Чертов В. Ф. Уроки литературы. 5 класс


ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Урок 35

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


      Задачи: обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; показать различия в изображении статической и динамической картины природы.
      Основные виды деятельности: устные пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.
      Термины: художественный образ, образ времени года, сравнение, метафора, олицетворение.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя об образе времени года в литературном произведении (на материале статьи учебника). Учащимся можно задать вопрос о том, в каких художественных произведениях, прочитанных ими в этом учебном году, представлен образ времени года. Они, конечно же, помнят недавно изучавшуюся повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», сказку X. К. Андерсена «Снежная королева». Дополнительные вопросы:
      1. Из чего складывается в вашем представлении образ определенного времени года?
      2. В каком случае мы можем говорить о художественном образе времени года?
      3. Какие другие художественные образы в названных произведениях помогают создать образ зимы?
      II. Подробные пересказы статей о Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете (проверка домашнего задания).
      III. Выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета и их анализ по вопросам и заданиям 2, 3, 6 учебника, индивидуальным заданиям 1—4, а также индивидуальному заданию 6, к которому специально готовятся отдельные учащиеся и которое предполагает обращение к репродукциям картин И. И. Левитана «Весна — большая вода» и В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
      Особое внимание обращается на следующие аспекты анализа образа времени года:
      1. Какое время года представлено в произведении?
      2. Какие образы позволяют зримо представить это время года?
      3. Какие художественные приемы используются для создания образа времени года?
      4. В каком состоянии дана картина (в покое или движении, статике или динамике)?
      5. Какое место в этой картине отведено человеку?
      6. Как в картине проявилось эмоциональное отношение автора (поэта) к определенному времени года?
      7. Передалось ли вам это эмоциональное отношение?
      IV. Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
      V. Домашнее задание: выполнить задание 4 учебника.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 5 учебника (возможно выполнение этого задания в группах).

Урок 36*

Описание любимого времени года
с использованием цитат


      Задачи: закрепить навык использования в устной и письменной речи цитат из литературного произведения; обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
      Термины: художественный образ, образ времени года, цитата.

Этапы урока

      I. Целевая установка, вступительное слово учителя об образе времени года в художественной литературе и об использовании художественных образов в нашей повседневной речи (рассказах, описаниях, диалогах и т. д.). Учащиеся с самого начала урока готовятся к выполнению письменной творческой работы.
      II. Устные рассказы по иллюстрациям, рисункам и фотографиям (проверка выполнения домашнего задания). Особенно важно, чтобы учащиеся могли объяснить, почему они выбрали то или иное цитатное заглавие.
      III. Представление плана-проспекта поэтического сборника «Образ весны (лета) в русской поэзии», чтение аннотации к сборнику и выразительное чтение отдельных стихотворений или фрагментов (отчет о выполнении индивидуального задания, готовившегося, возможно, группой учащихся).
      IV. Подготовка к выполнению творческой работы о любимом времени года: 1) выбор заглавия (может быть, в виде цитаты); 2) составление примерного плана письменной творческой работы; 3) подбор 2—3 цитат из стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; 4) работа с черновиком.
      V. Выполнение письменной творческой работы.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать статью об И. С. Тургеневе; 2) прочитать повесть «Муму» (это задание дается заранее).
      Индивидуальные задания: ответить на один из вопросов, помещенных после статьи о писателе.


И. С. ТУРГЕНЕВ

Урок 37

Повесть И. С. Тургенева «Муму»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях.
      Основные виды деятельности: сообщения учащихся; заочная экскурсия; ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов повести.
      Термины: прототип, реальная основа произведения.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о личности И. С. Тургенева и его повести «Муму», которая вызывает интерес у пятиклассников, но может быть воспринята ими поверхностно. Многие жизненные реалии того далекого времени, а также мотивы поступков героев покажутся им не совсем понятными. Все направления предполагаемой работы должны быть связаны с детальным рассмотрением текста, обращением к комментариям.
      II. Проверка домашнего задания 1 учебника позволит активно включить учащихся в работу.
      III. Знакомство с фактами биографии писателя и его эпохой можно провести как путешествие во времени. Перенесение во  вторую половину XIX столетия поможет учащимся настроиться на восприятие описываемых в повести событий, лучше сориентироваться в пространстве литературного произведения. Краткую информацию учителя можно дополнить материалами, помещенными в комментариях к повести. Попутно проводится словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные крестьяне. Дается историческая справка: «Крепостное право было узаконено Соборным уложением 1642 года. Все население России делилось на большие группы, или сословия: дворяне, духовенство, купечество, мещанство. Первые два сословия имели особенно привилегированное положение. Дворяне владели землей и крепостными людьми, имели право распоряжаться судьбами крепостных по своему усмотрению».
      IV. Беседа по вопросам на закрепление материала статьи учебника:
      1. В какой семье родился писатель?
      2. Кем были его родители?
      3. Как писатель относился к одной из главных проблем своего времени — крепостному праву?
      Учащимся можно рассказать о том, что молодой Тургенев дал клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостничество. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться». Своей клятве писатель оставался верным и в жизни, и в творчестве.
      Далее заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение в прозе «Русский язык» (отчет о выполнении задания 2 учебника, помещенного после биографии писателя).
      V. Беседа, направленная на выявление особенностей восприятия повести:
      1. Назовите имена главных героев повести.
      2. Где и когда происходят описываемые писателем события?
      3. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились?
      4. Какие чувства вызвали у вас данные эпизоды?
      VI. Знакомство с исторической основой повести. На уроке закрепляются представления о жизнеподобии, реалистичности описываемых событий, вводится понятие «прототип». Работу можно построить в форме беседы, которая проводится после чтения комментария к повести:
      1. Была ли описанная история вымышлена писателем или она взята им из жизни?
      2. О каких прототипах персонажей повести вам известно из вступительной статьи и комментариев к повести?
      3. Чем заканчивается повесть И. С. Тургенева «Муму»? Почему дворник Андрей не уходит от барыни? Почему писатель завершает историю о Герасиме иначе?
      Учитель, обобщая ответы учащихся, отмечает, что Андрей остается у барыни, признавая, что слуга должен подчиняться своему хозяину, смириться с несправедливостью. Поступить иначе он не мог: такими были в то время отношения между крепостным и хозяином. Поступок Герасима является своеобразным вызовом. Однако Герасим — это художественный образ, а не реальное лицо. Этот образ не только отразил представления писателя о русском крестьянине, но и стал средством выражения позиции Тургенева, который отвергал крепостничество.
      IV. Чтение и анализ первых глав повести «Муму». Особенно подробно следует остановиться на изображении жизни дворянства и образе барыни. Примерная последовательность работы:
      1. С какими персонажами мы знакомимся в начале произведения?
      2. Выполнение заданий 2, 3 учебника.
      3. Почему барыня решила женить Капитона? Знала ли она о привязанности Герасима к Татьяне?
      4. Почему Гаврила не решился сказать барыне о чувствах Герасима? Объясните, с чем связан страх окружающих перед барыней.
      5. Вспомните и проследите по тексту, как меняется отношение барыни к собаке. Что стоит за подобным поведением и отношением барыни к Муму? О чем говорит притворный обморок барыни? Сопоставьте отношение барыни к собаке и людям.
      V. Обобщение изученного материала и подведение итогов урока.
      VI. Домашнее задание: перечитать начало повести и выписать сравнения, употребляемые при раскрытии образа Герасима.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 3 учебника.

Урок 38

Образ Герасима


      Задачи: продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции.
      Основные виды деятельности: анализ текста повести; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий.
      Термины: портрет, пейзаж, авторская позиция, образ персонажа, образ животного.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Образ Герасима в повести — один из центральных. Приблизиться к пониманию авторского замысла, связанного с образом героя, можно только при внимательном перечитывании страниц повести, анализе портрета, пейзажа, выявлении авторской оценки. Восприятие пятиклассников хаотично и избирательно, поэтому к целостному анализу образа важно идти постепенно и последовательно, соединяя разрозненные впечатления учащихся в единую картину, а отдельные замечания — в развернутые выводы.
      II. Беседа о главном герое повести, которую можно построить примерно по такому плану:
      1. Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?
      2. В каких словах выражено отношение автора к герою?
      3. Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе? Как он относился к своим обязанностям?
      4. Герасим — немой и рассказать о себе не может. Какие сравнения помогают читателю понять характер, внутреннее состояние героя? («Он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»; «как пойманный зверь»; «скучал и недоумевал, как недоумевает молодой и здоровый бык».)
      5. Как относились к Герасиму окружающие? Прочитайте описание каморки Герасима. Как описание каморки героя дополняет наше представление о нем?
      В процессе беседы и проверки домашнего задания вводится понятие авторская позиция. Задача учителя — обратить внимание учащихся на неслучайность того или иного сравнения, отражающего как состояние героя в разные моменты жизни, так и авторскую позицию. Внимание пятиклассников акцентируется на том, как относится автор к Герасиму. Тургенев восхищается богатырской силой героя, цельностью его характера, сочувствует герою, испытывающему тоску по родной деревне, но не одобряет неспособности героя сопротивляться насилию, покорно и бездумно принимать любое решение своей барыни, восхищается серьезностью и степенностью дворника, гордится исполненным решимости героем, уходящим от барыни.
      Дополнительно рассматриваются вопросы 5 и 6, связанные со способами проявления авторской позиции.
      Особо следует остановиться на портрете Герасима. Пятиклассники получают начальные представления о портрете как одном из средств характеристики героя, узнают о том, что портрет, как и пейзаж, может быть статичным или динамичным.
      III. Выполнение практического задания по тексту повести (проводится по группам).
      1. Задания 4, 7 учебника. Как характеризуют героя принадлежащее ему пространство (каморка Герасима) и отдельные детали, принадлежащие герою предметы?
      2. Выпишите описания портрета дворецкого Гаврилы, башмачника Капитона, прачки Татьяны. Что объединяет этих персонажей? Как складывается жизнь каждого из них? Как они относятся к Герасиму?
      3. История Герасима и Татьяны. Как раскрывается Герасим в общении с окружающими? Как меняется Герасим с появлением в его жизни Татьяны? Почему дворовые так жестоки к чувствам Герасима? Почему Герасим отказался от своей любви, смирился?
      4. Драматизация отдельных сцен повести.
      Это задание направлено на развитие эмоциональной сферы. Учащимся предлагается вообразить себя на некоторое время Герасимом, но говорящим, и попытаться выразить словами те чувства, которые мог испытывать герой в том момент, когда: а) видит Татьяну, притворившуюся пьяной; б) находит Муму; в) Герасим возвращается в деревню. Задание обычно вызывает большой интерес у пятиклассников, способствует активизации воображения, развитию речевых умений.
      IV. Беседа по вопросам о заглавном образе Муму, в которой очень важно показать учащимся, как образ животного помогает понять характер главного героя произведения (подробнее о заглавном образе литературного произведения будет говориться на специальном уроке-практикуме):
      1. При каких обстоятельствах Герасим находит Муму?
      2. Выберите и выразительно прочитайте фрагменты, раскрывающие образ Муму.
      3. Почему важно, что Герасим находит Муму сразу же после отъезда Татьяны?
      4. Каково значение Муму в жизни Герасима?
      4. Как относились окружающие к Муму? Как это их характеризует?
      5. Как Герасим пытался спасти Муму? Прокомментируйте реплику барыни: «И на что немому собака?» Почему герой все-таки исполняет приказ барыни? Подумайте, в какой момент герой решает уйти от барыни. Опишите, что происходит в душе Герасима, понимающего, что он навсегда теряет Муму.
      V. Обобщение и подведение итогов работы с текстом повести, возвращение к вопросу об авторской позиции в произведении.
      VI. Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Возвращение Герасима в деревню», в котором представить картину деревенской природы и портрет героя.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 и 4 учебника.

Урок 39

Образ исторического времени в повести


      Задачи: рассмотреть образ исторического времени в повести; проверить знание текста повести.
      Основные виды деятельности: словарная работа; краткие пересказы, работа с иллюстрациями; ответы на вопросы учебника; выполнение задания тестового типа.
      Термины: архаизм, историзм.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания, отчет о выполнении индивидуального задания 1 учебника. Важно уточнить значения слов, которые могут быть неизвестны, непонятны учащимся. На этом этапе урока вводятся понятия историзм, архаизм.
      Рассматриваются слова тягловый мужик, кафтан, приживалка, башмачник, прачка, флигель, ключник, целковый, околоток и др.
      II. Рассказы по иллюстрациям к повести «Муму», помещенным в учебнике, и по репродукциям картин русских художников XIX века, на которых представлены бытовые реалии, детали обихода, уклад жизни в далекую от современных школьников эпоху крепостного права («Все в прошлом» В. М. Максимова, «Московский дворик» В. Д. Поленова и др.). В небольшом рассказе учащиеся должны использовать историзмы, лексику, отмеченную в сносках и комментариях к повести.
      III. Тест на проверку знания текста повести:
      1. В каком городе происходит действие повести? (В Москве.)
      2. Что входило в обязанности Герасима? (Содержать двор в чистоте; привезти бочку с водой; наколоть дров для кухни; не пускать чужих; караулить дом.)
      3. Как звали возлюбленную Герасима? (Татьяна.)
      4. За кого ее выдали замуж? (За Капитона.)
      5. Как звали дворецкого барыни, который улаживал свадебные хлопоты? (Гаврила.)
      6. Куда Степан (слуга барыни) повез продавать Муму? (На Охотный ряд.)
      7. Сколько прошло времени, прежде чем Муму опять прибежала к Герасиму? (Один день.)
      IV. Пересказ отдельных фрагментов повести, например: «Разговор барыни и Гаврилы о собаке», «Обращение барыни к старшей приживалке», «Гнев барыни на Гаврилу», «Герасим ищет Муму» и др.
      V. Заключительное слово учителя о невозможности понять характеры героев повести И. С. Тургенева «Муму», мотивы их поступков без рассмотрения образа исторического времени в произведении. Внимательный читатель увидит, что отношения между людьми в условиях крепостничества, с которым всю свою жизнь вел борьбу писатель, нельзя признать нормальными. Дворовые смеются над чувствами Герасима к Татьяне не только по воле барыни, но и по собственной воле. Они перенимают у госпожи жестокие формы борьбы с Герасимом.
      V. Домашнее задание: перечитать финал повести «Муму».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 5 учебника.

Урок 40*

Смысл названия повести


      Задачи: обобщить изученный материал по повести И. С. Тургенева; рассмотреть проблематику, идейное содержание и смысл названия произведения.
      Основные виды деятельности: презентация иллюстраций к повести; ответы на вопросы учебника; просмотр и обсуждение кинофрагментов.
      Термины: заглавный образ, тема, идея, проблематика произведения.

Этапы урока

      I. Проверка индивидуального домашнего задания поможет начать заключительный разговор о повести, смысле названия и проблематике, символическом выборе главного героя, значении финала.
      II. Чтение и анализ эпизода «Герасим находит и выхаживает Муму» (до слов «Так прошел еще год...»), рассмотрение приемов создания образа Муму.
      1. Что означала для Герасима встреча с Муму после истории с Татьяной?
      2. Как описана в повести Муму? Что значила Муму для Герасима? Почему они были так привязаны друг к другу?
      3. Как появляется имя Муму?
      III. Чтение и анализ эпизода «Неожиданное обстоятельство». Примерные вопросы для анализа эпизода:
      1. Как относились дворовые и приживалки к барыне?
      2. Действительно ли барыня любила собак, как она это пыталась продемонстрировать? Докажите, используя примеры из текста, что поведение барыни с Муму фальшиво и неискренне.
      3. Чем отличается отношение Герасима к Муму от показательного заигрывания с ней барыни? Здесь можно еще раз провести параллель: и в отношениях к Татьяне, и в заботе о Муму ощущается потребность Герасима в любви и участии.
      IV. Чтение и анализ эпизода «Расставание Герасима с Муму» по вопросам 5, 11 учебника. Возможно использование фрагмента из художественного фильма «Му-му» по повести И. С. Тургенева (режиссер Ю. Грымов, 1998).
      V. Анализ проблематики, идейного содержания и смысла названия повести. В процессе обобщающей беседы можно опираться на помещенные в учебнике вопросы и задания (вопрос 12, индивидуальное задание 5, заранее подготовленное учащимися, и индивидуальное задание 6). Важно остановиться на символичности выбора главного героя (немого крепостного мужика) и своеобразии заглавия повести, в которое вынесено не только имя собачки Герасима, но и единственное «слово», произносимое героем в повести. Ничего другого не мог сказать Герасим; свою нежность и любовь, боль и беспомощность, протест и смирение — все это он мог выразить только так: «Муму!»
      VI. Домашнее задание: 1) письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызывала у меня история Герасима?»; 2) выполнить задание 3 после статьи о Н. А. Некрасове.


Н. А. НЕКРАСОВ

Урок 41

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворение «Крестьянские дети»; дать начальные представления о собирательном образе и речевой характеристике героев.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ стихотворения; устное словесное рисование; наблюдения над ритмом стихотворения.
      Термины: собирательный образ, ритм, речевая характеристика, диалог, описание, повествование, рассуждение.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о Н. А. Некрасове и его поэзии, сообщение темы и целей урока.
      II. Чтение статьи учебника о Н. А. Некрасове и беседа по ее содержанию. Можно использовать задания 1, 2, помещенные после статьи, а также дополнительные вопросы и задания:
      1. В какой семье родился Некрасов?
      2. Что вы узнали о детстве поэта?
      3. Как складывалась поначалу литературная судьба поэта?
      Учащимся можно напомнить о том времени, в которое жили Некрасов и Тургенев, о реформах 1861 года, приведших к отмене крепостного права, но не сделавших народную жизнь более счастливой, о чем поэт напишет в самом известном своем произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо».
      III. Заочная экскурсия в Грешнево, которую могут провести заранее подготовленные учащиеся (проверка домашнего задания 3 к статье о поэте).
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Крестьянские дети», знакомство с комментарием к нему. Стихотворение, в зависимости от особенностей класса, может прочитать учитель или сразу же учащиеся. При чтении следует акцентировать внимание пятиклассников на правильном, продуманном интонировании и соблюдении ритма в стихах.
      Вопросы 1—7 учебника станут основой для работы с текстом, могут быть дополнены заданиями, направленными на поиск конкретных примеров из текста, объяснение отдельных слов. Учащиеся приводят фрагменты описаний жизни крестьянских детей и народной жизни вообще.
      Здесь же дается начальное понятие о собирательном образе. Учащиеся выполняют задание (индивидуально или в группах) найти в тексте всю имеющуюся информацию об одном из мальчиков, обратить внимание на то, что и как он говорит, и попытаться нарисовать его словесный портрет (образ Савоси, образ Ванюши, образ шестилетнего мальчугана — «мужичка с ноготок»). Попутно проводится наблюдение над содержанием и формой речи героев:
      1. О чем мы узнаем из речи героев?
      2. Как речь мальчиков характеризует их?
      3. Перечитайте диалог рассказчика с мальчиком «в студеную пору». Как через речь в диалоге раскрывается образ ребенка — помощника кормильца семьи? Диалог здесь, так же как и в предыдущих фрагментах текста, становится средством характеристики героев.
      4. Какую роль в раскрытии образов детей играют размышления поэта? Определите роль образа поэта в стихотворении.
      Пятиклассники вспоминают изученные ранее стихотворения А. С. Пушкина, повторяют сведения о своеобразии главного героя в лирическом произведении, от лица которого ведется повествование.
      Далее обсуждаются вопросы 10—12 учебника. Особое внимание уделяется ритмической организации стихотворения (начальные представления о стихосложении, ритме, стопе). При разговоре о ритме важно отметить как ритмический рисунок, так и чередование основной сюжетной линии стихотворения с описаниями, повествованием, размышлениями героя, а также сделать вывод о том, какой эмоциональный настрой создает ритмическая организация стихотворения.
      Завершение анализа может быть связано с обсуждением вопроса 9 учебника, объяснением смысла названия стихотворения, а также с обращением к вопросам обобщающего характера:
      1. О чем важно было рассказать Некрасову?
      2. Какой теме посвящено стихотворение?
      3. Какие проблемы затронуты в стихотворении?
      4. Что изменилось в жизни современных крестьянских детей? Что в их жизни по-прежнему сильно отличается от того, как живут городские дети (индивидуальное задание 3 учебника)?
      V. Подведение итогов урока, выводы об особенностях собирательного образа крестьянских детей в стихотворении Н. А. Некрасова.
      VI. Домашнее задание: прочитать стихотворения Н. А. Некрасова «Несжатая полоса», «Дед Мазай и зайцы».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 (по выбору).

Урок 42*

Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова


      Задачи: познакомить учащихся с другими стихотворениями Н. А. Некрасова; развивать навыки выразительного чтения.
      Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; коллективная разметка текста для выразительного чтения; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование.
      Термины: художественный образ, выразительное чтение, сюжетное стихотворение.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о теме и задачах урока. Вниманию учащихся предлагаются произведения Н. А. Некрасова, рекомендованные для внеклассного чтения: «Несжатая полоса», «Дед Мазай и зайцы». Выразительное, вдумчивое чтение и комментарий непосредственно связаны с анализом художественного текста. Особое внимание на уроке уделяется постановке логического (фразового) ударения, паузам, темпу, громкости, мелодике (повышению / понижению голоса), правильному произнесению слов, эмоциональной передаче содержания текста.
     Коллективная разметка текста 1 проводится по усмотрению учителя во всех стихотворениях или только в одном. Данная работа сопровождается обсуждением идейного содержания произведения, выявлением изобразительно-выразительных средств языка. Выразительное чтение проводится до и после коллективной разметки.
      II. Устные рассказы о главном герое стихотворения (проверка индивидуального задания 2 учебника). На данном этапе урока еще раз уточняется понятие героя лирического произведения, или лирического героя, своеобразного двойника автора (понятие «лирический герой» вводится в 6 классе).
      III. Выразительное чтение наизусть учащимися фрагмента стихотворения «Крестьянские дети» (проверка индивидуального задания 1 учебника). На этом уроке, учитывая особенности работы в конкретном классе, можно не только еще раз обратить внимание ребят на особую роль диалога в этом произведении, но и сказать о том, что в данном случае мы имеем дело с так называемым сюжетным стихотворением. Пятиклассники могут привести другие примеры стихотворений, в которых ярко выражен сюжет, описаны события (например, «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Бородино» М. Ю. Лермонтова), а также вспомнят бессюжетные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, включенные в раздел «Образ времени года в литературном произведении».
      IV. Чтение и анализ стихотворения «Несжатая полоса». Внимание при коллективном разборе стихотворения необходимо уделить изобразительно-выразительным средствам языка. Ребята находят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, другие средства языка, помогающие прояснить авторскую позицию, найти скрытые смыслы в художественном тексте, а также учатся выражать свое отношение к прочитанному. Основная форма работы — объяснение художественной функции отдельных приемов, устные ответы на вопросы с использованием цитат:
      1. Почему «несжатая полоса» наводит «грустную думу»?
      2. Какие эпитеты преобладают в стихотворении? Почему, как вы думаете?
      3. Назовите участников диалога. В чем своеобразие этого диалога?
      4. Почему пахарь и до болезни «заунывную песню певал»?
      Можно обратиться к музыкальному циклу П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»), сопоставить настроение музыкальных фрагментов с общим настроением стихотворения. Внимание учащихся обращается на соединение во всех стихотворениях поэта повествования с выражением чувств.
      V. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (фрагмент от слов «В августе, около Малых Вежей...» до слов «Не попадайтесь зимой!..»).
      Вопросы для анализа:
      1. О каком событии рассказывает поэт?
      2. От какого лица ведется рассказ о природе в стихотворении?
      3. Нарисуйте словесный портрет деда Мазая. Что можно сказать о характере этого героя?
      4. В чем особенности поэтической речи стихотворения?
      VI. Подведение итогов урока, обсуждение вопроса о том, каким предстает перед нами поэт, со стихотворениями которого учащиеся познакомились (неравнодушным человеком, заботящимся о судьбах русского народа, переживающим о будущем подрастающего поколения, горячо любящим свою большую и малую Родину). Одна из задач этого урока — продолжить формирование начальных представлений о лирическом герое (без обязательного введения самого понятия).
      VII. Домашнее задание: подобрать названия литературных произведений, содержащие вопросительный или восклицательный знак.

Урок 43. Практикум.

Заглавный образ в литературном произведении

      Задачи: дать начальное представление о заголовочном комплексе и заглавном образе литературного произведения; формировать навык анализа художественного образа (на примере заглавного образа).
      Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий учебника; самостоятельная работа с таблицей.
      Термины: заголовочный комплекс, заглавный образ.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о заголовочном комплексе произведения, заглавном образе 2 и о том, почему так важно обратить внимание на все компоненты заголовочного комплекса.
      II. Чтение фрагмента главы «Что такое заглавный образ» и выполнение задания, помещенного после этого раздела.
      III. Чтение фрагмента главы «Какие образы могут быть вынесены в заглавие» и выполнение задания, помещенного после этого раздела (заполнение таблицы). На данном этапе урока закрепляются знания учащихся о видах художественных образов, полученные на уроках в первом полугодии (материал вступительной главы «Литература как искусство слова»).
      IV. Выполнение заданий учебника, помещенных в конце раздела «Заглавный образ литературного произведения», поможет расширить представления учащихся о заглавии литературного произведения как одном из основных средств выражения авторской позиции, отношения автора к изображаемому. Здесь же прозвучат необычные названия произведений, содержащие вопросы и восклицания (проверка домашнего задания). Учитель может привести другие примеры литературных произведений, в заглавии которых звучат утверждение, побуждение к действию, просьба (стихотворение К. М. Симонова «Жди меня») или прямая оценка изображаемого, данная, например, в форме наречия (поэма В. В. Маяковского «Хорошо»).
      V. Чтение фрагмента главы «Как охарактеризовать заглавный образ» и выполнение задания, помещенного в конце этого раздела (устные рассказы об одном из заглавных образов ранее изученных литературных произведений). Данное задание может быть использовано и в последующем, при анализе рассказов Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», А. П. Чехова «Мальчики», А. П. Платонова «Неизвестный цветок» и др.
      VI. Домашнее задание: 1) перечитать раздел «Заглавный образ литературного произведения»; 2) выполнить задание 3, помещенное после этого раздела.

Урок 44*

Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат


      Задачи: закрепить начальное представление о заглавном образе литературного произведения; формировать навык письменного рассказа о художественном образе (на примере заглавного образа); развивать навыки цитирования художественного текста.
      Основные виды деятельности: самостоятельная письменная работа.
      Термины: заглавный образ, цитата.

Этапы урока

      I. Подготовка к написанию самостоятельной работы, характеристики заглавного образа. Учащиеся дома выбирают литературное произведение для данной работы (повесть И. С. Тургенева «Муму»). В хорошо подготовленном классе (или для отдельных учащихся) можно рекомендовать другое произведение (например, небольшой рассказ или стихотворение).
      II. Выполнение письменной работы.
      III. Домашнее задание: прочитать первую главу рассказа «Кавказский пленник».


Л. Н. ТОЛСТОЙ

Урок 45

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»


      Задачи: продолжить знакомство учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; рассмотреть историческую основу и сюжет рассказа «Кавказский пленник»; начать подготовку к осмыслению проблематики рассказа и авторской позиции.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; сочинение-миниатюра; чтение фрагментов рассказа.
      Термины: рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о Л. Н. Толстом, рассказ о Ясной Поляне, малой родине писателя, представление слайдов с видами Ясной Поляны.
      II. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе.
      Сначала читается первая часть статьи (до слов «Юность писателя прошла в Казани»). Пятиклассники вспоминают изученные в начальной школе басни, сказки, рассказы Л. Н. Толстого («Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка» и др.). Вопросы для беседы:
      1. О каких новых для себя произведениях писателя вы узнали из статьи?
      2. Где прошли детство и большая часть жизни писателя?
      3. Воссоздайте картину яснополянской усадьбы (нарисуйте словесный образ усадьбы).
      Можно предложить пятиклассникам написать небольшое сочинение-миниатюру на тему, сформулированную в виде цитаты: «Счастливая, счастливая пора детства!» (Л. Н. Толстой).
      Далее продолжается чтение статьи учебника. Затем проводится краткая беседа о видах и сферах деятельности, которые определили жизнь Л. Н. Толстого.
      III. Чтение и комментирование рассказа. После чтения первой главы следует провести небольшую беседу, выявляющую уровень восприятия и понимания текста, касающуюся преимущественно вопросов о времени и месте действия, изображенных в рассказе событиях. Кроме того, важно заинтересовать пятиклассников (в особенности тех, кто еще не прочитал рассказ до конца). После беседы необходимо обратиться к комментариям, помещенным после текста рассказа.
      Дополнительная информация:

      «При Петре I по Тереку (реке на Кавказе) создавалась оборонительная линия от нападений горцев. Здесь стояли станицы, кордоны, крепости. Во второй половине XIX века на Кавказе шла война. В апреле 1851 года 22-летним молодым человеком Толстой уезжает вместе со старшим братом служить артиллерийским офицером на Кавказ. Здесь писатель увидел войну и людей на войне, был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».

      IV. Беседа по вопросам учебника об исторической основе рассказа, его сюжете и героях, основных эпизодах:
      1. Где разворачивается действие рассказа?
      2. О чем повествует Толстой?
      3. Какие события составляют основу сюжета рассказа? Назовите основные эпизоды.
      Внимание пятиклассников обращается на заголовочный комплекс и авторское указание на то, что перед нами быль.
      V. Чтение описаний кавказской природы в рассказе «Кавказский пленник», представление иллюстраций к рассказу. Возможно обращение к рисункам М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-Грузинская дорога близ Мцхета». Учащимся предлагается нарисовать свои иллюстрации к рассказу, подобрать к ним названия.
      VI. Домашнее задание: дочитать рассказ «Кавказский пленник» и составить его цитатный план.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4 учебника (по выбору учащихся).

Урок 46

Образы горцев


      Задачи: рассмотреть средства раскрытия образов горцев в рассказе; раскрыть смысл представления читателю подробных описаний быта и традиций горцев.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника; представление иллюстраций к рассказу.
      Термины: собирательный образ, пейзаж.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания (цитатный план рассказа, словесные портреты Жилина, Костылина и Дины) подготовит учащихся к устным рассказам о главных персонажах.
      II. Чтение и анализ фрагмента «В ауле» (от слов «Приехали в аул...») и других описаний быта и жизни татар. Дополнительные вопросы для беседы:
      1. Подумайте, почему не спалось Жилину. Почему Жилин постоянно наблюдает за жизнью татар?
      2. Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?
      3. В чем различие русской и татарской культур? Как это различие показано в рассказе?
      4. Как относятся татары к Жилину и Костылину? Как проявляют себя герои в ситуации с выкупом? Подумайте, как и почему меняется отношение татар к Жилину.
      III. Анализ образов горцев следует предварить пояснением значения слова «горцы» («горец», «горянка») — жители гор. Подбор материала по темам «Жизнь татарского аула», «Быт и традиции татар», «Национальная одежда горцев», «Дина» поможет начать обсуждение вопроса 6 учебника — об образе татарского аула, вопросов 9—10 — об образе Дины, вопроса 11 — об образе старика-татарина.
      IV. Краткая самостоятельная характеристика (устная или письменная) учащимися одного из горцев, например Абдул-Мурата (работящий, гостеприимный, экономный, заботящийся о благополучии своей семьи, способен понять и оценить хорошего человека), старика-татарина, потерявшего своих детей (сильный характер, волевой человек, многое перенес, его уважают окружающие, готов принять смерть детей и найти силы для жизни, непримиримость к врагу, любовь к своей земле), Дины (добрая, заботливая, отзывается на доброе отношение, открыта к любви и к участию в судьбе русского пленного, непосредственная, способна на самопожертвование, стремится помочь Жилину, спасти его).
      V. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание 2 учебника). Здесь же возможно сопоставление двух описаний, родного пейзажа и кавказской природы, в эпизоде «Жилин на горе» (задание 12 учебника). Герой наблюдает волшебную красоту Кавказа, но тоскует по близким его сердцу картинам русской природы.
      VI. Чтение и анализ эпизодов, посвященных Жилину и Дине, обсуждение вопросов 9, 10 учебника. Дополнительные вопросы:
      1. Почему Дина помогает Жилину? Чем Жилин вызывает расположение к себе дочери хозяина?
      2. Почему Дина привязалась именно к Жилину, а не к его товарищу по несчастью?
      3. Чем рискует Дина? Вспомните историю одного из сыновей старика.
      4. Какие чувства вызывает у вас Дина?
      5. Как изменилось после побега отношение татар к пленникам? Обратите внимание на чередование мотивов вражды и согласия в рассказе (сцена битвы, прощание татар с погибшим — ужас войны; помощь Жилина горцам, изготовление кукол — мотив согласия).
      6. В чем причина того, что Дина не меняет своего отношения к Жилину, а, наоборот, еще больше переживает за него?
      7. Найдите фрагмент, в котором Дина пытается сбить колодку пленника. Что она в этот момент чувствовала?
      8. Почему Дина рассказывает Жилину о давлении стариков на ее отца? Обратите внимание, что в момент этого разговора с Жилиным Дина отказывается от игрушек, сделанных для нее. Для чего Толстой пишет об этом?
      Куклы героя — символ мира, очага, уюта, семьи. Учащиеся подводятся к мысли о том, что мир ребенка чужд национальным розням и далек от вражды, наживы, войны. Между татарами и Жилиным оказывается возможным согласие, между Жилиным и Диной возникает взаимная симпатия, дружба.
      После обсуждения вопроса 15 учебника следует остановиться на проблеме милосердия и жестокости в условиях военных действий. Судьба старика-татарина, потерявшего сыновей, во многом поможет объяснить жестокость татар по отношению к пленникам. Однако в условиях войны это вполне объяснимая жестокость.
      VII. Обобщение и подведение итогов урока. Два русских офицера оказываются во враждебной им среде. Однако татарский аул не военный лагерь, а очаг мирной жизни. Татары соблюдают обычаи, любят своих детей, жен. Трогательный образ Дины, решившейся на отчаянный поступок во имя спасения хорошего человека, воплощает в себе идею примирения, согласия, братства. Писатель подчеркивает противоестественность войны.
      VIII. Домашнее задание: 1) перечитать последнюю главу рассказа «Кавказский пленник»; 2) подготовить пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины).
      Индивидуальное задание: составить киносценарий «Жилин и Дина», выделить основные эпизоды, представить один из них (фон, портрет, диалог), при рассказе об этом фрагменте использовать словосочетания «на переднем плане», «на заднем плане», «в центре», «крупным планом» (данное творческое задание может выполняться в группе).

Урок 47

Образы Жилина и Костылина


      Задачи: сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
      Основные виды деятельности учащихся: пересказ от лица одного из персонажей; сопоставительная характеристика образов; литературная игра, ответы на вопросы учебника.
      Термины: художественный образ, характеристика героя.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания: 1) творческий пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины); 2) представление киносценария «Жилин и Дина» (индивидуальное задание).
      II. Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради:
      1. Портрет героя.
      2. Особенности характера.
      3. Отношение к близким, окружающим, миру.
      4. Отношение к нему окружающих.
      5. Поведение в плену.
      6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия.
      7. Вывод о жизненной позиции героя и о его роли в произведении.
      Вопросы 13—16 учебника помогут остановиться на проблеме разных судеб героев, подойти к рассмотрению нравственной проблематики рассказа. Возможны дополнительные вопросы:
      1. Почему герои оказались в плену?
      2. Как Жилин относится к Костылину?
      3. Как ведет себя Костылин по отношению к Жилину?
      4. В чем причина подобного поведения Костылина?
      5. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?
      6. Докажите, что Жилин, даже проявив малодушие («Так я же один уйду, — прощай...»; «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел...»), раскаивается и находит в себе силы, чтобы не бросить товарища.
      7. Какие чувства вызывают у вас Жилин, Костылин, Дина?
      8. Как на месте Жилина вы бы отнеслись к человеку, подобному Костылину?
      9. В чем схожесть позиций Дины и Жилина в рассказе?
      10. Какие чувства испытывают Жилин и Дина в момент расставания? Как данный эпизод раскрывает образы героев? Какую роль играет сцена расставания героев в понимании замысла писателя, идеи произведения?
      III. Литературная игра по карточкам активизирует работу пятиклассников с текстом, поможет в создании устной (или письменной) характеристики персонажа. Учитель готовит карточки, в которых обозначены некоторые черты характеров Жилина и Костылина. Карточки перемешиваются. Учащимся необходимо прокомментировать то, что отмечено в доставшихся им карточках, используя для аргументации примеры (цитаты) из текста. Оценивается полнота и правильное построение ответа, удачный выбор примеров из текста для аргументации и вывода.
      Жилин: Карточка 1. Добрый. Карточка 2. Любит мать. Карточка 3. Работящий. Карточка 4. Верит в свои силы. Карточка 5. Обладает сильным характером. Карточка 6. Решительный. Карточка 7. Надежный. Карточка 8. Отважный.
      Костылин: Карточка 1. Думает только о себе. Карточка 2. Эгоистичен. Карточка 3. Равнодушен к другим. Карточка 4. Слаб духом и физически. Карточка 5. Пасует перед жизненными трудностями. Карточка 6. Изнеженный. Карточка 7. Трусливый. Карточка 8. Несамостоятельный.
      В заключение работы необходимо сделать вывод о том, что два главных героя явно противопоставлены друг другу. При их характеристике часто используются слова-антонимы, которые в художественном произведении обычно подтверждают наличие приема антитезы (на данном этапе работы возможно и введение термина «антитеза», объяснение его происхождения).
      IV. Обсуждение смысла названия рассказа, которое могут направить следующие вопросы:
      1. Пленник — человек, находящийся в плену. Какой образ и какие ассоциации возникают у вас при произнесении названия рассказа Л. Н. Толстого?
      2. Кто из героев больше похож на кавказского пленника и почему?
      3. Обратите внимание на употребление писателем слова «пленник» в единственном числе. Как это можно объяснить?
      4. Почему Костылин не в состоянии бежать из плена? Как это характеризует его жизненную позицию?
      5. В чем поучительный смысл рассказа? Как в названии рассказа проявилось отношение автора к героям?
      6. Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя?
      7. Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?
      V. Домашнее задание: подготовить цитатный план характеристики одного из героев рассказа Л. Н. Толстого.

Урок 48*

Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся


      Задачи: закрепить навыки устной и письменной характеристики заглавного образа литературного произведения; подвести итоги работы во второй четверти.
      Основные виды деятельности: устные рассказы о литературном персонаже; анализ письменных работ.
      Термины: вступление, заключение, тезис, цитата.

Этапы урока

      I. Представление темы урока и его основных целей. Следует еще раз остановиться на требованиях к устному и письменному ответу на вопрос и на этапах подготовки к письменной работе.
      II. Коллективная работа над письменным ответом на вопрос с использованием цитирования. Примерные вопросы:
      1. Почему Жилин предлагает Костылину бежать вместе?
      2. Какие качества Костылина отличают его от Жилина?
      3. Почему возможно взаимодействие и согласие между Жилиным и татарами?
      Важно обратить внимание учащихся на вопросительное слово в задании; предложить им устно (или письменно) дать свой вариант ответа на вопрос; попросить записать основную мысль (вывод); напомнить о необходимости к каждому тезису основной части ответа подобрать, по возможности, цитату. Попутно закрепляются правила оформления цитаты в тексте работы, говорится о необходимости комментирования цитаты — ее пояснения, напоминается об обязательности вывода.
      Вместе с учителем составляется вступление (представление героя и произведения, описание ситуации или проблемы, о которой пойдет речь). Заключение готовится учащимися самостоятельно, после чего обсуждаются его возможные варианты, выбираются наиболее удачные из них. Самые интересные письменные работы можно зачитать, выделив среди них наиболее оригинальные по содержанию и сделанным в них выводам.


А. П. ЧЕХОВ

Урок 49

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»


      Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова; закрепить навык устной характеристики заглавного (собирательного) образа литературного произведения; дать начальное представление о юморе.
      Основные виды деятельности: слово учителя о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника.
      Термины: юмор, заглавный образ, собирательный образ.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о теме урока и о двух центральных образах, о которых пойдет речь на уроках литературы в третьей четверти: образе детства (образы детей) и образе родины (в том числе малой родины).
      II. Слово учителя об А. П. Чехове с использованием материалов вступительной статьи, фрагменты которой могут быть прочитаны учащимися, и с представлением фотографий родных мест писателя. Возможно чтение фрагментов из ранних юмористических рассказов Чехова (например, начало рассказа «Случай с классиком»). На данном этапе урока вводится понятие «юмор», выясняется, различают ли пятиклассники такие виды комического, как юмор и сатира, на примере фрагмента рассказа «Случай с классиком» демонстрируются особенности несатирического комизма (добродушный, прощающий человеку некоторые его слабости, не очень обидный смех).
      III. Чтение и анализ рассказа «Мальчики». Рассказ прочитают учащиеся. Учитель обратит их внимание на комментарии и сноски, в том числе, например, на то, что главные герои рассказа — их ровесники. Беседу по рассказу могут направить вопросы 1—5 учебника.
      IV. Домашнее задание: прочитать рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 3, 4 учебника (по выбору).

Урок 50*

Рассказ А. П. Чехова
«Лошадиная фамилия»


      Задачи: обогатить знания учащихся о заглавном образе литературного произведения; развить начальное представление о юморе и средствах создания комического эффекта.
      Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам; терминологический тест.
      Термины: юмор, сравнение, гипербола, эпитет, «говорящая фамилия».

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о ранней прозе А. П. Чехова и о псевдонимах писателя (Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.).
      II. Чтение и анализ рассказа «Лошадиная фамилия». Примерные вопросы и задания:
      1. Какой необычный образ вынесен в заглавие этого рассказа?
      2. Найдите в тексте все варианты «лошадиной фамилии». Сколько их всего? С какой целью писатель использует такое множество вариантов? Какую «лошадиную фамилию» вспомнили бы вы, если бы потребовалось?
      3. Что, кроме вариантов «лошадиной фамилии», помогает создать комический эффект? Вспомните, что комическая ситуация строится на несоответствии. Что здесь чему не соответствует? Какой фрагмент рассказа показался вам самым смешным?
      III. Подготовка к написанию рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.
      1. Вспомните один из комических эпизодов из вашей жизни или жизни ваших знакомых. Почему этот эпизод можно назвать комическим?
      2. Попытайтесь рассказать об этом эпизоде, используя художественные приемы, например сравнения, эпитеты, гиперболы, «говорящие фамилии». Показался ли смешным ваш рассказ одноклассникам? Как вы думаете, легко ли написать смешной рассказ?
      IV. Терминологический тест, позволяющий расширить и обогатить представления учащихся о художественных средствах создания комического эффекта.
      Учащимся предлагается записать в тетради несколько терминов, преимущественно уже хорошо им знакомых, вспомнить их значения или найти определения этих терминов в «Кратком словаре литературоведческих терминов»: эпитет, сравнение, «говорящая фамилия», обращение, восклицание, комический афоризм, просторечная лексика.
      Далее предлагается ряд примеров из юмористических рассказов Чехова, которые учащиеся должны соотнести с одним из литературоведческих терминов, например:
      — прямые обращения к читателю («Не удивляйтесь и не смейтесь, читатель!»; «Но не верьте, читатель!»; «Такие-то дела, читательницы!»);
      — восклицания («Возмутительно!»; «Безжалостная история!»; «Нельзя не любить такого человека!»; «Славный малый!»);
      — эпитеты («жидкая бородка», «нетерпеливый генерал», «пухленькие блины»);
      — сравнения («тонкая, как голландская сельдь, мамаша»; «толстый и круглый, как жук, папаша»; «малый добрый, но глупый, как гусь»; «защитник встряхивает головой, как лошадь, которую укусила муха»; «язык его заиграл на нервах, как на балалайке»);
      — «говорящие фамилии» (Пешеморепереходященская, Пивомедов, Очумелов, Дробискулов, Сладкоперцев, Воробьев-Соколов, Черносвинский);
      — просторечная лексика («Что рыло наморщил?»; «И физиомордия, знаешь, этакая тово...»);
      — комические афоризмы («Тонкие намеки на довольно толстые обстоятельства»; «Водка бела, но красит нос и чернит репутацию»).
      V. Заключительная беседа обобщающего характера о художественных средствах создания комического эффекта:
      1. В чем своеобразие эпитетов и сравнений, используемых в юмористических произведениях?
      2. О чем говорят так называемые «говорящие фамилии»?
      3. Почему в юмористических произведениях так много восклицательных и вопросительных предложений и прямых обращений к читателю?
      4. В чем своеобразие комических афоризмов? На какой эффект они рассчитаны? Чем отличаются от традиционных афоризмов, пословиц?
      Названия рассказов также, наряду с системой разнообразных художественных средств, способствуют созданию комического эффекта. Среди названий особенно запоминаются такие, например, как «Случай с классиком», «Интеллигентное бревно», «Лошадиная фамилия», «Новогодние великомученики», «Новогодняя пытка».
      VI. Домашнее задание: написать рассказ о смешном случае из жизни и озаглавить его.


Урок 51. Практикум.

Письменный отзыв о литературном произведении

      Задачи урока: раскрыть основные признаки отзыва как речевого жанра; познакомить учащихся с разновидностями отзыва и с особенностями употребления в каждом из них языковых средств; подготовить учащихся к написанию отзыва о литературном произведении.
      Основные виды деятельности: чтение и анализ материалов учебника; анализ различных разновидностей отзыва; анализ памятки «Как писать отзыв»; редактирование отзывов; самостоятельное написание отзыва о прочитанном произведении.
      Термины: отзыв, письменный отзыв о прочитанном произведении.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя содержит информацию о том, когда и для чего пишутся отзывы о литературном произведении, кому они могут быть адресованы, какую роль играет отзыв в учебной деятельности школьников. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что умение писать отзыв о литературном произведении активизирует читательскую деятельность школьников, позволяет более детально и доказательно высказать свою точку зрения по поводу прочитанного (или услышанного), обоснованно возразить тому, кто придерживается других взглядов, занимает другую позицию в оценке содержания прочитанного.
      II. Знакомство с разновидностями отзыва проводится в ходе анализа материалов учебника, в котором представлены отзыв-отклик, отзыв как эмоциональное высказывание по поводу прочитанного, письменный отзыв о литературном произведении, в содержании которого формулируются соответствующие тезисы («понравилось» — «не понравилось»; «читать интересно» — «читать неинтересно»; «трудно писать об этой книге»; «с удовольствием читаешь эту книгу» и т. п.) и приводятся аргументы для доказательства этих тезисов: анализ фрагментов содержания книги, поступков героев, полюбившихся строк; примеры того, как повлияла книга на читателя; цитирование высказываний авторитетных людей о книге и ее проблематике.
      Особое внимание следует уделить разделу учебника, в котором говорится о том, какие задачи необходимо решить автору отзыва.
      Изучение материалов практикума «Отзыв о литературном произведении» направлено на то, чтобы показать многообразие целевых установок отзыва, которые могут быть реализованы в том или ином объеме, в зависимости от обстоятельств и условий создания отзыва: дружеская беседа, разговор с близкими предполагает обмен мнениями, впечатлениями о прочитанном произведении, фильме, спектакле; учебное общение в классе позволяет в процессе создания отзыва поставить вопросы, актуальные для обсуждения в школьном коллективе. Поразмышлять над проблемами, которые затронуты в произведении, повлиять на мысли и чувства тех, кто еще не успел прочитать это произведение, можно в процессе общения с друзьями (письмо другу, брату, сестре) и в отзыве, с которым можно выступить на читательской конференции, который можно опубликовать в школьной газете или журнале.
      III. Подготовка учащихся к написанию отзыва складывается из следующих этапов:
      — анализ памятки «Как писать отзыв», в ходе которого следует особое внимание уделить подбору доказательств, подтверждающих оценку того или иного произведения;
      — анализ отзывов о прочитанном произведении с целью выявления особенностей их структуры, уместности употребления в них эмоционально окрашенных и оценочных слов, передающих чувства и переживания читателя;
      — редактирование отзывов: введение доказательств, подтверждающих ту или иную оценку произведения; замена неуместных или неточных языковых средств, передающих эмоциональные переживания читателя и т. п.;
      — составление (написание) различных вариантов отзыва об одном и том же произведении (отзыв-отклик; отзыв как эмоциональное высказывание; письменный развернутый доказательный отзыв).
      На этом этапе работы используются материалы учебника, отзывы, написанные учащимися до проведения практикума, отзывы, которые публикуются в современных детских журналах. В частности, могут быть прочитаны на уроке отзывы, написанные учащимися в процессе выполнения домашнего задания. Вопросы:
      1. Какой разновидности отзыва соответствует отзыв, написанный вами?
      2. Соответствуют ли написанные вами отзывы тем требованиям, о которых говорилось на уроке?
      3. Что нужно изменить в содержании вашего отзыва, чтобы он отвечал необходимым требованиям к высказываниям подобного рода?
      4. Какие оценочные и эмоционально окрашенные слова являются уместными для вашего отзыва?
      5. Какие доказательства необходимо ввести в содержание вашего отзыва? Почему?
      IV. Домашнее задание: 1) подготовьте сообщение на тему «Аннотация и отзыв: общее и различное»; 2) напишите аннотацию и отзыв о литературном произведении, героями которого являются дети.

Урок 52*

Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении


      Задачи урока: проанализировать отзывы, написанные школьниками, с целью совершенствования умений создавать высказывания подобного характера 3.
      Основные виды деятельности: анализ и редактирование самостоятельно созданных отзывов.
      Термины: редактирование, речевые ошибки, текстовые ошибки.

Этапы урока

      I. Во вступительном слове учитель дает общую характеристику проделанной школьниками работе, оценивает ее в целом, обращает особое внимание на возможность совершенствования созданных учащимися высказываний, на необходимость улучшения их содержания в процессе редактирования текста.
      II. Уточнение понятия «редактирование текста». На этом этапе учитель раскрывает понятие «редактирование» в процессе толкования термина: редактировать — проверять, исправлять текст с целью его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо неоднократно вдумчиво прочитать текст и выявить ошибки, допущенные при его создании.
      III. Уточнение понятий «речевые ошибки», «текстовые ошибки». Важно подчеркнуть, что при создании любого текста автор может допустить различного рода ошибки: орфографические и пунктуационные (устраняются в процессе актуализации правил, с помощью пособий справочного характера); речевые и текстовые. Поясним, что речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка (правильность, уместность, точность, выразительность, богатство). К речевым относятся и стилистические ошибки, которые проявляются в нецелесообразном, неуместном применении языковых средств без учета особенностей речевой ситуации, сферы общения.
      Текстовые ошибки связаны с нарушением правил построения текста (композиционные ошибки) и оформления письменных высказываний (выделение абзацев).
      Именно речевым и текстовым ошибкам следует уделить особое внимание: важно научить учащихся видеть ошибки подобного рода и показать им способы их устранения.
      IV. Характеристика типичных ошибок, которые проявляются при написании отзывов. Как показывает опыт, при создании отзыва (и других письменных работ) пятиклассники, как правило, допускают следующие ошибки:
      — нарушение логической структуры текста: неумение членить текст на смысловые блоки и располагать их в логической последовательности; отсутствие таких частей, как формулировка тезиса, основного положения отзыва, отсутствие или неубедительность доказательств, необходимых для подтверждения того или иного положения;
      — неумение целесообразно и уместно применять оценочные, эмоционально окрашенные слова, выразительные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры и т. п.).
      V. Анализ отзывов, созданных школьниками. Для этого распечатываются (или предъявляются каким-либо другим способом) тексты отзывов, чтобы школьники имели возможность их править (редактировать).
      Приведем пример одного из возможных вариантов подобной работы. Для анализа предлагается следующий отзыв:

      «Я люблю детективы, но я не читаю все подряд. Моими любимыми авторами являются А. Иванов и А. Устинова. Они пишут так, что, когда читаешь их книги, забываешь обо всем и не можешь оторваться. Тебе кажется, что ты в другом мире. Там происходят невероятные события.
      Я, например, читаю книги, у которых общее название „Детективное агентство“. Некоторые из этих книг называются: „Загадка ловких мошенников“, „Загадка бронзового льва“ и т. д.
      Советую и вам почитать, это очень увлекательно». (Федор И.)

      Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
      1. Можно ли назвать данный текст отзывом?
      2. К какой разновидности отзывов он относится?
      3. Какова основная мысль отзыва? Что в нем доказывается?
      4. Убедителен ли автор в своих доказательствах?
      5. Правильно ли оформлено содержание отзыва (деление текста на части, логичность их расположения)?
      6. Удачно ли использованы средства выразительности, оценочные слова?
      В ходе ответов на поставленные вопросы учащиеся приходят к следующим выводам:
      — Ученик написал действительно отзыв, так как он оценивает прочитанное произведение («любимые авторы», «это очень увлекательно»), описывает свои впечатления от прочитанного («когда читаешь их книги, забываешь обо всем», «тебе кажется, что ты в другом мире»).
      — Однако разновидность отзыва определить трудно: для отзыва как эмоционального отклика не хватает выразительности, яркости, эмоций, а для доказательного отзыва — развернутых доказательств, поэтому основная мысль, основной тезис отзыва («советую и вам прочитать») звучит неубедительно. Следовательно, в отзыв необходимо ввести ссылки на характер и поступки героев, описание необычных ситуаций, в которые они попадают, примеры их поведения в тех или иных ситуациях и т. п. («особенно интересны эпизоды, в которых...»; «автор все время держит читателя в напряжении, пытается заинтриговать его, включая в повествование рассказ о...»; «эпизоды, в которых...»).
      — Ученик не продумал структуру текста: авторы детективов упомянуты в первой части отзыва, а названия произведений, общая рубрика, объединяющая серию, — в его заключительной части. Следовательно, нужно расположить части в логической последовательности, продумать переходы от одной части к другой. После указания на то, какие авторы детективов являются для автора любимыми, можно сказать следующее: «Они написали целую серию книг под общим названием „Детективное агентство“. Интересно, что в названии каждой книги из этой серии есть слово „загадка“: „Загадка ловких мошенников“, „Загадка бронзового льва“. И действительно, когда читаешь книги, то все время разгадываешь какую-то загадку».
      — И наконец, можно посоветовать автору использовать более разнообразные выразительные средства при описании собственных впечатлений и переживаний. С этой целью учитель может привести примеры удачно использованных выразительных средств из отзывов других школьников.
      В ходе беседы с учащимися учитель демонстрирует основные направления анализа отзыва, раскрывает приемы его редактирования и совершенствования.
      VI. Домашнее задание: доработать написанные отзывы с учетом замечаний, сделанных в ходе их проверки, и выводов, к которым пришли учащиеся в процессе урока.


      1 Расстановка простым карандашом в тексте знаков пауз, логического ударения, определение мелодики, логического ударения, громкости, уточнение произнесения слов.
      2 На данном уроке-практикуме, как и на других уроках этого типа, можно работать с учебником, последовательно переходя от раздела к разделу и выполняя задания, помещенные после каждого раздела.
      3 Урок может быть проведен после написания учащимися отзывов о прочитанном произведении и проверки их учителем.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>