковская). Чтение воспоминаний Л. К. Чуковской, Е. Г. Эткинда о помощи Солженицыну в работе над «Архипелагом ГУЛаг». Задание ученикам: «История моей семьи во время сталинских репрессий». Обсуждение в классе семейных историй.
      Диспут: «Кто виноват в репрессиях 30—50-х годов? Как отвечает на этот вопрос А. И. Солженицын? Согласны ли вы с его мнением?»
      Дискуссия в классе: «Доносчик и его жертва: кто больше страдает?» Анализ рассказа «Случай на станции Кочетовка». Обсуждение вопросов: «Почему честный Зотов становится доносчиком? Что имел в виду Тверитинов, крича Зотову: „Ведь этого не исправишь!“?»
      Уроки ГУЛАГа. Реферативные сообщения о современных произведениях А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе». Обсуждение книг в классе.
      Подготовка к сочинению «Выживание или жизнь?» (сравнительный анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов» Шаламова) (с. 321—322 учебника).
      Внеклассное чтение. А. И. Солженицын. «Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».
      Творческая работа. Сочинение «Выживание или жизнь».

      В. В. Ерофеев
      Жизненный путь В. В. Ерофеева — путь поэта и «бомжа», «асоциального элемента социалистического общества» (В. В. Ерофеев). Чтение фрагментов воспоминаний о писателе близких и друзей.
      Поэма «Москва — Петушки». Работа по вопросам, предложенным в учебнике (с. 342—343). Обсуждение вопроса: «Почему это произведение отнесено автором к жанру поэмы?» Работа в группах: «Сопоставление поэмы Ерофеева с гоголевскими „Мертвыми душами“. Определение сходства и различия этих произведений». Память культуры в поэме Ерофеева. Нахождение контекстных цитат из классических произведений русских писателей XIX века в тексте поэмы Ерофеева. Примеры поп-арта 60—70-х гг. в музыке — советские песни тех лет, фрагменты фильмов об ударном труде, литературных опусов о производстве. Обсуждение в классе вопроса: «Мог ли герой Ерофеева найти иной путь в жизни и почему?» Дискуссия в классе: «Была ли поездка Венички в Петушки?»
      Внеклассное чтение. А. Гельман. «Премия».
      Творческая работа. Сочинение «Куда несется электричка „Москва — Петушки“?».

      Б. Ш. Окуджава
      Опережающее задание: составление альбома любимых песен Окуджавы или прослушивание любимых песен учителя.
      Чтение стихотворений Окуджавы и прослушивание песен. Размышления учеников: «Почему Окуджава пел свои стихи?» Потаенность чувств и мыслей в поэзии Окуджавы. Несовпадение с социумом. Создание собственного мира Арбата. Заочная или очная экскурсия по Арбату Окуджавы, сопровождаемая песнями «Песенка об Арбате», «Часовые любви», «Надпись на камне», «Ленька Королев». Выполнение задания 1 в учебнике (Литература: 11 кл. — М.: Классикс-Стиль, 2002. — С. 368): сравнение описания Арбата в песнях «Песенка об Арбате» (1959) и «Арбатское вдохновение, или Воспоминание о детстве» (1980).
      Военная тема в творчестве Окуджавы. Устное сочинение: традиции Л. Н. Толстого в произведениях Окуджавы (анализ примеров, подобранных учениками). Исторические романы Окуджавы «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов». Работа по вопросам учебника (с. 368—369). Составление исторической хроники героев Окуджавы. Обсуждение вопроса: «Кого выбирает своим героем Окуджава в разных исторических временах и почему?»
      Роман «Путешествие дилетантов» — попытка писателя решить одну из главных проблем современного мира: взаимоотношения частного, отдельного человека и общества.
      Исторический фон повествования о романтической любви. Российское общество середины 50-х гг. XIX в. в изображении Б. Окуджавы. Шпионство и холопство — главные опоры Российской империи. Галерея персонажей, подтверждающих авторскую мысль (от Афанасия и Свербеева до представителей высшего света). Князь Мятлев о свете («зверинец») и свет о князе Мятлеве. Составление учащимися основных правил светской жизни, или игры в жизнь.
      «Природа недуга» князя Мятлева, причины его «вечного, неисцеляемого смятения» — размышления учащихся, поиск ответа в I части романа.
      Частная жизнь, ее деформация, разрушение, искажение естественных человеческих чувств под давлением общества. Единственно возможный способ поведения — «нельзя бросать вызов обществу; нельзя быть не таким как все». Сопоставление с романом Л. Толстого «Анна Каренина». Проблема человека и истории, цивилизации в представлении персонажей романа: Николая I, барона Фредерикса, князя Приимкова и автора. Размышления учащихся над вопросами: «Где же совершенство? В чем оно?» Роль вставных глав о Николае I. Естественное желание человека «просто жить», «жить по-своему» и невозможность его воплощения в условиях официальной морали и бездуховности. Страшные последствия утраты человеком искренности и естественности (судьбы Елизаветы Васильевны, графини Румянцевой, Николая I).
      Мир литературы и литераторов в романе. Авторские размышления о судьбах русских писателей, причинах их трагедии (Пушкин и Лермонтов). Стихи Окуджавы о русских поэтах. Лермонтовские традиции в романе Окуджавы. Тема Кавказа, Грузии — призрачной мечты о райском уголке свободы. Картины Н. Пиросмани. Сопоставление отрывка из главы 5 части I с  «Думой» и «Героем нашего времени» Лермонтова. Проблемный вопрос: «Можно ли князя Мятлева назвать героем своего времени, „лишним человеком“?»
      Сложный, порой противоречивый внутренний мир человека, невозможность однозначных оценок. «Не судить», «уметь переносить свое несчастье», «не печься о себе» — ценнейшие и редчайшие человеческие качества. Особенности формы романа и ее роль: замысел поручика Амилахвари, насыщение дневниками, письмами других персонажей — возможность максимально объективного изображения героев.
      Любовь и ее вариации в романе. Любовь и имитация любви (князь Мятлев и Анета Фредерикс, графиня Румянцева, Александрина). Любовь как главное испытание всех персонажей на человечность, «страшная, чудесная, неизлечимая болезнь». Г-н ван Шонховен в жизни князя Мятлева. Дневники князя и его переписка с Лавинией Тучковой. Портрет Лавинии, созданный Окуджавой, и портреты Гейнсборо (портрет миссис Грехэм), Яна Вермеера, Рокотова и Левицкого. Последняя любовь князя Мятлева как способность человека «возвыситься над самим собой». Эпиграфы к роману — трактовки учащихся.
      Неизбывность чувства и неотступность желаний — единственный залог преодоления всех препятствий. Преследователи и преследуемые. Необычность и истинность чувств Мятлева и Лавинии на фоне любовных отношений и переживаний других персонажей романа.
      Смысл финала романа. Письмо г-жи Тучковой Лавинии. Ответы учеников и автора на вопрос: «Возможно ли счастье для частного человека в авторитарном обществе?» Сопоставление с позицией Пушкина в «Капитанской дочке».
      Любовь — главная тема творчества Окуджавы. Подготовка учениками литературно-музыкального вечера «Лики любви в творчестве Окуджавы».
      Внеклассное чтение. Б. Ш. Окуджава. «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов».

      В. В. Высоцкий — 2 (3) ч.
      В. Высоцкий — сорванный голос поколения 70-х гг. Песни А. Галича, В. Высоцкого и Б. Окуджавы, В. Долиной — сходство и различия голосов и тем. Своеобразие поэзии в бардовской песне. Понятие бардовской песни. Стихотворение-песня «О поэтах и кликушах» — понимание назначения поэта и поэзии. Сравнение понимания этой темы Державиным, Пушкиным и другими поэтами XIX века. Баллады В. Высоцкого (по выбору учеников). Размышление в классе: «Почему В. Высоцкий писал много баллад?» Тема дружбы в лирике Высоцкого: стихотворение «Пошли мне, господь, второго...» (прослушивание и анализ). Обсуждение проблемного вопроса: «Какого друга хочет иметь автор песни и какого ты?» Военная тема в лирике Высоцкого. Обсуждение песни «Братские могилы» (воспоминания Высоцкого об истории написания песни). Иронические песни Высоцкого по выбору учащихся («Гимнастика», «В желтой, жаркой Африке...» и т. д.). Роли Высоцкого в кино и в театре. Просмотр фрагментов и их обсуждение из фильмов «Высота», спектакля Театра на Таганке «Гамлет», обсуждение стихотворения В. Высоцкого «Мой Гамлет».
      Обсуждение влияния В. Высоцкого на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева.
      Теория литературы. Бардовская песня как литературное творчество.
      Литературное творчество. Сочинение на тему: «Я не люблю...»
      Внеклассное чтение. Стихи и песни Высоцкого, мемуары.

      А. В. Вампилов. «Утиная охота» — 2 (3) ч.
      Проза и драматургия А. Вампилова. Путь от бытовых зарисовок к лирическому символу современной жизни. «Прощание в июне», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» как ступени восхождения к герою времени. Сообщения учащихся по впечатлениям от прочитанных пьес.
      «Утиная охота» — сочетание трагедии и водевиля. Окружение Зилова — в поступках героев и словесных портретах, созданных учениками. Заветное желание каждого из героев. Дискуссия о том, чем Зилов отличается от своих сослуживцев — Кушака, Саянина, Кузакова. Двойственность отношения Зилова к друзьям и женщинам: снисходительность и презрение. Мещанское корыстолюбие, собственничество в чувствах как следствие подчинения человека «морали» времени.
      Проблемный вопрос: «Зилов — исключение из правила или подтверждение его?» Бескорыстие героя, который не в силах найти точку опоры и отвечать за свои поступки. Потребность Зилова в другой, высокой и чистой жизни — мечта об утиной охоте. Размышления учеников о том, способен ли Зилов любить (отношения с Галей, Ириной), способен ли он на поступок, чем вызвана попытка самоубийства и почему оно не состоялось. Зилов и официант.
      Выразительное чтение их диалогов. Столкновение отчаяния и цинизма в них. Пьеса воспоминаний — самосуд героя. Группировка действующих лиц в пьесе Вампилова и романе Лермонтова «Герой нашего времени». Сходство и отличие Зилова и Печорина. Олег Даль — исполнитель обеих ролей. Экранизация пьес Вампилова.
      Теория литературы. Время действия в пьесе.
      Повторение. М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов.
      Внеклассное чтение. А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске».

      И. А. Бродский 2 (5) ч.
      Последний из значительных поэтов XX в. — И. А. Бродский, творчество которого — итог сомнений, рожденных его временем, и надежд, подсказанных иными пластами культуры, прежде всего античными мифами и Библией. Чтение учениками вступительной статьи учебника и главы «Выбор юности» и обсуждение вопросов, возникших при чтении. Анализ стихотворения «Пилигримы» по вопросам, предложенным в учебнике (с. 375). Групповая работа: «Ленинград в поэзии И. Бродского». Домашнее задание: одно из сопоставлений стихотворений Пушкина и Бродского по выбору ученика: «Вновь я посетил...» и «От окраины к центру», «Что в имени тебе моем?» и «Настеньке Томашевской в Крым», «Я вас любил. Любовь еще, быть может...» и «Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль)».
      Следующий урок может быть посвящен сопоставлению стихотворений Бродского о России и зарубежных странах (Америка, Италия). Ироническое отношение Бродского к современности и попытка погружения в эпохи, где жизнь человека была значительна. Стихотворения «Июль. Сенокос» и «Сонет» (1962) и «Пьяцца Маттеи». Групповая работа: конкурс на лучшую интерпретацию стихотворения «Дидона и Эней» по вопросам, данным в учебнике (с. 397—398).
      В профильной школе к этой работе добавляется исследование «Мотив Рождества Христова в поэзии Бродского», где ученикам предлагается сравнить стихотворения, которые поэт в Рождество писал неустанно, как Пушкин в ежегодные лицейские годовщины. Нарастание трагизма в этом мотиве у Бродского столь же неуклонно, как у Пушкина.
      В профильных же классах на последнем уроке обсуждаются стихотворения Бродского, связанные с античностью и представленные в учебнике. Проблемный вопрос урока: «Почему античный мир привлекает внимание Бродского?»
      Внеклассное чтение. Проза Бродского (нобелевская лекция «Фондаменте деи инкурабиле» («Набережная неизлечимых»).
      Творческая работа. Рецензия на один из сборников И. Бродского (например, «Осенний крик ястреба»).

      Литература последнего десятилетия — 3 (4) ч.
      Урок 1. Грустные сатиры М. Жванецкого
      «Как правило, о человеке можно судить по тому, над чем он смеется» (У. Мизнер). О природе комического. Комическое в жизни и в искусстве. Модификации смеха от Гоголя до Булгакова. Размышления учащихся о функции смеха в русской литературе и в русской действительности. Политические и бытовые портреты русской действительности 60—90-х гг. XX в. Попытка самостоятельного определения учащимися политической и художественной доминанты каждого из десятилетий (опираясь на изученные произведения, знания по истории, собственный жизненный опыт, а также на рассказы близких старшего поколения).
      «Смешно я никогда не писал, а грустно, что и вызывало смех». Михаил Жванецкий — писатель, имеющий «привычку к смеху вокруг себя», «говорящий» для тех, кто если «открыто» и не поддерживал, то «в душе присоединялся».
      «...Талант — это очень просто, это переживать за других» (М. Жванецкий). Сатирическая проекция действительности второй половины XX в. в творчестве Михаила Жванецкого, когда «говорили одно, думали другое, пели третье». «Человек вообще не знает, как он живет, пока не узнает от других»: портрет времени в сатирах Жванецкого (60—90-е гг.). Работа учащихся по группам: самостоятельное прочтение и осмысление сатирических зарисовок писателя. Пульс времени, черты быта и идеологии, предметы сатирического изображения. Подбор афоризмов и цитат, определяющих «сатирическую доминанту» каждого десятилетия: 1) 60-е гг. — «Снизим растущие потребности!», «Поменьше юмору, граждане!», «В век техники», «Берегите бюрократов», «Монолог искреннего человека», «Дефицит», «Сосредоточенные размышления», «Искрим, ребята» и др.; 2) 70-е гг. — «Какое-то напутствие из 70-х», «Колебаний у меня нет», «Гражданское мужество», «Собрание на ликероводочном заводе», «Что с нашим человеком?», «Наша!», «XX век», «Не выделяться», «Кому как, а нам нравится», «Как жить, чтобы жить...» и др.; 3) 80-е гг. — «Как я пишу?..», «Писательское счастье», «Куда ходит наш человек?», «Что делать?», «Страна ученых», «Давайте разберемся», «Браво, сатира!», «Наш человек лучше всех», «Суть нашей жизни», «Государство и народ», «Великая страна», «Мусоропровод», «Так жить нельзя», «Гласность — главное», «Это было бы немыслимо даже два года назад», «Добро и зло», «В партии», «Л-и-ч-н-о-с-т-ь» и др.; 4) 90-е гг. — «Человек», «Там хорошо, где нас нет», «Бояться не надо», «Родина, страна, держава», «Колебания», «Эмигрант», «Этнические конфликты», «Комплекс неполноценности», «Автопортрет-96», «Новости», «Страна талантов», «Причины родину любить», «Ума не приложу», «О нас», «Молитва» и др.
      Образ автора в произведении. Смена тем, интонаций, ритма, движение авторской мысли в развитии творчества писателя. Временное и вечное в сатирах Жванецкого. Своеобразие стиля писателя, «работающего в мелком жанре, рассчитанном на хохот в конце». Нарастание лирического начала в сатирах Жванецкого конца 90-х гг. «Нежный юмор» и человеческая теплота в созданных им портретах современников («Леониду Осиповичу Утесову», «Гердту», «Окуджаве снова...»). Прочтение и истолкование понравившихся афоризмов.
      Литературное творчество. Сочинение по афоризму М. Жванецкого («Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу»; «То, что умные сегодня не нужны нам, это факт. Хуже, если мы им не понадобимся»; «Наша страна — родина талантов, но наша родина — их кладбище»; «Что такое писательская жизнь? Ни одной мысли вслух. Что такое писательская смерть? Выход в свет» и др. по выбору учащихся).
      Теория литературы. Жанр сатиры в современном искусстве.
      Самостоятельное чтение. Сатиры М. Жванецкого (по выбору учащихся).
      Литературное творчество. Сочинение сатирического рассказа на современную тему или придумывание афоризмов в стиле М. Жванецкого.

      Урок 2. Сердечные повести В. Токаревой
      Виктория Токарева — «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо» (Ф. Феллини). Страницы творческой биографии: музыка и кинематограф в жизни писательницы, выход первого рассказа «День без вранья» (1964). Книги Виктории Токаревой: «Летающие качели», «Лошади с крыльями», «Лиловый костюм», «Коррида». Верность «сердечной теме» в творчестве Токаревой, понимание автором бытия как жизни сердца, восприятие мира с «романтической надеждой» (В. Токарева).
      «...Как все же прекрасно жить на этом свете, Несмотря ни на что» (из повести «Неромантический человек»). Беседа с учащимися по прочитанным повестям и рассказам: «Ехал Грека», «Неромантичный человек», «Звезда в тумане», «На черта нам чужие» и др. Тема человеческих чувств в произведениях Токаревой, пространство любви, спасающее ее героев от пошлости, обыденности жизни, нравственная незамутненность авторской позиции, музыка на страницах произведений. Поиски учащимися ведущих лейтмотивов в произведениях писательницы, размышления над понравившимися цитатами. Сердечный оптимизм, любовь к человеку и «романтическая надежда» в произведениях Токаревой.
      Новеллистичность сюжетов, ирония и самоирония, добрый юмор, выразительность авторской интонации, легкость синтаксических конструкций, простота слога, открытость финалов как характерные черты стиля писательницы. Размышления учащихся над вопросами: «В чем причина творческого успеха В. Токаревой в столь разные по политической окраске времена? Что отличает произведения В. Токаревой от другой современной „женской прозы“?»
      Теория литературы. Стиль писателя.
      Самостоятельное чтение. Пьеса «Фантазия-экспромт».

      Урок 3. Детективные фантазии Б. Акунина («Азазель», «Чайка»)
      Детектив, как жанр в мировой и русской литературе. Литературный проект Б. Акунина и разгадка авторства его столь популярных произведений. Своеобразие художественного мира: специфика художественного вымысла, привлечение исторического контекста эпохи XIX столетия, интертекстуальность, технологичность разработки сюжета, свободное, но не вольное обращение с классикой, ироничность повествования. Обсуждение учащимися романа «Азазель». Образ главного героя Фандорина. Традиции английского детектива, литературные реминисценции, юмор и ирония в романе, образ рассказчика.
      «Чайка» Б. Акунина как современная интерпретация чеховского сюжета в жанре детектива. Кинематографичность повествования, напоминающая смену картин в немом кино, пародийность сюжета, смысл предлагаемых читателю разоблачительных версий, авторская позиция в произведении.
      Читательское восприятие акунинских детективов: с одной стороны, «знакомость», «домашность», «уютность» чтения, с другой — интеллектуальное удовольствие, реализация «сердечной потребности» в «благородном герое». «Интеллектуальное» («головное») и «сердечное» в романах Б. Акунина. Традиции и новаторство в детективных фантазиях писателя.
      Теория литературы. Детектив как литературный жанр.
      Самостоятельное чтение. Детективы Б. Акунина (по выбору учащихся).
      Литературное творчество. Придумывание сюжета для детектива в стиле Б. Акунина.

      Урок 4. По страницам журналов
      Культурная атмосфера конца рубежа веков. Смена идеологических парадигм. Свобода творчества. Возвращение огромного пласта русской культуры: литература андеграунда и русского зарубежья. Эстетические искания современной русской литературы. «Элитарная» и «массовая» культура. Сложность и невозможность единой кодировки творчества писателей, творческая индивидуальность художника как принцип классификации в современном литературном процессе. Сообщения учащихся о публикациях в журналах «Новый мир», «Звезда», «Дружба народов», «Литературное обозрение» и др.
      Обзор произведений хрестоматии «Русская проза конца XX столетия» (сост. С. И. Тимина, комментарий и задания М. А. Черняк; «Академия», 2002). Обсуждение предложенных рубрик: «Антиутопия конца XX века», «Негатив положительного героя», «Женщины в игре без правил», «„Петербургский текст“ конца столетия», «Коррида: продано 500 000 экземпляров», «Новый сладостный стиль», «Мир как текст. Гипертекстовая субкультура», «Веселье Руси». Обмен читательскими впечатлениями. Темы, язык и стиль произведений. Поиски нового героя в литературе. Современная поэзия. Традиции и новаторство. Сопоставление литературных ситуаций конца XIX — начала XX в. и нынешнего рубежа столетий.
      Теория литературы. Модернизм в литературе.
      Самостоятельное чтение. Произведения современных писателей (по выбору учащихся).
      Литературное творчество. Рецензия на одно из произведений современной литературы.
      Литература народов России...

      Дж. Сэлинджер — 1 (2) ч.
      Урок 1. Американская литература второй половины XX в. в поисках подлинных ценностей жизни
      Глубокая психологичность прозы, обусловленная неустойчивым ощущением человека в потоке технократического века. Отличие от литературы предшествующего столетия в невозможности найти характерного героя времени. Чувство одиночества, преобладающее над всеми другими свойствами души героев произведений. Основные художественные приемы — внутренний монолог, диалог двух начал в человеке, поток сознания, диалог, в основе которого — непроизнесенные слова. Общая для разных писателей тоска по гармонии, выливающаяся в лирико-фатальный настрой литературы XX в. Тень мрачной действительности, найденная Бернардом Шоу еще в начале XX в. («Дом, где разбиваются сердца»), падающая на различные авторские сознания.

      Урок 2. «Над пропастью во ржи»
      Проблема самоопределения человека, границ его свободы, помолодевшая в XX в. по сравнению с XIX. Неприкаянность подростков. Поиски осуществления мечты в литературе о подростках. Поиск подростками точки опоры в непонятном им мире. Доминанта человечности как единственный для подростков критерий по отношению к миру взрослых. Школьная тема, ставшая общей проблематикой: фильмы «Доживем до понедельника», «Чучело». Трагедия подростка, не менее значимая, чем процесс переосмысления жизни привычного взрослого героя взрослой литературы. Чем повести Сэлинджера и Кауфман отличаются от кинофильмов «Доживем до понедельника» и «Чучело»? Размышления о смысле и символичности названий. Беззащитность детства в XX столетии. Тема любви, закрепившаяся с 50-х гг. на страницах произведений о школьниках, — символ отсутствия уверенности в себе.
      Чтение фрагментов романа «Над пропастью во ржи». Почему Холден везде чувствует себя чужим? Как в его сознании умещается внимание к людям и страх перед ними? Почему он мечтает «стеречь ребят над пропастью во ржи»? Каким предстает мир в глазах Холдена?
      Анализ фрагментов романа (по выбору учителя), в которых подросток оказывается в конфликтной ситуации. Чтение диалогов. Почему при внешней простоте, даже сленговости речи персонажей-подростков читатель ощущает их одиночество и беззащитность? Общая проблема непонимания, ставшая завязкой сюжета романа.
      Контрольная работа к разделу IV. Прочтите рассказ А. Солженицына «Случай на станции Кречетовка» (возможен авторский вариант названия рассказа: «Случай на станции Кочетовка». — Прим. сост.) и ответьте на вопросы:
      1. Какие чувства вызывает у вас главный герой рассказа лейтенант Зотов и менялось ли ваше отношение к нему по ходу чтения?
      2. Как вы представляете себе различия во внешнем облике Зотова, когда он вместе с Полиной читает свежие газеты и когда он пишет донесение в оперативный пункт НКВД?
      3. Почему Зотов не понимает смысла реплик старика Кордубайло в разговоре о самоуправстве окруженцев?
      4. В чем различия и сходство отношений Зотова и Твиритинова к происходящему в стране до войны и во время нее?
      5. Что явилось причиной задержания Твиритинова для Зотова и для Солженицына? Какой смысл вкладывает в выделенные разрядкой слова — «этого не исправишь» — Твиритинов, какой — Зотов, вспоминая случившееся через много лет, и какой — Солженицын?
      6. Какие качества отличают Зотова? Почему именно такого человека А. Солженицын сделал героем своего рассказа?
      7. Что роднит и что отличает людей одного поколения: Зотова из рассказа А. Солженицына, Сотникова из одноименной повести В. Быкова и Керженцева из повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»?
      8. Какой «диагноз» поставил советскому человеку и советскому обществу А. Солженицын в своем рассказе?
      9. Как вы понимаете смысл фразы: «Любимый праздник в году (имеется в виду годовщина Великой Октябрьской революции, 7 ноября. — Прим. сост.) радостный, наперекор природе, а в этот раз — рвущий душу»? Почему А. Солженицын оформляет ее не как внутренний монолог героя, а включает без кавычек в речь автора?
      10. Прочитав этот рассказ, какой смысл вы вкладываете в эпитет, которым часто «изобличали» А. Солженицына, — антисоветчик?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Наука, религия, философия и искусство как пути к истине и гармонии — 3 ч.
      Религия и искусство. Нравственное влияние на личность как цель, объединяющая эти виды общественного сознания. Различные способы приобщения человека к нравственности: повеление и притяжение. Сообщения учеников: влияние религиозных идеалов на литературу (А. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...», «Мадона», «Отцы-пустынники и жены непорочны...» и др.; Л. Толстой. «Смерть Ивана Ильича»; Ф. Достоевский. «Идиот»; А. Чехов. «Студент»). Разрыв искусства XX в. с религией, отказ от нравственной проповеди и потеря катарсиса (В. Ерофеев. «Василий Розанов глазами эксцентрика»). Использование Церковью эстетической силы искусства (наблюдения учеников).
      Философия и искусство как попытки понять и объяснить мир. Влияние философии на мироотношение художника. Доклады учеников: немецкие философы начала XIX в. и русские романтики; А. Шопенгауэр и А. Фет и др.
      Тяготение искусства к философичности и абстрактным формам отражения жизни (символизм, футуризм). Усиление личностного, субъективного начал философских трудов и сближение философии и литературы в стремлении дать индивидуальную картину мира (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.).
      Наука и искусство в стремлении изменить мир. Рационализм и последовательные шаги научного познания и воздействия на жизнь и мечта искусства о мгновенном преображении человека и мира.
      Соотношение образных и понятийных начал в литературе XIX—XX вв. Аналитичность сознания художников XX в. и дерзкая индивидуализация образов, разрыв последовательного, объяснительного диалога с читателем (А. Пушкин. «Я вас любил»; И. Бродский. Шестой сонет из «Двадцати сонетов к Марии Стюарт», «Развивая Крылова»). Влияние научной мысли на эстетические формы искусства. Теория относительности Эйнштейна и изменение хронотопа литературных произведений в XX в.
      Размышления над тем, почему, по словам Эйнштейна, романы Достоевского дали ему больше, чем труды многих физиков. Дискуссия в классе: «Прозрения искусства, опередившие открытия науки».

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>