Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


А. Н. ОСТРОВСКИЙ

      Чтобы проникнуть в мир пьес А. Н. Островского, следует познакомить учащихся с пьесами различных жанров и тематики. Для этого необходимо подробно проанализировать трагедию «Гроза», которую можно назвать вершиной зрелого творчества драматурга, коснуться позднего творчества писателя, познакомившись с психологической драмой «Бесприданница», которая наряду с «Грозой» занимает одно из центральных мест в творчестве А. Н. Островского. Начать же разговор о творчестве драматурга лучше всего с пьесы, которая принесла ему первый литературный успех. Речь идет о комедии «Свои люди — сочтемся». Таким образом, мы прослеживаем творческий путь драматурга в разные периоды его творчества. Пьесой «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островский выводит на русскую сцену новый социальный тип, еще неизвестный в русской драматургии. Это купец-самодур. Комедия носит резко обличительный, в духе гоголевской традиции, характер и относится к раннему периоду творчества А. Н. Островского, когда тот только искал свой путь в литературе.
      Трагедия «Гроза» написана в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов. В этой пьесе А. Н. Островский также во многом является первооткрывателем. Во-первых, он показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом.
      Психологическая драма «Бесприданница» написана уже в пореформенный период, когда в жизнь вошли новые общественные явления. Уходит в прошлое мир «Грозы», мир патриархальных нравов, домостроя и самодуров, на пороге стоит мир чистогана, мир холодных дельцов, в котором все продается и покупается.
      Драматургическая деятельность А. Н. Островского, продолжавшаяся более сорока лет, заложила основы русского национального театра. И. А. Гончаров в своем письме Островскому говорит: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр“. Он по справедливости должен называться: „Театр Островского“».
      Особенностью таланта А. Н. Островского является сочетание в нем дарований литератора и театрального деятеля. Он не только создал русский национальный репертуар, но и сформировал нового актера. В театре Островского особое внимание уделяется тексту, в котором заложено все. На основе драматургии А. Н. Островского сложилась школа Малого театра.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО

Вводная тема

Основные вопросы:

      1. А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Малый театр.
      2. Место А. Н. Островского в литературной и идейной борьбе ХIХ века.
      3. Общественная деятельность А. Н. Островского.
      4. А. Н. Островский — «Колумб Замоскворечья».
      Вопросы:
      1. Почему именно А. Н. Островскому принадлежит заслуга создания русского национального театра?
      2. Почему Малый театр называют «Домом Островского»?
      3. В чем отличительная особенность драматургии А. Н. Островского?
      4. Какие требования предъявлял А. Н. Островский к пьесам?
      5. Какова позиция А. Н. Островского в идейной борьбе времени?
      6. В чем заключалась общественная деятельность А. Н. Островского?
      Задания:
      1. Напишите доклады: «А. Н. Островский и Малый театр», «Общественная деятельность А. Н. Островского».
      2. Составьте план развернутого ответа: «Театр Островского».

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Замоскворечье, в семье чиновника, имевшего частную юридическую практику в купеческой среде.
      1840 г. — закончил Первую Московскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета.
      1842 г. — уходит из университета, не закончив обучения.
      1843—1845 гг. — служба сначала в Московском совестном суде, а затем в Московском коммерческом суде.
      1847—1851 гг. — ранний период творчества. Поиски пути. Влияние «натуральной» школы. Пьесы «Свои люди — сочтемся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами», «Утро молодого человека».
      1852—1854 гг. — «москвитянинский период». Сотрудничество с журналом «Москвитянин». Славянофильские настроения. Пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
      1855—1860 гг. — предреформенный период. Сближение с журналом «Современник» и революционерами-демократами. Пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
      1859 г. — основатель и активный участник «Литературного фонда».
      1861—1886 гг. — пореформенный период. Сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Исторические пьесы «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода», «Козьма Захарыч Минин-Сухорук». Психологические драмы «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», пьеса-сказка «Снегурочка».
      1865 г. — инициатор создания «Артистического кружка».
      1874 г. — инициатор издания «Общества русских драматургических писателей и оперных композиторов».
      1886 г. — смерть А. Н. Островского.
      Вопросы:
      1. Какое влияние оказали детские и юношеские годы на формирование взглядов писателя?
      2. Какие впечатления вынес А. Н. Островский от службы в московских судах?
      3. Какую пьесу можно назвать началом творческого пути драматурга?
      4. На какие периоды можно разделить творчество А. Н. Островского?
      5. Как менялись взгляды А. Н. Островского на протяжении его творческого пути?
      6. Каковы жанры пьес А. Н. Островского? Приведите примеры.
      7. Какие пьесы А. Н. Островского можно назвать вершиной его художественного творчества?
      8. В какой пьесе А. Н. Островский обращается к жанру сказки? Почему?
      Задания:
      1. Подготовьте доклад «Основные этапы творческого пути А. Н. Островского».
      2. Напишите заметку в газету «Своеобразие пьес А. Н. Островского».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе А. Н. Островского?».

Тема вторая
Комедия «Свои люди — сочтемся»

Основные вопросы:

      1. Первый литературный успех. Начало творческого пути.
      2. Комедия «гоголевского направления».
      3. Новый мир, новый герой.
      4. Знакомство с сюжетом комедии.
      5. Знакомство с персонажами комедии.
      6. Опровержение названия комедии в ходе развития сюжета. Обличительная сатира превращается в трагедию.
      7. Нравственные проблемы комедии. Система ценностей купеческого мира.
      8. Закладывание основ поэтики А. Н. Островского. «Типы Островского».
      9. Н. А. Добролюбов о комедии. («Темное царство».)
      Вопросы:
      1. Почему комедия «Свои люди — сочтемся» имела шумный успех?
      2. Какой новый социально-психологический тип ввел в русскую литературу А. Н. Островский?
      3. В чем жизненная основа комедии?
      4. Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?
      5. Какие приемы классицизма использованы в комедии?
      6. Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?
      7. Отражает ли название комедии сущность ее основного конфликта?
      8. Какие нравственные проблемы поднимает А. Н. Островский в комедии?
      9. Как вы понимаете выражение «типы Островского»?
      10. Каково мнение Н. А. Добролюбова о комедии? В какой статье он его излагает?
      Задания:
      1. Составьте план статей учебника: «Начало творческого пути...», «Добролюбов о комедии...».
      2. Напишите рецензию на комедию «Свои люди — сочтемся» с точки зрения критика эпохи А. Н. Островского и с точки зрения современного критика (на выбор).

Тема третья
Драма «Гроза». Творческая история. Идейно-художественное своеобразие

Основные вопросы:

      I. Творческая история «Грозы».
      II. Смысл названия.
      III. Драма «Гроза»  — кризис патриархального мира.
      IV. Особенности композиции:
      1. Экспозиция.
      2. Завязка.
      3. Кульминация (2 кульминации).
      4. Развязка.
      V. Суть основного конфликта. Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
      VI. Художественное своеобразие «Грозы»:
      1. Система сопоставлений и противопоставлений характеров в пьесе.
      2. Речевая характеристика персонажей. Диалог и монолог.
      3. Роль портрета и пейзажа.
      4. Роль массовых сцен.
      5. Национальный колорит. Использование элементов фольклора.
      VII. Вопрос о жанре «Грозы» (трагедия, комедия, драма).
      Вопросы:
      1. Какие жизненные впечатления А. Н. Островского легли в основу «Грозы»?
      2. В чем смысл названия пьесы?
      3. Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?
      4. Какова композиция пьесы?
      5. В чем суть ее основного конфликта?
      6. В чем вы видите новаторство А. Н. Островского в пьесе «Гроза»?
      7. Какие художественные детали помогают раскрытию характеров персонажей?
      8. В чем смысл сопоставлений Катерины с другими персонажами пьесы?
      9. В чем состоит национальный колорит пьесы?
      10. Каков жанр пьесы «Гроза»?
      Задания:
      1. Подготовьте пересказ статьи учебника «Творческая история „Грозы“».
      2. Найдите в речи персонажей пьесы фольклорные элементы.
      3. Найдите характерные слова и выражения в речи Катерины и Кабанихи. Как они раскрывают их характеры?
      4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Пейзаж города Калинова».
      5. Выделите в пьесе элементы композиции. Определите их границы.

Тема четвертая
Город Калинов и его обитатели

Основные вопросы:

      I.  «Темное царство» купеческого Калинова:
      1. Зависимость от патриархального мира.
      2. Мертвая замкнутость жизни в городе. Отгороженность от живой жизни.
      3. Несамостоятельность, неразвитость мышления жителей города.
      4. Дикие нравы жителей города: самодурство одних и притворная покорность других.
      II. Обитатели города Калинова:
      1. Кабанова и Дикой.
      2. Варвара и Кудряш.
      3. Тихон и Борис.
      4. Кулигин.
      5. Странники.
      III. Город Калинов и его обитатели — острая сатира на купечество.
      Вопросы:
      1. Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?
      2. Искренни ли в своей покорности самодурству жители города?
      3. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?
      4. Каковы основные черты «темного царства»?
      5. Каково отношение Варвары и Кудряша к «темному царству»?
      6. Каково отношение Кулигина к «темному царству»? Способен ли он на великие свершения?
      7. Какова роль странников в пьесе?
      8. В чем сходство и различия характеров Тихона и Бориса? Как они относятся к Катерине?
      9. В чем сходство и различия характеров Кабанихи и Дикого?
      Задания:
      1. Подготовьте доклад на тему «Город Калинов и его обитатели».
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Кулигин — просветитель или юродивый?», «Портрет Кабанихи».
      3. Найдите в тексте пьесы ключевые слова, характеризующие дикого, Кабаниху, Бориса, Тихона, Варвару, Кудряша.

Тема пятая
Образ Катерины в драме «Гроза». Тема суда

Основные вопросы:

      I. Катерина — героиня из народной среды:
      1. Цельность характера, гармония души.
      2. Высокие нравственные ориентиры, сформированные особой атмосферой родительского дома.
      3. Стремление к свободе.
      II. Конфликт Катерины с «темным царством»:
      1. Гнетущая атмосфера дома Кабановых.
      2. Стремление к любви и счастью и непонимание окружающих.
      3. Поиски выхода. Любовь к Борису.
      III. Тема суда:
      1. Суд калиновцев над Катериной (внешний суд).
      2. Суд Катерины над собой (внутренний суд).
      IV. Смерть Катерины— гибель или освобождение?
      1. Противоречивость натуры Катерины.
      2. Невозможность сосуществования с «темным царством».
      3.  Смысл покаяния Катерины.
      4. Нравственная победа Катерины.
      V. Художественные средства создания образа Катерины:
      1. Фольклорные традиции.
      2. Церковные образы в народном понимании.
      3. Речевая характеристика.
      VI. Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев об образе Катерины («Луч света в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»).
      Вопросы:
      1. Почему Катерину можно назвать героиней из народной среды?
      2. В чем сущность ее конфликта с «темным царством»?
      3. Почему Катерина не могла жить по законам «темного царства»?
      4. В чем истоки характера Катерины?
      5. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
      6. Достоин ли Борис любви Катерины?
      7. Как решается тема суда в пьесе?
      8. Смерть Катерины — победа или поражение? Почему?
      9. При помощи каких художественных средств создается образ Катерины?
      10. В чем сущность трагедии Катерины?
      11. В чем сущность разногласий Добролюбова и Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?
      Задания:
      1. Составьте развернутый план ответа на вопросы: «Как Добролюбов и Писарев оценивают образ Катерины?», «Какой была жизнь Катерины в родительском доме?».
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему для Катерины самоубийство — единственный выход?».
      3. Выпишите из текста пьесы наиболее характерные для Катерины слова и выражения. О чем они говорят?
      4. Найдите в тексте слова Катерины, раскрывающие сущность ее характера.

Тема шестая
Драма «Бесприданница»

Основные вопросы:

      I. Жанр драмы в творчестве А. Н. Островского:
      1. Условия появления жанра драмы.
      2. «Безгеройность» драмы Островского.
      3. Центрообразующее ядро драмы  — судьба женщины.
      II. «Бесприданница»  — лучшая психологическая драма А. Н. Островского:
      1. «Бесприданница» в сопоставлении с «Грозой».
      2. Проблематика и основной конфликт драмы.
      3. Образ Ларисы Огудаловой.
      4. Финал драмы.
      III. Пьесы А. Н. Островского — живой репертуар современного театра.
      Вопросы:
      1. В чем особенности жанра драмы в творчестве А. Н. Островского?
      2. Почему драму «Бесприданница» сравнивают с «Грозой»? В чем сходство и различия этих пьес?
      3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме?
      4. В чем суть основного конфликта драмы?
      5. Каковы основные черты характера Ларисы?
      6. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?
      7. Чем могли привлечь Ларису Паратов и Карандышев?
      8. Почему Лариса умирает в атмосфере праздника?
      9. Почему, по вашему мнению, пьесы Островского не теряют своей актуальности в наши дни?
      Задания:
      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Выстрел Карандышева — милосердие или расплата?», «Лариса Огудалова и Катерина Кабанова».
      2. Подготовьте доклады: «Жанр драмы в творчестве Островского», «Женские образы в творчестве Островского».
      3. Составьте развернутый план ответа: «В чем заключается драма Ларисы Огудаловой?»

Итоговые работы:

      После изучения творчества А. Н. Островского необходимо написать большое сочинение (классное или домашнее), провести тестирование или зачет, на котором в качестве практической части можно предложить определение принадлежности текста к трем изученным пьесам: «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Бесприданница». По творчеству Островского также возможно проведение семинара по пьесе «Гроза» или же по всем трем пьесам. В качестве тем семинаров могут быть использованы темы сочинений, а в качестве зачетных вопросов — вопросы к темам.

Примерные темы сочинений:

      Смысл заглавия пьесы «Гроза».
      Сила и слабость характера Катерины.
      Жить не по лжи (по пьесе «Гроза»).
      Катерина как народный характер.
      Тема суда в пьесе «Гроза».
      Драматургическое мастерство А. Н. Островского в пьесе «Гроза».
      Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта пьесы «Гроза».
      Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».
      Быт и нравы «темного царства».
      Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.
      Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского.
      Проблематика и идейная направленность пьесы Островского «Гроза» («Бесприданница»).
      Душевная драма Ларисы Огудаловой.
      Героини пьес А. Н. Островского.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>