Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

      Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.
      Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.
      Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. В связи с этим особое внимание следует уделить общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Ф. М. Достоевского помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» — одного из самых сложных в мировой литературе романов. Вкраплениями в рассказ учителя о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского могут послужить короткие доклады учеников по темам: «Детство», «Отрочество», «Литературный дебют», «Деятельность в кружке М. В. Петрашевского», «Каторга».
      Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.
      Проблемы выбора пути стоят перед героями Достоевского. От верного решения этих вопросов зависит не только их собственная судьба, но и судьба России, поэтому на героях лежит невероятная тяжесть ответственности за все происходящее в мире. «А почему все именно так, кто виноват во всем? Или мир не есть божественное творение, где все происходит по законам, записанным в древнейших книгах человеческих, определяющих: это возможно, а это запрещено и греховно?» Этот вопрос неотступно преследует Раскольникова, усомнившегося в хрестоматийных заповедях. Это сомнение привело героя Достоевского к страшной трагедии. Забвение вечных святынь, по мысли Достоевского, ведет Россию к катастрофе.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Вводная тема

Основные вопросы:

      1. Место Ф. М. Достоевского в истории русской и мировой литературы. Писатель-философ и психолог.
      2. Общественно-политическая атмосфера в России в 60—70-х гг. ХIХ века. Социальный кризис. Распад вековых духовных ценностей.
      3. Русская жизнь в понимании Ф. М. Достоевского. Истоки философии. Противоречивость мировоззрения.
      4. Художественный мир романов Ф. М. Достоевского (темы, идеи, конфликты). Любимые герои. «Русские мальчики». Двойники.
      5. Актуальность романов Ф. М. Достоевского.
      Вопросы:
      1. В чем своеобразие творчества Ф. М. Достоевского? Почему его называют писателем-философом? С творчеством каких писателей-философов вы уже знакомы?
      2. В чем особенности мировоззрения Ф. М. Достоевского, что новое вносит писатель в представления о дальнейших исторических судьбах России?
      3. Какие произведения Достоевского вы знаете? Что их объединяет?
      4. Как Ф. М. Достоевский называет свой излюбленный тип героя? Как вы думаете, почему? Каковы основные черты героя подобного типа?
      5. Кто такие «двойники» Ф. М. Достоевского?
      6. Почему произведения Ф. М. Достоевского актуальны в наше время?
      Задания:
      1. Подготовьте краткие сообщения по биографии писателя (темы были указаны в общих замечаниях).
      2. Составьте план ответа на вопрос: «Прав ли Ф. М. Достоевский, утверждая, что мир спасет красота?»

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке. Воспитывался в православных традициях. Детские впечатления — начало формирования взглядов писателя.
      1837 г. — смерть матери Марии Федоровны.
      1838—1843 гг. — учеба в Петербургском военно-инженерном училище. Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом. Увлечение литературой.
      1839 г. — скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью (убит мужиками). Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь. В романе «Идиот», рисуя образ князя Мышкина, Достоевский пишет, что в последнее мгновение перед эпилептическим припадком усиливается ощущение жизни и открывается высшая гармония и красота мира.
      1843 г. — зачисление на службу в чертежную инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.
      1844 г. — выход в отставку, начало литературной деятельности.
      1846 г. — роман «Бедные люди». Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1846—1849).
      1847 г. — становится участником кружка М. В. Петрашевского. Увлечение социалистическими идеями.
      1848 г. — чтение на одной из «пятниц» Петрашевского запрещенного, ходившего в списках «Письма Белинского к Гоголю».
      1849 г. — вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда — смертная казнь.
      22 декабря 1849 г. — ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Страшные минуты перед казнью и осознание на пороге смерти, что самое прекрасное — это жизнь. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
      25 декабря 1849 г. — путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. Подаренное Евангелие — святыня на всю жизнь.
      1850—1854 гг. — годы каторги в Омском остроге. Переломные этапы в мировоззрении Достоевского. Духовные мучения. Новое постижение России и ее народа. Источник нравственной силы народа — преданность христианским заповедям. Носитель истины — народ. Спасение интеллигенции лежит через приобщение к народному религиозному началу.
      1854—1859 гг. — служба рядовым в Семипалатинске. Поиск новых путей общественного развития России. Начало формирования «почвеннических» убеждений.
      1859 г. — отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
      1861—1865 гг. — издание вместе с братом журнала «Время» (1861—1863), а после его запрещения — журнала «Эпоха» (1864—1865). В журналах пропагандировалась идеология «почвенничества».
      1860—1880 гг. — создание крупнейших произведений: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).
      Художественное творчество писателя в это время сочетается с публицистической деятельностью. Журнал «Гражданин», редактируемый Достоевским, начинает печатать «Дневник писателя» (с 1873 по 1881 г.), поначалу представлявший собой цикл очерков злободневного характера, а затем переросший в сплав публицистики и художественных произведений. В 1874 г. Достоевский отказывается от редактирования «Гражданина» в связи со столкновениями с издателем — писателем и публицистом князем Мещерским. С 1876 г. возвращается к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного издания.
      1880 г. — речь о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на «родной ниве».
      28 января (9 февраля) 1881 г. — смерть писателя в Петербурге.
      Вопросы:
      1. Какие события детских и юношеских лет повлияли на формирование мировоззрения Ф. М. Достоевского?
      2. Каковы образы, темы и проблемы первого романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»?
      3. Какие события привели писателя в Алексеевский равелин Петропавловской крепости?
      4. Какое влияние оказало на писателя ожидание смертного приговора?
      5. Что значила для писателя встреча в Тобольске с женами декабристов?
      6. Почему годы каторги стали переломными в мировоззрении Ф. М. Достоевского?
      7. В чем смысл «почвеннической» программы Ф. М. Достоевского?
      8. В чем заключалась публицистическая деятельность писателя?
      9. Перечислите наиболее характерные, на ваш взгляд, черты личности Ф. М. Достоевского.
      Задания:
      1. Напишите газетные заметки: «Чем близок Ф. М. Достоевский современному читателю?», «За что я люблю творчество Ф. М. Достоевского?», «Заблуждения Ф. М. Достоевского», «Почему мне не нравится творчество Ф. М. Достоевского?».
      2. Составьте статьи для энциклопедии: «Ф. М. Достоевский», «Почвенничество».

Тема вторая
История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание». Место романа в истории русской и мировой литературы

Основные вопросы:

      I. История создания романа. Ф. М. Достоевский о замысле будущего романа.
      II. Идейно-художественное своеобразие романа:
      1. Тематика, проблематика, идейная направленность. Особенности реализма и психологизма Ф. М. Достоевского.
      2. Жанровое своеобразие романа. Новый тип романа. Элементы драматургического изображения: сконцентрированность действия (11 дней), напряженность действия, изображение героев в переломные моменты жизни.
      3. Система образов. В центре — герой-идеолог. Раскрытие идеи через столкновение с другими персонажами, которые тоже являются в какой-то мере идеологами. Герои с раздвоенным сознанием. «Двойники».
      4. Своеобразие сюжета и особенности конфликта.
      5. Особенности композиции. Двучастность структуры романа. Постепенное осложнение композиции новыми сюжетными линиями. Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий, которые ведут к катастрофе. Открытый финал.
      6. Особенности речи. Взаимодействие разных форм речи (внешний и внутренний монолог, диалог, авторские комментарии). «Ключевые» слова. Психологические отступления (сны и видения).
      7. Роль деталей (пейзаж, портрет, интерьер, цвет, запах, числа).
      III. Место романа в истории русской и мировой литературы.
      Вопросы:
      1. Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
      2. Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?
      3. В чем заключается жанровое своеобразие романа?
      4. Кто такие «двойники» Раскольникова?
      5. В чем состоит основной конфликт произведения?
      6. Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, остальные же пять — наказанию?
      7. Какова роль снов и видений в романе?
      8. На что более всего обращает внимание Ф. М. Достоевский, давая портретную характеристику героя?
      9. Какова роль пейзажа и интерьера? Каково значение цвета и чисел в романе?
      10. Для чего в романе нужен эпилог?
      Задания:
      1. Сравните «Преступление и наказание» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чем отличия его композиционной структуры от романа Ф. М. Достоевского? Как основная идея произведения влияет на его композицию?
      2. Найдите в тексте романа несколько портретных характеристик. К каким деталям более всего приковано внимание автора?
      3. Найдите в тексте романа прямые или косвенные упоминания о Наполеоне и наполеонизме.

Тема третья
Суть философии Раскольникова. Путь к преступлению

Основные вопросы:

      1. Личность Раскольникова — идейный центр романа.
      2. Суть философии Раскольникова: а) общество и человек преступны, поэтому понятия «преступление» не существует; б) страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств; «простая арифметика»; в) трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам; г) теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»; д) соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности; е) теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, т. е. совершив преступление.
      3. Путь к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупика; б) уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности; в) случайно услышанный разговор студента и молодого офицера; г) поиски неопровержимых доказательств возможности «убийства по совести» — теория о «двух разрядах»; д) крайний нигилизм Раскольникова — отрицание жизни; е) случайности, подталкивающие на преступление (история Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре, письмо из дома, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); ж) решение: «Во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь»; з) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Одновременно уже идет поиск выходов из тупика.
      Вопросы:
      1. Каковы социальные истоки преступления Раскольникова?
      2. Каковы философские истоки преступления Раскольникова?
      3. Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?
      4. Почему для автора так важны случайности, толкающие Раскольникова на преступление?
      5. В чем сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?
      6. Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?
      Задания:
      1. В тексте первой части найдите факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, раскрывающие бессмысленность и отвращение Раскольникова к задуманному преступлению. Какой вывод напрашивается из этих взаимоисключающих фактов?
      2. Ответьте, какая именно мысль толкнула Раскольникова на преступление. (Найдите ответ в тексте первой и второй части.)

Тема четвертая
Крушение теории Раскольникова. Путь назад

Основные вопросы:

      1. Душевные муки Раскольникова начинаются еще до совершения преступления.
      2. Несовершенность теории (к какому разряду отнести мать и Дуню, захотят ли близкие воспользоваться результатами преступления).
      3. Несоответствие замысла и результатов (задумал осчастливить человечество, заставил страдать близких и мучается сам).
      4. Столкновение с «двойниками» — возможные варианты завершения пути Раскольникова: а) Лужин — подлец «по убеждению». Разные с Раскольниковым цели, но средства те же; б) Свидригайлов — жизненная позиция вседозволенности. Сниженный вариант теории Раскольникова. Совершает преступление не ради пользы человечества, а для утверждения собственной личности.
      5. Психологические поединки с Порфирием Петровичем — опровержение теории Раскольникова.
      6. Первый, второй и третий сны Раскольникова (бессмысленность бунта, неминуемое наказание).
      7. Случайное убийство Лизаветы (раскрытие правды о себе — он обыкновенный человек, а значит, просто грешник).
      8. Встреча с Соней. Чтение Евангелия. Притча о воскрешении Лазаря. Признание Соне — последняя правда о себе. «Я просто убил, для себя убил, для себя одного...»
      9. Самоубийство Свидригайлова (последнее доказательство ошибочности теории).
      10. Публичное покаяние на Сенной и явка с повинной в полицейскую контору. Внешнее, а не внутреннее раскаяние. Герой сбрасывает с себя груз тайны и разъединения с людьми, но продолжает оправдывать свою теорию.
      Вопросы:
      1. Как Ф. М. Достоевский раскрывает несовершенность теории Раскольникова?
      2. Зачем Ф. М. Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
      3. В чем суть теории Раскольникова в понимании Порфирия Петровича?
      4. В чем смысл первого, второго и третьего сна Раскольникова?
      5. Как убийство беззащитной Лизаветы повлияло на душевное состояние Раскольникова?
      6. Почему Раскольников со своим страданием приходит именно к Соне?
      7. Каков смысл притчи о воскрешении Лазаря?
      8. О чем говорит самоубийство Свидригайлова?
      9. Было ли покаяние Раскольникова истинным?
      Задания:
      1. Определите, по какому принципу расположены главы в третьей, четвертой, пятой и шестой частях романа. Найдите и отметьте в тексте кульминационные эпизоды в этих частях.
      2. Найдите в тексте описание первого, второго и третьего психологических поединков Порфирия Петровича и Раскольникова. Как они характеризуют Раскольникова, а как Порфирия Петровича?
      3. Определите по тексту, кому принадлежат слова:
      «Ну, не правду я сказал, что мы с вами одного поля ягоды?»
      «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
      «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
      «...Действительность и натура... есть важная связь, и ух как иногда самый прозорливый расчет подсекают!»
      «Что вы, что вы это над собой сделали!»
      «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».
      «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Тема пятая
Наказание за преступление. Финал романа

Основные вопросы:

      1. Нравственные муки Раскольникова: а) до совершения убийства; б) после совершения убийства.
      2. Соня как пример христианского смирения, человеколюбия и кротости. Оба «переступили», но Соня соединена с ближними, а Раскольников разъединен.
      3. Последнее свидание с Соней.
      4. Смерть матери Раскольникова и страдания сестры — расплата за то, что он сознательно вмешался в «промысел Божий».
      5. Осмысление и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорбленными», ради которых он шел на преступление: а) реплика пьяного, когда Раскольников идет на «пробу»: «Эй ты, немецкий шляпник!»; б) насмешка Настасьи, услышавшей рассуждения Раскольникова: «А тебе бы сразу весь капитал!»; в) осмеяние героя толпой на Сенной площади.
      6. Ненависть каторжан к Раскольникову и их любовь к Соне. Начало поворота к новой жизни. Путь к Соне.
      7. Сон о моровой язве.
      8. Противопоставление христианской идеи искупления своих и чужих грехов через страдание антигуманной теории Раскольникова.
      9. Открытие мира христианских ценностей через любовь к Соне.
      Вопросы:
      1. Когда впервые Раскольников почувствовал несостоятельность своей теории?
      2. Почему Соня соединена с ближними, а Раскольников разъединен?
      3. Почему после преступления Раскольников почувствовал свою разъединенность с людьми?
      4. Как в душе героя борются сознание и подсознание? Что побеждает в этом споре?
      5. О чем говорят эпизоды с пьяным в телеге, Настасьей и людской толпой на Сенной?
      6. Как Соня противостоит идее Раскольникова?
      7. За что ненавидят Раскольникова каторжане?
      8. О чем говорит сон о моровой язве?
      9. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
      Задания:
      1. Перечитайте основные моменты эпилога. Докажите, что он состоит из двух частей. Где начинается вторая часть и кончается первая?
      2. Найдите примеры, доказывающие, что человеческая натура Раскольникова сильнее его бесчеловечной теории.
      3. В последних главах каждой из частей романа найдите ключевые слова. Пользуясь ими, докажите, что душевные муки постоянно терзали Раскольникова.
      4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья?».

Тема шестая
Петербург в изображении Ф. М. Достоевского.
Влияние города на теорию Раскольникова

Основные вопросы:

      1. «Преступление и наказание» — петербургский роман. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова.
      2. Образ «желтого Петербурга». Только в фантастическом городе может родиться фантастическая теория Раскольникова.
      3. Реальный Петербург и мир, существующий в воспаленном сознании Раскольникова.
      4. Противоречивость Петербурга: а) голодный студент и разряженные женщины; б) богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, мансарды студентов, закоулки и глухие дворы; в) летний Петербург (духота, толкотня, пыль и вонь); г) прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло.
      5. Жизнь петербургской бедноты (жизнь Раскольникова, жизнь Мармеладовых, трактиры и распивочные, полунищенское положение матери и сестры Раскольникова).
      6. Дети Петербурга.
      7. Душное, замкнутое пространство действия. Социальное и нравственное разложение.
      8. Петербург — символ страшного мира, дьявольское создание цивилизации, ошибка природы, неживая материя, порабощающая человека.
      9. Изменение пейзажа в финале романа. Перемена в судьбах героев.
      Вопросы:
      1. Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом?
      2. Как вы понимаете выражение «желтый Петербург»?
      3. В чем выражается двойственность, контрастность Петербурга?
      4. Какие слова чаще всего употребляются при описании жизни петербургской бедноты?
      5. Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?
      6. О чем говорит пейзаж в финале романа?
      Задания:
      1. Найдите описание каморки Раскольникова. Перескажите близко к тексту. Какую фразу вы считаете ключевой?
      2. Найдите у А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова описание Петербурга. Составьте сравнительную таблицу «Петербург в описании А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского».
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Почему Петербург Достоевского желтый», «Петербург — „двойник“ Раскольникова», «Прогулка по Петербургу Достоевского», «Трущобы Петербурга».

Тема седьмая
Раскольников в системе образов романа

Основные вопросы:

      I. Раскольников — центральная фигура, вокруг которой группируются все персонажи.
      II. Свидригайлов и Соня Мармеладова — две стороны натуры Раскольникова:
      1. Свидригайлов — темная, злая сторона натуры Раскольникова: а) закон жизни Свидригайлова — «все дозволено»; б) «проба» Раскольникова — путь к Свидригайлову; в) самоубийство Свидригайлова — крах теории Раскольникова.
      2. Соня — светлая, добрая сторона натуры Раскольникова: а) закон жизни Сони — христианские истины, искупление через страдание; б) душевные муки Раскольникова после свершения преступления — путь к Соне; в) Соня верит в чудо, а Раскольников уверовал в Соню — начало нравственного возрождения героя.
      III. Лужин — один из «двойников» Раскольникова: а) одинаковые средства достижения цели; б) Лужин — подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»; в) образ Лужина — иллюстрация возможного завершения пути Раскольникова.
      IV. Раскольников и Порфирий Петрович:
      1. Психологические поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем — трагедия в трех действиях: а) первый поединок — начало борьбы, проба сил, первые подозрения; б) второй поединок — борьба достигает высшей точки. Раскольников почти сломлен. Порфирий Петрович готовит почву для неожиданного удара. Внезапное признание Миколая; в) третья встреча — катастрофа. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в убийстве, не сомневаясь в его человеческих качествах.
      2. Особое положение Порфирия Петровича в романе. Различные трактовки образа Порфирия Петровича в литературоведении.
      V. Столкновение Раскольникова с различными персонажами — многократное обсуждение его теории в различных аспектах.
      Вопросы:
      1. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова?
      2. Чем сходны и различны образы Раскольникова и Сони Мармеладовой?
      3. Каково место Сони и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова?
      4. Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?
      5. Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?
      Задания:
      1. Составьте литературную композицию-монтаж диспута Раскольникова со своими оппонентами.
      2. Составьте планы развернутых ответов: «Раскольников и Свидригайлов», «Раскольников и Соня», «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Порфирий Петрович».

Итоговые работы:

      Творчество Ф. М. Достоевского — одна из самых сложных для проверки и закрепления знаний тема. Программа предусматривает проведение по этой теме сочинения. Но одним сочинением здесь не обойтись. Перед сочинением целесообразно провести зачет (устный или письменный), тестирование или семинар. Эта тема также удобна для проведения театрализованного диспута. Сочинения-миниатюры, рецензии, отзывы, заметки и статьи как один из видов промежуточной проверочной работы проводятся во время изучения определенной темы.

Примерные темы сочинений:

      Идея Родиона Раскольникова и ее проверка в романе.
      «Разве я старушонку убил, я себя убил!»
      Петербург в романе Ф. М. Достоевского.
      Изображение мира «униженных и оскорбленных» в романе.
      Своеобразие гуманизма Достоевского.
      Женские образы в романе Достоевского.
      Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Достоевского.
      Психологический анализ в романе Достоевского.
      Идейно-художественное своеобразие романа.
      Система «двойников» Раскольникова как критика индивидуалистического бунта.
      Тема гордости и смирения в романе Достоевского.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>