Бельская Л. Л. Литературные викторины


Русская литература
XIX века (II половина)





Поэт в России больше, чем поэт.

Е. Евтушенко


 

      Российская словесность второй половины XIX в., начиная с И. С. Тургенева и во многом благодаря ему, вышла на мировую арену и завоевала всемирное признание. А самыми знаменитыми стали Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, почитаемые в России не только как писатели, но и как философы, проповедники, учителя, пророки.
      Русские читатели ждали от литературы ответов на острые, животрепещущие вопросы современности и прежде всего — «Кто...?» и «Что...?». И драматичной и печальной становилась судьба того писателя, кто выступал на стороне правительства, против «отрицателей во имя идеалов», против поспешных и насильственных преобразований в общественной жизни, — от него отворачивалось образованное общество, интеллигенция. Так, Лескову не прощали его антинигилистических романов, а Фету — крепостнических воззрений. Зато зачитывались произведениями Чернышевского и Некрасова, ставя последнего даже выше Пушкина.
      В свою очередь русский литератор испытывал чувство оторванности от народа и вины перед ним: «Если я писатель, то я должен говорить о народе», «За каплю крови, общую с народом, Прости меня, о Родина, прости».
      После недолгого взлёта в 50-е гг. поэзия была надолго оттеснена прозой — наступила эпоха романа. Почти все крупные художники слова были романистами, среди них Лев и Фёдор, два Ивана, Михаил и Николай. Исключение составляют «отец русского театра», который посвятил себя драматургии, и А. П. Чехов, предпочитавший малые эпические жанры.
      А в 90-е гг. на смену прозаическому периоду опять придёт поэтический. Но это будет новая страница в истории русской литературы, получившая наименование Серебряного века — по аналогии с Золотым веком, пушкинским.


Вопросы

      1. Какие литературные маски, созданные писателями XIX в., вы знаете?
      2. В 50 — 60-е гг. в России издавались сатирические и юмористические журналы, и среди них — «Свисток» и «Искра». Как прозвали реакционеры авторов первого и как назывался раздел юмористики во втором?
      3. Кто такой Козьма Прутков и его создатели?
      4. Помните ли вы изречения К. Пруткова: а) «Не все стриги ... »; б) «Никто не обнимет ... »; в) «Одного яйца ... »; г) «Если у тебя есть фонтан ... »; д) «Специалист подобен флюсу ... »; е) «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“ ... »; ж) «Где начало того конца ... »; з) «...Эгоист подобен ... »?
      5. Автором многочисленных пародий был Д. Д. Минаев, дважды пародировавший одно известное стихотворение известного поэта: «Холод, грязные селенья...» и «Топот, радостное ржанье...». Какое стихотворение и какого поэта?
      6. В своей сатире, посвящённой одному современному произведению, Минаев высмеивает двух его героев: «А что за нравственность! О боги! Он перед Феничкой в тревоге, Как гимназист, дрожит» и «И даже, — дерзость ведь какая, — Гостеприимства прав не зная, Однажды Феню обнимая, В саду поцеловал». Назовите произведение и героев.
      7. Какой роман и его героиню осмеял другой поэт-сатирик, В. Курочкин от имени ханжи-моралиста: «Жена героя — что за стыд! Живёт своим трудом; Не наряжается в кредит И с белошвейкой говорит, Как с равным ей лицом»?
      8. Кого из литературных героев упоминает Курочкин в «Семейной встрече 1862»: «Свинюшник твой далёк, брат, от упадка; В нём тьма свиней, Почтенный друг! В них нету недостатка Для наших дней»?
      9. Кто, открывая «поэтическую эпоху» 50-х гг., утверждал, что «дело прозы — анализ, дело поэзии — синтез (ис)»?
      10. Кого отнёс Некрасов к «русским второстепенным поэтам»?
      11. Поэты и «чистого искусства», и демократического лагеря объявляли себя наследниками Пушкина, но первые ссылались на его стихотворение «Поэт и толпа», а вторые — на «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Какие пушкинские строки они цитировали?
      12. Кому из поэтов середины века оказалась близка поэтическая формула Жуковского: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»
      13. Если в 20-е гг. в декабристских кругах был популярен гимн Катенина «Свобода! свобода! Ты царствуй над нами!», то поэт 50-х, находясь на чужбине, как будто отзывался на этот призыв: «И если паду я средь битвы суровой, Скажу, умирая, могучее слово: Свобода! свобода!» Кто этот поэт?
      14. Кому посвятил поэт-демократ М. Михайлов стихотворение «Пятеро»: «В безвестную могилу их зарыли И над могилой выровняли землю...»?
      15. Известно, что Пушкин не любил весны («Скучна мне оттепель; вонь, Грязь — весной я болен»). А вот весенние картины поэтов середины века: «Весна идёт! весна идёт! Мы молодой весны гонцы...», «То было раннею весной, Трава едва всходила, Ручьи текли, не парил зной, и зелень рощ сквозила», «И верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом», «Голубенький, чистый Подснежник-цветок! И подле сквозистый, Последний снежок», «Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Назовите авторов этих строк.
      16. Можете ли вы продолжить зачины осенних пейзажей поэтов II половины XIX в.: «Славная осень. Здоровый, ядреный ... », «Есть в осени первоначальной ... », «Осень. Обсыпается весь мой бедный сад ... », «Ласточки пропали ... », «Мой сад с каждым днём увядает ... » — и назвать авторов?
      17. А можете ли вы угадать, кому из русских поэтов принадлежат эти картины лунной ночи: «На тёмно-голубом эфире Златая плавала луна В серебряной своей порфире...» (XVIII в.), «Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела», «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней», «Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно», «Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый»?
      18. Вот как два поэта описали утро и окружающий пейзаж: «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается» и «Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога». Кто эти поэты?
      19. А не помните ли вы, где сидели галки в пушкинском «Евгении Онегине» при въезде Татьяны в Москву, что вызвало раздражение и возмущение митрополита Филарета?
      20. Каким стихотворением возмутились бы, по мнению Достоевского, жители Лиссабона во время землетрясения, а через 30—50 лет поставили бы поэту, воспевавшему «пурпур розы» и поцелуи, памятник на площади?
      21. В каких произведениях русской литературы описывались дуэли то с трагическим, то с фарсовым финалом?
      22. В каких очерках 60-х гг. показывались порядки в российских учебных заведениях и мучения учеников?
      23. В каком детском журнале, как и в «Современнике», публиковались лучшие произведения современной литературы (Тургенева, Гончарова, Л. Толстого)?
      24. Петербург во многих произведениях изображается как город вечного холода — зимы и осени, реже — промозглой весны. Назовите эти произведения.
      25. Наряду со стихами об узнике есть в русской поэзии послание к узнице: «Что мне она! — не жена, не любовница И не родная мне дочь! Так отчего её образ страдающий Спать не даёт мне всю ночь?». Кто его автор?
      26. Кто из писателей II половины XIX в. выступал и как поэт-лирик, и как сатирик, и как прозаик, и как драматург?
      27. Кем было написано, когда и где опубликовано следующее «Предостережение»: «Я гласности, я гласности желаю В столбцах газет, Но формулы, как в алгебре, встречаю: „Икс, Игрек, Зет“»?
      28. Кому принадлежат слова знаменитого романса «Средь шумного бала...» и какой современный русский поэт перефразировал его начало: «Когда среди шумного бала Они повстречались случайно...»?
      29. Какие произведения Некрасова посвящены декабристам?
      30. Героини каких произведений русской литературы XIX в. мечтают о полетах: «Отчего люди не летают! <...> Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»; «Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под колени... и полетела бы»; «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда»?
      31. Когда в 60-х гг. оформляли плафон Петербургского императорского театра (Александринки), живописец нарисовал четыре портрета лучших российских драматургов. Чьи портреты?
      32. Какого персонажа Островского можно определить как полугероя и полуподлеца, «гремучую смесь» Чацкого с Молчалиным?
      33. Какой журнал славянофильской направленности, названный по имени города, издавался в Москве в середине века?
      34. В этом журнале вместе с Островским сотрудничал автор популярной «Цыганской венгерки» («О поговори хоть ты со мной, Гитара семиструнная...»). Назовите его.
      35. В своей поэме «Искусство и правда» А. Григорьев вывел героя нашумевшей пьесы Островского Любима Торцова: «Стоит с поднятой головой... Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с чисто русскою душой». О какой пьесе идёт речь?
      36. Кто из русских критиков XIX в. не подписал ни одной статьи своей настоящей фамилией?
      37. Кого из критиков-демократов реакционеры называли просто змеёй, а кого, подчёркивая его особую ядовитость, очковой?
      38. Какая критическая статья стала поводом для разногласий между Тургеневым и Некрасовым, что привело к расколу в редакции «Современника»?
      39. В какой работе Добролюбов, анализируя современный роман и его героя, называет многочисленных предшественников этого образа в русской литературе?
      40. Когда Добролюбова похоронили на Волковом кладбище в Петербурге рядом с Белинским, по соседству оставалось ещё одно место, и Чернышевский сказал: «Нет ещё для него человека в России». Кто же позднее был похоронен рядом с Белинским?
      41. Чьи это афоризмы: «Мир спасёт красота», «Умри, но не давай поцелуя без любви», «Человек создан для счастья, как птица для полёта», «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «Спокойствие — душевная подлость»?
      42. Какие названия статей Добролюбова стали крылатыми выражениями?
      43. Кто из поэтов переделывал на «русский лад» песни Беранже, получив прозвище «русский Беранже»?
      44. Какая известная песня-переделка В. Курочкина была положена на музыку Даргомыжским и исполнялась Ф. Шаляпиным?
      45. Вслед за каким русским классиком автор повести «Мещанское счастье» восклицал: «Эх, господа, что-то скучно!»?
      46. Каких героев сводит с ума «роковой город» Петербург, разрушающий мечты и несущий горе и бедствия?
      47. Какие произведения о шекспировских героях, живущих в России, вы знаете?
      48. Назовите авторов двух отзывов о русском слове и языке: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко... так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» и «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
      49. Знаете ли вы поэта-петрашевца, который наряду с гражданскими стихотворениями («Вперёд! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья!») сочинял детские, вошедшие потом в хрестоматии («Мой садик», «Мой Лизочек»)?
      50. Кто из критиков 60-х гг. презирал лирику Фета и ниспровергал Пушкина, напоминая этим своего любимого литературного героя?
      51. Как Писарев называл интеллигенцию, т. е. людей умственного труда?
      52. Кто из русских писателей, находясь в Париже, были свидетелями французской революции 1848 г.?
      53. А кто из героев русской литературы погибал в бою за чужую независимость, на чужих баррикадах?
      54. Какие вы знаете в русской поэзии XIX в. «любовные циклы», т. е. стихи, посвящённые любимым женщинам?
      55. Какие мемуары, написанные в XIX в., вам известны?
      56. Если Тургенева считали «ловцом моментов», то кого можно назвать его антиподом, так как он утверждал, что «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни»?
      57. От какого слова образована фамилия «Обломов»? Не возникает ли ассоциаций с некоторыми пушкинскими строками?
      58. Какие вещи и предметы быта «сопровождали» Обломова?
      59. Как перекликаются имена и фамилии главных героев романа «Обломов»?
      60. Кого в романе Гончарова можно назвать «крестьянским Обломовым»?
      61. С каким сказочным персонажем сравнивает себя Обломов, мечтая стать «непобедимым полководцем»?
      62. О реальном или метафорическом обрыве идёт речь в третьем романе Гончарова?
      63. Какие потери понесла русская литература в начале 60-х гг.?
      64. Кем из литературных героев завершает галерею лишних людей Добролюбов, вызвав возражение Герцена?
      65. Под одним своим памфлетом, адресованным реакционному журналисту Н. Гречу, Добролюбов поставил подпись «Анастасий Белинский». Что означает это имя?
      66. Друг Герцена, Н. Огарёв, будучи политэмигрантом, подписывался в «Полярной звезде» и «Колоколе» буквами «Р. Ч.». Расшифруйте их.
      67. Кто из писателей II половины XIX в. учился в Царскосельском лицее, причем один из них стяжал там славу «второго Пушкина», но стал прозаиком, а другой — поэтом и драматургом?
      68. О каком произведении 60-х гг. ходили самые разноречивые мнения: «скучища с сюсюканьем» и «лучшая книга, ставшая своего рода знаменем для русской молодежи»?
      69. Почему удивлялся некий профессор в 70-е гг., что не встречал студента, который не прочитал бы знаменитый роман ещё в гимназии, что «гимназистка 5—6 класса считалась бы дурой, если б не ознакомилась с похождениями» его героини?
      70. О ком из героев Чернышевского Луначарский сказал, что в литературе вряд ли есть «положительный тип более грандиозных размеров»?
      71. Кого призывал Чернышевский «К топору зовите Русь!»?
      72. Встречался ли Чернышевский с Герценом?
      73. «Палачи! Как Христа, приковали его У столба казни цепью позорною». О какой казни говорится в этом стихотворении Буренина?
      74. Первую голодовку политзаключенного в России объявил Чернышевский. Сколько она длилась и чего добивался заключённый?
      75. Как объяснял Чернышевский свой отказ от помилования, находясь в Сибири?
      76. С кем ведёт диалоги и споры автор на протяжении всего романа «Что делать?» и как иронично называет своего собеседника?
      77. Какую теорию проповедуют герои Чернышевского и в чем её суть?
      78. О какой «реальной» и «фантастической» грязи идёт речь во втором сне Веры Павловны?
      79. Можете ли вы продолжить высказывание Чернышевского о будущем: «Будущее светло и прекрасно ... »?
      80. Каким «эзоповым» иносказанием вместо «победы революции» воспользовался писатель в эпилоге романа?
      81. Из какого металла, которому, по мнению Чернышевского, предстоит всемирное распространение, сделаны в «обществе будущего» и мебель, и посуда, и крыши?
      82. Как зовут мать Верочки? Не напоминают ли её имя и отчество одну знаменитую фразу из другого произведения русской литературы?
      83. Прочитал ли Чернышевский тургеневский роман «Отцы и дети» до того, как принялся писать «Что делать?»?
      84. Кого из героев других писателей можно отнести к «новым людям», как Лопухова и Кирсанова?
      85. Кто из критиков утверждал, что время Чацких, Бельтовых и Рудиных прошло навсегда с той минуты, как сделалось возможным появление Базаровых, Лопуховых и Рахметовых?
      86. Образы бурлаков встречаются в некрасовской поэзии, а есть ли они у Чернышевского?
      87. Кто из русских писателей оспорил идеи «разумного эгоизма» и женской эмансипации, провозглашенные Чернышевским?
      88. В каком романе, написанном в ссылке, Чернышевский вывел себя и Добролюбова и в уста одного из них вложил приговор русской нации: «Нация рабов — снизу доверху, все сплошь рабы»?
      89. Какой период в русской литературе выделил Чернышевский после пушкинского?
      90. О каком городе и его жителях рассказывается в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?
      91. Как назывался «Устав», сочинённый градоначальником, в котором запрещалось «делать пироги из грязи, глины и строительных материалов»?
      92. Какая сказка Щедрина озаглавлена по типу гоголевской «Повести о том, как...»?
      93. Назовите щедринские сказки, названия которых состоят из двух слов: «Дикий ... », «Вяленая ... », «Премудрый ... », «Карась ... », «Орел ... », «Верный ... », «Баран ... ».
      94. К каким известным литературным персонажам обращался Салтыков-Щедрин в своей сатире, переосмысляя их характеры и продолжая их судьбы?
      95. Какие два героя у двух русских писателей носят одно и то же редкое имя, причем один из них совершает безнравственные поступки, другой стоит на страже нравственности и законности?
      96. Все персонажи щедринского романа «Господа Головлёвы» давали друг другу прозвища и бранные клички. Какие?
      97. С какими литературными героями можно сравнить Иудушку, в котором соединились скупость, стяжательство и лицемерие?
      98. Какие две матери у Щедрина и Некрасова имеют одинаковые имена, но различное социальное положение и противоположные характеры?
      99. В какой кульминационной сцене в «Господах Головлевых» рисуется разрыв сына с матерью?
      100. Как показано пробуждение одичалой совести в Иудушке?
      101. О произведениях кого из писателей-современников Салтыков-Щедрин сказал, что «после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется»?
      102. Кому принадлежит формула, разоблачающая либералов, ставших обывателями: «применительно к подлости»?
      103. Кто из писателей, записав в дневнике пушкинскую строчку: «Люблю тебя, Петра творенье», продолжал: «Виноват, не люблю его — окна, дырья — и монументы»?
      104. Какие три романа разных писателей были одушевлены «мыслью семейною»?
      105. Кто до Некрасова сделал своими героями крестьянских детей?
      106. Какое реальное убийство произошло на том самом канале, где была убита старуха-процентщица?
      107. В какие памятные для всех русские места отправились юные братья Достоевские, приехав в Петербург?
      108. Возле какой площади, описанной другим автором, жил герой Достоевского Раскольников?
      109. Какой поэт XX в. рисует «Россию Достоевского»: «Страну знобит и омский каторжанин Всё понял и на всём поставил крест»?
      110. У каких поэтов встречается образ сеятеля: «Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано до звезды... Но потерял я только время, Благие мысли и труды» и «Сеет он все-таки доброе семя... В добрую почву упало зерно — Пышным плодом отродится оно», «Сеятель знанья на ниву народную!.. Сейте разумное, доброе, вечное...»?
      111. На какой светский раут, изображенный в поэтическом произведении первой трети XIX в., похож салон Анны Шерер в «Войне и мире»?
      112. Кто и о каком своём творении отозвался так: «Без ложной скромности — это как Илиада»?
      113. В какой поэме II половины XIX в. показаны две встречи героини с Пушкиным?
      114. Кого из русских поэтесс, живших в XIX в., вы знаете?
      115. А были ли среди писательниц такие, которые подписывались мужскими именами и фамилиями?
      116. В каком произведении Л. Толстой высказал мысль, ставшую знаменитой, о том, что в России «всё переворотилось и только ещё укладывается»?
      117. Кого из своих современников Некрасов называл пророком и сравнивал с Христом?
      118. Кому принадлежат два стихотворения с одинаковым названием — «Музе»: «О муза! наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа — и моя!» и «Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других»? Не напоминает ли высказывание о даре во втором стихотворении известные строки: «Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земле мое Кому-нибудь любезно бытие!»?
      119. Какие метафорические заглавия романов вы знаете?
      120. Назовите авторов предсмертных стихов: «Милый друг, я умираю оттого, что был я честен...», «О муза! Я у двери гроба!», «Не говорите мне: „он умер“. Он живет! Пусть жертвенник разбит, — огонь ещё пылает...».
      121. У кого из писателей, дальних родственников и однофамильцев, жен звали Софьями Андреевнами?
      122. Персонажи каких произведений предъявляют претензии молодым, которые не желают слушаться стариков: «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя...» и «Ничего-то не знают, никакого порядка. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят. Что же будет, как старики перемрут, как будет свет стоять...»?
      123. Какие два поэта написали стихи, ставшие известными цыганскими романсами: «Песня цыганки» и «Цыганская венгерка»?
      124. В каких произведениях цыганский хор сопровождает жизнь и смерть героев?
      125. Одна героиня говорит о себе: «Когда я бедным помогала...», а о другой говорят окружающие: «Бедные все ей приятели-други». Кто эти героини?
      126. Две аналогичные параллели человеческой и природной жизни: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны» и «Так поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас». Кто авторы?
      127. Кто из русских поэтов в течение 10 лет до получения российского подданства вынужден был подписываться: «К сему иностранец ... руку приложил»?
      128. О книге кого из своих современников Фет отозвался так: «Вот эта книга небольшая Томов премногих тяжелей»?
      129. Одно из последних и самых популярных стихотворений Никитина, не раз положенное на музыку, заканчивается так: «Тише!.. О жизни покончен вопрос. Больше не нужно ни песен, ни слёз!» А как начинается это стихотворение?
      130. Кем и какие драматические трилогии как на историческую, так и на современную тематику были написаны в XIX в.?
      131. Поэта-царедворца, заступавшегося перед Александром II за Тургенева, Шевченко, Чернышевского, власти считали чуть ли не революционером, но в демократических журналах называли ретроградом. Кто этот поэт?
      132. Чье это стихотворение: «Колокольчики мои, Цветики степные, Что глядите на меня, Темно-голубые?»
      133. Какое стихотворение А. К. Толстого о каторжниках, бредущих бесконечным сибирским трактом, заканчивается следующими строками: «День меркнет всё боле, — а цепи дорогу метут да метут»?
      134. В какой трагедии А. К. Толстой вслед за Пушкиным выводит в качестве персонажа Бориса Годунова?
      135. Кто написал две исторические драмы в стихах из эпохи Ивана Грозного, на сюжеты которых созданы одним композитором две оперы?
      136. Кто из русских писателей вслед за Герценом и под его влиянием писал мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества» (60-е гг.) и в память о Белинском назвал свою статью «Взгляд на русскую литературу после Пушкина» (1859)?
      137. Чьи статьи о женской эмансипации (особенно «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе», 1860) пользовались огромной популярностью, поскольку были выдержаны в феминистском духе и требовали гражданского равноправия?
      138. Какие два писателя пережили сцену собственной казни, будучи помилованными в последнюю минуту, а кто был обвинен в убийстве и подозрение так и не было с него снято?
      139. Полемические зачины двух стихотворений: «Блажен незлобивый поэт...» и «Блажен озлобленный поэт...». Кто их авторы?
      140. Знаете ли вы трех братьев, внесших вклад в русскую литературу в качестве поэта, критика и ученого?
      141. Среди русских писателей XIX в. было два Аполлона и три Алексея, причем два Николаевича. Назовите их. Один из них учился вместе с Чайковским в Училище правоведения и впоследствии получил прозвище «литературного Обломова». Кто он?
      142. Кто из поэтов всерьез увлекался живописью, в молодости писал картины, а позднее статьи об изобразительном искусстве?
      143. Воспевая «гармонии стиха божественные тайны» в антологической лирике, что называет Майков «богиней строгой»: «Богиня строгая — ей нужен пьедестал, И храм, и жертвенник, и лира, и кимвал»? И что такое кимвал?
      144. Один поэт написал «Утро туманное, утро седое...», а другой — «Ночи безумные, ночи бессонные...». Назовите их.
      145. Какие два поэта родились и жили в Воронеже и похоронены рядом?
      146. А какие три поэта подружились в студенческие годы в Москве, причём один жил в доме другого, а третий был частым гостем у «Афони и Аполлоши»?
      147. Их поэтическими кумирами были тоже три поэта — русский, английский и немецкий. Кто они?
      148. Юношеский тройственный союз распался с уходом из жизни одного из друзей (кого?), но к оставшимся присоединился третий, который, как и они, увлекался античностью: «Им рано старых мастеров, Поэтов Греции и Рима, Далось почуять красоту. Те трое были... милый мой, Ты понял?.. Фет, и мы с тобой...» Кто был третьим?
      149. Кто о ком сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
      150. Какие романы получили определение «антинигилистических» в критике 60—70-х гг.?
      151. На похоронах какого писателя был венок «от русских детей»?
      152. Когда два писателя в конце 50-х — начале 60-х гг. обратились к изображению быта и нравов учащихся духовной семинарии, имели ли они предшественников в русской литературе?
      153. О «дочерях нищеты и несчастья», о горькой доле тех, кого называли «именем страшным», писали и поэты, и прозаики. Кого и какие произведения вы можете перечислить?
      154. Какое поэтическое произведение, начинающееся словами: «Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх...», пользовалось популярностью чтецов-декламаторов в конце XIX в. и его любил декламировать молодой Блок?
      155. Какие ассоциации вызывает у вас апухтинское сравнение «Судьба, как грозный часовой, повсюду следует за нами»?
      156. Кто из поэтов был дворником, т. е. содержателем постоялого двора, а кто торговал в угольной лавке?
      157. Какое стихотворение Сурикова стало популярной песней, а какое вошло в школьные хрестоматии?
      158. Кого из славянских поэтов, тоже бывшего крепостного, переводил Суриков?
      159. Какой художественный приём использует Суриков в начале своей песни: «Я ли в поле да не травушка была, ... не зеленая росла, Взяли меня, ... , скосили, На солнышке ... иссушили»?
      160. Какой литературный кружок организовал Суриков?
      161. Два русских поэта, разделенные 60 годами, умерли от чахотки, не дожив один до 22 лет, другой до 25. Назовите их.
      162. За что получил Надсон Пушкинскую премию Академии наук?
      163. Кто из поэтов-демократов, пострадавших в молодости за революционную деятельность, поддержал начинающего Надсона и пригласил его сотрудничать в «Отечественных записках»?
      164. К кому обращался Надсон: «Пускай же ... твоя, как отдалённый гром, Грядущую грозу свободы возвещает»?
      165. Какими эпитетами определяет поэт слово «брат» в стихотворении «Друг мой, брат мой ... »?
      166. Закончите надсоновские сентенции: «Нет на свете мук ... », «Пусть роза сорвана, — ... ! Пусть арфа сломана, — ... !».
      167. «То вся она — печаль, то вся она — приманка, То всё в ней — блеск и свет, то всё — позор и тьма...» Кто она?
      168. Чей это афоризм: «Бывали хуже времена, Но не было подлей»?
      169. Сборник стихов какого поэта I половины XIX в. напоминает заглавие чеховской книги рассказов «В сумерках» (1887)?
      170. Кто из русских писателей вспоминал, что в детстве учился читать по журналам «Современника», а в 8 лет прочитал «Что делать?» Чернышевского?
      171. Какой талант отмечал Чехов в людях гаршинского типа?
      172. Кто из русских классиков объявил молодого Гаршина своим наследником?
      173. К кому приезжал он как к учителю и пророку ради спасения души и имел ночную беседу с глазу на глаз?
      174. Для какой исторической картины Гаршин позировал И. Репину?
      175. Какой гаршинский рассказ начинается с фразы: «Именем его императорского величества, государя императора Петра I, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!»?
      176. Что символизирует красный цветок?
      177. Что означает «attalea princeps»?
      178. Вырвавшись на волю, что увидела пальма: «Только-то? И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго?»
      179. Какую гаршинскую сказку можно сравнить с андерсеновскими — «Дюймовочкой», «Прекраснейшей розой мира», «Маргариткой»?
      180. В какой сказке Гаршина, предназначенной для детского чтения, героиня говорит: «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала»?
      181. По примеру Тургенева Гаршин писал «Стихотворения в прозе», и в одном из них юноша спросил мудреца Джиафара: «Учитель, что такое жизнь?» Что ответил ему мудрец? И согласился ли с этим ответом автор?
      182. Какое отношение к Гаршину и его творчеству имели автор «Овода» Э. Л. Войнич и писатель-революционер Степняк-Кравчинский?
      183. Г. Успенский в статье «Смерть В. М. Гаршина» писал о трёх ударах, которые привели писателя к гибели: один — «по ... , которое просит добрых ощущений», второй — «по ... , жаждущей права жить», третий — «по ... , которая хочет ощущать себя». Что это за удары?
      184. В связи с чем Чехов отправился посмотреть на «тёмную и грязную» лестницу?
      185. Какие два поэта перед смертью написали «Последние песни» и «Загробные песни»?
      186. Случевского считают «поэтом противоречий», — так назвал свою статью о нём один из символистов. Кто именно?
      187. Кто из русских писателей конца XIX в., пройдя через тюрьмы и ссылки, не раз вступался за несправедливо обвинённых и осуждённых и при царском режиме, и впоследствии, при советской власти, а современники говорили ему: «Вы счастливы... ссылка позволила вам сохранить совесть» (Г. Успенский)?
      188. В каких произведениях русской литературы детское сознание, наивное и чистое, противопоставляется порочному и бесчеловечному миру взрослых?
      189. Переделка какого рассказа для детей была осуществлена без участия автора и опубликована под названием «Дети подземелья» (1886).
      190. Кто в «дурном обществе» был знатоком латыни и произносил речи из Цицерона и Тита Ливия?
      191. Над чьей могилой юные герои, «полные жизни и надежд», произносят обеты, делятся своими мыслями и планами?
      192. В какой повести писатель хотел проследить «душевную драму слепого»?
      193. «„Обездоленный за обиженных“ — вот девиз, который он выставил заранее на боевом знамени своего питомца». Кто эти «он» и его «питомец»?
      194. А кто считает, что гуманнее оградить калеку от жизненных трудностей и испытаний, окружив его заслоном любви?
      195. О каком дебюте идёт речь в эпилоге повести «Слепой музыкант»: «Так дебютировал слепой музыкант»?
      196. О чём снится сон старому Макару в «святочном рассказе» «Сон Макара»?
      197. В каком рассказе рефреном проходят слова о шуме леса («шумит лес», «а лес и вправду шумел», «по лесу шум идёт», «ветер по лесу шумит»), приобретая символическое значение?
      198. А другой рассказ завершается символической фразой: «Но все-таки... все-таки впереди — огни!» Какой?
      199. В рассказе «Река играет» возникает образ «проходящего», использованный в дальнейшем и объясненный другим писателем. Кем?
      200. Кого писатель называет «чудной» в одноименном рассказе?
      201. В каком рассказе герой убивает, заступившись за беззащитную женщину с малыми детьми, и до конца дней ощущает на своих руках пролитую им кровь, хотя это и кровь злодея?
      202. В чем парадоксальность афоризма «Человек создан для счастья, как птица для полёта», включённого в очерк «Парадокс»?
      203. В каком произведении Короленко, воссоздавая атмосферу 70-х гг., вспоминает свои юношеские романтические мечты о «грядущем перевороте, которому надо уготовить путь»?
      204. Назовите произведения русской литературы XIX в., заглавия которых содержат слово «история».
      205. В одной из этих «Историй» есть такие строки: «Веселая царица была Елисавет, Поет и веселится. Порядка только нет». Что это за произведение и кто его автор?
      206. Кто из русских критиков мечтал о поэте, который соединил бы в себе «красоту» Пушкина, «силу» Лермонтова и «здоровую сторону» стихотворений Кольцова?
      207. Многие русские писатели XIX в. жили и творили в Петербурге. А родился ли кто-нибудь из классиков в столице Российской империи?
      208. Какие вам известны двойные писательские фамилии?
      209. Какому русскому писателю принадлежит формула «За человека страшно», а завязкой сюжета многих его произведений является фраза: «Я начал(а) думать»?
      210. Какое произведение молодого автора прочитал Гаршин перед смертью и сказал, что в России появился писатель, который оправдает великие надежды русской литературы?
      211. Какое имя давали писатели XIX в. своим героиням, страстным и грешным, воплощавшим тип простой русской женщины?
      212. Кто из героев русской литературы XIX в. обуреваем «идеей Ротшильда», мечтой о богатстве?
      213. Толстовский оксюморон «Живой труп» встречался в поэзии русского классика I половины XIX в.: «Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой...» Где и у кого?
      214. В чём парадоксальность заглавия рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда»?
      215. Кто из начинающих писателей, творчество которых развернётся уже в новом веке, обращались к Короленко за помощью и советом?
      216. О ком из своих современников Лесков сказал: «Наши потомки будут говорить: это было в век ... , как называли век Вольтера»?
      217. А кого современники называли «упорным и бескорыстным ходатаем и печальником о чужих делах в публицистике» (П. Струве)?
      218. О ком Достоевский задумал написать статью под названием «Лучшие люди»?
      219. Какие книги о детстве, во многом автобиографические, были написаны в середине и конце XIX в.?
      220. Кто из писателей II половины XIX в. писали сказки как для детей, так и для взрослых?
      221. Сказка «Аленький цветочек» народная или литературная? Можете ли вы назвать автора?
      222. Какой «Историей» открывается XIX в., а какой он завершается?
      223. Названия каких произведений становятся вопросительными формулами, которые задавала себе русская интеллигенция?
      224. Назовите заглавия произведений в форме антитез или сопоставлений.
      225. Какие вы знаете произведения, названные именем и(или) фамилией главного героя (героини)?
      226. Какие вы можете вспомнить заглавия, указывающие на родственные отношения между героями?
      227. Вспомните названия, дающие собирательный образ в форме множественного числа.
      228. А есть ли произведения, озаглавленные кличкой героя-животного?
      229. Расшифруйте «сборное» заглавие «Записки одного молодого человека, замоскворецкого жителя, сумасшедшего охотника об уженье рыбы из подполья мёртвого дома».
      230. Каких героинь с русскими именами Вера, Надежда и Любовь вы помните?
      231. А знаете ли вы героев и героинь с переделанными на иностранный манер именами?
      232. В каком произведении два героя, любящие одну женщину, носят одно имя?
      233. В своей характеристике русской классики XIX в. М. Горький в нескольких словах, порой одним эпитетом пытался выразить своё восприятие разных писателей: «гигант» и «величайшая гордость наша», «тоскующий», «гневный», «грустный», «больная совесть наша», «чародей языка». Кого имел в виду Горький?
      234. Описывая Россию Достоевского в «Северных элегиях», кого из его современников упоминает Анна Ахматова: «Темнеет жестокий и прямой Литейный... И визави меня живут — ... и ... . Обоим по доске мемориальной. О, как было б страшно Им видеть эти доски!»?


Ответы

      1. Пушкин — помещик Иван Петрович Белкин, Гоголь — пасечник Рудый Панько, В. Ф. Одоевский — Ириней Модестович Гомозейка, О. И. Сенковский — барон Брамбеус, А. К. Толстой и братья Жемчужниковы — Козьма Прутков, Добролюбов — юное дарование Аполлон Капелькин.
      2. «Свистуны» (редактор «Русского вестника» Катков). «Искорка».
      3. Сатирический персонаж, созданный А. К. Толстым и братьями Жемчужниковыми, важный чиновник-бюрократ, носитель мнимой мудрости.
      4. а) «...что растет»; б) «...необъятного»; в) «...два раза не высидишь»; г) «...заткни его. Дай отдохнуть и фонтану»; д) «...полнота его односторонняя»; е) «...не верь глазам своим»; ж) «...которым оканчивается начало?»; з) «...давно сидящему в колодце».
      5. «Шёпот, робкое дыханье...» Фета.
      6. «Отцы и дети» Тургенева, Павел Петрович Кирсанов и Базаров.
      7. «Что делать?» Чернышевского, Вера Павловна.
      8. Скотинина из комедии Фонвизина «Недоросль».
      9. Некрасов.
      10. Тютчева, а также мельком упомянул Огарева, Фета и Тургенева.
      11. «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв» и «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал...».
      12. Тютчеву — «Как сердцу высказать себя?», Фету — «О, если б без слова Сказаться душой было можно».
      13. Николай Огарёв.
      14. Пятерым казненным декабристам — Рылееву, Пестелю, Муравьеву-Апостолу, Каховскому и Бестужеву-Рюмину.
      15. Тютчев, А. К. Толстой, Фет, Майков, Плещеев.
      16. «Воздух усталые силы бодрит» (Некрасов), «Короткая, но дивная пора» (Тютчев), «Листья пожелтелые по ветру летят» (А. К. Толстой), «А вчера зарей Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон за той горой» (Фет), «Помят он, поломан и пуст» (Майков).
      17. Державину, Пушкину, Фету, Тютчеву, Некрасову.
      18. Никитин и Некрасов.
      19. На крестах церквей.
      20. «Шёпот, робкое дыханье...» А. Фета.
      21. «Евгений Онегин» и «Выстрел» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Отцы и дети» Тургенева, «Три сестры» и «Дуэль» Чехова, «Поединок» Куприна.
      22. «Очерки бурсы» Помяловского.
      23. «Подснежник».
      24. «Княгиня Лиговская» Лермонтова, «Записки сумасшедшего» и «Шинель» Гоголя, «Двойник» и «Белые ночи» Достоевского, «О погоде» Некрасова.
      25. Полонский. «Узница».
      26. Алексей Константинович Толстой.
      27. В. Курочкиным. В журнале «Искра» (1860, № 13).
      28. А. К. Толстой. Давид Самойлов.
      29. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».
      30. Катерина («Гроза» Островского), Наташа Ростова («Война и мир» Л. Толстого) и Елена Стахова («Накануне» Тургенева).
      31. Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островского.
      32. Глумова из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты».
      33. «Москвитянин» (1841—1856, изд. М. П. Погодин).
      34. Аполлон Григорьев.
      35. «Бедность не порок».
      36. Н. А. Добролюбов (Н. Г-ов, Лайбов, Волгин, Н. Турчинов и др.).
      37. Чернышевского и Добролюбова.
      38. «Когда же придёт настоящий день?» Добролюбова, посвящённая роману Тургенева «Накануне».
      39. «Что такое обломовщина?» — Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин.
      40. Тургенев.
      41. Достоевского, Чернышевского, Короленко, Чехова, Л. Толстого.
      42. «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придёт настоящий день?».
      43. Василий Курочкин.
      44. «Старый капрал».
      45. Помяловский вслед за Гоголем: «Скучно на этом свете, господа!» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
      46. Евгения из «Медного всадника» Пушкина, Поприщина из «Записок сумасшедшего» Гоголя, Голядкина из «Двойника» Достоевского.
      47. «Гамлет Щигровского уезда» и «Степной Король Лир» Тургенева, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова.
      48. Гоголь и Тургенев.
      49. Плещеев.
      50. Писарев. Базарова.
      51. «Мыслящий пролетариат».
      52. Герцен, Тургенев.
      53. Сильвио («Выстрел» Пушкина), Рудин («Рудин» Тургенева).
      54. «Панаевский цикл» Некрасова и «денисьевский цикл» Тютчева.
      55. «Былое и думы» Герцена, «Литературные и житейские воспоминания» Тургенева, «Литературные воспоминания» И. Панаева, «Воспоминания» А. Г. Достоевской.
      56. И. А. Гончарова — три его знаменитых романа созданы с интервалом в десять лет.
      57. Облом — неуклюжий увалень (прост.). «Родов дряхлеющих обломок» (Пушкин. «Моя родословная»).
      58. Халат и диван.
      59. Илья Обломов — Ольга Ильинская.
      60. Слугу Обломова Захара.
      61. Ерусланом Лазаревичем.
      62. О том и другом — обрыв рядом с усадьбой Бережковой и «обрыв» как синоним утраты связей между поколениями и как символ гибельной пропасти, в которую может завести русское общество нигилизм.
      63. Умер Добролюбов (1861), заключен в крепость Чернышевский (1862), сослан в Сибирь поэт М. Михайлов (1861), арестован Писарев (1862).
      64. Обломовым.
      65. «Воскресший».
      66. «Русский человек».
      67. Салтыков-Щедрин, Л. Мей.
      68. О романе Чернышевского «Что делать?».
      69. Номер журнала «Современник» (№ 1863), в котором роман публиковался, был конфискован. «Что делать?» распространялся в рукописи и достать его было трудно.
      70. О Рахметове.
      71. Герцена.
      72. Да, во время конспиративной поездки Чернышевского в Лондон.
      73. О гражданской казни Чернышевского (стихотворение так и называется).
      74. 10 дней, пока не добился свиданий с женой.
      75. «Мне кажется, что я сослан только потому, что моя голова и голова шефа жандармов Шувалова устроены на разный манер, а об этом разве можно просить помилования».
      76. С читателем, «проницательным».
      77. Теория «разумного эгоизма» — «Наше счастье невозможно без счастия других».
      78. О разночинцах, ведущих трудовую жизнь, близкую к природе, и дворянском мире, в котором нет труда и все естественные потребности извращены.
      79. «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести!..»
      80. «Перемена декораций» — заглавие эпилога.
      81. Из алюминия, считавшегося тогда металлом будущего.
      82. Марья Алексевна (без 2-го «е») — «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» («Горе от ума» Грибоедова).
      83. Да. Роман Чернышевского полемичен по отношению к тургеневскому и его героям, не случайно использована фамилия «Кирсанов», данная не «отцу», а «сыну», демократу.
      84. Инсарова, Базарова.
      85. Д. Писарев.
      86. Рахметов поработал бурлаком под именем Никиты Ломова.
      87. Л. Толстой в «Войне и мире» и «Анне Карениной», Достоевский в «Преступлении и наказании».
      88. В «Прологе» — Волгин и Левицкий. Слова принадлежат Волгину.
      89. Гоголевский («Очерки гоголевского периода»).
      90. О городе Глупове.
      91. «Устав о добропорядочном пирогов печении».
      92. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
      93. «...помещик», «...вобла», «...пескарь», «...идеалист», «...меценат», «...Трезор», «...непомнящий».
      94. К Чацкому, Фамусову, Молчалину, Софье, Чичикову, Ноздрёву, Рудину, Лаврецкому, Глумову — Чацкий руководит Департаментом умопомрачений, а Ноздрёв издаёт газету «Помои».
      95. Порфирий — у Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы») и у Достоевского («Преступление и наказание»).
      96. Порфишка — кровопивец, Стёпка — балбес, Арина Петровна — ведьма, Владимир Михайлович — ветряная мельница и бесструнная балалайка.
      97. Скупой рыцарь, Чичиков, Тартюф.
      98. Арина Петровна Головлёва — помещица и Орина, мать солдатская — крестьянка.
      99. Сын отбирает у матери тарантас.
      100. Бежит на могилу матери, чтобы произвести расчёт с жизнью и «застыть в воплях смертельной агонии» — агонии раскаяния.
      101. О произведениях Тургенева.
      102. Салтыкову-Щедрину.
      103. Достоевский.
      104. «Анна Каренина» Л. Толстого, «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, «Братья Карамазовы» Достоевского.
      105. Тургенев. «Бежин луг».
      106. На Екатерининском канале — убийство Александра II.
      107. Квартира Пушкина на Мойке и место дуэли на Чёрной речке.
      108. Сенная. «Вчерашний день часу в шестом Зашел я на Сенную...» Некрасова.
      109. А. Ахматова. «Северные элегии» — «Первая».
      110. Пушкин. «Свободы сеятель пустынный...» и Некрасов. «Саша», «Сеятелям».
      111. В «Евгении Онегине» Пушкина (восьмая глава): «Тут был, однако, цвет столицы...»
      112. Л. Н. Толстой о «Войне и мире».
      113. В поэме Некрасова «Русские женщины» — Мария Волконская встречалась с Пушкиным в ранней юности и перед отъездом к мужу в Сибирь.
      114. Ю. Жадовская, К. Павлова, Е. Ростопчина, Н. Хвощинская, О. Чумина, М. Лохвицкая.
      115. А. Панаева — Н. Станицкий, М. Вилинская (Маркович) — Марко Вовчок.
      116. В романе «Анна Каренина».
      117. Чернышевского.
      118. Некрасову и Фету. Стихотворение Баратынского.
      119. «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь» Тургенева, «Обрыв» Гончарова, «Воскресение» Толстого, «Взбаламученное море» Писемского, «На ножах» Лескова.
      120. Добролюбов, Некрасов, Надсон.
      121. У Л. Н. Толстого и А. К. Толстого.
      122. «Горе от ума» Грибоедова (Фамусов) и «Гроза» Островского (Кабанова).
      123. Полонский и А. Григорьев.
      124. В «Бесприданнице» Островского и «Живом трупе» Л. Толстого.
      125. Татьяна Ларина («Евгений Онегин») и Саша («Саша») Некрасова.
      126. Некрасов («Я не люблю иронии твоей...») и Тютчев («Я встретил вас...»).
      127. Афанасий Фет.
      128. Тютчева.
      129. «Вырыта заступом яма глубокая...».
      130. А. К. Толстой. «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», А. В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского», «Смерть Тарелкина» и «Дело».
      131. А. К. Толстой.
      132. А. К. Толстого.
      133. «Колодники».
      134. «Царь Борис».
      135. Мей. «Царская невеста» и «Псковитянка». Оперы Римского-Корсакова.
      136. А. Григорьев.
      137. М. Михайлова.
      138. Ф. М. Достоевский и А. Н. Плещеев. А. В. Сухово-Кобылин.
      139. Н. Некрасов и Я. Полонский.
      140. Майковы — Аполлон, Валериан и Леонид.
      141. Аполлон Майков и Аполлон Григорьев, Алексеи Николаевичи — Плещеев и Апухтин, Алексей Константинович Толстой. А. Н. Апухтин.
      142. А. Майков.
      143. «Возвышенная мысль достойной хочет брони». Кимвал — древнегреческий музыкальный инструмент в виде медных тарелок.
      144. И. С. Тургенев и А. Н. Апухтин.
      145. А. Кольцов и Н. Никитин.
      146. Афанасий Фет, Аполлон Григорьев и Яков Полонский.
      147. Лермонтов, Байрон и Гейне.
      148. А. Григорьев. Аполлон Майков.
      149. Л. Н. Толстой об А. А. Фете.
      150. «Некуда» и «На ножах» Н. Лескова, «Взбаламученное море» А. Писемского, «Бесы» Достоевского.
      151. Ф. М. Достоевского.
      152. Н. Помяловский. «Очерки бурсы» и Н. Никитин. «Дневник семинариста» — Гоголь. «Вий».
      153. Некрасов. «Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной...», Достоевский. «Записки из подполья», «Преступление и наказание», Л. Толстой. «Воскресение», Гаршин. «Происшествие», «Надежда Николаевна».
      154. «Сумасшедший» Апухтина.
      155. «Анчар, как грозный часовой...» — из стихотворения Пушкина «Анчар».
      156. Н. Никитин и И. Суриков.
      157. «Рябина» («Что шумишь, качаясь...») и «Детство» («Вот моя деревня...»).
      158. Шевченко.
      159. Прием повторения (анафора, лексический повтор): «Я ли в поле», «травушку», «в поле».
      160. Писателей-самоучек — после смерти поэта получил название «Суриковского литературно-музыкального кружка».
      161. Д. Веневитинов (1805—1827) и С. Надсон (1862—1887).
      162. За первый сборник стихотворений (1885), выдержавший за год три издания.
      163. А. Н. Плещеев.
      164. «...песнь». К поэту («Певец, восстань!»).
      165. «...усталый, страдающий брат».
      166. «...сильнее муки слова», «...она ещё цветет», «...аккорд ещё рыдает!».
      167. Жизнь в одноименном стихотворении.
      168. Некрасова («Современники»).
      169. «Сумерки» Баратынского (1842).
      170. Всеволод Гаршин, родившийся в 1855 г.
      171. «Человеческий», т. е. сострадание к людям, «чутьё к боли вообще».
      172. И. С. Тургенев.
      173. К Л. Н. Толстому в Ясную Поляну.
      174. «Иван Грозный убивает сына» (царевич).
      175. «Красный цветок».
      176. Цветок «впитал в себя всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества».
      177. Латинское название вида пальмового дерева.
      178. Осеннее небо, серые тучи и дождь пополам со снегом.
      179. «Сказку о жабе и розе» — роза жертвует жизнью, чтобы скрасить последние мгновения умирающего ребёнка.
      180. «Лягушка-путешественница».
      181. Старик молча показал юноше «отвратительную язву, разъедавшую его руку». «А в это время гремели соловьи, и вся Севилья была наполнена благоуханьем роз».
      182. Она перевела рассказы Гаршина на английский язык, а он написал к ним предисловие.
      183. «...сердцу», «...мысли», «...совести».
      184. С нее бросился в пролет Гаршин, покончивший жизнь самоубийством.
      185. Некрасов и Случевский
      186. Валерий Брюсов. «К. К. Случевский. Поэт противоречий» (1904).
      187. В. Г. Короленко.
      188. Л. Толстой. «Анна Каренина», Чехов. «Степь», «Ванька», Гаршин. «Ночь», Короленко. «В дурном обществе».
      189. «В дурном обществе».
      190. Пан Тыбурций.
      191. Маруси (рассказчик Вася и его сестра Соня).
      192. «Слепой музыкант».
      193. Гарибальдиец дядя Максим Яценко и его племянник Петрусь.
      194. Мать слепого пани Попельская.
      195. О концерте Петра в Киеве, когда он играл свои импровизации на темы народных песен.
      196. Как он умер, явился к Богу и рассказал ему о своей тяжелой жизни, и Бог заплакал вместе с ним.
      197. «Лес шумит».
      198. «Огоньки».
      199. М. Горький в цикле «По Руси»: «прохожий не оставляет по себе следов», а проходящий «лицо деятельное», «сознательно творящее».
      200. Девушку-народницу, умирающую в ссылке.
      201. «Убивец».
      202. Его пишет ногой безрукий калека, развлекая публику и таким образом зарабатывая себе на жизнь.
      203. «История моего современника».
      204. «История села Горюхина» Пушкина, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «История государства Российского» Карамзина и А. К. Толстого, «История моего современника» Короленко.
      205. «История государства Российского» А. К. Толстого.
      206. Добролюбов.
      207. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Островский, Достоевский родились в Москве, Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Лесков, Чехов, Короленко, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тютчев, Фет, Жуковский, Батюшков — в провинции. В Петербурге родились Курочкин, Случевский, Надсон.
      208. Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Гарин-Михайловский, Степняк-Кравчинский, Новиков-Прибой, Бестужев-Марлинский.
      209. В. Гаршин.
      210. «Степь». Чехова.
      211. Катерина (чистая) — Островский, Л. Толстой, Лесков.
      212. Скупой рыцарь у Пушкина, Подросток у Достоевского, Иудушка у Щедрина, Яков Бронза у Чехова («Скрипка Ротшильда»).
      213. Пушкин в «Полтаве» о Мазепе.
      214. Скрипка принадлежала не флейтисту Ротшильду, а гробовщику, одержимому ротшильдовской идеей; герой не разбогател, но богат талантом и обогатил музыку новой мелодией; несовместимость гармонии и золотого мешка.
      215. Бальмонт и Горький.
      216. «Толстого».
      217. Короленко.
      218. О декабристах.
      219. Л. Толстой. «Детство», С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».
      220. М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, С. Аксаков, В. Гаршин.
      221. Её автор — С. Т. Аксаков.
      222. «Историей государства Российского» Карамзина и «Историей моего современника» Короленко.
      223. «Кто виноват?» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.
      224. «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Волки и овцы», «Таланты и поклонники» Островского.
      225. «Рудин» и «Клара Милич» Тургенева, «Обломов» Гончарова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Анна Каренина», «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, «Саша» Некрасова, «Снегурочка» Островского.
      226. «Отцы и дети» Тургенева, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Дедушка» Некрасова.
      227. «Певцы» Тургенева, «Русские женщины» и «Коробейники» Некрасова, «Бедные люди», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорблённые», «Бесы» Достоевского, «Без вины виноватые» Островского, «Соборяне» Лескова, «Мужики», «Бабы» Чехова, «Казаки» Толстого, «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.
      228. «Холстомер» Толстого, «Муму» Тургенева, «Каштанка» и «Белолобый» Чехова.
      229. «Записки одного молодого человека» Герцена, «Записки замоскворецкого жителя» Островского, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Записки охотника» Тургенева, «Записки об уженье рыбы» Аксакова, «Записки из подполья» и «Записки из мёртвого дома» Достоевского.
      230. Вера — у Лермонтова («Княжна Мери»), Чернышевского («Что делать?»), Гончарова («Обрыв»); Надежда — у Гончарова («Обыкновенная история»), Чехова («Дуэль», «Невеста»); Любовь — у Герцена («Кто виноват?»), Чехова («Вишневый сад»), Л. Толстого («Детство»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).
      231. Мери («Герой нашего времени» Лермонтова), Элен и Пьер («Война и мир» Л. Толстого), Кити и Долли («Анна Каренина» Л. Толстого).
      232. Алексей Каренин и Алексей Вронский («Анна Каренина» Л. Толстого).
      233. Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского.
      234. «Некрасов и Салтыков».


Ф. И. Тютчев
(1803—1873)

Вопросы

      1. Кого из современных поэтов ставили после Пушкина Достоевский и Л. Толстой?
      2. В какое литературное общество был принят 15-летний Тютчев?
      3. Сколько ему было лет, когда он окончил словесный факультет Московского университета?
      4. В каком городе Германии прошли 20 лет дипломатической службы Тютчева?
      5. С кем из немецких писателей подружился молодой Тютчев и дружба эта продолжалась почти три десятилетия?
      6. Какое стихотворение Гейне Тютчев перевел до Лермонтова и более точно, но дал ему другое название — «С чужой стороны»?
      7. В каком тайном обществе состояли учитель Тютчева С. Е. Раич, поэт и переводчик, и двоюродный брат А. В. Шереметев?
      8. Ранние стихи поэта печатались в альманахе «Урания», и Урании начинающий Тютчев посвятил оду. Кто такая Урания?
      9. В каком стихотворении Тютчев откликнулся на пушкинскую «Вольность», но, хваля «муз питомца» за смелый глас и «огонь свободы», он всё же рекомендует не тревожить, а смягчать сердца?
      10. «Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей». Кто она?
      11. В каком журнале дважды с разницей в 14 лет были опубликованы одни и те же тютчевские стихи под псевдонимом?
      12. Кого Тютчев назвал «жертвами мысли безрассудной», убеждённый, что их скоро забудут: «И ваша память от потомков, Как труп в земле, схоронена»?
      13. «Душа моя — Элизиум теней, Теней безмолвных, светлых и прекрасных...» Что такое Элизиум и почему тени безмолвные?
      14. «Эти бедные селенья, Эта скудная природа, — Край родной ... , Край ты русского ... !» Какие слова пропущены?
      15. Какая формула русского самодержавия выделена Тютчевым: «В России канцелярии и ... . Всё движется вокруг кнута и ... »?
      16. О ком поэт пишет: «Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои»? Не напоминают ли вам эти строки стихи современника Тютчева: «И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни — появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь». Чьи это стихи?
      17. «Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...». Кто такая ведьма и кто дитя?
      18. «Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик!» А что она собой представляет?
      19. Какое известное сравнение человека с растением, принадлежащее французскому философу Паскалю, использовал Тютчев в одном из своих стихотворений?
      20. Кому посвятил Тютчев знаменитое стихотворение, ставшее романсом «Я встретил вас — и все былое...»?
      21. О ком поэт сказал: «Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей. И все дела твои, и добрые, и злые, — Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей»?
      22. В каком родстве находился Тютчев с Л. Толстым?
      23. О каком «нашем поэте родном» писал Тютчев в стихотворении «Черное море» (1871)?
      24. В чём полемизирует Тютчев с Пушкиным в стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...»: человечество и природа разобщены, «природа знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы», дубы долговечнее человека и не вспомнят о нём, а нас ждет всепоглощающая бездна?
      25. Кого считает поэт «близнецами»: «Есть близнецы — для земнородных Два божества, — то Смерть и ... »?
      26. Кто «жилица двух миров», бьющаяся «на пороге как бы двойного бытия»?
      27. А кто такой «конь морской» в одноименном стихотворении?
      28. Какое сочетание слышит и не может вообразить поэт: «А слышу свист полозьев на снегу И...»?
      29. Как звучит тютчевская формула единства мира: «Всё во мне, и ... »?
      30. Что имел в виду Тютчев: «О нашей мысли обольщенье, Ты, ... »?
      31. Кто губит своим искусом и загадками человека, хотя, возможно, «никакой от века загадки нет и не было у ней»?
      32. Что называет Тютчев «водометом»?
      33. Каким эпитетом определяет поэт «пошлость людскую»?
      34. О каком «поединке роковом» и «борьбе неравной двух сердец» пишет Тютчев в своей лирике?
      35. В чём необычность стихотворения «Не говори: меня он, как и прежде, любит ... »?
      36. Каких героинь русской прозы напоминает женский характер, страстный и противоречивый, и жестокая женская судьба, показанная в «денисьевском» цикле?
      37. «Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня...» О каком дне идет речь?
      38. Какую знаменитую элегию в русской лирике напоминает зачин тютчевского стихотворения: «Вот бреду я вдоль большой дороги...»?
      39. Кто провозглашает у Тютчева приход весны и объявляет себя её гонцами: «Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!»?
      40. В чём поэт находит счастье и муки: «Ты и блаженство, и безнадежность»?
      41. Знаете ли вы тютчевские афоризмы: а) «Умом Россию не понять...»; б) «Нам не дано предугадать...»; в) «Счастлив, кто посетил сей мир...»; г) «Увы, что нашего незнанья И беспомощней и грустней?..»; д) «О, как убийственно мы любим! как в буйной слепоте страстей...»; е) «Тебя ж, как первую любовь...»; ж) «Мысль изреченная есть...»?
      42. Как называется стихотворение, начинающееся словами: «Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои...»?
      43. У Тютчева есть стихи-дуплеты: второе развивает и продолжает мотивы первого: «Я помню время золотое...» (1822) и ... (1870), «Есть в светлости осенних вечеров..» (1830) и ... (1857), «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) и ... (1868), «Через ливонские я проезжал поля...» и ... (1873). Назовите эти стихи.
      44. Какое стихотворение Шиллера в переводе Тютчева цитирует Достоевский в «Братьях Карамазовых»?
      45. По поводу чего Тургенев пошутил: «Я Тютчева заставил расстегнуться»?
      46. Кто автор поэмы «Дом сумасшедших в Москве», где был выведен и Тютчев: «С ними тощий, поседелый, Жизнью сломанный поэт, В ком душа убила тело И горит духовный свет...»?


Ответы

      1. Достоевский — Некрасова, а Л. Толстой — Тютчева.
      2. Общество любителей российской словесности.
      3. 18 лет, за два года окончил университетский курс.
      4. В Мюнхене.
      5. С Генрихом Гейне.
      6. «На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет».
      7. В Союзе благоденствия.
      8. Одна из девяти муз — Муза астрономии, дочь Зевса и Мнемозины, изображалась с глобусом и указкой.
      9. «К оде Пушкина на вольность» (1820).
      10. Поэзия («Поэзия»).
      11. В «Современнике» у Пушкина (1836) и Некрасова (1850) под инициалами Ф. Т.
      12. Декабристов («14-е декабря 1825»).
      13. Место пребывания блаженных душ в царстве теней, души не разговаривают.
      14. «...долготерпенья», «...народа».
      15. «...казармы», «...чина».
      16. О русской женщине («Русской женщине», 1850). «Тройка» Некрасова.
      17. Зима и весна («Зима недаром злится...»).
      18. «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык!»
      19. Паскаль: «Человек есть тростник, но тростник мыслящий»; Тютчев: «И ропщет мыслящий тростник...».
      20. Своей первой любви — Амалии фон Лерхенфельд, вышедшей замуж за сослуживца барона Кроденера. Тютчев встретился с ней через 45 лет (1870).
      21. О Николае I («Эпитафия Николаю I»).
      22. Дальний родственник по материнской линии — шестиюродный брат.
      23. О Пушкине, воспевавшем Черное море («Погасло дневное светило...», «К морю»).
      24. У Пушкина («Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...») природа тоже равнодушна к человеку и сосны переживут его, но «младая жизнь» придёт на смену поэту и «племя младое, незнакомое» вспомнит о нём.
      25. «...сон».
      26. «О вещая душа моя!»
      27. Морская волна.
      28. «... ласточки весенней щебетанье».
      29. «...я во всем».
      30. «...человеческое Я».
      31. «Природа — сфинкс».
      32. Фонтан.
      33. Бессмертная — «Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья, Бессмертной пошлости людской!».
      34. О любви (к Е. Денисьевой).
      35. Написано от лица женщины.
      36. Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского и Анну Каренину Толстого.
      37. «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» — дня смерти Денисьевой.
      38. «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтова.
      39. «Весенние воды».
      40. В последней любви («Последняя любовь»).
      41. а) «...Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить»; б) «...Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие даётся? Как нам даётся благодать...»); в) «...В его минуты роковые — Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир...»; г) «...Кто смеет молвить: до свиданья, Чрез бездну двух или трех дней?»; д) «...Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!»; е) «...России сердце не забудет»; ж) «...ложь».
      42. «Silentium» (молчание) — по-латински.
      43. «Я встретил вас...», «Есть в осени первоначальной...», «Опять стою я над Невой... », «От жизни той, что бушевала здесь...».
      44. «Песню Радости».
      45. По поводу первого издания тютчевских стихотворений в 1854 г., редактором которого был Тургенев, а поэт не принимал в нём участия.
      46. Е. Ростопчина.


А. А. Фет
(1820—1892)

Вопросы

      1. Кого из русских поэтов ночь пугала шевелящимся под покровом темноты хаосом, а кого она настраивала на восторженное созерцание и светлую грусть?
      2. Какую личную трагедию пережил подростком Фет?
      3. Как он видоизменил свою фамилию в студенческие годы и каким псевдонимом подписал свой первый сборник стихов?
      4. Чего всю жизнь добивался Фет и в конце концов добился?
      5. Кому посвящены фетовские строки: «Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить»?
      6. По какому поводу Тургенев произнес известную фразу: «Как Фет, Вы имели имя, как Шеншин, Вы имеете только фамилию»?
      7. О какой богине написал Фет одно из лучших своих антологических стихотворений: «Я ждал, — она пойдет с колчаном и стрелами, Молочной белизной мелькая меж древами»?
      8. «Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты». О ком или о чём здесь идёт речь?
      9. Кого из римских поэтов переводил Фет, за что был избран членом-корреспондентом Академии наук?
      10. На какое фетовское стихотворение была написана пародия с такой концовкой: «Утром только я узнала, Что от счастья лес уж плачет, И к тебе я прибежала, Чтоб спросить, что это значит»? Кто её автор?
      11. «Меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область...». Чего?
      12. Кто называл Фета поэтом-музыкантом?
      13. О каком цветке Фет пишет так: «Из-под снега ты просишь солнечных лучей. Какая девственная нега в душистой чистоте твоей»?
      14. Кто «спит во гробе ледяном очарованная сном, — спит, нема и холодна, вся во власти чар она»?
      15. «Влажное ложе покинув, Феб златокудрый направил Быстрых коней, Фаэтонову гибель, за розовой Эос». Кто такие Феб, Фаэтон и Эос?
      16. Какой критик отмечал способность Фета улавливать «мимолетные впечатления от тихих явлений природы»?
      17. «Опять серебряные змеи Через сугробы поползли». Что это за «змеи»?
      18. «На доске этой шаткой вдвоём Мы стоим и бросаем друг друга». Какая доска имеется в виду?
      19. Восторженным поклонником какого немецкого философа стал Фет в зрелые годы?
      20. Формула мирового устройства по Фету: «Соловьи клюют...». Кого (или что)?
      21. По мнению Фета, «художнику дорога только одна сторона предметов: их...», «смотрят Сикстинскую Мадонну, слушают Бетховена и читают Шекспира не для получения следующего места или какой-либо...».
      22. Чему советовал учиться у растений Фет: «Учись у них — у дуба, у берёзы»?
      23. Какое фетовское стихотворение о весне состоит из одного назывного предложения — вереницы существительных с указательным местоимением?
      24. Что поэт крылатым звуком слова «хватает на лету и закрепляет вдруг»: «темный бред ... и ... неясный запах»?
      25. Как называются художественные приемы, к которым обращался Фет: «не петь, не славить, не молиться» и «мука блаженства», «улыбка томительной скуки»?
      26. Угадайте фетовские эпитеты: «Стоит красавица степная С румянцем ... на щеках», «гонит ветер ... золотые переливы», «лишь на миг смежает небо ... око», «... чибис прокричал», «в ... тучках пурпур розы».
      27. Как заканчивается хрестоматийное стихотворение Фета и в чём необычность этой концовки: «Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет...»?
      28. Что описывает поэт: «Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багровом маке Крылом лазурный мотылёк»?
      29. А это: «Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит»?
      30. Продолжите зачины известных фетовских стихов, ставших романсами: а) «На заре ты её не буди...»; б) «Я тебе ничего не скажу...»; в) «Не отходи от меня...»; г) «Встречу ли яркую в небе зарю...».
      31. Кому принадлежали диаметрально противоположные оценки Фета: «хороший поэт» и «пишет пустяки», «идиот», «но с поэтическим талантом».
      32. Впечатления Тургенева, побывавшего в гостях у Фета: «Он вообще стал рьяным хозяином, ... прогнал взашею». Кого прогнал? Как называлось имение, которое купил Фет и которое благодаря его хозяйственности стало процветающим?
      33. Кто признавался Фету в любви: «Я свежее и сильнее вас не знаю человека», «Оттого-то мы и любим друг друга, что одинаково думаем умом сердца»?
      34. Закончите фетовские сентенции: «Только песне нужна красота...», «Что не выскажешь словами...», «У любви есть слова...», «Для ясных дней, для новых откровений...».
      35. Какое общее заглавие дал поэт своим последним сборникам?
      36. С кем подружился в старости Фет, кто относился к нему как ученик к учителю и печатал свои стихи под инициалами К. Р.?
      37. Какие литературные ассоциации вызывает у нас «Одинокий дуб» Фета: «И под изрытою корою Ты полон силой молодою», а вокруг «старика упорного» теснятся внуки и правнуки?
      38. Кто из поэтов начала XX в. считал Фета своей «путеводной звездой» и фетовскими словами «За гранью прошлых дней» назвал свой сборник?


Ответы

      1. Тютчева и Фета.
      2. Был признан чужим, сыном иностранца в семье помещика Шеншина, женатого на его матери.
      3. Фёт на Фет, А. Ф. («Лирический пантеон», 1840).
      4. Возвращения фамилии Шеншина и получения дворянства.
      5. Марии Лазич, которую Фет любил в молодости, но расстался с ней, возможно, из-за ее бедности, а она трагически погибла, сгорев заживо.
      6. По поводу разрешения носить фамилию приемного отца.
      7. О Диане — богине охоты («Диана»).
      8. О смерти («Смерти»).
      9. Почти всю римскую поэзию — Горация, Овидия, Катулла, Ювенала, Вергилия, Проперция, Марциана и др.
      10. «Я пришёл к тебе с приветом...», Д. Минаев.
      11. «...музыки».
      12. Чайковский.
      13. О ландыше («Первый ландыш»).
      14. Зимняя природа («Глубь небес опять ясна...»).
      15. Феб — второе имя бога Аполлона (лучезарный) как божества солнечного света; Фаэтон — сын бога солнца Гелиоса, выпросивший у отца огненную колесницу и, не умея управлять ею, едва не устроивший на Земле всемирного пожара, за что был поражён молнией Зевса; Эос — богиня утренней зари.
      16. Добролюбов.
      17. Снежная поземка.
      18. Качели («На качелях»).
      19. Шопенгауэра.
      20. «...бабочек».
      21. «...красота», «...пользы».
      22. Терпению и вере — в холод лютый «они стоят, молчат», но придёт весна.
      23. «Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы, Этот говор вод...».
      24. «...души», «трав».
      25. Градация и оксюморон.
      26. «Сизым», «прихотливый», «огнедышащее», «плаксивый», «дымных».
      27. «Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет» («Я пришёл к тебе с приветом...») — появление редкого в напевных стихах Фета переноса подчеркивает неожиданность и затруднённость рождения песни в процессе творчества.
      28. Догорающий огонь в камине («У камина»).
      29. «Весенний дождь».
      30. а) «...На заре она сладко так спит»; б) «...И тебя не встревожу ничуть»; в) «...Мне так отрадно с тобой»; г) «...Ей про тайну мою говорю!».
      31. Чернышевскому.
      32. «Музу». Степановка.
      33. Л. Н. Толстой.
      34. «Красоте же и песен не надо», «Звуком на душу навей», «...те слова не умрут», «Переболит скорбящая душа».
      35. «Вечерние огни».
      36. С великим князем Константином Романовым.
      37. С пушкинским «Вновь я посетил...» и встречей князя Андрея со старым дубом в «Войне и мире» Л. Толстого.
      38. Александр Блок.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>