Бельская Л. Л. Литературные викторины


А. Н. Островский
(1832—1886)

Вопросы

      1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский?
      2. В каких судах служил молодой Островский, набираясь опыта, который ему впоследствии весьма пригодился?
      3. Как называли современники Островского за открытие новой «земли» в русской литературе: «Колумб ... »?
      4. Среди ранних литературных опытов начинающего драматурга был и очерк в прозе в духе натуральной школы: «Записки... ... ». Кого?
      5. Как он озаглавил вначале свою первую комедию в стиле писателя, перед которым преклонялся?
      6. Почему, кем и надолго ли была запрещена она для театрального представления?
      7. Чей похвальный отзыв, написанный на листке бумаги карандашом, Островский «сохранял потом как драгоценность»?
      8. Кто из русских писателей, старших современников Островского, сказал: «До сих пор я считал на Руси три трагедии: „Недоросль“, „Горе от ума“ и „Ревизор“. На „Банкроте“ я ставлю номер четвёртый»? Какое название получила впоследствии пьеса Островского «Банкрот»?
      9. Кого из героев «Свои люди — сочтёмся» можно назвать «русским Тартюфом»?
      10. О каком женихе мечтает Липочка и какую другую невесту из пьесы предшественника Островского она напоминает?
      11. Какую преемственность от старшего поколения к младшему показывает автор в «темном царстве»?
      12. Как комически обыграны в пьесе имена библейских героев?
      13. Какую «роковую» ошибку совершил Большов?
      14. Один бессовестный обманщик взывает к совести другого и вспоминает библейскую легенду. Кто и какую?
      15. Кто из персонажей любит вставлять в свою речь «благородные» слова: «Что же он там спустя рукава сентиментальничает?», «...так вот и рябит меланхолия в глазах»?
      16. По мнению какого критика (и в какой статье), в комедии «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные»: «лицемерство и самодурство одних», «обманчивая покорность» и «рабская хитрость других»?
      17. Какую из комедий Шекспира перевёл молодой Островский, изучая английский язык, немного изменив её название?
      18. В каком московском журнале сотрудничал Островский, возглавив «молодую редакцию», прозвавшую главного редактора «старец Михаил»?
      19. В заглавиях своих пьес Островский часто использовал русские пословицы. Назовите их.
      20. Одно из названий его пьес повторяет заглавие крыловской басни, другое — стихотворения Кольцова. Вспомните их.
      21. Кроме пьес о современной жизни, Островский писал исторические хроники. Какие?
      22. Действие многих пьес происходит на Волге, хотя писатель родился в Москве. Откуда он знал волжские города?
      23. В какой приволжской усадьбе часто и подолгу жил Островский и там же скончался?
      24. Какой цикл пьес был задуман драматургом в связи с волжскими впечатлениями?
      25. Какое определение (подзаголовок) дал автор своей драматической поэме «Снегурочка»?
      26. Чья дочь Снегурочка и в какое сказочное царство она попала?
      27. Кто из русских композиторов написал оперу на сюжет «Снегурочки»?
      28. Какие два значения совмещены в заглавии пьесы «Бедная невеста»?
      29. Добрые и страдающие герои в комедии «Бедность не порок» носят имена Любовь и Любим. В каких родственных отношениях они находятся?
      30. Среди персонажей пьесы «Бедность не порок» есть поэт-самоучка кольцовского типа и беспутный, но благородный бродяга, предтеча горьковских босяков. Кто они?
      31. Отказавшись в 50-е гг. от «жёсткого» взгляда на русскую жизнь, Островский писал: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас». Как называется этот период в творчестве драматурга и какие пьесы он написал в это время?
      32. В каких пьесах раскрывается тема «горячего сердца» — непокорной, вольнолюбивой женской души?
      33. Показывая частную жизнь на фоне общей, драматург изображает быт города, шум улицы, слухи, интриги, голоса толпы — многоголосие, как в романах. В каких пьесах есть сцены городских гуляний?
      34. В каких пьесах развёртывается сюжет обманутой любви?
      35. А в каких показана купля-продажа бедной девушки?
      36. Какое обобщение типа «обломовщины», «хлестаковщины», «карамазовщины» (но без опоры на собственные имена) создано Островским?
      37. Почему с лёгкой руки Островского купцов стали называть Тит Титычи и Кит Китычи?
      38. Какое определение дал пьесам Островского Добролюбов?
      39. В каких пьесах основные события происходят на крутом берегу Волги?
      40. Есть ли среди героинь Островского актрисы?
      41. Как зовут бродячих актеров, оказавшихся в российской глуши, в «лесу», где водится всякое «зверьё»?
      42. В каком кружке принимал участие Островский в 60-е гг. и председателем какого кружка стал в 70-е гг.?
      43. Какие приволжские города спорили о том, в каком из них происходит действие пьес «Гроза» и «Бесприданница»?
      44. И. А. Гончаров, восхищаясь смелостью плана «Грозы», в немногих словах определяет сюжетную канву всей пьесы: «...увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины». Можете ли вы распределить эти «пункты» по актам?
      45. Как подчеркивает автор кольцевую композицию драмы?
      46. Какую и чью песню поёт в начале пьесы Кулигин — это своего рода эпиграф, предсказывающий судьбу главной героини: «Где ж сердцем отдохнуть смогу, Когда гроза взойдет?», «Куда ж мне, бедной, деться?»
      47. Островский любил давать своим персонажам значащие имена и фамилии. Есть ли такие в «Грозе»?
      48. Случайно ли дано Катерине её имя? А что значит «Тихон»?
      49. Кудряш — это имя, прозвище или фамилия? Какого кольцовского героя он напоминает?
      50. Кто из персонажей одет не по-русски?
      51. Носит ли Борис фамилию своего дяди?
      52. Почему Кулигину автор дал такую фамилию?
      53. Что он изобретает?
      54. О каких современных открытиях и изобретениях говорится в пьесе?
      55. Кто и как коверкает слово «электричество»?
      56. Чьи стихи с восторгом цитирует Кулигин?
      57. Какие картины, нарисованные на стенах часовни, разглядывают и обсуждают жители Калинова?
      58. Про какие заморские чудеса рассказывает Феклуша?
      59. Кем высказаны два диаметрально противоположных суждения о городе Калинове: «В обетованной земле живете» и «у всех собаки спущены», «а сколько разврата и пьянства»?
      60. К кому обращён монолог Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»?
      61. У кого из персонажей часты ремарки «помолчав», «молчание», «задумывается»?
      62. На какие несправедливые упреки Катерина говорит: «...напраслину-то терпеть кому ж приятно?»
      63. Какие сны снились Катерине?
      64. Где и когда она любила молиться?
      65. С кем сравнивает она себя: «Я жила, ни об чём не тужила, точно... на воле», «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василёк по ветру, как ... »?
      66. Была ли Катерина уроженкой Калинова, из богатой или бедной она семьи?
      67. О чём горюет она в браке с Тихоном и какие предчувствия мучают ее?
      68. Соблюдения каких приличий требует Кабаниха при прощании жены с мужем перед его поездкой?
      69. «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь»? Какие?
      70. Кому признаётся Катерина, что любит другого, и называет ли его имя?
      71. Как отвечает она на вопрос Варвары: «А не стерпится, что ж ты сделаешь?»
      72. О какой детской обиде, которую она не стерпела, рассказывает Катерина?
      73. Какой случай помог состояться свиданию Катерины и Бориса?
      74. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли...» Чего?
      75. Кто о ком говорит: «И на воле-то он словно связанный»?
      76. «... я не умею; ... ничего не могу». Чего не умеет и не может Катерина?
      77. Что сделал Тихон по велению матери после публичного признания жены?
      78. Как протестует он в финале пьесы?
      79. Между какими контрастными состояниями души мечется Катерина: то ли «точно я снова жить начинаю», то ли «точно я стою над ... », то ли «голубь воркует», то ли «... в уши шепчет»?
      80. Какой «природной» метафорой пользуется героиня, описывая свою жизнь в доме Кабановых: «Какая я была резвая! Я у вас ... совсем»?
      81. К кому и чему обращается в предсмертном монологе Катерина, напоминая героиню предшествующей русской литературы, взывавшую к силам природы?
      82. Кто выносит к людям тело Катерины и встречался ли он с ней до её гибели?
      83. Кто в пьесе даёт меткие характеристики самодурам: «как с цепи сорвался», «всё под видом благочестия»?
      84. Способен ли Дикой просить прощения?
      85. Кто видит в Диком Анику-воина, всю жизнь воюющего с бабами?
      86. Чья это философия: «А по-моему: делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было»?
      87. Как считает Катерина, будут ли о ней, самоубийце, молиться?
      88. В заглавии «Гроза» наряду с прямым просвечивает иносказательный смысл. Какой? Есть ли у Островского ещё пьесы с аналогичными названиями?
      89. Согласны ли вы с тем, что детство и юность Катерины — «сухая и однообразная жизнь», что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей»? Чьё это мнение?
      90. Кто из критиков считал Катерину протестанткой, а кто — невинной жертвой (в каких статьях)?
      91. Почему Добролюбов именно в Катерине, а не в Ольге Ильинской и не в Елене Стаховой увидел «новый тип, создаваемый русской жизнью»?
      92. Как повторились в жизни драма Катерины и её самоубийство в Костроме перед премьерой «Грозы»?
      93. Кому принадлежат писательские отзывы о «Грозе»: «новая фаза русской литературы» и «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, вполне овладевшего собой таланта»?
      94. В каких пьесах главные герои обличают взяточничество и казнокрадство чиновников, но один устоял от соблазна приспособленчества, а другой — нет?
      95. Кто и в какой комедии в финале утверждает: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного»?
      96. Какая из поздних пьес напоминает «Грозу» и чем?
      97. Что означает имя «Лариса» и связано ли оно с образом героини «Бесприданницы»?
      98. Когда Лариса прозревает, поняв, как к ней относятся окружающие: «Наконец, слово для меня найдено»? Какое слово?
      99. Между кем происходит диалог: «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». — «И хорошего ювелира»?
      100. На героев какого писателя-современника похож Карандышев и чем?
      101. В какой костюм он наряжается на костюмированном вечере?
      102. Куда хочет увезти Ларису Кнуров?
      103. Кто из персонажей признаётся, что учился русскому языку у бурлаков, а другой с презрением отзывается о них: «Мы, то есть образованные люди», «считаем их образцом грубости и невежества»?
      104. В «Бесприданнице» много выстрелов. Одного из них — пушечного — испугалась Лариса. Что это был за выстрел?
      105. Кто первым стрелял в Ларису, а кто пытался застрелиться сам?
      106. Чем Лариса, возможно, провоцирует выстрел Карандышева, не решившись сама покончить с собой?
      107. Кому кричит Паратов возле смертельно раненной Ларисы, веля замолчать, на что она отвечает: «Пусть веселятся, кому весело»?
      108. Кто считался лучшей исполнительницей роли Ларисы в конце XIX — начале XX в.?
      109. Какой романс поёт героиня Островского, а каким заменила его В. Комиссаржевская и почему?
      110. Какой номер поставил автор на первой странице рукописи «Бесприданницы»?
      111. Сколько всего пьес насчитывает «театр Островского»?
      112. Кому принадлежит отзыв: «Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр»?
      113. Где поставлен в Москве памятник Островскому?
      114. Как называется фильм Э. Рязанова по мотивам одной из пьес Островского?


Ответы

      1. Юриста. Поступил на юридический факультет университета, но не закончил его.
      2. Совестный и коммерческий.
      3. «...Замоскворечья».
      4. «...Замоскворецкого жителя».
      5. «Банкрот». В духе Гоголя.
      6. Пороку не противостояла добродетель, злодеи не были наказаны. Николаем I, на 11 лет.
      7. Гоголя, слушавшего комедию в чтении автора на вечере у М. Погодина.
      8. В. Ф. Одоевский. «Свои люди — сочтёмся».
      9. Приказчика Подхалюзина.
      10. О дворянине. Агафью Тихоновну из гоголевской «Женитьбы».
      11. Купец Большов — приказчик Подхалюзин — мальчик-слуга Тишка.
      12. Самсон Большое и Лазарь Подхалюзин: сила в волосах (деньгах) и воскресение Лазаря («петь Лазаря» — притча о нищем, попавшем в рай).
      13. Доверился приказчику, считая его надежным человеком, и передал свое имущество, объявив о банкротстве.
      14. Большов: «Иуда ведь тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаём».
      15. Липочка.
      16. Добролюбова. «Тёмное царство».
      17. «Укрощение строптивой» — «Укрощение злой жены».
      18. «Москвитянин» — редактор профессор М. П. Погодин.
      19. «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Не все коту масленица», «За чем пойдешь, то и найдёшь», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Старый друг лучше новых двух», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда хорошо, а счастье лучше».
      20. «Волки и овцы», «Лес».
      21. «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Комик XVII столетия», «Сон на Волге, или Воевода».
      22. В 50-е гг. объездил всю верхнюю Волгу по поручению Морского министерства и побывал во многих волжских городах.
      23. Щелыково Костромской губернии, где отец купил имение.
      24. «Ночи на Волге».
      25. «Весенняя сказка».
      26. Дочь Мороза и Весны. Царство берендеев.
      27. Римский-Корсаков.
      28. Неимущая и несчастная.
      29. Дядя и племянница Торцовы.
      30. Приказчик Митя и Любим Торцов.
      31. Москвитянский. «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».
      32. «Воспитанница», «Гроза», «Горячее сердце», «Бесприданница».
      33. «Гроза», «Бесприданница», «Последняя жертва», «Бешеные деньги», «Пучина».
      34. «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Гроза», «Бесприданница», «Воспитанница», «Без вины виноватые», «На бойком месте».
      35. «Таланты и поклонники», «Бешеные деньги», «Последняя жертва», «Не всё коту масленица», «Шутники».
      36. Самодурство.
      37. Купец Тит Титыч Брусков в комедии «В чужом пиру похмелье» прозван Кит Китычем.
      38. «Пьесы жизни».
      39. В «Грозе» и «Бесприданнице».
      40. Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые».
      41. Геннадий Несчастливцев и Аркадий Счастливцев («Лес»).
      42. Артистический кружок и Общество русских драматических писателей.
      43. Кострома, Тверь, Кинешма, Ржев (Калинов и Бряхимов).
      44. «Увлечение» — I действие, «борьба с долгом» — II, «падение» — III, «раскаяние» — IV и «искупление» — V.
      45. Ремарка последнего действия: «Декорация I действия», т. е. Катерина погибает на том же берегу, где услышала пророчество сумасшедшей барыни.
      46. «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова.
      47. Кабанова, Дикой, Кудряш. Фекла — по-греч. «Богу слава».
      48. Катерина — по-греч. «чистая». Тихон — «удачный», но, скорее всего, связано с русскими словами «тихий», «тишина» (ср. «Тиша»),
      49. Вероятно, прозвище, а имя — Ваня. Лихача Кудрявича.
      50. Борис.
      51. Нет, он сын сестры Дикого.
      52. Сходство с фамилией русского изобретателя Кулибина.
      53. Перпетуум мобиле — вечный двигатель.
      54. «Громовые отводы», «огненного змея стали запрягать» — «ради скорости».
      55. Дикой. «Елестричество».
      56. Ломоносова. «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна».
      57. Ада, геенны огненной.
      58. Про султана Махнута турецкого и персидского, судей неправедных и людей с песьими головами.
      59. Феклушей и Кулигиным.
      60. К Борису.
      61. У Катерины.
      62. Кабаниха упрекает сноху, что она отваживает сына от матери.
      63. Храмы золотые, сады необыкновенные, кипарисом пахнет, поют невидимые голоса, а она летает по воздуху — похоже на рай.
      64. В саду, среди деревьев, трав и цветов, на восходе солнца.
      65. «Птичка», «бабочка».
      66. Очевидно, она издалека, так как даже мысли искать спасения у родных не возникает. Судя по её детству и юности, семья зажиточная — вышивала по бархату золотом.
      67. Что нет детей. «Умру я скоро».
      68. Кланяться в ноги и становиться на колени, а не обниматься и целоваться.
      69. «... до жены ли мне?».
      70. Варваре. Нет, но та сама догадывается.
      71. «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
      72. Обидели её в 6 лет чем-то, выбежала она на Волгу, села в лодку и оттолкнула ее от берега, а утром нашли девочку за 10 верст.
      73. Ключ от калитки, сунутый Варварой Катерине чуть ли не насильно.
      74. «...людского суда».
      75. Катерина о Тихоне.
      76. «Обманывать-то», «...скрыть-то».
      77. Немножко побил изменницу.
      78. «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»
      79. «...пропастью», «лукавый...».
      80. «...завяла...».
      81. К ветрам, чтобы перенесли её тоску, к уехавшему любимому. Ярославну из «Слова о полку Игореве».
      82. Кулигин. Нет.
      83. Кудряш о Диком и Кабанихе.
      84. Во время поста изругал и чуть не прибил мужика, пришедшего за деньгами, и потом просил прощения и в ноги кланялся при всём народе, т. е. замаливал свой грех перед Богом.
      85. Кабаниха.
      86. Варвары.
      87. «Кто любит, тот будет молиться».
      88. Природное явление и событие, потрясшее всех и освежившее затхлую атмосферу. «Лес», «Пучина».
      89. Добролюбова. Вряд ли с этим можно согласиться, это была вольная жизнь в единении с природой, в надеждах и мечтах.
      90. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве», Писарев. «Мотивы русской драмы».
      91. Героини Гончарова и Тургенева — одна живёт в пошлости, хотя и осознаёт её, другая готова к деятельности, но сама не смеет к ней приступить. Характер же Катерины решительный и самоотверженный, и она не изменяет себе, предпочитая гибель лживой жизни.
      92. В Костроме в купеческой семье Клыковых утопилась 19-летняя невестка, полюбившая чиновника Марьина. Пьеса была закончена 9 октября 1859 г., премьера состоялась 16 ноября, а самоубийство — 10 ноября.
      93. Герцену и Тургеневу.
      94. «Доходное место» и «На всякого мудреца довольно простоты».
      95. Жадов в «Доходном месте».
      96. «Бесприданница» — действие происходит в приволжском городе, на обрывистом берегу, «жестокие нравы», цельная натура героини, жаждущей любви и обманувшейся в ней, и трагический финал.
      97. По-греч. «чайка» — белокрылая, вольная птица, любящая простор.
      98. Карандышев рассказывает ей о том, что её разыгрывали, как вещь, Кнуров и Вожеватов. «Вещь».
      99. Между Кнуровым и Вожеватовым.
      100. На героев Достоевского с их амбициями, ущемленной гордостью, готовностью мстить за свое унижение (топор, пистолет).
      101. Разбойника с топором в руке.
      102. В Париж на Всемирную выставку.
      103. Паратов и Карандышев.
      104. По словам Карандышева, «какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи, так в честь него салютуют».
      105. Паратов на спор, хвалясь своей меткостью, выстрелил в стакан на голове Ларисы. Карандышев.
      106. Объявляет Карандышеву, что она слишком дорогая для него вещь, что его она не будет и предпочитает принадлежать Кнурову.
      107. Цыганскому хору.
      108. В. Комиссаржевская.
      109. «Не искушай меня без нужды...» Баратынского, более подходящий для дворянской барышни, — «Он говорил мне: будь ты моею...» в цыганском духе, аккомпанируя себе на гитаре.
      110. «Опус 40» — 40-я пьеса Островского.
      111. 47 пьес.
      112. И. А. Гончарову.
      113. Перед зданием Малого театра, который называют «Домом Островского».
      114. «Жестокий романс».


И. А. Гончаров
(1812—1891)

Вопросы

      1. В качестве кого более 40 лет жизни вынужден был служить Гончаров, обращаясь к литературному творчеству урывками?
      2. «Я служу искусству, — говорит писатель, — как запряжённый...» Кто?
      3. Каким двум братьям, будущим поэту и критику, преподавал Гончаров литературу как домашний учитель?
      4. Где анонимно поместил свои первые сочинения молодой Гончаров?
      5. В каком гончаровском произведении Белинский видел «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности»?
      6. Какая «обыкновенная история» произошла с младшим и старшим Адуевыми?
      7. Кому клянется, уезжая из родного дома, в вечной любви Александр и что хранит как ее символ?
      8. На каких трех чувствах «помешался» юный Адуев?
      9. В чем повторяет Александр своего дядю?
      10. О какой «холодной и тонкой тирании» над сердцем женщины говорится в романе?
      11. Кого можно назвать литературными предшественниками Адуевых как представителей двух типов: романтика и скептика?
      12. Как зовут жену Петра Ивановича и какую форму имени — литературную и разговорную дал автор своей героине, возможно, следуя за Пушкиным?
      13. На каком корабле совершил кругосветное путешествие Гончаров и какую книгу очерков написал?
      14. Какой «Эпизод из неоконченного романа» опубликовал писатель в 1849 г. за 10 лет до окончания романа?
      15. От какого направления, «охватившего всё общество и литературу» в 40-е гг., отказался Гончаров во время работы над «Обломовым»?
      16. Кого из гончаровских героев можно назвать честными Чичиковыми?
      17. На чьё высказывание о «семействе тех людей, которые на Руси не переводятся, которым прежде имена были: увальни, лежебоки, байбаки» опирался Гончаров, задумывая своего Обломова?
      18. У каких двух литературных героев на столе лежит книжка, которую один читает два года с закладкой на 14-й странице, а у второго страницы книги покрылись пылью и почернели?
      19. Первое впечатление от этих героев одинаково: «Какой приятный и добрый человек!» и «Добряк, должно быть, простота!», но вглядевшись пристальнее в первого, почувствуешь «скуку смертельную», а во второго — улыбнёшься и отойдешь «в приятном раздумье». Кто они?
      20. Показано ли в романе детство Обломова и в какой форме?
      21. Что с детства стало для него идеалом настоящей жизни?
      22. Кому из персонажей принадлежит афоризм: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением ... »?
      23. Кто произносит слово «обломовщина» как ключ к разгадке существования Обломова?
      24. Перед Обломовым стоит дилемма: «Или я не понял этой жизни, или она никуда ... ». Какое слово пропущено?
      25. Апатия Обломова связана не только с ленью, но и с неудовлетворенностью жизнью. Что скрывается за обликом и поведением лежебоки и байбака?
      26. Закончите одно из рассуждений Обломова: «Вы думаете, что для мысли не надо сердца. Нет, она оплодотворяется...».
      27. Что сравнивал Обломов с «болезнью, подобной оспе, кори или горячке»?
      28. О ком из своих героев автор самокритично заметил: «Он слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея»?
      29. По мнению Гончарова, в двух пушкинских героинях уловлены два господствующих женских характера — пассивный, подчинённый традициям и самобытный, с «инстинктами самосознания» (собачий и кошачий). Воплотил ли он сам эти типы?
      30. Кого напоминает нам Ольга Ильинская: «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла»?
      31. Воодушевленная целью возрождения Обломова и своей ролью творца, с кем сравнивает Ольга себя и его?
      32. Гончаров дал Пшеницыной имя одной гоголевской героини. Какой?
      33. Кого имел в виду Добролюбов, говоря, что одна из тургеневских героинь «как будто служит ответом на вопросы и сомнения» гончаровской Ольги, которая томится и тоскует, не зная о чем?
      34. Как и Тургенев, Гончаров выделял в мировой литературе два типа, которые поглотили «в себе всё, что есть комического и трагического в человеческой природе». Кто эти типы?
      35. Гончарова всю жизнь интересовал «один артистический идеал» — тип идеалиста и разочарованного романтика. Таких героев мы встречаем во всех его романах. Назовите их.
      36. Кого противопоставлял Гончаров своим романтикам и идеалистам?
      37. Можно ли установить даты жизни Обломова?
      38. Черты характера и внешности какой реальной женщины, которую хорошо знал Гончаров, отразились в Ольге Ильинской?
      39. С кем из оставшихся в живых декабристов повидался писатель, возвращаясь из кругосветного путешествия через Иркутск и Якутск?
      40. Как эта встреча отразилась на первоначальном замысле романа «Обрыв»?
      41. Какие заглавия предшествовали окончательному названию-символу?
      42. В защиту кого задумывался роман и кому посвящается?
      43. Из-за чего произошла ссора Гончарова с Тургеневым, продолжавшаяся более 20 лет?
      44. Двух своих любимых героинь автор называл: «День» и «таинственная Ночь». Кого?
      45. А кого он называл то «потенциальным Обломовым», то «проснувшимся Обломовым», то «сыном Обломова»?
      46. На кого указывал писатель как на прототип Татьяны Марковны Бережковой?
      47. Какие два типа нигилизма сочетаются в образе Волохова, приводя к его раздвоению?
      48. Куда отправляется раскаявшийся Волохов в конце романа?
      49. Кто считает Веру то «жалкой самкой» и кошкой, то «палачом в юбке»?
      50. Случаен ли выбор фамилии для жениха Веры?
      51. С кем из литературных героев-предшественников можно сравнить Райского с его «охотой к перемене мест» и привычкой скучать?
      52. По его словам: «Нет для меня тихой пристани — или горение, или сон и ... !»
      53. О каком гончаровском герое Чехов сказал, что он наполовину сочинён, а «на три четверти ходулен», и хотя автор уверяет нас, что «это великолепный малый», но на самом деле «это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная»?


Ответы

      1. Редактора и цензора.
      2. «...вол».
      3. Аполлону и Валериану Майковым.
      4. В рукописных альманахах «Подснежник» и «Лунные ночи», выпускавшихся в салоне Майковых, — повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» (1838—1839).
      5. В романе «Обыкновенная история».
      6. Один из романтика становится практиком и дельцом, а другой, строивший жизнь на трезвом расчете, терпит крах.
      7. Сонечке; локон и колечко.
      8. На дружбе, любви и честолюбии.
      9. Делает карьеру, богатеет и... испытывает боли в пояснице.
      10. Об отношении Петра Адуева к жене, которую он подчинил своей воле и рассудку.
      11. Владимира Ленского и Евгения Онегина.
      12. Лизавета Александровна (вместо литературной формы «Елизавета»), см. в «Пиковой даме» — Лизавета Ивановна.
      13. На фрегате «Паллада», «Фрегат «Паллада».
      14. «Сон Обломова» из романа «Обломов».
      15. От «критического» во главе с Белинским и Гоголем.
      16. Петра Адуева и Андрея Штольца.
      17. Гоголя в «Мертвых душах».
      18. У Манилова и Обломова.
      19. Манилов и Обломов.
      20. В форме сна.
      21. Сытость и покой.
      22. Штольцу, «...жить».
      23. Вначале Обломов, а в конце романа Штольц.
      24. «...не годится».
      25. «Золотое сердце», «гуманное сердце».
      26. «...любовью».
      27. Любовь.
      28. О Штольце.
      29. В Ольге и Татьяне («Евгений Онегин») — Пшеницына и Ольга Ильинская, Марфинька и Вера («Обрыв»).
      30. Татьяну Ларину: «Всё тихо, просто было в ней», «без взора, наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей».
      31. Себя с Пигмалионом, его с Галатеей. (Имеется в виду античный миф о скульпторе, влюбившемся в собственное творение.)
      32. Агафья Матвеевна — Агафья Тихоновна («Женитьба»).
      33. Елена Стахова из «Накануне».
      34. Дон-Кихот и Гамлет.
      35. Александр Адуев, Илья Обломов, Борис Райский.
      36. Трезво мыслящих реалистов, деловых людей — Петра Адуева, Андрея Штольца, Ивана Тушина.
      37. Действие в романе начинается в 1843 г., когда Илье Ильичу было 32—33 года (родился примерно в 1810 г.), а заканчивается в 1851 г., т. е. Обломов умер в 41 год. Эпилог через 5 лет — в 1856 г.
      38. Екатерины Павловны Майковой, детской писательницы.
      39. Волконским, Трубецким, Якушкиным.
      40. Вера должна была повторить подвиг жён и невест декабристов и отправиться в Сибирь с нигилистом.
      41. «Райский» и «Художник Райский», «Вера».
      42. В защиту женщин и посвящался русским женщинам.
      43. Из-за некоторых перекличек между «Обрывом» и «Дворянским гнездом» и «Накануне»: родословная героев, Марфа Тимофеевна была бабушкой Лизы — переделана в тетку; замысел изобразить новую женщину, способную на подвиг. Гончаров после выхода «Накануне» вынужден был отказаться от первоначального сюжета и «анализировать так называемое падение».
      44. Ольгу и Веру.
      45. Райского.
      46. «В бабушке воплотились некоторые черты характера своей матери».
      47. Политический и бытовой нигилизм — протест против насилия и несправедливости и воровство, хамство, грубость.
      48. На Кавказ.
      49. Райский.
      50. Тушин — так назвал своего героя и Л. Толстой, скромного и храброго русского офицера-патриота («Война и мир»).
      51. С Евгением Онегиным.
      52. «...скука».
      53. О Штольце.


И. С. Тургенев
(1818—1883)

Вопросы

      1. В раннем детстве за ласковый и кроткий нрав мать называла Ваню «дочкой»: «Моя ... ». Как переделывала она на женский лад его имя? Каким наказанием подвергала своего любимого сына Варвара Петровна за всякие мелочи и пустяки, приговаривая: «Сам знаешь, за что»?
      2. Какое любимое занятие было у семилетнего мальчика?
      3. Кто внушал будущему писателю, что сочинять стихи может «либо пьяница горький, либо круглый дурак»?
      4. Кто из студенческих друзей Тургенева, поэт и философ, которым он восхищался, называя «царским сыном, не знавшим о своём происхождении», рано умер от чахотки?
      5. А другой друг, бывший в молодости гегельянцем, стал анархистом и занялся революционной деятельностью. Кто он?
      6. Кого Тургенев называл «сестрой и лучшей единственной подругой», но связать с ней свою судьбу не захотел?
      7. О какой случайной и мимолетной встрече юноша написал так: «Я успел только разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза»?
      8. Начав как поэт, Тургенев одну из ранних своих поэм назвал именем пушкинской героини в двух его поэтических произведениях. Что это за имя? Назовите произведения Пушкина.
      9. Кого начинающий писатель считал «отцом и командиром»?
      10. О каком письме молодой Тургенев писал: «Белинский и его письмо, это — вся моя религия»?
      11. Ранние тургеневские произведения подписаны псевдонимом «Т. Л.». Что он означает?
      12. Кому в начале 40-х гг. Тургенев был представлен как «молодой русский помещик, славный охотник, интересный собеседник и плохой поэт»?
      13. В «Евгении Онегине» Пушкина мать Татьяны «звала Полиною Прасковью» — аналогичная история произошла и в жизни Тургенева, и русская девушка не только сменила имя, но и превратилась во француженку. Кто она?
      14. О каком чужом гнезде говорил Тургенев: «Полно сидеть на краешке чужого гнезда»?
      15. Кто напутствовал Тургенева, отметив его первые прозаические опыты: «Вы нашли свой настоящий род»?
      16. Какую «аннибалову клятву» дал в юности Тургенев и следовал ей всю жизнь?
      17. По поводу каких событий он говорил, что «в те дни мир находился в родовых схватках»? С каким бывшим крепостным, ставшим известным актером, подружился Тургенев в конце 40-х гг., написав для него роли в двух своих пьесах?
      18. В ком из своих старших современников Тургенев видел «великого художника» и благоговел перед ним, «даже когда не соглашался с ним»?
      19. «Какую русскую душу не потрясут эти слова?!» — воскликнул в отчаянии и потрясении Тургенев в марте 1852 г. Что это за слова?
      20. Как был наказан Тургенев за отклик (некролог) на смерть Гоголя?
      21. Какую повесть, ставшую хрестоматийной, написал он, сидя под арестом в полицейской части?
      22. О ком из тургеневских героев говорят: «Ведь у него просто Минина и Пожарского рука»? Что это значит?
      23. О каком тургеневском произведении автор отзывался как о «лепте, внесенной в сокровищницу русской литературы», а критик — как о новом слове: писатель «зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил»?
      24. Как по-вашему, Хорь и Калиныч — это имена или фамилии?
      25. Какое прозвище и почему получил лесник и известно ли его имя?
      26. Какие песни исполняют певцы в одноименном рассказе и кто из них побеждает?
      27. О ком из персонажей мы узнаем, что он по господской воле был казачком, кучером, поваром, актёром, садовником и, наконец, рыболовом у пруда, где не водится рыба?
      28. Какой рассказ хотел написать и включить в «Записки...» Тургенев о расправе крестьян с жестоким помещиком?
      29. Кто и о ком с возмущением говорит: «Я, разумеется, тотчас же приказал её остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню... Больной член лучше отсечь разом»? За что наказана «она»?
      30. А кто с наслаждением прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, и подражает им: чюки-чюк?
      31. В каком рассказе герой описывает удивительную землю, где обитает вещая птица Гамаюн, где золотые яблоки растут на серебряных ветках и люди живут «в довольстве и справедливости»?
      32. Чья это ироническая характеристика: «...выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтенья небольшой охотник... В карты играет мастерски. Вообще... считается одним из образованнейших и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры»?
      33. А вот другая характеристика: «...первая красавица во всей нашей дворне, — высокая, полная, белая, румяная, — хохотунья, плясунья, певунья!» Кто она и какая трагедия произошла с ней?
      34. В каком рассказе приведено авторское размышление о русском человеке: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет, — ему всё равно»?
      35. Узнаете ли вы тургеневских героев из «Записок охотника»: а) добрый, любящий всё живое, поэтически настроенный; б) практичный и умный, внешне похожий на Сократа; в) угрюмый, страдающий от одиночества, но не утративший доброты; г) странник и правдоискатель, ищущий лучшей доли для всех; д) преданно любящая и несчастная крестьянская девушка, брошенная самодовольным, избалованным камердинером богатого барина?
      36. Тургенев — мастер пейзажа, его картины природы пластичны, полны движения, ритмичны. Попробуйте в следующих описаниях подставить пропущенные слова: «Бледно-серое небо светлело, холоднело, синело, звезды то мигали слабым светом, то ... , отсырела земля, запотели ... , кой-где стали раздаваться ... звук и голоса, и жидкий, ранний ... уже пошёл бродить и порхать над землёю». Не помните, откуда взят этот отрывок?
      37. Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, а детей и не бывало вовсе» — напоминает парный портрет героев русского писателя — предшественника Тургенева. Каких героев?
      38. А начало повести «Первая любовь»: «Гости давно разъехались» — сходно с известным зачином «Гости съезжались на дачу» другого великого предшественника. Кого?
      39. Кого из гениев мировой литературы Тургенев назвал «всепрощающим сердцеведцем»?
      40. Какие тургеневские произведения написаны по мотивам Шекспира и Гете?
      41. Говорят, что для русской словесности Тургенев сделал то же, что Петр I для России: «прорубил окно в Европу». Что это означает?
      42. Кого из русских писателей особенно пропагандировал Тургенев на Западе?
      43. С кем из французских писателей он дружил и общался?
      44. Кого из современных писателей он считал «подлинным русаком», которому дорога Россия, а не славянофильство?
      45. На какой юбилей в 1855 г. Тургенев был приглашён и приехал в Москву?
      46. На слова какого тургеневского стихотворения о «первых и последних встречах» был написан популярный романс, который исполняется до сих пор?
      47. В какой пьесе цензура предложила автору превратить замужнюю женщину, увлечённую студентом, в старую деву или вдову, чтобы не оскорблять общественной нравственности?
      48. Как первоначально назывался роман «Рудин» и почему Тургенев отказался от первого заглавия?
      49. «Когда он смеялся, лицо его принимало странное, почти старческое выражение, глаза ёжились, нос морщился...» Чей портрет приведён здесь? А вот у героя другого русского писателя тоже была странность: когда он смеялся, глаза его не смеялись. Чем ещё похожи эти герои друг на друга?
      50. Подтверждает или опровергает автор мнение о Рудине, что его слова «так и останутся словами и никогда не станут поступком»?
      51. Описывая студенческий кружок Покорского, Тургенев отдает дань реальному руководителю такого кружка, членом которого состоял и он сам. О ком вспоминает писатель?
      52. Кого современники узнавали в Рудине?
      53. Кто бросает Рудину обвинение: «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертве»?
      54. Кто из персонажей романа вначале обвиняет Рудина в актёрстве, а потом меняет мнение о нём и говорит: «В нём есть ... , а это самое драгоценное качество в наше время»? Какое качество противопоставляется актёрству?
      55. Главный герой как бы окружён «двойниками», которые выявляют или утрируют (усиливают) его сильные и слабые стороны. Назовите их.
      56. Кого цитирует в своей речи и письмах Рудин: «Блажен, кто смолоду был молод» и «До чего ты, моя молодость, довела меня, домыкала, что уж шагу ступить некуда»? С кем из литературных героев он сравнивает себя?
      57. Знали ли защитники баррикад, кто такой Рудин?
      58. Как называлась статья Чернышевского о повести «Ася», в которой доказывалось, что в несчастной любви виноват нерешительный, слабый герой, пасующий перед нею?
      59. Кто из тургеневских героев, как блудный сын, возвращается в родной дом и обретает утраченное им чувство родины?
      60. Какие автобиографические мотивы отразились в романе «Дворянское гнездо»?
      61. Какого толстовского героя напоминает Лаврецкий и внешностью, и характером, и некоторыми моментами биографии?
      62. Какие литературные ассоциации вызывает у вас встреча Лаврецкого в конце романа с молодежью: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы...»?
      63. Какой смысл вкладывал в название «Накануне» автор, а какой — критик, написавший знаменитую статью?
      64. Перед каким выбором стоит молодая Россия в романе (выбор символизируется в образах «женихов» Елены)? Случайно ли имя героини?
      65. Был ли прототип у Инсарова?
      66. В чём видел Инсаров залог победы над завоевателями и освобождения Болгарии?
      67. Какие две статуэтки вылепил Шубин, пытаясь понять характер Инсарова?
      68. Как «участвует» природа в истории любви Елены и Инсарова?
      69. Какие два слова, свидетельствующие о драматическом раздвоении души, произносит в бреду умирающий Инсаров?
      70. Завершает роман письмо Шубина: «И вот теперь я, отсюда, из моего „прекрасного далёка“, снова вас спрашиваю...». Кого и о чем спрашивает Шубин? Откуда он пишет письмо и почему берет в кавычки слова «прекрасного далёка»?
      71. Какой тип русской женщины открыл писатель?
      72. Кто из его героинь ведёт дневник и записывает в нём свои душевные мечты и мысли: «Быть доброй — этого мало; делать добро... да... это главное в жизни. Но как делать добро?»
      73. А другая в самую горькую минуту раскрывает наугад томик Пушкина и читает: «Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней». Кто она и откуда прочла пушкинские строки?
      74. Почему Тургенев после многолетней дружбы с Некрасовым и сотрудничества в «Современнике» ушёл из журнала и порвал отношения с его редактором?
      75. Опираясь на мировую литературу, Тургенев выделяет два человеческих типа: решительный энтузиаст-борец и вечно сомневающийся мыслитель. В каких тургеневских образах воплощены эти типы?
      76. В ком из своих героев Тургенев видел «антипода Рудина», «независимую душу и гордеца первой руки»?
      77. Задумав роман «Отцы и дети», какую подготовительную работу проделал писатель, чтобы понять изнутри чуждую ему душу?
      78. Тургенев любил обозначать точные даты происходящих в его романах событий. Когда начинается действие в «Отцах и детях»?
      79. В связи с чем в романе дважды упоминается 1848 год?
      80. Против кого, как утверждал автор, был направлен его роман?
      81. Кому он был посвящен?
      82. Разъясняя мировоззрение своего героя, Тургенев подчеркивал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: ... ». Какое слово пропущено?
      83. Кто считает Базарова «живодёром» и «прощелыгой», а кто относится к нему как к «шуту гороховому»?
      84. Какие базаровские афоризмы вы знаете: «Природа не храм ... », «Порядочный химик ... », «И Рафаэль ... », «Важно то, что дважды два четыре ... »?
      85. Какие эпитеты пропущены в следующих описаниях: «крепко стиснул его обнаженную ... руку, которую тот не сразу ему пожал» и «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными ... ногтями»? Чьи это руки?
      86. О чем Базаров говорит: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество»?
      87. Выполняет ли Базаров свою первоначальную «программу любви»: если нравится женщина, добивайся её, а не выйдет — отойди — «земля не клином сошлась»? А кто последовал ей?
      88. Как называли в губернии Николая Петровича и за что?
      89. На каком инструменте играл и что любил исполнять Николай Петрович?
      90. Какую книгу отобрал у него Аркадий?
      91. «Он любил помечтать, деревенская жизнь развила в нём эту способность» и «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад — мизантропическая душа». Кто они?
      92. Чьи строки и откуда декламировал Николай Петрович: «Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви...»?
      93. И дважды повторяется упоминание о прошедших десяти годах: «Десять лет прошло как сон» и «Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». К кому оно относится?
      94. Известно ли вам что-нибудь о прототипе Павла Петровича?
      95. Что хранит уехавший за границу в конце романа Павел Петрович на память о России?
      96. В каком увлечении свёл автор двух героев-антиподов?
      97. Какое варенье хранится в комнате у Фенечки с собственноручной её надписью на бумажной крышке?
      98. По какому поводу Базаров заявил Аркадию: «О, друг мой, Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя — не говори красиво»?
      99. А сам Базаров, произносит ли он красивые, возвышенные фразы? Закончите одну из них: «Дуньте на умирающую лампаду...». К кому она обращена?
      100. Кто о ком говорит: «Он, что сокол, захотел — прилетел, захотел — улетел, а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком, и ни с места!»?
      101. Каким уменьшительным именем мать зовет Базарова?
      102. Через месяц после начала действия в романе Базаров вспоминает о дне своего ангела. Когда день ангела у героя?
      103. С каким русским политическим деятелем начала XIX в. сравнивает себя Базаров, упомянув о своём деде-дьячке, т. е. о своём поповском происхождении?
      104. Отец Базарова гордится, что во время Отечественной войны щупал пульс у знаменитого поэта, своего тёзки. У кого?
      105. Сколько историй любви, описанных в «Отцах и детях», вы можете перечислить?
      106. Что имеет в виду Одинцова, утверждая, что она и Базаров «слишком одинаковы»?
      107. Что объединяет карикатурно эмансипированную Кукшину и Одинцову?
      108. Как Базаров размышляет перед смертью о том, кто нужен России?
      109. Последние базаровские слова: «Теперь... темнота» — перекликаются с последней фразой одного шекспировского героя: «А дальше... тишина». Кого?
      110. А словами другого литературного героя: «ум с сердцем не в ладу» — можно определить любовную драму Базарова. Назовите этого героя.
      111. «Тяжёлая, одинокая слеза», которая катилась по щеке Павла Петровича во время объяснения с Фенечкой, напоминает «нечеловеческую слезу» лермонтовского героя: «...из померкших глаз слеза тяжёлая катится». Кто он?
      112. В чём причина смерти Базарова и её символичность?
      113. Угадал ли Базаров, что будет расти на его могиле?
      114. Какими эпитетами наделяет автор базаровское сердце в конце романа: «Какое бы ... , ... , ... сердце ни скрылось в могиле...»?
      115. А современник Тургенева назовёт Базарова «беспокойным и тоскующим», а его сердце «великим». Кому принадлежал этот отзыв?
      116. О ком из тургеневских героев Герцен отозвался как о «пустейшем человеке с душистыми усами»?
      117. Кто из критиков и в каком демократическом журнале выступил против «Отцов и детей», назвав их «карикатурой самой злостной» и клеветой на современную молодёжь?
      118. Прямо противоположного мнения о романе был другой критик, посвятивший ему две статьи. Кто и какие?
      119. Через 60 лет режиссер В. Э. Мейерхольд намеревался экранизировать «Отцов и детей» и хотел пригласить на роль Базарова советского поэта. Кого?
      120. Тургеневские романы обычно имеют эпилоги, которые начинаются так: «Прошло ещё несколько лет. Был осенний холодный день», «Прошло восемь лет. Опять наступила весна...», «С тех пор минуло уже около пяти лет, и никакой вести не приходило больше об ... », «Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима...». Назовите, в каких романах даны эти эпилоги.
      121. Тургеневские романы заканчиваются на трагедийной или элегической ноте, а иногда с неопределенно-вопросительной интонацией: «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо» или «Увар Иванович поиграл перстами и устремил в отдаление свой загадочный взор». На какой вопрос так и не ответили герой и автор?
      122. Тургенев считал, что писатель должен быть психологом, но не явным, а каким?
      123. О ком Тургенев отзывался то как о «гиганте среди остальной литературной братии», то как о «слоне в зверинце»?
      124. Чей роман Тургенев встретил резко неприязненно: «Его манера возбуждает во мне физическое отвращение»?
      125. Себя Тургенев считал «одним из писателей междуцарствия — эпохи между ... и будущим главою». Кого он имел в виду?
      126. «И его, и твои мемуары — правдивая картина русской жизни только на двух её концах — и с двух разных точек зрения», — писал Тургенев Герцену. О каких мемуарах шла речь?
      127. У кого в гостях Тургенев говорил, что хозяевам будущее России представляется вроде патриархальной и радушной обители, как их имение Абрамцево. Что это была за семья?
      128. Кого называют «последней любовью» Тургенева?
      129. О каком своем романе Тургенев писал: «Ругают все — и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку, особенно сбоку», возможно, имея в виду отрицательные отзывы «литературной братии» — Толстого, Гончарова, Достоевского, Тютчева?
      130. К каким двум своим произведениям начала 70-х гг. писатель предпослал эпиграфы: «Весёлые годы. Счастливые дни, — Как вешние воды, Промчались они» (из старинного романса) и «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом» (из записок хозяина-агронома)?
      131. Позднее, разъясняя последний эпиграф, Тургенев подчеркивал, что плуг «не значит революция, — ... ». Что он противопоставил революции?
      132. В предварительном плане последнего своего романа автор так охарактеризовал одного из героев: «Темперамент уединенно революционный, но не демократический, натура трагическая — и трагическая судьба». Кто этот герой?
      133. В предсмертной записке к другу Нежданов просит прочитать в «Евгении Онегине» один отрывок: «Окна мелом забелены; хозяйки нет». Почему он вспомнился герою в самую горестную минуту?
      134. Чем концовка «Нови»: «„Безымянная Русь!“ — сказал он наконец» напоминает финал первого тургеневского романа?
      135. Оглядываясь на своё романное творчество и подводя ему итоги, Тургенев скажет: «Из всего моего литературного прошлого я имею причины быть довольным именно этой повестью». Какой роман из шести выделил сам автор?
      136. Какое заглавие дал Тургенев своим «стихотворениям в прозе»?
      137. Какое свидание со старым другом, во время которого не было произнесено ни одного слова, описано в стихотворении «Последнее свидание»?
      138. О героине какого стихотворения высказано два диаметрально противоположных суждения: «дура» и «святая»?
      139. Тургенев восхищался удивительной русской женщиной, которая во время войны за освобождение Болгарии пошла в сестры милосердия, перенесла много тягот и опасностей, умерла от тифа, и посвятил её памяти одно из своих стихотворений в прозе. Какое?
      140. Заглавия трёх стихотворений представляют собой цитаты: «Услышишь суд глупца...», «Как хороши, как свежи были розы...» и «О моя молодость! О моя свежесть!». Кого цитирует автор и какую неточность допускает в последней цитате?
      141. В стихотворении «Русский язык» Тургенев называет его своей «поддержкой и опорой» и определяет его несколькими эпитетами. Какими?
      142. Какое стихотворение заканчивается сентенцией: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. — Только ею, только любовью держится и движется жизнь»?
      143. Вставьте пропущенные слова в тургеневских афоризмах: а) «Первые страдания, как первая любовь, не ... , — и слава Богу!» («Рудин»); б) «...весной легко расставаться — весной и... тянет вдаль» («Лес и степь»); в) «Всё минется, одна ... останется»; г) «Россия без каждого из нас ... может, но никто из нас без неё не может ... »; д) «Благодарность — долг; всякий человек платит свои долги, но любовь — не ... »; е) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва ... ».
      144. С чем прощался Тургенев в письме к Я. Полонскому перед смертью: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня моему саду, молодому ... , ... поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу»?
      145. Умирая вдали от Родины, Тургенев просил похоронить его рядом с дорогой ему могилой. Чьей?


Ответы

      1. Жаннет. Собственноручно секла розгами, а если он отвечал, что не знает, секла вторично.
      2. Ловля птиц.
      3. Мать Варвара Петровна.
      4. Николай Станкевич.
      5. Михаил Бакунин.
      6. Сестру Бакунина Татьяну.
      7. С Пушкиным.
      8. «Параша». «Домик в Коломне» и «Медный всадник».
      9. В. Г. Белинского.
      10. О «Письме к Гоголю» Белинского.
      11. Тургенев-Лутовинов. Лутовинова — девичья фамилия матери, Спасское-Лутовиново — название родового имения.
      12. Французской певице Полине Виардо.
      13. Незаконная дочь Тургенева Пелагея, воспитывавшаяся в семье Виардо.
      14. О семье Полины Виардо.
      15. Белинский.
      16. Бороться с крепостным правом.
      17. О французской революции 1848 г.
      18. В Гоголе.
      19. «Гоголь умер».
      20. Арестован и просидел месяц в полицейской части, а затем сослан в своё имение.
      21. «Муму».
      22. О Герасиме — громадные руки, как у памятника.
      23. О «Записках охотника». Критик — В. Г. Белинский.
      24. Хорь — наверное, прозвище, а Калиныч — отчество.
      25. Бирюк — одинокий, угрюмый человек. Зовут его Фомой.
      26. Рядчик поёт плясовую «Распашу я молода-молоденька...», а Яков Турок — «Не одна во поле дороженька пролегала...». Побеждает второй.
      27. Сучок в рассказе «Льгов».
      28. «Землеед» — как крестьяне заставили помещика есть землю за то, что тот её отрезал у них.
      29. Помещик Зверков о горничной Арине, посмевшей полюбить и просить разрешения на замужество.
      30. Стегунов Мардарий Аполлонович («Два помещика»).
      31. «Касьян с Красивой Мечи».
      32. Пеночкина.
      33. Лукерья из «Живых мощей» — многие годы лежит неподвижно, разбитая параличом.
      34. «Хорь и Калиныч».
      35. а) Калиныч; б) Хорь; в) Бирюк; г) Касьян; д) Акулина («Свидание»).
      36. «...исчезали», «...листья», «...живые», «...ветерок». «Бежин луг».
      37. Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя.
      38. Пушкина.
      39. Шекспира.
      40. «Гамлет Щигровского уезда», «Степной король Лир» и «Фауст».
      41. Тургенев познакомил Европу с российской словесностью и сам переводил на французский язык произведения русских писателей.
      42. Пушкина, Гоголя, Крылова.
      43. С Г. Флобером, П. Мериме, Э. Золя, Д. Доде, Г. де Мопассаном, Жорж Санд, бр. Гонкур.
      44. А. Островского.
      45. Столетний юбилей Московского университета, в котором он учился.
      46. «Утро туманное, утро седое...» («В дороге»).
      47. «Месяц в деревне».
      48. «Гениальная натура» — ироническое звучание, тем более что Лежнев говорит, что если в Рудине гениальность и есть, то натуры нет никакой.
      49. Рудин и Печорин — «лишние люди», искавшие смысла жизни, странники, всюду и всем чужие, мятущиеся души, но один энтузиаст, а другой скептик.
      50. Опровергает его гибелью на баррикадах в Париже в 1848 г.
      51. О Н. Станкевиче.
      52. М. Бакунина.
      53. Наталья Ласунская.
      54. Лежнев, товарищ студенческих лет. Энтузиазм.
      55. Лежнев, Пандалевский, Басистов.
      56. Пушкин. «Евгений Онегин» и Кольцов. «Перепутье». С Дон-Кихотом.
      57. Нет, они считали его поляком и не знали его имени.
      58. «Русский человек на «rendez-vous».
      59. Лаврецкий («Дворянское гнездо»).
      60. Детские годы в деревне, спартанское воспитание, отношения с отцом, разрыв с женой, русской парижанкой, — отзвук размолвки с Виардо, желание вернуться в Россию и заняться сельским хозяйством.
      61. У Пьера Безухова мать — крепостная крестьянка, неудачная женитьба и разрыв с женой, новая любовь, неудовлетворенность жизнью и т. п.
      62. С пушкинским «Здравствуй, племя младое, незнакомое...» («Вновь я посетил...»).
      63. Накануне появления «русских Инсаровых» и накануне революции — Добролюбов. Его статья называлась «Когда же придет настоящий день?».
      64. Берсенев — наука, Шубин — искусство, Курнатовский — государственная деятельность, Инсаров — гражданский подвиг. Елена Прекрасная — из-за которой началась Троянская война.
      65. Болгарин Николай Катранов женился на русской девушке Ларисе, уехал на родину, скончался от туберкулеза в Венеции, писал стихи, был переводчиком.
      66. В патриотическом единении, общей цели: «Последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же».
      67. Героя и барана, поднявшегося на задние ноги и склонившего рога для удара.
      68. Объяснению в любви предшествует гроза, смерть Инсарова происходит на фоне роскошной природы Италии.
      69. «Резеда и Рендич» — запах духов Елены и соотечественник, один из организаторов восстания.
      70. Будут ли люди в России, похожие на Инсарова. Из Рима, слова Гоголя, тоже жившего там.
      71. «Тургеневская девушка», сочетающая в себе душевную чистоту и силу духа, способная к самопожертвованию, ищущая не просто возлюбленного, но героя, который укажет путь к «деятельному добру».
      72. Елена Стахова.
      73. Наталья Ласунская. Из «Евгения Онегина».
      74. Из-за статьи Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённой роману «Накануне» и опубликованной Некрасовым в «Современнике» вопреки просьбе Тургенева не делать этого.
      75. Гамлет и Дон-Кихот. Инсаров — Дон-Кихот, Рудин — Гамлет.
      76. В Базарове.
      77. Вёл дневник от лица Базарова.
      78. 20 мая 1859 г.
      79. В 1848 г. после смерти жены Николай Петрович поехал во Францию и вынужден был вернуться. В 1848 г. умерла княгиня Р., Павел Петрович потерял свои воспоминания.
      80. «...против дворянства как передового класса».
      81. В. Г. Белинскому.
      82. «...революционером».
      83. Слуга Кирсановых Прокофьич и собственные его крепостные.
      84. «...мастерская, и человек в ней работник», «...в 20 раз полезнее всякого поэта», «...гроша медного не стоит», «...а остальное всё пустяки».
      85. «...красную», «...розовыми». Базарова и Павла Петровича.
      86. Об одухотворенной любви.
      87. Нет, он не смог отойти и забыть, в отличие от Аркадия.
      88. «Красным» — завел «ферму».
      89. На виолончели. «Ожидание» Шуберта.
      90. Пушкина, поэму «Цыганы».
      91. Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы.
      92. Пушкина из «Евгения Онегина».
      93. Речь идет о счастливой семейной жизни Николая Петровича и о пребывании Павла Петровича в России после разрыва с княгиней Р.
      94. Алексей Столыпин-Монго, родственник, друг и секундант Лермонтова, которого тоже поработила любовь, которому тоже был свойствен культ собственной особы и который угасал за границей во Флоренции.
      95. Пепельницу в форме деревенского лаптя.
      96. В увлечении Фенечкой.
      97. «Кружовенное» (крыжовник).
      98. Аркадий сравнил падение сухого кленового листа с полётом бабочки и сделал вывод: «...самое печальное и мёртвое — сходно с самым весёлым и живым».
      99. «...и пусть она погаснет». К Одинцовой.
      100. Мать Базарова о сыне.
      101. Енюша, Енюшечка.
      102. 22 июня, святой Евгений.
      103. Со Сперанским.
      104. У Василия Андреевича Жуковского.
      105. Николая Петровича к жене и Фенечке, Павла Петровича к княгине Р. и Фенечке, Базарова к Одинцовой и Фенечке, Аркадия к Одинцовой и Кате.
      106. Что оба они люди умные и живут рассудком.
      107. Обе бездетны, лишены чувства материнства, а Кукшина даже говорит: «...слава Богу... нет детей».
      108. «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»
      109. Гамлета.
      110. Чацкий.
      111. Демон.
      112. «Анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика.
      113. Нет, он говорил о лопухе, а растут цветы и две ёлки.
      114. «...страстное, грешное, бунтующее».
      115. Достоевскому.
      116. О П. П. Кирсанове.
      117. М. Антонович в «Современнике». «Асмодей нашего времени».
      118. Д. Писарев. «Базаров» и «Мыслящий пролетариат».
      119. Маяковского.
      120. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (о Елене), «Отцы и дети».
      121. «Дворянское гнездо» и «Накануне». Когда появятся в России новые люди.
      122. «Тайным».
      123. О Л. Н. Толстом.
      124. «Что делать?» Чернышевского.
      125. Гоголя.
      126. О «Былом и думах» Герцена и «Семейной хронике» С. Т. Аксакова.
      127. Семья Аксаковых.
      128. Актрису М. Савину, которую Тургенев увидел в спектакле «Месяц в деревне» в Петербургском Александринском театре в 1879 г.
      129. «Дым» (1867).
      130. Повесть «Вешние воды» и роман «Новь».
      131. «...просвещение».
      132. Нежданов, разочаровавшийся в народничестве.
      133. Это описание смерти Ленского — «Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет...» (опустевший дом).
      134. Безымянным гибнет Рудин на баррикаде в Париже.
      135. «Отцы и дети».
      136. «Senilia» — стариковские, старческие.
      137. С умирающим Некрасовым.
      138. «Порог» — о юной революционерке.
      139. «Памяти Ю. П. Вревской».
      140. Пушкина («Поэту»), Мятлева («Роза») и Гоголя («Мертвые души»), но у Гоголя — «О, моя юность!».
      141. «Великий, могучий, правдивый и свободный».
      142. «Воробей» — о том, как воробьиха спасла своего птенца, выпавшего из гнезда, загородив его от собаки.
      143. а) «...не повторяется»; б) «...счастливых»; в) «...любовь»; г) «...обойтись»; д) «...деньги»; е) «...страдать».
      144. «...дубу», «...родине».
      145. Белинского, на Волковом кладбище в Петербурге.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>