Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


И. А. ГОНЧАРОВ

      В литературном процессе 2-й половины ХIХ века И. А. Гончаров и его творчество занимают особое место. Вошедший в литературу в бурную эпоху 60-х годов, он был абсолютно нетипичен. Писатель с подозрением и недоверием относится к переменам, начавшимся в это время. Его глубоко волновали нравственные потери в стране, связанные с ломкой вековых устоев патриархальной России. Старая Россия привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям. Видя недостатки патриархальной России, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, художник приходит к выводу, что главное в жизни — это ее устойчивость перед всеми общественными потрясениями. И основная задача писателя заключается в фиксаций устойчивых форм жизни, в создании устойчивых типов.
      За свою долгую жизнь И. А. Гончаров написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее десяти лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), исследуя один и тот же конфликт — конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
      Самый известный роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в «Отечественных записках» за 1859 год, т. е. накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа — Обломова. Источником для написания романа послужили наблюдения писателя над жизнью собственной семьи и нравами родного Симбирска.
      Роман И. А. Гончарова ввел в русскую литературу новое понятие — «обломовщина», связанное с именем главного героя, которого называют последним в галерее «лишних» людей. В своих воспоминаниях И. А. Гончаров говорил: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“.
      При анализе романа «Обломов» следует обратить внимание учащихся на понятие «обломовщина», на неоднозначность отношения автора и к своему главному герою, и к деятельному Штольцу, и на споры критиков по поводу романа и его главного героя (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов»).
      На уроках литературы нет возможности достаточно полно познакомиться с жизненным и творческим путем И. А. Гончарова, поэтому касаемся лишь самых важных вопросов, вынося менее важный круг проблем для самостоятельной работы учащихся.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА

Тема первая
Основные этапы жизни и творчества

      Родился 6 (18) июня 1812 г. в купеческой семье в Симбирске.
      1831 г. — поступил на словесное отделение Московского университета.
      1834 г. — окончил Московский университет.
      1835 г. — начало службы в Петербурге.
      1846 г. — знакомство с Белинским.
      1847 г. — роман «Обыкновенная история».
      1852—1854 гг. — кругосветное плавание на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции.
      1858 г. — путевые очерки «Фрегат „Паллада“».
      1859 г. — роман «Обломов».
      1869 г. — роман «Обрыв».
      1872 г. — статья «Мильон терзаний» («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
      Умер 15 (27) сентября 1891 г. в Петербурге.
      Вопросы:
      1. Каковы основные черты характера И. А. Гончарова?
      2. Как впечатления детства повлияли на творчество И. А. Гончарова?
      3. Какие романы принадлежат перу И. А. Гончарова? В чем их основной конфликт?
      4. В чем особенности Гончарова-писателя?
      5. Какие впечатления вынес И. А. Гончаров из кругосветного путешествия? Как они отразились на его дальнейшем творчестве?
      6. Какая знаменитая критическая статья принадлежит И. А. Гончарову? О чем она?
      Задания:
      1. Составьте развернутый план ответа: «Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова».
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. А. Гончарова?».
      3. Составьте конспект статей учебника: «О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова», «Цикл очерков „Фрегат „Паллада“».

Тема вторая
Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина»

Основные вопросы:

      I. Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе и истории, но не сумевшего найти правильный путь.
      II. Жизненные основы романа.
      III. Влияние гоголевской традиции в романе.
      IV. Проблематика романа. Основной конфликт.
      V. Образ главного героя:
      1. Основные черты характера.
      2. Формирование характера. Детство Обломова.
      3. День Обломова.
      4. Роль деталей в обрисовке образа главного героя.
      5. Жизненные идеалы Обломова.
      VI. Отношение автора к своему герою.
      VII. Что такое «обломовщина»?
      VIII. Художественное своеобразие романа.
      Вопросы:
      1. Какова главная тема романа?
      2. Какие проблемы поднимает И. А. Гончаров в романе?
      3. Почему Н. А. Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина» ?
      4. Как гоголевская традиция сказалась в романе «Обломов»?
      5. В чем основной конфликт романа?
      6. Какими художественными средствами пользуется И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?
      7. Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
      8. Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя — сочувствие или ирония?
      9. В чем состоит художественное своеобразие романа?
      10. Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
      11. Кого из героев предшествующей литературы можно сопоставить с Обломовым?
      Задания:
      1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».
      2. Составьте развернутый план ответа: «День Обломова».
      3. Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. О чем это говорит?

Тема третья
Роль второстепенных персонажей в романе.
Роман «Обломов» в русской критике

Основные вопросы:

      I. Кто такой Штольц?
      1. Деятельность Штольца, его идейная позиция.
      2. Отношение автора к Штольцу.
      3. Штольц — антипод Обломова или его двойник?
      II. Захар и Обломов. Обломовские черты в Захаре.
      III. Ольга Ильинская:
      1. Характер и идеалы Ольги.
      2. Почему Ольга полюбила Обломова?
      3. Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?
      IV. Роман «Обломов» в русской критике:
      1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
      2. А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова».
      3. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
      4. А. А. Григорьев. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина».
      Вопросы:
      1. Почему И. А. Гончаров считал, что образ Андрея Штольца ему не удался?
      2. Почему в романе не показана деятельность Штольца?
      3. Можно ли Штольца считать положительным героем романа?
      4. Какие черты сближают Штольца с Обломовым?
      5. Что общего между Захаром и Обломовым?
      6. Как образы Штольца и Захара выявляют характер Обломова?
      7. За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?
      8. Почему Ольга не удовлетворена жизнью со Штольцем?
      9. Кого, по вашему мнению, можно считать положительным персонажем романа?
      10. В чем суть разногласий Добролюбова, Писарева и Дружинина в оценке романа «Обломов»?
      Задания:
      1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

 

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

 

 

 

Различия

 

 

 

      2. Составьте цитатный план статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Портрет Ольги Ильинской».

Итоговые работы:

      В качестве итоговой работы по творчеству И. А. Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это „ядовитое“ слово „обломовщина“», «Есть ли сатира в романе „Обломов“»?», «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов — общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «„Старое“ и „новое“ в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
      Изучение творчества И. А. Гончарова можно завершить анализом (в классе) различных отрывков из романа. Отрывки могут быть выбраны учащимися самостоятельно или получены по билетам.
      Какие отрывки для анализа могут быть предложены учащимся: «Утро Обломова», «Последнее свидание Обломова и Ольги Ильинской», «Прощание Андрея Штольца с отцом», «Письмо Обломова к Ольге», «Поездки к Пшеницыной ( I ч., III ч.)»?
      Для того чтобы оценить знание учащимися текста романа и критических статей, посвященных ему, можно предложить такие вопросы для тестирования:
      I. Кому из персонажей романа принадлежат следующие высказывания?
      1.  «Чем же я виноват, что клопы на свете есть?»
      2. «Чтоб я писать стал! Я и в должности третий день не пишу: как сяду, так слеза из левого глаза и начинает бить...»
      3. «...Я думаю все крепкую думу, чтоб крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном суде, а молились бы да помнили меня добром».
      4. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое».
      5. «Ваше люблю есть не настоящая любовь, а будущая».
      6. «...Нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков...»
      7. «...Жизнь — обязанность, долг, следовательно, любовь — тоже долг».
      8. «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
      9. «Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко!»
      10. «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни...»
      II. Кому из критиков принадлежат следующие высказывания?
      1. «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий».
      2. «Все обломовцы любят унижать себя; но это они делают с той целью, чтобы иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, перед кем они себя ругают...»
      3. «...Он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».
      4. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, — и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко».
      5. «На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».
      6. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни...»
      7. «Высшие стремления его ума и сердца, пробужденные образованием, не замерли, человеческие чувства, вложенные природою в его мягкую душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились во всей своей первобытной чистоте».
      8. «Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, — это для нас остается тайной».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>