Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 72*. «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!» 1

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции новеллы.

      «Я появился в литературной жизни, как метеор, и исчезну, как молния», — сказал Мопассан незадолго до смерти. Его творческий путь был кратким, а успех пришел как будто сразу и неожиданно. Однако триумфу его новеллы «Пышка» предшествовали годы ученичества. Писатель постигал словесное мастерство под руководством Гюстава Флобера, а после его смерти молодому Мопассану помогал Тургенев.
      Начать урок внеклассного чтения можно с актуализации знаний учащихся о Мопассане. Этому помогут вопросы:
      1. Какие новеллы и романы Мопассана вам знакомы?
      2. Какова в них нравственная позиция писателя?
      3. Что он осуждает в современном ему обществе?
      Десятиклассники могут быть знакомы с такими произведениями Мопассана, как «Пышка», «Мать уродов», «В своей семье». Сюжеты и проблемы этих новелл, а также и романов «Жизнь» и «Милый друг» школьники могут узнать из сообщений специально подготовленных одноклассников.
      Рассказ учителя о писателе должен быть кратким, а основное время на уроке будет посвящено чтению и обсуждению его новеллы «Ожерелье».

Основные положения рассказа учителя

      1. Мопассан родился в 1850 г. в Нормандии, где часто и происходит действие его новелл и рассказов. Отец, рано оставивший семью, принадлежал к древнему дворянскому роду. Отсюда так аристократически звучит полное имя писателя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан. Его мать принадлежала к культурной буржуазной семье города Руана, в которой бывал в молодости Флобер.
      2. Мопассан учился в духовной семинарии города Ивето, затем окончил руанский лицей и получил звание бакалавра. В 1870 г. поступил на юридический факультет в г. Канне, но с началом франко-прусской войны был призван в армию. После войны служил чиновником Морского министерства и Министерства народного просвещения.
      3. Интерес к литературе и первые поэтические опыты относятся к годам учебы. Писатель упорно овладевал литературным мастерством под руководством Флобера, печататься начал во второй половине 1870-х гг., когда сблизился с Э. Золя и молодыми писателями-натуралистами.
      4. В основе творчества Мопассана лежало критическое отношение к буржуазной действительности, его нравственно-эстетические позиции формировались в русле гуманизма и реализма. Мопассан ратовал за высокую художническую объективность, ясность и точность художественной формы, лаконизм, простоту и выразительность языка.
      5. Наивысшего мастерства писатель достиг в жанре новеллы. О его творчестве восторженно отзывались русские писатели. Л. Толстой в «Предисловии к сочинениям Г. Мопассана» так формулирует главную творческую тему французского художника: «Погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно». По словам Чехова, Мопассан своим искусством «поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже больше невозможным»2.
      Желательно, чтобы новелла «Ожерелье» была прочитана учащимися дома. Но ввиду ее небольшого объема значительные фрагменты текста могут быть воспроизведены прямо на уроке.
      Начать разговор о новелле следует с выяснения общего впечатления от прочитанного.
      Вопросы и задания для выявления читательского восприятия
      — Какой момент сюжета, по-вашему, наиболее впечатляет читателя?
      — Какая социальная проблема поднята писателем?
      — Можно ли считать это произведение только реалистическим изображением буржуазной жизни или проблематика новеллы шире?
      — Какие писательские «ходы» можно считать несомненной удачей Мопассана?
      — Озаглавьте каждую часть новеллы или выберите из нее ключевую цитату.
      Самим писателем новелла структурно делится на шесть эпизодов. По каждому из них группы учащихся могут провести небольшую исследовательскую работу. Во время ученических исследований, в которых помогут вопросы и задания учителя, следует обратить особое внимание учащихся на речевой строй эпизодов (диалог, повествование, описание или изображение внутреннего состояния героев), от которого зависит путь анализа текста.
      Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель.
      Группа будет анализировать эпизод, в основе которого повествование с элементами описания внутреннего состояния героини.
      1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания?
      2. В чем конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини?
      3. Осуждает ли ее автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать ее виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье?
      4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир?
      5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и ее состоянием? Для какого художественного метода характерно установление таких взаимосвязей?
      Группа 2. Приглашение на бал и его последствия.
      Группа будет анализировать эпизод, в основе которого диалог.
      1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду?
      2. Какие слова и выражения говорят о характере ее эмоций в диалоге с мужем?
      3. В чем внутренний конфликт этого диалога?
      4. Докажите, что муж Матильды любил ее, хотя и не все понимал в ее душе.
      5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и ее мужа о новом платье? Аргументируйте свое мнение.
      Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье.
      Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого диалог и динамика изменений внутреннего состояния героини.
      1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы?
      2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений?
      3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после ее визита к подруге?
      4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы?
      5. Докажите, что перед нами фрагмент реалистического произведения.
      Группа 4. Пропажа.
      Группа будет анализировать фрагмент, в основе которого изображение динамики душевного состояния героев.
      1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца?   
      2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»?
      3. Какой смысл в новелле приобретает упоминание о среде обитания людей? Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как ее?
      4. Что чувствовали после бала Матильда и ее муж? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует душевное состояние героев?
      5. Был ли для Матильды и ее мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?
      Группа 5. 10 лет нищеты.
      Группа будет анализировать повествовательный фрагмент, в котором важна динамика событий и временные отношения в тексте.
      1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы?
      2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности?
      3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы?
      4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создается и какой смысл придает повествованию?
      5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво! Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?
      Группа 6. «Ожерелье было фальшивое».
      Группа будет анализировать эпизод, в основе которого анализ подтекста в диалоге.
      1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»?
      2. В чем особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли ее отношение к подруге по сравнению с началом новеллы?
      3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты?
      4. В чем пафос финальной части новеллы?
      5. Каково авторское отношение к героине?
      Итоговые вопросы и задания
      1. Какой смысл приобретает в новелле мотив денег? Проследите его динамику по всему тексту.
      2. Какой ценой Матильда и ее муж заплатили за утраченное ожерелье? Можно ли измерить их потери только материальными мерками?
      3. Кто, по мнению автора, виноват в жизненной участи семьи Луазель?
      4. Какой смысл приобретают авторские обобщения в каждом эпизоде новеллы?
      5. Можно ли утверждать, что социальные и нравственные обобщения автора новеллы обличают несправедливость буржуазного мира?
      6. Индивидуальное задание. Есть ли общность в проблематике и художественной манере новеллы Мопассана «Ожерелье» и рассказа Чехова «Анна на шее»?
      Итог урока. «Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение. От грубой логики «голого» сюжета, утверждающего, что опасно брать взаймы чужую дорогую вещь, Мопассан приводит читателя к социально-нравственным обобщениям, характерным для реалистической литературы. Писатель нигде не навязывает своего мнения читателю, автор пытается быть максимально объективным, прячась в своем повествовании. Но его мысли заставляют читателя задуматься о жизни, и эти рассуждения расширяют сюжет новеллы до уровня социального обобщения. Писатель убежден: в мире, где царят деньги, легко не только разрушить все лучшие, светлые мечты людей, опустошить их души, сформировать в их сознании ложные идеалы, но и совершенно реально отнять у человека его молодость и красоту. В жестком мире материальных ценностей для этого достаточно фальшивой безделушки. Несправедливость социального устройства тяжелее всех переживают люди с тонкой душевной организацией, неспособные противостоять алчности и зависти. Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально-нравственные проблемы.

Урок 73*. «...Если влияние Ибсена распространилось далеко за пределы его родины, то это значит, что в его произведениях были такие черты, которые соответствовали настроению читающей публики современного цивилизованного мира» 3

Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта.

      Драматурга Генрика Ибсена вряд ли можно считать только норвежским. Родившись в один год с Л. Н. Толстым, он писал о том, что волновало лучшие умы Европы во второй половине XIX в. Урок внеклассного чтения по пьесе «Кукольный дом», имеющей и другое название — «Нора», по имени главной героини произведения, можно начать с небольшого рассказа учителя о писателе и сообщений заранее подготовленных учащихся.
      Рассказ о драматурге можно начать с высказывания Г. В. Плеханова, которое вынесено в эпиграф. По мнению этого политического деятеля и критика, «отличительную черту Ибсена как художника» представлял «вкус к идеям», т. е. нравственное беспокойство, интерес к вопросам совести, потребность взглянуть на все явления повседневной жизни с одной общей точки зрения.

Основные положения рассказа учителя

      1. Детство и юность.
      Генрик Ибсен родился в небольшом норвежском городке Шиене. Из его автобиографии мы узнаем, что родной «дом стоял как раз напротив фасада церкви с высокой папертью и внушительной колокольней. Направо от церкви возвышался позорный столб, а налево — дом, в котором помещались: зала городского совета, арестантские камеры и палаты умалишенных. Четвертую же сторону площади занимали гимназия и городская школа. Самая церковь стояла посредине открытой площади.
      Таков был первый вид на мир, открывшийся моим глазам»4.
      Детство и юность писателя прошли в бедности. Отец Ибсена разорился, когда мальчику было всего 8 лет. В 15 лет он перебирается из родного Шиена в еще более захолустный городок Гримстад, где работает учеником аптекаря и мечтает о славе поэта. Его первые стихи написаны под впечатлением революции в Венгрии в 1848 г. и носят название «Мадьярам».
      2. Начало творчества.
      В Гримстаде начинается путь Ибсена-драматурга. Он пишет драму «Катилина», в центре которой изображение древнеримского героя, казавшегося Ибсену борцом и гражданином. Уже в первой драме проявились интерес драматурга к общественным проблемам, стремление вскрыть противоречия действительности. В 1850 г. Ибсен переезжает в столицу Норвегии и, работая в газете, сближается с демократическим рабочим движением. Движение было подавлено, и Ибсену чудом удается избежать ареста. В 1851 г. писатель переезжает в Берген, где становится театральным режиссером и ставит Шекспира, Скриба, Дюма.
      В собственном творчестве Ибсен начинает как романтик. Он изучает скандинавские саги, создает исторические драмы, самая совершенная из которых «Борьба за престол».
      3. В Европе.
      В середине 1860-х гг. намечается кризис в мировоззрении Ибсена, рожденный непризнанием его произведений на родине, разочарованием в режиссерской работе и вообще в политической жизни страны. Писатель пытается более детально осмыслить мир и роль в нем художника. В 1864 г. он уезжает в Европу. Теперь его более интересуют проблемы современности. Он пишет драматическую поэму «Бранд» (1864), которая приносит писателю признание. Но Ибсена интересуют состояние души его современников, ее нравственные основы, проблемы национального характера. Так появляется крупнейшее произведение писателя — философская драматическая поэма «Пер Гюнт». (Сообщение ученика о сюжете и проблематике произведения.) Для создания эмоционального настроя можно прослушать в классе фрагменты из музыки Э. Грига к «Пер Гюнту».
      4. Рождение новой драмы.
      В 1879 г. был написан «Кукольный дом». Этот год в истории литературы считают годом рождения новой европейской драмы — драмы психологической и социальной.
      Ее основные черты:
      — это драма сильных характеров и больших идей;
      — в основе сюжета лежит спор об основных проблемах современности;
      — аналитический характер конфликта драмы: в ней основной интерес представляет не то, что происходит на глазах зрителей, а отношение героев к своему прошлому, его переоценка и анализ настоящего, являющегося следствием этого прошлого;
      — в драме отсутствуют реплики в сторону, так как их не существует в действительности;
      — основа драматического действия — подтекст, который прячется за совершенно незначительными словами.
      5. Ибсен — создатель реалистической драмы.
      Десятилетие (с 1881 по 1891 г.) ознаменовано в творчестве Ибсена созданием новых реалистических драм, в которых развиваются черты психологической драмы. Ибсен пишет пьесы, вошедшие в число лучших произведений мировой драматургии. Это «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886) и др. (На уроке возможно сообщение учащегося о проблематике и поэтике одной из пьес.)
      Ибсена волнуют отношения между людьми, основанные на буржуазном порядке. В «Привидениях» с глубоким психологическим мастерством драматург рассказывает зрителю о пороках буржуазного брака и общества в целом, находящегося во власти денег. Во «Враге народа» Ибсен размышляет о необходимости воспитания нового человека, который очистит от «заразы» источники общественной жизни.
      Но в середине 1880-х гг. Ибсен разочаровывается в своих надеждах на исправление общества. Он уже не стремится действовать заодно с какой-либо политической партией. Герои его пьесы «Дикая утка» — ничтожные люди с ничтожными интересами, скрываемыми за высокопарными речами. Им внушает отвращение созидательный труд, а опостылевшую мещанскую жизнь они пытаются заменить игрой на чердаке, являющемся символом лжи и иллюзий. Пьеса глубоко пессимистична. В ней нет надежд на пробуждение жалких людей. В то же время драматическое действие все соткано из символов и многозначительных деталей. Новым для Ибсена явилось и то, что он исследует в пьесе духовную нищету, а не духовное богатство.
      В аналитической драме «Росмерсхольм» Ибсен воплощает идеи свободы духа и перевоспитания людей. Его герой Росмер готов отказаться от личного спокойствия ради служения народу, он побеждает человеконенавистнические, ницшеанские идеи Ребекки Вест. В пьесе проявляется характерное для Ибсена стремление к символике, которая помогает раскрыть основные идеи автора. Так, белые кони-призраки становятся символом предрассудков и убеждений прошлого. Пьеса — образец психологического мастерства Ибсена в драматургии второй половины 1880— 1890-х гг.
      6. В конце жизни.
      Ибсен вернулся на родину в 1891 г. драматургом с европейской славой. В его последней драме «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» рассказывается о драматическом эпилоге жизни талантливого скульптора Рубека и его подруги Ирэны, потерявшей рассудок. В пьесе, отличающейся тонкой символикой, психологизмом и статичностью, проявляются черты символизма, но современная проблематика, связь характеров героев с действительностью сближают драму с реалистическими произведениями.
      В 1898 г. на родине драматурга торжественно отметили его семидесятилетие. В 1906 г. тяжелая болезнь привела его к смерти. Высоко ценивший драматургию Ибсена А. Блок писал: «Творения Ибсена для нас не книга, или если и книга, то — великая книга жизни. И раз мы с Ибсеном — тем самым мы со всем современным человечеством. Раз мы с Ибсеном — мы на борту корабля, который борется с волнами в открытом море, мы слушаем немолчный голос великого прибоя».
      В центре урока — обсуждение пьесы «Кукольный дом», прочитанной учащимися самостоятельно, и выявление в ней общечеловеческой проблематики. Кроме того, важным станет и выявление новаторской драматургической манеры писателя, которая будет близка и пьесам Чехова.
      Вопросы для выявления читательского восприятия
      1. Какие проблемы современной Ибсену жизни поднимаются в пьесе?
      2. Как он пытается решить «женский вопрос»?
      3. В чем особенности художественного времени пьесы? Что в ней произошло с героями до начала драматического действия?
      Работа с текстом может быть организована в группах, получивших опережающие задания.
      Группа 1. Хельмер.
      — Охарактеризуйте Хельмера. Что в нем привлекает, а что отталкивает?
      — Инсценируйте или прочитайте по ролям диалог Хельмера и Норы в начале I действия со слов «Нора затворяет дверь в переднюю...» до слов «Звонок в передней». Как Хельмер относится к Норе? Как в этом эпизоде проявляется сложная душевная жизнь Норы, которая вынуждена обманывать своего мужа?
      — Дайте оценку отношению Хельмера к лживым людям. Можно ли считать ее абсолютной? Докажите, что муж Норы показан как реалистический герой, что в нем переплетаются и положительные, и отрицательные черты.
      Группа 2. Крогстад.
      — Почему Крогстад пытается шантажировать Нору историей с фальшивым векселем?
      — Он, по-вашему, злодей или человек, поставленный обстоятельствами жизни в сложное положение?
      — Прочитайте диалог Крогстада и фру Линне из III действия с начала до слов «За всю мою жизнь я ни разу не был так неимоверно счастлив». Как меняется Крогстад под влиянием фру Линне?
      Группа 3. Нора.
      — Вспомните, как Нора спасает своего мужа от тяжелой болезни. Почему то, что Нора считала подвигом самопожертвования, закон считает преступлением?
      — Подберите из текста пьесы примеры, которые показывают сложное психологическое состояние Норы в ожидании ареста. Что при этом говорит она и другие герои? Как она себя чувствует в сцене исполнения тарантеллы? Почему сама сцена пляски не показывается, а остается «за кадром»? Сделайте вывод о роли подтекста в психологической драме.
      — Прочитайте по ролям и проанализируйте сцену последнего объяснения Норы и Хельмера из III действия со слов Норы «Нам с тобой есть о чем поговорить...» до конца пьесы. Почему Нору не устраивает ее положение в семье и в обществе?
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Докажите, что образ Хельмера помогает автору заострить проблему истинного и ложного в человеческих отношениях.
      2. Что общего в образах Норы и Крогстада? Как эти образы помогают понять мораль общества, в котором они живут?
      3. Почему, несмотря на второе письмо Крогстада, Нора все же уходит от мужа? Права ли она, оставляя детей?
      4. Какова смысловая роль в пьесе образов фру Линне и доктора Ранка?
      5. Какие вопросы о месте женщины в обществе поднимает Ибсен?
      6. Какие характерные черты новой, социально-психологической драмы проявляются в «Кукольном доме»?
      Итог урока. Пьеса Ибсена «Кукольный дом» является новаторским произведением и по проблематике, и по способам ее воплощения. Важные вопросы современной автору жизни: о влиянии общественной среды на человека, о положении женщины, о социальном неравенстве — переплетаются в драме с психологическим подтекстом. Изображенная в пьесе узаконенная буржуазная мораль препятствует движению общества к лучшему будущему. Автор показывает ее губительное влияние на человека, провозглашает необходимость уважения к человеческому достоинству.
      Вместе с тем «Кукольный дом» — драма сильных характеров, которые закаляются благодаря жизненным обстоятельствам. Автор раскрывает потаенную душевную жизнь персонажей, и особенно главной героини — Норы. Семейная драма становится социальной проблемой. Ибсен предстает в пьесе драматургом-новатором, который изображает думающих и чувствующих героев, анализирующих свое прошлое. Он мастер изображения психологических состояний, которые создаются с помощью подтекста, скрытого за незначительными репликами, что усиливает драматизм сценического действия. Стилевая драматургическая манера Ибсена дала толчок к развитию социально-психологической драмы в XX в.

Урок 74. «Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя за прозаика» 5

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика6.

      Без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму романа «Обломов», этого умного, очень русского романа, мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный.
      Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

Формирование творческого метода Гончарова

      1. Вступление писателя в литературу в эпоху «прозаического» века.
      2. Знакомство с идейно-эстетическими позициями писателей «натуральной школы».
      3. Критическое отношение к «герою времени», переродившемуся из живой индивидуальности в безликий «социальный тип».
      4. Противопоставление практицизму, чину и должности «героя времени» вечных потребностей человеческой натуры: красоты, любви, творческих порывов.
      5. Изображение России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к пореформенно-буржуазным отношениям.
      6. Конфликт прекраснодушных мечтаний героев прошлого и «деловых людей» нового времени.
      В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на уроке уместно обсуждение проблемного вопроса — что такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
      В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразное единство. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.
      Тематика индивидуальных сообщений учащихся
      1. Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».
      2. Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и его отражение в путевых записках «Фрегат „Паллада“».
      3. Художественная концепция, система персонажей, жизненные коллизии романа «Обрыв».
      В лекцию учителя может быть включена информация о творческой истории романа «Обломов». Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

      Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
      Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
      Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.
      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги — это одно из доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
      Итог урока. Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные события эпохи 1840-х гг. Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя в создании многослойного подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.

Урок 75. «Обломов отразил в своей природе некоторые особенности национального жизненного уклада и национальной психологии, особенно устойчивые, коренные» 7

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

      «Наше имя легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.
      На уроке необходимо доказать жизненность этого образа, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его связь с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», указав на гоголевские традиции изображения жизни.
      Основные проблемы урока
      1. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
      2. Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
      3. Антиподы ли Обломов и Штольц?
      Обсуждение этих проблем можно организовать с использованием групповой формы работы.
      Вопросы и задания для группы 1
      1. Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и...». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?
      2. В I—III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
      3. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
      4. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?
      5. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
      Вопросы и задания для группы 2
      1. Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, глава IX). Что такое Обломовка — «всеми забытый, чудом уцелевший блаженный уголок — обломок Эдема» или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в «Сне Обломова» черты физиологического очерка. Как это  помогает понять социальную психологию Обломова-«барина»?
      2. В «Сне Обломова» Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с образом Емели?
      3. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?
      4. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
      5. Правда ли, что в романе «внутренне прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
      Вопросы и задания для группы 3
      1. Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
      2. Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об обломовщине (часть II, глава IV). В чем истоки их различных жизненных позиций?
      3. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — «русский» немец? Почему автору симпатичен Штольц — герой новой, буржуазной формации?
      4. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? Докажите, что и «мечта», и «дело» имеют одни и те же «барские» корни. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
      5. Что такое «цель жизни»? Что значит «жить просто так», «жить, чтобы жить»?
      В заключительной части урока следует обсудить проблему, поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? «Одно слово... а какое... ядовитое» или «поэтический идеал жизни»?
      Итог урока. Обломовщина имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни. «Лежание» Обломова не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой. Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость, талант, любовь к ближнему.

Урок 76. «И в любви нет покоя, и она движется все куда-то вперед, вперед... „как вся жизнь“...» 8

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

      Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
      Урок может быть организован в форме семинара. Для этого следует объединить школьников в рабочие группы.
      Группа 1. Обломов и Захар: любовь-вражда.
      1. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть I, глава VIII) со слов «Обломов быстро приподнялся и сел на диване...» до слов « ...у меня поважнее есть забота».
      2. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.
      3. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению к Обломову?
      Группа 2. Обломов и Штольц: любовь-дружба.
      1. Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и Штольца из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть IV, глава IX) со слов «Обломов тихо погрузился в молчание и задумчивость...» до слов «...оперся руками на стол и закрыл лицо руками».
      2. Почему перед встречей Обломова и Штольца автор описывает «неопределенное, загадочное состояние» Обломова? Какой смысл при этом выявляется?
      3. Какими способами рисует Гончаров нравственные позиции Обломова и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода? На чьей стороне автор?
      Группа 3. Обломов и Ольга: любовь-любовь.
      1. Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава VII). Какой конфликт лежит в основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое состояние героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это изменение? Какой смысл заключен в том, что в диалоге почти нет слов автора?
      2. Докажите, что в Ольге интегрированы «чувство» и «дело». Почему она не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
      3. Какой символический смысл приобретает в отношениях Обломова и Ольги такая деталь, как «восточный халат» Обломова? Что погубили в Обломове Ольга и Штольц?
      Группа 4. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
      1. Проследите, как шел процесс сближения Обломова с Агафьей Пшеницыной (часть IV, глава I). Чем она привлекла Обломова?
      2. Отношения с Пшеницыной «развенчивают» Обломова или поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке зрения.
      3. Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя обретением желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову полностью раскрыть лучшие качества своей души?
      Итоговые вопросы для обсуждения
      1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
      2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
      3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
      4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?
      5. Как в драматических отношениях героев романа отразилось нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России? Почему это мешает развитию России новой?
      6. Как в романе символически отразился конфликт «отцов» и «детей»?
      7. Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни «ума» над жизнью «сердца»?
      Итог урока. Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека. Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя самоценность духовного мира каждого человека.

Уроки 77—78*. «Обломов — это не только расчеты со своим временем и определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни... Это произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой» 9

Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.

      «Золотое сердце» или «русская лень»? Так далеко разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
      Урок должен помочь сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова

«Золотое сердце»
«Русская лень»
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность, доброта Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, нерешительность

      Список положительных и отрицательных черт Обломова, названных школьниками, можно продолжить. Это даст им возможность понять, что Обломов — сложный образ, отражающий сложность и противоречивость русского национального характера.
      Работа на уроке может быть организована в группах, каждая из которых прокомментирует точку зрения одного из литературных критиков.
      Группа 1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
      1. Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать?
      2. С каким чувством изображены автором эти черты Обломова?
      3. Подтвердите текстом правомерность обеих позиций.
      Вывод. Н. А. Добролюбов рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок. Но он увидел только одну сторону характера героя — его социальную несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более многозначным: вневременным, «вечным», лиричным, общечеловеческим.
      Группа 2. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
      1. Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев?
      2. Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской?
      3. Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов, «нужно жалеть», потому что они «жертвы исторической необходимости»?
      Вывод. В критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.
      Группа 3. А. В. Дружинин. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
      1. Прав ли Дружинин, что «нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь»? Подтвердите свои мысли текстом.
      2. Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: «...он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век»?
      3. Почему Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни.
      Вывод. Дружинин считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви». Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому достоинству не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не обмануло, не научило «ни одного человека ничему скверному».
      Группа 4. Роман «Обломов» в критике XX в.
      1. В чем видит «вечность» Обломова Ю. Айхенвальд? («Силуэты русских писателей», 1906—1908).
      2. Какую оценку дает героям романа «Обломов» Ю. Лощиц? («Феномен Гончарова», 1982).
      3. Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова «Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени» («Илья Обломов и „лишние люди“ в русской литературе», 1991).
      При наличии времени каждая группа может прокомментировать и оценки в критике образов Штольца и Ольги.
      В заключительной части урока учитель или подготовленный ученик сообщает классу о литературно-критической деятельности Гончарова, его оценках комедии Грибоедова «Горе от ума» в статье «Мильон терзаний».
      Итог уроков. В критике XIX в. мнения о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения. Критики революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз «лишнего человека», менее радикальная критика пыталась заметить в нем и положительные черты русского национального характера. В оценках исследователей XX в. образ Обломова трактуется в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал.
      После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение или контрольная работа.

Уроки 79—80*.

Зачетная работа за первое полугодие

      Итоговый контроль уровня литературного развития учащихся за учебное полугодие может быть проведен в форме зачетной работы, проверяющей начитанность, умения литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся. Работа должна включать в себя задания, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения, и задания, проверяющие уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе. В контрольную работу должны быть включены вопросы и задания по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тютчева, Фета, так как, согласно стандарту, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В процессе выполнения работы десятиклассники не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты.
      Предлагаем варианты зачетной работы для базового (А) и профильного (Б) уровней.
      Уровень А
      1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:
      а) «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Демон». Как в них меняется отношение лирического героя к окружающему миру?
      б) «Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях». Каково авторское отношение к общей теме этих стихотворений?
      в) «Полдень», «Осенний вечер», «День и ночь». Каково авторское отношение к природе в этих стихотворениях?
      2. Из каких произведений эти строки:

       а)      Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.

      Назовите особенности жанра этого произведения.

       б)      О чем же думал он? О том...
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег; что ведь есть
Такие праздные счастливцы
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!

      Какая «сквозная» тема русской литературы отразилась в этом произведении?
      в) На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.
      По каким реалиям текста вы определили произведение?
      3. Перечислите стихотворения А. С. Пушкина о любви. Докажите цитатами из них, что тема любви переплетается у поэта с темой свободы.
      4. Назовите 3 стихотворения М. Ю. Лермонтова о жизни и смерти. Запишите такие строки из них, где автор говорит о философском отношении к этой проблеме.
      5. Назовите стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. Как в них проявилось философское отношение поэта к природе?
      6. Назовите последовательность времен года в романе И. А. Гончарова «Обломов». Каков смысл смены времен года в романе?
      7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «юмор — ирония — сатира — сарказм»? Подтвердите свои мысли примерами.
      8. Проанализируйте художественные образы, с помощью которых Н. В. Гоголь рисует картину Невского проспекта в повести «Невский проспект». Прокомментируйте авторские оценки и роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Невского проспекта.
      9. Проанализируйте стихотворение Фета «Одним толчком согнать ладью живую...». В чем сущность размышлений поэта о поэтическом даре?
      10. Проанализируйте эпизод именин Обломова из романа Гончарова «Обломов» (часть IV, глава II). Почему Обломов не принимает предложений Штольца? Какие черты русского национального характера присущи обоим героям? Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к героям.
      Уровень Б
      1. Каким поэтам принадлежат стихотворения:
      а) «Соловей», «Снигирь», «Бог». Как в них отразилось авторское отношение к духовным возможностям человека?
      б) «Море», «Эолова арфа», «Певец во стане русских воинов...» Определите их жанр.
      в) «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка». Каково авторское отношение к жизни в этих стихотворениях?
      г) «Против течения», «Илья Муромец», «Государь ты наш батюшка...». Как в них отразилось авторское отношение к русской истории?
      2. Из каких произведений эти строки:

       а)      ...Граф Хвостов
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

      Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.

       б)      Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

      Докажите, что особенности поэтического синтаксиса в этом отрывке помогают понять характер переживания лирического героя.

       в)      Так, весь овеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

      Назовите другие стихотворения поэта на эту же тему. Каково авторское отношение к ней?
      3. Назовите стихотворения Пушкина, связанные с темой дороги. Докажите, что образ дороги у поэта имеет символическое и философское звучание.
      4. Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова, связанные с «жанром» молитвы. В чем специфика его отношения к молитве как способу духовного общения?
      5. Назовите произведения русских писателей XIX в., в которых развивается тема «маленького человека». Откуда появилось это название?
      6. Перечислите женские образы романа И. А. Гончарова «Обломов». Назовите детали портрета, характерные для каждого образа.
      7. Чем сходны и чем различаются теоретико-литературные понятия «персонаж — герой — характер — тип»? Подтвердите свое мнение примерами.
      8. Проанализируйте систему образов-персонажей в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Как это помогает в понимании ее идейного смысла? Аргументируйте свою позицию.
      9. Проанализируйте стихотворение Ф. И. Тютчева «Тени сизые смесились...». В чем особенности его содержания и формы? Докажите, что оно носит философский характер.
      10. Проанализируйте письмо Обломова к Ольге Ильинской и сцену их объяснения из романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава X). Какими способами автор передает психологический подтекст эпизода?

Урок 81. «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского“» 10

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

      Задачи урока — определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля.
      На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.
      1. Страницы истории русского театра до A. H. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.
      2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз», — писал В. Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
      3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы — позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
      4. Творческий путь А. Островского.
      — Первое произведение — пьеса «Несостоятельный должник» — появилось в 1847 г. в газете «Московский городской листок». В 1850 г. это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
      — «...Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 г., определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» — вот главное в новом герое Островского.
      — «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
      — «Лес» (1870) — пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
      — «Снегурочка» (1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
      — «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».
      5. Особенности стиля Островского:
      — говорящие фамилии;
      — необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
      — специфические авторские ремарки;
      — роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
      — своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
      — фольклорные моменты;
      — параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
      — значимость первой реплики героя;
      — «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
      — своеобразие речевой характеристики героев.
      Итоговые вопросы
      — Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
      — Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга? Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?
      Итог урока. А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Урок 82. «Самое решительное произведение Островского» 11

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

      Задачи урока — выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
      На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.
      Группа 1. История создания пьесы. (Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)
      Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес». Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
      Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». (Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)
      Группа 3. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)
      Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис). Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.
Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

      Вопросы для обсуждения
      — Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
      — Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
      — Как понять такое определение — «зеркальные» образы?
      — Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.
      Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
      1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
      — Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
      — Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
      — Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
      — Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
      — Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.
      2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.
      Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
      Кудряш. А что?
      Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
      Борис. Праздник; что дома-то делать!
      Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
      Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
      Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
      Варвара. Не уважишь тебя, как же!
      Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
      3. Использование приема контраста и сопоставления:
      — монолог Феклуши — монолог Кулигина;
      — жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
      — Катерина — Варвара;
      — Тихон — Борис.
      Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Урок 83. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» 12

«Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

      Задачи урока — дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди, ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
      Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
      Задания для анализа двух монологов Кулигина
      (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3)

      1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
      «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.
      2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
      «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.
      Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».
      Вопросы для обсуждения
      1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
      2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.)
      3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).)
      4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.)
      5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
      6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
      7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой
Кабаниха
О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»
О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»
Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.
Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

      Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
      Результаты действий этих героев:
      — талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
      — добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
      — Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
      — образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
      Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
      Итог урока. Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.

Урок 84. «Такая уж я зародилась, горячая!» 13

Протест Катерины против «темного царства». Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Анализ эпизода.

      Задачи урока — выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
      Вопросы и задания для обсуждения
      1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
      2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
      3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве
В семье Кабановых
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

      Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
      1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)
      2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.)
      3. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)
      4. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
      5. Сможет ли город Калинов жить по-старому?
      Итог урока. Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.


1 Ги де Мопассан. Ожерелье // Французская новелла XIX века. — М.; Л., 1950. — С. 533.
2 Цит. по.: Краткая литературная энциклопедия. — М., 1967. — С. 962.
3 См.: Плеханов Г. В. Искусство и литература. — М., 1948.
4 См.: Адмони Г. В. Г. Ибсен. — М., 1956.
5 См.: Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 1906—1908. — М., 1994.
6 Идеи уроков по творчеству Гончарова принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
7 См.: Мельник В. И. Илья Обломов и «лишние люди» в русской литературе. — М., 1991.
8 Гончаров И. А. Обломов // И. А. Гончаров. Избр. соч. — М. — Л., 1948. — С. 267.
9 См.: Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1982.
10 Гончаров И. А. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 8. — С. 491—492.
11 См.: Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве // Н. А. Добролюбов. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1963. — Т. 6.
12 Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 136.
13 Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 142.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>