Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Художественное мировоззрение Л. Н. Толстого, сложное и противоречивое, изменялось на протяжении его долгой жизни. Начал же Л. Н. Толстой с того, что уже было открыто М. Ю. Лермонтовым. Мысль о том, что изучение души человеческой — задача первостепенной важности, стала главной темой творчества писателя. Он отстаивал глубокую связь внутреннего мира человека с обществом. Причину всех бед Толстой видел в том, что современный человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Люди научились заглушать врожденный голос совести, но он никогда не замолкает совсем, поэтому есть возможность изменить свою жизнь, привести ее в согласие с совестью. Для этого необходима постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей — добра, любви и справедливости. Большое значение в этом смысле Толстой придавал нравственному самосовершенствованию человека.
      Произведения Толстого объединены центральной проблемой — поисками смысла жизни, истинных убеждений. Его персонажи ищут истину не только для себя, но и для всего человечества, т. е. истину абсолютную, поэтому все творчество Толстого проникнуто философичностью. Писателю было важно «воспитать» читателя, заставить его пройти вместе с героями дорогами духовных исканий и найти нравственный идеал, но лишь любимым героям Толстого свойственны идейно-нравственные поиски. Их характер под влиянием напряженной внутренней работы, различных жизненных впечатлений постоянно развивается. Изменение характера идет через ряд психологических стадий. Принцип психологизма — один из важнейших в романах Толстого; центральным его постулатом становится «диалектика души» героя, что означает изображение внутреннего мира героя в постоянном развитии.
      Объяснение важных психологических процессов, переломных моментов в мировоззрении героев Толстой не доверяет своим персонажам. С этим способен справиться только сам автор-повествователь. Во-первых, людям свойственно подсознательное стремление видеть себя лучше, оправдывать свои поступки; во-вторых, ясно и сжато осветить душевное состояние может только сторонний наблюдатель, человек, поднявшийся над борьбой.
      Нелюбимые герои Толстого ничего не ищут, кроме личного благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден, они внутренне статичны. Для Толстого нравственный уровень человека определяется его способностью к внутреннему совершенствованию и духовному развитию.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО

Вводная тема

Основные вопросы:

      1. Место Л. Н. Толстого в русском и мировом литературном процессе. Философско-эстетическая позиция.
      2. Общественно-политическая обстановка в России в 70—90-е гг. ХIХ века.
      3. Изменения в мировоззрении писателя.
      4. Художественный мир романов Л. Н. Толстого (темы, идеи, конфликты). Любимые и нелюбимые герои. «Диалектика души».
      5. Актуальность творчества Л. Н. Толстого. Духовные поиски нравственного идеала.
      Вопросы:
      1. В чем вы видите своеобразие личности и таланта писателя?
      2. Какие события в общественно-политической и личной жизни Л. Н. Толстого повлияли на формирование и изменение его философско-эстетической позиции?
      3. Что такое «диалектика души»?
      4. Каковы любимые и нелюбимые герои Толстого?
      5. Что нового внес Л. Н. Толстой в историю русской и мировой литературы?
      6. Почему произведения Л. Н. Толстого актуальны в наше время?
      Задание:
      Подготовьте сообщения по биографии писателя: «Детство. Отрочество. Юность», «Кавказ и Крымская война», «Общественно-политическая деятельность Л. Н. Толстого», «Религиозно-эстетические взгляды Л. Н. Толстого», «Последние годы жизни».

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.
      1830 г. — смерть матери (во время рождения дочери Марии).
      1837 г., январь — отъезд семейства Толстых в Москву.
      1837 г., июнь — скоропостижная смерть отца.
      1841 г. — смерть тетушки Александры Ильиничны. Переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.
      1844 г. — восточный факультет Казанского университета.
      1845 г. — перевод на юридический факультет Казанского университета.
      1847 г. — покидает университет, не закончив обучения, и уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя серьезному изучению наук.
      1847—1850 гг. — метания Л. Н. Толстого в поисках цели и дела жизни (хозяйственная деятельность в имении, поездки в Москву, в Петербург, сдача экзаменов на юридическом факультете университета), занятия музыкой, школа для крестьянских детей.
      1850 г. — служба в канцелярии Тульского губернского правления.
      1851 г. — вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ, где шла война с горцами.
      1852 г. — повесть «Детство».
      1852—1863 гг. — повесть «Казаки».
      1854 г. — перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
      1854 г. — повесть «Отрочество».
      1854—1855 гг. — участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы». Опубликованы в «Современнике».
      1856 г. — повесть «Утро помещика».
      1857 г. — повесть «Юность».
      1857 г. — заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.
      1857—1859 гг. — увлечение «чистым искусством». «Люцерн», «Альберт», «Три смерти».
      1861 г. — вторая заграничная поездка. Знакомство с А. И. Герценом.
      1859—1862 гг. — увлечение педагогической деятельностью. Открытие в Ясной Поляне и ее окрестностях школ для крестьянских детей.
      1862 г. — женитьба на Софье Андреевне Берс.
      1863—1869 гг. — роман-эпопея «Война и мир».
      1870—1877 гг. — роман «Анна Каренина».
      1879—1882 гг. — «Исповедь». Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого. Переход Л. Н. Толстого на позиции патриархального крестьянства.
      1880—1881 гг. — религиозно-философские сочинения, подвергающие критике принципы учения официальной церкви: «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Соединение и перевод четырех Евангелий».
      1884—1886 гг. — «Смерть Ивана Ильича».
      1886 г. — драма «Власть тьмы».
      1887—1889 гг. — повесть «Крейцерова соната».
      1889—1899 гг. — роман «Воскресение».
      1896—1905 гг. — повесть «Хаджи-Мурат».
      1900 г. — комедия «Плоды просвещения», драма «Живой труп».
      1900—1910 гг. — публицистические статьи Толстого («Не убий», «Не могу молчать» и др.).
      1903 г. — рассказ «После бала».
      1910 г. (ночь с 27 на 28 октября) — уход из Ясной Поляны.
      1910 г. (7 ноября) — смерть Л. Н. Толстого. Похоронен в Ясной Поляне.
      Вопросы:
      1. Как события детских лет отразились в будущем творчестве писателя?
      2. Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?
      3. Что дала Толстому служба на Кавказе?
      4. Как изменились взгляды Толстого во время Крымской войны?
      5. К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?
      6. Какие произведения Толстого отражают его увлечение «чистым искусством»?
      7. В чем суть религиозно-философской программы Толстого?
      8. Каковы причины, побудившие Толстого покинуть Ясную Поляну?
      Задания:
      1. Подготовьте статью для учебника «Драматургия Л. Н. Толстого», статью для энциклопедии «Л. Н. Толстой».
      2. Подготовьте доклад «Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого».

Тема вторая
История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»

Основные вопросы:

      I. История создания романа-эпопеи.
      II. Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи:
      1. Тематика, проблематика, идейная направленность. Особенности психологизма Л. Н. Толстого. Историко-философская позиция.
      2. Смысл названия романа.
      3. Жанровое своеобразие романа. Нравственно-психологический и историко-философский роман-эпопея.
      4. Система образов. В центре — изображение жизни трех семей — Ростовых, Болконских и Курагиных. Любимые и нелюбимые герои.
      5. Своеобразие сюжета и особенности конфликта. (В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии имеется своя завязка. В основе сюжетов — духовные поиски любимых героев.)
      6. Особенности композиции. «Божественная бессмыслица» — важнейший композиционный элемент книги. Развитие действия объединено общей ситуацией кризиса, в которой человек обретает способность остро ощущать главное в жизни.
      7. Особенности речи (внешний и внутренний монолог, «поток сознания», диалог, комментарий автора, сравнения, метафоры, символика, сны, авторские философско-исторические отступления).
      8. Особенности портретной и речевой характеристики.
      III. Место романа-эпопеи в истории русской и мировой литературы.
      Вопросы:
      1. Как в процессе работы изменялся замысел романа?
      2. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?
      3. В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и мира»? Чем книга отличается от известных романов ХIХ века?
      4. Как группируется система образов в романе-эпопее?
      5. Что сам писатель говорил о композиционном строении своей книги?
      6. Каковы особенности языка «Войны и мира»?
      7. Как посредством портретной характеристики Толстой раскрывает психологию героя и его внутренний мир?
      8. Для чего в романе-эпопее нужен эпилог?
      Задание:
      Составьте конспекты статей учебника: «„Война и мир“ как роман-эпопея», «Композиция „Войны и мира“».

АНАЛИЗ ПЕРВОГО ТОМА

Тема третья
Изображение дворянского общества в романе-эпопее. «Мысль семейная»

Основные вопросы:

      1. Первое знакомство с героями в салоне Анны Шерер.
      2. Семья Болконских. Замкнутость. Напряженная духовная жизнь. Абсолютная честность перед собой, ответственность за каждый свой шаг. В семье Болконских прежде всего думают о чести, а потом уже о благополучии, чувства не принято демонстрировать.
      3. Семья Ростовых. Веселье, радушие, открытость, хлебосольство, гостеприимство. Ростовы живут не умом, а сердцем, открыто радуются и плачут, открыто влюбляются и переживают любовные драмы.
      4. Семья Курагиных. Презрение к людям, самоуверенность, самовлюбленность, бездушие. Курагины живут для себя, ради своего удовольствия и благополучия они готовы перешагнуть через честь, совесть, стыд.
      5. Роль деталей как выражение внутренней сущности персонажа.
      6. «Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир». Разные системы нравственных ценностей. Отношение к воспитанию детей. Идеальные семьи романа.
      Вопросы:
      1. Каково авторское отношение к салону Шерер? В чем это выражается?
      2. Чем похожи и не похожи семьи Болконских и Ростовых?
      3. Почему характер Веры резко отличается от характера других детей Ростовых?
      4. Каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных?
      5. Какими деталями подчеркивается бездуховность воспитания детей в семье Курагиных?
      6. Каковы, по мнению Толстого, идеальные семьи? Почему?
      Задания:
      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Наташи Ростовой», «Портрет Андрея Болконского», «Портрет Марьи Волконской», «Андрей и Пьер в салоне Анны Шерер», «В чем смысл жизни семьи Ростовых (Болконских, Курагиных)?», «Почему Анна Шерер и Элен Безухова бездетны?».
      2. Составьте литературную композицию-монтаж: «Василий Курагин и старый князь Болконский», «Наташа Ростова и Элен Безухова».
      3. Перескажите эпизоды: «В салоне Анны Шерер», «Прощание князя Андрея с отцом».
      4. Составьте таблицу сравнительных характеристик:

Персонаж

Наташа Ростова

Андрей Болконский

Николай Ростов

Марья Болконская

1. Манера поведения

 

 

 

 

2. Черты характера

 

 

 

 

3. Отношение к окружающим

 

 

 

 

4. Жизненные цели

 

 

 

 

5. Пересечение жизненных целей и интересов

 

 

 

 

Тема четвертая
Любимые и нелюбимые герои Л. Н. Толстого

Основные вопросы:

      1. Толстовский идеал «простоты, добра и правды».
      2. Нравственный уровень человека — способность к духовному развитию и совершенствованию.
      3. Любимые герои — герои меняющиеся, развивающиеся, растущие.
      4. Нелюбимые герои — герои застывшие, остановившиеся в своем развитии.
      5. Наполеон и Кутузов — два полюса романа, символы, определяющие направления духовного развития других персонажей: а) Наполеон. Предел духовной деградации; б) Кутузов. Идеал духовной красоты.
      6. Путь к Кутузову и путь к Наполеону — путь к «миру» и к «войне».
      7. Роль семьи в нравственно-философской системе Л. Н. Толстого.
      Вопросы:
      1. В чем истинная ценность человека по Толстому?
      2. Любимые и нелюбимые герои Л. Н. Толстого. Какие они?
      3. Почему образы Наполеона и Кутузова даны вне развития?
      4. Как понимаются слова «мир» и «война», примененные к любимым и нелюбимым героям Л. Н. Толстого?
      5. Как раскрываются характеры любимых и нелюбимых героев по отношению: а) к поиску смысла и цели жизни; б) к Кутузову и Наполеону; в) к любви, семье, детям; г) к родине и народу; д) к другим героям?
      Задания:
      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Красиво то, что естественно», «Портрет Наполеона», «Портрет Кутузова».
      2. Составьте анкеты с ответами от лица Наташи, Андрея, Пьера, Элен, Анатоля и др. на следующие вопросы: а) Имя. б) Любимые занятия. в) Что вы более всего цените в людях? г) Есть ли у вас цель в жизни? Какова она? д) Кто является вашим идеалом? е) Ваше отношение к любви, семье, детям. ж) Где бы вы хотели жить? з) Способны ли вы говорить неправду? Когда? При каких обстоятельствах? и) Способны ли вы на самопожертвование? Для кого или для чего?

Тема пятая
Военные сцены (в первом томе). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Основные вопросы:

      1. Что такое истинный патриотизм и мужество?
      2. Спасение Кутузовым русской армии от гибели в 1805 году.
      3. Сражение под Шенграбеном: а) поведение героев в битве под Шенграбеном; б) батарея Тушина; в) заступничество князя Андрея за Тушина; г) значение Шенграбенского сражения.
      4. Сражение под Аустерлицем: а) поведение героев в битве под Аустерлицем; б) Наполеон и Кутузов; в) князь Андрей. Небо Аустерлица.
      5. Отношение любимых и нелюбимых героев Толстого к себе, к родине, к народу, к войне.
      Вопросы:
      1. Как рассматривает Л. Н. Толстой понятия «патриотизм» и «мужество»?
      2. Почему русская армия должна была отступать?
      3. Какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении?
      4. Почему князь Андрей заступается за Тушина?
      5. Как ведут себя в сражении князь Андрей, Долохов, Жерков, Тушин? О чем это говорит?
      6. Какими вы видите Кутузова и Наполеона в Аустерлицком сражении?
      7. Почему сражение под Аустерлицем было проиграно?
      8. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?
      Задания:
      1. Проанализируйте эпизод «Князь Андрей на поле Аустерлица».
      2. Составьте литературную композицию на тему «Как Кутузов спас русскую армию от гибели в 1805 году».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что такое мужество?».

АНАЛИЗ ВТОРОГО ТОМА

Тема шестая
Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по второму тому)

      1. Первое появление Пьера Безухова в салоне Шерер.
      2. Ориентация на идеи Наполеона и французской революции.
      3. Получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым. Первый духовный кризис.
      4. Вступление в масонство. Неудачная попытка облегчить участь крестьян в своих имениях.
      5. Неудовлетворенность деятельностью масонов. Разрыв с петербургскими масонами. Второй духовный кризис.
      6. Любовь к Наташе. Выход из кризиса.
      7. Комета 1812 года. Изменения в жизни.
      Вопросы:
      1. Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
      2. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути?
      3. В чем причины первого духовного кризиса Пьера Безухова?
      4. Каковы причины, выведшие Пьера из духовного кризиса? В чем он видит цель своей жизни?
      5. В чем причины второго духовного кризиса Пьера?
      6. Каковы причины, выведшие Пьера из второго духовного кризиса?
      7. В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?
      Задания:
      1. Проанализируйте эпизод «Обед в честь Багратиона».
      2. Напишите статью для энциклопедии «Масонство».
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Доволен ли Пьер Безухов своей жизнью?».

Тема седьмая
Наташа Ростова (по первому и второму томам)

      1. Первое появление Наташи.
      2. Сущность натуры Наташи — любовь, жизнь чувствами. Наташа в системе действующих лиц.
      3. Отличительные черты характера Наташи. (Майская ночь. Пение. Первый бал.)
      4. Помолвка с Андреем Болконским (высокая любовь).
      5. Наташа и Анатоль (чувственная страсть).
      6. Духовный кризис Наташи.
      Вопросы:
      1. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает ее характер?
      2. Как Наташа проявляет себя в отношениях с окружающими?
      3. Каковы отличительные черты характера Наташи?
      4. Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном? Какой увидел ее князь Андрей?
      5. Что нового о Наташе мы узнаем после охоты?
      6. В чем секрет успеха Наташи на первом балу?
      7. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких сторонах ее натуры говорит это увлечение?
      8. Какие общие законы жизни раскрыты автором в эпизоде с Анатолем?
      9. В чем причины духовного кризиса Наташи?
      Задания:
      1. Проанализируйте эпизод «Майская ночь в Отрадном».
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Первый бал Наташи Ростовой», «Почему любовь Наташи Ростовой к князю Андрею обречена на трагедию?», «Портрет Василия Денисова».

АНАЛИЗ ТРЕТЬЕГО ТОМА

Тема восьмая
Философия войны в романе-эпопее

Основные вопросы:

      1. Роль личности в истории: а) История — бессознательная, «роевая» жизнь человека. Здесь человек исполняет предписанные ему законы. б) Человек в большей степени свободен в личной жизни, чем в общественной. в) Неизбежный фатализм истории. г) История пользуется каждой минутой, каждым поступком человека для достижения своих целей. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем выше его ответственность.
      2. Причины начала войн — совпадение бесчисленных обстоятельств. Отношение к войне: а) война — чудовищное преступление; б) война — дело героическое и благородное.
      3. Кутузов и Наполеон: а) Наполеон — идея «зла», разъединения, войны; б) Кутузов — идея «добра», объединения, мира; в) история — непрерывная борьба идей Кутузова и Наполеона, добра и зла, войны и мира.
      4. Истинный и ложный героизм: а) истинный герой тот, кто защищает родную землю; б) «красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».
      5. Народ в романе-эпопее: а) истинная движущая сила истории — народ; б) народ и толпа.
      6. Изображение войны в романе-эпопее: а) сопоставление двух войн (1805 г. и 1812 г.); б) значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа-эпопеи; в) военный совет в Филях.
      Вопросы:
      1. Как понимается автором роль личности в истории?
      2. В чем причины начала войн по Толстому?
      3. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой?
      4. Какими художественными средствами раскрываются образ Наполеона и Кутузова? Каково отношение к ним автора?
      5. Как развенчивает Толстой идею Наполеона? В какой сцене особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона?
      6. В чем, по мнению Толстого, проявляется полководческий гений Кутузова?
      7. Что означает мысль Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?
      8. Когда народ бывает «народом», а когда становится «толпой»?
      9. В чем разница войн 1805 и 1812 годов?
      10. Почему Бородинское сражение является композиционным центром романа?
      11. Как ведут себя герои «наполеоновского» и «кутузовского» начала в Бородинском сражении?
      12. Чем отличается военный совет в Филях от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?
      Задания:
      1. Подготовьте доклады: «Роль личности и народа в истории в понимании Л. Н. Толстого», «Андрей Болконский в Бородинском сражении», «Кутузов и Наполеон во время Бородинского сражения».
      2. Проанализируйте эпизоды: «Бородинское сражение», «Совет в Филях».
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Скрытая теплота патриотизма», «Батарея Тушина и батарея Раевского», «1812 год — „распадение прежних условий жизни“», «Реальное и вымышленное в изображении Наполеона».
      4. Определите по тексту 3-го тома, кому принадлежат слова и о ком они сказаны:
      «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться».
      «Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служит так долго».
      «Взять крепость нетрудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время».
      «Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными».
      «Сражение выиграет тот, кто твердо решит его выиграть».

Продолжение темы шестой
Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по третьему тому)

Основные вопросы:

      1. Организация ополчения.
      2. Бородино в жизни Пьера Безухова.
      3. Сон Пьера о сопряжении миров («не соединять, а сопрягать»).
      4. Пьер в осажденной Москве.
      Вопросы:
      1. Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
      2. Как раскрывается характер Пьера Безухова в Бородинском сражении? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
      3. Как относится к Пьеру простой народ?
      4. Почему поступки Пьера в осажденной Москве рисуются в нелепом и смешном виде?
      5. Каким образом Пьер из мира фантазий переходит к реальной жизни?
      Задания:
      1. Подберите цитаты, характеризующие отношения Пьера к народу и народа к нему.
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Пьер Безухов в Бородинском сражении», «Пьер в осажденной Москве. Фантазии и реальность».

Продолжение темы седьмой
Наташа Ростова (по третьему тому)

Основные вопросы:

      1. Мироощущение Наташи (вся жизнь — в прошлом).
      2. Душевные муки Наташи. Религиозность. Уход в себя.
      3. Единение с людьми перед лицом общей беды. Возвращение в «жизнь».
      4. Душевная щедрость и благородство Наташи.
      5. Очищение от прошлых ошибок через страдание. Возможность возрождения.
      Вопросы:
      1. Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
      2. Что думает Наташа о себе самой и как к ней относится Толстой?
      3. Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
      4. Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
      5. Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
      6. Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?
      Задания:
      1. Перечитайте эпизод «Наташа в домовой церкви Разумовских». Найдите ключевые слова эпизода.
      2. Перечитайте эпизод встречи Наташи и Андрея в Мытищах. Выпишите цитаты, наиболее полно раскрывающие состояние героев.

АНАЛИЗ ЧЕТВЕРТОГО ТОМА

Продолжение темы шестой
Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по четвертому тому)

Основные вопросы:

      I. Пьер Безухов в плену.
      II. Неправедный суд генерала Даву. Расстрел русских пленных.
      III. Встреча с Платоном Каратаевым.
      Платон Каратаев — воплощение «всего русского, доброго, круглого»: а) незыблемая вера в жизнь; б) дух правдоискательства; в) любовь к труду; г) бескорыстная любовь ко всем людям; д) терпение и служение; е) отсутствие личных интересов; ж) смысл жизни в любовном единении людей. Жизнь отдельного человека — частица целого. «Роевое» начало.
      IV. Духовное возрождение. (Счастье заключено в самом человеке.)
      Вопросы:
      1. Почему Пьер оказался в плену?
      2. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу»?
      3. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
      4. В чем Платон Каратаев видел смысл человеческой жизни?
      5. Может ли Каратаев стать народным вожаком?
      6. Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
      7. Что принимает и что не принимает Пьер в Каратаеве?
      8. Как автор относится к Платону Каратаеву?
      Задания:
      1. Заполните сравнительную таблицу «Существование в мире зла Платона Каратаева и Сони Мармеладовой»:

Персонаж

Платон Каратаев

Соня Мармеладова

Сходство

 

 

Различия

 

 

Авторская позиция
по отношению к персонажу

 

 

      2. Найдите в тексте каратаевские афоризмы, раскрывающие его миросозерцание.
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Как и почему изменился облик Пьера в плену?», «Портрет Платона Каратаева».
      4. Найдите ключевую фразу, характеризующую изменение мировоззрения Пьера после встречи с Платоном Каратаевым.

Тема девятая
Этапы духовных исканий Андрея Болконского

Основные вопросы:

      I. Лучшие минуты в жизни князя Андрея:
      1. Путь от Наполеона к Кутузову — путь любимых героев Толстого.
      2. Отрешение от ложного пути, перемена — лучшие минуты в жизни князя Андрея.
      II. Этапы духовных исканий:
      1. Ориентация на идеи Наполеона. Мысли о личной славе.
      2. Небо Аустерлица. Разочарование в Наполеоне и личной славе.
      3. Смерть жены и рождение сына. Решение «жить для себя и своих близких». Новое отношение к окружающим.
      4. Встреча с Наташей в Отрадном — возрождение к новой жизни (образ старого дуба). Решение «жить для других», общественная деятельность (Сперанский). Разочарование.
      5. Любовь к Наташе и разрыв с ней. Духовный кризис.
      6. Бородинское сражение. Сближение с народом. Кризис в сознании.
      7. Ранение и смерть. Принятие Бога (Евангелие). Борьба любви земной и идеальной. Принятие всеобщей (идеальной) любви — гармония с жизнью.
      III. Невозможность существования князя Андрея в современном мире.
      Вопросы:
      1. В чем заключаются лучшие минуты жизни для князя Андрея?
      2. Каково мировоззрение князя Андрея в начале пути?
      3. Какую роль сыграло небо Аустерлица в изменении мировоззрения князя Андрея?
      4. В чем смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером? На чьей стороне автор?
      5. Какое значение имела в жизни князя Андрея встреча с Наташей в Отрадном?
      6. Какова роль пейзажа в эпизоде поездки князя Андрея в Отрадное?
      7. Почему князь Андрей разочаровался в общественной деятельности?
      8. Какие жизненные ценности возрождает в князе Андрее любовь к Наташе?
      9. Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу? Почему земное счастье с ней невозможно?
      10. В чем ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему князь Андрей не сумел простить Наташу?
      11. Какие чувства разбудила в князе Андрее Отечественная война 1812 года?
      12. В чем суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?
      13. Почему после ранения изменилось отношение князя Андрея к Наташе?
      14. Какие чувства борются в душе князя Андрея перед смертью?
      15. Какова роль Пьера Безухова и Наташи Ростовой в духовных изменениях князя Андрея?
      16. В чем разница ощущения всеобщей любви у Андрея Болконского и Платона Каратаева?
      17. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?
      Задания:
      1. Составьте план развернутого ответа: «Этапы духовных исканий Андрея Болконского».
      2. Найдите по тексту романа описание лучших минут в жизни Андрея Болконского. Найдите ключевые слова, характеризующие его состояние в этот момент.
      3. Составьте литературную композицию-монтаж «Беседы князя Андрея с Пьером Безуховым».
      4. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Что означает „жизнь для других“ и „жизнь для себя“ для князя Андрея?», «Роль толстовской символики в духовном перерождении Андрея Болконского», «Портрет Андрея Болконского», «Небо Аустерлица», «Последние минуты жизни князя Андрея».

Тема десятая
Марья Болконская

Основные вопросы:

      I. Неоднозначность отношения автора к своей героине.
      II. Внешняя и внутренняя характеристика княжны Марьи:
      1. Портрет Марьи (внешняя некрасивость и лучистые глаза).
      2. Основные черты характера (доброта, ум, великодушие, искренность, умение любить и чувствовать людей, интуиция).
      3. Жизненные принципы, мироощущение (напряженное самопожертвование, христианская любовь к ближнему; жажда земной любви и добровольное подавление в себе этого желания).
      III. Воспитание княжны Марьи.
      IV. Марья в отношении с другими персонажами.
      V. Любовь и семейное счастье княжны Марьи.
      VI. Николай и Марья Ростовы — идеальная семья.
      Вопросы:
      1. Каково отношение Л. Н. Толстого к княжне Марье?
      2. Что сближает и что разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?
      3. В каких поступках проявляется великодушие и искренность Марьи? В каких — ее незнание жизни?
      4. В каких эпизодах природная интуиция помогает принять княжне Марье верное решение?
      5. Почему Л. Н. Толстой неоднократно говорит о глазах княжны Марьи?
      6. Каковы основные жизненные принципы княжны Марьи?
      7. В какие минуты некрасивая Марья становится прекрасной?
      8. Что более всего привлекло Николая Ростова в княжне Марье?
      9. К чему стремилась княжна Марья на протяжении всего романа? Нашла ли она свое счастье?
      Задания:
      1. Сравните эпизоды встреч княжны Марьи с Анатолем Курагиным и Николаем Ростовым. Как меняется внешность Марьи при встречах с этими людьми? О чем это говорит?
      2. Составьте цитатный портрет княжны Марьи.
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему княжна Марья — любимая героиня Толстого?».
      4. Проанализируйте эпизоды: «Прощание Марьи с Андреем перед Аустерлицем», «Богучаровский бунт».

Тема одиннадцатая
Народ в романе «Война и мир»

Основные вопросы:

      1. Народ — центральная тема в литературе 60-х годов.
      2. Слово «народ» в понимании Л. Н. Толстого. Народная жизнь — движущая сила истории, воплощение нравственного начала русской нации.
      3. Путь любимых героев — сближение с народом.
      4. Изображение народа в романе: а) народ в войне 1805 г.; б) народ в войне 1812 г.; в) Платон Каратаев; г) партизанское движение («...дубина народной войны»); д) изображение дворовых крестьян.
      5. Что такое русский национальный характер?
      6. Народ в общей философской концепции романа: а) высшая идея «Войны и мира» — власть предопределения, мировой судьбы надо всем происходящим на земле; б) способность полностью доверить свою жизнь высшей разумной воле — способность народная.
      7. «Мысль народная» — правда в простой, естественной, незапутанной жизни русского деревенского мужика, в крестьянском миру.
      Вопросы:
      1. Почему вопрос о народе занимал центральное место в литературе ХIХ века?
      2. Как Л. Н. Толстой понимает слово «народ»?
      3. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам наиболее запомнились?
      4. Что означают мысли автора о том, что война 1812 года сломала «прежние условия жизни»?
      5. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
      6. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?
      7. Как понимать слова Л. Н. Толстого «роевое начало»?
      8. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
      9. Почему «мысль народная» — любимая мысль Л. Н. Толстого в романе? В чем ее смысл?
      Задания:
      1. Составьте план развернутого ответа: «Народ в романе „Война и мир“».
      2. Подготовьте доклад «Л. Н. Толстой о роли народа в историческом процессе».
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Скрытая теплота патриотизма», «Партизанская война 1812 года», «Петя Ростов в партизанском отряде».
      4. Заполните сравнительную таблицу:

Персонажи

Полюс «войны»

Полюс «мира»

Объединяющие черты характера

 

 

Отношение к войне

 

 

Отношение к родине, народу

 

 

Продолжение темы седьмой
Наташа Ростова (по четвертому тому)

Основные вопросы:

      1. Наташа во время болезни князя Андрея. Любовь ко всем людям, страдание, желание отдать всю себя людям.
      2. Смерть князя Андрея. Жизнь для Наташи кончилась.
      3. Духовное сближение Наташи и княжны Марьи. Преданность, покорность, христианское самоотвержение.
      4. Гибель Пети Ростова. Возврат Наташи к жизни.
      Вопросы:
      1. Как изменилась Наташа во время болезни князя Андрея?
      2. Что привлекало княжну Марью к Наташе во время встречи в Ярославле?
      3. Как, по вашему мнению, сложились бы отношения Наташи и князя Андрея, если бы он выжил?
      4. Какие новые стороны жизни открыла для Наташи дружба с княжной Марьей?
      5. Почему гибель Пети вернула Наташу к жизни?
      6. Какой вы видите Наташу в конце 4-го тома романа?
      Задания:
      1. Составьте развернутый план ответа: «Путь Наташи Ростовой».
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Сущность ее жизни — любовь...».
      3. Найдите описание внешности и поведения Наташи в 1-м и 4-м томах. Ответьте на вопрос, как и почему изменилась Наташа.

Анализ эпилога

Основные вопросы:

      1. Структура эпилога.
      2. Завершение сюжетных линий и взгляд в будущее.
      3. Семья — высшая формула единения людей (главная мысль эпилога): а) семья Наташи и Пьера Безуховых; б) семья Николая и Марьи Ростовых.
      4. Пьер Безухов и Николенька Болконский — будущие декабристы.
      5. Вопросы, которые ставит Л. Н. Толстой перед героями и перед читателями.
      Вопросы:
      1. Какова композиция эпилога?
      2. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что в это время происходит в России?
      3. Что, по-вашему, должно произойти с главными героями романа в 1825 году?
      4. Почему Ростовы и Безуховы — идеальные семьи?
      5. В чем основа семьи Безуховых? В чем основа семьи Ростовых?
      6. Какова роль женщин в семьях Безуховых и Ростовых?
      7. В чем, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины?
      8. Как выглядит Наташа Ростова в эпилоге?
      9. Почему с самого начала предназначенные друг для друга Наташа и Пьер оказались вместе только в конце романа?
      10. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?
      11. Каковы основные вопросы, которые автор поставил перед своими героями и перед читателями в эпилоге?
      Задания:
      1. Найдите в тексте эпилога детали, раскрывающие внутреннюю жизнь Наташи.
      2. Проанализируйте эпизод «Сон Николеньки Болконского».
      3. Подготовьте доклад «Проблемы эмансипации в романах Л. Н. Толстого „Война и мир“ и Н. Г. Чернышевского „Что делать?“».
      4. Найдите в тексте романа и впишите в таблицу толстовские характеристики героев:

Персонаж

1805 г.

1820 г.

Наташа Ростова

 

 

Пьер Безухов

 

 

Николай Ростов

 

 

Марья Болконская

 

 

Итоговые работы:

      Творчество Л. Н. Толстого, наряду с творчеством Ф. М. Достоевского, — одна из самых больших и сложных тем в школьной программе. Кроме обязательного большого сочинения по творчеству Л. Н. Толстого, необходимо провести зачет или тестирование. Для зачета можно использовать вопросы и задания, перечисленные после изучения отдельных тем. Так же как и по творчеству Ф. М. Достоевского, по творчеству Л. Н. Толстого возможно проведение итогового семинара. Промежуточные проверочные работы по этой теме проводятся для того, чтобы к итоговым работам учащиеся «вышли» уже достаточно подготовленными. Планы развернутых ответов, сочинения-миниатюры могут послужить основой для итогового сочинения, а доклады могут быть использованы на семинаре.

Примерные темы сочинений:

      Нравственные искания Безухова и Болконского в романе Толстого.
      Нравственный идеал Толстого и его воплощение в романе.
      Счастливые минуты в жизни Андрея Болконского.
      Женские характеры в романе.
      Смысл заглавия романа «Война и мир».
      «Война и мир» как роман-эпопея.
      «Мысль народная» в романе.
      Война в понимании и изображении Толстого.
      Образ «дубины народной войны» в романе.
      Русский национальный характер в понимании Толстого.
      Роль портрета и пейзажа в романе.
      Кутузов и Наполеон в изображении Толстого.
      Москва и Петербург в романе.
      Любимые герои Толстого.
      Взаимоотношение личности и народа в понимании Толстого.
      Истинное и ложное в романе.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>