Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Уроки 44—45.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Урок 46. «Перестаешь верить действительности, читая Гоголя. Свет искусства, льющийся из него, затмевает всё. Теряешь осязание, зрение и веришь только ему» 1

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика комедии «Ревизор».

      В рассказе учителя о жизни и творчестве Гоголя следует подчеркнуть, что будущий писатель получил строго религиозное воспитание, но уже в детстве проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где он мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждет крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 г. повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с обществом, которое обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он — проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце все страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
      Обобщение знаний о творчестве Гоголя, полученных в основной школе, можно организовать в форме лекции учителя или в работе учебных групп.
      Группа 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
      1. Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в «Вечерах...»? Какова роль в сборнике образа рассказчика Рудого Панько?
      2. Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нем отразилось здоровое начало реальной народной жизни?
      3. Как герои «Вечеров...» побеждают темные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?
      4. Индивидуальное задание. Чем отличается от героев «Вечеров...» Иван Федорович Шпонька из повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?
      Группа 2. «Миргород».
      1. В чем особенности композиции сборника «Миргород»?
      2. В чем «Вий» и «Тарас Бульба» противопоставлены «Старосветским помещикам» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
      3. Какие проблемы поднимает Гоголь в «Тарасе Бульбе»? Что, по мнению писателя, нужно, чтобы не была уничтожена прославленная им в повести «русская сила»?
      4. Индивидуальное задание. В чем общность и различие повестей-элегий о современной Гоголю жизни «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
      Группа 3. Гоголь и театр. «Ревизор».
      1. В чем особенности образа города в пьесе «Ревизор»?
      2. Вспомните основные этапы сюжета комедии и объясните их смысловую роль.
      3. В чем новаторство Гоголя в изображении Хлестакова?
      4. Индивидуальное задание. Как Гоголь переосмысливает театральные амплуа в комедии «Женитьба»?
      Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического. Но смешное в его произведениях претерпевает свою эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров...» писатель поднимается до иронии в повестях о современной жизни «Миргорода». В «Ревизоре» уже в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротескной форме. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.

Уроки 47—48. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...» 2

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

      В рассказе учителя сообщается об истории создания книги «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии», которая выросла в цикл «Петербургские повести». Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее, например в «Ночи перед Рождеством» Гоголя, «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасова, «Медном всаднике» Пушкина и «Белых ночах» Достоевского.
      Для «погружения» класса в атмосферу Невского проспекта школьникам могут быть показаны иллюстрации Д. Кардовского к повести Гоголя и сделан их искусствоведческий анализ.
      Для более глубокого понимания повести необходимо составить к ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно.
      Как минимум нужно дать лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.
      Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.
      Более основательный культуроведческий комментарий необходим к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его «энциклопедию» Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, «Филатки», «Димитрий Донской», Шиллер, Гофман, «Вильгельм Телль», «История Тридцатилетней войны», Главный штаб, «Северная пчела», Лафаэт.
      Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов «...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализировать этот эпизод.

Примерный план анализа эпизода

      1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
      2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
      3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
      4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
      5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
      6. Какова функция этого эпизода во всей повести?
      Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург — город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.
      На втором уроке следует побеседовать о двух историях молодых людей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Школьникам важно понять, почему такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми.
      Вопросы и задания для беседы
      1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
      2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
      3. Какова смысловая роль сна Пискарева?
      4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
      5. Расскажите историю поручика Пирогова.
      6. Какова ее композиционная роль в повести?
      7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
      8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
      9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
      10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности.
      В финале урока можно прочитать и обсудить фрагмент статьи Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя», где дается позитивная оценка повести «Невский проспект», со слов «„Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное...» до слов «Да, господа, скучно на этом свете!..».
      Итог уроков. Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни — это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию.

Уроки 49—50*. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...» 3

Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблематика и поэтика повести. Ее место в сборнике «Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».

      Для понимания повести необходимо организовать работу школьников по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам.
      Лексический комментарий: охтенка, калякать, двугривенный, ширмы, нагрунтованный холст, червонец, забубенный, разговеться, василиск, гарпия, пунш, генуэзские купцы.
      Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция.
      Культуроведческий комментарий: Хозрев-Мирза, Милитриса Кирбитьевна, Еруслан Лазаревич, объедалы и обпивалы, Фома и Ерема, Рафаэль, Гвид, Тициан, фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен, гипсовый торсик, Вандики и Тицианы, Корредж (Корреджий), Марс, Корина, Ундина, Аспазия, Микель-Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон.
      Вопросы и задания для беседы
      1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»?
      2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
      3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма?
      4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.
      5. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
      На уроке возможна и практическая (коллективная, групповая или самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести:
      1. Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов «На другой день раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки стали наконец выходить яснее из облика Психеи»). Как в этом фрагменте отразилась идейно-нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?
      2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем телом...» до конца I части). Какими средствами Гоголь передает психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте?
      Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет». Белинский пишет: «„Портрет“ есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия»4. Можно попросить класс подтвердить или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.
      В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода «История создания таинственного портрета» (часть II со слов «Отец мой был человек замечательный во многих отношениях...» до слов «...удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи»). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем символический смысл этой истории.
      Продолжить урок можно в форме мини-конференции, состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий.
      Индивидуальные задания
      1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег («Гобсек» Бальзака, «Анна на шее» Чехова и др.).
      2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем сходство и различие идейно-эстетических взглядов двух писателей на проблемы нравственной ответственности человеческой личности?
      3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести?
      4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской художника». Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым?
      На уроке обязательно должен быть прочитан и прокомментирован фрагмент финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов «Я ждал тебя, сын мой...» до слов «...на буднишных одеждах не замечаются пятна»). Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника за нравственный смысл своих творений, о приоритете нравственности над талантом.
      Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа.
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?
      2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести?
      3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?
      4. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?
      5. Прокомментируйте смысл финала повести. Почему исчезает таинственный портрет?
      6. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок преподает читателям Гоголь?
      Итог уроков. В повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере. Понять смысл повести помогает мастерство писателя: его живые картины Петербурга, изображение борьбы добра и зла в душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.

Урок 51*. «...Оригинальность у г. Гоголя состоит... в комическом одушевлении, всегда побеждаемом чувством глубокой грусти» 5

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

      Начать урок-семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести».
      Вопросы и задания к повести «Шинель»
      1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
      2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
      3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его к гибели?
      4. Индивидуальное задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов «маленького человека» в русской литературе: Самсона Вырина и Евгения («Станционный смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные люди» Достоевского) и др.
      Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.

План семинара

      1. Охарактеризуйте образ «маленького человека» на примере главных и второстепенных героев повести «Невский проспект». Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов? 
      2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из повести «Нос»? Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»? Какова роль в повести фантастики и гротеска?
      3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»?
      4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?
      5. Индивидуальное задание 2. Найдите черты «маленького человека» в образе Поприщина («Записки сумасшедшего»). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника?
      6. Индивидуальное задание 3. Можно ли считать «Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.
      Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь — мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Урок 52*. «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не „сюжет“...» 6

Повторение поэмы «Мертвые души»7.

      В 10 классе поэма «Мертвые души» может восприниматься школьниками на более высоком уровне, поэтому работа на уроке должна быть направлена не только на повторение уже известного, но прежде всего на осмысление поэмы на новом уровне. Беседу с классом можно сочетать с сообщениями десятиклассников о самостоятельных ученических исследованиях.
      Вопросы и задания для индивидуальных сообщений учащихся
      1. Проследите отражение замысла «Мертвых душ» в «Авторской исповеди» и переписке Гоголя. Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?
      1835 год, октябрь — «Начал писать „Мертвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
      1836 год, ноябрь — «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»
      1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
      1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».
      1842 год, май — «„Мертвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».
      2. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». Какова связь между «Мертвыми душами» Гоголя, поэмами Гомера и «Божественной комедией» Данте?
      Гоголь в 11-й главе «Мертвых душ» шутливо замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица».
      «Две большие части впереди» — о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Писатель над вторым томом бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 г. он был сожжен. В 1848 г. снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы, но и от жизни. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из ближайших друзей Гоголя критик П. В. Анненков.
      Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого, — этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Поэтому «Мертвые души» — это поэма о восстановлении человеческого духа.
      3. Оценка поэмы «Мертвые души» в литературной критике (В. Белинский, П. Плетнев, С. Шевырев, К. Аксаков).
      Повторить особенности композиции поэмы, ее образной системы и художественной структуры поможет лекция учителя или работа в группах.
      Группа 1. Художественный смысл образов помещиков в «Мертвых душах».
      2—6-я главы поэмы отличаются общностью композиции. В образах помещиков Гоголь показывает историю обнищания человеческой души. Вырисовываются помещики-уроды: «голова сахара, а не человек» Манилов; «дубинноголовая» Коробочка; «исторический человек» и расточитель Ноздрев; пародия на богатыря, «весь из дерева вырублен» Собакевич; «прореха на человечестве» Плюшкин.
      Считая себя облеченным миссией пророка, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и пороки и помочь избавиться от них. Авторские мысли о человеческой душе отчетливо звучат в сценах купли-продажи «мертвых душ».
      В сцене с Маниловым в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и «дрянной» души. Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар. Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!» Коробочка не бранит своих усопших крестьян, а выражает надежду, что мертвые «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия — «воскресшая». Сцена сделки с Ноздревым показывает, что если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, надувательство, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки. Собакевич как бы воскрешает своих умерших крестьян восхвалением. «Способ оживления» здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. В сцене сделки с Собакевичем звучит мысль автора о том, что спасение души достается дорого — покупается жизнью, полной труда и самоотвержения. Поэтому хозяин и «выписывает» всех «с означением похвальных качеств».
      Плюшкина, как и Чичикова, Гоголь хотел сделать персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Поэтому автор подробно описывает прошлое героя, рисуя историю обнищания человеческой души. Степан Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути. В этом иносказательное напоминание автора, что надо поднимать не вещи, а души, спасать их. Ведь главной в «Мертвых душах» является идея духовного воскресения падшего человека, «воскресение», оживление его души. Именно Плюшкин на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!»
      Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, в мае. Коробочка в это время урожай собирает, значит, в сентябре. У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на улице вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это?
      Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки», границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, здесь свое небо, свое солнце, царят покой, уют, но все мертво, все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.
      Группа 2. Образ города в поэме «Мертвые души».
      Пафос изображения губернского города N и его обитателей (гл. 1, 7—10) также объясняется главным замыслом поэмы — воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека», чтобы люди испугались, пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.
      Улицы города, вывески на домах, присутственные места, трактир, бал у губернатора — это олицетворение «городского безделья», пустоты и пошлости. Гражданская палата — «храм Фемиды» — это цитадель взяточничества, лжи и казнокрадства. В городе все окостенело, омертвело, лишилось движения, и только в палате жизнь кипит. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Здесь важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада, хоть и комического, но истинно русского. Даже «мелкий бес» — палатный чиновник почитает председателя солнцем, его кабинет раем, а гостей святыми ангелами.
      Сплетни о Чичикове городские чиновники и их жены приняли так близко к сердцу, что ни о чем другом и говорить не смели, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть. Именно здесь Гоголь подчеркивает, что окружающие догадались о том, что «у покойника была, точно, душа», лишь когда он умер и стал «одно только бездыханное тело».
      Таким образом, жизнь города мертва и бессмысленна, как и вся жизнь этого безумного современного мира. Как индивидуальное задание можно сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре». Они очень похожи. Но в «Мертвых душах» укрупнен масштаб. Вместо уездного городишки показан город губернский, «невдалеке от обеих столиц». Вместо городничего — губернатор. А жизнь та же — пустая, бессмысленная, «мертвая жизнь».
      По мысли Гоголя, это универсальное состояние, в котором находится «все человечество в массе», которое не нашло правильной дороги для спасения души.
      Группа 3. Жизненный путь Чичикова и образ дороги в поэме.
      Описание истории души Чичикова автор дает лишь в последней главе, и само повествование строится как жизнеописание. Это необходимо, чтобы показать цель жизни героя, степень его нравственного падения и причины, к этому приведшие. Чичиков — новое явление русской жизни, герой своего времени, но он далек от капиталистических помыслов, мечтая лишь о приобретении сельца в Херсонской губернии. «Итак, припряжем подлеца», — говорит о нем автор, давая герою однозначно отрицательную характеристику. Однако он наделен и недюжинными способностями, и энергией. Павел Иванович становится «душой общества», умеет «во всем как-то найтиться». Его речь живая и изменяется в зависимости от того, с кем он говорит. Обладает герой живой душой или подобен мертвым душам? — вот проблема, которую ставит автор перед читателем.
      Индивидуальные вопросы и задания
      1. Выявите художественный смысл «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Как связаны Чичиков и Копейкин?
      2. В чем общность и различие Чичикова и Молчалина?
      3. Проследите, где в тексте поэмы говорится о дороге. («Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“. И как чудна она сама, эта дорога!»; «Наша земная, подчас и скучная дорога»; «Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымете потом!»; «Но при всем том трудна была его дорога»; «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»; «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»). Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? В чем символический смысл образа дороги? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться?
      Говоря о дороге Чичикова, важно заметить, что герой «оставил на дороге» и что сумел сохранить — проявление живого человеческого чувства. По замыслу Гоголя, его герой должен обрести душу и возродиться, а задатки для этого у него есть. Интересно, что тезка героя апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру. Образ дороги в поэме имеет символическое значение: дорога — путешествие во времени — житейский путь Чичикова — творческий путь автора — духовное возрождение героев, всего человечества, самого автора. Автор видит спасение души в указании дороги вверх, к Богу. Это дорога-надежда, дорога в духовное будущее России.
      Группа 4. Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.
      Временной и пространственный смысл поэмы символичен: Чичиков совершает путешествие в царство мертвых. Однако слова «мертвый» и «живой» в художественной ткани поэмы многозначны, как и смысл ее названия.
      Мертвые души — это товар, который покупает Чичиков, — души умерших крестьян. Мертвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков: у них нет души, она мертва. Мертвой души быть не может, потому что она бессмертна. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записке: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». Мертвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека. Если в душе человека таится жизнь — образ Божий, значит, у человека есть надежда на возрождение. Духовное возрождение — одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, «если захотят».
      Вместе с тем в поэме Гоголя, по выражению А. И. Герцена, проступают «позади мертвых душ — души живые», души талантливые, не страдающие «заблуждением» ума, свободолюбивые, щедрые и «задушевные» души. Для этого в поэме выведены образы русского народа, крестьян. Дорогу из имения Коробочки показывает Чичикову крестьянская девочка Пелагея, отличные характеристики дает Собакевич своим умершим крестьянам, торгуясь за каждую душу, часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу» русской песне.
      Группа 5. Образ автора в поэме «Мертвые души».
      Образ автора отчетливо проступает в поэме и выражается в ее комическом пафосе, умении Гоголя мастерски использовать средства создания комического (гиперболы, неожиданность, несоответствие; принципы художественной условности и т. д.). Существенный элемент поэтики «Мертвых душ» связан с традициями народной культуры, с фольклором (пословицы, поговорки, притчи, приметы). Важную роль в поэме играет лирический элемент, эмоциональное, авторское начало (лирические отступления). Благодаря композиции поэмы в ней достигнуты гармония и единство сатирического и лирического начал. Автор постоянно присутствует рядом со своими героями, обращается к читателям со своими размышлениями и чувствами. Он живой собеседник читателя и ведет разговор с ним о судьбе России, о мире, забывшем о душе, чтобы читатель понял, что бездуховность — истинная причина распада душ — гибельна для страны. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Родины, возврат утраченных идеалов духовности, воскресение человеческих душ.
      Индивидуальные вопросы и задания
      1. Сопоставьте язык лирического отступления «Русь! Русь! вижу тебя...» и язык автора в описании города (глава 1). Что характерно для языка лирического отступления?
      2. Сопоставьте лирическое отступление в X главе поэмы с «Думой» Лермонтова. Что дает Гоголю основания верить в будущее России, в ее духовное возрождение?
      Итог урока. «Мертвые души» — это книга о восстановлении человеческого духа, о нравственно-религиозном спасении человека. По мысли Гоголя, мир идеальный — это мир бессмертных и чистых человеческих душ. И потому этот мир нельзя воссоздать только эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лироэпический, назвав «Мертвые души» поэмой. «Враждебным словом отрицанья», «карающею лирой» сатиры Гоголь клеймит пороки людей, надеясь очистить души от скверны, борясь за них с властью дьявола. Лучшими струнами своего сердца он надеется возродить падшие и заблудшие души. Именно бессмертие души вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев, и всей жизни, и, следовательно, всей России.

Урок 53*. «Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования» 8

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Гоголя. «Письмо к Гоголю» Белинского9.

      Урок внеклассного чтения можно организовать в форме лекции с элементами беседы и начать его с чтения оглавления книги.
      Работа с оглавлением книги
      1. Каких проблем касался писатель в своей книге?
      2. Что необычного вы заметили в названиях XXXII главы?
      Вопросы и задания для беседы
      1. Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами...»?
      2. Каков был замысел писателя? Какие цели он преследовал?
      3. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» Как понять эти слова Гоголя?
      Замысел писателя проясняют его собственные высказывания: «душа заняла меня всего», «поэт имеет право на просвещение», «всего насквозь высветлить человека во всех его силах», «пронести всю природу его сквозь очистительный огонь».
      «Не было такой клетки русской жизни, которой бы он не коснулся. Все — от управления государством до управления отношениями между мужем и женой — стало объектом его пересмотра, его неравнодушного интереса, его неприкрытого вмешательства».
      Архимандрит Феодор (Бухарев) пытался рассмотреть предмет книги и различил в ней три отдела:
      1. «...Общие и основные мысли — о бытии и нравственности, о судьбах рода человеческого, о Церкви, о России, о современном состоянии мира».
      2. Мысли, касающиеся «искусства, и в особенности поэзии».
      3. Личные объяснения автора о себе, о сочинениях своих и об отношении его к публике.
      Уже судя по оглавлению, можно убедиться, что главным содержанием книги является тема России и ее духовная будущность. При этом основное внимание писателя направлено на духовные начала национального характера. Единственную возможность духовного возрождения и процветания России Гоголь видел в воссоединении ее с Церковью.
      В книге Гоголь говорит о том, чем, по его мнению, должно быть искусство. Он видит его назначение — служить «незримой ступенью к христианству», а литература должна просвещать душу, вести ее к совершенству.
      Размышляя о себе и своем божественном предназначении, Гоголь называет «Выбранные места...» «исповедью человека, который провел несколько лет внутри себя».
      В групповой работе могут быть прочитаны и прокомментированы фрагменты из некоторых писем писателя.
      Группа 1. «Нужно проездиться по России».
      Группа 2. «О том, что такое слово».
      Группа 3. «Советы».
      Во второй части урока учащиеся, заранее получившие карточки с откликами современников Гоголя на «Выбранные места...» — С. Т. Аксакова, П. А. Плетнева, Н. Ф. Павлова, А. И. Герцена, С. П. Шевырева, комментируют оценки книги в критике. Особое внимание следует уделить резкой критике «Выбранных мест...» в «Письме к Гоголю» Белинского, который обвинил Гоголя не только в идейных убеждениях, но и в падении художественного дарования.
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Как была встречена книга в России? («На меня рассердились все до единого в России... восточные, западные... все огорчились».)
      2. Что в реакции на это произведение было неожиданным для писателя? («Для меня упрек Белинского был тяжелее всех упреков».)
      3. Почему же Гоголь так болезненно реагировал на критику Белинского и вступил в спор-переписку?
      4. Почему Гоголя и Белинского можно назвать центральными фигурами в литературе 40-х гг., а их спор — историческим?
      5. В чем суть их разногласий?
      6. Дайте оценку спору Гоголя и Белинского, найдя аргументы для защиты или опровержения позиции каждого.
      Под руководством учителя в классе может быть составлена сопоставительная таблица, в которой сравниваются основные положения «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского.
      Итог урока. Жанр и пафос «Выбранных мест...» показывают высокое мастерство Гоголя-публициста, демонстрируют сочетание публицистической страстности с высокой художественностью. Не менее талантлив в своих эмоциональных оценках и Белинский. Но Гоголя нельзя обвинять в измене идеалам. Он в течение всей жизни оставался нравственно-религиозным писателем, видевшим свое предназначение в изменении общества путем совершенствования каждого и, прежде всего, самого себя. Именно одержимый этой миссией, он в конце жизни еще раз переоценивает созданное им и подвергает свои творения безжалостной критике. Он надеется, что, очистив душу, наконец сможет писать по-настоящему. О «Выбранных местах...» писатель сказал: «Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». Ставя вечные нравственные проблемы, Гоголь убежден в необходимости внутреннего переустройства каждого человека, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей России.

Сопоставление основных положений «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Письма к Гоголю» Белинского

Уроки 54—55.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Гоголя.

Урок 56. «Порвалась цепь великая...» 10

Обзор русской литературы 1850—1880 гг. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

      В ходе обзорной лекции учитель должен познакомить школьников с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX в., дать характеристику приоритетным литературным жанрам, определить мировое значение русской классической литературы этого периода.
      Основные положения лекции можно записать в таблице.

      Итог урока. Таким образом, во II половине XIX в. историко-литературный процесс развивался в двух направлениях. С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими тенденциями в стране, тесно связанная с общественной жизнью. Она стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма и затем литературу «пролетарскую». С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX в.


1 См.: Розанов В. В. Опавшие листья.  М., 2001.
2 Гоголь Н. В. Невский проспект // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т.  М., 1949.  Т. 3.  С. 41.
3 Гоголь Н. В. Портрет // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т.  М., 1949.  Т. 3.  С. 121.
4 Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т.  М., 1948.  Т. 1.  С. 143.
5 Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т.  М., 1948.  Т. 1.  С. 137.
6 Белинский В. Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души: Поэма Н. Гоголя // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т.  М., 1948.  Т. 2.  С. 290291.
7 Идеи уроков по изучению поэмы «Мертвые души» принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.
8 Гоголь Н. В. Из письма к В. А. Жуковскому, июнь 1842 года // Н. В. Гоголь. Духовная проза.  М., 1992.  С. 6.
9 Урок разработан Н. В. Беляевой в соавторстве с заслуженным учителем РФ В. А. Фаткулловой.
10 Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч.  М., 1945.  С. 266.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>