Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Уроки 63—64*. «Только песне нужна красота, / Красоте же и песен не надо» 1

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

      Начать урок можно с литературной композиции, включающей в себя факты биографии Фета и чтение его стихов, изученных в начальной и основной школе и прочитанных самостоятельно. Это «Весенний дождь», «Чудная картина...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Печальная береза...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Уснуло озеро...», «Буря», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Облаком волнистым...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...» и др.
      Чтение стихов должно привести школьников к осмыслению вопроса: в чем своеобразие изображения природы в лирике Фета?
      Погружение в поэтический мир Фета должно помочь им обобщить свои прежние впечатления и знания о его поэзии и попытаться сформулировать, что в его лирике является отличительным признаком, дает возможность не спутать его стихи с другими. Это фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего; неожиданность метафор и сравнений; недоговоренность, дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой.

Основные сведения из биографии поэта

      1. Дитя любви.
      2. «Как называются все страдания, все горести моей жизни... имя им Фет...».
      3. Немецкий пансион. Московский университет.
      4. Вернуть свои законные права. Военная служба.
      5. «Лирическая дерзость» «толстого офицера».
      6. Трагический отблеск несчастной любви.
      7. Первый сборник (1850).
      8. Петербург. Дружба с виднейшими литераторами эпохи. «Современник».
      9. Женитьба, отставка, Москва.
      10. «Художественная безыдейность» поэзии Фета. Разрыв с «Современником».
      11. Фет-помещик. Социальная публицистика.
      12. «Вернуть Фету наследственные права за заслуги на поэтическом поприще».
      13. Страдания последних дней.
      Проблемный вопрос урока
      В чем философский смысл восприятия Фетом мира как красоты?
      В центре урока — чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Еще майская ночь» (1857), «Это утро, радость эта...» (1881), «Летний вечер тих и ясен...» (1847), «Я пришел к тебе с приветом...» (1843), «Заря прощается с землею...» (1858).
      Обучение интерпретации стихотворений «Еще майская ночь» и «Это утро, радость эта...», включенных в образовательный стандарт по литературе (профильный уровень), должно подготовить десятиклассников к самостоятельному осмыслению других стихов.
      Вопросы и задания к стихотворению «Еще майская ночь»
      1. Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Еще майская ночь»?
      2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?
      3. Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
      4. За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
      5. Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
      6. Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
      7. Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
      8. Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
      9. Какое состояние души передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», «с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?
      10. В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта...»
      1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
      2. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
      3. Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
      4. Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?
      5. Тютчев видел в природе загадку, скрытый дневным покровом хаос. А Фет?
      6. Какой характер придают стихотворению его «безглагольность» и многочисленные анафоры?
      7. Какие еще изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
      Работу с другими стихотворениями можно организовать в группах, предложив им вопросы и задания для коллективных и индивидуальных самостоятельных наблюдений.
      Группа 1. «Я пришел к тебе с приветом...».
      1. Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
      2. Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
      3. Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремляются к творчеству?
      4. Индивидуальное задание. Как изменяется пространственно-временная организация текста? Какой художественный смысл выявляется при ее исследовании?
      Группа 2. «Летний вечер тих и ясен...».
      1. Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
      2. Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
      3. Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.
      4. Индивидуальное задание. Как расширяется пространство текста и какой поэтический смысл при этом выявляется?
      Группа 3. «Заря прощается с землею...».
      1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
      2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
      3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
      4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
      В заключительной части урока можно прослушать сообщения учащихся об исследовании традиций лирики Фета в русской поэзии XX в., подготовленные в режиме индивидуальных опережающих заданий.
      Задания для самостоятельного сопоставительного анализа
      1. Сопоставьте стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной...» и А. Тарковского «Посредине мира». Как каждый из поэтов решает проблему взаимоотношений Человека и Мира? Как в стихотворениях отразился вселенский масштаб человеческих мыслей и чувств?
      2. Сопоставьте стихотворения «Только встречу улыбку твою...» Фета и «Не верю в красоту земную...» В. Ходасевича. В чем спор поэтов о сущности красоты?
      3. Сопоставьте стихотворения «Ласточки» («Природы праздный соглядатай...») Фета и «Смутно дышащими листьями...» О. Мандельштама. Как в этих стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
      Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?
      Итог уроков. Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Урок 65*. «Как мы живем, так мы поем и славим, /И так живем, что нам нельзя не петь!» 2

Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...».

      Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства, посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов — теме красоты мира. Поэтический дар — это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни. Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни — в созерцании и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви. Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей. Поэтому урок следует начать с «погружения» в стихи Фета, где он размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
      «Песня... зреет» уже в его ранней лирике. Таково написанное гекзаметром «Друг мой, бессильны слова, — одни поцелуи всесильны...» (1842), творение двадцатидвухлетнего поэта, где он уподобляет акт творчества проявлениям нежности, любви. Таковы созданные в этом же году «Стихом моим незвучным и упорным...», «Поверьте мне: с надеждой тайной...» и лирическая миниатюра «Поделись живыми снами...» (1847). Образ музы появляется в его лирике 1850-х гг.: «Муза» («Не в сумрачный чертог наяды говорливой...», 1854), «Музе» («Надолго ли опять мой угол посетила...», 1857). Образ поэта, бессильного передать словами проявления красоты и любви, присутствует и в зрелой лирике Фета. Это «Кому венец: богине ль красоты...» (1865), «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...», 1882), «Как богат я в безумных стихах!..» (1887). Оправдывая высокое предназначение певца красоты, рождается полемическое стихотворение «Муза» («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня...», 1887), в котором звучит отповедь хулителям «чистого искусства». И в лирике последних лет, например в стихотворении «За горами, песками, морями...» (1891), Фет ставит поэзию в один ряд с красотой и любовью, видя в ней естественное проявление гармонии жизни.
      Часть перечисленных стихов может прозвучать на уроке в исполнении учителя и учащихся. Другие стихотворения, в которых создан образ певца, могут быть предложены школьникам для самостоятельных исследований по лирике Фета, например:
      — эволюция образа Музы;
      — поэзия как часть красоты мира;
      — любовь как стимул к поэтическому творчеству;
      — бедность слова в выражении богатства проявлений жизни.
      В центре урока — обучение интерпретации стихотворений «Как беден наш язык!..» (1887) и «Одним толчком согнать ладью живую...» (1887).
      Вопросы и задания к стихотворению «Как беден наш язык!..»
      1. О чем сожалеет автор стихотворения? Почему человеческий язык оказывается бессильным передать то, «что буйствует в груди»?
      2. Как двухчастная композиция стихотворения помогает понять его смысл?
      3. В чем общность этого стихотворения Фета со стихотворением Тютчева «Silentium!»? Как в первой строфе отражается романтическая традиция?
      4. Что поэт называет «ложью роковою»?
      5. Чем, по мнению автора, поэт отличается от любого другого носителя языка?
      6. Почему в одном ряду для поэта стоят «и темный бред души, и трав неясный запах»? О каких двух мирах идет здесь речь?
      7. Какой смысл проясняет появляющийся в финале мифологический образ Юпитерова («Зевесова») орла? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Как беден наш язык!..» Фета и «Невыразимое» Жуковского. В чем внутренняя полемика этих текстов?
      Вопросы и задания к стихотворению «Одним толчком согнать ладью живую...»
      1. Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
      2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
      3. Докажите, что удел поэта — понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
      4. Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. Какой символический смысл заключен в стихотворении?
      Итог урока. Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников — поэтов. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души. Лирику Фета только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта, и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.

Урок 66. «У любви есть слова, те слова не умрут...» 3

Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Певице», «Еще одно забывчивое слово...», «На качелях» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

      Философия любви в творчестве Фета тесно связана с его концепцией красоты. Эмоциональный рассказ учителя или сообщения учащихся должны включать в себя драматическую историю любви Фета и Марии Лазич, погибшей в юности. В начале урока уместен небольшой концерт, помогающий учащимся погрузиться в атмосферу удивительных стихов Фета, посвященных Марии Лазич. Это «Солнца луч промеж лип...», «Недвижные очи, безумные очи...», «Страницы милые опять персты раскрыли...», «В тиши и мраке таинственной ночи...», «Ты отстрадала, я еще страдаю...».
      В центре урока — анализ стихотворений «Шепот, робкое дыханье...» и «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», в которых отразились черты поэтики Фета.
      Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье...»
      1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
      2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
      3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
      4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
      5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического «я»? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
      6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
      7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье...» с анонимным стихотворением-альбой из средневековой лирики трубадуров «Боярышник в саду листвой поник...» (XII в.). В чем общность и различие этих текстов?
      Альба (alba — утренняя заря) — один из основных жанров средневековой лирики трубадуров, строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром после тайного свидания; часто альба получает форму диалога.

Боярышник в саду листвой поник,
Где рыцарь с дамой ловит каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.
— Ах, если б ночь Господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал...
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.
Под пенье птиц сойдем на этот луг,
И там опять целуй меня, мой друг, —
Не страшен мне ревнивый мой супруг!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Начнем же снова нежную игру,
Пока рожком докучным поутру
Нам с башни страж не возвестит зарю.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Как сладко мне с дыханьем ветерка,
Струящимся сюда издалека,
Впивать дыханье милого дружка!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил...
Красавица прелестна и мила.
Ей все глядят вослед, забыв дела,
И в ней любовь так нежно расцвела.
Увы, рассвет, ты слишком поспешил.

      Вопросы и задания к стихотворению «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»
      1. В чем сложность эмоционального состояния лирического «я» этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой и второй строф?
      2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
      3. Изменилось ли настроение в третьей и четвертой строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах «веровать» и «верить»?
      4. Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
      5. Что изменилось в отношении лирического «я» к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
      6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?
      7. Прослушайте романс Н. Ширяева «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?
      Остальные стихотворения можно предложить школьникам для самостоятельного анализа или организовать эту работу в группах.
      Группа 1. «Певице».
      1. Какие чувства вызывает у лирического «я» исполнение певицы?
      2. Какие образы стихотворения несут на себе черты недосказанности, невыразимости чувства?
      3. Какова роль музыки в восприятии мира как красоты? Что дает музыка человеку?
      4. Какой смысл придает тексту множество глаголов в форме императива?
      Группа 2. «Еще одно забывчивое слово...».
      1. Как создаются в стихотворении образ времени и образ памяти?
      2. Почему чувства лирического «я» противоречивы?
      3. Что ему мешает насладиться очарованием любви?
      4. Какие образы имеют символическое значение?
      5. Какими способами автор рисует состояние «последней любви»? Сопоставьте его с тютчевским.
      Группа 3. «На качелях».
      1. Проанализируйте лексику, рисующую реалии внешнего мира, и слова, передающие внутреннее состояние человека. Какова их динамика?

Внешний мир
Внутреннее состояние
в полусвете ночном страшнее
на доске этой шаткой отрадней
бросаем игра, игра роковая
к вершине лесной играть жизнью вдвоем
взлетать счастье

      2. Какой символический смысл приобретает в стихотворении катание на качелях?
      3. Как помогают понять смысл текста его пространственные отношения?
      4. Как в стихотворении выражена фетовская концепция красоты?
      В конце урока необходимо обобщить способы достижения гармонии и музыкальности поэтической речи в лирике Фета, подобрать примеры импрессионизма в его поэзии.
      Эмоциональным финалом урока станет прослушивание или исполнение романсов на стихи Фета «На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...» и др.
      Итоги урока. Стихи Фета о любви созвучны его концепции красоты мира. Любовь не умолкает в его стихах 1880-х гг., написанных уже достаточно пожилым человеком. Поэтическая речь Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Лирика поэта полна радости, света, которые рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, тревоги и напряжения любви. Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний души человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

Урок 67*. «Здесь духа мощного господство...» 4

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности их поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике поэтов.

      Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.
      Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
      1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
      2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
      3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
      4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
      5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
      6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.
      7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
      8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
      Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
      1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.
      2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
      3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
      4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
      5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
      6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
      7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
      8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
      Вопросы и задания
      для сопоставительного анализа

      1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
      2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
      3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
      4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
      5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
      6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
      В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев
Фет
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Урок 68. «...Это была натура прежде всего русская... поэзия Толстого есть действительно „русский глагол“» 5

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

      Десятиклассники уже встречались со стихами А. К. Толстого в основной школе. Им необходимо напомнить о сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», который был воспитателем юного Толстого, прочитать стихи поэта разных жанров: «Где гнутся над омутом лозы...», «Край ты мой, родимый край...», «Вот уж снег последний в поле тает...», «Благовест», «Илья Муромец».

Основные сведения из биографии поэта

      1. Знатное происхождение.
      2. Блестящее домашнее воспитание и образование.
      3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.
      4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.
      5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.
      6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.
      7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.
      8. В начале 1840-х гг. Толстой — автор фантастических рассказов на французском языке и повести «Упырь». Далее им написаны исторические повести, охотничьи очерки, баллады, лирические стихотворения.
      9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.
      10. 1850-е гг. — расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.
      11. 1854 г. — «рождение» Козьмы Пруткова. (Эта информация может стать темой индивидуального сообщения.)
      12. В начале 1860-х гг. Толстой уходит в отставку, поселяется в деревне, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, драматическая поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». (Информация об исторических пьесах может стать темой индивидуального сообщения.)
      13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

      В центре урока анализ лирического стихотворения «Против течения» (1867) и песни «Государь ты наш батюшка...» (1861).
      Вопросы и задания к стихотворению «Против течения»
      1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.
      2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?
      3. В чем его метафорический смысл?
      4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?
      5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?
      6. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?
      Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота — это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.
      Вопросы и задания к стихотворению «Государь ты наш батюшка...»
      1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?
      2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?
      3. Докажите, что песня Толстого — символическое выражение всяких преобразований в России.
      4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?
      5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.
      6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?
      7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?
      В заключительной части урока могут быть прочитаны и проанализированы в группах стихотворения А. Толстого, в которых отразились его идейные взгляды на русскую историю и современную поэту действительность: «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Двух станов не боец, а только гость случайный...».
      Итог урока. Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

Урок 69*. «Коль любить, так без рассудку...» 6

Природа и любовь в лирике А. К. Толстого. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...», «Ты не спрашивай, не распытывай...». Романсы на стихи Толстого.

      Моральная чистота и свойственный русской ментальности максимализм отразились в стихотворении Толстого «Коль любить, так без рассудку...», с чтения которого можно начать урок. Эта нравственная позиция объясняет его философию красоты как в лирике природы, так и в любовной поэзии, потому что поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира.
      В начале урока возможна литературная композиция, в которую войдут стихотворения «Пустой дом», «Меня, во мраке и в пыли...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...» и др.
      На лирику природы наложила отпечаток романтизация старины и русской истории. Природа для него и нетленная красота, и исцеляющая сила, дающая человеку и физическую, и нравственную мощь. Для его лирических пейзажей характерны философски-исторические раздумья и о судьбе Родины, и о чувствах влюбленного человека.
      В этом ключе могут быть интерпретированы прозвучавшие в литературной композиции стихотворения.
      Эмоциональный накал уроку может придать рассказ учителя или учащихся о любви Алексея Толстого и Софьи Миллер, ставшей его женой, единственной любовью и музой. (См. книгу Р. Белоусова «Я помню чудное мгновенье...»7.)
      В рассказ уместно включить чтение стихотворений «Средь шумного бала, случайно...» (или прослушивание романса Чайковского на эти стихи), «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя...» и др.
      В центре урока текстуальный анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...».
      Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
      1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
      2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
      3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
      4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
      5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
      Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах. Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.
      Группа 1. «Острою секирой ранена береза...».
      Группа 2. «Не ветер, вея с высоты...».
      Группа 3. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад...».
      Группа 4. «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо...».
      Эмоциональным финалом урока станет прослушивание стихотворения «То было раннею весной...», написанного поэтом незадолго до смерти, или романса на эти стихи. Итоговый вопрос урока — в чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?
      Итог урока. Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь — это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

Урок 70*.

Урок контроля. Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся).

      На уроке контроля по анализу одного стихотворения учащиеся должны показать свои умения интерпретировать лирику, что обеспечит их подготовку к экзаменам по литературе. При подготовке к таким урокам учащимся могут быть предложены алгоритмы анализа лирики8.
      Учитель может воспользоваться планом анализа лирики, в котором разграничены критерии структурно-семантического и культурологического подходов к анализу. В таком плане анализа лирического текста школьникам продвинутого уровня можно адресовать пп. 7—10 в каждом столбце.

План анализа лирики

Структурно-семантический аспект
Историко-литературный аспект
1. Композиция (сколько частей, как они взаимосвязаны) 1. Место стихотворения в творчестве поэта (русском и мировом культурном процессе)
2. Образный ряд (ключевые образы, образы-символы и т. п.) 2. Историко-культурные и биографические комментарии
3. Звуковой строй текста (звукописные образы и их роль) 3. Особенности жанра стихотворения и их смысловая роль
4. Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики). Изобразительно-выразительные средства языка (тропы) 4. Тематика стихотворения, отражение в нем основных мотивов творчества поэта
5. Синтаксический строй текста. Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры) 5. Эпиграф и его смысловая роль
6. Поэтические интонации. Изменение настроения текста 6. Скрытые цитаты, литературные и культурные ассоциации, переклички
7. Стихотворный размер и его смысловая роль 7. Посвящение стихотворения и его смысловая роль
8. Особенности рифмовки и их смысловая роль 8. Подзаголовки стихотворения и их смысловая роль
9. Строфика текста, ее особенности и смысловая роль 9. Датировки, указания на место написания
10. Пространственно-временные отношения в тексте и их смысловая роль 10. Условность описаний в лирическом тексте
11. Смысл названия стихотворения
12. Внутренний облик лирического героя

Урок 71*. «Сущность классического реализма прошлого века — не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...» 9

Реализм в литературе Европы и Америки.

      Этот урок может быть проведен в форме лекции, в которой учитель расскажет о реализме как художественном методе и литературном направлении и основных представителях реализма в Западной Европе и в Америке. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших писателей классического реализма Англии (Ч. Диккенс, У. Теккерей); Франции (Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Г. Флобер); Америки (М. Твен) (по выбору учителя и учащихся).

Примерный план лекции

      1. Реализм как литературное направление и как художественный метод. Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности: объективность, выявление законов социальной жизни, причинно-следственные связи в историческом развитии общества, исторический и социальный детерминизм (взаимообусловленность человеческих отношений, истории и общества).
      2. Изображение социального организма как совокупности и разнообразия индивидуальностей. Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего и индивидуального, а общее выступает в индивидуальной оболочке.
      3. Для реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала и действительности, как в романтизме.
      4. Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни, однако для постижения сущности явлений в реализме возможны фантастика, гротеск, гиперболы и т. п.
      5. Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям. Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия. Вместе с тем художественный мир каждого писателя-реалиста индивидуален и своеобразен.
      6. Одновременное становление романтизма и реализма в Англии. Бытописательные и нравоописательные очерки Ч. Диккенса. Многообразие видов романа в его творчестве. Сентиментально-юмористический характер «Посмертных записок Пиквикского клуба» и критика безнравственного и антигуманного буржуазного мира в романе «Домби и сын». Нравственная проблематика, сатира и гротеск в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
      7. Зарождение реализма во Франции. Стендаль — основоположник психологического романа. Поиск причин жизненных явлений в окружающей действительности, акцент на внутреннем мире человека в его произведениях. Ум, воля и чувства героев Стендаля. Жизнь человека на фоне буржуазного общества в «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Экономические основы развития истории и частной жизни. Причинно-следственный характер описания общественной жизни. Предметная деталь как примета времени и характера человека. Прозаизм, трагизм и материальный характер человеческих конфликтов в романах Бальзака. Новый герой-буржуа. Нравственные критерии ценностей буржуазной эпохи и буржуазного человека. Деньги как мерило буржуазной «морали». Принципы реализма в исторических романах и пьесах П. Мериме. Особенности сюжетов и героев новеллистики писателя. Психологизм в изображении внутренней жизни человека. Осуждение буржуазной действительности в творчестве Г. Флобера. Его неверие в гуманизм научно-технического прогресса и положительные перспективы исторического развития. Единственный положительный идеал писателя — искусство. Бунт против пошлости жизни в романе «Госпожа Бовари». Предельная объективность изображения действительности Флобером. Натурализм как литературное направление в творчестве Э. Золя и Г. Ибсена.
      8. Реализм в Америке. Юмор, жизнерадостность и глубокий оптимизм в творчестве М. Твена. Образ мира в его романах. Конфликт между естественностью и цивилизацией, между человечностью и буржуазными нормами жизни. Мечта о естественном равенстве людей, уничтожении условностей их социального разделения. Столкновение феодализма и капитализма в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Разочарование в благотворной роли технического прогресса. Изображение бездуховности современной писателю Америки и тревога за будущее человечества.
      9. Зарождение реализма в России. Его «сосуществование» с романтизмом. Ироническое отношение к романтическому герою, находящемуся вне романтической среды. Исторический и социальный детерминизм на русской почве. Главный герой литературы русского реализма — обыкновенный человек, поставленный в условия «игры» со средой. Развитие реализма в России было связано с изображением внутренних стимулов поведения человека, его душевной жизни. Приоритет и эволюция прозаических жанров в литературе русского реализма.
      Итог урока. Реализм в европейской, американской и русской литературе, несмотря на различную социально-историческую почву, имел ряд постоянных признаков, характерных для разных национальных литератур. Это историзм, социальный анализ, типизация и широкая распространенность героев и жизненных явлений. Изображение внутренней жизни героев и раскрытие характеров происходило через показ их индивидуальности. Писатели-реалисты стремились воссоздать мир как противоречивый, но цельный организм. Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти денег над человеческой душой, свойственно изображение деградации человеческой личности под влиянием пошлой среды. Эти черты реализма проявились в творчестве Г. де Мопассана и Г. Ибсена.


1 Фет А. А. «Только встречу улыбку твою...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 203.
2 Фет А. А. «Кляните нас: нам дорога свобода...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 285.
3 Фет А. А. Alter ego // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 209.
4 Фет А. А. На книжке стихотворений Тютчева // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 231.
5 См.: Бунин И. А. Инония и Китеж // Литературная газета. 1990. № 10.  
6 Толстой А. К. «Коль любить, так без рассудку...» // А. К. Толстой. Стихотворения. — М., 1958. — С. 102.
7 «Я помню чудное мгновенье...» / Сост., вступ. ст. и вводн. тексты Р. Белоусова. — М., 1987. — С. 322—342.
8 См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. — М., 2002. — С. 60.
9 Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С. 362.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>