Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 33. «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...» 1

Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Благодарность».

      В начале урока могут прозвучать стихотворения «Ангел», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...», изученные ранее. Можно прослушать сообщение «Молитва как жанр религиозной литературы», где будет объяснено каноническое построение молитв и их ритуальный смысл, названы святые, к которым обращаются с молитвами.
      У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») (1829) — первое с таким названием. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва» (1833—1834), затем «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1837), посвященная В. Лопухиной, и, наконец, «Молитва» («В минуту жизни трудную...» (1839), посвященная М. Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность» (1840).
      Вопросы и задания для повторения изученного
      1. Как в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») отражаются отношения лирического «я» и Бога? О чем поэт просит его?
      2. Как создается иронический пафос в «Юнкерской молитве»?
      3. В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную...») мы читаем: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых». Как понять эти строки?
      Вопросы и задания к стихотворению «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
      1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?
      2. Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
      3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
      4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
      5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
      6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
      7. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «я» все меньше просьб к Богу. Подтвердите или опровергните это мнение.
      Вопросы и задания к стихотворению «Благодарность»
      1. В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.
      2. Какие переживания опустошили душу лирического «я»?
      3. Какими способами выражается пафос стихотворения? Какой смысл придают ему иронические тона и многочисленные оксюмороны?
      4. В чем «богоборческий» смысл финала стихотворения?
      5. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте отношение лирического «я» к Богу в «Молитвах», стихотворениях «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Благодарность». Почему везде, кроме «Благодарности», отражены светлые чувства к Богу и созданному им миру?
      6. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте «Ветку Палестины» Лермонтова и «Цветок» Пушкина с балладой Жуковского «Старый рыцарь».
      Итог урока. Жанр «молитвы» в лирике Лермонтова претерпевает эволюцию. В 1829—1832 гг. «молитвы» построены по каноническому образцу, и лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный...», и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, ирония, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, перепадами в его поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

Урок 34. «Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью был во всем / И ненавидя и любя» 2

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»).

      Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы...»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
      В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право...»), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. <...> Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»3.
      Вопросы и задания к стихотворению «Валерик»
      1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
      2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
      3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
      4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
      5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
      6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
      7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
      8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
      9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?
      10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
      Вопросы и задания к стихотворению «Завещание»
      1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
      2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
      3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
      4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
      5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой...»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике.
      Вопросы и задания к стихотворению «Сон»
      1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
      2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
      3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
      4. В чем трагичность общения их душ?
      5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день...»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
      Итог урока. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
      В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Урок 35. «Что же мне так больно и так трудно...» 4

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...».

      В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Основной пафос стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...» заключен в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.
      Вопросы и задания к стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...»
      1. Какие два мира владеют чувствами лирического «я»?
      2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического «я» резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится «как будто бы сквозь сон». Мир-маскарад лишен красок, он черно-белый.)
      3. Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» в «Думе».)
      4. 1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, — это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.)
      5. Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы неуклонно сужается; руки «красавиц городских» касаются рук лирического «я», и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.)
      6. Каким предстает внутренний мир лирического «я», мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3—4-я строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.)
      7. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, «старины», «старинной мечты».)
      8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? (Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово «люблю» повторяется дважды.)
      9. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что мир мечты лишен «тягостных сомнений и страстей».)
      10. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического «я» и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта — робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она «нéзваная гостья». В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего «смутить веселость» бездушной толпы «железным стихом». Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.)
      Приступая к анализу стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», вершине философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.
      Вопросы и задания к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...»
      1. Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
      2. Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами «один», «кремнистый путь», «пустыня»? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова «дорога» и «путь»? Каков философский смысл этих предметных реалий?
      3. В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического «я» во 2-й строфе?
      4. Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?
      5. Какие элементы художественной формы 1—3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
      6. Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4—5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением «Благодарность»), а высшей ценностью называет любовь?
      7. Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 г. «Выхожу один я на дорогу...» и «Любовь мертвеца». В чем разница в отношении лирического «я» к Богу в этих стихотворениях?
      Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения «свободы и покоя». Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.
      Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию лирики, помогает ее восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

Урок 36. «Мне грустно, потому что я тебя люблю...» 5

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою...».

      На уроке внеклассного чтения, посвященном знакомству с адресатами любовной лирики Лермонтова, возможны формы деятельности, пришедшие из внеклассной работы по литературе: концертные номера, экскурсия по галерее портретов, прослушивание музыкальных фрагментов и др. Урок можно начать с чтения стихов Лермонтова о любви, изученных ранее: «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Отчего» и прослушивания романсов на эти стихи, показа портретов героинь, вдохновивших поэта.
      Естественной будет исследовательская работа в группах, подготовивших рассказы о женщинах6, которым посвящены лермонтовские стихи, и их чтение, например:
      Группа 1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина). «К Л.» («Подражание Байрону»), «Для чего я не родился...».
      Группа 2. Екатерина Александровна Сушкова. «К С.» («Вблизи тебя до этих пор...»), «Благодарю!», «Весна», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»), «Расстались мы, но твой портрет...».
      Группа 3. Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет). «Без вас хочу сказать вам много...».
      Группа 4. Мария Алексеевна Щербатова. «На светские цепи, на блеск утомительный бала...», «Из-под таинственной, холодной полумаски...».
      Группа 5. Наталья Федоровна Иванова. «Н. Ф. И<...>вой» («Любил с начала жизни я»), «Романс к И...», «К Н. И...», «Я не унижусь пред тобою...».
      Для обучения анализу лирического текста можно взять стихотворение «Я не унижусь пред тобою...».
      Вопросы и задания к стихотворению «Я не унижусь пред тобою...»
      1. Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? (Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.)
      2. Каково настроение и ключевые образы 1—3-го катренов? (Главные образы — Я и Ты, но «мы — чужие», «я не отдам своей свободы», «я целый мир возненавидел». Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?)
      3. Как в 4—7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7-й катрен с финалом стихотворения Пушкина «Я вас любил...». Есть ли здесь основания для сопоставления?
      4. Каковы ключевые слова 8—10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? («Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?»)
      5. Каков общий вывод стихотворения в 11—12-м катренах? («Тебе я душу отдавал», но только потому, что ошибся — «я тебя не знал». Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического «я»?)
      Итог урока. Лирический герой интимной лирики, не нашедший спасения в творчестве, несчастен и в любви. Она приносит ему страдания так же, как и светское общество, мир-маскарад. Трагизм мироощущения усиливается тем, что в интимную лирику проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире, о его праве на счастье, о его романтической мечте, связанной с поиском вселенской гармонии бытия и человеческой личности.

Урок 37*. «Нет поэта более космичного и более лиричного...» 7

Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.

      Урок может быть проведен в форме семинара, где будут обобщены основные черты художественного мира лирики Лермонтова.

План семинара

      1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова.
      2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова.
      3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни.
      4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта.
      На семинаре возможна проверка навыков интерпретации лирики, выявления ее структурно-семантических и историко-культурных аспектов. Работу можно организовать в группах, которые будут исследовать два стихотворения, отличающихся спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов. Это «Предсказание», написанное 16-летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — образец зрелого творчества.
      Вопросы и задания для анализа стихотворения «Предсказание»
      1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения?
      2. На какие смысловые части можно его разделить? (1—10-й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18-й стихи — образ «мощного человека».)
      3. В каких картинах поэт изображает состояние России? Смерть, кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? (Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.)
      4. Каким автор рисует «мощного человека»? (В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.) Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? (Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке... булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.)
      5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция? (Может быть, это показатель нерасчлененности мира, зависимости человека от мировых катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.)
      6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это помогает в понимании смысла стихотворения? (Вероятно, поэт убежден, что цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.)
      7. Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы? (Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по-разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства, — это очевидно.)
      8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? (Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».)
      9. Охарактеризуйте образ лирического «я» в этом стихотворении. Как в нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?
      10. Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.
      При анализе стихотворения нужно сообщить классу необходимую историко-биографическую информацию. 1830 г. для Лермонтова — это время окончания Благородного пансиона и начало учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета. Лето 1830 г. — это не только время «холерных бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)» и «30 июля. — (Париж). 1830 года». Датировку первого стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали» и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта».
      Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом» — сближает его с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом».
      В рукописи стихотворения «Предсказание» рукой Лермонтова было написано: «Это мечта». Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия».
      Вопросы и задания для анализа стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
      1. Определите ключевые образы стихотворения. (Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».)
      2. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страдание и ушедшую молодость? (По Лермонтову, даже страдание — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я» своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».)
      3. Как понять две последние строки стихотворения? (Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.)
      4. Проанализируйте глагольную лексику текста. (В тексте очень мало глаголов (люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу), что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время в тексте как бы остановилось.)
      5. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение. (При исследовании прилагательных и причастий (прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — немые — угаснувших) можно заметить их «кольцевую композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени — «прошлое, ушедшую», то во второй строфе лирическое «я» жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт» ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».)
      Следует сообщить классу, что это стихотворение — одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения — Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.
      Итоги урока. Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического «я» — это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.
      Лирический герой зрелой лирики существенно иной. Он отказывается от гиперболизации романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства. Безграничность пространства противоречит замкнутости мира героя, который стремится к космическому, вселенскому мироощущению. В поздней лирике лирическое «я» признает неразрешимость конфликта с миром и дисгармонию в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве заметно скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

Уроки 38*—39*. «И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело...» 8

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.

      Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы, полной сильных страстей и трагических ошибок. Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство и любовь». Сильные учащиеся подготовятся к сопоставлению этих произведений.
      Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и романе «Евгений Онегин». Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.
      Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.
      1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?
      2. Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их порочность и безнравственность?
      3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин?
      Группа 2. Арбенин и Нина.
      1. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий—пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света» и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?
      2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?
      3. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?
      Группа 3. Неизвестный.
      1. Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света.
      2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?
      Итоговые вопросы уроков
      1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?
      2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?
      3. В чем символический смысл маскарада?
      4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?
      5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается?
      Итог уроков. Автор драмы осуждает порочность светского общества, его губительность для человеческой души. Свет — это толпа, законам которой трудно противостоять. Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением. Маскарад — символ разрушенного общества, пораженного порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок, становится снова представителем света, от которого он пытался убежать. Взращенный светом, он так и не смог встать выше его. Новаторство Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.

Уроки 40*—41*. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня...» 9

М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. «Демон». «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

      Десятиклассники уже знакомы с лироэпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про... купца Калашникова» и «Мцыри». Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы:
      1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.
      2. «Мцыри» Лермонтова и «Цыганы» Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.
      Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.
      В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения. В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.
      В центре урока изучение поэмы «Демон».
      Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой Демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.
      После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.
      Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина
      1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.
      2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?
      3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?
      4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?
      5. Какие черты романтизма можно в них заметить?
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Мой Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.
      Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле и чтения отрывков из нее, что поможет «погрузить» класс в эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части  могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»).
      Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).
      Вопросы и задания для беседы с классом
      1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.
      2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?
      3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?
      4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?
      5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?
      6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?
      7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина.
      8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».
      Для анализа можно выбрать один из нескольких эпизодов, например:
      — смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);
      — похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);
      — поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).
      Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе.
      Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

Уроки 42*—43*. «Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализе современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала» 10

Повторение романа «Герой нашего времени».

      В основе повторения романа будет аргументация следующих положений:
      1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.
      2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
      3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
      4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
      5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
      На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.
      Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут опорные схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина». Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценке романа в литературной критике.
      Учебную работу по повторению романа можно организовать в группах.
      Группа 1. «Бэла».
      1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?
      2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?
      3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.
      4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
      Группа 2. «Максим Максимыч».
      1. От чьего лица ведется повествование в повести?
      2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?
      3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
      4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.
      Группа 3. «Тамань».
      1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
      2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?
      3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?
      4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?
      Группа 4. «Княжна Мери».
      1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.
      2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?
      3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?
      4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?
      Группа 5. «Фаталист».
      1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
      2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?
      3. В чем философский характер повести?
      4. Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1901) писал, что в повести «Фаталист» «Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
      Выводы. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.
      «Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные, умеющие любить и глубоко чувствовать.
      В заключение урока можно обсудить оценки, данные роману Белинским, Набоковым, Эйхенбаумом, Айхенвальдом и современными лермонтоведами.
      Выводы уроков. Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
      Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера.
      В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг. Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».


1 Пушкин А. С. Поэт и толпа // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 148.
2 Лермонтов М. Ю. «Пора уснуть последним сном...» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 227.
3 Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353.
4 Лермонтов М. Ю. «Выхожу один я на дорогу...» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 93.
5 Лермонтов М. Ю. Отчего // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 59.
6 Для этой работы может быть использована книга С. А. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта» (М., 1973. — С. 65—108).
7 См.: Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов (К 60-летию кончины) // Новое время. 1901. 15 июля. № 9109.
8 Лермонтов М. Ю. Маскарад // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 3. — С. 19.
9 Лермонтов М. Ю. Мой Демон (1831) // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 273.
10 См.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. — М., 1973.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>